УДК 338.2
ИНВЕСТИЦИИ В ИННОВАЦИИ РОССИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ
О. В. Гаврилова
INVESTING IN INNOVATION RUSSIA AND THEIR IMPACT ON ECONOMIC DEVELOPMENT
O. V. Gavrilova
Аннотация. Актуальность и цели. Проблемы инновационного развития России стоят очень остро и требуют кардинальных решений. Рационально построенная стратегия стимулирования инновационной деятельности и венчурного инвестирования в условиях России может способствовать эффективному использованию конкретных преимуществ, связанных как с наличием природных ресурсов, так и c научно-техническим потенциалом страны. Материалы и методы. Реализация задач была достигнута за счет использования данных статистики и анализа экономических показателей. На основе теоретической и практической деятельности был осуществлен выбор приоритетных направлений развития экономики. Результаты. В работе подробно описан комплекс мер, которые могут повлиять на ход инновационно-инвестиционных процессов в экономике России, а также предложены приоритетные стратегические направления финансирования. Выводы. Анализ инвестиционных процессов в экономике позволяет получить оценку эффективности реализации государственного бюджета страны. Принципиально новым качеством раздела инноваций в бюджете должно стать возвратное инвестирование развития малых предприятий и венчурных фирм на основе участия их в инновационных программах, прошедших государственную экспертизу.
Ключевые слова: инновации, инвестиции, процесс, развитие экономики.
Abstract. Background. The problems of innovative development of Russia are very serious and require radical solutions. Currently innovative activity in Russia is characterized by indicators showing her backwardness. Rational strategy of innovation and venture investment in Russia can contribute to the effective use of specific benefits associated with the presence of natural resources and scientific and technical potential of the country. Materials and methods. The implementation of the objectives was achieved through the use of statistics and analysis of economic indicators. On the basis of theoretical and practical activity, was selected priority areas of economic development. Results. In the work described a set of measures that can affect the course of the innovative-investment processes in the economy of Russia, as well as the proposed strategic priority areas of funding. Conclusions. Analysis of investment processes in the economy allows you to assess the effectiveness of the implementation of the state budget of the country. A fundamentally new quality innovation section in the budget should be returnable invest in the development of small businesses and venture capital firms on the basis of their participation in innovative programs that have passed the state examination.
Key words: innovation, investment, process, development of economics.
Введение
С экономической точки зрения современная Россия - очень маленький рынок для многих видов наукоемкой продукции. Ее финансовая система сла-
ба и во многом архаична, а фондовый рынок находится в зачаточном состоянии. Поэтому цепочка превращений инновационной фирмы в крупную корпорацию, как это происходит в классической схеме инновационного развития, внутри России возможна для незначительной части генерируемых знаний. В свою очередь незначительные объемы производства инновационной продукции означают маленькие доходы в виде лицензионных платежей или дивидендов. Поэтому для стимулирования спроса на научные исследования принципиальное значение приобретает стимулирование выхода на внешний рынок на всех стадиях коммерциализации знаний. Для этого необходим ряд преференций для экспорта высокотехнологичной продукции. С другой стороны, требуется реализация ряда мер по расширению внутреннего спроса на инновации как со стороны коммерческого сектора, так и со стороны государства и государственных монополий.
1. Оценка ситуации
Рост доли сырьевых и грубых малопередельных отраслей в экономике России является естественным следствием роста мирового спроса на ресурсы (часть из которого Россия удовлетворяет почти эксклюзивно) и отсутствия сопоставимого роста внутреннего или внешнего спроса на российские инновации. Приблизительная оценка глобального спроса на наше сырье составляет 1 трлн долл., оценка глобального спроса на российский интеллектуальный продукт составляет около 20 млрд долл.
В случае сохранения сложившейся инерции доля сырьевого сектора в России будет увеличиваться, и усилится зависимость экономики от сырьевого сектора. Однако рост доли инновационных, высокотехнологичных отраслей, создания «экономики знаний» сам по себе, в результате действия рыночных сил, не произойдет. «Инновационная перестройка» может быть обеспечена только целенаправленным перераспределением информационных, финансовых и иных ресурсов в пользу инновационных отраслей.
Для того чтобы доля высокотехнологичных, инновационных отраслей была сопоставима с долей сырьевого сектора, масштаб перераспределения ресурсов в пользу инновационного сектора должен быть сопоставим с инвестиционными возможностями сырьевого сектора, т.е. примерно 100 млрд долл. в год [1].
С учетом возможностей и структуры использования доходов российского бюджета подобный масштаб перераспределения может быть осуществлен не только и не столько прямыми бюджетными расходами. На первом этапе наиболее целесообразны налоговые, таможенные и инфраструктурные преференции инновационным предприятиям, а также меры, расширяющие внутренний спрос на научные исследования и инновационные продукты.
Анализ законодательства экономически развитых стран позволяет выявить основные тенденции развития нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, которые направлены:
- на защиту национальных интересов и обеспечение благоприятных условий для использования достижений науки и техники в производстве, включая создание необходимых стимулов, поощряющих научные исследова-
ния и разработки в частном секторе, а также меры государственной поддержки и развития малого инновационного предпринимательства;
- на децентрализацию патентно-лицензионной деятельности, расширение прав федеральных лабораторий на интеллектуальную собственность, полученную за счет средств федерального бюджета;
- на регулирование условий коммерциализации и передачи технологий из военного в гражданский, из гражданского в частный сектора экономики;
- на формирование правовой основы международного трансфера технологий.
К примеру, законодательство США насчитывает более десятка законодательных актов, связанных с регулированием инновационной деятельности, обеспечивающих развитие национальной инновационной системы. Они затрагивают практически всю совокупность экономических регуляторов, включая финансовые, антимонопольные, налоговые, таможенные и другие механизмы. Активно развивается нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности Англии, Германии, Франции, Швеции, Японии и других стран [2].
Между тем межстрановая конкуренция все более развивается в сфере инноваций. При этом страны внимательно оценивают свои перспективы в том или ином направлении. Более того, в условиях кризиса 2008-2009 гг. все страны в своих антикризисных программах большой объем средств направляли на инновационные отрасли (образование и здравоохранение) с тем, чтобы через кризис провести реструктуризацию экономики.
Инвестирование инновационной деятельности является частью общего инвестиционного процесса. В рыночных условиях создающейся структуры собственности инновационный процесс должен обеспечиваться несколькими источниками финансирования в зависимости от целевых задач и назначения будущего изобретения. Система инвестирования инноваций содержит определенное количество взаимосвязанных элементов, имеющих иерархическую соподчиненность и индивидуальную функциональную нагрузку, и включает следующие составные части:
- источники поступления инновационных средств для инвестирования инноваций;
- механизм аккумуляции инвестиционных средств, поступающих из различных источников;
- разработанную процедуру вложения мобилизационного капитала;
- механизм, контролирующий инвестирование;
- механизм возвратности ассигнований.
2. Анализ инвестиционных процессов в экономике России
В рамках федерального и региональных бюджетов в России на реализацию инновационных проектов и программ в первом полугодии 2013 г. израсходовали примерно 430 млрд руб. - это на 8 % меньше показателей первого квартала прошлого года. Такая информация об инвестициях в инновации предоставлена в исследовании НАИРИТа - Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий [3].
Суммы от 100 тыс. руб. до нескольких десятков миллионов долларов за первое полугодие 2013 г. получили 12,5 тыс. проектов. В НАИРИТе пояснили, что необходимо понимать, что не вся сумма (430 млрд руб.) пошла на эти проекты. В данную сумму входят все средства на поддержку инноваций в стране, включая расходы из бюджетных средств, выделенных государственным корпорациям на научно-исследовательскую деятельность, расходы на инфраструктуру и пр.
При этом в рамках федерального и региональных бюджетов России в 2013 г. на реализацию инновационных проектов и программ, несмотря на общемировой кризис, было запланировано примерно 1,5 трлн руб., что на 10-15 % больше показателя прошлого года.
За первое полугодие 2013 г. распределение инновационных проектов по отраслям значительно не изменилось. По количеству проектов лидируют ресурсосбережение и энергетика (27,8 %), далее следуют медицина и биотехнологии (27,1 %). Этот показатель увеличился почти на 2 % по сравнению с предыдущим периодом. Чуть меньше внимания уделено телекоммуникационным и ИТ-технологиям (23,8 %).
В общем распределении инновационных проектов произошло увеличение доли благотворительных и соцпроектов, которые не предусматривают прямого дохода инноватора.
НАИРИТ в ходе ежегодного опроса выявил наиболее серьезные проблемы, препятствующие процессу создания в России инновационных проектов. 39,7 % респондентов указали на социальные и бытовые проблемы, высокий уровень коррупции отметили 26,3 % опрошенных, а произвол чиновников выделили из общего списка 23,6 % опрошенных [3].
НАИРИТ провел опрос инноваторов о комфортности ведения их разработок. В ходе опроса выяснилось, что желанию обычно препятствуют высокие цены на образование, аренду жилья и сопутствующие товары. А способствуют работе инноваторов уникальная творческая атмосфера, доступность финансирования проектов и доступность получения образования на инновационной базе [3].
Для обеспечения перехода на инновационный путь развития необходимо одновременно реализовывать меры бюджетного, инфраструктурного и законодательного обеспечения.
Несмотря на некоторый прогресс, до сих пор вне рамок законодательного поля остаются такие важные направления научной и инновационной деятельности, как государственная поддержка малого высокотехнологичного и наукоемкого бизнеса, венчурное инвестирование и венчурное предпринимательство в наукоемких отраслях, система налоговых льгот для высокотехнологических предприятий, создающих новые рынки и выводящих на традиционные рынки принципиально новую продукцию, деятельность государственных, внебюджетных и частных фондов поддержки науки и инноваций, регулирование работы бирж в высокотехнологическом секторе экономики и т. д.
Бюджетное обеспечение должно включать финансирование научных исследований по тем направлениям, где имеются ведущие и конкурентоспо-
собные научные школы, научные работники, возможности коммерциализации научных достижений; субсидиарное венчурное финансирование производства перспективных инновационных продуктов; реализация нескольких масштабных научно-технических проектов (крупных ФЦП) по направлениям, где имеется научно-технический задел: космические исследования, термоядерный синтез, нанотехнологии, биотехнологии. Пока это осуществлено в широком масштабе лишь по направлению нанотехнологии, а также в области военного заказа.
Инфраструктурное обеспечение подразумевает создание объектов инновационной и финансовой инфраструктур, инвестирующих в инновационную сферу: офисов коммерциализации, технопарков, венчурных фирм и фондов, «спин-аутов» при университетах и академических институтах, системы благотворительных фондов и т.п.
Законодательное обеспечение предполагает создание пакета нормативных актов, делающих возможным реализацию всех тех мероприятий, которые были указаны выше в бюджетном и инфраструктурном обеспечении. Кроме того, оно должно включать в себя систему налоговых льгот для научных и инновационных предприятий, а также высокотехнологичных предприятий, создающих новые рынки и выводящих на традиционные рынки принципиально новую продукцию [4].
В настоящий момент основные налоговые льготы сосредоточены на узких вновь создаваемых сегментах инновационной деятельности. При этом ставится под сомнение наличие в этих сегментах инновационной деятельности, инноваторов и разработок.
Сейчас существуют льготы инновационным предприятиям:
- резидентам особых экономических зон (налоговые льготы, налог на имущество организаций, налог на прибыль);
- Фонду развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий «Сколково»;
- 1Т компаниям;
- организациям, осуществляющим образовательную и медицинскую деятельность (0 % ставка налога на прибыль).
При этом первые три льготы охватывают менее 1 % научных и инновационных предприятий.
Бюджетная поддержка имеет разнонаправленные тенденции. На протяжении последнего десятилетия имело место сокращение бюджетных ассигнований на фундаментальные исследования, финансирование прикладных научно-исследовательских разработок в относительном выражении. В то же время в разы увеличивается финансирование новых механизмов и институтов, эффективность работы которых в разы меньше, чем традиционных (табл. 1). Более того, если традиционное финансирование так или иначе в полном объеме направляется на цели «исследование и разработки», то новые схемы и институты при ближайшем рассмотрении под прикрытием цели «инновации» на самом деле имеют результат в виде финансирования операций с земельными участками, строительством (дороги, инфраструктура, вложение на депозиты в банки) [5].
Таблица 1
Карта государственной поддержки инновационных институтов и инновационной деятельности
Научные Кадро- Бюджет- Налого- Инфра- Патент- Продви-
разра- вый по- ная под- вые структу- ная под- жение
ботки тенциал держка льготы ра держка на рынок
Университеты + + - + + - -
РАН + + - - - - -
Го с. научные центры + + + + - -
Частные
инновацион- ? +
ные
предприятия
Сколково - - + + - - -
РОСНАНО - - + + - - -
Особые
экономиче- - - + + - - -
ские зоны
Российская
венчурная - - + - - - -
компания
В то же время, как показано на рис. 1, анализ конкурентных преимуществ инновационных механизмов и институтов показывает, что инвестиции и использование любого из механизмов и институтов могут дать хороший эффект. В университетах и РАН есть кадровый и инновационный потенциал, некоторые инфраструктурные возможности и отдельные налоговые льготы. В то же время «новые институты» имеют полный спектр налоговой и бюджетной поддержки, поэтому при условии преодоления административных и коррупционных барьеров возможно привлечение потенциала из университетов и РАН. При этом основной вклад иностранного инвестора должен заключаться в патентной поддержке и алгоритмах коммерциализации и продвижения на рынок. Эти две составляющие отсутствуют практически во всех институтах и механизмах [6].
УНИВЕРСИТЕТЫ Щг
РАН *
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ЦЕНТРЫ щ. щ.
ЧАСТНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ♦ ♦♦
СКШКОВО
РОСНАНО ♦ ♦♦
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЮНЫ «tt
РОССИЙСКАЯ ВЕНЧУРНАЯ КОМПАНИЯ #
Рис. 1. Динамика функционирования инновационных институтов
Заключение
Государственное регулирование экономических и инновационных процессов является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные рельсы.
В целях совершенствования государственного финансирования инновационных процессов в бюджете целесообразно в качестве направления финансирования выделить инновации по приоритетным стратегическим направлениям создания высокоэффективных технологий, машин и оборудования. Принципиально новым качеством раздела инноваций в бюджете должно стать возвратное инвестирование развития малых предприятий и венчурных фирм на основе участия их в инновационных программах, прошедших государственную экспертизу. Финансовые ресурсы, выделенные на эти цели, целесообразно сосредотачивать в специальном Государственном инновационном фонде, имеющем региональные отделения и надежную банковскую систему (путем создания государственного Банка инновационного развития или использования сети Сбербанка РФ).
Список литературы
1. Балдин, К. В. Инвестиции: Системный анализ и управление / К. В. Балдин. - М. : Дашков и Ко, 2009. - 288 с.
2. Ищенко, Е. Г. Россия в мировом инвестиционном процессе / Е. Г. Ищенко. - М. : Изд-во РАГС, 2010. - 336 с.
3. Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий. -URL: www.nair-it.ru/analytics
4. Лившиц, В. Н. Об одном подходе к оценке эффективности производственных инвестиций в России / В. Н. Лившиц, С. В. Лившиц. - М. : Дрофа, 2000. - 409 с.
5. Агентство по инновациям и развитию. - URL: www.innoros.ru
6. РИА Регионы России. - URL: www.gosrf.ru
Гаврилова Ольга Вячеславовна
студентка,
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского E-mail: [email protected]
Gavrilova Ol'ga Vyacheslavovna student,
Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky
УДК 338.2 Гаврилова, О. В.
Инвестиции в инновации России и их влияние на развитие экономики /
О. В. Гаврилова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. -2015. - № 2 (14). - С. 17-23.