Научная статья на тему 'Инвестиции в детей в терминах концепции социального капитала'

Инвестиции в детей в терминах концепции социального капитала Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
153
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Матюшечкин А. С.

Предмет исследовательского интереса данной статьи дети как инвестиционный актив. Для всестороннего анализа инвестиций родителей в детей автор обращается к теории социального капитала. Соединяя принципы и компоненты двух основных направлений объяснения социального поведения (актор как социализированный элемент; актор, принимающий самостоятельные решения независимо) в определении социального капитала, автор предлагает рассматривать инвестиции в детей как передачу им социального капитала семьи. В статье оценено влияние родительских ожиданий и установок на инвестиции в ребенка, анализируется значение социального капитала в жизни детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиции в детей в терминах концепции социального капитала»

Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2007, № 1 (6), с. 55-59

ИНВЕСТИЦИИ В ДЕТЕЙ В ТЕРМИНАХ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА

© 2007 г. А.С. Матюшечкин

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

ve stnik_nngu@mail. ru

Поступилм в редмкцию 25.12.2006

Предмет исследовательского интереса данной статьи - дети как инвестиционный актив. Для всестороннего анализа инвестиций родителей в детей автор обращается к теории социального капитала. Соединяя принципы и компоненты двух основных направлений объяснения социального поведения (актор как социализированный элемент; актор, принимающий самостоятельные решения независимо) в определении социального капитала, автор предлагает рассматривать инвестиции в детей как передачу им социального капитала семьи. В статье оценено влияние родительских ожиданий и установок на инвестиции в ребенка, анализируется значение социального капитала в жизни детей.

«Любовь к потомству всех страстей сильней», - сказал Джордж Байрон в XIX веке. В XX веке нобелевский лауреат из Чикагского университета Г арри Беккер предложил рассматривать детей, ко всем прочему, и как инвестиционный актив. Дети могут помогать родителям в старости, замещая собой пенсионную систему. Начиная с некоторого возраста, они могут страховать родителей от потери трудоспособности, воровства и прочих случайных потерь. Более того, успешные дети могут быть источником дешевых займов и даже инвестиций в проекты родителей. Однако, чтобы все это получить, ребенка нужно кормить, одевать, лечить, развивать и давать образование. Есть также риск того, что он умрет, потеряет трудоспособность во время службы в армии, в результате ДТП, от суицида, отравления алкоголем или употребления наркотиков, а также риск того, что все это произойдет с родителем и тот не сможет воспользоваться поддержкой ребенка...

Инвестиции родителей в детей - это инвестиции, которые начинаются с первых лет их жизни и продолжаются до периода полного профессионального становления: на здоровье, образование, производственное обучение, путешествия, браки своих детей, накопление собственности, предназначенной для передачи в наследство. Но любой родитель скажет, что не только финансы вкладывают родители в своего ребенка, а в первую очередь время, силы, нервы...

Чтобы разобраться в многообразии форм инвестирования в детей, обратимся к концепции социального капитала.

Идея социального капитала была заложена в работах Алексиса де Токвилля [1], Эмиля Дюркгейма [2], Макса Вебера [3]. Первое из-

вестное упоминание «социального капитала» в современном значении было связано с образованием и местным сообществом [4]. С тех пор социальный капитал изучался Джейн Джекобс [5] в ходе анализа соседских отношений в городах (социальный капитал определялся как сеть соседских отношений); Дж. Коулманом [6], который подчеркивал взаимодополнение человеческого и социального капитала; Р. Патнемом [7] и Ф. Фукуямой [8], которые применили концепцию на уровне государства и региона, причем Патнем подчеркивал роль гражданской вовлеченности в развитии демократии и социального единства. П. Бурдье [9] и П. Ж.-К. Пассерон применяли очень близкую по содержанию концепцию «культурного капитала».

Наиболее известными авторами, разрабатывавшими проблемы социального капитала, являются П. Бурдье и П. Сорокин. Социальный капитал описывается в социальной философии и социологии через социальное пространство и социальную мобильность. Так, согласно Бурдье, социальное пространство - это «ансамбль невидимых связей», формирующих «пространство позиций, внешних по отношению друг к другу, определенных одни через другие, по их близости, соседству или по дистанции между ними, а также по относительной позиции: сверху, снизу или между, посередине». Инструментом для определения позиций индивида в социальном пространстве является своеобразная система координат, включающая: 1) отношение человека к определенным социальным группам; 2) отношение этих групп друг к другу в рамках сообщества; 3) отношение данного сообщества к другим. Следовательно, социальное пространство многомерно, а социальное положение индивида - это совокупность связей индивида

со всеми группами населения и отдельными их членами, это совокупность его статусов.

Для уточнения механизма функционирования социального пространства важное значение приобретает социальная мобильность, понятие о которой ввел в научный оборот П. Сорокин. Он определял социальную мобильность как смену социального статуса индивидом или социальной группой и выделял горизонтальную (переход индивида из одной социальной группы в другую без повышения или понижения социального статуса) и вертикальную мобильность, предполагающую переход в другую социальную группу, что связано с изменением (социальным подъемом или социальным спуском) его статуса.

Интенсивность социальной мобильности зависит от степени открытости общества. Чем более открыто общество, тем в большей степени реализуется вертикальная социальная мобильность. Правда, это не означает отсутствия своего рода «сита», механизма отбора индивидов. Лишь в периоды социальных потрясений, когда старая социальная структура разрушена, возникает «хаотическая и дезорганизованная вертикальная мобильность», предполагающая новые критерии отбора высокостатусных групп [10].

Выводы, к которым пришел П. Сорокин в связи с исследованием каналов социальной мобильности, нашли отражение в теории социального капитала П. Бурдье. Он дополняет трактовку социального капитала, включая в нее обладание культурным капиталом, который выступает в качестве «пропуска» в его престижные сегменты [11]. Под культурным капиталом Бурдье понимает те преимущества, которые передаются элитами своим детям; это - навыки устной и письменной речи, эстетические ценности, умение взаимодействовать с людьми, ориентация на достижения в учебе и все то, что характерно для мышления и практик элиты [12]. Полученные навыки и умения позволяют младшим поколениям формирующейся элиты воспроизводить и расширять возможности своей социальной мобильности, воспроизводить себя как закрытую элитарную страту.

Обладание социальным капиталом создает ряд эффектов. Во-первых, существует «эффект клуба», который «вытекает из устойчивого объединения в недрах одного и того же пространства (шикарные кварталы или великолепные особняки) людей и вещей, похожих друг на друга тем, что их отличает от огромного множества других» [13]. Во-вторых, дополнением и противоположностью «эффекта клуба» является механизм «эффекта гетто», создающего про-

странство для отверженных. Тем самым уровень общей культуры и образования, статусы и происхождение - все это является уникальным капиталом, подающим культурные и социальные сигналы, по которым можно узнать «своего».

Бурдье показывает, что социальный капитал действительно является капиталом, поскольку, с одной стороны, он требует для своего формирования инвестиций, а с другой - приносит отдачу. Причем отдача от социального капитала вполне материальна и выражается во власти, «которую дает обладание различными видами капитала», а она «обратно переводится в присвоенное физическое пространство в форме пространственного распределения владения и доступности дефицитных благ и услуг, частных или общественных».

Изучая формы проявления социального капитала, Бурдье вводит в научный оборот понятие «доверие». Оно способствует возникновению экономической выгоды, поскольку символический (социальный) капитал - «это кредит, но только в самом широком значении слова, т. е. своего рода аванс, задаток, ссуда, которые одна лишь вера всей группы может предоставить давшему ей материально-символические гарантии». Далее Бурдье показывает механизм действия социального капитала, проявляющийся в том, что «демонстрация символического капитала (всегда весьма дорогостоящая в экономическом плане) составляет, вероятно повсеместно, один из механизмов, благодаря которым капитал идет к капиталу» [14].

Не только социологи, но и экономисты изучают воздействие социальных факторов на поведение экономических агентов. Основы экономического подхода к социальным факторам были заложены И. Бентамом, Н. Сениором, А. Маршаллом и другими экономистами. В настоящее время существует целый ряд экономических концепций социального капитала. Значительный вклад в развитие экономической теории социального капитала внес Джеймс Коулман, статья которого «Капитал социальный и человеческий» в большинстве справочников и научных обзоров выделяется в качестве первой концептуальной проработки понятия «социальный капитал». Поставленная автором цель -развитие теоретической тенденции, в которой исходный принцип рационального и целенаправленного поведения в сочетании с социальным контекстом объясняет поведение индивидуумов и развитие социальной организации. Концептуальный инструмент для решения этой задачи - социальный капитал. Формулируя по-

нятие социального капитала, Коулман останавливается на характеристиках концепций физического и человеческого капиталов, - в отличие от них первый «существует только во взаимоотношениях индивидов». Он интерпретирует «социальный капитал» как идентификацию аспектов социальной структуры с их функциями, иначе говоря, выявляет ценность аспектов социальной структуры для акторов как ресурсов в достижении своих целей. Коулман анализирует социальные отношения, лежащие в основе ресурсов индивида: обязательства и ожидания, которые зависят от надежности социальной среды, способность социальной структуры к передаче информации и норм, сопровождаемых санкциями; виды социальной структуры, формирующие развитие некоторых форм социального капитала.

Три основные формы социального капитала - связи-«оковы», связи-«мосты» и связи-«зве-нья» (М. Вулкок). Связи-«оковы» относятся обычно к отношениям внутри семьи и в этнических группах, связи-«мосты» характеризуют отношения с не очень близкими друзьями, знакомыми и коллегами по работе, связи-«звенья» определяют отношения между различными социальными слоями в иерархии, где власть, социальный статус и благополучие доступны лишь определенным группам. К последней форме относят, например, способность индивидуумов или групп использовать ресурсы, идеи или информацию формальных институтов, не являющихся непосредственно элементом группы.

Итак, инвестиции в детей можно рассматривать как передачу им социального капитала семьи. Семья является одним из базисных социальных институтов, который укреплялся законодательно по мере своего культурного развития. Это микросоциум, в системе взаимодействий внутри которого кроется источник жизненных стратегий, позиций ребенка. Социальный капитал в пределах семьи способствует доступности для ребенка человеческого капитала взрослых.

К социальному капиталу семьи мы в первую очередь относим комплекс характеристик семьи и ее членов, включающий: социальный статус и общественное положение, участие ее членов в производственной, деловой и общественной жизни, их известность и признание (на уровне организации, отрасли, сферы деятельности, общества в целом), совокупность социальных связей. Большую роль в жизни каждой семьи играют деловые и общественные связи, знакомства, вхождение в различные общества, клубы, партии, движения и т.д. С развитием информационных технологий влияние этих факторов

на жизнь семьи усиливается. Развиваются и возникают новые бизнес-сети и социальные сети, что усиливает влияние социального капитала на жизнь семьи. Необходимо также выделять возможности семьи в плане доступа к социальному капиталу общества, к его базам знаний, что связывает социальный капитал членов семьи с их информационными возможностями. Здесь намечается некий симбиоз возможностей старого и нового поколений - легкая приобщаемость к новым информационным технологиям молодого поколения и богатство социального капитала старшего поколения.

Если говорить о жертвах, которые приходится приносить в связи с рождением и воспитанием детей, то в богатых странах родители приобретают взамен главным образом будущее личное удовлетворение, в то время как в бедных странах дети вносят большой вклад в будущий реальный доход своих родителей благодаря работе, которую они выполняют в домашнем хозяйстве и на ферме, а также благодаря тому, что они предоставляют своим родителям пропитание и кров, когда те уже не в состоянии обеспечивать себя сами. Очевидно, что инвестирование в детей во многих отношениях схоже с инвестированием в домашние растения ради любования ими и получения от них плодов. Уход за младенцем требует больших трудовых затрат, вознаграждение же, с точки зрения полезности, носит чисто психологический характер. Когда ребенок становится подростком, дополнительные издержки со стороны родителей связаны с меньшими затратами труда, а вознаграждение, особенно в бедных странах, все в большей мере выступает в виде выполняемой детьми полезной работы.

Жертвы, приносимые родителями при рождении детей, и те инвестиции, которые они вкладывают в их здоровье и образование, являются прежде всего результатом сознательного семейного решения. То, какой отдачи ждут родители (и ждут ли они вообще какой-либо отдачи) от вложений в детей, во многом определяется родительскими ожиданиями и установками.

Родительские установки - определенный взгляд на свою роль родителя, включающий в том числе и репродуктивный компонент установки, основанный на когнитивном, эмоциональном и поведенческом компонентах. Родительские ожидания тесно связаны с родительскими установками; они предполагают право ожидать от других признания их ролевой позиции родителей, соответствующего поведения окружающих, согласованного с их ролью, а также вести себя соответственно ожиданиям окружающих.

Родительские установки и методы воспитания детей зависят от тех традиций, ценностей, норм и ожиданий, которые свойственны социальной, культурной, национальной и религиозной среде, к которой принадлежит та или иная семья. Все эти факторы во многом определяют особенности родительского поведения.

Родительские установки и ожидания представлены на трех уровнях. Первый уровень -«мы - родители» касается репродуктивной установки и взаимоотношений супругов-родителей и определяет реальное и желаемое количество детей, а также субъективную удовлетворенность браком. Второй уровень - «мы - родители нашего ребенка» касается установок и ожиданий в детско-родительских отношениях и реализуется в стиле семейного воспитания. Третий уровень - «это - наш ребенок» касается установок и ожиданий в отношении ребенка/детей и находит свое выражение в родительском отношении.

Что и как возникает в самосознании ребенка благодаря его общению с родителями? По «материалу» того, что усваивается и затем используется в самосознании ребенка и конституирует его, можно выделить:

• ценности, параметры оценок и самооценок, нормы, по которым ребенок начинает оценивать сам себя, в том числе стандарты выполнения тех или иных действий и моральные нормы;

• образ самого себя как обладающего теми или иными способностями и качествами, чертами;

• отношение к ребенку и конкретную оценку ребенка родителями, как эмоциональную, так и интеллектуальную, которая затем определяет самооценку ребенка;

• чужую самооценку (прежде всего речь идет о самооценке родителей), которая может быть усвоена;

• способ регуляции поведения ребенка родителями и другими взрослыми, который становится способом саморегуляции.

Значение социального капитала в жизни детей уступает лишь значению бедности. Но если бедность связана с высоким уровнем подростковой преступности и незанятости учебой или работой, то вовлеченность в жизнь сообщества обладает прямо противоположным эффектом.

Работа психологов в местных сообществах показывают, что уровень детских правонарушений выше в тех местностях, где сплоченность

проживающих ниже. Исследования двух местностей с аналогичным уровнем доходов, сходной долей работающих женщин и домохозяйств с одним родителем показывают, что риск детских правонарушений выше, когда жители меньше обращаются за поддержкой к соседям, реже кооперируются с соседями в присмотре за детьми, не разрешают своим детям играть с другими. Вероятность, что кто-то из родителей ждет их дома после школы у детей из региона с низким риском правонарушений в три раза выше, чем у их ровесников в регионе с более высоким риском правонарушений.

Положительная связь существует между социальным капиталом, измеряемым социальными связями и образованием, благополучием детей, физическим и психологическим здоровьем и счастьем.

Социальная активность матери является ключевым фактором в успешном преодолении детьми в будущем поведенческих и эмоциональных проблем. Социальная активность матери включает существование определенной среды, в том числе среди соседей, на поддержку которой можно рассчитывать.

В семьях, где существуют прочные устойчивые межпоколенческие связи, дети в большей степени разделяют ценности и предпочтения родителей. Отношения доверия и взаимопонимания в семье способствуют успешному переходу детей к взрослой самостоятельной жизни.

Таким образом, социальный капитал родителей приносит их потомкам не меньшую выгоду, чем финансовый или человеческий капитал.

Список литературы и примечания

1. Алексис де Токвилль в книге «Демократия в Америке» (1835), том 1, писал: «Американцы противостоят индивидуализму с помощью правильно понимаемого принципиального интереса», который заключается в том, что «они самодовольно показывают, как основная забота о самих себе постоянно подталкивает их к помощи друг другу и вынуждает их добровольно жертвовать часть своего времени и собственности во имя благополучия Штатов».

2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда, 1893. Дюркгейм рассматривал общество как состоящее из «органов» (социальных фактов), или социальных структур, которые выполняют ряд социальных функций.

3. Макс Вебер сосредоточился на индивидуумах и моделях и правилах поведения. Его интересовали действия, которые включали мыслительные процессы (и заканчивались бессмысленным результатом) между возникновением стимула и реакцией на него.

4. Ханифан Л. Дж. Сообщество сельской школы // Анналы Американской академии политических и общественных наук (на англ.), 1916.

5. Джекобс Дж. Жизнь и смерть великого американского города. 1961.

6. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. Переведено по изданию: Social Capital: A Multifaceted Perspective. Partha Dasgupta, Ismail Serageldin. TheWorld Bank.Washington, 2000.

7. Роберт Д. Патнем. Чтобы демократия работала: гражданские традиции в современной Италии (монография). 1993.

8. Фукуяма Ф. Доверие: общественные добродетели и путь к процветанию. 1995.

9. Бурдье П. Формы капитала (перевод М.С. Добряковой под науч. ред. В.В. Радае-ва). Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. С. 60-74.

10. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 373-374.

11. Бурдье П. Социальное пространство и генезис классов // Социология политики. М., 1993. С. 47-48

12. Там же. С. 126.

13. Там же. С. 48-49.

14. Там же. С. 234.

INVESTMENTS INTO CHILDREN IN TERMS OF SOCIAL CAPITAL A.S. Matyushechkin

The article focuses on children as an asset. In order to analyze parents' investments in children the author uses the theory of social capital. Combining the principles of two main approaches in explaining social behavior the author suggests that investment in children can be regarded as passing the family's social capital to them. In the article the influence of parents' expectations on investment in children and the importance of social capital for children are evaluated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.