Научная статья на тему 'Родительские объединения: анализ случая на основе ресурсного подхода'

Родительские объединения: анализ случая на основе ресурсного подхода Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
262
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА / РОДИТЕЛЬСКИЕ СООБЩЕСТВА / СОЦИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / СОЦИАЛЬНАЯ И МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / МОЛОДЕЖЬ / РОДИТЕЛЬСТВО / SOCIAL CAPITAL / SOCIAL CAPITAL STRUCTURE / PARENT COMMUNITY / SOCIAL RESOURCES / SOCIAL AND FINANCIAL SUPPORT / YOUTH / PARENTHOOD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ищенко А.М.

В данной работе важной исследовательской задачей являлась оценка структуры социального капитала регионального родительского объединения. Особое внимание автор уделил вопросам, связанным с мотивацией участия женщин в родительских сообществах и с видами ресурсов, накопленных в социальной сети молодых матерей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parental unions: case analysis on the basis of resource approach

This work contains a very important research task for social capital’s structure estimation of regional parental union. Special attention was paid by the author for the problems connected with women participation motivation in parental unions and kinds of resources collected in a social network of young mothers.

Текст научной работы на тему «Родительские объединения: анализ случая на основе ресурсного подхода»

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

А. М. Ищенко, аспирант, кафедра социологии политических и социальных процессов, Санкт-Петербургский государственный университет,

г. Санкт-Петербург, Россия, aniusenika@mail.ru

РОДИТЕЛЬСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ: АНАЛИЗ СЛУЧАЯ НА ОСНОВЕ РЕСУРСНОГО ПОДХОДА*

Сегодня в России становится всё больше общественных организаций и сообществ, объединяющих молодых родителей, причем не только в столичных городах, но и в провинции. Часто, вступив в брак, молодые люди не чувствуют поддержки со стороны родных и близких, поэтому стараются либо опираться на собственные ресурсы, либо ищут возможности для кооперации друг с другом1. Молодежь вовлекается в различные гражданские инициативы, а также самостоятельно создает объединения по интересам. Целью нашего исследования стало изучение реально функционирующих родительских сообществ в г. Череповце — самом крупном городе Вологодской области. В Череповце родительские организации пока немногочисленны, тем не менее, перспективы развития региональных общественных объединений оцениваются их участниками и исследователями как благоприятные.

Еще несколько лет назад в городе не было ни одного сообщества, объединяющего родителей, теперь в Череповце 6 молодежных официальных организаций, функционирующих в фамилистическом пространстве. Среди них: клуб «Современная

С точки зрения ресурсного подхода родительские объединения можно представить в виде сетей отношений или социальных сетей, важной характеристикой которых является их способность создавать и накапливать социальный капитал.

мама», семейные клубы «Домашний очаг», «Поколение 2010», «Основа», Вологодская региональная общественная организация «Центр поддержки больных целиакией» и общественная организация «Мамы Череповца рекомендуют».

Родительские объединения — это новый тип отношений, основанный на осознании общих проблем и потребностей, где ро-дительство выступает объединяющей платформой. В проведенном нами исследовании в качестве самоорганизующегося родительского сообщества рассматривалось молодежное объединение «Современная мама», функционирующее на базе Череповецкого молодежного центра и объединяющее мам с активной жизненной позицией. Клуб «Современная мама» возник в 2010 году. Сообщество было создано женщинами — матерями маленьких детей и многодетными мамами, декретный отпуск которых затянулся. Объединяющей ценностью женщин-участниц являются семья и дети. Миссия клуба заключается в пропаганде комфортного родительства, усилении института семьи в рамках данного сообщества и гармоничном развитии себя и своих детей. В на-

* Статья подготовлена по материалам исследования, проведенного при поддержке гранта Тематического плана СПбГУ на проведение фундаментальных исследований; шифр темы 1038167.2011

стоящее время клуб имеет свой сайт (http:// vk.com/modern_mommy) и помещение для встреч (встречи проводятся на базе МБУ «Череповецкий Молодежный центр»)2. В репертуаре деятельности организации можно выделить следующие формы: беби-фитнес и танцы, посещение бассейна вместе с малышами, совместные путешествия, рукодельные и кулинарные мастер-классы, фотоконкурсы, игры, тематические праздники, участие в городских мероприятиях.

С точки зрения ресурсного подхода, базирующегося на понятиях ресурсов, активов, капиталов, родительские объединения можно представить в виде сетей отношений или социальных сетей, важной характеристикой которых является их способность создавать и накапливать социальный капитал. Ресурсный подход, развиваемый известными зарубежными (П. Бурдье, М. Кастельс, У. Бек, Д. Грузски, Э. Сорен-сен, Н. Лин и др.) и отечественными социологами (Т. И. Заславская, О. И. Шкаратан, В.В. Радаев, Н.Е. Тихонова, О.Н. Безрукова и др.), признается в настоящее время одним из перспективных в социологии. Для П. Бурдье социальный капитал является «совокупностью существующих или потенциальных ресурсов», связанных с принадлежностью к конкретной социальной группе3. Н . Лин считает социальный капитал ресурсом, который может быть использован и/или мобилизован в целенаправленном действии4. Однако социальный капитал может рассматриваться в качестве такового лишь в том случае, если он способен конвертироваться в другие виды капитала (прежде всего — в экономический), тем самым обеспечивая самовозрастание совокупного капитала группы5. В макросоциологической концепции Р. Патнема понятие социального капитала сближается с понятием гражданского общества. По Патнему, социальный капитал формируется в социальных сетях организаций гражданского общества, которые выступают посредником между личностью и государством. Со-

Благодаря солидарности, проявляемой в рамках родительской социальной сети, ее члены имели возможность получения выгоды, как материальной, так и символической. Многие женщины изменили свое отношение к деторождению и воспитанию детей и всерьез задумались над тем, чтобы стать мамой во второй и даже в третий раз.

циальный капитал является общественным благом, облегчающим достижение коллективных целей, способствует развитию демократической культуры и улучшению «психического и физического благополучия» людей благодаря наличию у них отношений взаимопонимания и поддержки6. Дж. Ко-улман отмечает, что наличие социального капитала внутри сообщества способствует достижению определённых целей, добиться которых при его отсутствии сложно или просто невозможно7.

Ключевыми элементами социального капитала являются социальные сети, доверие и результаты реципрокного (взаимного) обмена между участниками сети. Сети социальных связей выступают структурной основой социального капитала и непременным условием его возникновения. Социальные сети формируются на основе общности ценностных установок, целей и интересов. Отношения в сети развиваются в результате совместной деятельности. Групповое доверие возникает из межличностного доверия участников сети, поддерживается и возрастает, когда у каждого члена сетевой структуры есть «ожидания того, что другие агенты будут выполнять свои обязательства без применения санкций»8.

Переходя к анализу результатов исследования, определимся с дефинициями. В данной статье мы будем придерживаться определения родительского сообщества, данного Безруковой О.Н. в отношении отцов, как «коммуникативной сети отцов, объединившихся на основе общих целей, ценностей и интересов, а также социального капитала в виде ресурсов информации, родительских компетенций, обмена опытом и новых репродуктивных, родительских, тендерных, коммуникативных практик, формирующих идентичность ответственного = отца»9. В клубе «Современная мама» социальный капитал включает в себя групповое доверие, ресурс свободного времени, а также выгоды, получаемые участниками сети в процессе взаимного обмена.

Исследование проводилось с использованием методологии case-study. Основным методом исследования стал анализ текстов индивидуальных глубинных интервью с 16 участницами слинго-клу- :

ба «Современная мама», в том числе с лидерами объединения. Все участницы нашего исследования на момент интервью состояли в законном браке. Одиннадцать женщин из пятнадцати имели одного ребенка до трех лет, 2 — двоих детей, 3 — троих. Одна информантка находилась в ожидании второго ребенка. Средний возраст участниц клуба «Современная мама» составлял на момент исследования 29 лет: самой младшей было 23 года, самой старшей — 35 лет. Абсолютное большинство (13 человек) женщин, участвовавших в исследовании, имели высшее образование, одна — два высших, одна — незаконченное высшее и одна — среднее специальное образование. 13 участниц находились в отпуске по уходу за ребенком, три женщины работали, две из них являлись индивидуальными предпринимателями.

Развивая теорию социального капитала, П. Бурдье выдвинул идею, что «внутри каждого класса, определяемого по общему объему его капитала, выделяются подклассы, различия между которыми основаны на структуре активов, т.е. различных формах распределения совокупного капитала между отдельными его видами», структура распределения которых может быть симметричной или асимметричной3. При изучении родительских сообществ мы придерживались положения, что объединения можно различать не столько в соответствии с объемом совокупного ресурса, сколько по структуре социального капитала группы. Цель нашего исследования заключалась в оценке структуры социального капитала клуба «Современная мама». Нас интересовали ответы на следующие вопросы: каковы были мотивы участия молодых мам в деятельности клуба? какие виды ресурсов накапливаются в социальной сети молодых родителей? каким образом возможность использования ресурсов группы помогает женщинам адап-

Мамы перестали считать детей помехой активному образу жизни. Изменился подход к воспитанию, теперь женщины на многие вещи стали смотреть проще - прекратили «трястись за своих детей» и стали давать ребенку больше свободы, что, в разумных пределах, способствует его развитию.

тироваться в новой для себя роли матери и в современном обществе в целом?

Как показал анализ высказываний наших респонденток, основными мотивами включения в деятельность родительского клуба были потребность в получении и передаче другим значимой информации (получение пособий, юридическая помощь, информация по слингоношению и грудному вскармливанию), потребность в общении с представительницами сообщества матерей, потребность в духовном, интеллектуальном и физическом самосовершенствовании, потребность оказывать влияние на социальную действительность, желание получить поддержку женской группы, потребность в обмене опытом, потребность в поддержании активного образа жизни и преодолении страха «отстать от жизни». Мы можем заметить, что в основе мотивации представительниц клуба лежат потребности самореализации, личностного роста, желание получить поддержку и поделиться опытом.

Объединение «Современная мама» интенсивно по контактам и объему оказываемой помощи. Включенность в деятельность клуба позволила нашим респонденткам безвозмездно получать большие объемы материальной и социальной поддержки, включающей инструментальную, компетент-ностную, информационную, сетевую, эмоциональную, духовную и психологическую помощь.1

Материальная поддержка в клубе не играет значительной роли и заключается в дарении и продаже детских вещей (одежды, игрушек, колясок, кроваток), дарении или обмене продуктами, выращенными на дачном участке, дарении или обмене вещами, бывшими в употреблении (мебели и проч.). Особенность материальной помощи в сообществе выражается в том, что потребность в ее активизации — отдать, а не получить. Тем самым, можно сказать, что материальный обмен — это мудрое перераспределение личного избыточного мате-

риального ресурса, в котором донор заинтересован больше реципиента.

Инструментальная поддержка в клубе выражалась в форме присмотра за ребенком в течение определенного времени. Одна из наших информанток отмечает, что «сейчас элементарно с документами

куда-то сходить — это _

очень сложно, для этого времени нужно очень много: отстоять в очереди, кучу бумажек собрать — тот же детский сад, та же поликлиника. И обзваниваешь, кто может посидеть с моим ребенком. То есть элементарно в парикмахерскую сходить, сделать педикюр. Не у всех есть бабушки-дедушки, поэтому выручаем друг друга» (А., 30 лет, 2 сыновей — 8 месяцев, 3 года). По словам респонденток, часто за такой поддержкой обращаются мамы, уже вышедшие из декретного отпуска, но продолжающие участвовать в жизни. Для этой цели в клубе организована служба взаимопомощи — «Служба добрых мам» — коммуникативная площадка с оперативной обратной связью: «Прямо пишем в группе: "Девочки! Срочно такого-то числа нужно ребенка (оставить — А.И.) на час, кто может?" И кто

Центральное место в деятельности клуба занимает инструментальная, информационная и компе-тентностная помощь.

может, тот берет ребеночка. Потом, соответственно, помогают вот этой маме, которая сейчас помогла. Безвозмездно» (О., 29 лет, трое детей — сыновья 8 лет, 3 г. и 9 мес.) Воз- можность оставить кого-то с ребенком освобождает для матери небольшой интервал времени и тем самым позволяет ей лучше организовывать свою жизнь (например, работать, сохранять себя в форме, решать задачи, связанные с материнством и супружеством).

Еще одной формой инструментальной поддержки, которая часто встречалась в рассказах наших информанток, являлась возможность женщин, имеющих автомобиль, «отвезти-подвезти» своих коллег по клубу или членов их семей, когда те в этом нуждались.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что для участниц клуба «Современная мама» особенно важной оказалась информационная поддержка, включающая консультации по социальным вопросам (оформление пособий, юридические консультации, оформление ребенка в детский сад, использование материнского

капитала, получение земли на третьего ребенка, рекомендации в сфере здравоохранения). Многие женщины получили информацию, которая важна и особенно актуальна для матерей, имеющих детей до трех лет: «Мы же все в одной прослойке получаемся, у нас одни и те же проблемы, одни и те же вопросы. Вот это очень удобно» (А., 30 лет, 2 сыновей — 8 месяцев, 3 года).

Анализ материалов интервью с участницами сообщества позволяет указать на наличие в клубе компетентностной поддержки, которую мы разделили на профессиональную помощь («у кого какая профессия, как говорится») и непрофессиональную («житейский опыт»). В клубе есть юрист, тренеры по разным видам спорта, танцоры, детские тренеры, сертифицированный слингоконсультант, женщины, профессионально занимающиеся организацией праздников и fashion—событий. Профессиональные знания в этих сферах являются внутренними ресурсами клуба, однако мамы активно воспринимают и внешний инфор-мационно-компетентностный ресурс, например, сертифицированный консультант по грудному вскармливанию дает рекомендации в Интенете online. Также одна участница исследования указала на то, что приглашаются специалисты из других областей в зависимости от потребностей «современных мам»: «Есть девочки, которые ходят только ради кулинарных мастер-классов. Так как у меня муж занимается в ресторанном бизнесе, есть много знакомых поваров — его работников. Итальянскую кухню делали, японскую кухню и грузинскую...» (О., 29 лет, трое детей — сыновья 8 лет, 3 г. и 9 мес.). Более того, помощь касается не только сферы материнства, ведения хозяйства, юридических вопросов, спортивной подготовки и здорового образа жизни, но также позволяет осваивать и развивать современные социальные навыки: «Все равно у нас здесь мало хорошей одежды продают, поэтому в интернете очень процветает заказ одежды из Америки, из Норвегии и еще откуда-то. И вот не все понимают (как заказать в ин-

Участие молодых мам в клубной деятельности позволило каждой из них почувствовать себя частью группы таких же женщин-матерей, переживающих те же эмоции и чувства.

кто-то с ноутбуком, кто-то с планшетом. Сидим: «Так, девочки, сейчас тут нажимаем — здесь у нас зимняя одежда». (О., 29 лет, трое детей — сыновья 8 лет, 3 г. и 9 мес.) Так поколение современных женщин осваивает технологию как новшество, адаптирует ее к своим задачам и использует как удобный инструмент для достижения целей.

В клубе «можно найти помощь, поддержку, эмоциональную, психологическую — это 100 % можно найти» (Д., 30 лет, сын 2 г.). Тем не менее, эмоциональная, моральная и психологическая поддержка, эта своеобразная основа любого «мамского» сообщества, произрастающая из особенностей женской психологии, в высказываниях наших респондеток упоминалась не часто. Участницы исследования отмечают, что данные виды помощи более характерны для личных дружеских связей. Э. Гидденс считал, что доверие на личном уровне не пред-задано, а вырабатывается через процесс взаимного самораскрытия индивидов. Дружеское доверие впоследствии становится «главным средством, при помощи которого устанавливаются социальные отношения удаленного типа»10. То есть личное доверие порождает доверие социальное.

Наконец, еще одна форма взаимопомощи в клубе — это сетевая поддержка, заключающаяся в активизации ресурсов социальных отношений. Одна наша информантка абсолютно уверена, что «это большая взаимовыручка», потому что мобильность женщины с маленьким ребенком ограничена, а «кто-нибудь уже видел, кто-нибудь уже знает — найти какую-то информацию, помочь что-то узнать, у кого где-то какие-то связи, сделать что-то за тебя. А также сама, если ты знаешь, то тоже всегда поможешь» (Ал., 29 лет,

2 сыновей — 9 месяцев,

3 года). Итак, центральное

место в помощи клуба занимает инструмен-= тальная, информационная и компетентностная виды помощи. При этом наши данные показывают, что большинство респонденток не сомневаются, что в случае необходимости смогут получить

тернете — И.А.). Собрались, у кого-то wi—fi, помощь у «соратниц» по клубу.

Благодаря солидарности, проявляемой в рамках родительской социальной сети, ее члены имели возможность получения выгоды, как материальной, так и символической. Многие жен- = щины изменили свое отношение к деторождению и воспитанию детей и всерьез задумались над тем, чтобы стать мамой во второй и даже в третий раз. Кроме того, погружение в инновационную среду и взаимодействие с носителями ценностей «ответственного родительства» стали толчком к изменению родительского мировоззрения. Мамы перестали считать детей помехой активному образу жизни. Изменился подход к воспитанию, теперь женщины на многие вещи стали смотреть проще — прекратили «трястись за своих детей» и стали давать ребенку больше свободы, что, в разумных пределах, способствует его развитию.

Важным результатом поддержки стало преодоление страхов и стереотипов, которые распространены в среде молодых женщин: «Ведь многим женщинам кажется, что с уходом в декретный отпуск они останутся "за бортом" активной жизни. Что, родив ребенка, потеряют привлекательность и станут неинтересными собеседниками. Но со слингом молодая мама сможет по-прежнему жить активной жизнью, ходить в гости, путешествовать, хлопотать по дому, заниматься шоппингом и даже работать» (О., 29 лет, трое детей — сыновья 8 лет, 3 г. и 9 мес.).

Эмоциональная поддержка помогала нашим информанткам не приходить в отчаяние, когда возникали проблемы в семье. Участие молодых мам в клубной деятельности позволило каждой из них почувствовать себя частью группы таких же женщин-матерей, переживающих те же эмоции и чувства. Использование группового ресурса, по словам = участниц исследования, способствует формированию здоровых отношений, является профилактикой конфликтов в семье и су-

Изменения в сознании участниц, включенных в клубную деятельность, происходили постепенно. Были сняты барьеры в общении,

уменьшилась тревожность в связи с привыканием к новой для них роли матери.

Совместное пребывание в клубе мам и детей имело огромное значение для социализации ребенка в обществе. Дети привыкли к коллективной жизни.

щественно снижает риск возникновения разводов.

Многим женщинам удалось раскрыться в группе. Изменения в сознании участниц, включенных в клубную деятельность, происходили постепенно. Были сняты барьеры в общении, уменьшилась тревожность в связи с привыканием к новой для них роли матери. Некоторые женщины преодолели свои комплексы, активизировали личный потенциал — реализовались творчески и профессионально, получили неиссякаемый позитивный заряд и импульс к дальнейшему развитию. Совместное пребывание в клубе мам и детей имело огромное значение для социализации ребенка в обществе. Дети привыкли к коллективной жизни. Формированию и развитию навыков общения, открытости и коммуникабельности способствовал пример «активных, увлеченных, ярких мамочек» и общение разновозрастных детей между собой. Кроме того, доступ к групповому ресурсу позволил получить профессиональные знания и консультации, поддерживать активный образ жизни, реализовывать потребности, которые в одиночку было бы сложно удовлетворить.

Косвенными показателями успешного потребления группового ресурса для личного пользования мы считаем удовлетворенность жизнью и социальное самочувствие. Все женщины удовлетворены семейной жизнью, склонны оценивать собственную семейную атмосферу положительно, а отношения в семье как стабильные и сплоченные. Практически все молодые мамы считают себя успешными людьми, но останавливаться на этом не намерены. Базовым показателем успеха для наших респонденток является достижение поставлен: ных целей. В основном, отмечают информантки, жизненных целей им помогает добиваться характер, а именно такие личные качества, как целеустремленность, трудолюбие, желание узнавать

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

и учиться чему-то новому, и уже сформированные компетенции — «правильное понимание жизни», знания, навыки и опыт, работа над собой, мотивация на успех и позитивный настрой.

В целом наши данные свидетельствуют о том, что к неформальным объединениям тяготеют люди, по тем или иным причинам выпавшие из нормальных социальных и профессиональных циклов (в данном случае — мамы, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком). Для них самоорганизованные ячейки представляют адаптационную нишу. Происходящая адаптация к роли матери часто сопровождается стрессом, обусловленным страхами «выпадения» из социума, прекращением привыч- -

ного образа жизни и неумением обращаться с детьми. Поэтому основными мотивами участия в жизни сообщества стали потребность в общении, поддержке, обмене опытом, получении и передаче другим значимой информации, потребность в духовном, интеллектуальном и физическом самосовершенствовании и в поддержании активного образа жизни.

К неформальным объединениям тяготеют люди, по тем или иным причинам выпавшие из нормальных социальных и профессиональных циклов (в данном случае - мамы, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком).

Кроме функции адаптации и вторичной социализации родительские объединения, являясь социальными сетями, создают и накапливают социальный капитал. Важной исследовательской задачей была оценка структуры социального капитала родительского клуба «Современная мама». Мы придерживались идеи, что родительские объединения можно различать по структуре социального капитала группы. Структура ресурсов сообщества прямо пропорциональна целям, потребностям и интересам участников, а также объему и видам личного инвестирования участниками в совокупный социальный капитал. Согласно нашим данным, женщинами наиболее востребованы и ценятся инструментальная, информационная и компетентност-ная помощь. Эти виды ресурсов преобладают в ассиметричной структуре социального капитала клуба «Современная мама».

= П. Бурдье применительно к ситуации с культурным капиталом указывал на то, что ценность каких-либо ресурсов обуславливается ситуацией их дефи-цита3, об этом же самом писал Р. Инглхарт,

выдвигая гипотезу ценностной значимости недостающего (a Scarcity Hypothesis)11. Таким образом, мы можем установить, что молодые мамы нуждаются в информации, овладевая которой, они социализируются в современном информационном обществе, и в высвобождении временного ресурса, который обеспечивает мобильность личности. Мобильность, активность, знания, информация, инновации, непрерывное образование и самосовершенствование являются ключевыми качествами участников современной сети отношений. Кроме того, наши информантки, находясь в отпуске по уходу за ребенком, располагают одним из главных ресурсов, необходимых для социального творчества, — свободным временем.

Принадлежность к группе детерминируется наличием определенного уровня образования, культуры, личностных качеств. Участницы клуба «Современная мама» — это личности, которые имеют высокий уровень образования, полные семьи, отмечают отсутствие материальных проблем, состоят в зарегистрированном браке. Вместе с тем, большинство женщин отличаются оптимистическим мировоззрением, устойчивой положительной самооценкой, практицизмом, реалистическим подходом к жизни и сильно выраженной мотивацией достижения. Эти объективные и субъективные характеристики позволяют заключить, что участие в сообществах по интересам — прерогатива благополучных молодых родителей. В то время как мамы, пребывающие в «послеродовой депрессии», находящиеся в трудной жизненной ситуации, по словам наших информанток, не приходят в клуб. В этом смысле результаты нашего исследования подтверждают тенденции, выявленные в исследовании ресурсов и сетей поддержки ответственного родительства, проведенных коллективом петербургских социологов под руководством Безруковой О. Н.12

В заключение добавим, что, вовлекаясь в деятельность самоорганизующихся сообществ, родители повышают личную родительскую и гражданскую компетентность, учатся сотрудничать друг с другом, добиваться коллективных целей, артикулировать и агрегировать общие интересы. Такая ассоциативная активность способствует укреплению во взаимоотношениях родителей норм

взаимной поддержки, солидарности и создает условия для возникновения общественного доверия и развития гражданского общества как в городе, так и в стране в целом. '(¡J

1. Безрукова О.^ Ресурсы и сети поддержки ответственного родительства в молодых семьях. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011.

2. Череповецкое официальное молодёжное объединение «Современная мама» [Электронный ресурс] URL: http://vk.com/modern_mommy (дата обращения: 20.05.2012).

3. Бурдье П. Формы капитала / пер. М.С. Добря-ковой: под ред. В.В. Радаева [Электронный ресурс] URL: http://bourdieu.name/bourdieu-forms-of-capital (дата обращения 2З. 0З.201З).

4. Lin N. Social Capital: A Theory of Social Structure and Action. Cambridge: Cambridge University Press, 2002.

5. Тихонова H.E. Ресурсный подход как новая теоретическая парадигма в стратификационных исследованиях// Социологические исследования. 2006. № 9. С. 25.

6. Putnam R. Bowling Alone: America's Declining Social Capital // Journal of Democracy. 1995. Vol. 6. № 1. P. 65-78.

7. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность.2001. № З. С. 121-1З9.

8. Радаев В.В. Экономическая социология. — М., 2005.

9. Безрукова ОЛ. Практики ответственного отцовства: «Папа-школа» и социальный капитал // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. 2012. Вып. З. С. 267.

10. Гидденс Э. Последствия современности // пер. с англ. Г.К.Ольховикова, Д.А.Кибальчича. М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011. С. 256.

11. Inglehart R. The Silent Revolution in Europe: In-tergenerational Change in Post-industrial Societies // American Political Science Review. 1971. №65. Р. 9911017.

12. Ресурсы сетей поддержки молодых родителей в условиях кризиса: проект (грант) №195, отчет / рук. Г.С. Курганова, О. H. Безрукова. — СПб, 2010 [Электронный ресурс] URL: http:// inop.ru>files/4_5_2009_195.doc (дата обращения: 20.05.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.