Научная статья на тему 'Инвестиции в человеческий капитал - основная проблема качественного экономического роста'

Инвестиции в человеческий капитал - основная проблема качественного экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2050
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаврова Л. А.

Ключевым фактором современного экономического роста становятся инвестиции в человека, в развитие человеческого капитала об этом свидетельствует опыт многих стран. Инвестиции в человеческий капитал создают условия для устойчивого экономического роста, постоянной адаптации социально-экономической структуры к новым направлениям научно-технического прогресса. Кроме того, инвестиции в человека формируют спрос во множестве сопредельных секторов, обусловливая тем самым значительный мультипликативный эффект

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investments into the human capital - the basic problem of qualitative economic growth

The key factor of modern economic growth becomes investments into a person, into development of "the human capital", experience of many countries testifies to it. Investments into the human capital create conditions for steady economic growth, constant adaptation of social and economic structure to newdirections of scientific and technical progress. Besides investments into the person it forms demand in set of adjacent sectors, causing that significant multiplication effect.

Текст научной работы на тему «Инвестиции в человеческий капитал - основная проблема качественного экономического роста»

определение механизма функционирования организационной системы через набор правил, целей, критериев и функций, регламентирующих функционирование системы и ее отдельных элементов — целе-тюлагания, управления, иерархии активных элементов. В качестве последнего замечания методологического характера остановимся на необходимых предпосылках создания методов проектирования механизмов управления экономическими системами: разработке систем планирования, оценки функционирования и учета изменений трансформируемой системы. Таким образом, отсутствие надежных методов проектирования эффективных механизмов на основе применения современных подходов, в том числе и теории активных систем, определяет сложность применения устоявшихся теоретических конструкций и требует их дальнейшей адаптации и совершенствования в направлении обоснования исследования и построения механизмов систем управления.

Библиографический список

1 Большие системы: моделирование организационных механизмов / 13.Н. Бурков, Б. Данев, А.К. Еналеев, В.В. Конд-

ратьев, Т.Б. Нанева, A.B. Щепкин. Институт проблем управления. - М.: Наука, 1989 (III). - 15л. ISBN 5-02-006561-7.

2. Экономические механизмы / Кульман А.. - М.: Наука, 1993. - 121с.

3. Механизмы функционирования организационных систем / Бурков В.Н., Кондратьев В.В. - М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1981. - 384 с.

4. Пермичев Н.Ф. Методология формирования механизма стратегического управления предприятием. - Н. Новгород - 2003.

5. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 1997.

6. Игнатьева A.B., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учебн. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 157 с. ISBN 5-238-00213-0.

ЁЛКИН Станислав Евгеньевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит», докторант.

Статья поступила в редакцию 12.09.06. © Ёлкин С. Е.

УДК 331.52 Л. А. ЛАВРОВА

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

ИНВЕСТИЦИИ

В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ -ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Ключевым фактором современного экономического роста становятся инвестиции в человека, в развитие человеческого капитала - об этом свидетельствует опыт многих стран. Инвестиции в человеческий капитал создают условия для устойчивого экономического роста, постоянной адаптации социально-экономической структуры к новым направлениям научно-технического прогресса. Кроме того, инвестиции в человека формируют спрос во множестве сопредельных секторов, обусловливая тем самым значительный мультипликативный эффект.

Вопрос о приоритетной роли человеческого капитала активно обсуждается политическим руководством страны и правительственными экспертами на протяжении последних двух лет. Эта проблематика нашла отражение в посланиях Прези-

\ дента РФ Федеральному собранию РФ.

Стратегия развития России на период до 2010 года определяет «...восстановление человеческого капитала как одну из главных целей реформ». При этом боль-

I шинство программ федерального и регионального уровня, реализуемых в нашей стране, предусматривает реформирование системы управления и финансирования в системе образования, здравоохранения, в сфере социального обеспечения нуждающихся, а

. также в области стимулирования занятости и поддерж-

II ки самозанятости активного в деловом отношении

населения. Основным результатом проведения такого рода мероприятий становится развитие институциональных ресурсов, модернизация современной системы их воспроизводства и саморазвития, а также совершенствование совокупного трудового, биофизического, интеллектуального, организационно-предпринимательского и культурно-нравственного капитала населения страны [1, с. 10].

В целом для того, чтобы перевести экономику страны в качественно новое состояние, обеспечить конкурентоспособность, гибкость и последующий экономический рост, нужны значительные инвестиции [2, с. 19].

Наличие необходимых технологических возможностей для быстрого перемещения потоков капитала, экономической и научно-технической информации

Человечески й капитал

ГИПЕРУРОВЕНЬ мировое хозяйство

е

ЭР ори,ц,

макроуровень

федерация (государство)

!йнйа

ш

Коммерческий успех и экономический рост

Рис. 1. Концентрация инвестиций, способствующая повышению темпов экономического роста (пунктирная линия — корректировка автора)

в сочетании с всевозрастающими ресурсами человеческого капитала должно привести к концентрации инвестиций в наиболее перспективных, с экономической точки зрения, направлениях, ускорению нововведений и, следовательно, повышению темпов экономического роста в целом (см. рис. 1) [3].

Заметим, что капиталом человек становится, только будучи субъектом экономической деятельности, то есть когда произведенные в него инвестиции начинают работать и приносить прибыль. Инвестиции в человеческий капитал — это затраты, направляемые на получение образования и приобретение профессии, на поддержание здоровья, воспитание подрастающего поколения, на получение определенной информации и т.д.

В качестве инвесторов вложений в человеческий капитал могут выступать международные фонды и организации, государство (в лице Правительства), негосударственные общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, образовательные, медицинские и прочие социальные учреждения, домохозяйства (индивиды) в соответствии с уровнем инвестирования (см. рис. 2).

Инвестиции в человеческий капитал можно разделить по отраслям социальной сферы, вследствие чего можно определить капитал здоровья, капитал образования и капитал культуры [4). Этим видам инвестиций в человеческий капитал уделяется наибольшее внимание, поскольку они общественно целесообразны и экономически необходимы. Сегодня одним из важнейших компонентов вложений в человеческий капитал во всех странах являются расходы на обучение на производстве. При этом в любом обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное обучение.

В последние годы в некоторых странах Европейского Союза был проведен ряд исследований, направленных на изучение влияния человеческого капитала на экономический рост. Вот некоторые результаты этих исследований:

1) увеличение набора в среднюю школу на 1 % ведет к увеличению ВВП на душу населения в размере от 1% до 3% ежегодно;

2) каждый дополнительный год образования приводит к 0,5-1,2%-ному увеличению экономического роста;

ЭР ргшим.

МЕЗ субъекты ф< 4 ОУРОВЕНЬ едерации (региоиы)

эр

локальный уровень

муниципалитеты (города)

микроуровень предприятия, фирмы, заводы, фабрики, соцучреждения

А?

саморазвитие

индивидуальный уровень

совокупность носителей человеческого капитала

(семьи -,Ш£|)

трудоспособное население социально уязвимое население

Рис. 2. Уровни инвестирования человеческого капитала

3) увеличение среднестатистического уровня образования на один год поднимает производство продукции на душу населения на 6%;

4) ежегодный прирост человеческого капитала на 1% в высшем образовании обеспечивает 5,9%-ное увеличение темпа роста ВВП на душу населения [5].

Наряду с образованием наиболее важными являются инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования, поддержания и совершенствования его здоровья и работоспособности. Это приводит к продлению трудоспособной жизни человека, а следовательно, времени функционирования человеческого капитала. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Однако инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс.

Эффект от инвестиций в капитал культуры для общества имеет прежде всего социальный характер: формирование культуры является условием любой профессиональной подготовки в будущем, передает культурное достояние общества из поколения в поколение. Вместе с тем в сфере культуры, безусловно, возможна реализация проектов, приносящих коммерческую выгоду инвестору. Существуют и

ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

пассивные иивестиции в человеческий капитал

- • инвестиции в здоровье

_ • инвестиции в физическое

воспитание _ • инвестиции в культуру

\

социально уязвимое трудоспособное население

активные инвестиции в человеческий капитал

• инвестиции в образование

• инвестиции в науку

И

1чк + 1ск - 1ик

Новые товары НИОКР

Новые рынки

социально-экономическое развитие

Рис. 3. Активные и пассивные инвестиции в человеческий капитал

исследования, подтверждающие зависимость эффективности труда человека от его предпочтений, мировоззрения, общего уровня его культуры.

Инновационный тип экономического роста предусматривает максимальную степень реализации полезного потенциала, которым обладает экономика, и в первую очередь, способностей и знаний человека.

Определяя взаимосвязь инвестиций в человеческий капитал с экономическим ростом, предлагаем классифицировать их следующим образом:

1) инвестиции в человеческий капитал пассивного характера (инвестиции в капитал здоровья, капитал культуры);

2) инвестиции в человеческий капитал активного характера (инвестиции в капитал образования) (см. рис. 3).

При инвестициях в человеческий капитал пассивного характера должны учитываться объективные обстоятельства, при которых человек не может самостоятельно решить свои жизненные проблемы. Социальная справедливость требует законодательного введения социальных стандартов, гарантирующих удовлетворение потребностей нуждающихся. Но одновременно неприемлем любой социальный паразитизм, злоупотребление принципом солидарности, траты ресурсов общества на нужды тех, кто вполне может обойтись без его поддержки.

Создание социального комфорта для наиболее активных слоев российского общества — главный приоритет общественного развития, квинтэссенция нового понимания социальной справедливости, которая сопровождается инвестициями в человеческий капитал активного характера. Поддержка активных - тех, кто способен и хочет самостоятельно решать свои жизненные проблемы, готов много и упорно трудиться, использовать свои знания и талант, но для этого нуждается в стартовой помощи.

Социальная справедливость и эффективность требуют последовательного наращивания поддержки социально-экономической активности населения. Нужны механизмы льготного предоставления разнообразных ресурсов активным людям, которые, однажды получив поддержку, дальше смогут самостоятельно решать свои проблемы. Активные инвестиции напрямую влияют на экономический рост. Поскольку, во-первых, труд высококвалифицированных специалистов оказывает положительное влияние на темпы экономического роста; во-вторых, результат интеграции образования и науки выражается в виде инновации (как следствие инвестирования интеллектуального капитала), которой присущ более высокий технологичный уровень, новые потребительские качества товара и услуги. Но в то же время активные инвестиции бессмысленны без инвестиций в человеческий капитал пассивного характера, т.к. они представляют собой основу для их эффективной реализации. То есть необходимо, чтобы образованный человек был здоров и мог осуществлять научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и внедрять их в производство, т.е. осуществлять инновационную деятельность, в результате которой имеет место рыночный успех.

Инвестиции в человеческий капитал помимо социальных эффектов предполагают экономический эффект для инвестора. Для работника мотивацией к поддержанию здоровья, получению образования и формированию профессиональных навыков является дифференциация его доходов. Для фирмы, вклады-вающей деньги в развитие персонала, - это повы-шение производительности труда работников. Для общества в целом эффект выражается в поддержании конкурентоспособности национальной экономики и росте ВВП.

Сегодня все больше инвестиций осуществляется не в технику, а в первую очередь - в реальный ка-

индивидуальным уровень (накопление человеческого капитала состоит из определенных затрат человека, направленных:)

ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

на поддержание здоровья — »на получение общего или специального образования

• на поиск работы

• на профессиональную подготовку и переподготовку на производстве

• на миграцию по зависимым и независимым от человека причинам

• на рождение и воспитание детей

• на поиск приемлемой информации и ценах

_ и заработках и т.п.

мнкроуровень (стоимость затрат фирмы по восстановлению человеческого капитала фирмы, а именно:)

повышение квалификации уже принятых работников медшденское обследование оплата больничных листов нетрудоспособности затраты по охране труда добровольное медицинское страхование, оплаченное фирмой

| оплата медицинских и других социальных услуг за работника фирмы

' благотворительная помощь социальным институтам и т.п.

макроуровень (государственная политика воплощается в жизнь при финансовой и организационной

поддержке человека, предпринимателей и социальных институтов общества)

социальные трансферты, оказываемые населению (натуральная и денежная формы)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

льготное налогообложение

> прямое бюджетное финансирование

' субсидии, дотации

• кредитование инвестиций в человеческий капитал

> развитие кооперативных связей между учебными заведениями и фирмами

Отрасли: образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры

Рис. 4. Соотношение уровней, отраслей, способов и механизмов инвестирования человеческого капитала России

чественныи рост производительном силы человека. Многие страны мира ищут подходы к инвестиционной политике, при которой все факторы экономического роста, обусловленные инвестициями, будут достигаться посредством прироста производительной силы человека и ее влияния на изменение структуры и объема национального богатства страны. Речь идет о политике, когда человек (как производитель и потребитель в одном лице) наделяется (в различных формах) инвестициями, обеспечивающими воспроизводство и качественное улучшение его производительной силы.

В настоящее время для России характерно наличие ряда серьезных проблем, связанных с человеческим капиталом, которые отрицательно влияют на ее экономический рост. Это объясняется тем, что в отечественной экономике проблемы развития производительных способностей человека всегда рассматривались как второстепенные в системе государственного регулирования, что не могло не отразиться на функционировании национальной экономики и обеспечении качества экономического роста.

Государственная политика, направленная на обеспечение воспроизводства человеческого капитала и качества экономического роста, воплощается в жизнь, как правило, при значительной финансовой и организационной поддержке предпринимателей и социальных институтов общества, для чего необходимо радикальное изменение не только экономической политики, но и самой идеологии экономических преобразований.

Качественный экономический рост должен превратиться в приоритетную задачу теории и экономической политики. Необходимо выработать и реализовать государственную программу роста экономики на основе ее модернизации, с тем чтобы человеческий фактор стал решающим элементом экономического роста и развития.

На взгляд автора, в целях увеличения доли человеческого капитала в инвестиционной политике не-

обходимо предусмотреть соотношение уровней, отраслей, способов и механизмов инвестирования человеческого капитала (рис.4).

Решить проблемы качества роста представляется возможным на определенных уровнях, которые в органическом единстве позволят обеспечить качественный рост и социально-экономический прогресс в развитии.

Первый уровень, факторно-экономический, предполагает преобладание в структуре факторов роста научно-технического прогресса, инвестиций в основной и человеческий капитал, инноваций.

Второй /уровень, структурно-экономический, предполагает опережающее развитие наукоемких отраслей с высокой добавленной стоимостью, отраслей, производящих современные технологии.

Третий уровень, социально-экономический, предполагает преодоление высокой дифференциации доходов, справедливое распределение национального дохода, в особенности полученного за счет природных ресурсов, алкоголя, табака и т.д.

Практика показывает, что одновременно с ростом производства возникает задача распределения произведенного продукта. Проблема заключается втом, что даже при достижении относительно высоких темпов экономического роста разрыв между про-мышленно развитыми и развивающимися странами практически не сокращается. В связи с этим возникает противоречие: с одной стороны, экономический рост сталкивается с различного рода ограничителями и способен породить определенные проблемы, с другой стороны — возникает необходимость обеспечения экономического роста и увеличения его темпов, для того чтобы повысить уровень благосостояния населения. Разрешение этого противоречия видится в разработке механизма, активизирующего экономический рост нового качества, что позволило бы максимально снизить его ограничители.

Итак, на сегодняшний день назрела острая необходимость в новых методологических подходах и

2006 г. 2016 г. 2026 г. 2036 г.

+ 10-12 лет = +10 лет = +10лет =

2007 г. 2019 г. 2029 г. 2039 г.

сырьевой ф-р ЭР-тах первичный эффект сырьевой ф-р-50% вторичным эффект сырьевой ф-р 4- сырьевой ф-р ЭР-тш

инвестиции в ЧКот инвестиций в ЧК челов-кип ф-р-50% от инвестиции в ЧК челов-кин ф-р "Г челов-кип ф-р ЭР-тах

Схема 1. Переход от сырьевого фактора экономического роста к фактору человеческому

новом инструментарии, позволяющих разраоотать и запус тить механизм, который бы, с одной стороны, обеспечивал достижение сбалансированного устойчивого экономического роста России, а с другой — активизировал дальнейшее повышение его качества.

Функционирование данного механизма должно быть направлено на инвестирование не только основного, но и человеческого капитала. Экономическими субъектами, которые могут быть инициаторами подобного инвестирования, являются государство и гражданское общество, реализующие политику реформ как долгосрочную программу социально-экономических преобразований. Однако в процессе внедрения механизма активизации экономического роста в России в отношении инвестирования человеческого капитала могут возникнуть определенные проблемы, требующие незамедлительного решения.

Наиболее благоприятную перспективу имеет экономическая политика, обеспечивающая согласованное развитие макро- и микроэкономических систем.

Макроуровень, (уровень государства). На данном уровне необходимо разработать инвестиционную политику стимулирования вложений в человеческий капитал, в образование и профессиональную подготовку, повышение квалификации и т.д. в процессе внедрения современного механизма активизации экономического роста. Она должна основываться на социально-экономических и научно-технических прогнозах, определять среднесрочные и долгосрочные цели инвестиционной деятельности, основные пути их достижения, служить базой для выбора инвестиционной стратегии, разработки инвестиционных программ и проектов, определяя критерии для их оценки и отбора.

Основная особенность механизма активизации устойчивого экономического роста России в современных сложившихся условиях — это его исключительная направленность на инвестирование человеческого капитала на ближайшие 2 года. Только так через 10-20 лет можно будет сохранить достаточно высокие темпы роста на фоне затухающего влияния сырьевого фактора в течение 30 лет (запасы нефти и таза в России при сегодняшнем уровне добычи). В случае резкого падения мировых цен на нефть (что не исключено) либо резкого падения объема экспорта (что еще более возможно) Россия снова окажется в крайне тяжелой ситуации. Этот процесс можно изменить только при условии общего изменения экономической политики.

Переход от сырьевого фактора экономического роста к фактору человеческому по годам можно представить следующим образом (схема 1).

Автор убежден в том, что до тех пор, пока государство располагает достаточным количеством средств, которые были накоплены вследствие удержания завышенных цен на нефть на мировом рынке и сохраняются в Стабилизационном фонде, необходимо определенную их часть или значительную долю средств Инвестиционного фонда направить именно на инвестирование человеческого капитала

активного характера (в образование, науку, НИОКР).

Необходим реальный переход к так называемой экономике знаний. Придется изменить и общественное сознание в отношении деятельности по производству знаний. За последние 15 лет престиж науки как «дела жизни» резко упал.

Мезоуровень (региональный уровень) и локальный уровень (уровень муниципального образования). Одним из основных направлений деятельности регионального правительства должно быть создание на территории субъекта федерации благоприятных условий инвестиционной деятельности, обеспечивающих достижение главной стратегической цели инвестиционной политики — последовательного повышения уровня жизни населения.

Для того чтобы регион осуществил переход в «фазу инвестиционного оживления и подъема», первоначально необходимо создать минимально необходимую нормативную базу привлечения инвестиций, подготовить ряд законодательных документов, регулирующих и стимулирующих расширение инвестиционной деятельности. На этом этапе государственная поддержка инноваций, выявление и освоение рыночных ниш — «точек роста региональной экономики» — будут стимулировать интенсивный приток прямых инвестиций.

Микроуровень (уровень предприятий). Выход на траекторию устойчивого экономического роста также зависит от развития на микроэкономическом уровне. В последнее время стратегия компаний дополняется задачами органичного развития сотрудников, сокращения негативного воздействия на окружающую среду, формирования позитивного восприятия организации у потребителей, клиентов, т.е. во внешней среде. Постепенно акценты перемещаются с чисто финансовых результатов (рост прибыли, ВВП) на более широкие показатели, включающие человеческий капитал, качество жизни и тому подобные, которые непросто просчитать. Все более важным фактором роста микроэкономических систем выступают нематериальные активы. Во многих случаях в корпорациях стоимость производственных мощностей становится ниже ценности нематериальных активов. Все большую роль играет человеческий капитал - люди, работающие на предприятии и являющиеся носителем уникальных для данной организации знаний, атакж еинф орманионные системы .

Индивидуальный уровень (хозяйствующий субъект, семья). В процессах всесторонней трансформации и модернизации общества возрастает роль семьи. Государство и гражданское общество должны объединять свои усилия и оказывать всемерную поддержку российским семьям. В последние годы в субъектах Российской Федерации интенсивно развивается семейная политика, разрабатываются и реализуются проекты и программы работы с семьей. Сложность и комплексность данного вопроса требуют эффективного системного подхода для формирования действенной семейной политики в интересах человека и государства.

Прорывом к созданию социально ориентированной экономики могут и должны стать первые национальные проекты в области здравоохранения, образования, жилищного строительства и сельского хозяйства. Перспективы этих национальных программ обеспечиваются тем, что их не только выдвинул президент В В. Путин, но, судя по всему, не выпускает из своих рук контроль за их исполнением. За этим стоит стремление развернуть реформирование страны лицом к человеку. Решение социальных проблем является основанием для поддержания экономического роста нашей страны на достаточно высоком уровне в ближайшие годы.

Библиографический список

1. Цели развития тысячелетия в контексте России: от экономического роста к устойчивому социальному развитию, основанному на правах человека / Под ред. Г. Хлебникова. — М.: Информ-Знание, 2005. — 32 с.

2. Слепов В. Инвестиции как фактор экономического роста // Финансы, 1999. — № 1.

3. Дагаен А. Экономический рост и глобализация технологического развития //Менеджмент в России и за рубежом, 1999. - № 1.

4. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. /И.13. Ильинский — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996 - 163 с.

5. Юткина Ю. Кому нужны образованные люди?// Личные деньги 15.11.2004//Ырр.//ычпм.personalmoney.ru

ЛАВРОВА Лариса Александровна, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, соискатель кафедры экономической теории и предпринимательства.

Статья поступила в редакцию 03.10.06. © Лаврова Л. А.

УДК 316.346.2 в. Ю. МАМАЕВА

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕНДЕРНОЙ МЕТОДОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИИ

СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

В статье обосновывается необходимость применения методологии тендерного анализа к исследованию процессов и отношений социально-трудовой сферы. На основании результатов исследований автора дается анализ отношения к тендерной политике на предприятиях и в организациях г. Омска.

Сегодня тендер воспринимается не просто как новая парадигма в исследовании пола, а как прообраз нового видения, новая модель общественных связей и взаимодействия. Вместе с тем проблема учета тендерных аспектов и приоритетов в регулировании общественных отношений, проведения соответствующей тендерной политики звучит по-новому для современного российского общества, особенно для многих регионов. При разработке общеметодологических подходов к исследованию тендерных отношений в обществе в целом в отечественных академических кругах в последние годы сделано немало: появился ряд публикаций философского, исторического, политического, социологического, экономического характера, начали выходить серьезные научные монографии, выпускается учебная литература, проводятся научные конференции, в ряде крупных городов России появились Центры ген-дерных исследований и пр. Однако обсуждение тендерных проблем остается своего рода элитной сферой узкого профессионального круга ученых, в целом эта тема является закрытой, малоисследованной. Специфические вопросы регулирования тендерных отношений в социальном управлении в литературе практически не освещены.

Еще сложнее дела обстоят на практике, особенно на уровне региона, эта тема до сих пор не стала сфе-

рой проведения крупных научных исследований, а тем более, принятия управленческих, политических, экономических решений. Серьезно стоят вопросы тендерного просвещения. Вопросы необходимости проведения тендерной политики на уровне предприятий и организаций, в т.ч. в сфере управления человеческими ресурсами, не осознаются как актуальная потребность. Между тем современные предприятия и организации, а также все субъекты управления социально-трудовой сферой (включая кадровые службы, топ-менеджмент, линейных руководителей, кадровые и рекрутинговые агентства, представителей служб занятости, административных работников) являются теми социальными агентами, теми общественными институтами, где как раз формируются и закрепляются многие стереотипы, полоролевые модели поведения, восприятие имиджа, статуса, роли мужчин и женщин, которые затем репродуцируются на все общество в целом.

В этом смысле сфера профессиональной занятости и труда является ключевой и показательной в формировании тендерных отношений, особенно в Российском обществе послереформенного периода. Даже предварительный анализ позволяет достаточно четко обозначить тенденции, когда, например, шансы найти «хорошую» и высокооплачиваемую работу, реализоваться в профессии, продвинуться

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.