Научная статья на тему 'Инвестиции как фактор устойчивого развития предприятий АПК'

Инвестиции как фактор устойчивого развития предприятий АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
362
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / УСТОЙЧИВОСТЬ РАЗВИТИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белостоцкий А.А., Сорокина М.С.

В статье проведен анализ возможностей устойчивого развития предприятий агропромышленного комплекса на основе привлечения инвестиций с целью реализации крупных инфраструктурных проектов, а также инвестиционной привлекательности территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белостоцкий А.А., Сорокина М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиции как фактор устойчивого развития предприятий АПК»

УДК 338.43

ИНВЕСТИЦИИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК

БЕЛОСТОЦКИЙ А.А.,

кандидат экономических наук, Юго-Западный государственный университет, e-mail: alybel@rambler.ru, 8-910-30-77-22.

СОРОКИНА М.С.,

кандидат экономических наук, Юго-Западный государственный университет, e-mail: mari9332@yandex.ru, 8-920-704-41-69.

Реферат. В статье проведен анализ возможностей устойчивого развития предприятий агропромышленного комплекса на основе привлечения инвестиций с целью реализации крупных инфраструктурных проектов, а также инвестиционной привлекательности территорий.

Ключевые слова: сельскохозяйственное производство, устойчивость развития, инвестиционная политика, агропромышленный комплекс, государственные программы.

INVESTMENT AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL ENTERPRISES

BELOSTOTSKIY A. A.,

candidate of economic sciences, Southwest State University, e-mail: alybel@rambler.ru, 8-910-30-77-22. SOROKINA M.S.,

candidate of economic sciences, Southwest State University, e-mail: mari9332@yandex.ru, 8-920-704-41-69.

Essay. This article analyzes the capabilities of sustainable development of agro-industries based on attracting investment to implement large infrastructure projects, as well as investment attractiveness.

Keywords: agricultural production, sustainability, investment policies, agriculture, government programs.

Введение. Эффективное сельскохозяйственное производство в современных условиях в значительной степени зависит от успешного функционирования целого ряда других отраслей народного хозяйства. Прежде всего, от отраслей, поставляющих сельскому хозяйству технику, сельскохозяйственные машины, горюче-смазочные материалы, ядохимикаты, минеральные удобрения, строительные материалы, транспортные средства и др. Динамика и темпы развития сельского хозяйства во многом определяются уровнем производства в отраслях промышленности, изготавливающих для него средства производства. Кроме того развитие сельского хозяйства тесно связано с эффективной деятельностью отраслей и производств, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия. Это в первую очередь относится к отраслям и производствам по ремонту техники, строительству сельскохозяйственных объектов, снабжению средствами производства, транспортировке продукции и материалов и др. Наряду с этим важная роль в получении конечной продукции из сельскохозяйственного сырья отводится таким отраслям промышленности, как пищевая, легкая, текстильная и др. Углубление специализации в отраслях народного хозяйства в свою очередь привело к более тесным взаимосвязям между ними. На базе обособленных видов промышленной и сельскохозяйственной деятельности произошло формирование единого агропромышленного комплекса, участники которого органически взаимосвязаны и ориентированы на единую конечную цель [1. - С. 15].

Устойчивость развития — это не только возможность преодолеть неблагоприятные для сельского хозяйства явления, но и способность использовать их с наибольшим эффектом для хозяйства [2. - С. 15].

Формулировка проблемы. Помимо общепризнанных факторов, влияющих на качество и объем выпускаемой продукции, а также в целом на устойчивое развитие отраслей АПК могут оказывать свое воздействие и инве-

стиционные ресурсы. Вследствие этого, прогнозируемый рост объемов производства продукции сельского хозяйства должен быть обеспечен за счет создания в отрасли принципиально новых, современных экономических и финансовых механизмов привлечения денежных ресурсов за счет улучшения инвестиционного климата и расширения круга иностранных инвесторов, что повлечет за собой увеличение объемов выпуска качественной сельскохозяйственной продукции.

Материалы и методы исследования. В сложившейся ситуации очень важна необходимость системного, комплексного анализа деятельности государственных органов именно в этой сфере управления экономикой. Поэтому формы и методы имеют очень важное значение для исследования регулятивной деятельности. Выделяют несколько методов государственного регулирования сельского хозяйства. Основными являются экономические и административные. Использование административных методов воздействия связано с осуществлением контроля за соблюдением сельскими товаропроизводителями законодательства, необходимостью обеспечения рационального использования земли, других природных ресурсов, качества сельскохозяйственного сырья и продовольствия и т. п. Административные методы представлены методом прямых предписаний и запретов со стороны государства по отношению к участникам аграрных правоотношений. Вместе с тем актуальной остается проблема осуществления государственного регулирования преимущественно экономическими методами, посредством использования механизмов финансирования, налогообложения, кредитования, ценообразования и страхования, что позволяет воздействовать на экономический интерес участников аграрных отношений.

Результаты исследований. В первую очередь это затронет животноводство, серьезное отставание которого от мировых достижений по продуктивности не удалось преодолеть в дореформенный период несмотря на введение в

эксплуатацию более 1000 крупных животноводческих комплексов. Достижения научно-технического прогресса тех лет не были задействованы на практике. Крупные капиталовложения государства и самих хозяйств необходимого результата не дали. Сегодня планируются значительные инвестиции в животноводство и другие приоритетные отрасли АПК на новой основе, когда немалая их часть должна быть вложена самими субъектами хозяйствования. За часть инвестиций из государственного бюджета собственники и менеджеры хозяйств будут нести материальную ответственность, будучи вынужденными в основном брать на себя риски неисполнения инвестиционных проектов.

Важное место среди целевых индикаторов Государственной программы занимают показатели, отражающие устойчивость развития сельских территорий, обеспечиваемую благодаря намеченному улучшению всех производственных и финансовых результатов деятельности субъектов хозяйствования АПК (таблица 1).

В агропромышленном комплексе, несмотря на прошедшие почти четверть века, все еще остаются предприятия с прежней структурой управления, собственником которых остается государство полностью, либо в большой доле. Многие такие предприятия отличаются неповоротливостью и потому, низкой инвестиционной привлекательностью.

Стратегическими целями государственной аграрной политики является формирование эффективного агропромышленного производства, обеспечивающего потребности населения в продуктах питания, удовлетворяющего спрос

предприятий пищевых и перерабатывающих отраслей промышленности. Вследствие этого, эффективность производства, является важнейшей экономической категорией, определяющей степень влияния на темпы экономического роста [3. - С. 20].

Однако, наряду с реформированием менеджмента предприятий следует провести также и реструктуризацию задолженности предприятий АПК и сельского хозяйства. При этом, основное внимание следует уделить амортизационной политике. Требуется, как замечают многие исследователи проблемы, сделать такой механизм амортизации, чтобы стимулировать на предприятиях и организациях рост собственных накоплений. Полагаем, что без таких мер нельзя говорить об эффективной инвестиционной политике в регионе и отрасли.

И в этой связи, напрашивается новое направление в реформировании системы управления инвестициями в АПК региона, связанное с модернизацией финансово-кредитного механизма инвестирования сельского хозяйства. Созданные институты и механизмы указывают о недостаточности, а точнее о неполноте существующей системы. Часто можно слышать о своеобразной локальности влияния региональных властей на финансово-кредитный механизм, связанный с отсутствием у нее эффективных инструментов: наличие в регионах сильных банков и других кредитно-финансовых институтов, с высоким долевым участием региональной власти. Поэтому, региональные власти не могут ни оперативно, ни объемно влиять на поведение инвесторов.

Таблица 1 - Основные целевые индикаторы устойчивого развития сельских территорий

Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специали- 2 стов, тыс. м 1489,2 2861,0 3325,9 3963,2 4039,1

В том числе обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе 647,1 1212,1 1482,4 1832,9 1890,7

Обеспеченность сельского населения питьевой водой, % 45,9 49,4 54,9 60,7 66,3

Уровень газификации домов (квартир) сетевым газом, % 43,6 47,1 51,0 55,5 59,9

Индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий, % к предыдущему году 104,8 104,9 105,2 105,2 105,2

Таблица 2 - Изменение доли российского производства в формировании наиболее ценных продовольственных ресурсов______

Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Доля российского производства в формировании ресурсов:

мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо); 61,1 63,5 65,7 68,1 69,6

молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко). 78,3 79,2 79,9 80,4 81,1

Таблица 3 - Прогнозный баланс рынка мяса-сырья при сбалансированном развитии основных отраслей мясного животноводства

В тысячах тонн

Год Ресурсы Итого Использование

Запасы на начало года Производство Импорт Потребление Экспорт Запасы на конец года

2012 944,7 7704,7 2114,8 10764,2 9679,0 20,5 1064,7

2015 1295,5 8863,7 1424,1 11583,4 10140,6 23,2 1419,7

2018 1678,7 10200,9 625,6 12505,3 10665,9 26,2 1813,2

2020 1858,4 11205,0 0,5 13063,9 11155,0 12,5 1896,4

в том числе

Говядина 492,2 2947,0 0,02 3439,2 2939,3 0,2 499,7

Свинина 623,1 3765,0 0,04 4388,2 3750,4 0,3 637,6

мясо птицы 702,6 4250,0 0,0 4952,6 4222,8 11,9 717,9

Баранина 40,5 243,0 0,41 283,9 242,5 0,1 41,2

По-видимому, не все так, как о том говорят представители региональной власти. В руках региональных властей имеется региональный бюджет, с помощью которого можно влиять на поведение субъектов регионального кредитно-финансового рынка, путем манипулирования ставок процентов и т.п. Региональным властям необходимо последовательно и безотносительно к бизнес-интересам групп вести политику распределения бюджетных средств среди субъектов агрорынка. Полагаем, что следует дифференцировать процентные ставки и, например, по проектам, имеющим долговременный характер ставки должны быть ниже, чем по кратко и среднесрочным, т.к. в результате растяжения временного лага повышают риск.

Отрасль производит важнейшие продукты питания, являющиеся основным источником белка животного происхождения, а также сырье для различных отраслей перерабатывающей промышленности (маслосыродельной, молочной, мясной, кожевенной и др.), поставляя им молоко, мясо, кожу, шерсть, овчину [4. - С.84] (таблица 2).

Анализ состояния государственных инвестиций в сельское хозяйство за предыдущее десятилетие позволяет определить новые направления инвестиционной деятельности. В частности, предлагается развивать следующие направления государственной инвестиционной политики:

- на повышение устойчивости сельскохозяйственных производств. Необходимо инвестировать не в конкретные предприятия и даже территории, это пусть делают частные и коллективные предприниматели, и территориями пусть занимаются региональные и муниципальные власти. Государство же должно инвестировать конкретные производства сельскохозяйственной продукции.

В этой связи, напрашивается новое направление в реформировании системы управления инвестициями в АПК региона, связанное с модернизацией финансово-кредитного механизма инвестирования сельского хозяйства. Созданные институты и механизмы указывают о недостаточности, а точнее о неполноте существующей системы. Часто можно слышать о своеобразной локальности влияния региональных властей на финансово-кредитный механизм, связанный с отсутствием у нее эффективных инструментов: наличие в регионах сильных банков и других кредитно-финансовых институтов, с высоким долевым участием региональной власти. Поэтому, региональные власти не могут ни оперативно, ни объемно влиять на поведение инвесторов.

Региональным властям необходимо последовательно и безотносительно к бизнес-интересам групп вести политику распределения бюджетных средств среди субъектов агропромышленного рынка. Следует дифференцировать процентные ставки и, например, по проектам, имеющим долговременный характер ставки должны быть ниже, чем по кратко и среднесрочным, т.к. в результате растяжения временного лага повышают риск. Также необходимо проведение своеобразной специализации финансово-кредитных учреждений региона с учреждениям, которые предоставляют ресурсы в рискованные виды аграрного рыка, выдают кредиты на продолжительные сроки, под более низкие процентные ставки и т.п.

Значительный объем производства продукции приходится на долю крупных аграрных компаний, с которыми заключены 22 соглашения о сотрудничестве. В рамках заключенных соглашений вложения инвестиционных компаний и холдингов в агропромышленный комплекс Курской области в 2012 году составили 32 млрд. руб. Согласно последним исследованиям инвестиционного климата, проведенным рейтинговым агентством «Эксперт», Курская область входит в категорию 3В1 «Пониженный потенциал - умеренный риск». Показателем благоприятного инвестиционного климата является то, что в области работают и отечественные, и иностранные инвесторы [5. -С. 56].

Использованные механизмы и правила не претерпели серьезных изменений даже в процессе планируемого присоединения России к ВТО, что создает предпосылки для дальнейшего устойчивого роста сельскохозяйственного производства (таблица 3).

Анализ таблицы 3 показывает, что российское сельское хозяйство обладает высоким потенциалом роста производства в реальном и номинальном выражениях [6. - С. 25-28].

Выводы. Таким образом, развитие сельскохозяйственного производства в целом и отрасли животноводства в частности требуют от работников аграрной сферы приложения больших усилий для выхода из создавшегося положения, стабилизации производства, повышения его эффективности. Динамичное и эффективное развитие животноводства должно стать предпосылкой для решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых и социальных проблем, а так же обеспечить продовольственную безопасность как одну из приоритетных целей социально-экономического развития страны.

Важнейшей задачей является привлечение инвестиций в отрасль для реализации крупных инфраструктурных проектов и развития региона. Что включает в себя создание новых благоприятных условий пользования землей, обеспечение защиты интересов инвесторов, совершенствование системы налогообложения, разработку инвестиционных проектов совместно с иностранными государствами. Без реализации инвестиционных проектов, направленных на создание новых инновационных производств, внедрение передовых технологий, невозможно обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, создание новых рабочих мест, повышение заработной платы работников, а также стабильные налоговые поступления от деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса [7. - С. 54-55].

Инвестиционная политика региональных властей должна иметь четкую направленность и быть связанной с достижением устойчивого экономического роста сельского хозяйства региона. В основе этого роста должны стать не статистические методы приписок, а рост инвестиций в валовой добавленной стоимости. Для чего необходимо максимально привлекать средства не только бюджета, но и частных отечественных и зарубежных инвесторов. Основным мотивом региональных властей должно быть не помощь всем желающим, а специально отобранным предприятиям и организациям.

Список использованных источников

1. Экономика сельского хозяйства / Н.Я. Коваленко, Ю.И. Агирбов, Н.А. Серова и др. - ЮРКНИГА. - 2004. -384 с.

2. Загайтов И.Б., Половинкин П.Д. Экономические проблемы повышения устойчивости сельскохозяйственного производства. - М., 1984. - 239 с.

3. Кривошлыков В.С., Жахов Н.В., Шатохин М.В. Оптимизация отраслевой структуры производства в крестьянских фермерских хозяйствах как условие обеспечения региональной продовольственной безопасности // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2016. - № 6. - 82 с.

4. Барбашин А. И. Экономика сельского хозяйства. - Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2009. - 278 с.

5. Белостоцкий А.А., Сорокина М.С. Инвестиции как инструмент развития отрасли животноводства // Экономические науки. - 2015. - № 11(132). - 165 с.

6. Белостоцкий А.А. Государственное регулирование устойчивого ведения животноводства / Материалы IV международной научно-практической конференции Экономика. Теория и практика. - Саратов: ООО Центр профессионального менеджмента «Академия бизнеса», 2015. - 151 с.

7. Сорокина М.С. Политика импортозамещения как инструмент экономического роста / Импортозамещение сельскохозяйственной продукции на региональном уровне: проблемы и перспективы: материалы научно-практической конф. - Курск: РОСИ, 2015. - 72 с.

List of sources used

1. Agricultural Economics / N.Y. Kovalenko, Y.I. Agirbov, N.A. Serov etc. - YURKNIGA. - 2004. - 384 s.

2. Zagaitov I.B., Polovinkin P.D. Economic problems of increasing the stability of agricultural productiontion. - M., 1984. - 239 p.

3. Krivoshlykov V.S., Zhahov N.V., Shatohin M.V. Optimizing the sectoral structure of production in the credit-styanskih farms as a condition for ensuring regional food security / Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. -2016. - № 6. - 82.

4. Barbashin A.I. Agriculture economy. - Kursk: KGSKHA, 2009. - 278 p.

5. Belostotsky A.A., Sorokina M.S. Investment as a tool for development of livestock industry / Economic science. -2015. - № 11 (132). - 165.

6. Belostotsky A.A. State regulation of sustainable livestock // Materials of IV international scientific-practical conference Economy. Theory and practice /. - Saratov Ltd. Professional management "Business Academy" Center, 2015. - 151 p.

7. Sorokina M.S. Policy import substitution as a tool for economic growth / import substitution of agricultural production at the regional level: problems and prospects: materials of scientific-practical conf. - Kursk. - ROSI, 2015. - 72 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.