Научная статья на тему 'Импортозамещение как фактор устойчивого развития агропромышленного комплекса в условиях международных санкций'

Импортозамещение как фактор устойчивого развития агропромышленного комплекса в условиях международных санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
импортозамещение / устойчивое развитие / международные санкции / агропромышленный комплекс / субсидирование государственных программ.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Импортозамещение как фактор устойчивого развития агропромышленного комплекса в условиях международных санкций»

Белостоцкий А.А.

к.э.н., доцент Юго-Западного государственного университета

alybel@rambler.ru

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ

Ключевые слова: импортозамещение, устойчивое развитие, международные санкции, агропромышленный комплекс, субсидирование государственных программ.

Проблема эффективного импортозамещения в Российской экономике не нова и периодически поднимается в правительственных и бизнес-кругах. Задача, которая была озвучена Президентом РФ В.В. Путиным 6 августа 2014 года в Указе № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», заключается в увеличении доли присутствия отечественных товаров на внутреннем рынке за счет требуемого качества продукции и приемлемых для покупателя цен1.

Импортозамещение, конечно, охватывает все отрасли российской экономики, но именно в сельскохозяйственной отрасли, оно способно ускорить её развитие, а соответственно увеличить объем выпуска сельскохозяйственной продукции и долю сельскохозяйственной отрасли в структуре российской экономики, так как на данный момент импортная зависимость составляет 4% по картофелю, 30 - по говядине, около 20 - по молочной продукции, по свинине -20, по куриному мясу - 10%.

Начиная с 2000 года и до подписания Указа Президента РФ и Постановления Правительства РФ импорт основных продовольственных товаров по многим направлениям постоянно повышался, что, соответственно влияло на отечественный рынок сельскохозяйственной продукции, его конкурентоспособность и уровень прибыли2.

В связи с введенным Россией эмбарго на импорт отдельных видов продовольствия из ряда стран мира глава правительства дал поручение скорректировать государственные программы с целью увеличения собственного сель-хозпроизводства.

Развал российского сельского хозяйства в начале 90-х годов стал причиной резко возросшего импорта продовольствия в Российской Федерации. Импорт, естественно, влиял на эффективность производственно-хозяйственной деятельности российских сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Естественно, импорт потребуется заменить отечественными продовольственными товарами, и это сегодня главная задача отечественного агропромышленного комплекса.

Сельское хозяйство современной России обладает значительным потенциалом: свыше 40% черноземов мира, 20% пресной питьевой воды, ведущее место в мире занимает производство минеральных удобрений, свыше 100 млн. га пашни и другие факторы.

Органами государственной власти на федеральном уровне и в субъектах РФ за последние 3-5 лет приняты меры экономико-правового характера, направленные на стратегическое развитие сельского хозяйства, технологическую модернизацию пищевой и перерабатывающей промышленности, социальное обустройство сельских территорий.

Отметим, что при постоянном росте импортной продукции неизменно увеличивались расходы федерального бюджета на развитие сельского хозяйства (рис. 1).

На решение этих задач направлена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации №717 от 14 июля 2012 г.) и другие правовые акты аграрного законодательства3.

Общий объем финансирования мероприятий Государственной программы в 2013-2020 годы составит за счет средств федерального бюджета 3 573 379 866,50 тыс. руб.

Фактический объем финансирования по программным мероприятиям в 2003-2013 гг. составил 345930,39 млн. руб. (115,2% к плановому объему), кассовые расходы федерального бюджета - 67462,44 млн. руб. (99,94% к предусмотренным бюджетным назначениям).

1 Замещая импорт. - Ьйр://^'^^. zimport.ru

2

Указ № 560 от 06.08.2014 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».

3 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации № 717 от 14 июля 2012 г.) / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: официальный сайт. - http://www.mcx.ru/

43,5

2000 2005 2010 2014

Рисунок 1.

Импорт продовольствия в РФ, млрд. долл.

Финансовый механизм реализации программных мероприятий предусматривает софинансирование за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, внебюджетных источников. Правила распределения и предоставления средств федерального бюджета на реализацию программных мероприятий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858 (рис. 2).

■ финансирование по программе ■ фактическое финансирование

Рисунок 2.

Финансирование программных мероприятий за счет всех источников в 2003-2013 гг., млрд. руб.

Распределение субсидий между субъектами Российской Федерации по отдельным направлениям программы осуществлялось исходя из численности сельского населения, с учетом обеспеченности соответствующей инфраструктурой, а также наличия бюджетных ресурсов, предусмотренных в законах о бюджетах субъектов Российской Федерации на софинансирование программных мероприятий.

Из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию программных мероприятий было направлено 136 563,86 млн. руб. (107,6% к плановым показателям), внебюджетных источников - 141 904,09 млн. руб. (135,5%). Общий объем финансовых ресурсов в 2013 году по сравнению с 2003 годом увеличился в 2,5 раза, в том числе за счет средств федерального бюджета - в 5,9 раза, за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - в 2 раза, внебюджетных источников - в 2,1 раза.

За 2003-2013 гг. на выполнение программных мероприятий предусматривалось направить за счет всех источников 300 255,45 млн. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 68 577,73 млн. (22,8%), консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 126 921,55 млн. (42,3%), внебюджетных источников -104 756,17 млн. руб. (34,9%)1.

Доля государственной поддержки в общем объеме ресурсного обеспечения программы к 2013 году выросла в 1,8 раза по сравнению с 2003 годом, что позволило уменьшить нагрузку на региональные бюджеты при сохранении принципа софинансирования.

1 Министерство финансов Российской Федерации: официальный сайт. - http://wwwl.minfm.ru/

234

Кроме того, в эти годы государственная поддержка была предусмотрена на реализацию четырех мероприятий, за счет средств субъектов Российской Федерации финансировалось семь. В 2006 году с участием господдержки реали-зовывалось девять программных мероприятий. Объем средств федерального бюджета увеличился более чем в 3 раза по сравнению с 2003 годом (табл. 1).

Таблица 1

Предоставление средств федерального бюджета на реализацию программы по федеральным округам

Российской Федерации

Субъекты Предусмотрено соглашениями с субъектами Федерации, млн. руб. Фактическое финансирование, млн. руб. Выполнение, %

Российская Федерация в том числе по федеральным округам: 67269,83 67256,16 99,98

Центральный 13650,21 13644,25 99,96

Северо-Западный 2992,8 2992,78 99,99

Южный 8011,88 8011,19 99,99

Северо-Кавказский 7338,43 7338,43 100

Приволжский 18881,39 18878,67 99,99

Уральский 3324,55 3320,79 99,89

Сибирский 9951,31 9950,79 99,99

Дальневосточный 3119,26 3119,26 100

В целом, за указанный период субъекты Федерации на 1 руб. государственной поддержки из федерального бюджета смогли привлечь 4,1 рублей из региональных и внебюджетных источников.

Удельный объем финансового участия регионов в реализации мероприятий программы, предусмотренный соглашениями с субъектами Российской Федерации, превышен на 54,3%.

Эффективность реализации Государственной программы в целом оценивается исходя из достижения установленных значений каждого из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году.

Поддержка и регулирование сельскохозяйственного производства в развитых государствах обеспечивается за счет государственного финансирования, которое выше стоимости получаемого продукта в 1,5-2 раза; в Европе на достаточно высоком уровне сформирована система целевых цен, которые способны гарантировать определенный уровень прибыли производителям сельскохозяйственной продукции (табл. 2).

Таблица 2

Уровень государственной поддержки сельского хозяйства, долл.

Наименование Субсидии на 1 га Общий объем господдержки

РФ (124 млн. га) 36 4 млрд. долл. (разрешённый в рамках ВТО уровень господдержки для России составляет 9 млрд. долларов)

США (165 млн. га) 145 24 млрд. долл.

ЕС (121 млн. га) 890 108 млрд. долл.

Китай (124 млн. га) 1185 147 млрд. долл.

Япония (5 млн. га) 12860 64 млрд. долл.

Швейцария (0,4 млн. га) 14500 6 млрд. долл.

Объём запрещённого Россией экспорта из Европы составляет 5 млрд. евро. Учитывая, что Россия была вторым по величине импортером аграрной продукции Европейского Союза, ряд европейских сельскохозяйственных отраслей пострадали существенно: это в первую очередь овощи и фрукты, масло и сыры. Годовой ущерб от российского эмбарго по имеющимся прогнозам составит 5-10 млрд. евро в год.

Вопрос о привлечении в экономику агропромышленного комплекса инвестиций стоит остро не только на федеральном, но и на региональном уровне, так как именно инвестиции играют значительную роль в поддержании и наращивании экономического потенциала и обеспечении продовольственной безопасности страны. Однако современная российская деловая среда является не достаточно благоприятной для привлечения инвестиций в реальную экономику, так инвестиционные ресурсы распределяются между регионами крайне неравномерно, в основном концентрируясь в крупных мегаполисах и богатых природными ресурсами регионах.

Для решения задач подъема экономики аграрного сектора, обеспечения экономического роста на долгосрочную перспективу необходим комплексный подход к проблеме привлечения инвестиционных ресурсов и активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов.

На примере Курской области видно, что инвестиционная политика в регионе реализуется по различным направлениям, что позволяет решать как общие, стратегические задачи по развитию экономики и социальной сферы региона, так и конкретные проблемы, имеющиеся в отрасли агропромышленного комплекса, в частности отрасли животноводства, особенно в складывающихся условиях международных экономических санкций и импортозамещения сельскохозяйственных товаров.

Стратегия импортозамещения диктует постепенный переход от производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции путем повышения уровня развития производства и технологий, а также соответствующей профессиональной подготовки и образования широких слоев населения. Для реализации эффективной национальной политики импортозамещения необходимо продолжать расширение доступа малого и среднего бизнеса к закупкам госкомпаний.

В целом в Курской области экономический потенциал является базой по созданию благоприятных условий для развития бизнеса и привлечения инвестиций. В 2012 году инвестиции в основной капитал составили порядка 60 млрд. руб. с увеличением почти в 1,5 раза в сопоставимых ценах к уровню 2008 года, в 2014 году - 70,7 млрд. руб. или 100,1% к уровню 2012 года.

Значительный объем производства продукции приходится на долю крупных аграрных компаний, с которыми заключены 22 соглашения о сотрудничестве. В рамках заключенных соглашений вложения инвестиционных компаний и холдингов в агропромышленный комплекс Курской области в 2012 году составили 32 млрд. руб. Прогнозными показателями развития агропромышленного комплекса Курской области и импортозамещения отдельных видов сельскохозяйственной продукции на период до 2020 года предусмотрено увеличить объем производства овощей до 181 тыс. тонн, а овощей защищенного грунта, как основного источника свежей продукции во внесезонный период -до 40 тыс. тонн. В этих целях проводится работа, направленная на импортозамещение овощей защищенного грунта. Внедрение современных, ресурсосберегающих технологий в растениеводстве, интенсификация всех технологических процессов, с применением которых возделывается 65 процентов зерновых, 80 процентов масличных культур, все посевы сахарной свеклы во многом обеспечивается обновлением машинно-тракторного парка и умелым его использованием. Вопросам импортозамещения сельскохозяйственной техники уделяется большое внимание - сельхозтоваропроизводители региона в прошедшем году приобрели техники отечественного производства на 35 процентов больше, чем в 2013 году. А уровень приобретения зерноуборочных комбайнов производства Ростсельмаш в 2014 году увеличился на 90%.

По инициативе Администрации области, начиная с 2006 года и по настоящее время 24 сельскохозяйственных предприятия в 20 районах реализовали крупные инвестиционные проекты по реконструкции и новому строительству животноводческих комплексов. Объем инвестиций составил более 55 млрд. рублей. Построено 84 производственных площадки, из которых 72 мясных и 12 молочных. В связи с импортозамещением отдельных видов сельскохозяйственной продукции в 2014 году хозяйствами всех категорий произведено 386,3 тыс. тонн мяса, что на 100 тыс. тонн или на 35% больше уровня 2013 года. 55 процентов общего баланса мяса занимает свинина1.

Проведенные Администрацией области мероприятия в рамках реализации Государственной программы в животноводстве позволили создать около 5 тыс. новых рабочих мест с заработной платой более 20 тысяч рублей. Программные мероприятия по развитию животноводства будут направлены на дальнейшее увеличение объемов производства продукции животноводства, стабилизации и наращиванию поголовья сельскохозяйственных животных. Так, например, в 2015 году прогнозировалось произвести не менее 400 тыс. тонн мяса и 330 тыс. тонн молока. Достижение таких показателей невозможно без инфраструктурных преобразований на селе, а приоритетами Государственной программы развития сельского хозяйства до 2020 года являются повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, устойчивое развитие сельских территорий.

Немаловажно еще и то, что ориентация на развитие сельского хозяйства и обеспечение продовольственной безопасности предполагает наличие профессиональных кадров и воли руководства в решении ими же поставленных задач. Однако сосредоточенность большинства региональных органов отраслевого управления на поддержке стратегически приоритетных для региона отраслей сельского хозяйства и отсутствие внимания к глубокой переработке непродовольственного сельскохозяйственного сырья, не позволяет создать основу для диверсификации сельской экономики и стимулировать развитие занятости населения сельских территорий.

Эффективное импортозамещение, динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства в условиях международных санкций должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопившихся в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности страны, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития страны в рассматриваемой перспективе.

В животноводстве решение задачи ускоренного наращивания производства мяса и молока позволит повысить уровень потребления населением этих продуктов при одновременном их импортозамещении. Более оптимистические возможности связаны с развитием свиноводства и птицеводства.

Для этого необходимо создать такие условия, когда отечественный сельхозтоваропроизводитель имел бы возможность размещать свою продукцию в региональных торговых сетях, и эта продукция была бы конкурентоспособной как по стоимости, так и по качеству.

В этих условиях невозможно обойтись без государственной поддержки отечественного АПК, так как на сегодняшний день доля бюджетных средств в финансировании отрасли составляет лишь 1,1%, что не способствует и развитию современных научных исследований и научно-технического прогресса в данной сфере.

1 Официальный сайт Администрации Курской области. - Шр://^'^'^'. rkursk.ru/

236

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.