Научная статья на тему 'Инвестирование в экономически отсталых регионах'

Инвестирование в экономически отсталых регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНЫЕ РЕГИОНЫ / BORDER REGIONS / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / INVESTMENT / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / STRATEGIC OBJECTIVES / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдулаев М.А., Сеферова З.А.

В статье, главным образом, раскрываются проблемы привлечения инвестиционных ресурсов в приграничные, экономически отсталые регионы России. Приводятся основные стратегические задачи, решению которых следовало бы уделить пристальное внимание в области инвестирования в ближайшей и долгосрочной перспективе. Подчеркнута также важность инновационной деятельности в слаборазвитых регионах, к коим относится большинство приграничных регионов. Определены необходимые мероприятия по повышению уровня жизни в вышеуказанных регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTING IS IN ECONOMICALLY BACKWARD REGIONS

The article mainly reveals the problem of attracting investment resources to the border, the economically backward regions of Russia. The basic strategic task, which should be paid attention in the field of investment in the short and long term. It highlighted the importance of innovation in less developed regions, to which belongs the majority of the border regions. The conclusions on the work and noting the need for measures to improve the standard of living in the above mentioned regions.

Текст научной работы на тему «Инвестирование в экономически отсталых регионах»

УДК 332

Абдулаев М.А. - к.э.н., доцент кафедры информатики, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Сеферова З.А. - старший преподаватель кафедры информатики, Дагестанский государственный университет народного хозяйства Abdulaev M.A. - candidate of economic science, associate professor of department of informatics, Daghestan state university of national economy Seferova Z.A. - lecturer of department of informatics, Daghestan state university of national economy

ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКИ ОТСТАЛЫХ РЕГИОНАХ

INVESTING IS IN ECONOMICALLY BACKWARD REGIONS

В статье, главным образом, раскрываются проблемы привлечения инвестиционных ресурсов в приграничные, экономически отсталые регионы России. Приводятся основные стратегические задачи, решению которых следовало бы уделить пристальное внимание в области инвестирования в ближайшей и долгосрочной перспективе. Подчеркнута также важность инновационной деятельности в слаборазвитых регионах, к коим относится большинство приграничных регионов. Сделаны выводы по работе и отмечены необходимые мероприятия по повышению уровня жизни в вышеуказанных регионах.

Ключевые слова: приграничные регионы, инвестирование, стратегические задачи, инновационная деятельность.

The article mainly reveals the problem of attracting investment resources to the border, the economically backward regions of Russia. The basic strategic task, which should be paid attention in the field of investment in the short and long term. It highlighted the importance of innovation in less developed regions, to which belongs the majority of the border regions. The conclusions on the work and noting the need for measures to improve the standard of living in the above mentioned regions.

Keywords: border regions, investment, strategic objectives, innovative activity.

Значительные пространства России, существенная дифференциация условий хозяйствования по территориям субъектов федерации предопределяют наличие разноэтапности и разноуровневости регионального развития, а значит и необходимость разнообразия инвестиционной деятельности, под которой, в интересах нашего исследования, будем понимать совокупность практических действий по вложению денежных средств и других ценностей в инвестиционные проекты, обеспечивающие экономический рост регионов. От правильной инвестиционной деятельности федерального центра зависит инвестиционная активность региона и возможность получения желаемого результата - поднятия экономики регионов.

Разными учеными предлагаются различные способы оценки состояния экономики регионов с целью их последующей типологизации, различные наборы показателей для отнесения региона к той или иной группе, а также методы формирования самих групп.

Ученые Российской Академии государственной службы при Президенте России считают, что экономические предпосылки или факторы регионализации России необходимо группировать по следующим основным направлениям:

- содержанию (природно-ресурсное, материально-техническое, организационно-экономическое, институциональное);

- устойчивости действия (постоянные, дискретные);

- возможности использования в практической деятельности государства и субъектов Федерации;

- сфере возникновения (геополитика, межрегиональные);

- соответствию традициям многонационального государства и условиям преемственности государственной организации страны.

Разумеется, действенность этих факторов различна и изменчива: региональный воспроизводственный процесс, с одной стороны, представляет собой подсистему общественного воспроизводства, с другой - интегрирует единичные воспроизводственные процессы на уровне предприятия, обогащая их и формируя условия для комплексного развития экономики региона.

Отметим еще одну точку зрения. Известный сибирский ученый-экономист М. Бандман считает, что деление регионов по типам доминантных проблем (отсталые, депрессивные, адаптировавшиеся, критические, регионы межнациональных конфликтов, приграничные и другие) «осуществляется главным образом для определения основополагающих принципов и механизма решения различных проблем федерального значения (вне зависимости от размещения регионов в пределах России)». Профессор М. Бандман подчеркивает, что регионы, относящиеся к одному типу субъектов Федерации, могут располагаться в различных частях страны, поэтому «совокупность субъектов Федерации одного типа, не являясь, как правило, компактным территориальным образованием, не может рассматриваться в качестве единого объекта государственного территориального управления» [3].

Специалисты Миннаца России и ученые РАН выделяют три группы регионов с качественно различными характеристиками состояния экономики и социальной сферы:

- развитые регионы с достаточно высоким уровнем производства и жизни людей;

- регионы со средним экономическим потенциалом;

- проблемные регионы с низким уровнем социально-экономического развития.

В группе последних выделяются депрессивные и отсталые регионы. К депрессивным регионам относятся те, которые переживают глубокий экономический кризис, длительный период находятся в фазе застоя, нуждаются для своего «выздоровления» в крупных инвестициях. В этих регионах высокий уровень безработицы, глубокие внутренние диспропорции экономики.

Отсталые регионы характеризуются весьма низкими показателями развития социально-экономической сферы. Это хронические отсталые регионы, которые в значительной степени являются дотационными, имеют слабый кадровый потенциал, у них практически отсутствует территориальная специализация.

В условиях, когда проблемные регионы не могут самостоятельно выйти в группу со средним экономическим потенциалом, все настоятельней становится проблема перехода к более активной федеральной региональной политике, подразумевающей выработку законов, указов и постановлений об основах государственной региональной политики, разработку прогнозов и программ социально-экономического развития регионов, проведение мониторингов и другие меры, направленные на кардинальное оздоровление региональной экономики.

В связи с этим становится необходимым разработка теоретических подходов к исследованию проблемы региональной депрессии и осмысление сущности понятия «депрессивный регион».

На наш взгляд, такое определение должно иметь зависимость с уровнем регионального управления, характеризовать глубинные причины депрессии, подразделенные на внешние и внутренние факторы региональной депрессии, и отражать системный эффект такого явления, как региональная депрессия.

Такой подход позволит выявить сущность депрессивности региона и поможет наметить пути разрешения проблем депрессивных регионов.

Отечественные ученые Л.В. Смирнягин и Г.В. Былов [1] охарактеризовали депрессивные регионы как «территории, которые сильно и устойчиво отстают от других по главным социально-экономическим показателям, в т.ч. по темпам развития». Это определение не отражает сути депрессивности, не учитывает территориальную «привязку» и требует уточнения отсталости, поскольку определение должно характеризовать сущность депрессии, а не ограничиваться констатацией факта отсталости.

Более полное толкование рассматриваемой категории приводят В. Лексин и А. Шевцов. По их мнению, депрессивными территориями являются «такие пространственно локальные образования, в которых по экономическим, политическим, социальным, экологическим и иным причинам перестают действовать стимулы саморазвития, и, стало быть, нет оснований рассчитывать на саморазрешение кризисных ситуаций». И состояние депрессивности трактуется данными авторами как «невозможность нормального воспроизводства экономических, демографических и других регионально опосредованных процессов» [2].

Но, наряду с депрессивными регионами в любой стране могут возникнуть территории, деградация которых зависит от различных проблем: экологических кризисов, этнических конфликтов, приграничных зон и т.д. Общее у них одно - наличие проблем развития, которые не могут быть решены без активного участия государства. Поэтому такие регионы и называют проблемные.

В связи с этим характеристику депрессивного региона необходимо выделить более подробно. В Программе Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах» предложено следующее выделение проблемных регионов: отстающие, депрессивные, кризисные, особого стратегического значения.

Отстающие в экономическом отношении регионы в этом нормативном документе характеризуются чрезмерно низкими душевыми доходами населения и недостаточным производственным и финансовым потенциалом.

Депрессивные районы - территории, обладающие достаточным экономическим потенциалом, но охваченные в результате структурного кризиса устойчивым снижением производства и реальных доходов населения и растущей безработицей.

Кризисные регионы отличаются экстремальным характером экономических, социально-политических и экоприродных процессов [3].

Но и это, официальное определение проблемных регионов не позволяет учитывать разницу между ними.

Ученые В. Селиверстов, М. Бандман и С. Гузнер предложили следующую типологию проблемных регионов, приняв за основу экономические, геополитические, этнические и экологические проблемы. Они предложили сгруппировать все субъекты Федерации по следующим типам: традиционно-отсталые, депрессивные, традиционно-развитые и программно-развивающиеся.

К отсталым и депрессивным регионам указанные авторы относят субъекты Федерации, которые на протяжении всего советского периода по разным причинам не получили должного развития и все их социально-экономические показатели были ниже, чем по стране в целом. В результате рыночных реформ их положение еще более ухудшилось и в настоящее время они не имеют подготовленного потенциала для развития [3]. Принципиальное отличие депрессивных регионов от отсталых данные исследователи видят в том, что при более низких в настоящее время, чем в среднем по стране, экономическим показателям в прошлом это были развитые районы, по некоторым характеристикам занимавшие видное место в стране, но по разным негативным причинам потерявшие свое былое значение.

В результате проведенного исследования, обобщая определения различных авторов, можно сделать вывод, что одно из основных отличий факторов региональной отсталости от региональной депрессии заключается в характере экономической структуры региона, т.е. в степени зависимости от сельского хозяйства и доле населения, занятого в нем, поскольку главная причина отсталости регионов - преобладание в их экономике слаборазвитого аграрного сектора.

Конечно, высокая доля сельского хозяйства негативно влияет на развитие и депрессивного региона, но в данном случае это не специфическое условие возникновения кризисных ситуаций, а их проявление, усиливающее общий отрицательный эффект депрессивности.

Из зарубежного опыта следует, что депрессивные регионы относятся к числу промышленных районов с ранее высоким экономическим потенциалом, квалифицированной рабочей силой, развитой сетью внутрирегиональных и межрегиональных связей. Однако отсутствие соответствующего экономического механизма саморегуляции регионального развития привело к нарушению соразмерности воспроизводственных связей, несоответствию между хозяйственными потребностями и имеющимися ресурсами, а также между отдельными частями хозяйственного комплекса, что создает потенциальную возможность возникновения депрессивного синдрома [4].

Учитывая вышеизложенное, депрессивный регион может быть определен как локальное территориальное образование, утратившее потенциал роста под воздействием совокупности внутренних и внешних причин, экономика которого не в состоянии преодолеть глубокого спада без широкомасштабных инвестиций. Под внутренними причинами депрессии региона предлагаем понимать региональные структурно-функциональные диспропорции, а под внешними -макроэкономические, политические, экологические, научно-технические факторы.

Под отсталым регионом в диссертации понимается такая территория, которая может за счет имеющегося потенциала обеспечить экономический рост, но низкими темпами, не позволяющими преодолеть отставание от среднего по стране уровня развития, в результате чего еще долгое время сохраняется отсталость.

Для преодоления региональной депрессии требуется грамотная, взвешенная региональная инвестиционная политика.

Исходным моментом концепции государственного регулирования инвестиционной деятельности в депрессивных регионах является тот факт, что, несмотря на более значительное и устойчивое, чем в других субъектах Федерации, ухудшение социально-экономической ситуации, они еще достаточно долго сохранят свое место в отраслевом и территориальном разделении труда и будут оказывать существенное влияние на общее состояние экономики страны. Это обуславливается стабильной и достаточно инертной к преобразованиям структурой производства и основного капитала;

ограниченностью финансовых и материальных ресурсов для быстрой переориентации экономики; медленным и низкорезультативным внедрением альтернативных форм хозяйственной деятельности, которое сдерживается, кроме всего прочего, факторами, определяющими степень отсталости экономики; отсутствием заинтересованности у предпринимательских структур к долговременным капитальным вложениям на экономически отсталых территориях..

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в таких регионах должно базироваться на учете общих тенденций развития национальной экономики и лишь соответствующим образом корректироваться и уточняться в связи с их особенностями.

Установление особого режима инвестирования для депрессивных регионов предполагает обязательный учет приоритетности развития отдельных отраслей и (даже предприятий), особенности происходящих на их территории воспроизводственных процессов, готовности к обновлению производственного потенциала и, наконец, эффективности предполагаемых затрат в долговременное развитие.

Государственная инвестиционная политика в депрессивных регионах должна проводиться в комплексе с другими антикризисными мероприятиями общеэкономического значения (общее оздоровление экономической ситуации на их территории, создание устойчивых предпосылок для эффективного функционирования рыночного механизма, обеспечение условий для формирования прогрессивных территориально-отраслевых пропорций). Это позволит создать предпосылки для нормального функционирования их экономики в будущем.

Значительная роль в регулировании инвестиционной деятельности в регионах, особенно с низкой инвестиционной активностью, принадлежит государству. Исходным моментом концепции государственного регулирования инвестиционной деятельности в таких регионах, каковыми являются большинство регионов Северного Кавказа (в том числе и Дагестан), является тот факт, что, несмотря на более значительное и устойчивое, чем в других субъектах Федерации, ухудшение социально-экономической ситуации, они еще достаточно долго (по крайней мере, до конца переходного периода к рыночным отношениям) сохранят свое место в отраслевом и территориальном разделении труда и будут оказывать существенное влияние на общее состояние российской экономики. Это обусловливается стабильной и достаточно инертной к преобразованиям структурой производства и основного капитала; ограниченностью финансовых и материальных ресурсов для быстрой переориентации экономики; медленным и низкорезультативным внедрением альтернативных форм хозяйственной деятельности, которое сдерживается, кроме всего прочего, факторами, определяющими степень депрессивности экономики; отсутствием заинтересованности у предпринимательских структур к долговременным капитальным вложениям на экономически отсталых территориях.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в регионах с низкой инвестиционной активностью должно базироваться на учете общих тенденций развития национальной экономики и лишь соответствующим образом корректироваться и уточняться в связи с их особенностями. Создание здесь специальных условий для инвестиционной деятельности может быть оправданно, хотя желаемый результат будет достигнут полностью только при условии устранения общих для всей страны макроэкономических причин ее сокращения.

При разработке мер государственной поддержки необходимо тщательно проанализировать ситуацию, сложившуюся в этих регионах,

специфические особенности функционирования их предприятий в условиях рынка, выделить те из них, которые в силу ряда серьёзных, но не связанных с переходом к новым экономическим отношениям причин объективно не могут перестроить свою производственную деятельность. На основе этого могут приниматься решения об избирательной инвестиционной поддержке предприятий с первоочередным предоставлением им централизованных финансовых ресурсов.

Преодоление глубокого экономического кризиса во многих таких регионах требует не столько значительных капитальных затрат, сколько урегулирования политических взаимоотношений, например со странами ближнего зарубежья. Это позволит восстановить утраченные хозяйственные связи между традиционно смежными предприятиями, оживить приграничный товарообмен, устранить реэкспорт сырья из стран СНГ.

При избирательной политике поддержки регионов за счет средств федерального бюджета необходимо учитывать все каналы формирования местных источников инвестирования, а также за счёт зарубежного капитала.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, установление особого режима инвестирования для депрессивных регионов является важнейшим условием общего оздоровления экономической ситуации и создания здесь благоприятного инвестиционного климата, но непременно должно базироваться на принятой концепции рыночных преобразований в целом по России и иметь целью не только реабилитацию подобных регионов, но и устранение глубинных кризисных явления в их экономике, не связанных с последствиями перехода к рыночным отношениям. Только в этом случае предлагаемые меры по оживлению инвестиционной деятельности будут иметь реальный, долговременный, а не сиюминутный результат.

Во-вторых, при остром дефиците средств бюджетов различного уровня, платежном кризисе, инфляции и социальной напряженности в обществе выделение слаборазвитым регионам централизованных капитальных вложений не может ориентироваться исключительно на достижение коммерческого эффекта. Необходимо их авансирование по принципу точечного финансирования при существенном ограничении излишних перераспределительных финансовых процессов, строгом соблюдении заранее определенных регионально-отраслевых приоритетов, учитывающих наряду с прочим, степень отсталости регионов, уровень их готовности к проведению комплексных мероприятий по совершенствованию воспроизводственных процессов основных фондов.

В-третьих, меры государственного регулирования инвестиционной деятельности в депрессивных регионах должны не только быть направлены на стимулирование притока капиталов, но и при необходимости ограничивать этот процесс, что в первую очередь предполагает коренное совершенствование бюджетного механизма.

В-четвертых, следует активно поддерживать и стимулировать на государственном уровне путем предоставления льгот и преференций, использование альтернативных источников финансирования капитальных вложений. Эти меры должны строго контролироваться федеральными и, особенно, региональными органами управления.

В-пятых, оживление инвестиционной деятельности в депрессивных регионах с низкой инвестиционной активностью, непосредственно зависит от институтов рыночной инфраструктуры. Стимулирование их развития в таких регионах (или в других субъектах

Федерации, но с ориентацией на их нужды), воздействие государства на определенные сферы их интересов позволят повысит результативность регулирования инвестиционной деятельности, явятся дополнительными факторами формирования источников финансирования капитальных вложений, важным условием становления качественно новой системы управления воспроизводственными процессами на региональном уровне.

Список литературы:

1. Бжилянская Л. Инновационная деятельность: тенденции развития и меры государственного регулирования// Экономист. - 1995. - №3.

2. Лексин В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. Статья 9. Программные методы регулирования территориального развития // Российский экономический журнал. - 1996. -№2.

3. Селиверстов В.Е., Бандман М.К., Гузнер С.С. Методологические основы разработки федеральной программы помощи депрессивным и отсталым регионам // Регион: экономика и социология. - 1996. - № 1.

4. Казанбиева А.Х. Закономерности развития депрессивного региона при переходе к рынку (на примере Республики Дагестан). Дис. ... канд. экон. наук. - Махачкала, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.