Научная статья на тему 'Экономическое развитие депрессивного региона'

Экономическое развитие депрессивного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
462
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бейбалаева Д.К.

Статья посвящена исследованию системы территориально-отраслевых отношений, их эффективному регулированию при применении принципов и подходов, способствующих развитию экономики региона. В ней рассматриваются организация регулирования экономикой региона, процессы самоорганизации системы территориально-отраслевых отношений. Уделяется внимание подходам к регулированию этих отношений в экономике региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическое развитие депрессивного региона»

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА

Д.к. бейбалаева,

кандидат экономических наук, Дагестанский государственный технический университет

Депрессивный регион нельзя отнести к числу классических определений экономической теории. Среди российских ученых-регионалистов нет единства мнений по данному вопросу. Более того, ряд экономистов, в частности С. Хурсевич, Н. Медведев, отрицают целесообразность использования этого понятия. Это объясняется, во-первых, «сложностью и «противоречивостью данной категории, во-вторых, возможностью возникновения неразрешимых» проблем при использовании этого понятия в бюджетной практике [7].

Объективные критерии и правила выделения депрессивных регионов сделают возможным законодательное закрепление и введение данного понятия в практику. Это дает основание сформулировать собственные требования к определению понятия «депрессивный регион», обоснованное для выявления сущностной природы региональной депрессии и разрешения проблем депрессивных регионов. Определение должно:

• содержать привязку к уровню регионального управления;

• характеризовать глубинные причины депрессии, отделять внутренние и внешние факторы региональной депрессии;

• найти отражение системного эффекта региональной депрессии как явления. Упрощенное определение данной категории

сформулировано Л. В. Смирнягиным и Г. В. Было-вым: «Депрессивные регионы — территории, которые сильно и устойчиво отстают от других по главным социально-экономическим показателям, в том числе по темпам развития» [1]. Здесь слабо сформулировано родовое понятие «территории», что требует уточнения масштаба явления; оно содержит общие критерии отсталости, а на проблемы депрессивности регионального развития влияют специфические факторы, отличные от факторов простой отсталости или недоразвития регионального хозяйства; в нем не находит отражения важнейшее свойство региональной депрессии — системность воздействия. Отсюда,

определение должно характеризовать сущностные стороны собственно депрессивного развития района и причины этого явления.

По мнению В. Лексина и А. Швецова, депрессивными территориями являются «такие пространственно-локальные образования, в которых по экономическим, политическим, социальным, экологическим и иным причинам перестают действовать стимулы саморазвития, и, стало быть, нет оснований рассчитывать на саморазрешение кризисных ситуаций» [2]. Такое состояние трактуется «как невозможность нормального воспроизводства экономических, демографических и других регионально опосредованных процессов. При этом уточняется родовое понятие — «пространственно-локальные образования», а также отражение системного характера явления. Наряду с этим отсутствует ясность относительно причинной обусловленности региональной депрессии.

Депрессивные регионы могут быть в любой стране, их деградация может быть порождена проблемами самого различного характера, к которым относятся районы экологических кризисов, этнических конфликтов, периферийность (необ-житость) районов, наличие приграничных зон и т. д. В этих регионах могут иметь место различные проблемы развития, которые не могут быть решены без активного участия государства и объединяются в проблемные регионы. При этом основными их признаками являются:

1) особая кризисность проявления какой-либо крупной проблемы, нерешенность которой создает угрозу социально-экономической обстановке страны, может привести к политической нестабильности, вызвать катастрофическое состояние природной среды и т. п.;

2) наличие ресурсного потенциала, использование которого необходимо для решения важных социально-экономических проблем страны;

3) особое значение экономико-географического, геополитического положения или природного

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

41

комплекса региона, что обусловливает необходимость реализации специальных мероприятий государственного регулирования на уровне федеральных органов власти;

4) недостаток собственных ресурсов региона, требующихся для решения возникающих проблем федерального или регионального значения, что предполагает обязательное прямое или косвенное участие государства в оказании региону материальной или организационной помощи;

5) целесообразность использования программно-целевого подхода, специальных форм реализации программ и официального оформления статуса проблемного региона как объекта государственного регулирования.

Наиболее общая черта всех типов проблемных регионов — это невозможность преодоления сложившейся кризисной ситуации или негативных тенденций социально-экономического развития исключительно за счет собственных источников и резервов, а также в рамках рыночных механизмов саморегулирования.

Проблемные регионы РФ становятся объектами особого внимания со стороны государства. Об этом, в частности, свидетельствуют некоторые нормативно-правовые документы, Так, в Программе Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995—1997 годах» [4] предпринималась попытка идентифицировать различные типы проблемных регионов как приоритетов региональной политики. Выделены следующие типы:

• отстающие, характеризующиеся чрезмерно низкими душевыми доходами населения и недостаточными производственным и финансовым потенциалами;

• депрессивные, обладающие достаточным экономическим потенциалом, но охваченные структурным кризисом;

• кризисные, отличающиеся экстремальным характером экономических, социально-политических и экоприродных процессов;

• регионы особого стратегического значения. Однако здесь не прослеживается существенная

разница между тем или иным типом и наличие «достаточного экономического потенциала» не является общей характеристикой и отличительным признаком депрессивных регионов.

Более расширенную трактовку терминов «отсталый» и «депрессивный» регион дает Б. Штуль-берг [8], который идентифицирует их по основным характерным признакам депрессивности:

1) сравнительно большая глубина и интенсивность кризисных явлений и деструктивных процессов в экономике даже на общем фоне переживаемого ныне кризиса;

2) устойчивость кризисных процессов во времени, связанная как с влиянием макроэкономических факторов, так и с отсутствием или недостаточностью внутренних стимулов к саморазвитию, действенных внутренних резервов обеспечения устойчивого экономического роста даже при условии достижения макроэкономической стабилизации в стране в целом;

3) обусловленность кризисных явлений стагнацией традиционных, профилирующих отраслей народного хозяйства данного депрессивного региона, составляющих основу его хозяйственной специализации;

4) ярко выраженная локализация явлений депрессивности, как правило, на ограниченной территории (города, административного района, части области, края, республики и т. д.);

5) системный характер последствий депрессивного состояния экономики, проявляющийся, в частности, в резком снижении уровня и качества жизни населения, росте безработицы, ухудшении экологической обстановки, нарастании негативных демографических процессов.

В целом, депрессивность региональной экономики характеризуется как устойчивое (связанное с действием макроэкономических факторов и с отсутствием или недостаточностью внутренних стимулов к саморазвитию) кризисное состояние экономики определенной территории, проявляющееся сравнительно большей глубиной и интенсивностью деструктивных экономических и социальных процессов, обусловленных стагнацией традиционно ведущих отраслей хозяйства, которая вызвана доминирующим воздействием резкого нарушения воспроизводственных процессов.

Таким образом, к типу депрессивных регионов часто относятся территории со сравнительно высоким уровнем ранее накопленного экономического потенциала, значительной долей промышленного производства (в основном, обрабатывающих отраслей) в структуре хозяйства, относительно высоким уровнем квалификации местных трудовых ресурсов, но в результате низкой конкурентоспособности профилирующих отраслей имеющие опережающие темпы экономического спада, существенно более высокий уровень безработицы, экстремально низкую степень инвестиционной активности, а также сравнительно низкие уровень

бюджетной обеспеченности и уровень реальных доходов населения [4].

В работе В. Селиверстова, М. Бандмана, С. Гуз-нера [6] представлена типологизация проблемных регионов, в которой сгруппированы все субъекты Федерации в соответствующие типы регионов: традиционно отсталые, депрессивные, традиционно развитые, программно развивающиеся. К первым они относят субъекты Федерации, которые на протяжении всего прошлого по разным причинам не получили должного развития, все их социально-экономические показатели были ниже, чем по стране в целом. В результате реформ положение их еще более ухудшилось, и в настоящее время они не имеют подготовленного потенциала для развития. Однако достаточно ограничиться двумя понятиями: отсталые и депрессивные регионы, так как в обоих случаях имеются общие симптомы проявления социально-экономического неблагополучия территории, выражающиеся в чрезмерно низком уровне реальных доходов населения, растущей безработице, отрицательной миграции. При этом проблемы регионального развития имеют различные причины. Основное отличие региональной отсталости от региональной депрессии состоит в характере экономической структуры региона, т. е. в степени зависимости от сельского хозяйства и в доле населения, занятого в нем. Главные причины отсталости регионов — преобладание в их экономике сельского хозяйства с устаревшими формами его ведения и низкой степенью переработки сельскохозяйственного сырья, слабое развитие инфраструктуры, неблагоприятные природно-климатические условия, недостаточность капиталовложений в эти районы. Эти процессы могут быть и в депрессивных районах, но здесь они выступают в качестве проявлений депрессии или сопутствующих ей неблагоприятных явлениях, усиливающих общий отрицательный эффект депрессивности.

Депрессивные регионы представляют собой локальные территориальные образования, в которых под воздействием совокупности внутренних (региональных структурно-функциональных диспропорций) и внешних (макроэкономических, политических, научно-технических и пр.) факторов утрачены стимулы устойчивой воспроизводственной деятельности территории как целостной природной, экономической и социальной системы.

Обобщение зарубежного опыта в определении депрессивных районов характеризует их как промышленные районы. В таком регионе был относительно высок ранее накопленный экономический

потенциал, имелась развитая промышленная инфраструктура, квалифицированная рабочая сила, есть внутрирегиональные и межрегиональные связи. Однако отсутствие соответствующего экономического механизма саморегуляции регионального развития приводит к нарушению соразмерности воспроизводственных связей «производство-потребление», несоответствию между хозяйственными потребностями и имеющимися ресурсами, а также между отдельными частями хозяйственного комплекса, что создает потенциальную возможность возникновения депрессивного синдрома. Такая возможность реализуется к полной мере, когда сложившаяся хозяйственная структура региона вступает в конфликт с изменениями во внешней среде, связанными с научно-техническим прогрессом, глобализацией экономики, экономической интеграцией и другими процессами.

Системное происхождение современных кризисных явлений в развитии мировой цивилизации определено А. Печчеи: «Все беспорядки и кризисы нашего времени есть одновременно и причина, и следствие неприспособленности человечества к новой реальности нашего времени. Проблемы демографии, безработица, недоиспользование социальных и экономических возможностей общества, дефицит и нерациональное управление ресурсами, неэффективность, инфляция, отсутствие безопасности и гонка вооружения, загрязнение среды и разрушение биосферы, заметное уже сегодня воздействие человека на климат и многие, многие другие проблемы, сцепившись друг с другом, подобно щупальцами гигантского спрута, окутали всю планету» [3].

Депрессивные регионы, к которым относится и Дагестан, остро нуждаются в финансовой поддержке со стороны федеральных органов власти. Для таких регионов характерны структурные диспропорции, связанные с прежней государственной экономической политикой; недостаточные темпы реформирования экономики, в том числе из-за ошибок как федеральных, так и местных властей; более глубокий, чем в других регионах, спад производства; пониженная мотивация к долгосрочному инвестированию. Характеризует это динамика экономических показателей республики (см. рисунок) [5].

В целом по Южному федеральному округу Дагестан находится на одном из самых низких уровней развития основных отраслей народного хозяйства, а незначительный рост индексов их объемов за 2004 и 2005 гг. недостаточен для улучшения состояния ее экономики (табл. 1, 2, 3) [5].

Для решения проблем де-прессивности регионов необходимо эффективное общественное производство, которое имеет два аспекта — целевой, связанный с удовлетворением потребностей общества, и ресурсный, связанный с использованием организационных ресурсов.

При регулировании территориально-отраслевых отношений важно свойство «выживания». Как считает У. Эшби, в различных отраслях оно выступает основным критерием эффективности функциони-

Таблица 1

Состояние промышленности Южного федерального округа (по полному кругу предприятий)

Регион ЮФО Выпуск товаров и услуг по основному виду деятельности в 2004 г., млн руб. Индекс физического объема промышленного производства за 2004 г., в % к 2003 г. Индекс физического объема промышленного производства за 2005 г, в % к 2004 г.

Республика Адыгея 5761,1 132,7 104,5

Республика Дагестан 10805,8 116,7 135,5

Республика Ингушетия 948,5 92,3 102,4

Кабардино-Балкарская Республика 10450,6 102,8 118,1

Республика Калмыкия 2190,5 96,1 101,7

Карачаево-Черкесская Республика 7345,1 107,1 93,9

Республика Северная Осетия-Алания 14373,5 103,9 97,9

Чеченская Республика - - -

Краснодарский край 134120,6 106,9 106,7

Ставропольский край 62978,1 104,1 109,5

Астраханская область 31182,2 98,6 99,6

Волгоградская область 128504,6 105,9 103,4

Ростовская область 164395,4 118,6 115,5

Таблица 2

Состояние строительства в Южном федеральном округе (по полному кругу предприятий и организаций)

Инвестиции в основной Индекс физического Индекс физического

Регион ЮФО капитал (оценка) в 2004 г., объема за 2004 г., объема за 2005 г.,

млн руб. в % к 2003 г. в % к 2004 г.

Республика Адыгея 2142,9 74,1 108,0

Республика Дагестан 16036,0 122,0 132,9

Республика Ингушетия 944,3 82,3 105,2

Кабардино-Балкарская Республика 5292,5 84,6 107,1

Республика Калмыкия 2906,3 97,4 112,1

Карачаево-Черкесская Республика 2898,1 107,6 125,2

Республика Северная Осетия-Алания 3836,7 93,0 128,5

Чеченская Республика - - -

Краснодарский край 88576,6 100,0 100,4

Ставропольский край 24062,1 95,1 101,3

Астраханская область 18925,4 93,5 105,2

Волгоградская область 28168,2 112,2 114,1

Ростовская область 47845,9 108,1 112,3

%

Промышленное производство -Инвестиции

-Оборот розничной торговли ■ Сельхозпроизводство

Динамика экономических показателей Республики Дагестан (1990 г. = 100 %)

Таблица 3

Состояние сельского хозяйства в Южном федеральном округе (во всех категориях хозяйств)

Продукция сельского Индекс физического объ- Индекс физического объ-

Регион ЮФО хозяйства, в действующих ценах в 2004 г., млн руб. ема производства продукции сельского хозяйства ема производства продукции сельского хозяйства

(оценка) за 2004 г., в % к 2003 г. за 2005 г., в % к 2004 г.

Республика Адыгея 3477,9 113,0 113,9

Республика Дагестан 21943,8 107,8 109,7

Республика Ингушетия 2093,9 105,3 98,0

Кабардино-Балкарская Республика 14852,1 105,8 96,7

Республика Калмыкия 3769,2 135,4 100,0

Карачаево-Черкесская Республика 5490,8 103,5 101,5

Республика Северная Осетия — Алания 7565,9 111,0 100,4

Чеченская Республика — — —

Краснодарский край 92577,9 117,1 103,4

Ставропольский край 42138,6 126,4 104,7

Астраханская область 6025,1 104,9 110,8

Волгоградская область 34328,7 112,1 100,5

Ростовская область 58192,6 119,4 101,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рования экономики [9]. При этом организация считается «хорошей», если она делает систему устойчивой относительно некоторого состояния равновесия. Все отрасли, в общем, стремятся к равновесию. Но большинство из них его не достигают. Поэтому, переходя из любого состояния к состоянию равновесия, отрасли переходят от большего числа состояний к меньшему.

Функционирующая отрасль может стремиться к достижению равновесия, например в стабильности кадрового состава, поддержании уровней запасов, финансов, объема производства и т. д. При увеличении отраслью своего присутствия на рынке, объема производства, численности работающих и их квалификации она находится в состоянии равновесия.

С ростом и развитием отраслей связана проблема динамического равновесия. При этом в зависимости от рассматриваемых связей и уровня анализа определяется вид равновесия: статическое — если его структура со временем не меняется, или динамическое — структура отрасли меняется. При этом важным аспектом равновесия, связанным с выживанием, является устойчивость, которая относится к структуре, к функциям отраслей и первична по отношению к устойчивости функционирования.

Учеными-экономистами определено, что существуют два вида устойчивости: • позволяющая системе вновь возвращаться в исходное состояние после выхода из состояния равновесия, которое соответствует статическому равновесию, при этом отклонения могут быть так велики, что система разрушится и ее новым состоянием равновесия будет энтропийное равновесие, в которое система прихо-

дит за счет разрушения структуры; если этого не происходит, то имеет место гомеостатичес-кое равновесие, когда структура сохраняется, несмотря на имеющиеся возмущения; • проявляющаяся после выхода системы из состояния равновесия, когда она приходит в колебания вблизи нового равновесного состояния, которое соответствует динамическому равновесию. Возмущающие воздействия подавляются с помощью внутренней перестройки структуры и нового роста. Способность территориально-отраслевых отношений сохранять устойчивость структуры и функции при внешних возмущениях небезгранична. Если условия внешней среды выходят за те границы, в которых система с данной структурой устойчиво функционирует, то вначале обычно наступает нарушение основных функций, а при более интенсивных возмущающих воздействиях происходят структурные изменения, представляющие непосредственную опасность для самого существования системы. Следовательно, для системы существует область устойчивости. Положение границ этой области меняется с эволюцией системы. Любое действие по изменению системы влияет на положение и размеры области устойчивости. В результате становится почти невозможно определить положение этих границ и, следовательно, быть уверенным, что система все еще находится в области устойчивости. Шансы на выживание выше у тех экономических систем, которые способны компенсировать возмущение:

1) в большем числе их разновидностей;

2) в более широких границах изменения каждого возмущения;

3) более оперативно во времени. Однако развитие этих направлений предполагает не только сохранение структуры, но и ее совершенствование, которое связано с усложнением системы.

Актуальность закона самосохранения особенно велика для социальных организаций этатического типа. Столкнувшись с экстремальными условиями рыночной среды, большинство из них оказываются неспособными адаптироваться к изменениям в политике, экономике, технологии. Адаптация при этом представляет собой реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды организации, которая противодействует действительному или возможному снижению эффективности организации.

В экономической теории и практике существуют следующие виды адаптации:

• кратковременная, протекающая достаточно быстро;

• долговременная, проходящая через длительные эволюционные процессы развития;

• структурная, связанная с изменением в структуре;

• функциональная, связанная с изменениями в видах деятельности;

• активная, при которой экономическая система сама воздействует на свое состояние;

• пассивная, изменяющая свое поведение под воздействием внешней среды. Приспособление отраслей и административно-

территориальных образований к изменениям условий ее функционирования проявляется в организационном росте и развитии. Основными препятствиями к успешному развитию экономики региона выступают расхождения и противоречия. Расхождения представляют собой разрыв между тем, какой видит себя сама отрасль, и тем, что она представляет собой в действительности. В экономической теории и практике рассматриваются следующие виды расхождений:

• по поводу целей;

• по поводу средств их достижения;

• относительно ресурсов, необходимых для достижения целей;

• относительно методов организации - деятельности по достижению целей управления;

• относительно факторов внешнего окружения. Конфликт определяется тем, что сознательное

поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны. При этом выделяются следующие типы конфликтов:

• конфликт целей;

• конфликт взглядов;

• производственный конфликт.

При этом механизм действия закона самосохранения выглядит так:

• выживание отрасли возможно через поддержание ее целостности, состояния подвижного равновесия и устойчивости, экономного использования ресурсного потенциала;

• отрасль адаптируется как к внутренним, так и к внешним изменениям;

• условиями самосохранения выступают рост и развитие.

Для экономики региона важно, чтобы вся эта система функционировала устойчиво и постоянно, независимо от действия тех или иных факторов, отрицательно влияющих на экономические процессы, так как сбои всегда имеют серьезные негативные последствия во всех сферах общества, особенно социальной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Былов Г. В, Смириягин Л. В. Программа помощи депрессивным районам. // Федерализм и региональная политика: проблемы России и зарубежный опыт. Вып. 3. - Новосибирск. 1996. С. 30.

2. Лексина В, Швецов А. Региональная политика России: проблемы, регионы. Приоритеты региональной политики. /Депрессивные территории, механизмы санации // Российский экономический журнал 1995, № 1. С. 31-39.

3. Печчеи А. Человеческие качества. - М.: Прогресс, 1980. С. 5-6, 11-12.

4. Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 гг. Программа Правительства РФ // Вопросы экономики. 1995, № 18. С. 157.

5. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. Доклад Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республики Дагестан. 2004 г.

6. Селивестров В. Е, Бандман М. К., Гузнер С. С. Методологические основы разработки федеральной программы помощи депрессивным и отсталым регионам // Регион: экономика и социология. 1996, № 1. С. 6.

7. Хурсевич С. Н. О депрессивных территориях в Российской Федерации. Пути выхода из кризиса. -М.: 1997.

8. Штульберг Б. М. Совет по изучению производительных сил и экономических связей при Министерстве труда и социального развития РФ и Министерстве РФ к сотрудничеству с государствами и участниками СНГ: Материалы к парламентским слушаниям «О депрессивных территориях в Российской Федерации. Пути выхода из кризиса. С. 3-5.

9. Эшби У. Росс. Введение в кибернетику. - М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1959.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.