Научная статья на тему 'Инвайроментальные экологические воззрения как ориентир массового осмысления взаимоотношений человека и биосферы'

Инвайроментальные экологические воззрения как ориентир массового осмысления взаимоотношений человека и биосферы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
170
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвайроментальные экологические воззрения как ориентир массового осмысления взаимоотношений человека и биосферы»

5. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. 26 мая 2004 г. // URL: http://www.kremlin.ru/appears /2004/05/64879.shtml

6. Вайнштейн Г.И. Закономерности и проблемы посткомму-нистических трансформаций // Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна, 2001.

28

Create PDF files without this message by purchasing novaPDF printer (http://www.novapdf.com)

Родичева Ирина Вячеславовна

Помощник депутата Законодательного собрания Красноярского края

660001, г. Красноярск, ул. Ладо Кецховели, д. 30, кв. 23,

тел. (3912) 44 01 06,

karne@list.ru

Инвайроменталычые экологические воззрения как ориентир массового осмысления взаимоотношений человека и биосферы

На протяжении нескольких веков массовые экологические воззрения населения носили прагматичный характер и исходили из постулата «человеческой исключительности», противопоставленности «человека» и «природы». Работы по диагностике экологического сознания от античности до наших дней представлены трудами таких ученых, как С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, С.П. Мамонтов. Данные аспекты общественного мировоззрения впоследствии будут объединены под таким общим названием в разрезе экологии, как «парадигма человеческой исключительности». С. Клауснер, который ввел понятие «человеческая исключительность» в научный оборот, называл это «верой в прерывность эволюции между человеком и другими биологическими существами» [1, р. 11].

Постепенно, только столкнувшись с рядом проблем, человечество пришло к осознанию губительности для нашей планеты антропоцентрических экологических воззрений. На рубеже 1970-х -1980-х гг. поднимается вопрос о пересмотре взглядов на взаимоотношение человека и природы, о необходимости массового формирования такого качества, как экоцентричность личности.

Данная потребность находит свое выражение в пересмотре господствующей экологической парадигмы и в формировании «новой» инвайроментальной экологической парадигмы, предполагающей целостное восприятие объектов «человек-природа» в рамках одной системы «окружающая среда».

Таким образом, при постановке вопроса о возможных экологических установках и ориентациях перед нами в самом общем виде предстают противоположные полюса двух парадигм: антропоцентрической - идущей в первую очередь от «социального» - потребностей человека, и инвайроментальной - идущей от природы, рассматривающей человека, прежде всего, как элемент целостной природной системы. Данные парадигмы подробно рассмотрены в работах

О.Н. Яницкого, У. Каттона, Р. Данлэпа, Л.М. Яо, Ю.Ю. Галкина, H.A. Бирюковой.

Важнейшей задачей, стоящей перед обществом в сфере разрешения экологических проблем, является массовый переход экологических воззрений с антропоцентрических позиций на позиции инвай-роментальные, позиции «новой» экологической парадигмы, рассматривающие человека как часть природы, зависимость от которой имеет сложный и не всегда предсказуемый самим человеком характер.

Важным этапом и показателем необходимости глобального уровня осмысления экологических проблем явилась конференция ООН по окружающей среде и развитию, проходившая в Рио-де-Жанейро в 1992 г. На этой конференции была принята концепция перехода современного общества к устойчивому развитию. Речь в данном случае идет о переходе к новой эпохе цивилизационного развития на основе радикального изменения ценностей и целей современного общества, ориентации и содержания различных сфер человеческой деятельности.

Однако, несмотря на принятие каких-либо экологических концепций научным сообществом, провозглашение их постулатов, прежде всего, для их жизнеспособности, для их освоения обществом «необходимы инструменты и четко выработанные методы социокультурной интерпретации экологического знания и экологической информации» [2, с. 86].

Процесс формирования и изменения массового сознания происходит постепенно и неравномерно в различных группах людей, но именно массовость инвайроментальных воззрений способна спасти современное общество от глобальных экологических катастроф в будущем.

Для этого целенаправленно и активно должны функционировать источники формирования массового сознания, предлагающие «массам» образцы экоцентрического поведения, инвайроменталь-ные ценности, «новые» экологические установки.

Библиографический список

1. Klausner S. On man and his environment. San Francisco: Jossey-Bass, 1971.

2. Яницкий O.H. Экологическая парадигма как элемент культуры // Социологические исследования. 2006. № 7.

30

Create PDF files without this message by purchasing novaPDF printer (http://www.novapdf.com)

Стригунов Юрий Владимирович

старший преподаватель отделения «Информационные технологии» ГОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления (МГУ ТУ) (филиал в г. Ростов-на-Дону) тел. (928) 135 78 00

Межгенерационные отношения в современной России в контексте посттрансформационной культурной травмы

В качестве одного из важнейших последствий посттрансформационной культурной травмы, в том числе и применительно к современному российскому обществу, можно назвать обострение межге-нерационных противоречий.

Особенно важным представляется то, что во время трансформаций в общественной жизни, приводящих к травматическому состоянию общества, происходит обесценивание устоявшихся ценностей, норм и правил социального поведения, утрата накопленного предшествовавшими поколениями социокультурного опыта.

Общество, находящееся в травматическом состоянии, не статично. Согласно П. Штомпке [1, с. 3-12], существует шесть стадий травматического состояния общества.

В качестве первой стадии Штомпка называет дореформенное кризисное состояние общества. Если сопоставить концепцию Штом-пки с историей российского общества, то этой стадии соответствует период «застоя» в политической, экономической и культурной жизни советского общества, когда наряду с прогрессирующим отставанием страны нарастало недоверие к политике руководства, сомнение в правильности господствовавшей системы ценностей.

Вторая стадия - собственно травматические события, их сущностное содержание. В качестве примеров можно привести внезапные радикальные изменения в политической и экономической жизни страны, экономический кризис, повлекший за собой стремительное массовое обнищание, безработицу, разрушение национальной промышленности и сельского хозяйства.

Третья стадия - возникающий в процессе переосмысления обществом собственного исторического опыта конфликт между различными интерпретациями прошлого, зачастую противоречащими друг ДРУГУ-

Четвертая стадия заключается в изменении системы ценностей и норм поведения, принятых в данном обществе, которое в условиях кризисного состояния общества приобретает всеобщий характер.

На пятой стадии происходит постепенное «излечение» обще-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.