Научная статья на тему 'Модальность как фактор формирования текста'

Модальность как фактор формирования текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1884
706
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модальность как фактор формирования текста»

МОДАЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТЕКСТА

Бочкова О.С.

соискатель Кубанского государственного университета

г. Краснодар

Модальность текста - это выражение в тексте отношения автора к сообщаемому, его концепции, точки зрения, позиции, его ценностных ориентаций, сформулированных ради сообщения их читателю. Общая модальность как выражение отношения автора к сообщаемому заставляет воспринимать текст не как сумму отдельных единиц, а как цельное произведение. По мнению Виктора Владимировича Виноградова, личностное отношение автора воспринимается как «концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур .. ,»ч

Модальность как текстовую категорию впервые обозначил И.Р. Гальперин»2. Не вводя дефиницию, он представил сущность категории модальности текста через ряд признаков: объективная по природе, в тексте носит не грамматический, а функционально-семантический характер, проявляясь неравномерно в разных фрагментах текста и выражаясь через характеристику героев, распределение отрезков текста, сентенции автора, актуализацию отдельных частей текста и т.д. На формирование текстовой модальности существенно влияют экстралингвистичес-кие факторы (объект изображения, личность автора, особенности его мировосприятия и др.).

Г.П. Немец доказал, что модальная структура является неотъемлемой частью семантики текста: «Поскольку категория модальности, являясь одним из организующих начал предикативной единицы, выступает неотъемлемой частью любого текста, то возникает вопрос об уровнях отношений в языке, т.е. о модальности ПЕ в про-

стых предложениях и сложных их объединениях до семантически обусловленного и логически организованного текста»3.

В разных типах текстов модальность проявляется с разной степенью очевидности. Текстовая модальность особенно рельефно выступает в поэтических произведениях. Субъективно-оценочная характеристика предмета мысли в таких текстах главенствует. Не будет преувеличением сказать, что поэтические тексты насквозь модальны, причем эта модальность не является только суммой модальных элементов, разбросанных по отдельным предложениям высказывания4. «Из трех основных родов литературы - лирика, эпос, драма, - пишет Г.В. Степанов, - лирика за много веков своего существования стала наилучшей формой выражения внутреннего состояния художника» и дальше: «Личностное отношение к создаваемому образу обязательно предполагает оценку»5.

Выражая собственное отношение к реальным проблемам реального мира, автор художественного текста использует данный текст в качестве канала передачи своего видения действительности. В то же время текст наполнен событиями и характерами, вызывающими у автора различные оценочные реакции. Создаваемый автором мир субъективных идей и понятий носит ярко выраженный суггестивный характер: автор заставляет читателя задуматься над своей концепцией мира и таким образом он косвенно способствует формированию у адресата той или иной точки зрения на какой-либо факт действительно-сти6.

1 Виноградов В.В. О теории художественной речи: Учеб. пособие. М., 1971.

2 Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

3 Немец Г.П. Актуальные проблемы модальности в современном русском языке. Краснодар, 1991.

4 Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

5 Степанов Г.В. Язык. Литература. Поэтика. М., 1988.

6 Тураева З.Я. Лингвистика текста и категория модальности // Вопр. языкозн. №3. М., 1994.

159

Create PDF files without this message by purchasing novaPDF printer (http://www.novapdf.com)

Г.Я. Солганик указывает, что я - это «центр средоточия поля субъективной модальности»1. В тексте происходит усложнение структуры я: «Оно не просто переходит из языка в речь, но модифицируется, усложняется. И главное заключается в том, что я говорящего, переходя в речь, может совпадать, а может и не совпадать с производителем речи. И здесь мы сталкиваемся с процессами сугубо текстовыми»2. Поэтому Г.Я. Солга-ник считает рациональным разграничивать языковые (внутримодальные) и текстовые (внешнемодальные) средства субъективной модальности. Главное средство, образующее, конституирующее текстовую модальность, - категория производителя речи. При этом наивысшая модальность связана с типом повествования от я, менее высокая - от ты и потенциальная - от он. Источник же субъективно-модального значения - соотношение производителя речи и ее субъекта. Текстовая модальность - это своеобразное наклонение производителя речи к действительности и собственно к речи, т.е. она имеет две составляющие. «Первая составляющая текстовой модальности определяется отношением говорящего к собственной речи, что выражается в том

или ином соотношении производителя и субъекта речи. Вторая составляющая - отношение производителя речи к миру, действительности» (там же). В языке средствами реализации этих отношений выступают соответственно субъективная модальность и наклонение.

Категория модальности выражает отношение говорящего к той связи, которая устанавливается им же между содержанием данного высказывания и действительностью, т.е. отношение к отношению. С этой позиции в категории модальности усматривают отражение сложных взаимодействий между четырьмя факторами коммуникации: говорящим, собеседником, содержанием высказывания и действительностью.

Точка зрения на специфику модальности как текстовой категории определяется «внутренней парадигмой» ученого. Исследовательский аспект категории модальности может быть представлен как «внутренняя парадигма» ученого, включающая в себя отбор языкового материала, характер подхода к нему и теоретические установки, с позиций которых происходит осмысление языкового материала.

1 Солганик Г.Я. Стилистика текста. М., 2000.

2 Там же.

1

Create PDF fi les w it ho ut t h is mess ag e by p u rchasing novaPDF printer (http://www.novapdf.com)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.