Научная статья на тему 'Инвариантные составляющие курса служебной инноватики в профессиональной подготовке будущих офицеров'

Инвариантные составляющие курса служебной инноватики в профессиональной подготовке будущих офицеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвариантные составляющие курса служебной инноватики в профессиональной подготовке будущих офицеров»

ИНВАРИАНТНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КУРСА СЛУЖЕБНОЙ ИННОВАТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ

ОФИЦЕРОВ

ГОРБАЧЕВ С.В.

Современная войсковая практика показывает, что в процессе профессионального обучения будущих военных специалистов всё более актуальной становится проблема их подготовки к инновационной деятельности в самом широком смысле этого слова. Современный офицер должен обладать такими качествами, как творческая инициатива, универсальность мышления, инновационная готовность, способность критически, с учетом постоянно изменяющейся социальной обстановки в воинских частях, оценивать и трансформировать в воинскую службу инновации, адекватные целям и задачам служебной деятельности, возможностям и потребностям подчиненных.

Поэтому подготовка будущих офицеров к инновационной служебной деятельности является крайне актуальной, отвечающей как запросам практики в специалистах, способных к управлению инновационными процессами в воинских частях, так и потребностям каждой отдельной личности в профессиональном совершенствовании, самореализации в воинской профессиональной деятельности.

Вместе с тем, анализ содержания профессиональной подготовки будущих офицеров свидетельствует, что целенаправленной, акцентированной подготовки к инновационной служебной деятельности сегодня не осуществляется. Такая подготовка проводится имплицитно, в виде «сквозной» линии, посредством изучения войскового опыта, организации учебной деятельности, способствующей развитию творческого потенциала курсантов, военно-научной работы, изобретательской и рационализаторской деятельности. Но нет ни специального учебного курса, ни раздела в какой-либо учебной дисциплине, который интегрировал бы все знания курсантов, полученные ими в ходе изучения различных дисциплин, по проблемам создания, восприятия, применения, оценивания, управления инновациями.

Поэтому мы предлагаем включить в систему профессиональной подготовки будущих офицеров специальный курс «Служебная инноватика». Такой курс, исходя из современного понимания термина «инноватика» [1, 2, 3, 4, 5, 6] может включать в себя три теоретических блока: служебную неологию как учение о создании нового в воинской службе и военной науке; служебную аксиологию как учение о восприятии нового военным сообществом; служебную праксиологию - теорию применения новшеств; а также прикладную часть - систему рекомендаций для будущих офицеров по изучению инновационных процессов в воинской службе: барьеров инновационной деятельности, формирование творческого стиля деятельности будущих офицеров и управления инновационной деятельностью в воинском коллективе (см. рис.1).

Основным предметом служебной неологии является классификация служебных новшеств по степени их новизны. Ее изучение предполагает: раскрытие сущности (специфики) и источников появления нового в военном деле; разработка типологии нового в военном деле, определение критериев и степени новизны; выявление благоприятных условий становления, развития и утверждения нового в военном деле, определение «категориального поля» теории нового; раскрытие связи неологии с другими науками и направлениями военных исследований; разработка функций служебной неологии в системе военного знания (критериально-оценочной, систематизирующей, прогностической); определение в целом роли неологии в военной службе (или роли служебной неологии в кругу других военных исследований), её эвристического значения.

Служебная аксиология занимается вопросами экспертизы инноваций, а также изучением процессов восприятия, оценки и освоения военным сообществом. В ее изучение входит: оценка актуальности инновации, степень ее соответствия потребностям военного дела; соответствие инновационной идеи общей концепции развития военного дела, воинских частей и подразделений; оценка результативности инновации (оценивается либо по аналогии с реализацией инновации в другом военном учреждении, либо экспертным путем); оценка творческой новизны - инновационный потенциал идеи; методической разработанности инновационной идеи (наличие конкретного описания её содержания, структуры, а также технологии её освоения); возможности потенциальных участников инновационного процесса (определяется доступностью технологии, характером и силой мотивации участников, мерой необходимой дополнительной подготовки участников); дифференциация интересов командиров и начальников по отношению к инновации; возможность сопротивления инновации; временные и материальные затраты на освоение новшества; оценка организационных условий, нормативно-правового обеспечения; соответствие уровню последних достижений военной науки и практики. Следует отметить, что служебная аксиология обращена не только к новшествам, но и к тем явлениям и процессам, которые давно включены в воинскую действительность и воспроизводятся в ней как особые ценности в массовой практике. В структуре теории инноваций речь идет только о той функции служебной аксиологии, которая позволяет оценивать именно новшества, выявлять их значимость в общей системе ценностей.

Служебная праксиология это учение об эффективности человеческой деятельности. В сфере ее интересов: деятельность по использованию инноваций в военном деле, механизмы применения новшеств, оптимизация инновационной деятельности по их внедрению.

Важной составляющей содержания предлагаемого курса является изучение «барьеров» инновационной деятельности. Цель данного раздела: формирование положительной мотивации в отношении инновационных процессов, знание положительных и отрицательных факторов инновационных «барьеров», формирование умений рефлексивно оценивать ситуацию сопротивления инновации.

В качестве следующей инвариантной составляющей курса является изучение факторов развития творческого стиля деятельности будущих офицеров тыловых подразделений. Содержание данной инвариантной составляющей имеет двойное назначение: оно не только содержит информацию, необходимую для осуществления будущей инновационной деятельности курсантов, но и служит для них «руководством к действию» уже непосредственно в ходе практических занятий как по курсу служебной инноватики так и в последующем курсовом и дипломном проектировании. Неотсроченное использование будущими офицерами теоретических знаний на практике имеет большое значение в формировании их профессиональноличностной готовности к инновационной служебной деятельности, в формировании у них таких качеств как способность к «видению» проблемы, оригинальность мышления, легкость ассоциирования, гибкость мышления, антиконформизм мышления, легкость генерирования идей и критичность мышления.

Логическим завершением учебного курса является изучение принципов управления инновационными процессами в военном деле. Управление инновацией предполагает отслеживание и современную коррекцию хода этого процесса и анализ его результатов, причем управление должно охватывать все компоненты служебной деятельности, в которой осуществляется конкретная инновация.

Предлагаемый курс служебной инноватики является элементом профессиональной подготовки будущих офицеров, охватывает все компоненты (мотивационный, когнитивный, процессуальный) их профессионально-личностной готовности к предстоящей служебной деятельности. Содержательно он тесно взаимосвязан с учебной дисциплиной «Управление подразделениями в мирное время» и поэтому может изучаться как её раздел.

Список литературы

1. Ангеловски, К. Учителя и инновации: пер. с макед. / К. Ангеловски. - М.: Просвещение, 1991. - 159 с.

2. Вооглайд, Ю. Методологические проблемы классифицирования и структурирования инноваций / Ю. Вооглайд // Проблемы инноватики и экспериментатики: Тезисы семинара «Инновации и эксперимент». - Таллин: ТГУ, 1981. - С. 9-25.

3. Лапин, Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведений / Н.И. Лапин // Социальные факторы нововведений в организационных системах. - М.: ВСИИНИ, 1987. - С. 120-160.

4. Ляудис, В.Я. Инновационное обучение и наука / В.Я. Ляудис. - М.: РАН МНИОН, 1992. - 50 с.

5. Пригожин, А.И. Нововведения: стимулы и препятствия / А.И. Пригожин. - М.: Изд-во политической литературы, 1989. - 271 с.

6. Юсуфбекова, Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании / Н.Р. Юсуфбекова. - М.: Наука, 1991. - 91 с.

7. Ellis A.K., Fouts J.T. Research on education innovations. - Princeton Junction, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.