ИНВАЛИДЫ, ВОЗМОЖНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА
Кефели В. Б.
научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия E-mail: [email protected]
Горина Т. И.
научный сотрудник Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются вопросы реального положения социальной группы инвалидов в процессе интеграции в российском трансформирующемся обществе. Анализируются социально-правовые проблемы инвалидов, создающие ограничения их профессиональной самореализации, в результате чего они оказываются депревированы от социального признания. Анализируются возможности изменения социального статуса слабо ресурсных групп населения на примере успешного преодоления социальной эксклюзии людьми с ограниченными возможностями здоровья, а также трудности, с которыми они сталкиваются в процессе интеграции. Выявляются связи между мотивирующими факторами достижения поставленных целей и результатами достигнутого ими успеха.
Ключевые слова: инвалиды; социальная политика; правовая политика; рынок труда; социальная интеграция; трудовая мотивация; профессиональная ориентация.
DISABLED PEOPLE, OPPORTUNITIES TO CHANGE THEIR SOCIAL STATUS
Kefeli V. B.
Researcher,
Institute of Sociology of FCTAS RAS, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
Gorina T. I.
Researcher,
Institute of Sociology of FCTAS RAS, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
Abstract. The issues of the real situation of the social group of disabled people in the process of integration in the Russian transforming society are considered. The article analyzes the social and legal problems of disabled people, which create restrictions on their professional self-realization, as a result of which they are deprived of social recognition. The possibilities of changing the social status of low-resource groups of the population are analyzed on the example of successful overcoming of social exclusion by people with disabilities, as well as the difficulties they face in the process of integration. The links between the motivating factors of achieving the set goals and the results of their success are revealed.
Keywords: disabled people; social policy; legal policy; labor market; social integration; labor motivation; professional orientation.
Процессы совершенствования социальной политики в России выявили большое количество противоречий в законодательстве РФ о равных правах и реальных возможностях людей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день инвалиды в России составляют одну из самых больших по численности социальных групп, включающих в свой состав
представителей различных слоев нашего общества. По данным Росстата на 1 января 2021 г., количество людей в России, которым присвоена инвалидность, составляет 11,9 млн чел. Трудоспособных из них более 2,5 млн человек, причем 83,3% имеют профессию, подтвержденную дипломом или свидетельством. Однако постоянную работу из числа инвалидов трудоспособного возраста имеют всего лишь 40%.
К сожалению, потенциал этой социальной группы до сих пор остается нереализованным. Причинами социальной эксклюзии людей с ограниченными возможностями здоровья является множество проблем, в т.ч. низкие шансы на получение образования и трудоустройство, материальные проблемы, изолированность и ограничение в общении и т.д. В этих условиях все большее количество людей с инвалидностью в ответ на патерналистскую социальную политику государства, используя свои реальные возможности, принимают деятельное участие в самостоятельном решении своих проблем, стараясь вести независимый образ жизни, позволяющий им реализовывать личные и необходимые жизненные стратегии. Преодоление ими социальной эксклюзии является результатом их активных действий в достижении цели. Обретая статус и финансовые возможности для независимой жизни, они повышают свою самооценку и получают реальную возможность расширения новых социальных контактов.
Концепция независимого образа жизни инвалидов является предметом изучения ряда наук об обществе. Актуальные в наше время подходы к проблемам независимого образа жизни инвалидов, к их стратегиям, к вопросам регулирования социально-правовой и социокультурной независимости, представлены в научных трудах А. Васильева, Т. Гусева, Н. Ларина, Л. Давыдова, Т. Резник и Ю. Резник, Е. Ким, Т. Добровольской, Э. Наберушкиной, Н. Шабалиной, Е. Ярской-Смирновой и др.
Отделом исследования социальной структуры и социального расслоения ИС ФНИСЦ РАН было проведено 10 глубинных интервью с активными людьми с инвалидностью, которые несмотря на низкую стартовую позицию и серьезные проблемы со здоровьем, используя имеющиеся у них реальные возможности, достигли впечатляющих жизненных успехов. Из десяти
опрошенных респондентов восемь имеют высшее образование, один профессиональное образование, один студент, девять из них имеют работу или занятие, приносящее доход, при этом шесть человек заняты общественной деятельностью, все владеют компьютером и имеют широкий круг друзей и знакомых в социальных контактах.
Несмотря на трудности в реализации поставленных целей, они, не дожидаясь создания благоприятных социальных условий для их интеграции, использовали для этого имеющиеся у них адекватные возможности. Независимый образ жизни позволил самостоятельно выбирать свои жизненные пути и принимать посильное участие в жизни общества. Все они являются людьми, отличающимися активным социальным поведением, не желающими находиться в изоляции. Используя успешные стратегии в достижении цели, они, благодаря силе духа и огромному желанию ощущать себя полноценными членами нашего общества, успешно преодолели инвалидный барьер и достигли впечатляющих результатов. Полученная от респондентов в результате опроса информация о преодолении ими социальной эксклюзии, позволила провести идентификацию суждений и мнений их общих успешных стратегий в преодолении трудных обстоятельств. Как показали результаты опроса, основными слагаемыми их успеха явились: благоприятные социальные условия - семья, окружающая среда; активная мотивация выбранной ими деятельности; компетенция; знания; уровень образования.
Роль семьи
Как известно, все люди отличаются друг от друга не только врожденными и индивидуальными чертами характера, но и разницей в воспитании и развитии, которое они получили в своей семье, в ближайшем окружении, в школе, в институте и т.д. Огромную роль в становлении личности инвалида, в формировании у него мотивов деятельности, помогающих преодолевать возникающие на его пути препятствия, играет семья. Наиболее сильно её влияние сказывается на развитии инвалидов с детства, которые практически не имеют в личном опыте никаких
успехов и не представляют себе, что означает бороться с трудностями и преодолевать последствия своей инвалидности. Однако и люди, ставшие инвалидами в более позднем возрасте, также крайне нуждаются в поддержке семьи, особенно в период адаптации к новой жизни с ограниченными возможностями.
«В самые тяжелые дни рядом были родители и друзья. Я был не один, и это помогало мне. Согласен, что многое зависит от самого человека, но не уверен, что справился бы в одиночку с тем, что пришлось пережить».
При этом социальное положение родителей не играет решающей роли в их стремлении сделать жизнь своего ребенка полноценной. Успеха добивались и дети из богатых и высокостатусных семей, и дети из семей с невысокими доходами.
«В социальном плане не знаю, как назвать нашу семью. Мама — домохозяйка, когда я родился, работала вахтером в общежитии, чтобы легче было за мной приглядывать, а папа — водитель такси».
«Да, папа — генерал-майор, главный военком, а сейчас руководит Центром патриотического воспитания. И положение в семье было всегда очень хорошим. Так что я — генеральский сынок, но не по привилегиям, а по воспитанию таких качеств, как дисциплина, ответственность, патриотизм».
«Отец работал шахтером, мама трудилась в сфере обслуживания. Семья жила простой счастливой жизнью, пока не произошло несчастье».
В воспитании инвалидов проявляются всё те же закономерности, что и в воспитании здоровых детей: если родители формируют у своих детей высокие цели и ставят перед ними задачи, имеющие далекую перспективу, то вероятность успеха на жизненном пути у этих детей намного выше, чем у тех, чьи родители не делали этого.
Практически все респонденты подчеркивали, что в их семьях отсутствовал попустительский стиль отношений, часто фиксирующийся в семьях инвалидов, когда родители стремятся выполнить любое желание своего ребенка.
«Положение в семье было всегда очень хорошим, но это не значит, что меня баловали и что-то мне позволяли, что не
было доступно моим сверстникам. Я знал, что мы не нуждаемся, в долг денег не берем, но я знал и другое, что благополучие свое, пока я рос, я должен был отрабатывать учебой отличной, помощью по дому и уважением к дому, в котором рос».
«В семье было все прекрасно. Строгость была, но за это я только благодарен родителям. Они мне дали очень много».
«Основные истины мне родители дали. Оптимистом быть, не ныть, и семья — твоя опора. Спокойный и нормальный климат».
«Со мной не сюсюкались. Приучали к тому, что я не такой, как все, но это не главное в жизни».
«<Отец был строгий, но справедливый. Мог жестко отчитать, но также терпеливо объяснить, почему отчитал. Мама всегда папу поддерживала, но слышал, как она отцу, после очередного его словесного наказания, меня хвалила и уговаривала отца быть мягче со мной. Надо главное сказать, что при всей строгости и жестком контроле, родители находили время меня выслушать и всегда уважали мое мнение».
«Не думайте, что мне давали поблажки родители. Нет, приучали, что есть и другие радости в жизни, кроме беготни с мальчишками, играми в войнушки, в футбол. Родители возили меня в музыкальную школу на занятия вокалом, когда поняли, что у меня есть слух и даже голос ничего. Школу я закончил с отличием, между прочим».
Однако при этом нельзя не заметить, что в любом случае жертвенность родителей инвалидов, несущих иррациональное бремя вины перед своими детьми, намного выше, чем это отмечается у родителей здоровых детей.
«Мы с женой про себя забыли. Она оставила работу, стала домохозяйкой. Я пятнадцать лет в отпуске не был, ходил в обносках, не замечая, что надо мной все смеялись. С трех лет до четырнадцати каждый год возили Андрея в лучшие неврологические санатории в Москве, Ленинграде, Евпатории. Не осталось ни одного крупного специалиста в этой области, у которого я бы не добился приема. Думали на ноги его поставить, хотя бы на костыли. Так ведь и руки не работали, не держали. Жена сама изучила и делала точечный массаж, разглаживала ему суставы и спинку, разминала пальчики. Я исхитрялся на всякие
приспособления. До двадцати лет ежедневно по часу, чтобы не было пролежней, он у нас стоял в специальных железных ботинках. Применяли корсет, лангетки, чтобы ноги выровнять, одна была длиннее, другая короче. Эти железные и кожаные доспехи килограммов по пять весили. Всю мебель для сына я делал сам: парту, столы, стулья».
«Ребенка у них предлагали забрать и поместить в какой-то институт для исследования. Но Галина и Давид отказались. Так они и отдали Андрею свою жизнь. Они сделали все, что в человеческих силах, чтобы Андрей как можно меньше страдал от своей жестокой беды, чтобы он учился и познавал в наибольшем объеме окружающий мир».
«Мои родители прилагали все возможные усилия, чтобы изменить ситуацию и помочь мне».
«Родители пытались меня лечить, покупали какие-то дорогие лекарства. Таскали по врачам, доставали как-то редкие лекарства. Услышат от кого-то про врача хорошего или про новое лекарство, тут же тащат меня к врачу, этому хваленному и лекарство достают, которое им посоветовали. Очень они старались меня вылечить».
Правда, не всегда ребенка-инвалида воспитывают двое родителей, часты случаи, когда один из родителей — как правило, отец — уходит из семьи. В результате психологический климат в семье стремительно ухудшается, жизнь ребенка становится более проблемной, а будущее — туманным.
«Я понимала, что атмосфера в доме для десятилетней девочки стала просто ужасной. Ушел папа. Мама все время плачет и ни с кем не общается».
«Никак не могла привыкнуть к тому, что я стала человеком с ограниченными возможностями. Муж ушел, я осталась с ребенком. Долго не работала».
Но если в семье о ребенке продолжают заботиться оба родителя, его шансы на успех достаточно велики.
«Мне странно слышать, что родственники перестают общаться, узнав, что в семье инвалид, мужья уходят. Наш папа — всегда рядом, всегда поддерживает, и я не представляю, что возможно иначе. Все эти годы мы с мужем старались сделать
жизнь сына полноценной. Он учился дистанционно, но в обычной школе. Мы возили его в музыкальную школу на вокал, и он обучался игре на синтезаторе. Сейчас кажется, что Даня совершил невозможное».
Велика роль родителей и формировании личности людей с ограниченными возможностями, которые стали инвалидами через несколько лет после рождения, в подростковом и даже в юношеском возрасте. Период пубертатного созревания является наиболее сложным периодом развития личности, и приобретение инвалидности в этом возрасте является намного более серьезной психологической травмой, чем в любом другом.
«Отец узнал, что пропускаю занятия, и тогда прямо спросил меня, в чем причина. Я признался, что не получается, у других ребят все хорошо, а я середнячок. Тогда отец и сказал мне, что поймет меня, если я брошу эту школу, но после того, как из середняков выбьюсь. Он четко объяснил, что надо всегда добиваться лучших результатов. Потом, если пойму, что не мое, могу уйти из этой школы».
Среди наиболее важных качеств, которыми обладали члены семьи инвалида, прежде всего родители, респонденты чаще всего отмечали волю к победе, постоянную и упорную помощь в преодолении последствий физических ограничений их деятельности.
Только упорство родителей в преодолении последствий недуга, высокий уровень их самодисциплины, передающиеся детям, позволяют последним убедиться в необходимости усилий по улучшению сложившегося положения.
«Родители сразу начали помогать. Вообще-то я изначально не планировал, что буду отличником. Теперь, так как мама мне помогала, я решил учиться на пятерки и дальше, чтобы никого не огорчать».
«Не было никаких страданий и рыданий. Внушали, что нужно время и терпение, тогда все вернется. Мне же тогда было 14 лет. Они были правы. В школу я вернулся на протезах через год».
«Я сейчас понимаю, как маме трудно было, да и отцу не легче, но они никогда не показывали мне, что им плохо».
Это упорство транслировалось инвалидам, которые на примере родителей учились терпеливо бороться за свое выживание и занятие достойного места в обществе.
«Его воля воспитана родителями. Его пример, его победы над болезнью — только заслуга родителей, их вера в то, что сын избавится от недуга. Большинству инвалидов, по их признанию, стать успешными помогает сильный характер, жил сильным характером родителей и сейчас живет воспоминаниями о родителях и благодаря поддержке друзей, найти которых помогли опять же родители. Забота и воспитание, которые получил от родителей, помогли осознать себя не лишим, а нужным обществу и активным человеком».
«Я старался выключить правую руку на занятиях, потому что не мог с ней справляться. Но надо знать мою мамочку, ей хотелось, чтобы обе руки развивались одинаково. Как она меня мучила и как я ей за это благодарен. Мама заставляла меня по 30 минут, пять-семь раз в день правой рукой перекладывать с места на место лоскутки, пуговицы, спички. Я долго не говорил, только мычал. Мне мешали спазмы, но мама упорно просила повторять слова снова и снова. Мама просила вслух читать стихи, рифмы было легче читать. Регулярные занятия двадцать лет подряд помогли. Я научился говорить без переводчика, которым у меня были родители».
«Не обращая внимание на насмешки жестоких сверстников, посещала обычную школу. В конце концов обидные выпады в её сторону прекратились, научилась «держать удар» и сама решать свои проблемы. В этом очень помогли родители, которые никогда не относились к дочери как к инвалиду».
«Я не имею права раскисать. У меня есть долг перед папой — мамой. Они должны быть спокойны за меня».
Вторым не менее важным качеством, которым обладали семьи добившихся успеха инвалидов, были любовь и добро, поддерживающие инвалидов в борьбе с постоянно возникающими на их пути трудностями.
«В семье я рос очень хорошей. Воспоминания о детстве самые добрые. В семье были любовь и понимание между родителями, и для детей это показатель самый хороший. Психологический климат был на самой высокой планке».
«Мама была самой лучшей в мире сиделкой. Я так привык видеть её, чувствовать тепло её любви, что, когда она умерла, я не надеялся выжить».
«Родители были очень ко мне всегда внимательны и добры. Понимание было всегда».
«У нас в доме всегда была хорошая жизнь. Даже ругаемся весело».
Огромную роль во взаимоотношениях с инвалидами играло стремление окружающих понять их, встать на их позицию.
«Надо, главное, сказать, что при всей строгости и жестком контроле родители находили время меня выслушать и всегда уважали мое мнение. Диктата не было никогда».
«Мне повезло: со мной всегда были мои обожаемые родители, которые понимали, что, если посадить меня дома и заставить заниматься только здоровьем, я сойду с ума или физически помру очень быстро. Ведь близкие, они на то и близкие, чтобы уметь рассудить, что сделает жизнь их заболевшего родственника приемлемой, а еще лучше — приносящей удовольствие. В моем случае удовольствия — это работа, нужность и контакты с внешним миром, познание его. Папа и мама именно в такой последовательности поддерживали во мне эту тягу к активной жизни».
Важным компонентом моральной поддержки инвалидов была также и вера в них, в победу над обстоятельствами, в достижение ими успеха.
«Отец был рядовым инженером, но очень был сильным по характеру своему. Когда я остался без ног и врач сказал мне, что и мечтать не могу о возвращении в спорт, отец первым возразил врачу. Он ему прямо сказал, что тот ничего не смыслит в спорте и не знает меня. Таким отец был всегда. Верил в меня».
«Родители мне внушали, что каждый человек имеет свои достоинства и это надо в себе развивать, а физический недостаток — не приговор, его можно восполнить другими дарами, полученными от природы. Ещё родители меня учили не терять надежду».
Помимо моральной поддержки, родители уделяли много внимания их физическому развитию, поскольку большинство респондентов были ограничены именно в физических возможностях.
«Моя мама пыталась сделать всё, чтобы поставить меня на ноги. И вот, в 7 лет, после нескольких хирургических операций, я сделал свои первые шаги — на костылях».
«Свою физическую помощь Грише я не расцениваю как быт, но это тоже часть нашей повседневной жизни, и я проживаю её с любовью. Так как я сама ухаживаю за Гришей, мне часто приходится поднимать его. Он весит всего 20 килограммов, но все равно нести его тяжело. Когда мы выходим на улицу, мы не хотим никого просить помочь нам спуститься по ступенькам. Я сама сношу сначала коляску, затем спускаю Гришу на руках».
Кроме того, большое значение в реабилитации инвалидов играла и материальная их поддержка со стороны родителей.
«Но это — родители, они меня не только морально поддерживали, но и узнавали, что лучше, и добивались моего лечения у лучших специалистов».
«На лечение мы очень много тратили и тратим. Скажем, мне как инвалиду детства положено бесплатное лечение, но у родителей тоже расходы сопутствующие, это никто не компенсирует им».
В итоге становится понятным, что семья является ключевым звеном в психологической реабилитации инвалида и что поддержка семей инвалидов со стороны государства является одним из важнейших факторов решения проблемы адаптации инвалидов к полноценной жизни в обществе.
Среди опрошенных, наряду с инвалидами с детства, были и те, кто получил травмы и инвалидность в зрелом возрасте. Между ними существует серьезная разница в восприятии жизни. Если первые с детства принимали свою инвалидность как данность и пытались бороться с трудностями, то инвалидность, полученная после опыта привычной жизни, ощущение исклю-ченности из различных сфер общества, требовала сложной психологической перестройки, переосмысления произошедшего и поиска сил для новой непривычной для них жизни.
«Люди, испытавшие потрясения, потерявшие прежние перспективы, становятся другими. Да, есть немало индивидов, стремящихся переложить свои проблемы на окружающих. Мы видим
их у переходов и перекрестков, когда они клянчат деньги. Но я хочу говорить о тех, кто сумел не только сохранить самые добрые человеческие качества, но и многократно приумножить их».
Основное, что объединяет всех инвалидов - это огромное желание вести независимый образ жизни. А самыми распространенными сферами их самореализации являются образование, трудовая, общественная, творческая и спортивная деятельность.
«Первое, что касается и инвалида с детства, и ставших инвалидами в любом возрасте, — научиться объективно оценивать свои возможности. Правда о себе — это не приговор, всегда можно найти применение своим силам и мозгам. Изучи все законы, которые определяют, что тебе положено, и научись требовать положенное, а не просить. Остальные качества те же, что и для всех желающих добиться заветной цели. Надо всегда верить, что есть возможности и против невозможного. Не надо себя жалеть, нужно заставлять себя действовать».
«Я прошел трудный многолетний путь физической и психологической реабилитации. Когда я выкарабкивался, то часто отталкивался от примера других людей. Смотрел, кто и что, и как делает, и стремился адаптировать их опыт для себя. Я чувствую, что теперь своим примером смогу мотивировать людей с инвалидностью сделать первый шаг из замкнутого пространства, в котором многие оказываются после травмы. Помочь найти свой путь, который поможет стать равноправным, активным членом общества и приносить ему пользу. Показать, что человек, даже не имея очевидных ресурсов, может побеждать.
Когда жизнь предлагает шанс, я предпочитаю сначала согласиться, а потом искать способ, как реализовать задуманное. Этот нехитрый, но очень эффективный подход я и хочу донести до тех, кто сомневается, ищет выход, не знает, с чего начать».
Роль образования
Все респонденты, получившие высшее или среднее профессиональное образование, выбирали учебное заведение и учились
при психологической и экономической поддержке родителей или близких людей, учитывающих их адекватные возможности и интеллектуальные способности.
«Психологический климат в семье был на самой высокой планке. Строгость была, но за это я только благодарен родителям. Они мне дали очень много. Семья была состоятельная, но я знал, что свое благополучие я должен отрабатывать отличной учебой и уважением к дому, в котором я рос».
«У меня в жизни были хорошие учителя: родители и музыка. Музыка дала мне полноценную жизнь, она в доме была любимой. Мама — профессиональный музыкант, папа — очень талантливый любитель».
Для некоторых полученное образование не стало основой для их дальнейшей деятельности, но получение знаний, навыков общения в коллективе, расширение сети социальных контактов явились возможностью инклюзии в социум.
«Я часто слышу, как говорят, дайте всем инвалидам работу. Я согласна, это очень важно, но зачастую у людей с инвалидностью нет образования. Конечно, очень помогает онлайн-обучение, но это тоже своего рода изоляция. Ведь мы выносим из университетов не только знания и профессию. Там мы знакомимся с разными людьми, которые остаются потом с нами на всю жизнь. Мне бы очень хотелось, чтобы инвалиды учились не только на психологов и бухгалтеров. А чтобы они могли стать кем угодно — журналистами, врачами, учителями и т.д. Поэтому важно изменить систему образовательных учреждений, сделать их доступными и удобными для всех. Инвалиды — это равные члены общества, их следует воспринимать именно так».
«Я поступил на очное отделение физико-технического факультета Чувашского Госуниверситета. Годы моего студенчества были непростые, но яркие. Меня не столько интересовал диплом, сколько сам процесс учебы, погружение в захватывающий мир науки, позволяющей проникать в глубины Мироздания, не выходя из дома!»
«Я с детства мечтал стать певцом и композитором. Музыка была для меня единственной целью. Закончу училище, буду поступать в консерваторию. Я понимаю, что певцом я буду
разовым, на концертах буду иногда выступать. Но звездой шоу-бизнеса я не стремлюсь стать. Я это реально понимаю. Для сцены нужны ещё и внешние данные. А вот сочинять музыку, делать профессиональные клипы, записывать на диски и выставлять в Интернет могу с успехом».
«В Москве я получил ещё три высших образования. Степень бакалавра в области психологии и степень магистра по маркетингу и рекламе в Российской академии внешней торговли. И ещё политолога в Академии госслужбы при президенте России.
— Почему вдруг такой крен от филологии к политологии?
— Это я сделал исключительно для папы. Я даже позвал его на защиту. Папе было важно знать, что в моей голове не одна, как он выражался коммерция. Я доказал».
«Я считаю, что главное ничего не бояться, если ты действительно талантлив, учиться дальше и никого не слушать. Но и не стоит думать, что если у тебя какой-то недуг, то это дает тебе какие-то привилегии».
Получивших образование респондентов объединяют такие общие элементы успешных стратегий, как целеустремленность, адекватное самовосприятие, наличие знаний и навыков для достижения поставленной цели, психологическая поддержка родителей и близких, а также желание вести финансово независимый образ жизни.
«Для людей с ограниченными возможностями важна мотивация мужества, упорства, настойчивости и веры в собственные силы».
«Инвалид сегодня — это не убогий человек, просящий милостыню в переходе. Это нормальный, полноценный человек, пусть и со своими особенностями. Многие инвалиды всё громче заявляют о себе как о людях сильных, творческих и талантливых. Ведь проблемы людей, имеющих какие-то физические недостатки, главным образом у них в головах. Да, это сложно, сначала после тяжелой травмы нужно принять себя таким, каким стал, а потом начать двигаться дальше, задействуя все свои ресурсы».
«Важно, как ты будешь себя позиционировать прилюдно, так и будут тебя воспринимать. Я прихожу на работу, встречаюсь с коллегами, и никто уже не думает о том, что я чуть "другая"».
«Главное, никогда не опускать руки. И тогда все ограничения станут неограниченными. Не люблю термин — человек с ограниченными возможностями. Какие тут ограничения, когда я вожу машину, танцую, и вообще чувствую себя нормальным человеком, который ни у кого ничего не просит».
«Важно суметь видеть в любых проблемах интересные задачи, а не винить окружающих и обстоятельства. Бодрость духа для меня веселее. Но над этим надо постоянно работать».
«Достижение цели во многом зависит только от меня. Не хандрить, уметь быть терпеливым, неудачи преодолевать, не лениться, не тратить время на глупости».
«Счастье просто оттого, что ты живешь на этой Земле, видишь это солнце, дышишь этим воздухом и можешь дарить свое сердце людям».
Роль трудовой деятельности
Невзирая на трудности со здоровьем, люди с ограниченными возможностями стремятся к независимой жизни. Самостоятельное преодоление препятствий на своем пути у них связано прежде всего с желанием доказать окружающему миру, что они полноправные граждане своей страны, способные наряду со всеми приносить пользу обществу. Опираясь на собственные силы, знания, навыки, будучи необычайно целеустремленными, они все достигли впечатляющих результатов.
«Многие процедуры по оформлению инвалидности и других благ очень унизительны. Организаций, которые занимаются инвалидами, их трудоустройством, бытом, много, но толку мало. Я знаю, что такое простому инвалиду без связей найти работу, адекватную его способностям. Главная беда в том, что для чиновничьих служб, занимающихся проблемами инвалидов, важнее всего статистика, расходование средств, отпускаемых государством, а сами инвалиды с их проблемами им не нужны. Помочь себе можешь только ты сам, рассчитывать нужно только на себя и на свое упорство».
«Мойуспех всецело зависел только от меня. Решил и добился».
«Достижение цели во многом зависит только от меня. Не хандрить, уметь быть терпеливым, неудачи преодолевать, не лениться, не тратить время на глупости».
Исходя из результатов опроса, именно трудовая деятельность позволяет людям с ограниченными возможностями здоровья чувствовать себя полноценными членами трудового коллектива, общества, пользу которому они приносят, а также способствует достижению социально значимых успехов. В основном работа, приносящая доход и расширяющая социальные контакты, ведется дистанционно через интернет, двое респондентов зарабатывают, занимаясь профессиональным спортом, участвовали в параолимпийских играх.
Объединяет всех работающих стремление к независимой жизни, в т.ч. и финансовой. Немаловажным является и наличие у них навыков общения и знаний для осуществления трудовой деятельности, целеустремленность, а также постоянная психологическая поддержка со стороны ближайшего окружения.
Роль общественной работы
Для большинства опрошенных общественная деятельность является занятием, позволяющим им участвовать в различных социально значимых мероприятиях. В отличие от трудовой деятельности, общественная деятельность носит специфический характер и является личным выбором самого человека, а не его окружения. Занимающихся общественной деятельностью респондентов объединяет высокий уровень активности, общительность и огромное желание изменения общественного мнения о них в лучшую сторону т.к. они, несмотря на трудности со здоровьем, ведут социально активный образ жизни, показывая миру свою состоятельность.
«Фонд оказывает поддержку нуждающимся известным, но незаслуженно забытым актерам и спортсменам. Нахожу средства и вкладываю в этот проект, рассылаем информацию в СМИ, публикуем на соответствующих сайтах в Интернете».
«Хожу в клиники больных детей, выступаю перед ними, общаюсь, учу игре на синтезаторе. Это по зову сердца, волонтерство».
«Много хороших задач поставлено правительством России, к примеру, «Доступная среда». Она очень обширная и касается не только пандусов и дверных проемов, но и направлена на развитие людей с разными формами инвалидности. Нет на местах ответственных исполнителей, которые бы качественно выполняли эту программу. В нашем городе госпрограмма выполнена максимум на 5%. О проблемах я говорил и буду говорить. У нас есть команда, которая занимается этим, готовая помочь, чтобы всё было сделано как надо, удобно. Почему-то не привлекают тех, кто непосредственно нуждается в доступности среды. Правительством делается многое, но страдает исполнение. И как раз мы работаем над тем, чтобы помочь государству эти моменты выявить, исправить. Хочется помочь довести программу до действительно хорошего результата».
«Не люблю слово волонтер. Есть же исконно русское слово доброволец — делающий добро по собственной воле. С помощью Центра молодежных инициатив мы собрали и постарались донести нужную информацию о многих важных аспектах жизни людей с ограниченными возможностями. Нас не надо обходить стороной, мы открыты миру. Хотим, чтобы люди отвечали нам тем же».
«Города должны быть оборудованы для удобства инвалидов. Нам нужно сделать так, чтобы человек с инвалидностью смог, не задумываясь, выйти из дома, когда ему нужно и отправиться туда, куда он хочет».
«Работая ведущей новостей на радио, я работаю над формированием правильного отношения к инвалидам, участвую в акциях по возведению пандусов, помогаю реализовать программу по трудоустройству инвалидов».
Всех респондентов, принимающих участие в общественной жизни, объединяет высокая степень социальной активности, умение общаться в коллективе, желание быть нужным, лично принимать участие в социально значимых мероприятиях, а также желание расширить свои социальные контакты и приобрести новых друзей.
Заключение
Анализ развития государственной социальной политики, прошедшей трансформационный путь от медицинской модели к социально-трудовой и, наконец, к социально-правовой, позволяет свидетельствовать о развивающихся процессах стратификации в среде инвалидов, появлению нового слоя не па-терналистски ориентированных индивидов - активных людей, ведущих независимый образ жизни, не боящихся жить в иной системе координат, самостоятельно и творчески выстраивающих мир вокруг себя, являясь наглядным примером для других. Несмотря на инвалидность, которая, как правило, приводит к кризису личности и к снижению адаптивности к окружающей среде, они стремятся вести независимый образ жизни. Отказавшись от иждивенческих позиций, они явили пример реализации успешных жизненных стратегий, демонстрирующих их реальные возможности жить в обществе на равных правах с другими его членами, призывая общество к толерантному общению с ними. Все респонденты позиционировали себя полноправными членами общества, т. к. они реализовались в разных сферах жизни, то не считали себя дискриминированными. В анализируемой концепции независимого образа жизни просматривается проблема равенства прав и возможностей всех социально незащищенных групп нашего общества.
Преодолевая невероятные сложности, многие из них в нашей стране стали успешными бизнесменами, учеными, писателями, художниками, певцами, спортсменами, подавая при этом надежду отчаявшимся. Эти успехи позволяют им выйти за рамки традиционного восприятия инвалидов как беспомощных людей и начать жизнь полноценных граждан, имеющих равные со всеми права и возможности, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Концепция независимого образа жизни инвалидов в условиях модернизации государственной социальной политики позволяет решать актуальнейшую для нашей страны проблему равенства прав и возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы
Декларация о правах инвалидов: Провозглашенная резолюцией 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1975 г. // Социальное обеспечение. 2005. № 23. С. 4-5.
Инвалиды: к независимой жизни. М.: РООИ «Перспектива», 2000. 279 с.
Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Ред. от 28.04.2009 // ГАРАНТ: [сайт]. URL: https://base.garant.ru/10164504/#friends (дата обращения: 04.04.2021).
Общая численность инвалидов по группам инвалидности (на 1 января 2021 года) // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: https://rosstat.gov.ru/ folder/13964?print=1 (дата обращения: 20.02.2021).
Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. Саратов: Научная книга, 2006. 260 с. ISBN 5-9758-0216-4.
Чернышов М. Ю., Чистяков В. В, Каверзина А. В. Актуальные проблемы инвалидов России и их социально-правовая и психологическая поддержка в условиях экстенсивной ин-валидизации. Москва: Изд-во ЮР-ВАК. 2013. 176 с. ISBN 978-5-98838-006-1.