Научная статья на тему 'Интуиция как составляющая креатива'

Интуиция как составляющая креатива Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
217
53
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Филиппова Н. Н., Панфилов В. А.

В условиях возрастающей рыночной конкуренции более успешным с экономической точки зрения оказывается тот, кто уникален и неповторим. Креатив сегодня является неотъемлемой частью экономического развития. Это говорит о том, что рынок не просто промысел по извлечению финансовых ресурсов, а еще и создание уникального продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интуиция как составляющая креатива»

чутьё и дело...

интуиция как составляющая креатива

В условиях возрастающей рыночной конкуренции более успешным

_с экономической точки зрения оказывается тот, кто уникален

_и неповторим. Креатив сегодня является неотъемлемой частью

экономического развития. Это говорит о том, что рынок -

_не просто промысел по извлечению финансовых ресурсов,

__а еще и создание уникального продукта.

Филиппова Н.Н.

соискатель ученой степени кандидата экономических наук кафедры «Экономической теории и международной экономики» Воронежского экономико-правового института, разработчик образовательных технологий Сообщества научных изысканий «Образовательная кафедра доктора Панфилова»

Панфилов В.А.

руководитель Сообщества научных изысканий «Образовательная кафедра доктора Панфилова»

Слава, которой обладают IBM, Toyota, Sony, Microsoft - это тот труд, который и называется креативом. Покупая бутылку Coca-cola, батончик Snickers, духи Cristian Dior, мы покупаем не просто товар, мы приобретаем продукт чьего-то сознания - того самого креатива: идею, мысль и содержание, которые были трансформированы в коллективное сознание. Что такое креатив?

Креатив - это творческий поиск в соответствии со строго определенными целями, задачами и сферами деятельности. Создатель теории креативности Дж. Гилфорд выделяет шесть параметров креативности:

1. Способность к обнаружению и постановке проблем.

2. Способность к генерированию большого количества проблем.

3. Семантическая спонтанная гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей.

4. Оригинальность - способность продуцировать отдельные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения;

5. Способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

6. Способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость, то есть способность увидеть в объекте новые призна-

ат ивная экономика, 2007,№ 6

ки, отыскать возможность их нового использования.

Но в чем же корениться столь важный и необходимый экономический ресурс в современных условиях рыночных отношений? Какими свойствами он начинен? И из каких составляющих ингредиентов он сформирован? Попытка разобраться в природе креатива привела нас к постижению философских наук. Когда человек пытается описать и проанализировать процесс своего творчества, он редко обходятся без ссылок на «догадку», «озарение», «прозрение», «переживание». Интуиция - вот что играет самую существенную, решающую роль в создании новых представлений и выдвижении креативных идей. Что только не называют интуицией! Это и высший, даже - сверхъестественный дар, единственно способный пролить свет истины на сокровенные тайны бытия, недоступные ни чувствам, блуждающим по поверхности вещей, ни рассудку, скованному дисциплинарным уставом логики.

Это и удивительная сила, легко и просто переносящая нас через пропасть, развернувшуюся между условием задачи и ее решением. Это и счастливая способность мгновенно найти идею, которая лишь задним числом, в поту и муках будет обоснована рассуждением и опытом.

Но вместе с тем это и ненадежный, несистематизированный путь, могущий завести в тупик, бесплодная надежда лентяев, не желающих доводить свой мозг до изнеможения наряженными умственными усилиями; наивное дитя познания, чей бессвязный лепет лишен ясного смысла и только после бесчисленных поправок может рассматриваться в качестве информационного сообщения» [1].

До определенного времени такого рода явления были неподвластны логическому анализу и изучению научными

интуиция - вот что играет

самую существенную, решающую роль в создании новых представлений и выдвижении

креативных идей

ть

средствами. Однако последующие исследования позволили, во-первых, выявить основные виды интуиции; во-вторых, представить ее как специфический познавательный процесс и особую форму познания. К основным видам интуиции относят чувственную (быстрое отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение и др.) и интеллектуальную (ускоренное умозаключение, способность к синтезу и оценке) интуицию. Существует также другая классификация, которая подразделяет интуицию на эйдетическую (построение новых наглядных образов на основе имевшихся ранее понятий) и концептуальную (процесс формирования понятий на основе имевшихся ранее наглядных образов).

Интуиция как специфический процесс и особая форма познания реализуется через последовательное выделение основных этапов (периодов) данного процесса и механизмов поиска решения на каждом из них. Первый этап (подготовительный период) - преимущественно сознательная логическая работа, связанная с постановкой проблемы и попытками решить ее рациональными (логическими) средствами в рамках дискурсивного рассуждения.

_ Второй этап (период инкубации) - подсознательный анализ и выбор решения - начинается по завершении первого и продолжается до момента интуитивного «озарения» созна-

_ ния готовым результатом. Основное средство

поиска решения на данном этапе - подсознательный анализ, главным инстру-хотя интеллектуальная ментом которого являются пси__хические ассоциации (по сходс-

интуиция «в некотором тву, по противоположности, по

последовательности), а также смысле и является нашим механизмы воображения, позволяющие представить проблему в

_неизбежным спутником, новой системе измерений.

__Третий этап (внезапное «озаре-

она зачастую сбивает нас ние» - инсайт), то есть осознание

результата, качественный скачок с истинного пути...» от незнания к знанию. Это то, что

дел

2007, № 6

называют интуицией в узком смысле слова. Четвертый этап - сознательное упорядочение интуитивно полученных результатов, придание им логически стройной формы, установление логической цепи суждений и умозаключений, приводящих к решению проблемы, определение места и роли результатов интуиции в системе накопленного знания. Чтобы лучше понять, что же такое интуиция и каково ее место в научном познании, необходимо немного сказать о предыстории этого понятия.

Интенсивное развитие естествознания и математики в XVII в. выдвинуло перед наукой целый ряд гносеологических проблем: о переходе от единичных факторов к общим и необходимым положениям науки, о достоверности данных естественных наук и математики, о природе математических понятий и аксиом, о попытке создать логическое и гносеологическое объяснение математическому познанию, и т.д. Бурное развитие математики и естествознания требовало новых методов в теории познания, которые позволили бы определить источник необходимости и всеобщности выведенных наукой законов. Интерес к методам научного исследования повышался не только в естествознании, но и в философской науке, в которой появлялись рационалистические теории интеллектуальной интуиции [2]. «Интуитивизм» - таково название философской школы, которая учит, что у нас имеется некоторая особая способность или дар интеллектуальной интуиции, позволяющий нам «видеть истину». Хотя интеллектуальная интуиция «в некотором смысле и является нашим неизбежным спутником, она зачастую сбивает нас с истинного пути, и эти блуждания представляют собой серьезную опасность. В общем случае мы не видим истину тогда, когда нам наиболее ясно кажется, что мы видим ее.

в общем случае мы не видим истину, когда нам наиболее ясно кажется,

что мы ее видим, и только

ошибки могут научить нас не доверять нашей интуиции

дискурсивное мышление

есть человеческий способ

познания, состоящий в том

что мы в ходе некоторого

рассуждения, которое

требует времени,

шаг за шагом раскрываем

нашу аргументацию

И только ошибки могут научить нас не доверять нашей интуиции» [3]. Приведенные высказывания Поппера, наиболее объективно отражают положение интуиции в творческом, а равно в креативном процессе: 1. Во все, что мы принимаем, верить следует только в пробном, предварительном порядке, всегда помня, что в лучшем случае мы обладаем только частью истины (или справедливости) и по самой нашей природе мы вынуждены совершать, по крайней мере, некоторые ошибки и выносить неверные суждения. Это относиться не только к фактам, но и к принимаемым нами нормам.

2. Мы можем верить в интуицию (даже в про-ом порядке) только в том случае, если мы пришли к ней в результате многих испытаний нашего воображения, многих ошибок, многих проверок, многих сомнений и долгих поисков :ных путей критики» [3]. сновным пунктом рационалистической нцепции было разграничение знания на опосредствованное и непосредственное, т.е. интуитивное, являющееся необходимым моментом в процессе научного исследования. Родоначальник рационализма Декарт говорил о существовании истин особого рода, познаваемых «прямым интеллектуальным усмотрением» без помощи доказательства [2]. Для Канта интуиция есть источник знания. И «чистая» интуиция («чистая интуиция пространства и времени») является неисчерпаемым источником знания: из нее берет начало абсолютная уверенность. Данная концепция имеет свою историю: Кант в значительной мере позаимствовал ее у Платона, Фомы Аквинского и Декарта [1].

М.В. Ломоносов был противником рационализма. Познание, с точки зрения Ломоносова, осуществляется следующим образом: «Из наблю-

, 2007,№ 6

дений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения есть лучший способ к изысканию правды». Ломоносов вплотную подошел к проблеме соотношения непосредственного и опосредствованного знания как результатов чувственного и теоретического познания и оказал огромное влияние на разработку проблемы интуиции в русской философии [2]. Первоначально интуиция означает, конечно, восприятие: это есть то, что мы видим или воспринимаем, если смотрим на некоторый объект или его пристально рассматриваем. Однако, начиная, по крайней мере, уже с Платона, разрабатывается противоположность между интуицией, с одной стороны, и дискурсивным мышлением с другой. В соответствии с этим интуиция есть божественный способ познания чего-нибудь лишь одним взглядом, в один миг, вне времени, а дискурсивное мышление есть человеческий способ познания, состоящий в том, что мы в ходе некоторого рассуждения, которое требует времени, шаг за шагом развертываем нашу аргументацию [1]. Как вытекает из выше сказанного, на протяжении всей истории развития представлений об интуиции идет противопоставление восприятий (чувственных образов) понятиям (логически обоснованным утверждениям). Возможно, место следует искать в области двух познавательных процессов: при переходе от чувственных образов к понятиям и при переходе от понятий к чувственным образам. Эти два процесса являются качественно-особыми способами формирования чувственных образов и понятий. Отличие их от всех прочих заключается в том, что они связаны с переходом из сферы чувственно-наглядного в сферу абстрактно-понятийного и наоборот. В ходе их развертывания могут быть найдены понятия, не выводимые логически из других понятий,

процессам перехода от чувственных образов к понятиям и, наоборот, действительно присущи те качества, которые

чаще всего считаются обязательными признаками

интуиции

и образы, не порождаемые другими образами по законам чувственной ассоциации. Процессам перехода от чувственных образов к понятиям и, наоборот, действительно присущи те качества, которые чаще всего считаются обязательными признаками интуиции: непосредственность получаемого знания и не вполне осознаваемый характер механизма его возникновения [1].

Таким образом, рассматривая фундаментальный механизм креативного мышления, имеет место полагать, что человеческая мыслительная деятельность имеет «двухплоскостной характер», обусловленный наличием двух языков, в которых кодируется циркулирующая в мышлении информация (язык «предметных гештальтов» и «символически-операторный» язык).

сли в процессах чувственно-ассоциативного, образного мышления движение мысли идет в плоскости наглядных образов, а в ходе дискурсивных, логических рассуждений в плоскости абстрактных понятий, то интуиция как составляющий компонент креативного процесса, представляет собою «прыжок» с одной

_ из этих плоскостей на другую. Переходы от

чувственных образов к понятиям (концептуальная интуиция) и от понятий к чувственным образам (эйдетическая интуиция) различаются направлением этого «прыжка». Перескакивая с плоскости чувственно-наглядного в плоскость абстрактно-понятийного, _ мысль совершает как бы своеобразный «обходной маневр», чтобы миновать барьеры, преграждающие ей дорогу к новому знанию при

_ движении в одной и той же плоскости. Этот

«маневр» и позволяет получить такие результаты, какие нельзя достичь другими средствами (оставаясь все время в одной просто из ничего новые идеи плоскости).

__На основе элементарных

_не приходят, рождению форм концептуальной и эйдетической интуиции разверты-

новой идеи предшествует ваются специфические механизмы креативного процесса,

энергоемкое усердие ума которые вовлекают во взаи-

креативная экономика, 2007,№ 6

модействие между собой образы и понятия из совершенно, казалось бы, далеких друг от друга предметных областей. Вступая во взаимодействие, эти образы и понятия видоизменяются и перестраиваются, что ведет к возникновению принципиально новых представлений и идей. Просто из ничего новые идеи не приходят, рождению новой идеи предшествует энергоемкое усердие ума. Здесь также необходимо сказать о том, что «фундаментальное открытие не может совершиться без процесса взаимодействия чувственного и логического познания, осуществляемого действием интуиции. Но это не дает никакого основания считать ее основным и тем более единственным способом получения нового научного знания. Интуиция - это специфическая форма познания, определенным образом влияющая на использование конкретных научных методов исследования. Фундаментальные теоретические открытия есть результат взаимодействия интуиции с методами и принципами конкретной науки и экспериментальной проверки полученных данных» [2].

Раскрытие закономерностей, определяющих собой интуицию как составляющую креатива, -дело весьма трудоемкое, требующее сосредоточения усилий специалистов самых различных областей. В этом существует настоятельная необходимость, так как реальное ускорение научно-технического прогресса связано с качественным приращением в первую очередь принципиально новых, заранее не программируемых и не выводимых только формальным путем, результатов. «Если есть интуиция, то и есть закономерности, на которые она опирается» [1].

Литература

1. Бунге М. Интуиция и наука. - М., 1967.

2. Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции. - М.: Наука, 1978.

3. Кармин А.С., Хайкин Е.П. Творческая интуиция в науке. - М., 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.