Научная статья на тему 'Интрада+ИФИ РГГУ'

Интрада+ИФИ РГГУ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
101
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTRADA / ИФИ РГГУ / БЕСТИАРИЙ / ЭМБЛЕМАТИКА / РУССКАЯ ПОЭЗИЯ XVIII ВЕКА / "INTRADA" / RSUH IFI / BESTIARY / EMBLEMATICS / RUSSIAN POETRY OF THE 18TH CENTURY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Довгий Ольга Львовна

В статье содержится краткая информация о научных мероприятиях, организованных гуманитарным клубом «Intrada» совместно с ИФИ РГГУ в 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intrada + IFI RSUH

The article contains brief information on joint scientific events of humanitarian club “Intrada” and RSUH Faculty of History and Philology in 2015.

Текст научной работы на тему «Интрада+ИФИ РГГУ»

Обзоры

О.Л. Довгий

ИНТРАДА + ИФИ РГГУ

В статье содержится краткая информация о научных мероприятиях, организованных гуманитарным клубом «1п1!^а» совместно с ИФИ РГГУ в 2015 г.

Ключевые слова: Intгada, ИФИ РГГУ, бестиарий, эмблематика, русская поэзия XVIII века.

Дружба гуманитарного клуба «Intгada», выпускающего малотиражные книги по филологии, истории, культурологии, и ИФИ РГГУ длится уже не первое десятилетие. Их совместные издательские проекты - «Поэтика. Словарь актуальных терминов» (2008), «Школа теоретической поэтики» (2010), «Поэтика "Доктора Живаго" в нарратологическом освещении» (2014), «Диалог согласия: сборник статей к 70-летию В.И. Тюпы» (2015) и др. - не нуждаются в представлении.

Не меньший интерес вызывают и совместные научные мероприятия: конференции и круглые столы. В 2015 г. прошли три такие встречи. По сложившейся традиции все они были междисциплинарными: в них принимали участие филологи, историки, искусствоведы, культурологи из РГГУ, ИМЛИ, МГУ, НИУ ВШЭ, МПГУ.

4 апреля состоялась первая в России конференция по эмблематике - круглый стол «Эмблематика в европейской культуре». Вел встречу доктор филологических наук, профессор А.Е. Махов, автор монографии «Эмблематика. Макрокосм», вышедшей в 2014 г.

Программа состояла из двух частей: «европейской» и «русской». «Европейская» была посвящена вопросам истории и поэтики жанра эмблематики. М.Ф. Надъярных рассказала об «эмблемах

© Довгий О.Л., 2016

Интрада + ИФИ РГГУ

149

до эмблематики» в иберийской литературе. Д.А. Зеленин показал, в какие формы может выливаться соперничество слова и образа в эмблеме. А.В. Нестеров, посвятивший доклад незавершенному атласу «Мнемозина» Аби Варбурга, напомнил, что эмблема - это искусство памяти. А.Е. Махов направил разговор в новое русло: а кто они, люди, создававшие эмблемы? Оказалось, что уроки эмбле-матиста Иохима Камерария столь же противоречивы и трудны для толкования, как и созданные им эмблемы. И.Н. Лагутина рассказала об эмблемах в немецком поэтическом сборнике эпохи барокко, многие из которых были созданы женщинами-поэтами. Доклад Е.В. Пчелова был посвящен символике попугая. Каждый из выступавших щедро иллюстрировал свой рассказ изображениями.

Русская литература и живопись не просто впитали в себя, но и обогатили европейскую эмблематическую традицию. Л.И. Сазонова на обширном литературном материале (от Симеона Полоцкого до Пушкина) показала, как в России эмблема выступает в роли хранителя культурной памяти. Ю.Н. Шустова продемонстрировала книги XVII в. с использованием символики сердца. О.Л. Дов-гий рассказала об эмблематических кодах сатир А.Д. Кантемира. Е.Е. Дмитриева рассмотрела эмблематическое мышление Н.В. Гоголя как возможный ключ к объяснению «кентаврической, двуна-турной природы» (Андрей Белый) его сочинений.

Еще одна «интрадовская» серия - «18-тивечные пиры в РГГУ». Пир - это богатство, разнообразие, возможность выбора. Герои ин-традовских пиров не из тех, что занимают высшие места в рейтингах популярности. Первый пир был посвящен князю А.Д. Канте-миру1; второй - графу Д.И. Хвостову. Граф Хвостов во всеобщем мнении - «король графоманов», «пародическая личность», мишень для насмешек собратьев по перу; и сама идея устроить в честь него научный пир могла показаться по меньшей мере странной. В этом году исполнилось 180 лет со дня смерти графа. Любая круглая дата - повод перечитать, пересмотреть: вдруг за привычными ярлыками проглядели что-то важное? Увидеть по-новому - именно в этом и был пафос всех докладов.

Все участники сосредоточились на поэтике Хвостова. А.В. Марков рассмотрел историю штампа «цепь веков» от Хвостова до публикаций на «Стихи.ру». Е. В. Пчелов, проанализировав механизм многих известных «нелепостей» графа, показал, что на самом деле они мнимые. М.Ф. Надъярных увидела причину «косноязычия» графа в его чуткости к инновационным культурным находкам. О.Л. Довгий предложила посмотреть на пушкинскую триаду эпитетов «а ты глубок, игрив и разен» как на ключ к разгадке тайны и

150

О.Л. Довгий

хвостовского творчества, и причины стабильного иронического отношения к нему. Эта триада - по сути синоним формулы «великий комбинатор». Хвостов - мастер обманывать ожидания; он непредсказуем, быстр - а потому часто кажется темным и непонятным. Д.П. Ивинский развернул перед собравшимися сюжет, сравнимый с настоящим детективом: сколько поэтов кроется за именем «Свистов» в лицейском стихотворении Пушкина «Городок»? А.В. Свя-тославский напомнил, что Хвостов - не только баснописец, но и тонкий лирик. А.Г. Волховская рассказала о том, как Хвостов помог вписать в историю литературы один забавный эпизод русской истории. А.Е. Махов на примере одного «хвостизма» - «змея скакала» - показал связь «странной» хвостовской образности и семантики с античной и средневековой иконографической «змеиной» традицией.

В последние пятницу-субботу сентября в РГГУ уже традиционно проходят конференции, посвященные изучению бестиария в литературе и искусстве в рамках программы «RES et VERBA» («Вещи и слова»). В этом году «бестиарии» отметили пятилетний юбилей. Предыдущие 4 конференции были посвящены описанию бестиариев отдельных авторов; собиранию, изучению, анализу звериных знаков-кодов и осмыслением бестиария как семиотической системы.

Пятую встречу организаторы назвали «Пять чувств: люди и звери». Проблема шестого чувства; визуализация невидимого; образы вкусов, запахов; чувство/чутье; иерархия чувств; риторическая комбинаторика чувств; синестезия - вот такие темы предлагались для осмысления. Желающих сравнить сенсорную систему чувств человека и животных и ее отражение в литературе и искусстве нашлось немало: за два дня было заслушано около 30 докладов.

Чувственная метафорика одиночества в древнерусской литературе (А.В. Архангельская); визуально-вербальная интерпретация чувств в кириллических изданиях книги «Ифика иерополитика» (Ю.Э. Шустова); персонализация чувств у Гвидо Кавальканти и Данте Алигьери (А.В. Топорова); черви как бесчувствие в загробном мире Средневековья (И.В. Ершова); три средневековые схемы чувства любви (А.Е. Махов); грех чревоугодия в европейской графике XV-XVI веков (О.В. Субботина); сюжет охоты и бестиар-ная символика в «Дон Кихоте 1615 года» (С.И. Пискунова); пять чувств в бытовой голландской живописи XVII в. (А.В. Нестеров), символика чувств в «Царстве Флоры» Н. Пуссена (Е.В. Пчелов), оппозиция «иметь/не иметь чувства» на риторическом уровне в русской поэзии XVIII в. (О.Л. Довгий), Екатерина II и «меланхо-

Интрада + ИФИ РГГУ

151

лические письма» Н.И. Новикова (А.Д. Ивинский), «животная» синестезия у Томаса Де Квинси (Т.А. Гуревич), чувственный мир прошлого в русском историческом романе XIX века (А.В. Устинов), феномен зрения в романе Висенте Бласко Ибаньеса «Мертвые повелевают» (Р.Р. Ганиева), слуховая метафора у Ж. Преве-ра (О.А. Кулагина), образы насекомых и экстатические мотивы у Б.Л. Пастернака (К.В. Абрамова), «замирное зрение» В. Хлебникова (И.В. Макарова), звуки животных в традиционной японской поэзии (Н.О.Фаризова), пять чувств и театр (О.Н. Купцова), природа как кладовая образов прошлого у М. Пришвина (А.В. Свято-славский), ольфакторные мотивы в литературном творчестве детей (О.Ю. Казмирчук), роман М. Харитонова «Золотой ключ, или Приключения Буратины» (Д.М. Данилов) - таков тематический и хронологический диапазон докладов.

Особенность интрадовских конференций - принципиальное отсутствие деления на секции; все слушают всех. Чередование в едином потоке словесного и визуального, западноевропейского и русского, давно прошедшего и современного позволяет разглядеть и разнообразие, пестроту мозаики, и процесс создания общей картины.

Intrada заботится о том, чтобы о мероприятиях сохранилась память. На всех конференциях ведется фото- и видеосъемка; отчеты публикуются в прессе. И самое главное - Intrada считает, что материалы конференций должны быть опубликованы. Доклады круглых столов решено собрать в коллективные монографии, а по итогам 5-го бестиария будет традиционно выпущен сборник статей. Вся информация об интрадовских конференциях доступна на страничке Интрады на сайте ИФИ РГГУ2.

Примечания

Довгий О.Л. Круглый стол «Пир у Кантемира»: Круглый стол в РГГУ // Культурологический журнал = Journal of Cultural Research. 2014. № 2/16. [Электронный ресурс] URL: http://www.cr-joumal.ru/rus/journals/274.html&j_id=19 [Электронный ресурс] URL: http://ifi.rggu.ru/intrada.html

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.