КУЛЬТУРОЙ
ОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
2014/4(18)
JOURNAL OF CULTURAL RESEARCH
ISSN 2ZE2-24E0
Электронное периодическое рецензируемое научное издание
В-П.1ХОДИТ С 2010 года
УДК 808.1
Довгий О.Л.
Конференция «Бестиарный код культуры» (RES et VERBA-4)
Аннотация. Материал представляет собой краткий отчет о прошедшей в сентябре 2014 г. в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) Международной научной конференции «Бестиарный код культуры» (RES et VERBA - 4).
Ключевые слова: бестиарий, семиотика культуры, символ, метафора, эмблема, программа «RES et VERVA».
26-27 сентября 2014 г. в Российском государственном гуманитарном университете прошла международная научная конференция «Бестиарный код культуры». Это четвертая встреча в рамках программы «RES et VERBA», которую проводит гуманитарный клуб «Intrada» совместно с Институтом филологии и истории РГГУ. В этом году к числу организаторов присоединился Институт мировой литературы им. А.М.Горького (ИМЛИ РАН).
Если на трех предыдущих конференциях речь шла в основном о бестиариях разных авторов, то на четвёртой участники занимались собиранием бестиарных ключей, кодов в единую картинку. Иначе говоря, целью встречи было осмысление бестиария как семиотической системы.
Тон конференции задавала откровенно хулиганская заставка на экране Профессорской аудитории: картина неизвестного французского художника 18 века «Обезьяна-живописец» из Руанского музея, а на слишком открытой части тела натурщицы ярко-красная надпись: «18+» - как ответ чересчур рьяным блюстителям нравственности.
Неизвестный художник. Обезьяна-живописец (Франция, XVII! век, собрание Руанского музея)
В конференции участвовали 45 учёных из Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Новосибирска, Калининграда, Екатеринбурга, Костромы, Нижнего Новгорода, Лондона - среди них как заядлые «бестиарщики» (не пропускающие ни одной встречи), так и вновь присоединившиеся. Как всегда, активны были представители МГУ (филфак и журфак), РГГУ, СПбГУ; большие «десанты» прибыли из ИМЛИ и Высшей школы экономики. За два дня было прослушано 45 докладов; их хронологическая, географическая и тематическая амплитуда могла удовлетворить вкусы самых капризных и искушенных слушателей. Все сообщения были посвящены бестиарным шифрам в различных культурных дискурсах (политическом, религиозном, философском, социологическом, поэтологическом).
На этой конференции не было деления на секции: все слушали всех. При составлении программы организаторы старались придерживаться хронологического принципа, но жизнь, как всегда, внесла свои коррективы - и, как потом оказалось, в этом художественном беспорядке есть глубокий смысл. Открыл парад зверей дельфин. Е.В.Пчелов подробно описал его путь от эпохи античности до Московского царства. А дальше начался настоящий карнавал. Как в калейдоскопе, сменяли друг друга птицы, звери, насекомые на полях рисунков в алхимическом трактате Соломона Трисмозина «Splendor solis» (А.В.Нестеров); бестиарные символы и метафоры в «Вертограде многоцветном» Симеона Полоцкого (А.В.Архангельская); превращения Бегемота и Левиафана в русской литературе XVIII - нач. XIX вв. (В.Л.Коровин); звери святого Антония у Дм. Бобышева и М.Шемякина (Ю.Б.Орлицкий), ломоносовские «безразумные козлята» (Д.П.Ивинский), новый постсоветский оборотень (А.Арендт); животные Кулика и Сорокина (Д.М.Давыдов); тарологическая конюшня Райдера-Уэйта (О.Лемберг) и многое-многое другое.
Многое увиделось в новом свете. Крокодиловы слёзы при поедании человека - лицемерие или истинное раскаяние (А.Е.Махов)? Осталась ли химера в прошлом или ее следы можно обнаружить в современных вымыслах (М.Ф.Надъярных)? Зачем мы пользуемся вторичной бестиарной номинацией; что дают характеристики, вроде: «Сей лев - осёл»; «Конь летит орлом» (О.Л.Довгий)? В обличье каких зверей предстают Н.Саркози и Ф.Олланд в глазах СМИ? (О.А.Кулагина)?
На этой конференции нет деления на молодых и маститых, в программе отсутствует указание титулов и степеней. Доклад студентов 3-го курса Высшей школы экономики Е.А.Кузьменко, А.О.Максимовой, Э.Г.Мустакимовой о звуках животных в языках мира вызвал не меньший интерес, чем выступление их преподавателей А.С.Выренковой, Б.В.Орехова, Т.И.Резниковой о том, какие семантические сдвиги происходят при перенесении бестиарных глаголов на человека: когда мы говорим, что люди ржут, блеют, хрюкают.
Конференция всегда проходит в два дня, независимо от количества докладов. Соблюдение регламента, по убеждению организаторов, - это не оковы, а повод сделать свое сообщение максимально информативным, ярким, запоминающимся.
Все, кто хоть раз побывал на бестиарной встрече, отмечают, что это совсем не похоже на строгую научную конференцию; говорят об особой атмосфере, царящей там. Это встреча друзей, интересная игра - хотя вопросы обсуждаются совсем не шуточные; и научный уровень очень высок.
Четыре года участники складывали бестиарную картинку мира из самых мелких кусочков, добавляемых историками, философами, филологами, лингвистами, искусствоведами, тарологами. Кони античности, кони в эмблематике, конская метафора в русской поэзии, кони в театре, конские звуки, перенесённые на человека, кони в картах Таро... А в результате - мир в зеркале коня, прочитанный и увиденный совершенно по-новому. И так - с каждым животным. Каждый зверь добавляет свои краски в общую семиотическую систему. «Все говорили про разное, а картинка складывалась единая», - так выразил идею встречи Зюзель Вульф.
По общему мнению, этот бестиарий - самый удачный. И, тем не менее, организаторы задумали изменить формат встреч. Почему? А потому что автоматизация, съедающая «вещи, платье, мебель, жену и страх войны» (В.Б.Шкловский), неминуемо должна коснуться и бестиарных конференций. Чтобы остаться, они должны измениться. Пятая встреча будет называться «Пять чувств: Люди и звери».
В заключение обзора мы просто приведем полную программу конференции.
Пятница 26 сентября
10.00-14.00 - утреннее заседание
Пчелов Евгений Владимирович (Москва)
Путь дельфина: Античность, Ренессанс, Московская Русь - к истории символической семантики образа.
Надъярных Мария Фёдоровна (Москва)
Мифологика терратоморфизма или Следы химеры в современных вымыслах Зеленин Даниил Андреевич (Ижевск- Москва)
Риторические стратегии совмещения человеческого и звериного в эмблематике Субботина Ольга Владимировна (Санкт-Петербург)
Визуализация греха в европейских первопечатных книгах: истоки и развитие бестиарных образов гордыни
Махов Александр Евгеньевич (Москва) Трансформация средневековых бестиарных мотивов в ренессансной эмблематике
Нестеров Антон Викторович (Москва)
Украшение или ключ: «птицы, звери, насекомые» на полях рисунков в алхимическом трактате Соломона Трисмозина «Splendor solis»
Нейматзаде Сабина (Баку)
Бестиарный код и мусульманская каллиграфия
Рогова Ася Георгиевна (Санкт-Петербург) Райские птицы у английских романтиков. 14.45-19.00 — вечернее заседание
Гуревич Татьяна Александровна (Москва)
«Животный магнетизм» мемуарной прозы Томаса Де Квинси.
Ивинский Александр Дмитриевич (Москва) Люди, животные и проблема воспитания в русской журналистике 1760-х гг.
Довгий Ольга Львовна (Москва)
Вторичная бестиарная номинация
Рыбина Мария Сергеевна (Уфа)
Птичья метафора в творчестве М.Пруста
Кулагина Ольга Анатольевна (Москва)
Елисейский зоопарк, или бестиарные портреты Н.Саркози и Ф.Олланда
Попова Александра Александровна (Балашов)
Семиотика бестиарности в поэмах Томаса Элиота
Федунина Ольга Владимировна (Москва)
Мотив двойничества в «Кошке» Колетт
Ганиева Регина Равильевна (Москва)
Человек-лошадь Висенте Бласко Ибаньеса
Голубцова Анастасия Викторовна (Москва) «Змей» Луиджи Малербы
Резниченко Анна Игоревна (Москва)
Бестиарий Сергея Раевского
Фаризова Нина Омаровна (Москва)
Бестиарий Александра Введенского
Устинов Алексей Валерьевич (Кострома)
Бестиарность в художественном творчестве Д.Л. Мордовцева
Голубков Андрей Васильевич (Москва)
Хамелеон во французском прециозном дискурсе 17 столетия
Суббота 27 сентября
10.00-14.00 — утреннее заседание
Архангельская Анна Валерьевна (Москва)
Бестиарные символы и метафоры в «Вертограде многоцветном» Симеона Полоцкого. Коровин Владимир Леонидович (Москва)
Превращения Бегемота и Левиафана в русской литературе XVIII - нач. XIX вв Ивинский Дмитрий Павлович (Москва)
А за безразумных козлят ответишь!..: К описанию культурных контекстов «Гимна бороде»
Алпатова Татьяна Александровна (Москва)
Бестиарий М.Ю.Лермонтова
Орлицкий Юрий Борисович (Москва)
Звери святого Антония у Дм. Бобышева и М. Шемякина
Волховская Анна Григорьевна (Москва)
1001 петух А.С.Пушкина
Ненарокова Мария Равильевна (Москва)
История Пташечки-Соловья в бестиариях и книгах эмблем
Казакова Екатерина Владимировна (Нижний Новгород)
Анималистические персонажи Средневековья во французском литературном сознании ХХ века (бестиарии и «Роман о Лисе» Мориса Женевуа)
Овчинникова Лада Олеговна (Калининград)
Одухотворение животного мира как фундаментальная особенность аксиологической картины мира Куранова
Скрябина Алиса Вадимовна (Калининград)
Чудесный зверинец Н.Кононова
Зюзель Вульф (Санкт-Петербург)
Роман «Суер-Выер» и легко решаемая проблема Сциапода Казмирчук Ольга Юрьевна (Москва)
Оппозиция «Чёрное - белое» при создании образов кошек и собак (на материале литературного творчества детей).
14.45-19.00 — вечернее заседание
Арендт Ариадна Александровна (Лондон)
Новый постсоветский оборотень
Выренкова Анастасия Сергеевна, Орехов Борис Валерьевич, Резникова Татьяна Исидоровна (Москва)
Звуки животных в мире людей: типология семантических сдвигов
Кузьменко Елизавета Алексеевна, Максимова Анастасия Олеговна, Мустакимова Эльмира Гаязовна (Москва)
Грустное рычание и бодрое мычание: какие звуки издают животные в разных языках Купцова Ольга Николаевна (Москва)
«Все мы немножко лошади» (кони-лошади в драматическом театре) Нестеренко Мария Александровна (Москва)
Рогатая кошка, балхашский тигр: бестиарий в романе Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей».
Закутняя Ольга Валерьевна (Москва)
Бестиарий «Коралины» Нила Геймана: образы, персонажи, герои.
Антанасиевич Ирина (Белград)
Забытые супергерои: животные в комиксах
Ткачук Лилия Александровна (Москва)
Архаичный космос эвенков и его зооморфные обитатели.
Давыдов Данила Михайлович (Москва)
Животное как субъект: от Кулика и Сорокина до Кузнецова и Горалик Лемберг Ольна (Москва)
«Три белых коня» и «Четыре Всадника» - конюшня Райдера-Уэйта
© О.Л.Довгий, 2014. Материал поступил в редакцию 06.10.2014.
Довгий Ольга Львовна,
кандидат филологических наук,
факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва), e-mail: olga.dovgy@yandex.ru
UDC 808.1
Dovgiy O.
Conference «The bestiary code in culture» (Res and Verba — 4)
Abstract. A concise report on the International Scientific Conference, held in the Russian State Humanitarian University in September 2014Abstract. A concise report on the International Scientific Conference, held in the Russian State Humanitarian University in September 2014.
Key words: bestiarium, cultural semiotics, metaphor, sign, emblem.
Dovgiy Olga L'vovna,
PhD in Philology, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University (Moscow), e-mail: intrada_2002@mail.com