Научная статья на тему 'Интонация удивления в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»'

Интонация удивления в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
518
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Краснов Юрий Михайлович

Цель статьи состоит в том, чтобы на материале текста поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» описать случаи употребления интонационных моделей со значением удивления, проанализировать эти модели с точки зрения прагматических условий их возникновения и характера выражаемой эмоции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интонация удивления в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. — М. : Сов. эн-

цикл., 1969. - 608 с.

2. Брызгунова Е. А. Практическая фонетика и интонация русского языка / Е. А. Брызгунова. - М. : Изд-во МГУ, 1963. - 306 с.

3. Брызгунова Е. А. Интонация. Основные понятия / Е. А. Брызгунова // Русская грамматика : в 2 т. - М, 1982. - Т. 2. - С. 98.

4. Бузаков И. С. Интонация / И. С. Бузаков // Сложное предложение в мордовских языках. — Саранск, 1973. — С. 60.

5. Буланин Л. Л. Фонетика современного русского языка / Л. Л. Буланин. — М. : Просвещение, 1970. - 289 с.

6. Вербицкая Л. А. Мелодика побудительных предложений в русском языке / Л. А. Вербицкая // Учен, записки ЛГУ : Вопр. фонетики. - 1964. - № 325, вып. 69. - С. 102-109.

7. Иванова-Лукьянова Г. Н. Суперсегментная фонетика в функционально-стилистическом аспекте / Г. Н. Иванова-Лукьянова // Грамматические исследования. Функционально-стилистический аспект. — М., 1989. — С. 33 — 74.

8. Лингвистический энциклопедический словарь. — М. : Сов. энцикл., 1990. — 682 с.

9. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении / А. М. Пешковский. — М. : Наука, 1956. - 512 с.

10. Реформатский А. А. Фонологические этюды / А. А. Реформатский. — М. : Наука, 1975. - 134 с.

11. Рузанкин Н. И. Эмотивные конструкции в современном эрзянском языке / Н. И. Рузан-кин ; Мордов. гос. пед. ин-т. — Саранск, 2008. — 296 с.

12. Филиппова О. В. Профессиональная речь учителя. Интонация / О. В. Филиппова. — М. : Флинта : Наука, 2001. - 190 с.

13. Щемерова В. С. Типология отрицательных предложений (на материале мордовских и русского языков) / В. С. Щемерова // Финно-угристика : межвуз. тематич. сб. науч. тр. — Саранск, 1979. — Вып. 2. — 190 с.

Поступила 24.12.09.

ИНТОНАЦИЯ УДИВЛЕНИЯ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

Ю. М. Краснов

Цель статьи состоит в том, чтобы на материале текста поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» описать случаи употребления интонационных моделей со значением удивления, проанализировать эти модели с точки зрения прагматических условий их возникновения и характера выражаемой эмоции.

Традиционно считается, что интонация функционирует лишь в устной (шире: звучащей) речи, т. е. там, где присутствует звук, обладающий физическими и акустическими параметрами. Однако изучение интонационных явлений письменной речи допускается

рядом лингвистов, считающих, что в процессе чтения текста интонация, заложенная в него автором, автоматически воспроизводится в нашем сознании1.

В определении понятия «интонация удивления» мы опираемся на исследования

1 Ср., например, у Н. В. Черемисиной-Ениколоповой: «Автор закладывает в текст определенное звучание и читателем мысленно озвучивается этот текст» [5, с. 21].

«Финно-угроведение. Филологические науки»

Ю. М. Краснов, 2011

27

эмоциональной речи, проведенные такими учеными, как Н. В. Витт [1], Л. К. Цеп-литис [4], Э. А. Нушикян [2]. По их мнению, для каждого эмоционального значения (грусть, печаль, радость, удивление и т. д.) в любом языке существуют определенные звуковые формы, которые находятся в звуковой памяти всех говорящих на данном языке и могут свободно воспроизводиться в собственной речи или распознаваться в речи других. Для того чтобы правильно распознать интонацию удивления в письменной речи, необходимо учитывать контекст рассматриваемой фразы (прагматические характеристики) и ее синтаксическое построение. В данной статье мы уделяем большее внимание прагматическим характеристикам высказывания, нас интересуют вопросы: что может удивить человека? в каких условиях коммуникант воспроизводит интонацию удивления?

В качестве текстового материала нами выбрана поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души», и это не случайно. В данном произведении немало ситуаций, когда удивление выражают не только персонажи, но и автор. Уже сам факт покупки П. И. Чичиковым мертвых душ был непонятен окружающим и не мог не вызвать эмоции.

В ходе проделанной работы были выявлены 54 высказывания, содержащие интонацию удивления. Согласно словарю С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой удивление — это «впечатление от чего-нибудь неожиданного и странного, непонятного» [3], поэтому интонация удивления появляется в речи говорящего лишь после получения каких-либо неизвестных ранее сведений через органы его чувств. В «Мертвых душах» такая информация поступает к удивляющемуся субъекту через зрительный (25 высказываний) и слуховой (29 высказываний) каналы восприятия. Например (зрительный канал):

— Вишь ты, — сказал один другому, — вон какое колесо!2

Или (слуховой канал):

— Итак, если нет препятствий, то с богом можно бы приступить к совершению купчей крепости, — сказал Чичиков.

— Как, на мертвые души купчую? Кроме того, выявленные нами высказывания были классифицированы, во-первых, по характеру информации, способной удивить человека (здесь имеются в виду

собственно прагматические характеристики интонации удивления); во-вторых, по степени проявления эмоции; в-третьих, по характеру выражаемой эмоции. По характеру воспринимаемой информации мы разделили все высказывания на 10 групп3 Они расположены в порядке убывания количества содержащихся в них высказываний.

В группе № 1 представлены фразы, содержащие сведения о том, что кажется воспринимаемому субъекту абсурдом, чем-то несуразным, выходящим за пределы разума. Таковы, например, ответы Коробочки на предложения Чичикова, связанные с покупкой мертвых душ:

а) Уступите-ка их мне, Настасья Петровна.

— Кого, батюшка?

— Да вот этих-то всех, что умерли.

— Да как же уступить их?

б) — Да на что ж они тебе? — сказала старуха, выпучив на него глаза.

Всего таких высказываний 13. По сравнению с другими группами удивление здесь выражено наиболее сильно и ярко, оно представлено «в чистом виде», так как вызвано совершенно неожиданной, новой для субъекта информацией.

В группу № 2 вошли 7 высказываний, в которых причиной удивления является информация о том, что кажется воспринимаемому субъекту чем-то неправильным, несправедливым. Например:

а) Это что за мужик: Елизавета Воробей, Фу ты пропасть: баба! она как сюда затесалась? Подлец Собаке-вич, и здесь надул!

б) Уже стал он было в сенях поспешно сбрасывать с себя шинель, как швейцар поразил его совершенно неожиданными словами:

— Не приказано принимать!

— Каку что ты, ты, видно, не узнал меня? Ты всмотрись хорошенько в лицо! — говорил ему Чичиков.

К интонации удивления здесь прибавляется и оттенок негативных интонаций (возмущение, недовольство).

В группе № 3 причиной удивления являются особенности внешности человека. Например:

а) ...только и разницы, что на одной картине изображена была нимфа с такими огромными грудями, каких читатель, верно, никогда не видывал.

Фразы, окрашенные интонацией удивления, выделены жирным шрифтом.

3 Некоторые из этих групп можно объединить, но мы постарались более подробно рассмотреть представленные в поэме просодические характеристики интонации удивления.

28

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 1

б) Чичиков еще раз взглянул на него искоса, когда проходили они столовую: медведь! совершенный медведь!

Выявлено б подобных высказываний.

В группе № 4 причиной удивления являются особенности поведения человека, которые не проявляются у большинства других людей в подобных условиях (всего 6 высказываний). Например:

а) ...и здесь в приезжем оказалась такая внимательность к туалету, какой даже не везде видывано.

б) И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на прав-ду, все может статься с человеком.

В группе № 5 причиной удивления является информация о том, что кажется воспринимаемому субъекту нелогичным, ненормальным, несоответствующим действительности (6 высказываний). Например:

а) — А кто же бы, полагаете, мог помогать ему?

— Ну да хоть и Ноздрев.

— Неужели Ноздрев?

б) Ну... можете представить: отвечать таким образом вельможе,

которому стоит только слово — так вот уж и полетел вверх тарашки, так что и черт тебя не отыщет.

В группе № 6 причиной удивления является неожиданно открывшийся факт, имеющий 'принципиальное значение для субъекта (5 высказываний). Например:

а) — Вправду! — подхватил с участием Чичиков. — И вы говорите, что у него, точно, люди умирают в большом количестве?

б) А ночь! небесные силы! какая ночь совершается в вышине!

В таких фразах к интонации удивления добавляется интонация, выражающая положительные эмоции (радость, восхищение).

В группе Ко 7 причиной удивления является воспринимаемый субъектом предмет, чем-то существенно отличающийся от других предметов подобного рода (3 высказывания). Например:

а) Вишь ты, — сказал один другому, — вон какое колесо!

б) Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни было, — все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренеле-пых четырех ногах, совершенный медведь.

В группе № 8 воспроизводится этикетное или нарочито наигранное удивление (3 высказывания). Например:

а) — Как? вы уж хотите ехать? — сказал Манилов, вдруг очнувшись и почти испугавшись.

б) — Моя цена! Мы, верно, как-нибудь ошиблись или не понимаем друг друга, позабыли, в чем состоит предмет. Я полагаю с своей стороны, положа на руку на сердце: по восьми гривен за душу, это самая красная цена!

В примере «б» Чичиков удивляется специально, наигранно, чтобы снизить заявленную Собакевичем цену за мертвые души.

В группе № 9 причиной удивления является обстоятельство, в которое человек не верил до тех пор, пока не убедился в этом лично, не увидел все своими глазами (3 высказывания). Например:

а) Подходишь ближе, глядишь — точно Иван Петрович! «Эхе-хе» — думаешь себе...

б) Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или сорок рублей в год. Но решился он жарко заняться службою, все победить и преодолеть. И точно, самоотвержение, терпенье и ограничение нужд показал он неслыханное.

В группе № 10 причиной удивления является неожиданное появление знакомого человека (2 высказывания). Например:

а) — Ба, 6а, ба! — вскричал он вдруг, расставив обе руки при виде Чичикова. — Какими судьбами?

б) В задумчивости и в каком-то бессмысленном рассуждении о странности положения своего стал он разливать чай, как вдруг отворилась дверь его комнаты и предстал Ноздрев никак неожиданным образом.

По степени проявления эмоции нами выделены:

1) собственно удивление:

Что он в самом деле, — подумал про себя Чичиков, — за дурака, что ли, принимает меня?

2) изумление:

И в самом деле, Манилов наконец, услышал такие странные и необыкновенные вещи, какие еще никогда не слыхали человеческие уши.

3) потрясение:

— Да чтобы не запрашивать с вас лишнего, по сту рублей за штуку! — сказал

Собакевич.

— По сту! — вскричал Чичиков, разинув рот и поглядевши ему в самые глаза, не зная, сам ли он ослышался, или язык Со-

«Финно-угровсденис. Филологические науки»

29

бакевича по своей тяжелой натуре, не так поворотившись, брякнул вместо одного другое слово.

По характеру выражаемой эмоции мы выделили:

1) собственно удивление, или удивление «в чистом виде», например:

— Помилуй, на что ж мне жеребец? — сказал Чичиков, изумленный в самом деле таким предложением.

2) удивление с позитивными эмоциями (удивление с радостью, юмором, восхищением, надеждой и т. п.), например:

— Вправду? Целых сто двадцать? — воскликнул Чичиков и даже разинул несколько рот от изумления.

3) удивление с негативными эмоциями (удивление с возмущением, негодованием, угрозой, недоверием, осуждением и т. д.), например:

— Я делаю фальшивые бумажки? — вскрикнул Чичиков, приподнявшись со стула.

В современном разговорном языке интонация удивления, содержащаяся в тексте «Мертвых душ», может выражаться в той же форме. При похожих прагматических усло-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

виях, сопутствующих речи, изменится только словесное наполнение произносимых фраз, а общий интонационный рисунок, тональность речи сохранятся. Например, интонация фразы, произнесенной в ответ на неожиданно отрицательную характеристику знакомого человека, выражающая вместе с удивлением несогласие с этой характеристикой, несправедливость обвинения, может бесконечное количество раз воспроизводиться в подобных ситуациях. Ср. у Н. В. Гоголя: «„Как, губернатор разбойник?" — сказал Чичиков и совершенно не мог понять, как губернатор мог попасть в разбойники»; в других ситуациях: «Как, Сидорова уволили?»; <Как, Виктор Семенович забыл приехать?» и т. п.

Важно изучать прагматические условия, в которых воспроизводятся варианты интонационных моделей, так как данный подход -позволяет полнее представить внутреннюю, содержательную сторону единиц интонации, которая до недавнего времени не являлась предметом специальных исследований, уступая место анализу только.внешних, просодических, характеристик интонационных единиц.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Витт Н. В. Об инвариантных зонах эмоциональных состояний, выраженных в интонации / Н. В. Витт // Новые исследования в педагогических науках. — М. : Просвещение, 1966. — Вып. 6. - С. 89-101.

2. Нушикян Э. А. Типология интонации эмоциональной речи / Э. А. Нушикян. — Киев ; Одесса : Высш. шк., 1986. — 159 с.

3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : 80 ООО слов и фразеол. выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Рос. акад. наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. - М. : АТСМП, 2004. - 944 с.

4. Цеплитис Л. К. Анализ речевой интонации / Л. К. Цеплитис. — Рига : Зинатне, 1974. -272 с.

5. Черемисина-Ениколопова Н. В. Законы и правила русской интонации : учеб. пособие для студ., преподавателей-филологов, ж-тов / Н. В. Черемисина-Ениколопова. — М. : Флинта : Наука, 1999. - 520 с.

Поступила 11.10.09.

ВЕСТНИК Мордовского университета (2011 | № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.