Научная статья на тему 'Интифада как метод борьбы за палестинское государство'

Интифада как метод борьбы за палестинское государство Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1942
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ближний Восток / Израиль / палестинская проблема / палестинское государство / интифада / Middle East / Israel / the Palestinian issue / the Palestinian state / the intifada

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шаповалов Михаил Сергеевич

Рассматривается история Первой и Второй палестинской интифады, анализируется её стихийность и управляемость, влияние как одного из методов борьбы за палестинское государство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTIFADA AS A METHOD OF STRUGGLE FOR A PALESTINIAN STATE

The article discusses the history of the First and Second Palestinian Intifada. The author seeks to examine the spontaneity and control intifada, to analyze the impact of the intifada as one of their methods of struggle for a Palestinian state.

Текст научной работы на тему «Интифада как метод борьбы за палестинское государство»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2015. № 3 (7). С. 120-123.

УДК 940.5

М. С. Шаповалов

ИНТИФАДА КАК МЕТОД БОРЬБЫ ЗА ПАЛЕСТИНСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Рассматривается история Первой и Второй палестинской интифады, анализируется её стихийность и управляемость, влияние как одного из методов борьбы за палестинское государство.

Ключевые слова: Ближний Восток; Израиль; палестинская проблема; палестинское государство; интифада.

M. S. Shapovalov

INTIFADA AS A METHOD OF STRUGGLE FOR A PALESTINIAN STATE

The article discusses the history of the First and Second Palestinian Intifada. The author seeks to examine the spontaneity and control intifada, to analyze the impact of the intifada as one of their methods of struggle for a Palestinian state.

Keywords: Middle East; Israel; the Palestinian issue; the Palestinian state; the intifada.

Термин «интифада» обозначает переводе с арабского буквально «отряхивание», «встряску» или (в другом истолковании) «пробуждение» [1, с. 198], палестинские арабы называют интифаду «войной камней» [2, с. 118].

Интифада ознаменовала на Ближнем Востоке переход на новый этап международных отношений, в котором широкомасштабные войны уступили место новым методам борьбы от массовых народных демонстраций до диверсионных мероприятий. Интифада может считаться также частью большой психологической войны. Фактически участники выступлений ведут борьбу с каждым отдельно взятым гражданином государства и одновременно с обществом в целом, не случайно в Израиле её называют «необъявленной войной» [3, с. 511]. В сущности, в методологическом плане мы имеем дело с воплощением в жизнь концепции русского военного ученого Евгения Месснера «мятежевойны». «Мятежевойна» характеризуется огромным пространственным размахом, отсутствием выраженных линий боевого противостояния, вовлеченностью широкого круга гражданских лиц, отсутствием единого центра политического и военного управления [4]. Инти-

фада как нельзя более точно демонстрирует неустойчивый баланс между спонтанностью и управляемостью в мировой системе на примере палестинского конфликта.

Впервые интифада как метод борьбы на Ближнем Востоке возникла на оккупированных Израилем арабских территориях Палестины. Военные поражения арабских армий на протяжении четырех ближневосточных войн (1948, 1956, 1967, 1973 гг.), дипломатические и силовые неудачи палестинского движения сопротивления в попытках обеспечить права арабского населения приводили к мысли о безысходности ситуации.

И в этих условиях утром 9 декабря 1987 г. в лагере Жаболийя в оккупированной Газе израильский грузовик наехал на два фургона с палестинскими чернорабочими, погибло четыре человека и многие были ранены. В этот вечер во время похорон тысячи направились к израильскому военному гарнизону и закидали его камнями. В ответ солдаты окружили лагерь и подвергли его обстрелу [1, с. 184]. Этот эпизод был одним из десятков подобных, которые происходили на занятых Израилем территориях в течение двадцати лет, но именно он положил начало новому

© Шаповалов М. С., 2015

120

Интифада как метод борьбы за палестинское государство

явлению в палестино-израильском конфликте - интифаде. Пламя, зажженное в Газе, быстро перекинулось на Западный бег реки Иордан и охватило все оккупированные территории.

Палестинская интифада объединила все слои населения - от самых бедных до обеспеченных рабочих, интеллигенцию, служащих. Главными действующими лицами «войны камней» стали подростки и молодежь в возрасте от 12 до 20 лет. Единственным их оружием были камни, изредка бутылки с зажигательной смесью. На оккупированных территориях объявлялись забастовки, распространялись листовки с призывом к восстанию, символом интифады стал поднятый на зданиях палестинский флаг, а лозунгом - «Правосудие. Свобода. Мир» [5]. Не случайно в «The New Encyclopaedia Britannica» интифада обозначена как «массовое народное восстание» [6].

К беспорядкам на оккупированных территориях в Израиле отнеслись спокойно. Полиция квалифицировала этот инцидент как дорожно-транспортное происшествие. Высшие чины армии и разведки не придали волнениям особого значения. Министр обороны Ицхак Рабин не прервал свой визит в Вашингтон. Премьер-министр Шамир и начальник штаба армии генерал Дэн Шомрон отнеслись к выступлениям на оккупированных территориях как к чему-то малозначительному и пообещали, что беспорядки легко могут быть подавлены [3, c. 485]. Объектом нападения палестинских арабов стали и еврейские поселения, построенные на оккупированных территориях. После нескольких месяцев уличных боев израильтянам пришлось мобилизовать силы всех спецслужб и провести несколько специальных операций. Израильское правительство столкнулось с новым, доселе неизвестным проявлением сопротивления палестинцев, растерянность политиков отражалась в безуспешных попытках если не остановить, то хотя бы локализовать интифаду.

Росло и число жертв. Если за первые две недели действия интифады был зарегистрирован 21 смертный случай [7], в начале 1988 г. убито примерно 90 чел., то в 1994 г. по окончании восстания премьер-министр (1992-1995 гг.) Израиля И. Рабин, выступая

в Кнессете, вынужден был констатировать гибель 219 израильских граждан и 2156 палестинцев [2, c. 118].

Неэффективность мер и методов борьбы с интифадой заключалась не в плохой компетенции спецслужб и вооруженных сил Израиля, а в том, что израильтяне начали проводить силовые меры, не разобравшись с сущностью восстания. Израильтяне возложили всю ответственность за проведение беспорядков на ООП и стремились нанести удар по их лидерам и базам. В спешном порядке был подготовлен и приведен в исполнения план по ликвидации одного из самых влиятельных людей в Палестине - заместителя Ясира Арафата Халима аль-Вазара [8, c. 261]. В действительности же Арафат и лидеры ООП не имели никакого отношения к началу восстания. Только через восемь месяцев после начала «войны камней» ООП начала способствовать расширению интифады: выпускать листовки, информировать через радиостанцию жителей оккупированных территорий и весь мир о ходе восстания [8, c. 261].

По мнению Ицхака Рабина, интифада была спровоцирована националистическими группами, стремящимися любой ценой добиться признания. Кстати, взяли на себя ответственность за проведение восстания террористические организации «Хамас» и «Мусульманское братство», но это также не соответствовало истине.

Восстание носило спонтанный, стихийный характер. «Война камней» стала действенным инструментом воздействия на мировую и прежде всего израильскую общественность в вопросах решения палестинской проблемы. 22 декабря 1987 г. СБ ООН принял резолюцию, осуждающую действия Израиля на оккупированных территориях [8, c. 115]. Внимание мировой прессы также было приковано к Палестине, тысячи журналистов из разных стран мира стали постоянными обозревателями на Ближнем Востоке, рассказывая в репортажах о том, как «вооруженные до зубов» израильские солдаты гоняются по улицам за мальчишками, размахивающими черно-красно-зелеными палестинскими флагами [3, c. 493]. Интифада сделала первый шаг в процессе изменения самосознания противоборствующих сторон и понимания пале-

121

М. С. Шаповалов

стино-израильского конфликта. 30 декабря 1989 г. примерно 15 тыс. евреев и палестинцев создали «человеческую цепь мира» длиной 2,5 мили вокруг стен Старой части Иерусалима, призывая к началу мирного диалога [9].

В этих условиях на девятой сессии Палестинского национального совета 12-15 ноября 1988 г. в Алжире на Ассамблее Интифады Арафат заявил о создании государства Палестина со столицей в Иерусалиме и о согласии с резолюциями ООН № 242 и 338, означавшими фактическое признание государства Израиль.

Еще в августе 1989 г. советский журналист А. Е. Бовин писал: «Как-то невероятно, что удастся “всем миром” уговорить Израиль отдать часть Палестины Арафату, даже если к уговорам примкнут американцы» [10,

с. 70]. Однако под давлением США, СССР и усиливающейся интифады Израиль пошел на мирные переговоры в 1991 г. в Мадриде, а в конце 1992 г. в Осло, итогом которых стало создание в Секторе Газа и Иерихоне режима палестинской автономии. ООП повторяла судьбу сионистских структур, прошедших путь от экстерриториального носителя права на самоопределение, признанного мировым сообществом, до признанного субъекта международного права - правительства палестинской автономии с перспективой становления полноценной государственности [11, с. 91].

Переговоры о создании Палестинского государства должны были начаться не позднее 4 мая 1996 г., но убийство премьер-министра Рабина перенесло эту дату на неопределенный срок. Еще один шанс создать палестинское государство представился после победы на выборах в 1999 г. Э. Барака. 4 сентября 1999 г. им был подписан меморандум, устанавливающий новый срок для окончательного урегулирования. Но в этот раз его соперник на следующих выборах Ариель Шарон 28 сентября в сопровождении израильской охраны отправился на территорию комплекса мечети аль-Акса в Восточном Иерусалиме, что возмутило арабов и спровоцировало кровопролитные столкновения с широким применением оружия и массовыми жертвами. Так началась вторая интифада. Правительство Барака было загнано в тупик в переговорах

с палестинцами. По иронии судьбы спонтанное восстание, которое заложило путь палестинцев к независимому государству через мирные переговоры в 1987 г., эти переговоры и остановило в 1999 г. Однако в 1999 г. интифада была уже управляема.

После 2000 г. любые попытки «народного восстания», а фактически любые столкновения арабов и израильтян получали название очередной интифады. Исходя из этой логики к концу первого десятилетия XXI в. насчитывалось около десяти интифад. Более того, выступления эмигрантов из стран Ближнего Востока в Париже осенью 2005 г. и последовавшие за ними межэтнические столкновения в Австралии журналисты сразу же окрестили парижской и австралийской интифадой.

В действительности, самая серьезная попытка провести третью интифаду возникла на волне набиравшей силу «арабской весны» в 2011 г. Организаторы данного события пытались режиссировать новую палестинскую «войну камней», исходя из логики её проведения в 1987 г. и используя социальные сети. Так, 15 мая 2011 г. в социальной сети Face-book была создана страничка «Третья палестинская интифада», на которой появилось обращение «После тунисской, египетской и ливийской интифады настало время палестинской интифады. Палестина - мы идем к тебе!» Открытие странички было приурочено к 15 мая, дню образования Израиля и дню траура палестинцев. Символичным было использование похорон убитых в беспорядках людей в качестве начала новых беспорядков. Однако в 2011 г. массовая волна беспорядков так и не началась, и эти попытки уже не имели никакого отношения к борьбе за образование палестинского государства.

В заключение хотелось бы привести отрывок из очерков по истории Иерусалима, описывающий жизнь поколения евреев, выросших в Израиле, который как нельзя точно отражает дух интифады (1991 г.): «Теперь, когда они стали взрослыми, их восприятие изменилось. Они видели войну 1967 года, когда весь мир стоял в стороне и ничего не делал. Они увидели уязвимость страны во время войны Судного дня в 1973 году. И совсем недавно - интифаду, которая очень сильно повлияла на общество. Они теперь не

122

Интифада как метод борьбы за палестинское государство

бывают во многих местах города, куда свободно ходили до этого восстания. От детского чувства превосходства, с которым они смеялись над бессильными евреями диаспоры, мало что осталось. Никогда прежде они не чувствовали себя такими беспомощными. Никогда прежде не ощущали себя легкой мишенью. Они лежат в темноте и слушают радио. Независимые евреи независимого государства в ночном Иерусалиме, встревоженные и напуганные» [12, с. 29].

ЛИТЕРАТУРА

1. Рубби А. Палестинский марафон : пер. с итал. - М., 2001.

2. Бовин А. Е. Записки ненастоящего посла. -М., 2001.

3. Чернер Ю., Кунц И. Моссад. - М., 2003.

4. Месснер Е. Всемирная мятежевойна. - М., 2004.

5. The Intifada in Palestine: 2——Да. -URL: http://www.intifada.com.

6. The New Encyclopaedia Britannica / Peter B. Norton. - Chicago, 2002. - Vol. 1.

7. The Palestinian Intifada // The New Encyclopaedia Britannica / Peter B. Norton. - Chicago, 2002. - Vol. 21.

8. Кон-Шербок Ден, эль-Алами Дауд. Палестиноизраильский конфликт: Две точки зрения / пер. с англ. В. Новикова. - М., 2002.

9. Palestinian Intifada Chronology. - URL: http:// www.jerusalemites.org/Intifada/Chronology.htm.

10. Бовин А. Е. В «Известиях» и Тель-Авиве. - М., 1994.

11. Нарочинская Н. Восток. По исходящей дороге англосаксов // Международная жизнь. - 2002. - № 4.

12. Истоки Иерусалима. - Иерусалим, 1995. -№ 5.

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.