О жизни и о себе
интервью с полковником
МИХАИЛОМ ГЕОРГИЕВИЧЕМ ДЕБОЛьСКИМ
Дебольский Михаил Георгиевич - полковник внутренней службы, начальник психологической службы Федерального службы исполнения наказаний (ФСИН России).
Родился 15 ноября 1946 года в селе Старая Сбурьевка Херсонской области Украины. Отец -капитан рыболовецкого судна, участник Великой Отечественной войны. Мать - учитель сельской школы.
Окончил среднюю школу, поступил в Херсонский государственный педагогический институт на физико-математический факультет, успешно окончив который в 1970 году, по направлению райкома партии пошел на работу в Уголовно-исполнительную систему. Пришел в УИС на должность учителя в школе при колонии и воспитателя колонии. С 1973 года - зам. начальник колонии. Учеба в Академии МВД -адьюнтура (аспирантура), защита в 1979 году кандидатской диссертации. С 1979 по 2000 год - преподаватель, доцент, зам. начальника кафедры психологии управления Академии МВД. С 2000 года по настоящее время - начальник психологической службы ФСИН.
Женат, две дочери, двое внуков.
1. Кто был Вашим значимым учителем?
Ахмед Исмаилович Китов - доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии управления Академии МВД (тогда СССР). Он горец, черкес. А.И. Китов любил жизнь, веселый, остроумный. Ум от Бога. Человек от сохи. Во время войны в 12 лет он был бригадиром в колхозе, в Черкесии. Вместе с тем он мог быть жестким, требовательным в значимых ситуациях.
Он был харизматической личностью. Для меня он был не только учитель, а как он сам мне говорил: «Я твой старший брат».
Когда он обращался ко мне на Вы и по имени-отчеству, это означало, что я что-то сделал не так, как он ждал как человек, как офицер и как научный руководитель.
Он предложил мне остаться после аспирантуры (адьюнктуры) работать преподавателем в Академии МВД в Москве.
Я ему сказал, что я должен подумать.
Он горячо сказал: «Дурак!»
Эта его реакция была решающей для моего выбора жизненного пути. Я стал преподавать в академии МВД на его кафедре.
К своим учителям я бы отнес многих людей, с которыми я служил после института в исправительно-трудовой колонии, а также сотрудников кафедры, на которой я стал работать. Среди них были опытные управленцы -сотрудники органов внутренних дел, среди них были выпускники психологического факультета МГУ.
На мое профессиональное становление оказали влияние профессорско-преподавательский состав факультета психологии МГУ, в частности, профессор Г.М. Андреева, заместитель директора Института психологии РАН Е.В. Шорохова.
2. Вы удовлетворены своей жизнью?
В целом да.
Я пять лет служил в сложном ведомстве - уголовно-исполнительной системе (тюрьме).
Я сумел поступить в академию МВД и защитил кандидатскую диссертацию в 1979 году. Я стал профессионалом. Я стоял у истоков создания ведомственной психологической службы в уголовно-исполнительной системе. Сегодня в ней работает 3,5 тысячи психологов. Уже десять лет руковожу этой службой.
Я люблю свою работу и горжусь тем, что сделал. И как никто другой вижу, сколько еще предстоит сделать. Многие, кого учил в Академии, называют меня учителем.
Есть чем быть удовлетворенным.
3. Каково состояние Вашей души в настоящий момент?
Душа на перепутье.
4. Ваши планы на будущее?
В работе...
Я чувствую, что сегодня уже нужно передавать бразды правления своим последователям. Свое место вижу в преподавательской и научно-исследовательской
работе. Хочу обобщить громаднейший опыт работы пенитенциарных психологов.
В семье...
Хочется больше бывать дома. Общаться со своими внуками.
5. Ваше отношение к своим родителям и предкам?
Родители умерли. Уважительное отношение.
Мама была учителем в школе. Помню, когда я снежком разбил окно в классе, мама в тот день дежурила по школе. Она меня выгнала из школы и заставила искать стекольщика.
Мама - всегда мама.
Папа - участник Великой Отечественной войны. Он был лейтенант - артиллерист. Он защищал Сталинград и получил ранение. В мирное время был капитаном рыболовецкого судна. Он не любил о себе рассказывать. Но я узнал, что благодаря смелости и мастерству папы во время шторма экипажу удалось спастись.
Когда я принял решение работать в исправительно-трудовой колонии в должности воспитателя, он сказал: «Главное, сын, быть справедливым».
Когда я где-то бываю в командировках и попадаю в храмы, я ставлю свечи за упокой родителей.
6. Ваше отношение к своим детям?
Я помню, когда я сидел за столом в своем кабинете и писал, младшая дочь стучала в закрытую дверь и просовывала под дверь линейку, пытаясь привлечь мое внимание. Я нашел в себе силы остаться за письменным столом...
Но... угрызение совести меня терзают до сих пор.
Я старался создавать условия, чтобы мои дети развивались и были самостоятельными.
Я горжусь своими детьми.
7. В чем Ваш смысл жизни?
Я не задумывался по большому счету об этом. Он разный. Это и профессиональная карьера. Это и стремление создать настоящую службу в своем ведомстве. Это и стремление сделать все, что от меня зависит, чтобы были счастливы дети. Это просто жить и быть порядочным человеком.
8. К каким добродетелям относитесь с наибольшим уважением?
К справедливости. Умению отстаивать личные и профессиональные интересы в сложных жизненных ситуациях.
9. К какому пороку относитесь с наименьшим уважением?
Предательству, двуличию, обману. Жадности.
10. Ваше любимое занятие?
Читать научную литературу, журналы. Управленческая работа занимает много времени.
Я бывший спортсмен, легкоатлет в студенческие годы. И сегодня иногда люблю пробежаться трусцой.
Кайфую на даче в выходные дни.
Люблю прогулки с внучкой. Хотя это бывает редко.
11. Если бы Вы были всемогущим волшебником, чтобы Вы сделали:
Для себя?
Дал бы себе здоровья. Подарил бы себе умение продуктивнее работать. Создал бы себе условия для завершения докторской диссертации. Подарил бы себе время для общения с друзьями и интересными для меня людьми.
Для близких?
Чтобы у жены оставалось время не только на детей, мужа и своих родителей, но и на себя, чтобы могла заняться тем, что она любит.
Всем здоровья. Особенно отцу и матери моей жены, которым под 90 лет (они живут с нами).
Хорошего жилья и счастья своим детям.
Для своей деятельности?
Чтобы психологическая служба в уголовно-исполнительной системе добилась признания, и без ее участия не решался ни один жизненно важный вопрос.