Научная статья на тему 'Интервью с Любомиром (Дионисом Жабраиловичем Георгисом)'

Интервью с Любомиром (Дионисом Жабраиловичем Георгисом) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
644
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интервью с Любомиром (Дионисом Жабраиловичем Георгисом)»

ИНТЕРВЬЮ С ЛЮБОМИРОМ (ДИОНИСОМ ЖАБРАИЛОВИЧЕМ ГЕОРГИСОМ)1 Май - октябрь 2017 г. Москва - Нижний Новгород

Биография, присланная респондентом

Дионис Георгис, духовное имя Любомир, руководитель и волхв религиозной языческой группы Содружество Природной Веры «Славия» (Москва), русский, родился в Москве в 1960 г.

Дед по отцу - эллин из Османской империи, бежавший перед первой мировой войной в Россию, умер в 1930 г., когда отцу было 3 года, никакого культурного влияния по этой линии не было. Бабушка по отцу - тамбовская мещанка, русская, вместе с дедом перебрались в Москву в 1918 г. Дед и бабушка по матери - русские крестьяне из Тверской губернии (деревни Ягодино, Белавино), в 1918 г. переехавшие в Москву. Отец и мать родились в Москве, рабочие. Отец в 14 лет в 1941 г. сбежал из дома на фронт, потом получил незаконченное художественное образование, учился у Герасимова, любовь к природе, сказкам, к древнерусской истории - его вклад в становление моей личности. Бабушка по матери называла моего отца антихристом за его воинствующий атеизм. А я с детства считаю себя язычником. Первого своего кумира вместе с отцом поставил в Тучково в 1975 г. На отдыхе в палатке просто руку повело вырезать на упавшем древе лик, а отец предложил его вкопать. На формирование сознательного языческого мировосприятия повлияло в школьном возрасте чтение романов о древней Руси, особенно «Русь изначальная» В. Иванова, а затем знакомство с древнегреческой философией при обучении на физфаке МГУ и последующее самостоятельное углубление знаний в этом направлении. После окончания физфака работал в оборонке. В 1989 г., осознав боль Матери-Земли, ушёл оттуда, приняв своё предназначение в сбережении Матери-Земли.

Общественный и религиозный деятель, исследователь, педагог-наставник, философ, идеолог языческого и экологического движений в России, автор концепции экологической реформации, теории экологической стоимости и концепции экологической справедливости, органической экологически регулируемой экономики с двухмерными ценами и деньгами -представленых в материалах научных конференций и статьях. Автор проекта Декларации прав жизни и разума во Вселенной, манифеста «Веда Матери-Земли», доклада «Веда Рода». Создал в 1994 г. детскую общественную организацию «Дети за сохранение природы и человечности», реализовал ряд проектов в сфере экологического детского и молодёжного движений, предупреждения и ликвидации социального сиротства. Один из соавторов «Русского языческого манифеста» (1997 г.), в 1998 г. выступил соучредителем первой в Москве религиозной языческой группы «Коляда Вятичей», в 2001 г. выступил соучредителем языческой религиозной группы Содружество Природной Веры «Славия», руководителем и волхвом которой являюсь по сей день. В 2002 г. выступил одним из инициаторов Битцевского обращения и договора языческих объединений против фашизма, один из инициаторов создания Круга Языческой Традиции (КЯТ). Инициатор и разработчик ряда публичных документов и обращений КЯТ, сопредседатель КЯТ в 2005-2006 гг. Один из инициаторов попытки создания политической партии «Зелёная Россия - Союз Зелёных России». Сопредседатель Московской Экологической Федерации с 2007 по 2013 гг. Зампред

1 Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Комплексное историко-религиоведческое изучение феномена русского неоязычества» (проект № 15-31-01247).

96

исполкома общероссийской общественной организации «Всенародное экологическое общество - Зелёные 3000», один из инициаторов создания Языческого Религиозного Союза в ноябре 2016 г., член исполкома Партии Нового Типа с июня 2017 г.

Вы пишете, что никакого культурного влияния по линии ваших греческих предков не ощутили. Вместе с тем Вы носите греческое имя. Почему Вас так назвали?

Моё полное имя Георгис Дионис Жабраилович. Жабраил - это Гавриил, видимо, пребывание в Османской империи и какие-то родственные связи с турками сказались на выборе имени, которое дал моему отцу дед. Хотя друзья и коллеги обычно называли моего отца Евгением. Но ни я, ни мой отец не могли испытать культурного влияния деда и его родственников. Однако если говорить о влиянии предков-эллинов, мифологии, духа и культуры Эллады, то оно значительно - как через искусство, философию, так и через внутреннее ощущение своей родовой связи с Элладой, с моим эллинским первопредком -Прометеем (в древнегреческой мифологии все люди после мирового потопа - потомки Девкалиона, сына Прометея). Я чувствую себя русским эллином, родившимся на пути из Эллады в Московию. Это связь не с современной Грецией, отказавшейся от эллинского наследия, а именно с коренной языческой Элладой. В школьном возрасте это было не вполне осознанно, хотя с легендами и мифами Древней Греции отец познакомил меня, когда я был в 5-6 классах. Отец занимался моим воспитанием, любил меня, и я ему благодарен за многое. Как художник он, можно сказать, боготворил античное искусство и Возрождение, учил меня рисовать. И в моих детских рисунках постоянно были сюжеты или с русскими богатырями, или с прошедшей войной, или с воинами-эллинами.

Сейчас я сознаю, что являюсь вместе со своим родом, со своими потомками определённым культурно-генетическим мостом между Элладой и Россией. Видимо, мой отец в какой-то момент осознал это и дал мне имя Дионис, потому что как художник восхищался образами эллинского искусства. И, будучи любителем вина и ценителем древнегреческой мифологии, трагедии, решил дать мне это имя. Хотя некоторое время хотел назвать меня Ярославом.

Получается, что греческое культурное наследие было вам довольно близко. Но Вы всё же больше заинтересовались славянским язычеством, а не греческим. Почему?

На формирование моего языческого мировосприятия оказали влияние русские сказки и исторические романы советских писателей о Древней Руси, тогда как в школьную программу литературы входило только «Слово о полку Игореве». Научных книг по истории я в школьном возрасте не читал. Если вы читали Шнирельмана, то у него такая модель вхождения в язычество: люди знакомятся с жидоборческой литературой, «Ударом русских богов» Истархова, с трудами Трехлебова, Доброслава и т. п., читают газетки русских националистов - и потом айда в русские язычники. Мой пример показывает, что есть другие способы вхождения в русское язычество - через свою родную культуру и через своих отцов, предков.

Когда-то, в 6-7 лет, я спорил с моей истово православной бабушкой о боге, никак не мог понять, почему он один, почему если он такой милосердный, то столько в мире войн, зла и несправедливости. Она называла меня язычником. В школьном возрасте, познакомившись с историческими романами о Древней Руси, я понял, что быть язычником - это хорошо. На первом курсе физфака МГУ я понял, что древнегреческая языческая философия гораздо ближе мне по духу, чем любая современная. Когда в конце 80-х появилась возможность свободно общаться на разные темы, я начал искать единомышленников по языческой философии. И не нашёл. Через объявление в «Из рук в руки» у меня появился лишь один контакт с женщиной, которая интересовалась темой язычества и олимпийскими богами, мы некоторое время переписывались. На тот момент я не был религиозным язычником, я был только философствующим язычником. И продолжал искать единомышленников. Только в 1995 г. встретил Велимира (Н. Н. Сперанского) с группой почитателей древнеславянской культуры «Вятичи» при установке капища в Царицыно. Наверное, если бы я встретил в тот момент верующих в олимпийских богов, то примкнул бы к ним, и остался бы с ними. При

условии появления живого, глубокого взаимопонимания с ними и их способности начать изучать древнегреческий язык и проводить обряды на древнегреческом. То есть мой выбор русского язычества скорее обусловлен обстоятельствами моей жизни, отсутствием знания древнегреческого и невозможностью отправиться жить в Элладу. И потом как философ я носитель идеи мирового язычества, а не какого-то национального. Кстати, термин «славянское язычество» считаю неправомерным, потому что у разных славянских народов оно различалось. Мой выбор - русское язычество.

А что такое язычество, на Ваш взгляд?

Язычество - единство мировоззрения, веры и знания, культуры, традиций, образа жизни и технологий хозяйствования, воссоздающее общинно-родовой образ жизни и священную связь человека с богами, с предшествующими и последующими поколениями рода, обеспечивающее передачу родовых ценностей из поколения в поколение в органическом единстве с местообитанием людей и другими населяющими его животными, растениями, духами.

И коль скоро мы говорим о родовом устройстве, то нужно дать и определение рода. Род - минимальная неделимая единица общества, представляющая совокупность кровно и/или духовно-культурно связанных семей, составляющих единство людей, земли их местообитания (биотопа, ландшафта) и всего, что на ней обитает, способная к длительному устойчивому биологическому и культурно-духовному воспроизводству, к саморазвитию и коадаптации к изменяющимся условиям местообитания независимо от существования государства, в том числе вопреки государственной политике, разрушительной для рода и народа.

Сейчас в нашей стране есть почитатели олимпийских богов. Вас никогда не тянуло в их лагерь? Не было искушения променять русское язычество на греческое?

Один из выводов, к которому я пришёл: боги, к которым обращались разные народы, опознают своих почитателей, когда они обращаются к ним на том языке и в тех намоленных местах, в которых к ним обращались ранее предки. То есть при создании общины религиозных почитателей олимпийских богов нам бы пришлось переехать жить в Элладу. Не думаю, что такая программа могла быть реалистичной. Россия - моя родина, и чтобы решиться уехать, мне нужны какие-то совсем особые условия, обстоятельства. Насколько мне известно, даже нынешние почитатели олимпийских богов не знают, в большинстве своём, древнегреческого. И я не могу быть уверенным, что они обращаются в результате именно к олимпийским богам.

Как воспринимают Ваше имя в среде русских язычников? Вы никогда не сталкивались с проявлениями ксенофобии, обвинениями, что Вы «неправильный» русский язычник?

Да нормально воспринимают. Вначале думают, наверное, что это кликуха. Да, что «неправильный» русский язычник, что не русский - сталкивался, но в большинстве случаев это было следствием политического противостояния в вопросах национализма, расизма и т. п., а не следствием отношения к моему греческому имени и фамилии.

Понятно. Давайте более подробно остановимся на моменте Вашей встречи с единомышленниками. Как это случилось? Объявление в газете оказалось не слишком эффективной мерой. А эта встреча с Н. Сперанским была случайной? Или вы были знакомы по физфаку?

Возможно, что по физфаку мы где-то пересекались, но у меня это не зафиксировалось. В 1992 или 1993 г. я с интересом прочел «Русские Веды» Буса Кресеня и его перевод «Велесовой книги», но отнёс их к своеобразной мистификации. Я не знал, что Александр Барашков, он же Бус Кресень, известный мне человек, с которым мы вместе писали один из сценариев «народного театра» для выступления на Дне физика в 1981 г. Я написал сценарий, а он воплотил его в поэтический текст. Мы знали друг друга тогда, на физфаке. Оказывается, примерно в то же время на потоке геофизиков на физфаке обучался Станислав Ермаков, соавтор многих книг Иггельда (Дмитрия Гаврилова). Я это к тому, что включение целой

плеяды физфаковцев в русское языческое движение в значимых ролях - вещь, скорее всего, не случайная. Антон Платов, кажется, тоже с физфака.

Для меня встреча с язычниками была не случайной, потому что я искал-таки единомышленников. На каждом из свободных философских семинаров или при встречах с разными интересными людьми я представлял себя как язычника. Про Сперанского мне сообщил один из школьников, девятиклассник Сергей Широков (Ширс) - неординарный молодой человек из созданной мною организации «Дети за сохранение природы и человечности». Рассказывая ему о себе, своём мировоззрении и планах, я представил себя как языческий философ, сказал, что ищу единомышленников. А он входил в эколого-культурный центр «Царицыно» (ещё одна общественная организация), в рамках которого вокруг Сперанского образовалось сообщество почитателей древнеславянской культуры. (Тогда оно не имело никакого отношения к религии.) Так вот, Сергей мне сразу сказал, что есть группа язычников, и что я могу с ними познакомиться - если приду на установку кумиров у курганов вятичей, он меня с ними познакомит. Вот так мы и встретились со Сперанским.

Вы частично предвосхитили вопрос, который меня мучает уже довольно давно -почему физики так активно интересуются древней славянской культурой? Помимо тех персон, что Вы назвали, можно вспомнить ещё «исследователя славянских рун» В. А. Чудинова, у которого за плечами тоже физфак МГУ, и А. А. Абрашкина -нижегородского доктора физико-математических наук, который известен своими книгами об «арийской Руси». Почему физики играют столь заметную роль в формировании той интеллектуальной среды, в рамках которой зарождались и бытуют сегодня некоторые неоязыческие идеи?

Изучение и обучение физике формирует особый образ мышления и восприятия. «Измеряй что измеримо, а что неизмеримо - делай таковым», завещал нам основатель экспериментальной науки и физики Галилео Галилей. Физика прошла через несколько научных революций и в значительной степени инициировала ряд научно-технологических революций в мире, точнее этим занимались физики. Мы знаем, как высокое знание воплощать в предметах и способны делать большие проекты, нас влекут со времён квантовой революции сумасшедшие идеи. Как физики, мы своего рода прогрессоры для всех остальных, и романтики науки, которая наименее подверглась влиянию политической конъюнктурщины: для многих физиков, выбиравших после школы профессиональный путь в советское время, это было очень важно. Кстати, некоторые из физиков были в первых рядах революционного движения в России в начале прошлого века, например, Иоффе.

Изучение квантовой механики, проблем относительности и космологии, в частности, антропного принципа, часто толкает физиков на путь философского осмысления более широких проблем, выходящих за рамки научно-рационального познания. Квантовая механика говорит, что сам факт наблюдения влияет на результат эксперимента, но точно с этим же явлением мы имеем дело, когда изучаем живые и разумные системы.

Электроны, будучи связаны в одной системе, после разлуки продолжают хранить информацию друг о друге, так что к ним неприменим принцип неопределённости Гейзенберга. Может быть, они разумны? Можно ли инструментально, т. е. путём измерения, отличить живое от мёртвого, разумное от неразумного? Эти вопросы нередко всплывают в сознании физиков. Если Бог существует, то у него должны быть измеримые характеристики. Как определить Бога, если убрать всякую навороченную мистику, собственные фантазии на счёт Бога? Очевидно, что если есть один Бог, то скорее всего их должно быть много и они должны взаимодействовать между собой и с людьми, с другими природными объектами и субъектами. Если мир таков, что мы в нём появились и можем его наблюдать, то он вполне может быть и сам разумным, и в нём до нас могли возникать разумные существа, которые значительно обогнали нас в своем развитии, так что мы вполне можем называть их богами. Очевидно, что познавать такого бога возможно только с его согласия и при условии его заинтересованности в этом. (Аналогичная ситуация в психологических и социально-

психологических экспериментах.) Сама логика физического восприятия мира ведёт к таким мыслям и формирует языческое мировосприятие. И здесь соединяется научная потребность в понимании физического квантово-запутанного мира, где элементарные частицы знают о том, что ты их измеряешь и реагируют, в понимании человечности - антропности - Вселенной, и в понимании природы жизни, природы разумности. Как физики, мы осознаём необходимость создания новой научной парадигмы и методологии, которые позволяют неразрушительно измерять и исследовать природу субъект-субъектных отношений.

Полагаю, что других моих сотоварищей по физике эти вопросы также глубоко волнуют и это стало важной причиной осознания, что они язычники.

Итак, Вы примкнули к «Вятичам». Как это повлияло на Ваше дальнейшее становление в качестве русского язычника? Много ли вас там было, как распределялись между вами роли, что произошло с этим обществом дальше?

У нас было ядро из 4 человек: Велимир, Гена Топорков, Максим Васильев (Добромир, тогда студент РГГУ) и я, а также ряд примыкающих, сочувствующих молодых людей. Велимир был лидером группы. Гена был хранителем избы в Царицынском парке, «домика Чехова», в котором располагался эколого-культурный центр «Царицыно», и вёл работу в парке, с детьми. Гена сообщал нам обо всех событиях в парке и в ЭКЦ «Царицыно». Добромир и я приносили разные идеи, вопросы, приводили новых людей на встречи, инициировали обсуждения, как и Велимир. Это была качественная совместная познавательная работа по изучению традиции и практическому освоению её. Это был замечательный совместный опыт проживания нашей родной традиции, её узнавания в себе и в жизни своих предков. Это были первые практики установки капища, обращения к богам, подготовки и совершения календарных обрядов, контакты с другими языческими группами и оценка их качества. Мы вместе готовили «Русский языческий манифест», делали первые программы по работе с детьми, первый летний учебный лагерь родноверов «Славянское городище» в 1999 г.

Собственно, мы вместе пришли к мысли, что занимаемся религией и верим в богов, а не просто изучаем традицию, и вместе сделали шаг к регистрации религиозной языческой группы, к совместной формулировке нашего общего вероучения - первой родноверческой религиозной группы в России «Коляда Вятичей», сознавая, что имеющиеся славянские религиозные организации не смогут перерегистрироваться. Подчеркиваю, это не было единоличное творчество Велимира, это была именно совместная мыслительная и практическая работа сообщества. Разумеется, всё это повлияло на многие мои практики, на становление Содружества Природной Веры «Славия», которое с самого начала заявило о себе как преемнике вероучения «Коляды Вятичей».

Давайте поясним для читателей, что на рубеже 1990-2000-х гг. произошло сначала объединение «Вятичей» с общиной «Коляда», а затем к ним примкнула община «Родолюбие», вследствие чего возник союз трёх общин «Родолюбие Коляды Вятичей». Что же послужило причиной Вашего выхода из него и создания своего объединения?

Объединение «Вятичей» с «Колядой» произошло в 1997-1998 гг. Мы искали союзников. Мне повезло встретить людей из группы «Коляда» в Клубе «Наследие предков», где собирались реконструкторы. Я их привёл в Царицыно и мы сразу нашли общий язык. Велимир и Мезгирь (лидер «Коляды») сдружились, начали проводить совместные мероприятия и не только обряды: я вёл общественную экологическую работу со школьниками и мне в этом помогали сотоварищи из «Коляды» и «Вятичей». «Коляда» предложила нам использовать их капище на Луговой, которое на тот момент оказалось разорено. Мы вместе перетащили кумиров подальше, на другое место, и установили новое капище с Велимиром. Впоследствии оно стало использоваться Велеславом... К этому моменту мы уже осознали, что верим в богов, что это уже религия, и поэтому целесообразно зарегистрировать объединённую религиозную группу «Коляда Вятичей», чтобы отстаивать свои интересы и права, и чтобы в истории, в госархивах осталось, что мы боролись. Вероучение мы быстро накидали вместе с Велимиром, остальные внесли поправки,

уведомление о создании религиозной группы в мэрию отнесли все вместе. К тому времени мне было ясно, что существующие языческие славянские организации - юрлица (по прежнему законодательству о религиях) не перерегистрируют. Так оно и случилось.

Начальная история прихода Велеслава в славянское язычество и возникновения общины «Родолюбие» такова. В клубе «Наследие предков» в 1999 г. проходила встреча с редактором альманаха «Мифы и магия индоевропейцев» Антоном Платовым. «Коляда Вятичей» там собралась почти всем составом. Когда я туда направлялся, встретил по дороге у метро молодого человека, который предлагал свою книгу, спросил его, не кришнаит ли он... Книга называлась «Сатья Веда». Разговорились, я пригласил его пойти вместе на встречу с Платовым, он согласился - это был Черкасов Илья, ныне известный как Велеслав. Там я его познакомил с моими соратниками из «Коляды Вятичей», мы говорили о том, что восточное влияние уходит, что надо к своим родным корням возвращаться. Он активно вошёл в общение с нами, участвовал в обрядах, многому научился у Мезгиря и Велимира. Помню, мы обсуждали вопрос, как лучше называть нашу религию. Помимо термина «язычество», звучали варианты «родолюбие», «родовая вера», «родноверие», «народная вера», «природная вера». Вокруг Велеслава росла группа более молодых, близких ему по возрасту людей. Они назвались «Родолюбие».

Отношения, вообще говоря, были нормальными и ничто, с моей точки зрения, не предвещало подвоха. Мы даже договорились о переименовании «Коляды Вятичей» в «Родолюбие Коляды Вятичей». Но тут между нами «пробежала кошка»...

Что же случилось?

Честно говоря, я не хочу выносить сор из избы, обсуждать этот внутренний разлад.

Но ведь это история языческого движения в России. Как мы сможем её понять, не зная деталей?

Всё было довольно прозаически. Конфликт начался примерно в мае 2001 г. Велеслав с группой молодых людей из «Родолюбия» отправился на наше капище на Луговой проводить обряд. К ним присоединилась молодая пара, мои добрые знакомые, которые колебались между кельтским и славянским язычеством. В ночь перед обрядом кто-то опустошил 25 больших (объёмом 1,5 и 2 л) бутылей пива. Эту пару обвинили в том, что они всё выпили. Они это отрицали, и мне было понятно, что они физически не могли бы это сделать. Но Велеслав со товарищи приняли решение исключить их из «Родолюбия Коляды Вятичей». Я воспротивился, призывал Велимира и других провести собрание «Коляды Вятичей» ибо какое право имеет Велеслав исключать людей из объединения без общего согласия? Вроде люди меня хотели поддержать, но не поддержали, просто устранились. Сыграла роль бесконфликтность многих моих сотоварищей, возможно, нежелание Велимира заниматься этой разборкой с Велеславом и его людьми. Был выбор: защитить пару молодых людей от клеветы, поссорившись с Велеславом и его молодняком, или пожертвовать ими, чтобы сохранить Велеслава и его молодёжь в союзе. В мой адрес при этом поползли какие-то слухи, обвинения, что я разрушаю общину. Это стало невыносимо. А тут ещё Велимир написал открытое письмо, будто моя жена Светлана (Верея) во всём виновата, поскольку дурно влияет на Диониса. Светлана, с её перуновым характером, не удержалась и резко ответила. Оставаться в «Родолюбии Коляды Вятичей» после этого ни она, ни я не могли.

Эту ситуацию тяжело переживали и Велимир, и я, и некоторые мои товарищи. Но имея большой опыт общественной и правозащитной деятельности, мы со Светланой проанализировали ситуацию в языческом движении и, тщательно продумав цели и устав, ориентируясь на создание религиозной организации, приняли решение создавать своё объединение, благо контактов у нас было достаточно. Тогда уже несколько лет интенсивно развивался интернет, я вёл до этого сайт «Коляды Вятичей», участвовал в почтовых новостных группах по язычеству в Фидо2. Нам было ясно, что вряд ли какая-то из языческих организаций перерегистрируется по новому закону, поэтому сразу создавали языческую

2 Фидонет (от англ. FidoNet) — международная компьютерная сеть, популярная в 1980-90-е гг. Впоследствии её популярность снизилась в связи с бурным развитием сети Интернет (прим. науч. ред.).

101

группу под перспективу создания через 15 лет религиозной организации. Тогда мы мечтали о массовой религиозной организации. Мы вдохновили этой идеей двух наших ближайших сотоварищей, которые ни в какое из объединений не входили. Они вместе с нами подписали уведомление о создании религиозной группы. Ранее, в 1998 г., я подвигнул к тому же «Коляду Вятичей», поставив вопрос о целесообразности этого шага на встрече общины. Велимир поддержал меня, вдвоём мы написали уведомление с кратким вероучением «Коляды Вятичей». Поэтому Содружество Природной Веры «Славия» при своём создании приняло решение о наследовании этого вероучения от родительской религиозной группы, дополнив его во многих социальных, экологических и других аспектах.

Что было дальше?

А далее мы общались с людьми в сети, приглашали людей. Так я осенью-зимой наткнулся в Фидо-группе язычников на Иггельда и Огнеяра. Я там высказал мысль, что необходимо чётко размежеваться с попытками нацистов эксплуатировать языческую тематику. И что это поможет привлечь в движение много новых людей, а главное, устранит угрозу приравнивания всего язычества к фашизму. Также я предложил дать самоопределение язычества и использовать ситуацию проведения всероссийской переписи населения, включавшего вопрос о религиозном вероисповедании: обратиться ко всем нашим языческим единомышленникам с предложением открыто обозначить свою принадлежность к язычеству. Иггельд списался со мной и предложил встретиться. Мы встретились с ним и, кажется, Огнеяром, чтобы спланировать совместные действия. Иггельд составил черновой вариант текста, я дополнил и Иггельд запустил его в сеть. Заинтересованных лиц, воспринявших идею, оказалось довольно много. Я предоставил для оргвстреч место одной из общественных организаций, в которой работал, рядом с Чертаново и Битцевским лесом. Документы были доработаны в течение месяца - уже весной 2002 г. Так на весеннее равноденствие 2002 г. родилось Битцевское обращение и договор, из которых вырос Круг Языческой Традиции (КЯТ). Реакция на появление Круга со стороны националистической части движения была весьма жёсткой и скандальной, что способствовало распространению нашего влияния. Многие из документов КЯТ были инициированы мной и Светланой от «Славии».

Значительную часть людей в «Славию» мы набирали на совместных обрядах, мероприятиях, проводимых КЯТ. Объявления об этих событиях давались и на нашем сайте и на сайтах наших союзников, люди приходили на общее мероприятие, а там решали, кто им ближе, притягивались либо к тем, либо к другим. «Круг» нас снова вместе свёл с Велимиром, хотя первое время оставалось некоторое напряжение. (Хотя в 2006 г. «Славия» вынуждена была выйти из КЯТ, опять же в связи с внутренними конфликтами.) Последние года три мы снова друзья, и отношения его со Светланой деловые.

Поскольку Вы упомянули свою жену, с которой вместе создавали «Славию», позвольте поинтересоваться, как совмещаются язычество и Ваша семейная жизнь?

Меня выбила в сентябре из колеи смерть жены, первой. Наташа была умной, интеллигентной, мыслящей христианкой. Мы прожили с ней в гражданском браке с 1991 по 2001 г., воспитали сына. Да и потом продолжали дружить. Она нормально относилась к язычеству и предоставила сыну свободный выбор религии, он выбрал язычество. Насколько я знаю, такая мирная ситуация редко встречается в семьях христиан и язычников. А сыну сейчас 31, он окончил мехмат МГУ, работает в крупной компании. В общины не вступает, иногда мы вместе проводим обряд. У него своя среда общения, я бы назвал это университетским братством, отчасти ещё с физматшколы. Он в детстве и подростковом возрасте ездил со мной на собрания общины, на обряды, и здорово мне помогал в общественной деятельности через организацию «Дети за сохранение природы и человечности». Сознаю, что этот пример взрослых людей, стремящихся к общинной жизни и взаимопомощи, повлиял на формирование его среды общения. Между прочим, «Русский языческий манифест» был первый раз издан при финансовой поддержке этой организации из средств гранта Сороса. После этого нам там гранты уже не выдавали.

А со Светланой мы познакомились в сети, в 1999 г. Множество общих интересов нас очень сблизило. В язычество она вошла через меня, не сразу, а понемногу преодолевая недоверие, связанное с обвинением язычества в фашизме, нацизме. Однако я был контрпримером этим обвинениям, как и мои ближайшие сотоварищи. Впрочем, она видела и тех самых националистов, но поняла, что это идёт внутренняя борьба. До этого она увлекалась йогой, эзотерическими духовными практиками, потом стала христианкой, отдалась этому со всей горячностью поэтической души. Но к моменту встречи со мной к христианству она охладела и готова была искать себя в язычестве. Откровение - чувство живой собственной связи с божествами и духами природы - на Светлану снизошло в русальном обряде в июне 2001 г., когда уже возникла конфликтная ситуация в «Родолюбии Коляды Вятичей». Этот обряд мы проводили с десятком новых молодых людей, интересовавшихся язычеством, в том числе ролевиков и реконструкторов. И проводили обряд по новому уряду, разработанному мною лично. Я ввёл в обряд мистериальные новации с неизвестным концом. И это реально сработало. Не только Светлана почувствовала, но и другие.

Вообще, на момент конфликта Светлана ещё не была моей женой. Сыграли языческую свадьбу мы в 2002 г., на купальском обряде. Через пару лет оформили официальный брак, хотя это скорее было вызвано некоторыми утилитарными соображениями. Развелись в 2012 г., тогда же я женился на Арине, моей последней жене. Со всеми женами продолжал общаться и дружить, вести какие-то общие дела. У меня такой подход: с любимыми - не расставаться.

Вы называете свою бывшую жену то обычным именем - Светлана, то языческим - Верея. В ближнем кругу общения используются обычно повседневные имена?

Верея - духовное имя, как и моё - Любомир. Обычно мы их употребляем в ситуации духовной работы, служения.

А может ли русский язычник носить своё обычное имя и не проходить обряд имянаречения, или в этом случае он не считается язычником? И наоборот, если человек прошёл обряд - значит ли это, что он стал язычником? В повседневном бытовом общении между современными язычниками чаще используются имена паспортные или языческие?

У разных языческих объединений по-разному. В «Славии» имеет значение личная самоидентификация человека в качестве язычника, причём именно как русского язычника. Появление этой самоидентификации иногда занимает много времени, так что одним обрядом не обойдёшься. В «Славии» обычно не обращают внимания на использование имён. Хотя мы стремимся, чтобы человек прошёл обряд имянаречения, если у нет языческого имени. Это своего рода инициации, подтверждение выбора. И если человек называет себя языческим именем, то стремимся его так и называть.

Вернёмся к истории становления «Славии». Какие основные этапы можно выделить в этом процессе?

Становление «Славии» - процесс далеко не оконченный, по историческим меркам мы только родились. У нас были следующие этапы: 1) период рождения и первых шагов - около полугода; 2) период симбиоза с КЯТ, многие инициативы которого шли именно от «Славии» - пожалуй, это был период роста и расцвета; 3) период роста после выхода из КЯТ, когда был шанс поднять большой проект, но люди наши, увы, не совладали с соблазном быстрого обогащения; 4) сейчас период кризиса, переосмысления и переформатирования.

Собственно, лично для меня и для Вереи проблема не столько в развитии и становлении «Славии», сколько в развитии русского языческого движения в целом. «Славия» для нас - инструмент, а не община как самоцель и самоценность, как это у многих других. Исходная цель, которую мы с Вереёй ставили перед собой - выход на уровень общероссийской, сильной языческой религиозной организации, способной добиться признания и защиты наших прав - не достигнута. «Славия» создавалась как инструмент для

достижения этой цели. Инициирование создания КЯТ - это максимум, которого на тот момент удалось достичь, но Круг, увы, пошёл затем другим путём. Языческий Религиозный Союз, возникший в ноябре прошлого года, это попытка переосмыслить опыт на другом уровне и двигаться дальше.

Выводы из опыта развития «Славии» и нашего участия в русском языческом движении обобщены в моей аналитической работе «Успехи и проблемы развития Русского Языческого Движения за 25 лет».

Сколько людей примыкает к вашему содружеству? Есть ли у него какая-то определённая структура? Каков половозрастной состав его членов?

Если мы напряжёмся, то можем человек 100 собрать, было бы ради чего это делать. На обряды собирается примерно от 7 до 25 людей (случается такое, хотя и редко). Ядро -человек 5: так всегда было - одни входят, другие выходят из него. Структура прописана в Уставе, для нас это не бумажка, а реальный инструмент действия, отчасти идеальный, с которым можно сверяться. Это не догмат, мы его совершенствуем.

Половозрастный состав - старше 50, примерное равенство мужчин и женщин, мы постарели, молодёжи сейчас значительно меньше в «Славии».

Есть ли у «Славии» своя символика, что она означает?

В «Славии» используется обычно два идентифицирующих нас знака - традиционное кольцо вятичей, что связано с историей нашего образования, и стилизованное древо или круг жизни, которое можно также интерпретировать как плодоносящее древо или всход. Их можно увидеть на нашем интернет-сайте. Последний символ мы почерпнули в одной из книг по народной традиции, источник сейчас не вспомню.

Зачем вообще язычники уделяют такое внимание символике?

К использованию символики я отношусь со всей серьёзностью. У каждого человека здесь свои предпочтения. Мне лично близка символика, связанная с древним орнаментом, одни символы больше нравятся, другие меньше. Но все они преисполнены глубокого смысла, для меня они все - часть языка этнокультуры, поэтому использование одного символа самого по себе, хотя и возможно, но сложносоставной орнамент из символов - вещь более сильная. Свастик, к примеру, есть множество видов, есть книга Багдасаряна по этой символике в разных культурах народов мира. Не помню, встречался ли там восьмеричный коловрат, такой, как используется в символике ССО, но даже если такого символа не было, то это в пределах тех вариаций солнцеворота, которые исторически встречаются. Свастика, коловрат, ярга - это всё синонимы солярного знака, известные с глубокой древности. Так что говорить, будто эта символика появилась только с 90-х годов прошлого века - ошибочно.

В зависимости от поворота свастики различают восходящее солнце (отдающее энергию) и заходящее (собирающую). Если длину концов свастики обнулить, мы получаем просто солярный знак в состоянии максимума (полдневное солнце). Так на наличниках изб мы видим обычно последовательность: восходящее солнце, полдневное и заходящее. При этом солярные знаки уравновешены общей композицией, включая воды небесные и воды земные-подземные, дождь и растительный орнамент.

Надо сказать, что вариации символики возможны и естественны для народной традиции. Но бывает жаль видеть, как люди украшают себя выдуманной символикой, которая выдаётся за традиционную. Увы, бороться с этим практически невозможно, как и с другими мистификациями на тему языческой традиции. Встретил однажды человека в купленной рубахе, расшитой придуманными узорами, не имеющими отношения к традиции. Он очень верил, что они ему помогут излечиться. Я не стал ему говорить, что это полностью подделка, он бы вряд ли поверил мне, да ещё бы расстроился. А может и надо было сказать, потому что не помогло.

Но символы имеют для Вас какое-то мистическое значение? Они могут отпугнуть злого духа или навести порчу?

Я не верю, что кумиры или символы сами по себе могут помочь. Через них можно привлечь личностные силы: духов, богов, предков. Они лишь канал, который может усилить эту связь.

Что в «Славии» является типичным для русских языческих объединений, а что уникальным?

Типичной является, видимо, структура малой социально группы, текучка людей, которые приходят и уходят. Типичным является почкование: отдельные люди с лидерскими качествами уходят и пытаются создать такую же группу - идёт процесс роения, как у пчёл.

Уникальными являются нацеленность на публичную конкретную работу и политику, готовность защищать язычников и язычество в целом. Но это скорее проявление уникальности лидеров «Славии». Когда к нам люди приходят, мы им рассказываем об этой нашей специфике, чтобы их случаем не подставить. Если они готовы быть с нами - они остаются.

Вы определяете «Славию» как содружество. Содружество и община - это одно и то же, или эти слова отражают некую разницу в типе языческих организаций?

Община - это идеал, к которому многие стремятся в язычестве. Однако религиозная организация, которую мы замышляли, это именно организация, а не община. В неё могут вписаться как общины, так и другие виды сообществ, равно как и отдельные личности, не нашедшие своих сообществ. Поэтому выбрали термин «содружество». Это слово имеет общий корень с дружиной, которая способна вести целенаправленную борьбу. А для нас защита наших прав остается актуальнейшей задачей.

Что же касается общины, то в двух словах не объяснишь, что это. Можно прочесть мою статью «Экологическое Возрождение через возрождение родовых отношений» на сайте «Славии». Я выделил там 10 признаков родовой общины, среди них: воспроизводимость новых поколений общины за счёт рождения и воспитания детей внутри этого сообщества, свой участок земли, обеспечивающий существенную часть потребностей сообщества в жизнеобеспечении, безусловно принимаемая каждым взрослым членом сообщества личная ответственность за любого больного, беспомощного (старика, ребёнка, инвалида) общинника, получение базового воспитания и образования внутри сообщества, существенная доля артельного труда, организуемого на основе традиционных форм управления. К сожалению, в языческих общинах, даже если это экопоселения, воплощаются в лучшем случае не более двух-трёх этих признаков. Это ещё одна причина, почему мы не применяем этот термин к своей религиозной группе и к той организации, о появлении которой мечтаем. У нас другая направленность.

Исследователи пытаются выделить в русском неоязычестве какие-то направления - например, националистическое, реконструкторское и т. п. Вы, наблюдая это явление изнутри, можете выделить в нём какие-то течения? Если да, то к какому из них Вы относите себя и «Славию»?

Я не согласен в принципе с этой типологией. Я выступал с её критикой на Третьем конгрессе российских исследователей религии во Владимире в 2016 г., можно почитать мою статью. Типология эта не содержательна, она функциональна. Возьмите любое сообщество, вы можете его типологизировать по этим же признакам: спортивное, фольклорное, реконструкторское, политическое и т. п.

«Славия» - объединение языческое, религиозное, политеистическое (в отличие от ССО или объединения Крады Велес), продолжающее традицию и воспроизводящее доминирующую в русском народе, в народной культуре этническую картину мира, нравственное отношение к людям и миру, мобилизующее язычников на служение народу, России, Земле-Матери, поэтому мы одновременно объединение и политическое, и экологическое.

Этим «Славия» отличается от неоязыческих (выдумывающих историю и традицию, заменяющих бога на традицию - обрядоверие, использующих знания о традиции исключительно в индивидуалистических целях - чтобы себе хорошо было, зарабатывающих

на интересе к язычеству, сводящих язычество к магизму, перемешивающие традиции разных народов и культур) объединений.

Мы не являемся антихристианским объединением, потому что уважаем выбор веры, в том числе наших предков. Однако поскольку дискриминация современного русского язычества носит политических характер, воплощается и поддерживается партиями и государственными органами, выбирающими византизм или либерализм как путь развития страны, мы боремся и будем бороться за принципиально другой выбор развития страны -народнический. Мы народники по убеждениям, а не националисты, мы отвергаем лозунг «Россия для русских» как глупость, как потреблятское отношение к России, противоречащее традиционной идее служения России. Мы видим в русском язычестве отправную точку к формированию мировой языческо-экологической и всечеловечной религии.

То есть Вы заинтересованы, чтобы «Славия» численно прирастала? Но чем Вы будете занимать приходящих туда людей? В чём смысл объединения современных язычников в общины?

Начну с последнего. Есть язычество индивидуализированное, которое для меня является неоязычеством. И есть язычество родовое, смысл которого в воссоздании единства рода, рода человеческого и божественного, человеческого и природного, в воспроизводстве своего рода и культуры своего народа. Для людей, которые принимают, чувствуют язычество именно во втором смысле, объединение друг с другом и попытки воссоздания общинного образа жизни, хотя бы в ограниченном масштабе, - это потребность души. Собственно, к нам примыкают именно такие люди. В начале создания «Славии» мы надеялись, что их будет гораздо больше. Но сейчас принимаем то, что есть. В язычестве люди обычно сами находят, чем себя занять, мы можем помочь им выбрать своё направление, чему-то научить, если они об этом просят. И мы их не держим в «Славии», они посещают и обряды других объединений.

Да, для нас важно, чтобы численность «Славии» прирастала. Но ещё более важно сейчас качество людей, их способность понимать друг друга. И ещё более важно, чтобы число людей, открыто называющих себя язычниками, стремящихся к воспроизводству родной этнической культуры и языческих ценностей, росло.

А насколько открыто Вы и Ваши единомышленники можете свободно выражать свои взгляды сейчас? Сталкивались ли вы с негативным, подозрительным или насмешливым отношением со стороны окружающих, которое было спровоцировано вашими религиозными взглядами? Если бы кто-то прилюдно попросил Вас назвать своё вероисповедание, то что бы Вы ответили?

Лично я открыто называю себя язычником с 80-х годов - это способ найти единомышленников. Да, встречаюсь с негативной, подозрительной или насмешливой реакцией. Но сейчас гораздо чаще встречаю внимание и понимание. Я лично могу свободно выражать свои взгляды, мне это и положено как духовному лицу. В том числе на партийных съездах, когда пару раз стоял вопрос о выборе меня в руководящие органы, я открыто высказывался о своих религиозных убеждениях. Возможно, кто-то и голосовал против меня в связи с этим, но ко мне потом многие подходили и выражали свою поддержку, меня выбирали люди. Но знаю, что не все могут свободно высказывать свои убеждения, многим это может грозить увольнением, встречались с такими фактами в своей общине.

О каких партийных съездах Вы говорите?

Первый раз такое самопредставление было сделано на учредительном съезде политической партии «Союз Зелёных России» - «Зелёная России» в 2005 г., я был одним из инициаторов её создания и одним из ведущих разработчиков её политической программы. На съезде меня выбирали в состав федерального политического совета. Эту партию сдал Алексей Владимирович Яблоков - её председатель, известный эколог. Он перешёл в «Яблоко» и развалил партию. Кстати, Круг Языческой Традиции по моей инициативе принял обращение в поддержку создания этой социально-экологической партии.

Второй раз - на учредительном съезде Партии Нового Типа 17 июня 2017 года. Там меня избрали в состав исполкома этой партии и был принят составленный мною Наказ экологических организаций Партии Нового Типа и будущему кандидату в президенты России - Степану Степановичу Сулакшину. Партия приняла Стратегию экологического оздоровления России и мира, которая была разработана мной на основе этого Наказа. (Подчеркну, что Партия Нового Типа в своих программных документах поддерживает православие, принимая его (на мой взгляд, ошибочно) как основу традиционной русско-российской цивилизационной идентичности.) Возможно, по результатам переговоров ещё ряд партий примет подобные документы.

Давайте углубимся в суть ваших религиозных взглядов. Вы действительно верите в существование богов и в то, что они могут влиять на человеческую жизнь? И вообще есть ли им дело до людей? Как, в каких терминах можно описать природу богов? Это некие антропоморфные существа, безличностные сверхъестественные силы, неизвестные пока науке энергии, что-то иное?

Я ведаю о существовании богов. Понятие «ведаю», с одной стороны, гораздо объёмнее и шире, чем «верю», оно предполагает проверку знанием и личностным опытом общения с тем предметом, который ведаешь. Можно сказать так: ведание есть личностно присвоенные знания и опыт.

Прежде всего, я принимаю как аксиому, что жизнь и разум, данные в многообразии форм и на разных уровнях материи, - изначальные свойства мироздания, подобно пространству, времени, движению. Из этой аксиомы следует, что:

а) В бесконечной и вечной Вселенной было достаточно времени для появления существ, намного превосходящих человека в возможности управления различными явлениями природы, в том числе в космических масштабах. Эти существа воспринимаются людьми как боги. В отдельных беседах с атеистами-язычниками я апробировал эту формулу (от аксиомы к этому следствию), практически все они соглашались, что при таком понимании боги есть реальность нашего мира, и они, атеисты, готовы принять такую реальность.

б) Творение мира - непрерывный и нескончаемый процесс, в котором есть место целеполаганию, борьбе и сотрудничеству разных волений, в том числе и нашему взаимодействию, конфликту и сотрудничеству с богами.

в) Боги могут влиять на человеческую жизнь, как и люди - на жизнь богов, особенно если они связаны родовыми узами. Родные нам боги, как и предки, принимают ответственность за своих младших родичей. Это общий родовой порядок, так было и будет. Есть и другие боги, которым нет дела до людей, пока мы не вошли в контакт с ними, пока не нашли тот интерес, мотив, цель, через которые богу есть смысл общаться с нами. В последнем случае мы не можем отличить поведение разумного существа от поведения неразумной, безличной, бессубъектной материальной стихии, явления. Все боги - личности, иначе был бы невозможен личностный контакт с ними. А какой смысл богу входить в контакт с человеком, который его за личность не считает?! Разумеется, что всякое предположение, что перед тобой нечто неразумное - не личность - делает невозможным исследование этого предмета в качестве другого субъекта. Очевидно и другое, что когда мы такое предположение делаем, то мы даём согласие и на исследование себя тому субъекту, которого изучаем. Только при этой взаимности возникает устойчивый интерес бога к человеку и возможность осознанного взаимодействия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г) Из этого следует возможность постижения бога опытным путем, в последовательности невоспроизводимых, единичных опытов.

Есть ли люди, чьё мнение о богах и в целом о религии авторитетно для Вас?

Для меня авторитетны знания о богах, представленные древними авторами. В них есть личностное восприятие богов. В тех же древнегреческих мифах любой бог - личность, некоторые из них более рельефно представлены, а некоторые более размыто. Представление,

что до христианства древние не знали, что значит быть личностью - это предвзятость. Прометей - это не личность? Ахилл это не личность? А Одиссей?

Для меня авторитетно мнение современных язычников, если оно сформировано опытом межличностного контакта этого человека и бога. Здесь могу назвать Велимира. И в ещё большей степени могу назвать Верею, с которой мы не раз проводили опыты, сверяя наши ощущения и ответ от бога, кто отвечает и как отвечает (не зная заранее, к кому обращался напарник).

Олимпийские боги и боги славянские, германские, кельтские, а также боги других народов - это всё одни и те же боги под разными именами или между ними есть разница?

Это зависит от конкретного бога. Есть боги, вокруг которых наворочено много фантазий, в том числе историй о других богах или предках. Есть боги, от которых очень стремились избавиться при завоевании народов, но вместо избавления получился синтез образа бога побеждённого народа и победившего. К тому же языческие боги могут рождаться и умирать, мы не можем принимать древнюю мифологию без критического взгляда, не пропуская эти истории через опыт непосредственного личностного контакта с богом.

Я исхожу из той посылки, что боги, к которым обращались мои предки на моём родном языке или на близком к моему родному языку, если я к ним обращаюсь на земле моих предков на том же языке, скорее всего, ответят на мой запрос и войдут в контакт. Но я не верю, что если я буду обращаться на русском языке к богам по их китайским, японским, африканским, германским и т. п. именам на исконной территории славян, то они войдут со мной в контакт. Полагаю, что они просто пройдут мимо или покрутят пальцем у виска.

Какие чувства вызывают у Вас боги?

Мы общаемся с теми богам, с которыми возник какой-то канал связи. И это может порождать самые разные чувства, многое зависит от ситуации. Тем более что языческие боги умеют и пошутить.

Как в вашей религиозной системе решается проблема существования души? Что происходит с ней после смерти человека? Существует ли загробный мир и как вы его себе представляете?

Участники «Славии» довольно разнообразны в своих представлениях о душе. В моём представлении - это существование человека в других физических измерениях, о которых нам ничего неизвестно. Умирая в трёх известных измерениях, мы продолжаем жить в других измерениях. Это представление совместимо с идеей составной души, так что после смерти нескольких качественно отличных друг от друга душ последовательно отлетают от тела к разным мирам, а некоторые могут и распадаться.

Я допускаю как реинкарнацию, с воплощением в других формах живых существ, так и переход в Светлый Ирий, где нас ждёт встреча с предками и богами. Однако мне лично чуждо представление о кармической ответственности, как и представление о том, что после смерти наша душа сливается с душой некого единого космического сознания, носителя всеобщей памяти.

Верея, к примеру, верит в возможность сохранения после смерти личностного сознания и возвращения в мир в новом качестве с сохранением накопленной памяти, опыта и знаний. И я допускаю это как одну из возможностей.

При этом мы с ней согласны в том, что после смерти человек-язычник продолжает заботиться о своих потомках, по крайней мере, до восьмого колена. Души предков являются потомкам и помогают в жизни. Родовая ответственность держится и после смерти, в том числе потомки могут нести ответственность за определённые проступки предков, пока не искупят их. Мы полагаем, что это явление помощи предков представлено в сказках, когда предок в образе волка, тотемного предка является сказочному герою и помогает ему.

Существует ли в вашей религии понятие греха и воздаяния за грехи?

Нет, понятие греха не присутствует в наших религиозных представлениях. Для «Славии», как и для «Коляды Вятичей», характерно представление о существовании добра и зла как определённых идеалов, которыми люди могут руководствоваться в жизни, следуя своей родной традиции. Добро - это всё, что способствует сохранению и умножению родового блага, сохранению и распространению земной жизни, сбережению Родной Земли. Совесть, на мой взгляд, это универсальная для всего живого и разумного система распознавания добра и зла, справедливости и несправедливости, сопереживания. Она присуща и богам. Они не находятся вне добра и зла, как боги авраамических религий. Они также подчинены природным законам и мукам совести. Они могут совершать ошибки и раскаиваться в совершённом зле, как и люди. Совершая зло, несправедливость, мы сознаём это, и это сознание само по себе уже является воздаянием, проявляясь как муки совести и воздействуя на нашу жизнь, а в некоторых случаях и на жизнь потомков. Мы стремимся поддержать честь рода и знать свой род в его полноте, насколько это возможно. Отсюда принятие формулы, которую в своё время я почерпнул в одной из книг о моравском языческом князе, который заповедовал своему сыну: «Знай свой Род. Живи по совести. Береги Землю-Матерь». От меня эта заповедная формула пошла в том или другом виде распространяться в языческой среде. Однако из тех, кто произносит эту формулу, мало кто знает, что эта фраза из легенды о моравском языческом князе. Между тем, очень важное значение имеет заповедь «знать род». Знать - это означает для язычника уметь применять знаемое, уметь поддерживать родственные связи, поддерживать жизнеспособность своего рода, помнить о достоинствах и недостатках в ряду своих предков, держать родовую ответственность. Обычно другие язычники заменяют «знай свой род» на «чти богов» или «славь богов», «славь свой род».

А что это за книга, где говорится о завете моравского князя?

У меня довольно большой «завал» книг в доме. Часть книг осталась у Светланы. Я искал целенаправленно эту книгу, но, увы, не нашёл её.

Скажите, существует ли в вашей версии язычества понятие святости? Что для Вас свято? Можно ли осквернить святыню?

Существует священное. Людям присуще это особое чувство, хотя бы они были атеистами, безбожниками. «Чувство религиозное» или чувство священного оскорбить невозможно - это бред законодателей. Мы готовы умереть за священное, потому что покушение на него - это покушение на нас самих, это унижение нашего достоинства, достоинства нашей веры и предков.

Священное - это сверхценность, покушение на которую непростительно. И человек, обладающий чувством собственного достоинства, честью, не может оставить без последствия покушение на то, что является для него священным. Возможно, что мы далеко не всегда даже осознаём, что же для нас священно. Осознание проявляется, когда возникает угроза священному. Особенно в мире, где десакрализация, стёб и цинизм становятся целенаправленной государственной политикой и общественной нормой.

Семья - священна. Земля-Мать - священна. Род - это священное, это наша большая семья со всякой земной жизнью, со всеми предками, которым мы благодарны за переданную нам жизнь, и со всеми нашими богами. Священна наша страна (страна, а не государство) и священна малая родина.

Боги - это не кумиры, не идолы, как создали себе миф о язычестве христиане. Последние - лишь знаки-обозначения, которые мы ставим в честь богов, они помогают нам воссоздавать священную связь с божественным Родом через поколения. Поэтому, когда совершается разрушение, осквернение капища, издевательство по отношению к этим знакам, я лично сознаю это с чувством боли и гнева, побуждающим меня к борьбе за право на свободное вероисповедание своей веры без дискриминации и очернительства. Однако предметом осквернения при этом является отнюдь не знак того или другого бога, и вовсе не боги. В таких ситуациях происходит покушение на моё право поддерживать священную для меня родовую связь с богами и предками, и передавать эту священную связь далее через

поколения. Это осквернение моей священной связи с богами, а не самих богов. Да, боги могут наказать осквернителя, как того сами пожелают, это их право и свобода действия, если им дорога связь с нами, родичами своими. У меня же есть право и возможность защищать и распространять русское язычество, защищать права язычников от дискриминации, как то позволяют мои способности.

Существует ли понятие судьбы, рока, фатума как некой силы, довлеющей над человеком? Судьбу человека определяет он сам или это делают боги?

Понятия существуют. Судьба, которая довлеет над человеком, - рок. Боги влияют, как и другие люди, на судьбу человека. Они могу дать шанс для её изменения. В славянской мифологии есть богиня Макошь, которая плетёт узор мировой жизни, сплетая нити разных судеб. Однако нельзя сказать, что именно её действиями судьба предзадана. Поскольку человек своими поступками точно так же может влиять на то, как она поведёт нить. То есть судьба - результат взаимовлияния людей и богов.

Может ли человек бросить вызов богам, пойти против их воли? Что его может ждать на этом пути и могут ли быть случаи, когда необходимо так поступать?

Да, человек может пойти против воли бога. И это тем более оправдано, если этот бог стоит вне родовой связи с этим человеком, находится в борьбе с человеческим родом и богами, покровительствующими этому человеку. Кроме того, у человека есть воля, свобода выступить против кого угодно, в том числе во вред самому себе.

Отправлять религиозный культ можно в любом месте или для этого нужны какие-то специальные «места силы», святилища, храмы?

Земля священна в любом своём месте, но мы не способны в любом месте сознавать эту священность, как и не везде духи места готовы нам позволить проводить обряд. В принципе, язычник имеет право проводить обряд в любом месте, где ощущает связь с божественным. Специальными местами для язычников становятся те, где они легче эту связь сознают, где сами духи места готовы нам помогать в осуществлении этой связи...

Для богов важно, когда люди им поклоняются, приносят им жертвы? Если религия приходит в упадок и люди забывают богов, сами боги страдают от этого?

Когда люди поклоняются и жертвуют, чтобы найти, нащупать контакт с богом, это важно богу, аналогично им будет важен иной способ войти в контакт. Если это делается механически, как обрядоверие, то это не важно. Если взаимопонимание установлено, то это другая, более высокая форма отношений, и здесь может быть иная форма выражения почитания и благодарности, уже за конкретное содействие бога этому человеку. Поклонение и жертвы нужны более всего людям, это способ обрядовой настройки людей ради общего дела, общего чувствования.

Да, боги могут страдать от неблагодарности людей и от того, что они переделывают образ бога себе на потребу. Полагаю, что один из семитских богов до сих пор гневается на семитские племена, которые в своём воображении лишили его жены, лишили его предков и родичей, смастерив образ бога-ревнителя, устрашителя, чуждого миру, находящегося вне добра и зла, у которого нет чувства юмора, который не способен радоваться и смеяться, разве только при виде казни тех, кто в такого бога не верит. Три авраамические религии появились как проклятие этого бога семитским племенам: они все утверждают, что верят в одного бога, но обречены вести бесконечную войну между собой.

Существует ли понятие богохульства? Можно ли оскорбить бога? Может ли бог ответить на причинённую ему обиду?

Лично я не использую термин «богохульство», как-то не ложится он на мой язык. Оскорбить бога можно предательством, ложью и клеветой. Вновь тот же пример -превращение семитского бога Яхве, у которая была жена-богиня, в монотеистического авраамического бога с утроением сущностей: Иегова, Аллах и христианская Троица. На мой взгляд, вражда и бесконечные войны между сторонниками авраамических религий - это проклятие этого бога за оскорбительное отношение к нему, за создание ложного образа бога.

Расскажите о своём самом ярком религиозном переживании. Когда и как это было?

На Истринском водохранилище, когда проводили обряд на капище, я призывал предков и богов встать в наш круг, говорил, что предки по весне прилетают к нам на крыльях птиц. И тут синица села мне на руку и принялась клевать жертву с руки.

Ещё был такой момент. Мы шли справлять Купалу к нашему месту на Истринском водохранилище. Дорога не близкая - часа четыре от Москвы: на метро, потом на электричке, потом на автобусе и ещё часа полтора пешком с рюкзаками. Уже приближаясь к месту, хотел подбодрить моих соратников, которые явно устали. Погода была не ахти, кругом серо-белёсое, в сплошной облачности небо. Ни одного голубого проёма. И ни одной грозовой тучи, нет причин ни для грома, ни для молний.

Повело меня тут к Перуну воззвать. «Что же ты Перун-батюшка так нас встречаешь? Ну ни то, ни сё! Ни неба голубого, ни тучи грозовой. Ты уж определись, Перуне. Чтим тебя, мы твои родичи, идем Купалу править. Дай знак. Что нас слышишь, откликнись громом». И тут раздался гром. Не очень сильный, но совершенно явный. Все прибалдели и возрадовались, грянуло дружное: «Слава Перуну!». Я же чую, что народ полагает, что это случайность, и второй раз обращаюсь: «Гой, Перуне! Радуемся тебе. Но что же так тихо? Ты же видишь, что сомневаются люди, ты ли им ответил, услышал ли ты родичей своих? Вдарь ещё разок громом, чтобы поверили!». И тут раздался второй удар грома, более сильный и раскатистый, чем первый. Грянуло дружное: «Слава Перуну!». «Слышим тебя Перун -батюшко!» - возглашаю я. - Чтим тебя и всех защитников Русской Земли! А ведь говорят, что бог любит троицу. Да ещё остались сомневающиеся. Вдарь, Перуне, по третьему разу, чтобы никто не сомневался». И тут был третий удар громом, ещё более сильный и раскатистый. Грянуло дружное «Слава!», народ развеселился, силы прибавились. А когда дошли и начали готовить обряд, заморосил дождик, тучи стали сгущаться. Купалу мы встречали под дождём - Перун явился к нам на обряд и не уходил до утра следующего дня.

Ещё путешествовали с Вереёй по Дону. Наш друг из волгоградской общины язычников, исповедующих веру в олимпийских богов, привёл нас на их священное место -Шимонас, что на одной из излучин Дона. Тут я впервые увидел молочные реки и кисельные берега из русских сказок. Действительно, меловая белая порода, стекая после дождя, образует такие ручьи, будто течёт молоко меж кисельных берегов. При заходе Солнца стали ему поклониться, полюбоваться просторами Дона. И тут над рекой раздаётся протяжно-текучее: «Бла-го-да-рим те-бя, До-о-он ба-тю-шко!». Рыбаки благодарили Дон за добрый улов. Вот уж не ожидали встретить проявление народного язычества здесь. Ночью была сильная гроза. Когда возвращались уже следующим днём, услышали, как в магазине кто-то из деревенских высказался: «Вот уж Зевс вчера разуглялся!».

Ну и последний пример. Дело было, наверное, на рубеже 2010-2011 гг. Я работал в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды при правительстве Москвы. У меня был приятель, системный администратор. Близился Новый год, а снега всё не было. И ничто, вроде, его не предвещало. Тут мне приятель стал рассказывать, что у нас на крыше высотки на Новом Арбате ставят сегодня специальную установку, профинансированную при личной поддержке Лужкова, которая своим облучением не позволит выпадать снегу в Москве, так что весь снег будет падать за пределами города. Тут возмущение и гнев охватили меня. Говорю ему, что не бывать этому, чтобы на Новый год нас лишили снега, да ещё такая несправедливость, что Москва свои осадки сбросит на область. Говорю ему, что я сейчас пошаманю, обращусь к Марене, чтобы снег был в Москве, что он это скоро увидит своими глазами. И я обратился к Стрибогу, Велесу и Марене. Через сорок минут небо заволокли чёрные тучи, грянул снегопад, весь город встал в пробках. Пришёл мой приятель и признался, что несказанно удивлён. Установка на крыше поломалась, её скоро сняли. А затем сняли и самого Лужкова.

Многие современные язычники интересуются изменёнными состояниями сознания, для достижения которых используют психотропные вещества («священные яды») или специальные психотехники. Для вашей религии эти практики представляют интерес или они не нужны/не приемлемы?

Я не могу сказать, что использование психотропных веществ всегда и для каждого не приемлемо. На мой взгляд, их использование является проявлением личной духовной слабости, неспособности войти в священную связь с богами без этих средств. И создаёт угрозу попадания в рабскую зависимость от некоторых мстительных растительных духов. Лично я не испытываю потребности в таких средствах. Если, конечно, пение народных песен, народные игры, само проведение обряда не относить к формату специальной психотехники.

Давайте представим, что крещения Руси в нашей истории не было и язычество никто не пытался искоренить. Каким бы тогда было наше настоящее? Какой была бы Россия, как бы мы сейчас жили?

Если бы крещение Руси потерпело неудачу, возможно, возник бы союз языческих государств. Скажем, Русь, Норвегия и Литва создают союз, противодействующий воинственной христианизации, но активно адаптируют культурные, научные достижения извне, как это происходило в языческой Литве до XV в. Результатом было бы более быстрое падение Византии. Возможно, возникла бы языческая империя от Норвегии до Болгарии и Греции. Чингизидам скорее бы пришлось серьёзно умерить свой аппетит. По числу печатных станков и университетов эта империя могла бы в скором времени опередить Европу. Россия бы миновала этап крепостного права, а распространение и развитие вечевых норм могли бы привести к ускоренному политическому и экономическому развитию. Не было бы необходимости прорубать «окно в Европу», скорее Европа приезжала бы учиться к нам.

Можно выделить какие-то вехи в развитии современного русского язычества?

Полагаю, что мы пока ещё вывариваемся в первичном бульоне, довольно бурно расширяясь. Создание КЯТ с противопоставлением его нацизму и расширением его активности во взаимодействии с обществом, СМИ, государством, было когда-то достижением. Но это достижение во многом утрачено. Языческий Религиозный Союз сейчас пытается сделать следующий шаг - создать общероссийское объединение языческих народов России, носителей традиционной национальной культуры и веры. Но всего этого недостаточно, чтобы говорить о законченном этапе становления.

Такие сомнительные с точки зрения науки тексты, как «Влесова книга», «Русские веды» и т. п., пошли на пользу русскому язычеству или напротив, лишь скомпрометировали его? На какие источники опираются члены «Славии» сейчас и что в конечном счёте важнее - древняя традиция или живой религиозный опыт?

На мой взгляд, сейчас эти тексты компрометируют современное русское язычество. Но раньше, когда не было интернета и своих каналов информации, они хотя бы привлекали внимание к теме и позволяли интересующимся русским язычеством людям опознать друг друга, в этом была их единственная польза.

Мы опираемся на народный дух, который более всего проявляется в фольклоре, традициях. Мы опираемся на академические исследования своей родной культуры и других языческих культур. Нам важен синтез с современными знаниями и условиями жизни, мы в постоянном поиске в этом отношении. Но более всего для нас важен живой религиозный опыт, поскольку живые боги, предки и природа рядом с нами всегда.

Поскольку мы затронули тему фальсифицированных источников, не могу не задать следующий вопрос. Вас можно увидеть в передачах на канале «РЕН-ТВ», который неоднократно подвергался критике за популяризацию откровенно антинаучных теорий. Вы не опасаетесь сотрудничать с телеканалом с такой репутацией?

Опасаюсь. И не раз попадался на их крючки. Вот последний раз журналисты с «РЕН-ТВ» вырезали из часового интервью небольшой кусок моей речи на полминуты, убрав исходную посылку, без которой не понятно, что я иронизирую. Константин Бегтин (Огнеяр) там тоже подставился. Причём те, кто снимают, далеко не всегда знают, как отснятый материал будет препарирован потом. И всё же надо учиться с ними работать. С некоторыми

каналами я заключал договор, ограничивающий право манипуляции снятым материалом. Однако проследить за этим практически невозможно. А вот наказать их было бы здорово.

На Ваш взгляд, каковы перспективы язычества в мире в целом и в России в частности?

Если кратко, то, на мой взгляд, и Россия, и мир в целом, находятся сегодня в условиях системного кризиса. Необходим переход к неантропоцентрической парадигме развития, где сохранение Земли-Матери, человечности и традиционных форм существования человечества будет важнейшим предметом труда. Язычество - единственно последовательная система мировоззрения, которая позволяет воспроизводить родовой уклад и священное отношение к Земле-Матери. Язычество как религия и мировоззрение гораздо более способно к адаптации к современным условиям, чем авраамические религии. Кроме того, оно наиболее способно к автономизации от государства, способно существовать без него и вопреки ему, с воспроизводством через род-семью. В условиях сознательной государственной политики на деградацию культуры и образования, эта особенность язычества на династическое воспроизводство культуры, знаний, технологий может дать существенное преимущество язычникам. В плане системы ценностей язычники в России могли бы стать той социальной стратой, которая может раскрутить экономику нового типа с экологическим духом, подобно тому, как протестантизм породил дух капитализма. Отсюда и рост числа язычников, это одна из быстрорастущих конфессий в России и в мире.

Беседовал Андрей Бесков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.