Научная статья на тему 'Интервью с директором Санкт-Петербургского межрегионального Центра «Образование без границ» С. М. Магкаевым'

Интервью с директором Санкт-Петербургского межрегионального Центра «Образование без границ» С. М. Магкаевым Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интервью с директором Санкт-Петербургского межрегионального Центра «Образование без границ» С. М. Магкаевым»

У НАС В ГОСТЯХ

С.М. Макгаев

Интервью с Магкаевым Сергеем Михайловичем, директором Санкт-Петербургского межрегионального центра «Образование без границ»

В современном мире новейшие информационные потоки и технологии с калейдоскопической быстротой сменяют друг друга, создавая постоянно преобразующуюся панораму нашего бытия. Чтобы не отстать и не оказаться на обочине технологического прогресса, необходимо соответствовать динамике его развития. Для этого есть только один способ — самому находиться в постоянном интеллектуальном поиске, развитии, обновлении. Это условие в наибольшей степени относится к специалистам разных секторов экономики и руководителям высшего и среднего звеньев производства. Именно к ним с каждым годом предъявляются все более высокие профессиональные требования. А чтобы стать профессионалом высокого уровня и хорошим специалистом, каждому надо найти то, что станет содержанием и смыслом всей его жизни. Для этого необходимо учиться постоянно и целеустремленно. Это требование в первую очередь относится к современной молодежи, для которой выбор профессии — одна из главных проблем, возникающих в старших классах школы. Чтобы способствовать ее успешному решению и оказать практическую помощь старшеклассникам, в Санкт-Петербурге создан широкий спектр программ для учащейся молодёжи, предложенных на рынке дополнительных образовательных услуг. Об этом журналу рассказал директор Санкт-Петербургского межрегионального центра «Образование без границ» Сергей Михайлович Магкаев.

— Сергей Михайлович, расскажите о приоритетных направлениях работы межрегионального центра «Образование без границ».

С.М. Магкаев. Санкт-Петербургский межрегиональный центр «Образование без границ» (далее — Центр) работает по нескольким направлениям. В первую очередь, это поиск талантливой молодежи в Петербурге, Ленинградской области и соседних реги-

онах, поддержка научно-исследовательской деятельности учащихся, популяризация научных знаний. Мы занимаемся также патриотическим воспитанием молодежи, пропагандой здорового образа жизни и занятий физкультурой и спортом, подготовкой выпускников к сдаче ЕГЭ, к участию их в научно-образовательных олимпиадах, оказываем содействие старшеклассникам в выборе будущей профессии. Центр объединяет усилия, с одной стороны, министерств и ведомств, высших учебных заведений, научных центров, культурно-образовательных учреждений, иных заинтересованных организаций, а с другой стороны — школ, центров дополнительного образования детей и молодёжи, военно-патриотических клубов, органов управления образованием городов и регионов России.

В настоящее время Центр сотрудничает с 22 вузами, научными, образовательными и другими организациями Санкт-Петербурга, 57 органами управления образованием регионов, 152 муниципальными органами управления образованием, 198 общеобразовательными учреждениями страны. Может показаться нескромным мое мнение, но аналогов нашему Центру — по совокупности всех направлений его деятельности — пока нет. Или мы их, возможно, не знаем. Но если таковые существуют и объявятся, — мы будем рады знакомству с ними и, конечно, предложим сотрудничество.

— Основное внимание в работе Центра направлено на учащуюся молодёжь?

С.М. Магкаев. Основное направление деятельности Центра — работа со старшеклассниками общеобразовательных учреждений и студентами первых курсов вузов. Выбор этого направления продиктован востребованностью его как школами и вузами, так и самими учащимися. Ведь в старших классах каждый из них стоит перед очень важным выбором в своей жизни.

— Почему Ваш Центр работает преимущественно с молодёжью?

С.М. Магкаев. Работа с молодёжью принципиально важна потому, что молодежь — это будущее нашей страны. К тому же работать с молодежью интересно, поскольку она более креативна, энергична и оптимистична, нежели люди зрелого возраста. В мероприятиях Центра принимают участие талантливые и активные ребята, неравнодушные к своему будущему и будущему нашей страны. Многие из них принимают участие в мероприятиях Центра, и это дает им возможность проявить себя в самых разных ипостасях — в интеллектуальных состязаниях, научно-исследовательской деятельности, художественном творчестве, спорте. Участвовать в проводимых Центром мероприятиях может любой учащийся, независимо от места его проживания, успеваемости и круга интересов.

Мы публикуем ежегодно в сентябре план работы Центра на текущий учебный год, и ребята могут выбрать интересные им по тематике и содержанию мероприятия: конференции, форумы, слёты, сборы, а также олимпиады историко-краеведческого, учебно-исследовательского, военноспортивного, экологического, информационно-коммуникационного направлений. В этой работе активное участие принимают некоторые школы

и отдельные педагоги, у которых появляется возможность поделиться своим опытом работы с молодежью.

— Каковы конкретные результаты работы Центра?

С.М. Магкаев. О результатах работы Центра говорят данные за последние три года. Так, в период с 2008 по 2010 годы в наших мероприятиях приняло участие 1765 человек, в том числе 642 11-классника. Из них 46 процентов стали студентами высших учебных заведений страны. Анализ показывает, что привлечение школьников к интеллектуальным состязаниям по общеобразовательным предметам, исследовательской деятельности, участию в олимпиадном движении способствует поступлению в вуз и дальнейшему успешному обучению. Это, в частности, совпадает с результатами мониторинга, проведенного Российским союзом ректоров в феврале — апреле 2010 года. По нашим наблюдениям, участники мероприятий Центра, ставшие студентами, имеют более высокие рейтинги успеваемости и более устойчивую мотивацию к обучению, чем другие студенты вузов.

Кроме того, ребята приобретают новых друзей, расширяют круг своих интересов, знакомятся с культурно-историческими особенностями других регионов. Все это способствует расширению кругозора и воспитанию толерантности в молодёжной среде, многие юноши и девушки становятся неравнодушными к проявлениям ксенофобии, национальной и религиозной нетерпимости.

— Помогает ли Вашему Центру государство?

С.М. Магкаев. Прямой государственной поддержки у Центра нет, но помощь государства в определенном смысле мы ощущаем. Например, Центр активно сотрудничает с органами управления образованием городов и регионов, которые являются идейными сторонниками Центра. Они оказывают нам информационную поддержку, рекомендуют и направляют делегации своих городов и регионов на проводимые нами мероприятия. И таких примеров можно было бы привести немало. За активное сотрудничество с Центром мы благодарны администрациям Тамбовской, Курской, Нижегородской, Тверской, Самарской областей, Хабаровского края, Республики Татарстан, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Северная Осетия-Алания. Мы благодарны также администрациям некоторых городов: Анапы, Воркуты, Липецка, Новороссийска, Пятигорска, Рыбинска, Тюмени, Уфы, Якутска.

Особую благодарность я должен выразить главе администрации Байконура Александру Федоровичу Мезенцеву — за наше многолетнее плодотворное сотрудничество и внимательное его отношение к вопросам образования и воспитания молодежи. Учащиеся Байконура ежегодно принимают участие в различных мероприятиях Центра, показывают высокий уровень подготовки и по итогам их нередко занимают призовые места.

Должен заметить, что отсутствие прямого участия государства в работе Центра имеет свои плюсы. Не полагаясь на поддержку государства, мы всегда свободны и активны в выборе форм и методов работы, самостоя-

тельны и мобильны в реализации наших образовательных проектов и программ. У нас порой от возникновения идеи до ее реализации проходят не месяцы, а всего лишь дни. Хотя в целом, думается, что проводимая нами работа могла бы заслуживать большего внимания государства.

— В чем вы видите реальную пользу Центра как общественной организации?

С.М. Магкаев. Польза заключена как в особенностях и результатах нашей работы, так и в наличии у нас свежих идей. Здесь можно привести несколько показательных примеров.

Так, военно-патриотические слёты и игры «Зарница» проводились и ранее, но мы привнесли в подобные мероприятия интеллектуальную, образовательную и культурную составляющие. Участники теперь соревнуются не только в спортивных и военно-прикладных видах состязаний, но и участвуют в олимпиадах по общеобразовательным предметам, разного рода интеллектуальных играх, викторинах и конкурсах. Иными словами, мы переосмыслили традиционные мероприятия, обновили их содержание сообразно нашей эпохе. Особое внимание мы стали уделять кадетским классам общеобразовательных школ России, которые в отличие от кадетских корпусов и суворовских училищ, не имеют нормативно-правовой базы. Однако, таких классов много по стране, и это значит, что они востребованы учащимися и их родителями. Они существуют порой благодаря энтузиазму директоров и педагогов школ, офицеров запаса и просто неравнодушных людей.

Во-вторых, в 2009 году в городе-герое Новороссийске совместно с Морской государственной академией имени Ф.Ф. Ушакова нами был проведен Первый всероссийский патриотический слёт морских классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, ставший инструментом популяризации в молодёжной среде профессий, связанных с морем. Мы были приятно удивлены наличием таких профильных классов в школах, казалось бы, совсем не «морских» городов: Курска, Белгорода, Тамбова, Сергача Нижегородской области, Зеленодольска и Новошешминска Республики Татарстан.

На рассмотрение Комиссии по морскому наследию при Морской коллегии правительства Российской Федерации нами внесено предложение о ежегодном проведении слёта морских классов общеобразовательных учреждений страны.

В-третьих, отличительной особенностью нашей работы является стремление привлечь учащихся школ к исследовательской деятельности на разных стадиях обучения. Наш опыт подтверждает, что участие в учебно-исследовательской работе — пусть даже в начальных формах — способствует формированию и закреплению интереса к выбранной теме исследования, укрепляет склонность к обучению, стимулирует умственное развитие учащихся.

Ежегодно в декабре, в дни вручения премий Нобелевским лауреатам, в рамках образовательного проекта «Малая Нобелевская академия» Центр

проводит два, на первый взгляд, очень разных мероприятия — Всероссийскую межвузовскую конференцию молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия» и Всероссийские зимние сборы команд кадетских классов общеобразовательных учреждений страны. Совместное проведение этих мероприятий превратилось в традицию после того, как мы увидели взаимно обогащающие интерес кадетов к исследовательской работе и интерес юных исследователей к военно-спортивной составляющей сборов. С каждым годом это мероприятие становилось более интересным и увлекательным событием культурного, спортивного и творческого содержания.

Так родилась «Республика Наука», в которой ее «гражданами», то есть участниками мероприятий, выбираются напрямую президент, правительство, министры. В дни ее проведения выборные лица активно участвуют в жизни Республики: входят в состав жюри наравне с представителями вузов (министр образования), проводят зарядку и судят спортивные соревнования (министр спорта), организовывают и принимают участие в составе жюри КВН (министр культуры), а начальные слова Гимна Республики Наука: «Мы хотим, чтоб Россия расправила крылья!» становятся девизом юных патриотов, увозящих атмосферу этого праздника в свои города и регионы.

— Расскажите о ближайших мероприятиях Центра.

С.М. Магкаев. Мероприятий много, хочется отметить проведение Всероссийского молодежного образовательного форума, посвященного 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова, и Пятого международного морского межвузовского фестиваля, которые состоялись 25—29 июня 2011 года в Архангельске. Кроме интересной культурно-образовательной программы форума, связанной с празднованием юбилейного года М.В. Ломоносова, ребятам предложено представить рефераты и исследовательские работы на тему жизни, творчества и научных изысканий великого русского ученого, а также технические проекты, связанные с морской деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.