Научная статья на тему 'Интервью с Анатолием Викторовичем мудриком'

Интервью с Анатолием Викторовичем мудриком Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интервью с Анатолием Викторовичем мудриком»

О жизни о себе

ИНТЕРВЬЮ С АНАТОЛИЕМ ВИКТОРОВИЧЕМ МУДРИКОМ

Родился 04.09.1941. Педагог, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО (избран в 1992 году). Окончил филологический факультет МГПИ. Работает на кафедре педагогики высшей школы факультета педагоги и психологии МПГУ.

1. Кто был Вашим значимым учителем?

Доктор педагогических наук Людмила Ивановна Новикова. Она мне дала возможность в годы застоя (которые все ругают) делать то, что мне нравилось, и не делать то, что мне не нравилось... Она была моим другом. Это мой выигрыш на трамвайный билет.

2. Вы удовлетворены своей жизнью и карьерой?

Карьерой да - нет вопросов.

Что касается жизни - в целом да... Но много сомнений.

3. Каково состояние Вашей души в настоящий момент?

В это время жизни оно у меня смутное. Это связано не с социальной ситуацией. Здесь у меня есть своя позиция. Я по отношению к социальной ситуации вполне обособлен.

А вот возраст, внутренние ощущения обусловленные возрастом, напрягают. Недавно я вспомнил А. Ахматову: «Ну как нам быть с тем ужасом, который был бегом времени когда-то наречен».

4. Ваши планы на будущее?

Личные...

Они у меня элементарные. Я книжку заканчиваю. Ждет еще книжка... Хотелось бы это сделать.

В работе...

То что сказал о личном, это и есть в работе.

В семье...

Рефлексия на себя и на других

Хотелось бы дожить до того времени, когда внуку станет со мной интересно.

5. Ваше отношение к своим родителям и предкам?

Почтительное, с одной стороны. С другой стороны, жаль, что они родились в период катастроф.

Они родились до Революции, а умерли в 1995-м (папа) и 1999-м (мама). Они прошли катастрофы: новый переворот их сразил - они воспринимали все с ужасом и болезненно.

Не помню дедов, бабушек. Я был маленький. Помню отдельные события. Одна бабушка подарила слоненка. Другая была блестящая кулинар - объедался возле нее вкусным.

Дедов не помню. Деды: один - страховой агент, служащий (со стороны мамы); другой был феноменально богат (со стороны отца). Никто не допустил бы этого брака, если бы не стало революции. В Житомире деду принадлежали заводы, улицы. Это и сейчас там все стоит. В архиве есть документы на собственность деда.

6. Ваше отношение к своим детям и внукам?

Нежное. Осторожное. Ненавязчивое.

7. В чем для Вас смысл жизни?

Вот это вопрос! Я про это думал, писал (глава о смысле жизни у старшеклассников. Книга: «Учитель, мастерство и вдохновение». М.: Просвещение, 1984). И все-таки я не знаю. Наверно, смысл жизни в людях. В разговорах.

Англичане говорят: «Жизнь состоит из дел и разговоров». Для меня разговоры - ценность.

8. К каким добродетелям относитесь с наибольшим уважением?

К чувству благодарности, признательности. Это меня роднит с Наполеоном.

Наполеон не выносил людей, у которых отсутствует чувство признательности.

9. К какому пороку относитесь с наименьшим снисхождением?

Из И. Бродского: «Ворюга мне милей, чем кровопийца». Кровопийца - это человек, который способен уничтожить другого. Это страшно.

10. Ваше любимое занятие?

Разговаривать.

11. Если бы Вы были всемогущим волшебником, что бы Вы сделали: Для себя?

Здоровье. Все! В остальном разберусь. Это не значит, что я удовлетворен своим умом. Но со своим умом я жил и проживу дальше. Для близких? Здоровья и удачи. Для своей деятельности? (Смеется). Ничего. Пусть будет, что есть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.