Научная статья на тему 'Интерпретация понятия "электронное обучение" в российских и зарубежных публикациях'

Интерпретация понятия "электронное обучение" в российских и зарубежных публикациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1713
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / ИННОВАЦИИ / НОВАЦИИ / INNOVATIONS / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DIGITAL TECHNOLOGIES / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА В ОБРАЗОВАНИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION / NOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Занкова А.А.

В статье проанализировано многообразие трактовок понятия «электронное обучение» в российских и зарубежных публикациях, включая ФЗ «Об образовании в РФ», а также приведены результаты международного проекта «Формирование общего определения e-learning: подход к системе понятий». Сформулирован авторский подход к понятию электронное обучение с точки зрения общесистемной платформы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPRETATION OF THE CONCEPT "E-LEARNING" IN RUSSIAN AND FOREIGN PUBLICATIONS

The varieties of different interpretations of "e-learning" in Russian and foreign publications, including Federal Law "About Education in Russian Federation" are analyzed in the article. It also provides the results of the international project "Forming of general definition of e-learning : approaches to the system of concepts". There is also formed an authors' approach to the concept of "e-learning" from the perspective of general system platform

Текст научной работы на тему «Интерпретация понятия "электронное обучение" в российских и зарубежных публикациях»

По цветовым ассоциациям относительно профессиональной карьеры статистически значимых различий также не было обнаружено, хотя отмечалась тенденция преобладания числа эмоционально положительных цветовых выборов (красный, желтый, фиолетовый) при оценке карьеры европейца и нейтральных выборов (серый, синий) при оценке карьеры россиян, хотя личную карьеру студенты чаще характеризовали положительными цветоассоциативными выборами.

Итак, студенты положительно оценивают качество отечественного образования и считают, что оно обеспечивает хорошую профессиональную подготовку. Типичный российский студент, по мнению опрошенных, отличается развитым интеллектом, творческими способностями, интересом к наукам, разносторонними знаниями, ответственным отношением к учебному труду, проявляет вежливость и тактичность. Типичному европейскому студенту наряду с интеллектом и пунктуальностью свойственны раскованность, свобода, карьеризм, прагматизм, предприимчивость. Цветовые выборы обнаружили тенденцию молодых россиян несколько чаще ассоциировать образ российского студента с настроениями радости, легкости, заинтересованности, а европейского студента - с состояниями волевого напряжения.

Работа в будущем по специальности, полученной в вузе, для типичного российского студента предполагается молодыми россиянами значительно реже, чем для европейского студента. Цветовые ассоциации с карьерой также отражают более благоприятные прогнозы реализации профессиональных компетенций, полученных в вузе, европейцами, чем россиянами. Однако эти ассоциации относительно типичных россиян респонденты не относят к себе лично, предполагая, что их личная карьера будет успешной.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Быковская Г.А., Иноземцев И.В., Злобин А.Н. Гражданско-патриотическое воспитание студентов как инструмент социального развития // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Том 12.. 20 10. №3. С. 15-24.

2. Ефремова О.И. Ориентация на ценности общества потребления как фактор деформации чувства патриотизма у современной студенческой молодежи //Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2015. - №4. -С. 16-25.

3. Ефремова О.И. Психологические аспекты проявления чувства патриотизма у современной студенческой молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - N° S4. - С. 11-15.

4. Кобышева Л.И. Представления будущих социальных педагогов о чертах русского национального характера // Общество: психология, социология, педагогика. - 2013. - №4. - С. 73-77.

5. Никифорова Л.Ю., Соловьева М.А. Национальная идентичность и политическое поведение студентов // Тезисы Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Психология XXI века» / Под ред. В. Б. Чеснокова. - СПб.: Изд-во Петербургского университета, 2002. [Электронный ресурс] http://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/nikiforova-lyu-solovva-natsionalnaya-20312.html (дата обращения 20.02.2018)

6. Эткинд А.М. Цветовой тест отношений //Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - С.119-122.

А.А. Занкова

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ» В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ

Аннотация. В статье проанализировано многообразие трактовок понятия «электронное обучение» в российских и зарубежных публикациях, включая ФЗ «Об образовании в РФ», а также приведены результаты международного проекта «Формирование общего определения e-learning: подход к системе понятий». Сформулирован авторский подход к понятию электронное обучение с точки зрения общесистемной платформы.

Ключевые слова: электронное обучение, e-learning, новации, инновации, цифровые технологии, информационно-коммуникационные средства в образовании.

A. A. Zankova

INTERPRETATION OF THE CONCEPT "E-LEARNING" IN RUSSIAN AND FOREIGN PUBLICATIONS

Abstract. The varieties of different interpretations of "e-learning" in Russian and foreign publications, including Federal Law "About Education in Russian Federation" are analyzed in the article. It also provides the results of the international project "Forming of general definition of e-learning : approaches to the system of concepts". There is also formed an authors' approach to the concept of "e-learning" from the perspective of general system platform.

Key words: e-learning, novations, innovations, digital technologies, information and communication technologies in education.

В научно-педагогическом сообществе существует различное отношение к электронному обучению (e-learning): от признания технологий электронного обучения панацей решения экономических и педагогических проблем до полного отрицания самого понятия «электронное обучение». М.П. Карпенко считает, что электронное обучение - это ключ, которым можно открыть дверь любого учебного заведения большому количеству людей и тем самым реализовать принцип доступности образования. Н.А. Хлопаева считает, что «электронное обучение основано на принципе экономии от масштаба: с ростом числа студентов затраты на каждого студента сокращаются» [23]. В.П.Тихомиров, О.Н. Смолин и др. уверены, что электронное обучение является индустрией и пытаются прировнять его к сектору экономики, утверждая: «e-learning - это дорога к воротам храма, за которыми открывается новый мир экономики, построенной на знаниях»[17]. В 2009 -2010 гг. была предпринята попытка принять Федеральный закон «Об индустрии электронного обучения (e-learning)» [6]. Специалисты - практики в области электронного обучения, получая положительные результаты при реализации e-learning в корпоративном секторе, считают, что только корпоративное обучение способно в полной мере эффективно и мобильно внедрять широкий спектр возможностей e-learning (Е.В. Тихомирова, руководитель eLearning центра). Педагоги общеобразовательных учреждений оценили преимущества электронного обучения для реализации индивидуального подхода к обучающимся и повышения эффективности организации образовательного процесса для одаренных школьников и детей с особыми потребностями, в связи с чем многие регионы РФ организовали сайты (образовательные порталы) дистанционного обучения.

Существует и более системный взгляд на электронное обучение:

• электронное обучение - это система, включающая в себя электронные учебники; цифровые библиотеки (репозитарии, депозитарии); образовательные услуги; образовательные технологии; e-learning - это основа знаниевой экономики, которая лежит в основе стратегического развития любого учебного заведения в плане повышения экономического потенциала, расширения рынка образовательных услуг и элементарного процесса выживания в условиях жесткой конкуренции, а также решения социальных проблем - по мнению В.П. Тихомирова, председателя Экспертного совета, Президента Консорциума «Электронный университет» [17].

• электронное обучение трансформировалось из категории новых технологий в категорию новой парадигмы образования XXI века и с 2015 года стало развиваться в таких направлениях как, мобильные устройства, массовые онлайн - курсы, компьютерное моделирование, системы автоматизации профессиональной деятельности, компьютерные игры - по мнению А.В.Соловова, действительного члена Российской академии информатизации образования [15].

При этом в «Толковом словаре терминов понятийного аппарата информатизации образования» [20], содержащем более 200 терминов и являющимся результатом 20-летних исследований научной школы Института информатизации образования Российской академии образования (Центр информатизации образования ФГБНУ «ИУО РАО»), отсутствует термин «электронное обучение».

Отношение государственных органов к электронному обучению на протяжении более 20 лет кардинально менялось. Проведение эксперимента в области дистанционного образования [12] и признание его положительных результатов решением коллегии Министерства образования РФ [13], внесение в закон «Об образовании» понятия «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» сменилось запретом на ведение образовательной деятельности учебными заведениями, реализующими в полном объеме технологии дистанционного и электронного обучения (СГА, филиалы МЭСИ и др.).

По нашему мнению, в российских и зарубежных публикациях по проблематике электронного обучения не всегда исчерпывающе характеризуется суть процесса электронного обучения с точки зрения технического и технологического подхода, а также с позиции реализации системных возможностей, позволяющих эффективно решать педагогические задачи, используя инструменты и технологии e-learning. Логика данного исследования предполагает анализ зарубежного и российского подходов к генезису и интерпретации понятия «электронное обучение», а также представление авторской позиции в отношении понятийно-терминологического аппарата в области внедрения технологий электронного обучения.

В современной российской и зарубежной терминологии, в узком или широком смысле, отражающей процесс электронного обучения существует множество терминов:

1. Электронное обучение (e-learning)/ Электронное образование (Е- education);

2. Дистанционное обучение (distant learning)/Дистанционное образование (distant education);

3. Открытое образование (Open education);

4. Смешанное обучение (blended learning);

5. Обучение с применение компьютеров (Computer-Based Training);

6. Сетевое обучение (online learning);

7. Автономное обучение (off-line learning);

8. Мобильное обучение (mobile learning (m-learning));

9. Электронное консультирование (Electronic Tutoring);

10. Онлайн - обучение (Online learning);

11. Скайп - уроки (Skype - уроки)

12. Обучение, основанное на технологиях (TBT Technology-Based Training);

13. Обучение, основанное на веб-технологиях (WBT - Web-Based Training);

14. Самостоятельное консультирование и тестирование (VCT -Voluntary Counseling and Testing);

15. Обучение с использованием инструктора (ILT - Instructor-Lead Training)

16. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) и др.

Приведенные выше термины характеризуют понятия и процессы обучения, основанные на применении компьютерных, дистанционных, информационных и мультимедийных технологиях. Разнообразие функциональных возможностей, заложенных в инструментах и технологиях электронного обучения, породило не совсем четкое представление об этих понятиях как о синонимах. При этом перечисленные термины являются взаимно пересекающимися, и каждый из них одновременно несет в себе свою собственную смысловую и функциональную нагрузки. По мнению Мухиной Т.Г., функциональная нагрузка зависит от доминирующей целевой направленности, методов и форм взаимодействия субъектов и возможностей образовательной среды [2]. Основная часть определений содержит в себе функциональные ограничения и не раскрывает до конца сущности «E-Learning»: «дистанционное обучение» - обучение на расстоянии, «сетевое обучение» - обучение в сети Интернет, «мобильное обучение» - обучение с помощью мобильных устройств и т.д. Другие, наоборот, содержат в себе неограниченные возможности как для контингента обучающихся, так и места получения образования - открытое образование ^pen education). Разнообразие существующих понятий приводит к недооценке значимости электронного обучения и чаще всего отождествления его с дистанционным обучением. При этом необходимо понимать, что не всегда дистанционное обучение - это электронное обучение, так как обучение на расстоянии может происходить с помощью таких технологий, как почта, телевидение и т.д. В дистанционном обучении неважно как доставлен учебный материал, главное, что это происходит на расстоянии. В электронном обучении подразумевается доставка учебного материала и процесс взаимодействия преподавателя и ученика только с помощью технологий электронного обучения. Поэтому дистанционное обучение может входить в организационную структуру электронного обучения, а электронное обучение применятся для реализации дистанционных технологий.

В основе каждого из приведенных терминов находятся такие понятия, как «обучение с помощью компьютера» и «информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании». С этих понятий зарождался, развивался и совершенствовался процесс информатизации образования.

Высокие темпы развития информационно - коммуникационных и сетевых технологий, их практическое внедрение в образовательный процесс, совершенствование дистанционных образовательных технологий и осознанное понимание преимуществ цифровых технологий послужили основанием для появления в 90-е годы в российской терминологической базе в области образовательных технологий такого понятия как «E-Learning» (сокращенное от англ. Electronic Learning) -электронное обучение. В 2004 году российский журнал «Е - Learning World» (октябрь-декабрь, 2004 № 5-6) опубликовал комплексный глоссарий терминов по электронному и дистанционному обучению, отмечая, что, несмотря на то, что e-learning перестал быть малоизвестным понятием, терминология в области электронного обучения до конца еще не сформирована. По мнению авторов словаря [8], составленного по материалам авторитетных российских и зарубежных изданий, основной проблемой в различном толковании терминов в этой области является, во-первых, большое количество синонимов, возникающих в результате вольного перевода или неверной трактовки некоторых терминов, во-вторых, излишняя «русификация» понятий в области электронного и дистанционного обучения.

Необходимо отметить, что терминологическое многообразие понятий в области информатизации образования приблизило научное сообщество к пониманию широкого спектра функциональных возможностей, заложенных в цифровых технологиях по передаче, обработке и аккумулированию информации и знаний в виртуальном пространстве для применения их в образовательных целях. При этом четкого толкования самого понятия «электронное обучение» в рассмотренных изданиях не дается.

Необходимо заметить, что мы придерживаемся позиции, которая принципиально разграничивает такие понятия как «ИКТ в образовании» и «электронное обучение». Наша позиция бази-

руется на нескольких противоречивых суждениях, характеризующих электронное обучение с точки зрения инновационности, принадлежности к средствам или технологиям и возможности решать прямые или обратные образовательные задачи.

1. Электронное обучение - это новация или инновация?

Новации от инноваций отличаются масштабом, формой и содержанием преобразований. Инновации носят целостный и системный характер, новации же это обновление (изменение) отдельных элементов системы. ИКТ в образовании - это новации, которые, внедряясь фрагментарно, способны обновить отдельные элементы учебного процесса (виртуальные лаборатории, презентации и т.д.). Инновации не могут быть сведены к созданию средств. Автоматизируя отдельные учебные процессы, ИКТ не меняют роль педагога, которому в традиционной образовательной модели (face-to-face) принадлежит главная роль. Инновации - это система: идеи, процессы, средства, результаты и функционирование системы, направленное на качественное совершенствование педагогической системы. [10] Электронное обучение - это инновация. В самом понятии «Электронное обучение» заложены такие системные возможности, которые потенциально могут внедриться во все элементы образовательного процесса (как в отдельные его элементы, так и в целом). ИКТ не меняет традиционное мышление и психологию участников образовательного процесса, электронное обучение изменило менталитет людей (они не одиноки, они могут получить образование, находясь дома; они могут получить ответ на вопрос, который в аудитории не решились бы задать и т.д.). Конечно, процесс эффективного внедрения электронного обучении сопровождается рядом проблем, сложностью принятия решений: в каких случаях необходимо внедрять отдельные элементы, а в каких ситуациях традиционный процесс обучения необходимо полностью заменить на - электронный.

2. Электронное обучение - это средства или технология?

Фундаментальные основы комплексного понимания сущности, значения, эффективного применения электронных образовательных изданий, электронных средств учебного назначения (ЭСУН), реализация их возможностей для достижения таких целей, как «предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии; контроль результатов обучения и продвижения в учении; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением» были заложены в Институте Информатизации Образования РАО. Результаты научно-исследовательской работы в области применения ИКТ в образовательном процессе отражены в ряде публикаций, в которых использованы результаты, полученные в ходе выполнения научно-исследовательских работ в области информатизации образования, и опыт преподавания курсов, ориентированных на использование средств информационных и коммуникационных технологий в образовании, в ведущих отечественных педагогических вузах. Электронные средства учебного назначения (ЭСУН) и средства новых информационных технологий (СНИТ) выступают в качестве одного из элементов образовательной системы - средств обучения. Средства обучения служат источниками учебной информации, инструментами доставки и усвоения содержания учебного материала, организации взаимодействия между участниками образовательного процесса, автоматизируют процессы контроля результатов обучения, информационного и методического обеспечения, учебно - воспитательного и организационно-управленческого процесса [5,9,14,19]

Согласно основным понятиям ФЗ № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (Статья 2) [22] учебно-наглядные пособия, компьютер, информационно-компьютерные сети, аппаратно - программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы являются средствами обучения. О необходимости трансформации ИКТ (средств обучения) в соответствующую технологию отмечают А.Ф. Шепотин и В.Д. Федоров [25].

По нашему мнению, «электронное обучение» является технологией обучения. Данная позиция подтверждается наличием современных тенденций создания виртуальных и открытых университетов, обучение в которых базируется на электронном обучении, и представляет собой технологию, обеспечивающую новые формы и процессы организации учебного процесса.

3. Электронное обучение призвано решать прямую или обратную образовательную задачу?

ИКТ или ЭСУН (электронные средства учебного назначения) призваны чаще всего, решать в основном обратные задачи. Например, в рамках информатизации образования учебное заведение приобрело виртуальную химическую лабораторию и применять её должны не потому, что лабораторные занятия с реальными препаратами менее эффективны, а потому что надо использовать современные технологии. Прямая задача - это когда проведены исследования и выявлено, что занятия с реальными химическими препаратами не эффективны (нет препаратов или имеются студенты с ограниченными возможностями), таким образом, появляется педагогическая

задача (прямая задача) и её надо решать. Существует несколько технологий: проведение виртуальных занятий (оиНпе), приобретение виртуальной лаборатории, просмотр записанных лабораторных занятий (оШше). Для решения данной педагогической задачи требуется найти оптимальное решение.

Проанализировав данные противоречия, мы склонны считать, что электронное обучение -это инновационная технология обучения, призванная решать прямые образовательные задачи.

Современный этап информатизации образования характеризуется высоким уровнем развития инструментов и соответствующих технологий, которые способствуют переходу на более высокий уровень следующих процессов:

• обеспечение доступа и доставки учебного материала;

• организация совместной работы участников образовательного процесса;

• создание контента и систем управления контентом и обучением;

• организация информационных образовательных сред и систем управления знаниями.

Развитие и интеграция этих процессов способствовали переходу современных информационных и коммуникационных технологий из средств, применяемых в образовательном процессе, в процесс реализации обучения с помощью цифровых технологий - «электронное обучение».

Впервые понятие «электронное обучение» в Российской образовательной практике на законодательном уровне было отражено в Федеральном Законе Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий": «Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса».

В новом Федеральном Законе Российской Федерации N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который принят 29 декабря 2012 г. (через 11 месяцев) трактовка понятия «электронное обучение» была сохранена и является копией определения, данного в ФЗ РФ от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ.

Рассмотрим существующие толкования термина «электронное обучение» («Е-Ьеагт^») в российской научно - правовой базе (таблица 1.).

Таблица 1.

Понятие «Электронное обучение» в российской научно - правовой базе

№ п/п Терминология Источник (автор)

1. «Электронное обучение - это обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий» Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения [7].

2. «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно - телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» (Статья 16) ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [22].

3. «Электронное обучение (Е - Education) - система обучения, предполагающая использование Интернет - технологий, электронных библиотек, учебно-методических мультимедиа материалов, удаленных лабораторных практикумов и т.д.» Преподавание в сети Интернет: Учеб. посо-бие./Отв. редактор В.И.Солдаткин [11]

4. «Электронное обучение - это использование информационных технологий для повышения эффективности обучения» Е.В. Тихомирова, электронный журнал «Работа с персоналом» [18]/

5. Электронное обучение (e-learning) - любое обучение, при котором преподавание или учение, передача учебной информации или обмен ею осуществляется с использованием телекоммуникационной техники или каналов связи (телефон, радио, телевидение, кино, факсимильная связь, Интернет и др.). Глоссарий по дистанционному обучению WebSoft (ведущий в России независимый поставщик программного обеспечения (основан в 1999г.), разрабатывает комплексный набор программных продуктов для электронного обучения) [4].

6. «Электронное обучение - это новая форма организации учебного процесса, базирующаяся на самостоятельной учебной работе учащихся с помощью развитых электронных ресурсов» А.В. Соловов «Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология» [16].

7. Электронное обучение - это организация учебного процесса с помощью различных электронных средств - Интернета, интранета, экстранета, спутниковой связи, аудио - и видиоматериалов, CD-ROM. Н.А. Хлопаева «Электронное образование: Возможности и ограничения нового рынка» [23]

8. Электронное обучение - это ориентированная на студента технология обучения О.В. Андрюшкова, А.В. Козлова «Комплексный подход к модернизации образовательного процесса при комбинированной форме обучения» [2]

В данных определениях отсутствует междисциплинарный подход, и в основе трактовки термина «электронного обучения» в приоритете находится технологичность при практически полном отсутствии педагогического аспекта. Такое положение дел осложняет не только понимание сущности электронного обучения, но и затрудняет процессы его внедрения и дальнейшего развития. При этом теряются основные цели информатизации образования, в рамках которой и происходят процессы обеспечения сферы образования «теорией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических, программно-технологических разработок, ориентированных на реализацию дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий, применяемых в комфортных и здоровьесбере-гающих условиях» [5]. По нашему мнению, приведенное определение электронного обучения, данное Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р52653-2006 (Таблица 1.), содержит в себе краткую характеристику отличительных особенностей электронного от традиционного обучения и не охватывает всю полноту функциональных возможностей e-learning и четких границ их реализации.

Важно отметить толкование термина "электронное обучение", предложенное в 2003 году в учебном пособии "Преподавание в сети Интернет" (под ред. В.И. Солдаткина), так как в нем авторы относятся к процессу обучения как к системе, что является, на наш взгляд, безусловным плюсом. Таким образом, наряду с традиционными компонентами образовательного процесса, система может включать такие элементы, как Интернет - технологии, электронные библиотеки, учебно-методические мультимедиа материалы, удаленные лабораторные практикумы и т.д.

Автор научного исследования по проблематике, дидактике и технологии электронного обучения (А.В.Соловов), приводя свое понимание термина «электронное обучение», подчеркивает, что речь идет о среде обучения, в которой учащиеся и преподаватель отдалены в пространстве и времени, но существует возможность поддерживать диалог с помощью средств электронных коммуникаций. Следовательно, автор фокусирует свое видение сущности электронного обучения на расстоянии между участниками образовательного процесса и на самостоятельном осуществлении учебной работы, что приближает эту трактовку к понятию дистанционного обучения. По мнению автора, главным достоинством в электронном обучении является возможность организации самостоятельной когнитивной деятельности учащихся, а также взаимодействия учащихся с преподавателем и учащимися между собой в ходе учебной деятельности [16].

Трактовка понятия «электронное обучение», приведенная в ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" по своему нормативно-правовому статусу должна была внести ясность и однозначность толкования сущности «e-learning». Однако, по нашему мнению, этого не случилось, несмотря на очевидные преимущества данного определения перед рассмотренными трактовками «электронного обучения», данными ЮНЕСКО и Национальным стандартом Российской Федерации. Положительным моментом данного определения можно считать интегрированность технологического и педагогического аспектов: «при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств»; «взаимодействие обучающихся и педагогических работников».

Рассмотрим некоторые аспекты этого определения, которые вызывают, по нашему мнению, неоднозначное толкование или вносят ограничения в многообразие функциональных возможностей технологий электронного обучения:

• «организация образовательной деятельности» - такая позиция исключает вариант неформального обучения, например, с помощью открытых образовательных ресурсов (ООР) и искусственно включает ограничения при понимании сущности электронного обучения;

• «с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации» - по нашему мнению, в данной трактовке логичнее термин «базы данных» заменить «базой знаний», исходя из толкования этих понятий: «База данных (БД) — поименованная, целостная совокупность данных, которая отображает состояние объектов и их отношений в данной предметной области... Базой данных еще называют информацию и программы ее обработки»; «База знаний (БЗ) — организованная совокупность знаний, представленная в форме, которая допускает автоматическое или автоматизированное использование этих знаний на основе реализации возможностей средств информационных технологий» [5].

• сложная структура толкования термина «электронное обучение» в законе «Об образовании в Российской Федерации» затрудняет понимание логической цепочки «что обеспечивает что?».

В российской теории и практике в области дистанционного и электронного обучения чаще всего из зарубежных определений e-learning применялось определение, данное ЮНЕСКО: «E-Learning» - обучение с помощью Интернет и мультимедиа». Аналогичное толкование e-learning было дано в первом учебно-справочном пособии, переведенном на русский язык в 2005 г. «Электронное обучение: инструменты и технологии» - «Электронное обучение - это любое использование Web и Интернет - технологий для обучения» [24]. Авторы Хортон У., Хортон К. (США) вкладывают широкий смысл и незаконченность в толкование термина «электронное обучение» и при этом отмечают невозможность зафиксировать в определении конкретный тип электронного обучения, который напрямую зависит от выбранных инструментов и технологий для реализации e-learning. Указанное издание на протяжении 2005 - 2013 г. являлось единственным универсальным печатным учебно-справочным пособием, что затрудняло не только понимание сущности электронного обучения, но и выбора оптимальной стратегии внедрения электронного обучения в российских учебных заведениях разного образовательного уровня. В учебно-справочном пособии содержится систематизированная информация, ориентированная на всех участников образовательного процесса: преподавателей и студентов (понимание технологий для организации электронного обучения, их исследование и дальнейшее совершенствование); разработчиков и авторов электронных курсов (правильный выбор инструментов и технологий для реализации проектов в области e-learning); администрацию учебных заведений (изучение технологий для принятия оптимальных решений в выборе политики и стратегии внедрения e-learning и взаимодействия со всеми участниками проекта по реализации электронного обучения); организаторов образовательного процесса (планирование необходимого набора инструментов для создания учебных программ в электронной среде); специалистов отдела информационных технологий (расширение знаний об инструментах и технологиях для организации процесса обучения в режиме on-line и управления процессом передачи информации).

Единого мнения о сущности электронного обучения нет и в зарубежной научно -теоретической базе, о чем свидетельствуют исследования, проведенные в 2011 году в Университете Оберта (Каталония, Испания). Данные исследования базируются на реализации международного проекта «Формирование общего определения e-learning: подход к системе понятий». Результаты исследований, предусмотренные в данном проекте, были опубликованы в ежегодном международном обзоре исследований в области открытого и дистанционного обучения за 2012 год «The International review of research in open and distance learning, Vol: 13, № 2 (2012))». Основная цель указанного проекта заключалась в формулировке единого и универсального определения термина «электронное обучение», удовлетворяющего большинство членов научного сообщества, а также в определении направления и границ для дальнейшего исследования в сфере e-learning [1].

Международный проект «Формирование общего определения e-learning: подход к системе понятий» состоял из двух этапов:

I. Обзор литературы по тематике, посвященной информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) в образовании, включая самую престижную в мире базу данных -ISI Web, начиная с 2005 года, для сбора, сравнения и классификации имеющихся определений в индексируемых и редактируемых академических и научных журналах, книгах, правительственных отчетах, докторских диссертациях и в открытых виртуальных ресурсах.

II. Использование метода Delphi для онлайн - анкетирования авторитетных экспертов в области образования и ИКТ с целью выявления их отношения к существующим определениям и достижения консенсуса при формировании окончательного варианта в формулировке термина «электронное обучение», максимально удовлетворяющего научное сообщество.

На первом этапе все собранные определения были разбиты на 4 категории в зависимости от того, на какой элемент электронного обучения делался акцент:

I. Определения, ориентированные на высокие технологии (например, «Электронное обучение - это использование электронных средств для различных целей обучения, которые могут варьироваться от дополнительных функций в обычных классах до полного замещения традиционного (face-to-face) на онлайн - обучение») [1].

II. Определения, ориентированные на систему доставки и средства доступа к знаниям (например, «Электронное обучение - это доставка учебного материала или образовательной программы с помощью электронных средств») [1].

III. Определения, ориентированные на взаимодействие и общение (например, «Электронное обучение - это образование, которое использует автоматизированные системы связи в качестве среды для общения, обмена информацией и взаимодействия между студентами и преподавателями») [1].

IV. Определения, трактующие электронное обучение как образовательную (учебную) парадигму (например, «Электронное обучение - это использование новых мультимедийных технологий и Интернет для улучшения качества обучения за счет обеспечения доступа к ресурсам и услугам, а также дистанционного обмена информацией и сотрудничества)[1].

В каждой из четырех категорий термин «электронное обучение» трактуется как узконаправленный процесс, способный функционально реализовать только часть потенциальных возможностей, заложенных в сущности e-learning. В определениях, ориентированных на высокие технологии, акцент делается на технологичность (технологию обучения), а все остальные возможности инструментов и технологий электронного обучения не учитываются или считаются второстепенными. Во второй категории определений, ориентированных на систему доставки и средства доступа к знаниям, представлены определения, в которых электронное обучение выступает в качестве средства доступа к знаниям, при этом акцент делается на доступность ресурсов, а не на результаты обучения или достижения каких-либо целей. В определениях, ориентированных на взаимодействие и общение сформулированных в основном в академической среде, в центре внимания находятся процессы общения, взаимодействия и сотрудничество. Категория определений, рассматривающих электронное обучение как образовательную парадигму, содержит подборку трактовок e-learning как новый способ обучения или улучшающий существующую парадигму.

Второй этап международного проекта заключался в использовании метода Delphi, как способного обеспечить высокую степень достоверности для получения согласованного толкования термина «электронное обучение». По мнению экспертов (33 эксперта из 19 стран) на первое место вышла категория, характеризующая электронное обучение как образовательную парадигму, затем как систему взаимодействия, систему доставки знаний и наконец, технологичность электронного обучения.

В результате реализации международного проекта экспертами было отмечено несколько важных моментов, которые, по их мнению, должны быть учтены при формулировании универсального определения концепции электронного обучения:

1) при определении электронного обучения необходимо учитывать быстро меняющийся характер использования технологий преподавания и обучения;

2) электронное обучение может быть использовано не только для совместного образования, но и для индивидуального;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) электронное обучение является средством содействия в достижении целей обучения (формальных и неформальных);

4) электронное обучение представляет собой новую модель обучения (подготовки) или новый способ учиться;

5) концепция электронного обучения базируется на определенных социально -экономических факторах, которые не могут быть в явном виде включены в определение, но обязательно должны быть приняты во внимание.

Приведем определение (универсальное), которое было получено в результате проведенного исследования в рамках международного проекта:

«Электронное обучение представляет собой подход к преподаванию и обучению, составляющий всю или часть, применяемой образовательной модели, в основе которой находится использование электронных средств и устройств в качестве инструментов для улучшения досту-

па к обучению, общению и взаимодействию, что облегчает принятие новых способов понимания и развития обучения».

Авторы международного проекта «Формирование общего определения e-learning: подход к системе понятий» по результатам проведенных исследований сделали следующие выводы:

1. Электронное обучение является частью новой динамики, характеризующей образование 2l -го века, и находящейся на стыке таких дисциплин как информатика, коммуникационные технологии и педагогика. В результате чего электронное обучение ожидает постоянное развитие, так как образовательные потребности быстро меняются, а инструменты и технологии электронного обучения должны постоянно адаптироваться к этим потребностям.

2. Толкование концепта «электронное обучение» расширилось и стало включать в себя четыре основных аспекта: технологии, систему доставки, систему взаимодействия и образовательную парадигму.

3. Полученное определение электронного обучения расширяет возможности для дальнейших исследований по разработке моделей электронного обучения.

4. Эксперты внесли существенную характеристику в толкование электронного обучения - «способ преподавания и обучения», в связи с этим можно сделать заключение о развитии e-learning в направлении «новой образовательной парадигмы».

Оценив все достоинства полученных результатов международного проекта «Формирование общего определения e-learning: подход к системе понятий», мы пришли к выводу, что сформулированное (в результате реализации данного проекта) определение наиболее полно отражает системный характер сущности электронного обучения и приближает к пониманию концепции электронного обучения:

1. «подход к преподаванию и обучению» - это означает, что функциональные возможности инструментов и технологий e-learning обеспечивают не только процесс обучения (формальный и неформальный), но и призваны служить технической и технологической поддержкой процесса преподавания, способны повысить профессиональный уровень педагогов и обеспечить новый подход к образовательной системе;

2. «...подход ... составляющий всю или часть, применяемой образовательной модели» -такой подход предполагает построение различных образовательных моделей, в которых доля технологий e-learning может присутствовать как на минимальном уровне, так и достичь максимизации (maximizing e-learning) и на l00% состоять из онлайн - образования, а также интегрировать электронное обучение в традиционную модель;

3. «..применяемой образовательной модели, в основе которой находится использование электронных средств и устройств в качестве инструментов для улучшения доступа к обучению, общению и взаимодействию» - эта часть определения содержит в себе следующую смысловую нагрузку:

• уверенность в том, что электронное обучение будет обеспечивать эффективность образовательного процесса за счет улучшения доступа к обучению: доступность в плане географической свободы, снижения стоимости, возможности построения гибкого графика и вариантов посещения занятий (физический или виртуальный);

• переход на качественно новый уровень общения и взаимодействия, позволяющий в зависимости от поставленной педагогической задачи формировать различные модели (ученик -ученик, ученик-учитель, учитель-учитель, учитель-группа-ученик);

4. «.облегчает принятие новых способов понимания и развития обучения» - эта часть определения подтверждает перспективность внедрения инструментов и технологий электронного обучения и их потенциальные возможности для совершенствования новых форм, методов, средств и технологий реализации процесса обучения на современном уровне.

По нашему мнению, одним из достоинств рассмотренных результатов международного исследования является учет оценок экспертов с точки зрения междисциплинарности, в рамках системного подхода. Эксперты были подобраны как из числа универсальных специалистов в области использования ИКТ в образовании, так и узкие специалисты - эксперты, компетентные в области ИКТ, а также профессионалы из сферы образования. Такой подход способствовал выработке независимого и объективного решения в отношении включения ключевых позиций, которые наиболее полно отражают сущность электронного обучения.

По результатам данного исследования, авторская позиция интерпретации понятия «электронное обучение» базируется на следующих ключевых моментах:

1) электронное обучение - это образовательная технология, которая может полностью составлять образовательную модель или являться её частью;

2) электронное обучение - это общесистемная платформа, на которой можно строить учебный процесс и решать образовательные задачи на основе интеграции технологий электронного обучения в традиционную образовательную модель.

3) электронное обучение может обеспечивать педагогическую эффективность учебного процесса за счет:

• обеспечения доступа и доставки учебного материала;

• организации взаимодействия участников образовательного процесса;

• создания контента и систем управления контентом и обучением;

• организации информационных образовательных сред и систем управления знаниями Обзор российских и зарубежных научных и нормативно - справочных изданий, результаты исследований в рамках международного проекта «Формирование общего определения e-learning: подход к системе понятий», а также авторская позиция дают основание считать, что приведенное многообразие интерпретаций определения «электронное обучение» в наибольшей степени раскрывает представление о сущности электронного обучения. При этом важно отметить необходимость дополнительных исследований с целью формирования системной концепции электронного обучения.

БИБЛИOГРAФИЧEСKИЙ СПИСОК

1. Albert Sangrà, Dimitrios Vlachopoulos, Nati Cabrera «Building an inclusive definition of e-learning: An approach to the conceptual framework» // The International review of research in open and distance learning Vol: 13, № 2 (2012) http://www.irrodl.org/index.php/irrodl/article/view/1161.

2. Aктивные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное нособие/сост. Т.Г. Мухина.- Н. Новгород: НН^СУ, 2013.- 97 с.

3. Aндрюшкова, О.В., Козлова, A3. Комплексный подход к модернизации образовательного процесса нри комбинированной форме обучения//Электронное обучение в традиционном университете: сб.ст.- Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010.- с.25-36.

4. Глоссарий но дистанционному обучению WebSoft http://eng.websoft.ru/db/wb/root id/glossary/word/5mm/doc.html.

5. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, A. A. Кузнецов, A. Ю. Кравцова; нод ред. И. В. Роберт. — М.: Дрофа, 2008. — 312, [S] с. : ил. — (Высшее педагогическое образование).

6. Концепция Федерального закона «Об индустрии электронного обучения (e-learning)» (проект) [Электронный ресурс] режим доступа: http://mmc 1012 .unn .ru/News/Expert Soviet.php.

7. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р52б53-200б. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. М.:Стандартинформ, 2007. - 17 с.

8. Павлевковская И., Михалюк A., Печенкин A., Печенкина Е., Мельник К. «Е -Learning глоссарий»// Е-Learning World № 5-6, 2004.- с.100-106.

9. Пантюхин, П.Я. Проблемы использования электронных средств в изучении инженерной графики// Среднее профессиональное образование № 5, 2000.- с.19-21.

10. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений: В 2 кн. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛAДOС, 2003.- Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 57б с. :ил.

11. Преподавание в сети Интернет: Учеб. пособие /Отв. редактор В.И.Солдаткин. — М: Высшая школа, 2003 — 792 с.

12. Приказ Минобразования России от 30.05.1997 г. № 1050 «О проведении эксперимента в области дистанционного образования» http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=274341#049654799300647656.

13. Решение коллегии Министерства образования РФ от 2б.0б.2002 г. № 1б/1 «Об итогах эксперимента в области дистанционного обучения и перспективах развития дистанционных образовательных технологий» http://docs.cntd.ru/document/901837306.

14. Роберт, И. В., Поляков, В. A. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. — М.: Образование и Информатика, 2004. - б8 с.

15. Соловов, A3. Электронное обучение - новая технология или новая парадигма? // Дистанционное и виртуальное обучение. 2007. № 3 - с. 58-61.

16. Соловов A3. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. - Самара: «Новая техника», 200б.- 492 с.: ил.

17. Тихомиров, В.П. Проблемы и перспективы развития электронного образования в мире. Сравнительный анализ национальных политик государств в области электронного обучения//Вестник национального комитета интеллектуальные ресурсы России № 1,2004 - 54 с.

18. Тихомирова, Е.В. электронный журнал «Работа с персоналом» http://www.hr-j ournal.ru/ articles/op/op_1186 .html.

19. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. — М.: ИИО РAO, 200б. — 40 с. 4. Пантюхин П.Я. Проблемы использования электронных средств в изучении инженерной графики// Среднее профессиональное образование № 5, 2000 - с.19-21.

20. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / нод ред. И.В. Роберт, ТА. Лавиной, Л.Л. Босовой. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - б9 с.: ил. - (Информатизация образования) http://iuorao.ru/pg_dic/ (режим доступа 2018 г.)

21. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации"- 0-13 Москва: Проспект, 2014.-160 с.

22. Хлонаева, НА. Электронное образование: Возможности и ограничения нового рынка//Вестник национального комитета интеллектуальные ресурсы России № 1,2004 -3б с.

23. Хортон У., Хортон К. Электронное обучение: инструменты и технологии /Пер. с англ.- М.: KУДИЦ-OБРA3, 2005. -б40 с.

24. Щепотин, А.Ф., Федоров, В.Д. «Современные технологии обучения в профессиональном образовании» Москва, НПЦ «Профессионал - Ф», 2005.- 40 с.

Л. Г. Интымакова

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАК СПОСОБ

ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СОЦИУМЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема сосуществования в общих социальных рамках представителей различных культур, конфессий и национальностей. Автор приходит к выводу о том, что одним из приоритетных направлений воспитания является формирование толерантной личности.

Ключевые слова: толерантность, сосуществование, культурное многообразие, мировоззрение.

L. G. Intymakova

THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS AS A WAY THE UPBRINGING OF A TOLERANT PERSONALITY IN MULTICULTURAL SOCIETY

Abstract. The article discusses the problem of coexistence in a common social framework of différent cultures, faiths and nationalities. School is the basic institution of society. The author conclude that one of the priorities of educational work in the modern school is the formation of a tolerant person.

Key words: tolerance, coexistence, educational work, cultural diversity, оutlook.

Все ярче и все острее в современном мире встает проблема сосуществования в общих социальных рамках представителей различных культур, конфессий и национальностей. Миграционные процессы порождают множество проблем, связанных с культурной самоидентификацией. Особенно актуальным решение данных проблем становится в последнее время в нашей стране.

Россия, как известно, - многонациональное государство. В ней проживают, по последним данным, более 100 народов и этнических групп. Современное российское общество объединяет в себе различные, часто абсолютно противоположные друг другу группы людей. Необходимость их сосуществования порождает требование социальной толерантности.

Согласно определению Философского энциклопедического словаря, «толерантность - это терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [6].

Еще какое-то время назад и для России, и для мира в целом самым распространенным видом являлась экономическая миграция, но теперь мы имеем дело, в первую очередь, с волной непредсказуемой неорганизованной миграции на фоне военных, социально-политических, межконфессиональных и межнациональных конфликтов.

Будучи вынужденными переселенцами, люди чаще всего испытывают нетипичные сложности аккультурации, в частности, связанные с тем, что мигрируют сразу большие группы, и на новой для человека территории он частично сохраняет старую этнокультурную среду. А это, в свою очередь, приводит к дополнительной социальной напряжённости, усугубляющей этнокультурный разрыв, поскольку в проблемных этноконтактных ситуациях всегда нарастает этнокультурная нетерпимость. Налицо замкнутая ситуация, механизмов разрешения которой современное общество пока не выработало.

Российское общество все в большей мере осознает, что для осуществления цивили-зационного прорыва в XXI веке недостаточно только надежды на силы самоорганизации культуры. Нашему государству необходимо четко выделить основные направления развития образования и культуры и формы их поддержки, например, в форме реализации национальных проектов, а также определить способы и формы влияния на систему ценностных ориентаций современной молодежи, формируя чувство патриотизма, выступая против национализма и нацизма, экстремизма и терроризма.

В нашей стране осмысление проблем, связанных с коммуникацией представителей разных социокультурных систем, началось сравнительно недавно. Развитие этого направления исследований стимулирует практический интерес, который вызван, в том числе, и формированием образовательных структур, которые ориентированы на образцы западных систем обучения.

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.