Интерпретация образов и символов в шестой сонате для фортепиано С. Прокофьева
Се Сяолинь,
ассистент-стажер, преподаватель, Чунцинский университет искусств и наук
«Шестая фортепианная соната», «Седьмая фортепианная соната» и «Восьмая фортепианная соната» Прокофьева на -зываются военными сонатами. Это связано с тем, что композитор писал эти произведения в годы войны, а правители искоренили многих реакционных литераторов, музыкантов и т.д. Прокофьев как музыкант тоже подвергался критике за свои произведения. Именно на социальном фоне войны Прокофьев сочинил Шестую фортепианную сонату. «Фортепианная соната № 6» - произведение с относительно большой структурой среди девяти сонат Прокофьева. Имеет высокую степень тех нической сложности. Оно было создано в годы советской вой -ны и известно также как «Военная соната». В данной статье в качестве объекта исследования взята «Фортепианная соната № 6». В ней предполагается привести общую характеристику сонаты и отразить символы, используемые автором.
Ключевые слова: Прокофьев, шестая соната, фортепиано, образы и символы, фортепианная музыка.
Введение
«Фортепианная соната № 6» Прокофьева была написана в 1939 году и закончена в 1940 году. Произ -ведение впервые было передано по радио 8 апреля того же года.
«Шестая фортепианная соната», «Седьмая фортепианная соната» и «Восьмая фортепианная соната» Прокофьева называются военными сонатами. Это связано с тем, что композитор писал эти произведения в годы войны, а правители искоренили многих реакционных литераторов, музыкантов и т.д. Прокофьев как музыкант тоже подвергался критике за свои произведения. Именно на социальном фоне войны Прокофьев сочинил Шестую фортепианную сонату. «Соната № 6» со -стоит из четырех частей, включая несколько тем, таких как предыстория войны, воображение спокойной жизни и возвращение к реальности войны. Первая и четвертая части имеют наиболее слож ную структуру, а вторая часть быстрее. Скерцо, третья часть - вальс. «Соната № 6» через описание жестокой войны выражает стремление Прокофьева к мирной и красивой жизни, его сильный патриотический дух.
о с
и
см см
Общий обзор сонаты № 6 С. Прокофьева
Первая часть фортепианных произведений Про -кофьева сложена преимущественно в двух типах. Первый - это бесконечно движущийся тип, с быстро бегущими сегментами, полными жизненной си лы и бесконечной силы; второй тип - вдумчивый и певческий тип, эти мелодии имеют характеристики взлетов и падений, трепещущих или чистых лирических мелодий. Первая часть «Фортепианной сонаты № 6» Прокофьева имеет большую структуру и находится в сонатной форме, композитор принял современный гармонический язык и сложную фактуру, отражающую лиризм, современность и другие особенности.
Первая часть - в сонатной форме, в тональ ности ля мажор, с контролируемым аллегро. Она разделена на три части: изложение, развитие и реприз. Основная часть - такты с 1 по 23 в тональности ля мажор. Связующая часть - такты с 24 по 39, от фа мажор до си-бемоль мажор, а затем до си минор. Минорная партия - это такты с 40 по 87 в тональности ля минор, которая яв -ляется одноименной минорной тональностью, что и основная партия. Заключительная часть - такты 87-91, в тональности ля минор. В первой главе использован ритм в стиле токката, быстрый и динамичный.
Вторая часть «Фортепианной сонаты № 6» Прокофьева представляет собой сложную трилогию, выполненную в тональности ми мажор, алле -гро минор. Настроение второй части более живое и интересное, чем первой. В тактах с 1 по 7 первой части и правая, и левая рука играют непрерывные аккорды колонны, а мелодические линии отражают стремление людей к миру и красоте. Мелодия в тактах 20-22 перекликается с тактом 147 пере -просмотра. В этой мелодической линии композитор использует большое количество полутоновых систем. В первой части и репризе высота звука этой звучной мелодии также отличается на одну октаву. Высшая октава в репризе выражает сублимацию эмоции автора.
Третья часть «Шестой фортепианной сонаты» Прокофьева также представляет собой сложную трилогию, очень медленный вальс до мажор. Музыка в тональности до мажор, использованная в третьей части, ярка и выражает стремление на рода к мирной и лучшей жизни. В представлении этого движения скорость медленная, а спокой ствие продолжительное, как будто фейерверк вой ны постепенно угас от людей, и люди, наконец, мо -гут насладиться моментом спокойствия и комфор -та. В развивающей части автор использует много триолей и терций для создания слегка напряжен -ной атмосферы. В репризе гармонический язык более разнообразен, чем в излагающей части, что усиливает звуковую окраску.
Четвертая часть «Фортепианной сонаты № 6» Прокофьева - в сонатной форме, в тональности ля минор, быстрая и живая. Четвертая часть состоит из четырех частей: изложения, развития, репризы и коды. В первой теме четвертой части используется большое количество непрерывных шестнад цатых нот, что усиливает плавность и напряжение музыки, тогда как в партии аккомпанемента используются удары в такт каждого такта, что еще больше усиливает напряжение музыки. От первой части до четвертой, хотя музыкальные образы, вы -раженные в каждой части, различны, они наследуют друг друга. Страх войны побуждает людей жаждать мирной жизни. Хотя реальность и фантазия далеки друг от друга, люди все же предпочитают смело вступать в войну, творчество Прокофьева предполагает, что люди должны мужественно смо треть в лицо реальной жизни, воодушевляет людей в форме музыки и дает настоящую ценность и очарование музыкального искусства.
Анализ образов и символов сонаты № 6
Шестая соната для фортепиано Сергея Прокофье -ва представляет собой богатую палитру образов и символов. Среди них можно выделить образы бездушной жестокости и устрашающего напора, которые отражают нарастающую атмосферу наси лия и милитаризма середины ХХ века. Они проявляются в жёстких акцентированных аккордах, поли -функциональных и политональных гармонических конструкциях.
Также в произведении встречаются лирические темы. Они противопоставлены ярким механистич -ным образам, и эти темы выражают протест на силию над человеком и символизируют его этиче -ский идеал. Музыкальный язык этих тем характе -ризуется выразительными «речевыми» интонациями и оборотами, напоминающими живую челове -ческую речь.
Для динамического нагнетания используются приёмы механического («автоматического») os-йпа№. Колокольно-тревожные образы отражают набатную тревогу тех лет, жестокость фашизма и яростную ненависть.
Так, Прокофьев в своей шестой сонате для фортепиано демонстрирует новые качества: об ширность, свежесть, мощную симфонизацию и усиленный драматизм. Это величественное про -изведение наполнено отвагой, смелостью и титанической энергией. Здесь уже нет той дерзости, которая граничила с веселым задором и всегда была сопровождена улыбкой, радостной бравадой молодых лет. Вместо этого можно увидеть гру бую и могущественную волю, жесткое нападение, яростное напряжение смертельной борьбы и вол нующее переживание судеб мира, «путей челове -чества».
«Меня поразила необычайная ясность стиля и конструктивное совершенство музыки, - вспоминает С. Рихтер. - Я никогда не слышал ничего подобного. С варварской смелостью компози тор отказывается от идеалов романтики и вводит в свою музыку разрушительный пульс XX века».
Первая часть имеет волнующий характер, иногда лирический, иногда сдержанный. Вторая часть, Ларго, более яркая и мелодичная. Быстрый основной финал финальной части похож на мою Пятую симфонию, за исключением вызывающих воспоминания мрачных пассажей в первой части. Как писал Нестьев, первая часть - самая трагич -ная из трёх. Это сложный и непредсказуемый отрывок, в котором меланхоличная пасторальная музыка сочетается с мрачным, пронзительным маршем. Он начинается с безмолвного фортисси мо духовых инструментов и заканчивается очень мягкими зловещими барабанами на пианиссимо, причем Прокофьев занимает более широкую об ласть между ними (темп продолжает меняться да же на последней странице, между Аллегро и пере -ключением между анданте) (рис. 1).
Рис. 1. Фрагмент сонаты № 6
Медленная средняя часть начинается со взрыв ного звука, который в конечном итоге уступает ме сто величественной лирической сцене из вели колепной партитуры балета Прокофьева «Ромео
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
и Джульетта». Провокационная какофония неистовых духовых инструментов и барабанов заглушает все, в то время как нерешительное соло гобоя и приглушенная труба медленно приводят к тихому завершению (рис. 2).
Рис. 2. Фрагмент № 2 из сонаты № 6 Прокофьева
Финал третьей части - жизнерадостная музы -ка, хотя и не без ощущения «неизлечимых ран». Нестьев назвал его «активным, атлетически активным Vivace». Но в коде Прокофьев возвраща -ет нас к «печали первой части, зацикленной мелодии, зловещим образам ярости войны» (слова Не -теева) и мрачным воспоминаниям о действительности. Все это отложено в сторону, но память все еще жива (рис. 3).
о с
U
см см
Рис. 3. Фрагмент № 3 в сонате № 6 Прокофьева
Таким образом, изучая символы, можно сказать, что в своей сонате № 6 Прокофьев показывает яростное возмущение, колокольную тревогу, варварство, злобу и высокий драматизм борьбы через такой символ как трубный призыв, который повторяется в неизменном виде в фина ле и в трансформированном виде в других частях цикла и является важной составляющей многоа спектного образа главной партии.
Для создания экспрессионистический характер темы главной партии автор использует син копическую остроту. Это показывает гиперболизацию, предельную обостренность мелодико-гармонических и ритмических средств.
Побочная партия, как символ, напоминает застенчиво хрупкий лиризм Джульетты и Золушки в балетах Прокофьева. Она символизирует мягкость и душевную чистоту. Переменный лад мажоро минора проявляется в тональности побоч ной партии (до мажор) и символизирует перемен -ность и неустойчивость.
Все это вместе создает уникальное звучание произведения, которое отражает исторический контекст времени её создания и личные переживания композитора.
Заключение
Как выдающийся композитор современности, Прокофьев внес важный вклад в создание сонат для фортепиано. Его «Соната для фортепиано № 6» доводит структуру классической музыки до край ности. Части с первой по четвертую взаимосвязаны. В ней от начала до конца видны символы, лады четырех частей образуют основную аккор -довую структуру тональности ля, отражая искус -ную структурную компоновку классической сонаты. В то же время идеологический подтекст, выражен -ный в этой работе, глубок: тема войны отражает прекрасное стремление людей к мирной жизни и, наконец, заканчивается побуждением людей взглянуть в лицо реальности, сублимируя смысл и коннотацию темы войны. В письме используются разные эмоции и музыкальные образы, а различ -ные приемы прикосновения, такие как лирическое прикосновение и ударное прикосновение, отражают музыкальные темы войны и мира, а также музыкальное движение ритма в стиле токката. Атмосфера музыкального произведения, движение октавы вниз создает устрашающую атмосферу войны. Пе -дальная обработка, быстрый бег по гамме и другие методы игры также интерпретируют образ и смысл произведения с разных сторон. Это внесло вклад в жанр фортепианной сонаты, и в то же время пре -красно демонстрирует практическое значение му зыкального искусства для народа, выражает страх людей перед войной в форме музыки, выражает прекрасное стремление людей к миру с помощью музыкальных нот.
Литература
1. Сюй Чучу. Перевод Сунь Юланя. Избранные произведения «Прокофьева». Мемуары. Критическая биография [М.] Пекин: Издательство «Культура и искусство», 1987.
2. Дмитрий Шостакович и др. Вспоминая Прокофьева [М] Пекин: Издательство «Народная музыка», 1990.
3. Мари-Клер Мюза. Музыка двадцатого века [M], Пекин: Culture and Art Press, 2005.
INTERPRETATION OF IMAGES AND SYMBOLS IN S. PROKOFIEV'S SIXTH PIANO SONATA
Xie Xiaolin
Chongqing University of Arts and Sciences
Prokofiev's "Sixth Piano Sonata", "Seventh Piano Sonata" and "Eighth Piano Sonata" are called military sonatas. This is due to the fact that the composer wrote these works during the war years, and the rulers eradicated many reactionary writers, musicians, etc. Prokofiev as a musician was also criticized for his works. It was against the social backdrop of the war that Prokofiev composed the Sixth Piano Sonata. Piano Sonata No. 6 is a work with a relatively large structure among Prokofiev's nine sonatas. Has a high degree of technical complexity. It was created during the Soviet war and is also known as the "War Sonata". In this article, "Piano Sonata No. 6" is taken as the object of study. It is intended to provide a general description of the sonata and reflect the symbols used by the author.
Keywords: Prokofiev, sixth sonata, piano, images and symbols, pi -ano music.
References
1. Xu Chuchu. Translation by Sun Yulan. Selected works of "Prokofiev". Memoirs. Critical biography [M.] Beijing: Culture and Art Publishing House, 1987.
2. Dmitry Shostakovich and others. Remembering Prokofiev [M] Beijing: Folk Music Publishing House, 1990.
3. Marie-Claire Muza. Music of the Twentieth Century [M], Beijing: Culture and Art Press, 2005.