Научная статья на тему 'ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РУССКОГО УЗОРА В СОВРЕМЕННОЙ ВЫШИВКЕ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РУССКОГО УЗОРА В СОВРЕМЕННОЙ ВЫШИВКЕ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
86
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УЗОР / ЭТНИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ / КОМПЬЮТЕРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ РИСУНКА / ЦИФРОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВЫШИВКИ / ВЫШИВАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / АВТОРИЗИРОВАННАЯ ВЫШИВКА

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Кудрявцева Е.А., Синеок А.Б.

Методы интерпретации или прототипирования исторического текстильного образца освещены недостаточно широко, однако играют значимую роль при реконструкции определенных видов объектов в сфере театра и кино, имеют значимую позицию в современной моде. В данной статье мы обозначим основные цифровые инструменты и порядок их применяя, отвечающие современным требованиям возрастающего интереса к этническим техникам и мотивам, национальным особенностям декорирования текстильных изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPRETATION OF THE NATIONAL RUSSIAN PATTERN IN MODERN EMBROIDERY BY MEANS OF DIGITAL TECHNOLOGIES

Methods of interpretation or prototyping of a historical textile sample are not widely covered in the modern scientific literature. But they play a significant role in the reconstruction of certain types of objects. Costume reconstruction is an important part in the field of theater and cinema. The modern fashion image also takes inspiration from history. Now the author's products retain a significant position in the fashion world. The growing interest in ethnic techniques and motifs, as well as in the national peculiarities of textile decoration, requires a detailed study. In this article, we will outline the main software packages, digital tools, and how to use them. In search of original historical sources, we turned to the unique collection of the Kosygin University. We studied a collection of hand-made towels and valances. The entire collection belongs to different periods of the XIX century. The article notes the technical features of the preparation of the embroidery module, which affect the quality of the product and the technology of its creation. There is a photo of the screen of the sewing and embroidery machine at the stage of technical tincture. Some manufacturing steps and a complete set of patterns are demonstrated. The finished product is a linen dress. The collar and cuffs are decorated with elements of standard embroidery. But each element has been revised and decorated as an ethnic element of the decor. The front part of the dress is decorated with embroidery of the author's design. The economic aspect of the use of an automated sewing and embroidery machine for the creation of author's products is noted.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РУССКОГО УЗОРА В СОВРЕМЕННОЙ ВЫШИВКЕ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Интерпретация национального русского узора в современной вышивке средствами цифровых технологий

Е.А. Кудрявцева, А.Б. Синеок

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина

Аннотация: Методы интерпретации или прототипирования исторического текстильного образца освещены недостаточно широко, однако они играют значимую роль при реконструкции определенных видов объектов в сфере театра и кино, сохраняют важную позицию авторского изделия в современной моде. Возрастающий интерес к этническим техникам и мотивам, национальным особенностям декорирования текстильных изделий требует своего освещения. В данной статье мы обозначим основные программные пакеты, цифровые инструменты и порядок их применения. Продемонстрированы некоторые этапы изготовления и полный набор узоров. В поисках оригинальных исторических источников мы обратились к уникальной коллекции Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина: к коллекции рушников и подзоров ручного изготовления, датируемой всей протяженностью XIX века. В статье отмечены технические особенности подготовки вышивального модуля, влияющие на качество изделия и технологию его создания. Ключевые слова: русский национальный узор, этнический орнамент, компьютерное проектирование рисунка, цифровое проектирование вышивки, вышивальный модуль, авторизированная вышивка.

На всех этапах истории человеческого сообщества «зеркалом» нравственных устоев, национального характера в большой мере является одежда народа в целом, социальной группы и отдельного человека.

Одним из важнейших элементов человеческой культуры является костюм. Он объединяет в себе различные функции, является показателем личных заслуг человека и хранителем наиболее ценных вещей хозяина.

Вместе с тем, изучение национального костюма помогает понять культурное наследие народа и традиций. Традиции вышивального искусства постоянно развивались. Вышивка приобрела широкое распространение в качестве техники декорирования аксессуаров и костюма. Особенно популярны вышивки по национальным мотивам. Вероятно, это происходит потому, что уникальные приемы или техники, требующие ручного кропотливого труда, получая возможность преобразования, интерпретации или реконструкции с помощью вышивального оборудования, вместе с тем

становятся более тиражируемыми и привлекают интерес. Следует отметить, что переход к машинной вышивке нельзя связывать с понижением качества изделия или утратой его уникальности. Современные автоматизированные швейно-вышивальные и вышивальные машины, и комплексы не только позволяют воплотить в жизнь новые идеи, но и дают возможность создавать высочайшего качества реплики, интерпретации или реконструкции старинного вышитого узора. Универсальность швейно-вышивальной машины дает ей возможность быть включенной в производства малого и среднего бизнеса, и быть дополнительным инструментом дохода, особенно при производстве изделий этнического характера, которыми интересуется все больший и больший круг потребителей и ценителей оригинального изделия [1]. Это немаловажно для нашей страны, ведь предприятия легкой промышленности расположены практически во всех субъектах Российской Федерации [2].

Переходя к практической части вопроса автоматизированной вышивки, следует отметить инструменты работы специалиста в данной области. Благодаря применению современных технологий и материалов, их спектр отличается разнообразием. Среди активно используемых цифровых инструментов следует выделить две группы:

1. программное обеспечение широкого профиля для разработки растровых и векторных объектов (в общем смысле это программы для разработки двумерной графики);

2. программное обеспечение создания или формирования вышивального модуля.

В порядке применения могут быть вариации: изображение разрабатывается в программе двумерной графики, а затем передается программе разработки вышивального модуля, либо будущая вышивка проектируется сразу в среде проектирования вышивального модуля. Выбор

порядка зависит от возможностей доступного и используемого программного обеспечения [3].

Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (далее РГУ им. А.Н. Косыгина) хранит обширную коллекцию ручной вышивки, где отдельного внимания требует коллекция русской вышивки. И именно на традиционные мотивы вышивки русских рушников был направлен наш интерес.

Символизм и характер вышивки рушников - неотъемлемые объекты изучения, требующие отдельного освещения и углубления в области истории и искусствоведения. Стоит отметить, что для отбора графических элементов рассматривались исключительно праздничные рушники центральной части Российской империи XIX века (рис. 1).

Рис. 1 - Часть экспозиционного пространства «Русский зал» РГУ им. А.Н. Косыгина: рушники, платки, подзоры, утварь, костюмы Для интерпретированного мотива русской вышивки были отобраны несколько комбинаций узоров, они скомпонованы в эскизе и отрисованы в программе векторной графики CorelDRAW. Для передачи изображения в

программу подготовки вышивального модуля необходимо соблюдать правило сохранения в определенном читаемом формате. В данном случае изображение сохраняется в формате WMF (Windows MetaFile - это универсальный формат векторных графических файлов для Windows-приложений. Используется для хранения коллекции графических изображений Microsoft Clip Gallery. Формат разработан Microsoft и является неотъемлемой частью Windows, так как сохраняет последовательность аппаратно-независимых функций GDI (Graphical Device Interface), непосредственно выводящих изображение в заданный контекст графического устройства) [4]. Затем передается программе PE-DESIGN, где выполняется настройка застила, т.е. устанавливаются качественные параметры будущей вышивки. Тонкие линии достраиваются в самой программе ввиду невосприимчивости к тонким объектам (около 0,25 пунктов) переданного файла формата WMF или их неточного отображения [5]. После необходимых настроек вышивальный модуль передается швейно-вышивальной машине. И в окне настройки вышивки ведется завершающая стандартная процедура настройки технических параметров: скорость движения иглы, высота лапки, натяжение нити.

На фотографии ниже показан экран швейно-вышивальной машины, где отображен рисунок левой части вышивки и центральная композиция узора, предназначенные для украшения полочки (половины передней части лифа) платья (рис. 2).

Рис. 2 - Экран швейно-вышивальной машины на этапе технической

настойки

В качестве основы выбрана натуральная ткань, основным компонентом которой является лен. За оригинальность, конструирование и изготовление платья отвечала студентка Городнова Мария.

Декоративные элементы для манжет или воротника-стойки, показанные ниже, выбраны из каталога оригинальных орнаментальных решений Brother (Brother Industries Ltd, Japan - это компания, производящая швейные и вышивальные машины высочайшего качества, как для промышленного, так и для домашнего использования [6], владельцу оригинальной техники доступны каталоги и их обновления, а также возможности редактирования предложенных дизайнов) (рис. 3). Ромбовидные композиции не нарушают эстетику стилизованного узора, работают как дополнительный элемент вышиваемой композиции [7]. Композиция для плечевой части - также авторская разработка, которая создана на основе широко распространенных мотивов праздничных рушников.

Й Инженерный вестник Дона, №3 (2021) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n3y2021/6873

Рис. 3 - Декоративные элементы для манжет или воротника-стойки Общий вид изделия и основные вышитые элементы показаны на модели (рис.4 и рис. 5).

Рис. 4 - Коллаж, общий вид изделия

Рис. 5 - Основные вышитые элементы Заключение

Вышеописанный метод комбинации нескольких программных сред, а также автоматизированного швейно-вышивального комплекса, позволяет не только автоматизировать процесс актуального направления интерпретации исторической, этнической вышивки, но и расширить возможности прототипирования и реконструкции исторических образцов и полноценных костюмов. Созданный таким образом объект может стать объёмно-графическим элементом музейной экспозиции, арт-экспонатом [8] или частью этого пространственного элемента, выступить в качестве усилителя эстетического эмоционального воздействия музейного пространства, стать частью контактной экспозиции [9]. Современные вопросы, решаемые за счет разработки прототипов, позволяют взглянуть на исторический объект с иной стороны и в некоторых случаях разрешают конструкторскую или технологическую загадку изделия [10]. Кроме того, применение автоматизированной вышивки в сфере реконструкции исторического костюма или другого текстильного объекта значительно удешевляет процесс воссоздания образца, не снижая его качественных характеристик.

Литература

1. Miller M., Briggs-Goode A., Townsend K., 6 - Embroidered textile design (UK), 2011. URL: doi.org/10.1533/97808570925 64.2.129.

2. Рокотянская В.В., Россинская М.В. Направления повышения устойчивости функционирования предприятий легкой промышленности Ростовской области // Инженерный вестник Дона, 2010, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2010/239

3. Синеок А.Б., Фирсов А.В., Кавецкая Н.Б., Кудрявцева Е.А. Компьютерная подготовка изображения для вышивки // Дизайн, технологии и инновации в текстильной и легкой промышленности (Инновации - 2014). Сборник материалов Международной научно-технической конференции. 2014. С. 143-145.

4. Решение основных проблем и задач для каждого из типов файлов. URL: filesreview.com/ru/info/wmv

5. Кавецкая Н.Б., Синеок А.Б. Подготовка изображения для вышивальной машины // Инновационное развитие легкой и текстильной промышленности (ИНТЕКС-2014). Сборник материалов. 2014. С. 99-100.

6. BROTHER - швейные машины. URL: brother-russia.ru/o-nas/brother-shveynye-mashiny/

7. Fursova E.F., Zoomorphic images in eastern slavic embroidery of southwestern Siberia. Archaeology, Ethnology and Anthropology of Eurasia (UK), 2008. URL: doi.org/10.1016/j.aeae.2009.03.010.

8. Гринцевич Л.В. Трансформация видов и принципов дизайна в современном мире // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2017. №4 (16). URL: cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-vidov-i-printsipov-dizayna-v-sovremennom-mire

9. Горгорова Ю.В., Греков И.Ю. Выявление структуры объёмно-графических элементов музейной экспозиции и определение основных принципов их проектирования // Инженерный вестник Дона, 2013, № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2088

10. Сухова А.П., Ничуразова А.А., Кудрявцева Е.А., Новиков А.Н. Интерпретация фрагментов исторического костюма с помощью современных аддитивных технологий // Всероссийская научно-практическая конференция «ДИСК-2018». Сборник материалов. 2018. С. 75-77.

References

1. Miller M., Briggs-Goode A., Townsend K., Embroidered textile design (UK), 2011. URL: doi.org/10.1533/97808570925 64.2.129.

2. Rokotjanskaja V.V., Rossinskaja M.V. Inzhenernyj vestnik Dona, 2010, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2010/239

3. Sineok A.B., Firsov A.V., Kaveckaja N.B., Kudrjavceva E.A. Dizajn, tehnologii i innovacii v tekstil'noj i legkoj promyshlennosti (Innovacii 2014). Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii. 2014. pp. 143-145.

4. Reshenie osnovnyh problem i zadach dlya kazhdogo iz tipov fajlov [Solving basic problems and tasks for each of the file types]. URL: filesreview.com/ru/info/wmv

5. Kaveckaja N.B., Sineok A.B. Innovacionnoe razvitie legkoj i tekstil'noj promyshlennosti (INTEKS-2014). Sbornik materialov. 2014. p. 99-100.

6. Brother - shvejnye mashiny [Brother is the sewing machine]. URL: brother-russia.ru/o-nas/brother-shveynye-mashiny.

7. Fursova E.F. Archaeology, Ethnology and Anthropology of Eurasia (UK), 2008. URL: doi.org/10.1016/j.aeae.2009.03.010.

8. Grincevich L.V. Jekonomicheskie i social'no-gumanitarnye issledovanija. 2017. №4 (16). URL: cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-vidov-i-printsipov-dizayna-v-sovremennom-mire

9. Gorgorova Ju.V., Grekov I.Ju. Inzhenernyj vestnik Dona, 2013, № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2088

10. Suhova A.P., Nichurazova A.A., Kudrjavceva E.A., Novikov A.N. Vserossijskaja nauchno-prakticheskaja konferencija DISK-2018. Sbornik materialov. 2018. pp. 75-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.