"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"
УДК 37.034
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-5-24-30
INTERPRETATION OF MAHABHARATA AS A WAY OF MORAL BECOMING OF A CHILD'S PERSONALITY
Buturlova V. V.
Moscow City University, Moscow, Russian Federation
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МАХАБХАРАТЫ КАК СПОСОБ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА Бутурлова В.В.
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, Российская Федерация
Аннотация. Актуальность: в данной статье рассматривается возможность нравственного становления личности ребенка в процессе интерпретации мифологических сюжетов Махабхараты. Выбор данного произведения как объекта исследования обусловлен несколькими факторами. Во-первых, Махабхарата является величайшим литературным памятником не только индийской, но и мировой литературы. Поэма повествует о вражде двух царских династий, закончившейся грандиозной битвой. Помимо основных сюжетных линий посредством традиционного приема инкорпорации в эпос вставлены отдельные сказания, легенды, притчи и другой богатейший фольклорный материал. Во-вторых, содержание Махабхараты, включая вставные эпизоды, отличается лейтмотивом поощрения нравственности и наказания аморальности. Каждый сюжет поэмы обращает внимание читателя на необходимость морально-нравственного становления как неотъемлемой части процесса саморазвития. Целью данной работы является попытка показать, что формирование морально-нравственных качеств личности ребенка возможно через интерпретацию мифологических сюжетов Махабхараты. Материалы и методы: само исследование основывается на анализе методических принципов педагогов-гуманистов, ориентирующихся на личность ребенка, его индивидуальные интересы. Методы вовлеченного взаимодействия в учебном процессе способствуют не только деятельному подходу в обучении, но и глубинному восприятию нравственных ценностей, транслируемых в мифологических сюжетах. Согласно принципам гуманистической педагогики, морально-нравственное становление личности ребенка должно происходить естественным образом, а не через назидание и дидактизм. Наиболее эффективным методом данного направления является обращение к изучению литературы и других памятников культуры. Заключение и результаты: отталкиваясь от собственных впечатлений в процессе рефлексии ученик соотносит себя с литературными
Abstract. The relevance: this article discusses the possibility of the moral formation of a child's personality in the process of interpreting the mythological plots of Ma-habharata. The choice of this text as an object of study is due to several factors. First of all, Mahabharata is the greatest literary masterpiece of not only Indian, but also of world's literature. The poem narrates of the enmity of two royal dynasties, which ended in a grandiose battle. In addition to the main storylines, through the traditional method of incorporation into the epic poem, individual legends, parables and other various folk materials are inserted. Second of all, the content of Mahabharata, including parenthesis, is distinguished by the leitmotif of promoting morality and punishing immorality. Each poem's plot draws the reader's attention to the need of moral development as an integral part of the process ofself-devel-opment. The aim of this work is an attempt to show that the formation of moral qualities of a child's personality is possible through the interpretation of Mahabharata's mythological plots. Materials and methods: the study itself is based on the analysis of methodological principles of humanistic educators, focused on the personality of the child, and his individual interests. The methods of interaction involved in the educational process contribute not only to an active approach to learning, but also to a deep perception of moral values broadcasted in mythological plots. Due to the principles of humanistic pedagogy, establishing of the moral agent in a child's personality should occur in a natural way, and not through edification and didacticism. The most effective method in this direction is to study literature and other cultural monuments. Results and conclusions: based on his own impressions in the process of reflection, a pupil relates himself to literary heroes and the troubles they go through. Such cognitive analysis allows us to translate theoretical experience into the field of personal comprehension in the process of interpreting mythological plots, which is the basis of child's moral development.
Э-
героями и теми перипетиями, в которых они участвуют. Такой когнитивный анализ позволяет в процессе интерпретации мифологических сюжетов перевести теоретический опыт в область личного постижения, что является основой морально-нравственного становления ребенка.
Ключевые слова: Махабхарата, концепт, герой, интерпретация, мифологический сюжет, нравственное становление, сочинение.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1]. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3 т., т. 1. М.: Педагогика, 1979. - 560 с.
[2]. Безродных Т.В. Концептуальные основы становления личности человека // Вестник «Ученые записки ЗабГУ». - 2010. №5 [34]. - С. 127-132.
[3]. Васягина Н.Н. Самосознание как условие субъектного становления личности. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samosoznanie-kak-
uslovie-subektnogo-stanovleniya-lichnosti (дата обращения: 12.04.2020).
[4]. Узнадзе Д.Н. Психологическая наука в России ХХ века. М.: Прогресс, 1997. - С. 420.
[5]. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. СПб.: Питер, 2017. - 288 с.
[6]. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. М.: Норинт, 2008. 1536 с.
[7]. Амонашвили Ш.А. В Чаше Ребенка сияет зародыш зерна Культуры. - М.: Амрита, 2008. - 34 с.
[8]. Мелетинский Е.М. Мифы древнего мира в сравнительном освещении. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/mele t10/06.php (дата обращения: 30.02.2020).
[9]. Махабхарата. Книга первая: Адипарва. Под ред. А.П. Баранникова. — М: Наука, 1950. — 739 с.
[10]. Йогананда П. Бхагавадгита. Беседы Бога с Ар-джуной. - М.: София, 2015. - 1232 с.
[11]. Абхинавагупта. Гитартхасанграха. - М.: Ганга, 2008. - 99 с.
[12]. Иванова С.Ф.Введение во храм слова. - М.: Отчий дом, 2006. - 334 с._
Keywords: Mahabharata, concept, hero, interpretation, mythological plot, moral becoming, composition.
REFERENCES
[1]. Sukhomlinskii V.A. Selected pedagogical essays in 3 v. V. 1. M.: Pedagogica, 1979. - 560 p.
[2]. Bezrodnih T.V. Conceptual basis of human's personality formation // Vestnik "Uchenie zapisky ZabGU". - 2010. №5 [34]. - P. 127-132.
[3]. Vasiagina N.N. Self-awareness as a condition of subjective formation of personality. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samosoznanie-kak-uslovie-subektnogo-stanovleniya-lichnosti (date of application: 12.04.2020).
[4]. Uznadze D.N. Psychological science in Russia in XX century. M.: Progress, 1997. - P. 420.
[5]. Rubinshtein S.L. Being and consciousness. SPb.: Piter, 2017. - 288 p.
[6]. Kuznetsov S.A. Big Dictionary of Russian language. М.: Norint, 2008. 1536 p.
[7]. Amonashvili S.A. In the Child's Cup the grain's germ of Culture shines. - М.: Amrita, 2008. - 34 a
[8]. Meletinskiy E.M. Ancient world myths in comparative lighting. URL: https://www.gumer.info/bibli-otek_Buks/Literat/melet10/06.php (date of application: 30.02.2020).
[9]. Mahabharata. Book one: Adiparva. Under A.P. Barannikov's edition. — М: Nauka, 1950. — 739 a
[10]. Yogananda P. God Talks with Aijuna: The Bhaga-vad Gita. - М.: Sofia, 2015. - 1232 p.
[11]. Abhinavagupta. Gitarthasangraha. - М.: Ganga, 2008. - 99 p.
[12]. Ivanova S.F. Introductin to the Word's Temple. -М.: Otchiy dom, 2006. - 334 p.
Buturlova V.V. - SPIN-ID: 8425-6928; ORCID ID: 0000-0002-4144-9563
Author Contributions. Buturlova V.V. - literature review, writing a text, collection and processing of materials, operation of pedagogical experiment.
Conflict of Interest Statement. There is no conflict of interest.
Research interests: the study of ancient Indian's mythological texts and pedagogical sciences, 9 articles published, of which 3 in VAK, 6 in the conference materials.
Бутурлова В.В. - SPIN-код: 8425-6928; ORCIDID: 0000-0002-4144-9563
Вклад автора. Бутурлова В.В. - обзор литературы, написание текста.
БлагодарностиАссуировой Л.В. за консультирование в вопросах написания статьи.
Заявление о конфликте интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: изучение древнеиндийских мифологических
текстов и педагогические науки, опубликовано 9 статей, 3 в ВАК, 6 в материалах конференций, а также есть
1 работа в коллективной монографии.
"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"
Введение. Уровень жизни общества зависит от нравственного развития его членов, в которых аксиологические основы надежнее всего закладываются в раннем возрасте. Поэтому, для того чтобы социум развивался согласно этическим нормам, важно задуматься о морально-нравственном становлении ребенка, которое происходит как в семье, так и в школе. Несмотря на то, что педагогика не может гарантировать конечный результат, в ее силах создать предпосылки для морально-нравственного становления личности ребенка. Для решения этой задачи большое значение имеют способы воздействия на обучающегося, поскольку прямое назидание и дидактизм дают обратный эффект.
Вопрос воспитания нравственности ребенка в своих трудах ставили такие педагоги, как Я. Корчак, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амона-швили, С.Ф. Иванова и другие. Эти выдающиеся ученые акцентировали внимание на необходимости переформирования общества посредством привития морально-нравственных ценностей в школе. В настоящее время идеи педагогов-гуманистов актуальны как никогда. Среди наиболее природосообразных методов формирования этической составляющей В.А. Сухомлинский выделял чтение, которое должно становиться «духовной потребностью детей» [1, с. 197].
Материалы и методы. Анализ философской литературы, посвященной толкованию Ма-хабхараты, а также анализ трудов педагогов-гуманистов позволяет говорить о чтении мифологических сюжетов Махабхараты и дальнейшей их интерпретации как об эффективном и экологичном способе становления морально-нравственной составляющей. Эти выводы стали основой для определения цели данной работы.
Цель настоящего исследования - показать, что формирование морально-нравственных качеств личности ребенка возможно через интерпретацию мифологических сюжетов. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть ключевые понятия процесса становления личности и интерпретации, а также выявить их корреляцию;
- выявить целесообразность использования Ма-хабхараты как объекта интерпретации.
1. Становление личности ребенка путем интерпретации текстов. Термин «становление», с точки зрения психологов и педагогов, характеризуется схожестью с понятиями развития и формирования. В результате анализа теоретических взглядов психолого-педагогического сообщества на сущность этого понятия Т.В. Безродная указывает, что употребление термина «становление» в отношение отдельных качеств (в том числе нравственности) предполагает переход на «иной уровень развития, адекватный потребностям и потенциям самой личности и ее социального окружения» [2, с. 131]. По убеждению Н.Н. Васягиной, «становление представляется переходом от одной формы бытия к другой» [3, с. 97], проявляющейся в движении личности от неопределенности к определенности. При этом важная роль в субъектном становлении личности, по словам С.Л. Рубинштейна, отводится самосознанию и саморазвитию как компонентам, без которых процесс становления невозможен [4]. По утверждению Д.Н. Узнадзе, только при условии трансформации человека «в самосознающее "я", он обладает способностью подлинной регуляции своей жизни» [5, с. 420], что, в свою очередь, влияет на развитие нравственности.
Нравственный компонент, присущий самосознающему «я», характеризуется набором определенных ценностных установок и качеств личности. Согласно «Большому толковому словарю», нравственность - это внутренние нормы и правила человека, определяющие его поведение. Ценности высоко моральной личности основаны на идеях справедливости, чести, достоинства, доброты, милосердия, честности и других этических категориях [6].
Каким образом осуществим процесс морально-нравственного становления личности ребенка в рамках школьной практики? На этот вопрос можно найти ответ в трудах педагогов-гуманистов, которые однозначно заявляют о возможности глубинных личностных преобразований посредством обращения к явлениям культуры, что, по мысли известного академика, Д.С. Лихачева, является основой нравственного возвышения человека. В трудах Ш.А. Амонашвили особое место уделяется вопросу становления нравствен-
ности в школьниках, происходящего при соприкосновении с культурными и духовными ценностями, проявленными в литературе. Поэтому, сталкиваясь с мировыми шедеврами, педагог рекомендует, в первую очередь, обращать внимание «учеников на собственные чувства, мысли, на те импульсы, которые они переживают в себе» [7, с. 12].
Такая постановка вопроса отсылает нас к термину «интерпретация». Под этим понятием подразумевается объяснение текста или другого явления культуры, его толкование и раскрытие смысла. Основой процесса интерпретации является осмысление, попытка объяснить суть увиденного или прочитанного.
Интерпретационная деятельность становится залогом успеха не только в рамках освоения учебной программы, но и в процессе формирования нравственности, поскольку осмысление нового материала предполагает соотнесение его с личным опытом. Именно на значимость этого фактора указывает в своих трудах Ш.А. Амона-швили. При знакомстве обучающихся с новым для них явлением культуры важно персонализировать полученный опыт. Так, если мы знакомим детей с шедеврами мировой литературы, необходимо возбудить в них «деятельное, созидательное состояние Духа» [7, с. 12], проявляющееся в особом трансформационном состоянии, которое еще Аристотель называл катарсисом. Поэтому при изучении с детьми нового произведения следует, прежде всего, обратить их внимание на собственные чувства и мысли. Помочь им понять прочитанное в процессе диалогической активности с опорой на личный опыт. Попросить ученика представить себя на месте героя и подумать, что бы он почувствовал в той или иной ситуации, как бы он поступил и почему.
В процессе такой интерпретационной деятельности, учитель помогает школьнику осознать собственные переживания и присвоить опыт прочитанного. Эти учебные действия дают возможность воспитать в ребенке личность, глубоко чувствующую окружающий мир и самого себя, развивают в нем эмпатию и осознанность. Школьник, который плакал над тургеневской Муму, не станет обижать животных. А вдохновившись примером былинного богатыря Илии Муромца или
историей возвышенных отношений Петра и Фев-ронии, он захочет быть хоть немного похожим на этих легендарных персонажей.
2. Интерпретация Махабхараты как путь морально-нравственного становления. Для того чтобы процесс интерпретации действительно вел к становлению морально-нравственного начала в личности, необходимо не только освоить нужные учебные действия, но и отобрать литературу, ориентированную на этические ценности.
«Этический пафос» [8], по словам Е.М. Мелетинского, ярко выражен в древнеиндийской мифологии в противовес древнегреческой, где акцент смещен на «эстетический пафос» [там же]. Мифология Древней Индии представляет собой триумф морали над безнравственностью, лейтмотивом древнеиндийских мифов является становление добра в человеке, его возвращение на путь истины. В свою очередь, центральным памятником древнеиндийской мифологии является Махабхарата - крупнейшее эпическое повествование мировой литературы о противостоянии двух царских династий, которое заканчивается великой битвой Кауравов и Пандавов на поле Курукшетры. По убеждению академика А.П. Баранникова, это произведение является «важнейшим памятником индийской культуры, не утратившим своего значения вплоть до наших дней» [9, с. 5].
По сюжету Махабхараты, в имперской династии Бхаратов рождаются два сына - старший, слепорожденный Дхритараштра, и младший, благочестивый Панду. Последний был избран наследником престола ввиду телесной немощи брата. Однако Панду умирает очень рано, успев оставить после себя пятерых сыновей (Пандавов, т.е. потомков Панду) - воплощение доблести, справедливости и благочестия. Поскольку Пан-давы слишком малы, управление царством берет на себя слепой Дхритараштра, у которого родилось сто сыновей (Кауровов, т.е. потомков Куру), имеющих дурную славу.
Кауравы пытаются утвердить власть за собой и для этого идут на любые уловки. После многочисленных попыток убрать соперников потомки Куру предлагают двоюродным братьям сыграть в кости. В результате этой игры Пандавы
проигрывают царство и отправляются в изгнание на 13 лет, по истечению которых Кауравы должны вернуть старшему, Юдхиштхире, право на трон. Однако этого не происходит, и Пандавам приходится отвоевывать свое царство.
В композиции произведения помимо основной сюжетной линии есть множество вставных эпизодов, философских отступлений, притч. Лейтмотивом Махабхараты является побуждение к избавлению от эгоизма, корень которого зиждется на человеческом невежестве. По мнению Парамахансы Йогананды, популярного философа ХХ века, Махабхарата имеет многоуровневую трактовку. Ее можно читать и как легендарный мифологический эпос, и как аллегорическое повествование, полное символов и метафор. Психологические и духовные истины скрыты за «плотным покровом внешней символики» [10, с. 23]. Морально-нравственные ценности легче всего воспринимаются, когда они облечены в доступные человеческому пониманию сюжеты о героях, олицетворяющих собой категории добра и зла.
С точки зрения символического анализа, проведенного П. Йоганандой, обстоятельства битвы на поле Курукшетры представляют собой «конфликт между материальными чувствами (вовлекающими сознание в погоню за внешними удовольствиями) и чистой силой различения, пытающейся вернуть сознание человека в подобающее ему состояние» [10, с. 41]. Эту позицию также высказывает Абхинавагупта, индийский философ Х века, трактующий противостояние Ка-уравов и Пандавов «как сущность знания и незнания, борющихся друг с другом» [11, с. 24].
Значимость изучения Махабхараты становится очевидной, поскольку это произведение действительно ориентированно на этические ценности. И далее встает вопрос о приемах интерпретации мифологических сюжетов, к которым целесообразно обращаться в рамках школьной практики. Во-первых, после прочтения текста, согласно Ш.А. Амонашвили, прежде всего необходимо обратиться к эмоциональному восприятию сюжетов учениками и направить их внимание на соотнесение сюжета с личным опытом, попросить дать оценку происходящему, поставить себя на
место героев. Такой прием диалогической активности приводит к переводу теоретического опыта в область личностного постижения, осознания смыслов повествования.
После подобной диалогической активности по мотивам заранее отобранного и адаптированного педагогом сюжета Махабхараты, следует обратиться к приему создания вторичного текста. Продуцирование вторичного текста активизирует творческое начало в ребенке, тем самым помогает усвоить смыслы произведения наиболее глубоко. Причем продуцирование текстов происходит в процессе рефлексии над пройденным материалом, а также саморефлексии, в результате чего школьник определяется с собственной этической и художественной позициями. Создание сочинения, эссе или даже литературной сказки по мотивам изученного сюжета Махабхараты позволит глубже осмыслить морально-нравственные истины, заключенные в тексте.
3. Герои Махабхараты как нравственные ориентиры. Согласно ведической концепции, которая является идеологической основой Махабхараты, поведение личности должно основываться на законах дхармы - ценностных установках и высочайших нормах морали. Герои Махабхараты - пятеро братьев Пандавов - являются олицетворением духовности и нравственности, при этом они не лишены чувства юмора, озорства и других человеческих качеств.
По убеждению С.Ф. Ивановой, высказанном в ее монументальном труде «Введение во храм слова» [12], формирование нравственности в ребенке должно происходить не напрямую, назидательно, а опосредованными методами. Одним из таких способов является чтение и интерпретация Махабхараты. Наблюдая за главными героями и сопереживая им, ребенок наиболее экологично для детской психики воспринимает идеи о добре, чести и доблести. Перед школьником предстают герои, в которых он узнает себя и на которых захочет быть похожим. Как, например, на озорного, но очень добродушного силача Бхиму, или на его брата, доблестного воина Ар-джуну, о котором в Махабхарате есть следующая история:
Как-то раз гуру Дрона, непревзойденный мастер боевых искусств, решил испытать своих
учеников. Он отправился купаться в реку, где на глазах у изумленныхцаревичей учителя схватил за ногу огромный крокодил. И хотя Дрона сам мог с легкостью освободиться, он стал звать на помощь учеников.
В смятении юноши толклись у берега, безуспешно посылая в крокодила копья и стрелы. Один лишь Арджуна, не раздумывая, прыгнул в воду и рассек чудовище на множество кусков.
Довольный учеником Дрона даровал ему волшебный колчан, в котором никогда не кончались стрелы, и сказал, что лишь Арджуна достоин владеть этим оружием.
В этом коротком эпизоде Махабхараты раскрывается концепт смелости. Арджуна готов столкнуться с опасностью лицом к лицу, прикладывая все свое мастерство для решения проблемы. Именно так в жизни решаются самые сложные ситуации, после преодоления которых обязательно следует награда. Преодолевая свой страх, лень или невежество, личность выходит на новый уровень психического развития, что и является признаком морально-нравственного становления.
Более подробно понятие нравственности раскрывает другой мифологический сюжет Ма-хабхараты, повествующей о царевне Савитри, вышедшей замуж за благородного царевича Сать-явана. У него обманным путем враги отобрали царство, а также лишили зрения престарелого отца. В мифе о Савитри как и в вышеупомянутом мифе об Арджуне присутствует концепт смелости, но на первый план выходят концепты любви, преданности и праведности. Ниже приводится эпизод сказания, в котором девушка сталкивается с богом смерти, пришедшим забрать душу ее возлюбленного:
Вдруг Савитри увидела приближающегося незнакомца. Черная одежда почти скрывала его лицо, из-под капюшона можно было разглядеть только глаза, блиставшие страшным блеском. В руках он держал аркан, направленный прямо на Сатьявна:
- Я - бог смерти Ямарадж, и пришел я сюда с одной целью: забрать душу твоего мужа в царство мертвых, - сказал мрачный бог, забирая царевича с собой.
Не растерявшись, Савитри почтенно промолвила:
- От мудрецов я слышала, что жена всегда должна следовать за мужем, ибо семья - это самое большое сокровище. Поэтому я дала обет всюду следовать за любимым супругом.
Удивленный мудростью царевны, Яма-радж обещал исполнить любое ее желание, кроме возвращения жизни мужа. Поблагодарив грозного бога, царевна попросила, чтобы свекру вернулось зрение и силы, и они отправились дальше в путь. Бог смерти стал отговаривать хрупкую красавицу от путешествия:
- Твои ноги истоптаны, и сама ты еле идешь. Возвращайся домой.
- Как я могу устать, когда рядом мой любимый? Святые говорят, что мы достигаем спасения, общаясь с достойными людьми. А я не знаю более достойного человека, чем мой супруг.
Владыка судеб был потрясен ответом Савитри, и он опять обещал исполнить одно ее желание. Все, что угодно, кроме жизни супруга. Тогда девушка попросила, чтобы свекру вернулось царство.
Постепенно путники стали приближаться к долине смерти, и Ямарадж продолжил отговаривать Савитри идти дальше, на что она ответила так:
- Ты - всемогущий бог, ты знаешь, что поступать надо праведно. Жить праведно - значит следовать законам нравственности: не причинять никому зла ни делом, ни словом, ни мыслью. А также творить добро бескорыстно, не ожидая от этого выгод. Люди добры по своей природе, но только праведные милосердны даже к своим врагам. Зная это, как могу я оставить любимого в столь трудный час?
Ямарадж был очень доволен словами царевны и даровал ей еще одно желание:
- Ни от кого я еще не слышал таких мудрых речей. Проси всё, кроме жизни этого человека!
Савитри попросила об одном, последнем, даре - родить сто могучих и добродетельных сыновей. Ямарадж обещал исполнить это желание и велел девушке немедленно возвращаться домой. Но Савитри продолжала следовать за ним. Разозлившись, бог смерти грозно произнес:
- Почему ты теперь следуешь за мной? Разве я не обещал тебе сто сыновей?
- Да, о справедливый Яма! Только как же я смогу родить хоть одного сына, если ты забрал моего мужа?!
Так, владыке судеб впервые пришлось вернуть жизнь смертному. А Савитри с тех пор счастливо зажила с любимым супругом в его царстве.
Индийский философ Шри Ауробиндо исследовал это повествование и приписывал ему не только морально-нравственную значимость, но и глубокий символический смысл. По утверждению ученого, главные герои -Савитри и Ямарадж - являются аллегорическим воплощением любви и смерти, чей спор есть извечное философское противостояние, в результате которого любовь спасает человеческую душу.
Миф о Савитри особенно вдохновит школьниц, поскольку в нем содержится пример высоких отношений, в которых царевна является воплощением идеала жены, и ее приверженность идеям нравственности и женского достоинства находит заслуженную награду в конце повествования.
Для древнеиндийской мифологии знаменателен мотив поощрения нравственности, как и мотив наказания бесчестности. В любом сюжете Махабхараты можно найти тому подтверждение, что видно из приведенных выше примеров. И этот факт, безусловно, влияет на восприятие читателя,
заставляя задуматься и в конечном итоге способствуя морально-нравственному становлению личности.
Заключение. Итак, мы рассмотрели интерпретацию древнеиндийской мифоэпической поэмы Махабхарата как способа морально-нравственного становления ребенка. Обращение к динамичным сюжетам о приключениях героев эпоса, обсуждение прочитанного с опорой на индивидуальное восприятие, эмоциональную оценку и дальнейшее речетворчество на основе пройденного материала являются эффективным приемом формирования нравственности.
Яркие образы доблестных братьев Панда-вов, их мужество и стойкость даже в смертельно опасных перипетиях увлекают учеников. Храбрые и в то же время очень живые и понятные герои Махабхараты вдохновляют следовать примеру высоких нравственных идеалов. Таким образом, становление этических ценностей происходит наиболее естественным путем.
Процесс интерпретации сюжетов Махаб-хараты и создание на их основе вторичных текстов помогают ученику занять сознательную и активную позицию, делает его открытым к саморефлексии, что неизбежно ведет к морально-нравственному становлению. Таким образом, обращение к приемам интерпретации представляется одним из перспективнейших методов, педагогический потенциал которого раскрыт далеко не полностью.
Ответственный за переписку: Бутурлова Вера Владиславовна, магистр пед. наук, департамент методики обучения, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»,
buturlovavera@gmail. com
Corresponding Author: Buturlova Vera, Magister in Pedagogy, Departament of teaching methods, Moscow Humanitarian Pedagogical
University, buturlovavera@gmail. com