Научная статья на тему 'Интерпретация древнеиндийских мифов как прием подготовки к сочинениям'

Интерпретация древнеиндийских мифов как прием подготовки к сочинениям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MYTHOLOGICAL TEXT / INTERPRETATION / ARGUMENTATION / METHODOLOGY / ESSAY WRITING / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / DIALOGICAL ACTIVITY / INTERPRETATIONAL SKILLS / МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ДИАЛОГИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ТОЛКОВАНИЕ / МЕТОДИКА / СОЧИНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутурлова В. В.

Актуальность данной статьи обусловлена поиском новых приемов для подготовки школьников среднего звена к написанию сочинений. Одним из новых приемов, к которым предлагается обратиться, является интерпретация древнеиндийских мифов. В ходе исследования автор опирается на работы отечественных методистов по русскому языку, чтобы выявить сущностные особенности развития умения продуцировать собственные высказывания как основы интерпретационной деятельности. В методике выделяют ряд учебных действий, овладение которыми коррелирует с формированием интерпретационныхумений. К этим учебным действиям относятся умения пересказывать произведение, видеть ключевые слова и другие регулятивы в тексте, делать выводы о прочитанном, аргументировать свою точку зрения, подбирать цитаты. Целью данной работы является определение приемов интерпретации мифологических сюжетов, направленных на подготовку школьников к написанию сочинения. Для реализации этой цели автор использовал метод включенного наблюдения и провел педагогический эксперимент, в котором предложил группе школьников среднего звена интерпретировать адаптированный мифологический сюжет Махабхараты. Обращение к древнеиндийскому мифологическому сюжету как объекту интерпретации обусловлен следующими критериями: 1) динамичность повествования; 2) новизна материала; 3) морально-нравственное содержание; 4) образность и метафоричность текста. Мифологические тексты Древней Индии позволяют максимально эффективно вовлекать обучающихся среднего звена в процесс анализа произведения с последующего продуцирования собственных высказываний. Динамичность сюжетных линий и концептосфера мифов наиболее близка школьникам подросткового возраста, что помогает в проведении методических работ по подготовке к написанию сочинений. Автор приходит к заключению, что в существующую педагогическую практику целесообразным будет внедрить приемы создания вторичного текста на основе интерпретации мифологических текстов, а также ввести опросник, вовлекающий школьника в рефлексию над смыслом прочитанного и соотнесение его с личным опытом. Обращение к этим приемам обеспечивает формирование аналитических навыков, становление самосознания обучающихся и их эмоциональную вовлеченность в работу по подготовке к написанию сочинения. Ключевые слова: мифологический текст, интерпретация, толкование, методика, сочинение, педагогический эксперимент, диалогическая активность, интерпретационные умения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPRETATION OF ANCIENT INDIAN MYTHS AS A WAY OF PREPARATION FOR COMPOSITION

The relevance of this article is stemmed from the search of new techniques for teaching to middle grade students writing essays. One of the new techniques, that we propose to turn to, is interpretation of Ancient Indian myths. In the course of the study, the author builds her approach on works of Russian language methodologists in order to identify essential features necessary for development of students ’ abilities to produce their own statements as a base of interpretation. The methodology suggests a number of educational actions, mastery of which correlates with building of interpretative skills. Through achieving mastery in number of educational actions, the methodology considers necessary interpretative skills to be gained. These actions include the ability to retell the text, to outline it’s keywords and other regulations, to draw conclusions from what has been read, to prove the point of view, and select quotation. The aim of this work is determination of techniques based on interpretation of Ancient Indian myths, designed to prepare middle school students to write an essay. To achieve this goal, the author used such methods as participant observation and pedagogical experiment, in the course of which middle grade students were asked to interpretate an adopted mythological plot from Mahabharata. Taking ancient Indian mythological plot as an interpretation ’s object is determined by the following criteria: 1) dynamism of narration, 2) novelty of the material, 3) moral content, 4) figurativeness and metaphoricity of the text. Mythological texts of Ancient India have an appeal allowing to involve most effectively middle grade students in the process of text’s analysis with subsequent production of their own statements. The dynamism of storylines and conceptual sphere of myths is close to teenage students, which helps in conducting preliminary methodological steps in essay writing. The author comes to the conclusion that it would be advisable to include into existing pedagogical practice the technique of creating a secondary text on the basis of mythological text’s interpretation. It is also advisable to introduce a questionnaire involving students into reflection on the meaning of the text and correlating it with personal experience. Applying these methods provides formation of analytical skills, development of students ’ self-awareness and their emotional involvement in the preparation for essay writing.

Текст научной работы на тему «Интерпретация древнеиндийских мифов как прием подготовки к сочинениям»

УДК 37.022

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-3-20-24

INTERPRETATION OF ANCIENT INDIAN MYTHS AS A WAY OF PREPARATION FOR COMPOSITION

Buturlova V. V.

Moscow City University, Moscow, Russia

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКИХ МИФОВ КАК ПРИЕМ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЯМ

Бутурлова В.В.

Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. Актуальность данной статьи обусловлена поиском новых приемов для подготовки школьников среднего звена к написанию сочинений. Одним из новых приемов, к которым предлагается обратиться, является интерпретация древнеиндийских мифов. В ходе исследования автор опирается на работы отечественных методистов по русскому языку, чтобы выявить сущностные особенности развития умения продуцировать собственные высказывания как основы интерпретационной деятельности.

В методике выделяют ряд учебных действий, овладение которыми коррелирует с формированием интер-претационныхумений. К этим учебным действиям относятся умения пересказывать произведение, видеть ключевые слова и другие регулятивы в тексте, делать выводы о прочитанном, аргументировать свою точку зрения, подбирать цитаты.

Целью данной работы является определение приемов интерпретации мифологических сюжетов, направленных на подготовку школьников к написанию сочинения. Для реализации этой цели автор использовал метод включенного наблюдения и провел педагогический эксперимент, в котором предложил группе школьников среднего звена интерпретировать адаптированный мифологический сюжет Махабхараты. Обращение к древнеиндийскому мифологическому сюжету как объекту интерпретации обусловлен следующими критериями: 1) динамичность повествования; 2) новизна материала; 3) морально-нравственное содержание; 4) образность и метафоричность текста. Мифологические тексты Древней Индии позволяют максимально эффективно вовлекать обучающихся среднего звена в процесс анализа произведения с последующего продуцирования собственных высказываний. Динамичность сюжетных линий и концептосфера мифов наиболее близка школьникам подросткового возраста, что помогает в проведении методических работ по подготовке к написанию сочинений. Автор приходит к заключению, что в существующую педагогическую практику целесообразным будет внедрить приемы создания вторичного текста на основе интерпретации мифологических текстов, а также

Abstract. The relevance of this article is stemmed from the search of new techniques for teaching to middle grade students writing essays. One of the new techniques, that we propose to turn to, is interpretation of Ancient Indian myths. In the course of the study, the author builds her approach on works of Russian language methodologists in order to identify essential features necessary for development of students' abilities to produce their own statements as a base of interpretation. The methodology suggests a number of educational actions, mastery of which correlates with building of interpretative skills. Through achieving mastery in number of educational actions, the methodology considers necessary interpretative skills to be gained. These actions include the ability to retell the text, to outline it's keywords and other regulations, to draw conclusions from what has been read, to prove the point of view, and select quotation.

The aim of this work is determination of techniques based on interpretation of Ancient Indian myths, designed to prepare middle school students to write an essay. To achieve this goal, the author used such methods as participant observation and pedagogical experiment, in the course of which middle grade students were asked to interpretate an adopted mythological plot from Ma-habharata.

Taking ancient Indian mythological plot as an interpretation's object is determined by the following criteria: 1) dynamism of narration, 2) novelty of the material, 3) moral content, 4) figurativeness and metaphoricity of the text. Mythological texts of Ancient India have an appeal allowing to involve most effectively middle grade students in the process of text's analysis with subsequent production of their own statements. The dynamism of storylines and conceptual sphere of myths is close to teenage students, which helps in conducting preliminary methodological steps in essay writing. The author comes to the conclusion that it would be advisable to include into existing pedagogical practice the technique of creating a secondary text on the basis of mythological text's interpretation. It is also advisable to

ввести опросник, вовлекающий школьника в рефлексию над смыслом прочитанного и соотнесение его с личным опытом. Обращение к этим приемам обеспечивает формирование аналитических навыков, становление самосознания обучающихся и их эмоциональную вовлеченность в работу по подготовке к написанию сочинения.

Ключевые слова: мифологический текст, интерпретация, толкование, методика, сочинение, педагогический эксперимент, диалогическая активность, интерпретационные умения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1]. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9. М.: Дрофа, 2008. 319 с.

[2]. Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков // Русский язык в школе. 1993. № 3. С. 36-43.

[3]. Богданова Г.А. Отзыв о самостоятельно прочитанном художественном произведении как вид ученического сочинения // Русский язык в школе. 1984. № 1. С. 32-37.

[4]. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. М.: Просвещение, 1992. 511 с.

[5]. Десяева Н.Д., Арефьева С.А. Стилистика современного русского языка. М.: Академия, 2008. 272 с.

[6]. Ладыженская Т.А. Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка. М.: Просвещение. 1991. С.189-235.

[7]. Мелетинский Е.М. Мифы древнего мира в сравнительном освещении. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/mele t10/06.php (дата обращения: 30.02.2020).

[8]. Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров. М.: Русское слово. 2004. 352 с.

[9]. Шутан М.И. Ученик и художественный текст // Литература в школе. 2014. № 2. С. 40-44.

introduce a questionnaire involving students into reflection on the meaning of the text and correlating it with personal experience. Applying these methods provides formation of analytical skills, development of students' self-awareness and their emotional involvement in the preparation for essay writing.

Keywords: mythological text, interpretation, argumentation, methodology, essay writing, pedagogical experiment, dialogical activity, interpretational skills.

REFERENCES

[1]. Babaytseva V.V., Chesnokova L.D. Russian Language. Theory 5-9. Drofa, 2008. 319 p.

[2]. Baranov M.T. Selection of exercises for formation of skills // Russian Language in School. 1993. № 3. P. 36-43.

[3]. Bogdanova G.A. Feedback on a self-reading as a type of student work // Russian Language in School. 1984. № 1. P. 32-37.

[4]. Buslaev F.I. The teaching of a native language. M.: Prosveschenie, 1992. 511 p.

[5]. Desyaeva N.D., Arefieva S.A. The stylistics of the modern Russian language. M.: Academia, 2008. 272 p.

[6]. Ladizhenskaya T.A. Coherent speech // Methods of development of speech in the lessons of the Russian language. M.: Prosveschenie. 1991. P. 189-235.

[7]. Meletinskiy E.M. Ancient world myths in comparative lighting. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat7m elet10/06.php (date of application: 30.02.2020).

[8]. Skrigaylo T.O. The methods of teaching essays of non-traditional genres. M.: Russkoe slovo. 2004. 352 p.

[9]. Shutan M.I. Student and fiction text // Literatura v shkole. 2014. № 2. P. 40-44.

Buturlova V. V. - ORCID: 0000-0002-4144-9563, SPIN-code 8425-6928 Бутурлова В.В. -ORCID: 0000-0002-4144-9563, SPIN-код РИНЦ: 8425-6928

Введение: Для методики преподавания литературы и русского языка актуальной является проблема обучения школьника продуцированию текста на основе пройденного материала. В сложившейся практике ее решение методисты соотносят с освоением учебных действий, формирующих правильное понимание текста. Результатом такой работы должно стать написание сочинения, отражающего смысловую структуру пройденного произведения. Однако система учебных дей-

ствий, направленных на обучение школьника ре-четворчеству, в существующей практике не рассматривается как компонент формирования коммуникативной компетенции. В связи с этим возникает вопрос о методических приемах, позволяющих подготовить ученика к продуцированию вторичного текста. Целью данной работы является выявление таких приемов подготовки к сочинению на базе интерпретации мифологических сюжетов Древней Индии.

Проблема обучения школьников приемам интерпретации находит свое решение в обращении к вопросу о видах сочинений по русскому языку. Это обусловлено тем, что такие типы школьных сочинений, как рецензия, отзыв о прочитанном, эссе представляют собой результат восприятия обучающимся исходного текста. Другой аргумент в пользу обращения к данному вопросу кроется в том факте, что рассуждение как тип речи является смысловой основой интерпретации, или высказывания с элементами толкования текста. При этом важным аспектом представляется и то, что обучение рассуждению - это одна из основополагающих задач методики преподавания русского языка и литературы.

Интерпретация текста предполагает продуцирование нового речевого произведения на основе предложенного для изучения текста, следовательно, обучение школьников основам интерпретационных умений - это часть процесса развития речи обучающихся, в котором речетворчество играет важнейшую роль. Помимо традиционных систем обучения интерпретации и развития речи, одним из основных результатов которых является написание сочинения, существуют инновационные подходы, рассматривающие процесс создания собственного речевого произведения вне рамок данного школьного жанра. Оба подхода осуществляются на текстоцентричной основе и заключают в себе мощный потенциал для развития речи обучающихся.

Ученые утверждают, что слово «сочинение» - это, в первую очередь, методический термин, подразумевающий такой вид учебной работы школьника, «в основе которой лежит самостоятельное создание как письменного, так и устного высказывания» [10, с. 226]. В современной методике обучения русскому языку Т.А. Ладыженская рассматривает продуцирование собственного текста обучающимися «и как предмет обучения..., и как средство, с помощью которого формируются и развиваются коммуникативные умения» [10, с. 190].

Система обучения созданию сочинений на уроках русского языка и литературы представлена в работах А.С. Баранника, М.Т. Баранова, JI.C. Бережняк, Г.А. Богдановой, Т.А. Ладыжен-

ской, В.Н. Мещерякова, Т.О. Скригайло, Л.А. Хо-дяковой и других ученых. Общие подходы к обучению продуцирования вторичных текстов в методике преподавания литературы рассматриваются такими учеными, как Л.С. Айзерманом,

0.Ю.Богдановой, В.Г. Маранцманом, Ю.А. Озеровой, Н.Ю. Русовой, Н.В. Рыжовой, И.Н. Сухих и другими учеными.

1. Основы написания сочинения в освещении методистов

Ученые утверждают, что слово «сочинение» - это, в первую очередь, методический термин, подразумевающий такой вид учебной работы школьника, «в основе которой лежит самостоятельное создание как письменного, так и устного высказывания» [10, с. 226]. В современной методике обучения русскому языку Т.А. Ладыженская рассматривает продуцирование собственного текста обучающимися «и как предмет обучения..., и как средство, с помощью которого формируются и развиваются коммуникативные умения» [10, с. 190].

В методике преподавания русского языка умение интерпретировать текст рассматривается в концепции обучения слушанию и чтению как видам речевой деятельности (Г.И. Богин, Н.А. Иполитова, Л.Е. Тумина). К умениям воспринимать текст аудиально и визуально исследователи относят учебные действия, являющиеся неотъемлемой частью процесса интерпретации:

• умение сжато формулировать содержание и смысл услышанного или прочитанного;

• умение выделять ключевые слова и другие регулятивы в тексте;

• умение делать вывод.

Итак, для методики преподавания русского языка и литературы, а также педагогической риторики важной является проблема обучения школьника высказыванию на основе интерпретации текста. Для решения этой проблемы обучающимся необходимо освоить ряд учебных действий, позволяющих понимать устный и письменный текст. Результатом этих действий должно стать продуцирование собственного текста, основанного на восприятии первичного текста. Од-

нако, к сожалению, система таких учебных действий не рассматривается в комплексе работы над развитием речи школьников. 2. Мифологические сюжеты Древней Индии как объект интерпретации

Выбор мифологических сюжетов как интерпретационного материала обусловлен не только лаконичностью произведения и возможностью охватить его целиком. Этот материал также близок обучающимся средней ступени, поскольку в содержание школьной программы по литературе входит знакомство с афористическим жанром, циклом древнерусских былин, преданий, относящимся к мифологической форме повествования и знакомящих школьников с образностью, аллегоричностью и метафорическим кодом произведения. В таких текстах раскрытие смысла происходит через осмысление и трактовку заложенных в них образов, а народная мудрость интерпретируется через толкование прямого и переносного смыслов.

Материал для интерпретационной деятельности отбирался по нескольким критериям. Во-первых, мифы Древней Индии являются новым материалом. Этот факт позволяет отвлечь школьника от сложившейся парадигмы урока и вывести за рамки стандартного мышления, что помогает расширить сознание обучающегося. Во-вторых, адаптированные автором исследования эпизоды из Махабхараты, древнейшей мифоэпической поэмы, соотносятся с концептосферой школьника среднего звена. Младшие подростки с большим увлечением погружаются в изучение произведений, содержащих концепты «семья», «дружба», «приключения», «подвиги». Обучающиеся соотносят себя с героями авантюрных происшествий, постигая через конкретные образы концепты «отваги», «храбрости», «героизма». Третьим критерием отбора стало морально-нравственное содержание древнеиндийских мифов. По словам Е.М. Мелетинского, именно эта группа мифов претендует на «этический пафос» [13], где главный акцент ставится на победу морали над безнравственностью (в противовес уже знакомых школьнику древнегреческим легендам, где преобладает «пафос эстетический» [Там же]) прослеживается лейтмотив наказания безнравственности и поощрения благочестия.

3. Приемы подготовки к сочинению

Для интерпретации обучающимся 7-го класса был предложен адаптированный древнеиндийский миф «Бхима и Змеиный царь». Сюжет этого отрывка повествует о противостоянии двух братьев - благородного, но доверчивого царевича Бхимы и коварного Дурьйодханы, который пытается избавиться от соперника. Однако главный герой в результате столкновений с трудностями и смертельными опасностями становится лишь мудрее и сильнее: он трезво смотрит на вещи, взрослеет и прощается со своей наивностью.

В ходе предварительно проведенного контрольного эксперимента было установлено, что не все обучающиеся владеют навыками анализа и толкования текста. Отсюда исходят проблемы с написанием сочинения: отсутствует аргументация собственной позиции, нет опоры на цитаты из текста, нарушается логика построения высказываний при интерпретации произведения.

На первом этапе интерпретации текста для части школьников было затруднительно правильно определить смысл толкуемого произведения: «смысл текста в том, что не надо быть хвастливым и не надо быть доверчивым». Поэтому для работы над пониманием смысла произведения предлагается внедрить систему приемов, направленных на развитие диалогической активности.

Одним из таких упражнений может стать перечень вопросов, направленных на осмысление прочитанного:

- Как бы вы охарактеризовали главного героя?

- Как Бхима ведет себя при столкновении с трудностями?

- Почему Змеиный царь решил наградить Бхиму?

- Что произошло с главным героем в конце всех испытаний?

- В чем смысл этой истории?

Новизна материала определила выход за рамки стандартизированного мышления в системе уроков словесности. Подростки ассоциируют себя с главными героями мифа, и этот аспект очень важен в дальнейшем обучении написанию сочинения. Соотнесение прочитанного с лич-

ным опытом позволяет перевести изучаемый материал в область понятного и близкого, что видно из работы ученика:

«Ядумаю, мораль этого текста такова: если человек действительно достойный, находчивый, силен не только физически, но и морально - ничего его не сломит и никакой яд не сможет его победить. Мое отношение к Бхиме очень хорошее. У меня много друзей смелых и находчивых. И таких людей я очень уважаю».

Данный прием, по убеждению заслуженного учителя РФ, М.И. Шутана, ведет к выстраиванию более логичной линии рассуждения при написании сочинения, поскольку смысл текста становится не просто доступным для понимания, но переводится в область личного опыта.

Важнейшим учебным действием, предшествующим успешному написанию сочинения, является создание вторичного текста на основе прочитанного произведения, на что также указывает М.И. Шутан. Этот прием мы предлагаем внедрить в школьную практику, беря за основу для интерпретации мифологические сюжеты Древней Индии. Прием продуцирования нового текста призван развивать художественное мышление обучающихся. При чем речетворчество невозможно без рефлексии, в процессе которой школьник пробует определиться и с собственной художественной концепцией, и с приемами ее реализации.

Заключение: Таким образом, в существующей практике обучающиеся среднего звена (опытное обучение проводилось в 7-м классе) не владеют в полной мере жанром интерпретации

текста и в их рассуждениях присутствуют логические ошибки, связанные с неправильным толкованием смысла предложенного мифа. Предлагается ввести ряд приемов, основанных на интерпретационной деятельности, позволяющих подготовиться к написанию сочинения. В первую очередь, это составление ряда вопросов, направленных на рефлексию учеников и соотнесение прочитанного с собственным опытом. Во-вторых, это продуцирование вторичного текста на основе пройденного древнеиндийского мифа.

Мы предлагаем осуществлять эти приемы именно на материале адаптированных древнеиндийский мифологических сюжетов, поскольку они отвечают таким параметрам, как новизна материала, соответствие концептосфере школьников среднего звена, морально-нравственное наполнение. Обучающиеся с большей эффективностью включатся в диалогическую активность, в процессе разбора динамических сюжетов о героях Махабхараты. В результате такой работы происходит поиск смысла произведения и формируется осознанное умение обращаться к языковым средствам, помогающим правильно истолковать текст.

Обращение к этим приемам обеспечивает формирование общекультурной компетенции, становление самосознания учащегося, постижение морально-нравственного аспекта, обеспечивает аналитические и интерпретационные процедуры фактическим материалом, дает эмоциональную вовлеченность и активизирует работу репродуктивного и творческого воображения школьника.

Ответственный за переписку: Бутурлова Вера Владиславовна, аспирант, магистр пед. наук, департамент методики обучения, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»,

buturlovavera@gmail. com

Corresponding Author: Buturlova Vera, postgraduate student, Magister in Pedagogy, Departament of teaching methods, Moscow Humanitarian Pedagogical University, buturlovavera@gmail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.