Interpretation of the concept of «social capital» in contemporary literature Makeeva T. (Russian Federation) Интерпретация концепции «социальный капитал» в современной литературе Макеева Т. В. (Российская Федерация)
Макеева Татьяна Владимировна /Makeeva Tatyana - кандидат экономических наук, доцент, кафедра социологии и социальной политики, Поволжский институт управления (филиал)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Саратов
Аннотация: рассматриваются различные подходы к содержанию понятия «социальный капитал» в отечественной и зарубежной литературе.
Abstract: discusses various approaches to the concept of "social capital" in the domestic and foreign literature.
Ключевые слова: социальный капитал, концепция, экономический ресурс. Keywords: social capital, a concept, an economic resource.
В настоящее время концепция социального капитала является одним из интенсивно разрабатываемых направлений. Интерес к данной научной категории предполагает множество подходов к определению данного понятия. Остановимся на некоторых из них.
По мнению ряда исследователей [7, 9, 16], впервые термин «социальный капитал» был введен в научный оборот Лид Джансон Ханифан (1916 г.), который определил социальный капитал, как «значимые обстоятельства, которые влияют на повседневную жизнь каждого». Ханифан доказывал важность социальных отношений между людьми, которые «образуют социальную единицу терпимости и симпатии друг к другу» [9]. По его мнению, социальный капитал не следует отождествлять с привычным пониманием «капитала», однако развитие социального капитала может привести к экономическим выгодам для его обладателя.
Значительный вклад в теорию социального капитала внес экономист Г. Лори (1976 г.) [3], который, изучая проблемы социально-экономического неравенства внутри отдельных городов среди представителей различных национальностей, пришел к выводу о значительном влиянии социального капитала на уровень дохода. Таким образом, Г. Лори рассматривал социальный капитал как «ресурс, формирующийся и существующий, как в сфере семейных отношений, так и социальной организации, играющий важную роль в развитии человека» [3].
Однако активная разработка концепций и методологических подходов к определению и изучению социального капитала начинается несколько позже, с появлением работ Пьера Бурдье.
П. Бурдье в статье «Формы капитала»(1986 г.) под социальным капиталом понимает «совокупность реальных или потенциальных ресурсов, связанных с обладанием устойчивой сетью более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания - иными словами, с членством в группе» [2]. П. Бурдье, в отличие от Л. Д. Ханифан, рассматривает социальный капитал как одну из форм капитала, поскольку он для своего развития требует определенных инвестиций, а его использование может принести определенную экономическую выгоду его обладателю. В зависимости от области, в которой капитал функционирует, П. Бурдье выделял следующие формы капитала: «экономический капитал, который непосредственно и напрямую конвертируется в деньги и институционализируется в форме прав собственности; культурный капитал, который при определенных условиях конвертируется в экономический капитал, и может быть институционализирован в форме образовательных квалификаций; социальный капитал, образованный социальными обязательствами («связями», который при определенных условиях конвертируется в экономический капитал и может быть институционализирован,
58
например, в форме аристократического титула» [2]. Таким образом, по мнению П. Бурдье, все вышеназванные формы капитала могут конвертироваться в экономический капитал. По П. Бурдье, экономическое значение социального капитала на примере отдельной организации заключается в возможности уменьшения транзакционных издержек, что, в свою очередь, приводит к росту ее доходов. Данный вывод основан на следующей логической цепочке: социальный капитал организации образуется при наличии у нее дружественных отношений с членами другой организации или иной социальной группы; дружественные взаимосвязи предполагают сведение до минимума нормативного регулирования данных отношений, что, в свою очередь, приводит к сокращению транзакционных расходов и росту доходов данной организации.
Основоположником другой концепции социального капитала является Джеймс Коулман, который предложил данную идею академическому обсуждению в контексте образования. Согласно Дж. Коулману происхождение «социального капитала связано с изменениями в отношениях среди индивидов и облегчает их деятельность» [6, с. 126], значение же социального капитала заключается в том, что он (капитал) облегчает производственную деятельность. По мнению Дж. Коулмана, «группа, внутри которой существует полная надежность и абсолютное доверие, способна совершить много больше по сравнению с группой, не обладающей данными качествами» [6, с. 126]. Дж. Коулманом были выделены три основные формы социального капитала: во-первых, - это «обязательства и ожидания» [6, с. 127], которые, в свою очередь, зависят от «надежности социальной среды» [6, с. 127], при этом надежность социальной среды означает, что данные обязательства будут исполнены; во-вторых, - это «информационные потоки» [6, с. 128], т.е. возможность использовать сформированные социальные отношения для передачи информации; и, наконец, это «нормы и эффективные санкции» [6, с. 129], под которыми понимаются нормы, сложившиеся в обществе или внутри коллектива, и поддерживаемые внутренними или внешними санкциями.
Развитие концепций социального капитала продолжается в работах Роберта Патнэма (1993, 2000 гг.), который сделал данную тему популярной в политических дискуссиях. Р. Патнэм рассматривает социальный капитал в контексте гражданских ценностей, считая его важнейшим условием общественного благосостояния, «когда доверие и социальные сети хорошо развиты, индивиды, фирмы, районы и даже нации процветают» [10]. По мнению Р. Патнэма, «социальный капитал относится к характеристикам социальной организации, таким как доверие, нормы, сети, которые могут улучшить эффективность общества» [10]. Р. Патнэм выделяет два вида социального капитала: «связывающий» - предполагающий наличие отношений, выгодных только ограниченному кругу лиц и наносящих ущерб остальному обществу; и «наводящий мосты» - означающий наличие отношений, выгодных для всего общества [16]. Согласно Р. Патнэму, социальный капитал, включая его основные составляющие, как «социальное доверие, нормы взаимодействия и сети гражданской вовлеченности», является ключевым фактором для того, чтобы способствовать экономическому процветанию общества.
Проблема социального капитала находит свое отражение и в трудах современных исследователей. Так, американский философ и политолог Ф. Фукуяма, рассматривает социальный капитал как «нормы, неформальные нормы или ценности, которые делают возможными коллективные действия в группах людей» [14], большое значение уделяет основному «продукту» социального капитала - «общественному доверию» [14], которое, по его мнению, является уникальным ресурсом, оказывающим влияние на уровень экономического развития и благосостояния, как отдельных компаний, так и общества в целом. Американский профессор Р. Берт определяет социальный капитал как «дружеские, рабочие и более общие контакты, через которые вы получаете возможность использовать ваш финансовый и человеческий капитал» [4]. Сотрудники Каунасского гуманитарного факультета Вильнюсского университета [8] определяют социальный капитал как «сознательное пользование субъекта - индивида, организации, социальной группы, всего общества - социальными сетями, которые, благодаря доверию, общим нормам и правилам,
становятся средством достижения цели» [8]. В исследованиях Всемирного банка «социальный капитал означает сети контактов и взаимоотношения между людьми, способствующие доверию и формирующие качество и количество социальных взаимодействий в обществе» [13]. При этом социальным капиталом данные взаимоотношения становятся только в том случае, если используются целесообразно, т. е. являются полезными для индивида или организации.
Большое внимание проблеме социального капитала в настоящее время уделяется и российскими исследователями. Так В. В. Радаев, считает, что социальный капитал «выражает связи между людьми. Причем речь идет не просто о любых взаимодействиях или контактах, но о специфических связях, которые сопряжены, во-первых, с ожиданиями определенного поведения от вовлеченных в эти связи людей, а во-вторых, с их определенными взаимными обязательствами» [12]; И. Е. Дискин полагает, что «центральное место в данной концепции занимают социальные основания институционального порядка, такие проблемы, как «доверие» социальным институтам, социальная и социокультурная поддержка норм и ценностей, лежащих в основе функционирования этих институтов» [5]; Л. Полищук определяет социальный капитал как «способность общества или сообществ к самоорганизации и совместным действиям. Такая необходимость возникает в тех случаях, когда стоящие перед обществом задачи не могут быть решены простой суммой индивидуальных действий индивидов, не координирующих свои действия друг с другом. Чтобы добиться успеха, они должны, так или иначе, действовать сообща» [11].
Кроме того, многие исследователи [2, 5, 11] отмечают, что социальный капитал обладает способностью превращаться в иные формы капитала, в т.ч. культурный, человеческий и экономический, а развитие социального капитала способствует получению экономических выгод для его обладателя. Такое свойство социального капитала позволяет его расценивать как важнейший экономический ресурс, способствующий развитию как отдельного индивидуума, организации так и, в конечном счете, экономики целой страны.
Таким образом, анализ интерпретаций концепции «социальный капитал» позволяет сделать вывод, что социальный капитал можно рассматривать как своеобразный экономический ресурс, который «проявляется и воспроизводится посредством социальный связей» [1], основанных на взаимном доверии, репутации, общих нормах и ценностях.
Литература
1. Беспарточный Б. Д. Концептуальные основы понятия «социальный капитал» // Современные проблемы науки и образования, 2014. № 4. С. 1-7.
2. Бурдье П. Формы капитала. Экономическая социология. Том 6, 2005. № 3. С. 60-74.
3. Градосельская Г. В. Сетевые изменения в социологии. Глава 3. «Социальный капитал» и теории обмена. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ht:tp://sЫЫю.rom/BШLЮ/arcЫve/grado selskaja_setevie/02.aspx/ (дата обращения: 17.10.2016).
4. Гуськова Н. Д., Клюева А. П. Современные теории социального капитала. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, 2012. № 2. С. 152-159.
5. Дискин И. Е. Модернизация российского общества и социальный капитал. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2003. № 5-6.
6. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность, 2001. № 3. С. 121-139.
7. Макеева Т. В. Истоки и развитие теории социального капитала: Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2016. № 15. С. 62-66.
8. Мачеринскене И., Минкуте-Генриксон Р., Симанавичене Ж Социальный капитал организации: методология исследования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/603/762/1219/Sotsis_3_06_p29-39.pdf/ (дата обращения: 15.10.2016).
9. Панкратова С. В. Социальный капитал как инструмент успешной социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Режим доступа: // http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/38034/1/msip_2016_28.pdf/ (дата обращения: 10.09.2016).
10. Сидорина Т. Ю. Социальный капитал организации и социальная политика российского предприятия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/200 8/0325/analit04.php/ (дата обращения: 10.10.2016).
11. Социальный капитал в России: измерение, анализ, оценка влияния. [Электронный ресурс]. Научный семинар. Режим доступа: http://www.liberal.ru/artides/5265/ (дата обращения: 15.10.2016).
12. Социальный капитал: теория и практика. Социальный капитал как научная категория. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/01/11/1214867393. pdf/ (дата обращения: 20.10.2016).
13. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы / Пер. с англ. М: Издательство «Весь Мир», 2003. 232 с.
14. Фукуяма Ф. Что такое социальный капитал? [Электронный ресурс] Киевская лекция Ф. Фукуяма. 16 октября 2006 г. Режим доступа: http://www.day.kiev.ua/ru/article/podrobnos ti/chto-takoe-socialnyy-kapital/ (дата обращения: 25.09.2016).
15.Хайкин М. М., Крутик А. Б. Социальный капитал и социальные сети // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент, 2014. Том 8. № 1. С. 85-91.
16. Шеина М. В., Паклина С. Н. Социальный капитал: подходы к определению и измерению. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.erej.ru/upload/iblock/b49/b49e35b554d6 024de9c39b18c0709c2b.pdf/ (дата обращения: 15.09.2016).
Investments as major factor of development of economy of mesolevel
1 2 Tashtamirov M.1, Ashaganov A.2 (Russian Federation)
Инвестиции как основной фактор развития экономики мезоуровня
12 Таштамиров М. Р. , Ашаганов А. Ю. (Российская Федерация)
1Таштамиров Магомед Русланович / Tashtamirov Magomed - старший преподаватель,
кафедра банковское дело; 2Ашаганов Арби Юсупович /Ashaganov Arbi - бакалавр, Институт экономики и финансов Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Чеченский государственный университет, г. Грозный
Аннотация: на сегодняшний день наиболее актуальной экономической проблемой развития отдельно взятого мезоуровня является проблема привлечения инвестиций и это не исключение для Чеченской Республики. В данной статье дана характеристика инвестиционного потенциала ЧР, проведен краткий обзор экономических показателей региона, также подчёркиваются проблемы, которые необходимо решить для обеспечения перспективного развития.
Abstract: today the most urgent economic problem of development, separately taken mesolevel is the investment attraction problem, and it not an exception for the Chechen Republic. In this article the characteristic of an investment potential of ChR is this, will carry out the brief summary of economic indicators of the region, problems which need to be solved for ensuring perspective development are also emphasized.
Ключевые слова: экономика, инвестиционный потенциал, развитие региональной экономики, инвестиции, ВРП, промышленность.
Keywords: economy, investment potential, development of regional economy, investment, VRP, industry.