Литература
Бондаренко Т. А. Виртуальная реальность в современной социальной ситуации: Дис. ... д-ра филос. наук. 19. 00. 11. Р-н-Д, 2007.
Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского М.: Можайск-Терра, 2000.
Иванов Д. В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское востоковедение, 2000.
Керделлан К., Грезийон Г. Дети процессора. Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых. М.: У-Фактория, 2006.
Королева Н. Н. Семиосфера личности. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.
Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Психология жителей Интернета. М.: ЛКИ, 2011.
Носов Н. А. Виртуальная психология. М.: Аграф, 2000.
BuhlA. Die virtuelle Gesellschaft. ukonomie, Politik und Kultur im Zeichen des Cyberspace. Opladen, 1997.
Н. Н. Королева,
доктор психологических наук, профессор кафедры методов психологического познания
ИНТЕРНЕТИКА
Интернетика — прикладная междисциплинарная область знаний, направленная на изучение свойств, закономерностей, способов использования глобальной компьютерной сети Интернет в различных сферах жизнедеятельности человека. Интернетика объединяет в себе комплекс различных технических и гуманитарных научных направлений, таких как философия, футурология, синергетика, информатика, кибернетика, экономика, социология, политология, правоведение, лингвистика, социальная психология.
Интернет есть глобальная информационная и коммуникационная система, представляющая собой совокупность компьютерных сетей, обеспечивающих доступ к удаленной информации и информационный обмен. Актуальность исследования проблемы Интернета и дистанционной коммуникации обусловлена той ролью, которую играет сетевое взаимодействие во всех областях жизни современного человека и, особенно, стремительной динамикой увеличения удельного веса этого вида информационного взаимодействия в последние десятилетия. Появление персональных компьютеров и развитие сетевых технологий способствовало тому, что взаимодействие в сети Интернет стало компонентом учебной и игровой деятельности, и более того — частью жизнедеятельности, повседневных занятий, формой общения.
Научно-технические достижения сделали возможным появление особого мира, который поддерживается компьютерными сетями — виртуальной реальности. Будучи изначально порождением технологий, виртуальный мир, существующий в интернет-пространстве, начинает развиваться по своим законам. То есть, Интернет может определяться как сложная, самоорганизующаяся самореферентная коммуникативная система, обладающая эмержентными (внезапно появляющимися, неожиданными) свойствами, для описания которой необходимо учитывать теоретические принципы квантовой механики и синергетики. Сущность сети Интернет выражается в синергетической связи коммуникаций, сопряженной с актами познания и создания механизмов когерентности личности, смыслообразующих систем.
Изменения в социокультурной реальности, связанные с переходом к информационному обществу, опосредуют трансформацию процессов коммуникации в современном
мире. Центральной, системообразующей характеристикой общества начала XXI столетия является его коммуникативность, интерактивность. Одной из значимых проблем изучения Интернета является проблема анализа новых форм диалога и коммуникации, и как следствие — проблем языка. Нелинейная коммуникация имеет структуру гипертекста, строится по разнонаправленным семантическим связям между разнородными объектами. В сетевом взаимодействии зарождается новый дискурс, «электронный», или «сетевой язык», который приводит к языковым изменениям, порождению определенных лексико-грамматических и синтаксических форм, зарождению особого стиля устно-письменной речи.
Интернет-коммуникация приводит к виртуализации многих экономических процессов, перестройке систем управления по сетевому принципу на различных уровнях, к появлению новых политтехнологий, рекламы, основанных на различных формах виртуального взаимодействия. Электронные СМИ постепенно вытесняют свои печатные аналоги, отчетливо проявляется тенденция слияния телевидения, радио и Интернета.
Сетевое взаимодействие становится особым способом бытия человека. Сеть Интернет — это не только система взаимосвязанных между собой компьютеров, это, прежде всего, сетевое сообщество — мир людей — создателей и пользователей, их взаимосвязей, постоянного обмена информацией. В связи с этим понимание роли и функций Интернета в современной среде предполагает осмысление и анализ различных форм сетевой коммуникации субъектов виртуального мира, исследование базовых социально-психологических характеристик сетевых коммуникативных виртуальных миров.
Особенно актуальными являются вопросы, связанные с изучением воздействия сети Интернет на личность современного человека, психологии пользователя глобальных сетей, общения в виртуальном пространстве, возможностей и ограничений использования сетевого общения в различных гуманитарных областях: в педагогической деятельности, в менеджменте, рекламе, в психологическом консультировании и психокоррекции и т. п. Высокую значимость приобретают проблемы, связанные с исследованием негативного воздействия глобальной сети на психику и психофизиологию человека, прежде всего такие, как изучение интернет-зависимости, информационного воздействия и информационной безопасности, влияния пребывания в Интернете на состояние физического и психического здоровья.
Таким образом, основную проблемную область интернетики как новой области знаний составляют следующие направления исследований: анализ информационной структуры глобальной сети, моделирование информационного поиска, управления информационными потоками; осмысление тенденций информатизации общества и глобализации, феноменов «виртуальной реальности» как нового способа бытия человека в мире; выявление влияния сети Интернет и информационных комплексов на социально-экономические и культурные процессы; исследование новых нелинейных форм построения текста, языковых и речевых феноменов взаимодействия в Интернете; определение способов, форм, возможностей и ограничений сетевого общения, динамики сетевых сообществ, отношений в сетевом взаимодействии; решение вопросов информационной безопасности и защиты информации; изучение личности пользователя сетевых технологий, его Я-концепции, мотивов поведения и деятельности, особенностей мышления и мировосприятия, самопрезентации в Интернет во взаимосвязи с личностной идентичностью; анализ рисков Интернета и перспектив его развития.
Литература
1. Валиахметова Д. Р. Письменная разговорная речь в контексте особенностей интернет-дискурса / Д. Р. Валиахметова // Бодуэновские чтения: Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика: Междунар. науч. конф. (Казань, 11—13 дек. 2001 г. ): Труды и материалы: В 2 т. / Под общ. ред. К. Р. Галиуллина, Г. А. Николаева. Казань: Казан. ун-т, 2001. Т. 2. C. 7—9.
2. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. М.: Терра-Можайск, 2000.
3. Интернетика. [Электронный ресурс]. URL: http://www. glossary. ru/cgi-bin/gl_exs2.
cgi?RItylwtlyoqg (дата обращения: 12. 09. 2011).
4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
5. Ландэ Д. В., Снарский А. А., Безсуднов И. В. Интернетика: Навигация в сложных сетях: модели и алгоритмы. M.: Либроком (Editorial URSS), 2009.
6. Наумов В. Б. Право и Интернет: Очерки теории и практики. М., 2002.
7. Руднев В. П. Прочь от реальности. М., Аграф, 2000.
8. Словарь определений прикладной интернетики. [Электронный ресурс]. URL: http://www. rol. ru/files/dict/internet/index. htm (дата обращения: 12. 09. 2011).
9. Reid Elizabeth M. Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities. 1994. [Электронный ресурс]. URL: http://fun91. kivikko. hoas. fi/~donwulff/irc/cult-form. html (дата обращения: 12.09.2011).