Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
199
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАВИСИМОСТЬ / ФАКТОРЫ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / АДДИКЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Слюсарева М.А., Прохненко А.В., Кравчук А.А.

Статья посвящена исследованию интернет-зависимости у подростков. Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды таких ученых как Егоров А.Ю., Короленко Ц.П., Малыгин В.Л., Менделевич В.Д., Литвиненко O.В., работы которых были посвящены изучению интернет-зависимости. В статье описаны факторы, влияющие на формирование зависимости в подростковом возрасте, описываются черты «зависимого» типа личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET ADDICTION IN ADOLESCENCE

The Article is devoted to the study of Internet addiction in adolescents. The methodological and theoretical basis of the research is based on the works of such scientists as Egorov A. Yu., Korolenko TS. P., Malygin V. L., Mendelevich V. D., Litvinenko O. V., whose works were devoted to the study of Internet addiction. The article describes the factors that influence the formation of addiction in adolescence, describes the features of the "dependent" personality type.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 159.9.07

Слюсарева М.А.

студент Прохненко А.В. студент Кравчук А.А. студент

Кубанский государственный университет ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация: Статья посвящена исследованию интернет-зависимости у подростков. Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды таких ученых как Егоров А.Ю., Короленко Ц.П., Малыгин В.Л., Менделевич В.Д., Литвиненко O.В., работы которых были посвящены изучению интернет-зависимости. В статье описаны факторы, влияющие на формирование зависимости в подростковом возрасте, описываются черты «зависимого» типа личности.

Ключевые слова: зависимость, факторы, подростковый возраст, аддикция.

Slyusareva M.A.

student Prokhnenko A. V.

student Kravchuk A.A. student

Kuban state University INTERNET ADDICTION IN ADOLESCENCE

Abstract: the Article is devoted to the study of Internet addiction in adolescents. The methodological and theoretical basis of the research is based on the works of such scientists as Egorov A. Yu., Korolenko TS. P., Malygin V. L., Mendelevich V. D., Litvinenko O. V., whose works were devoted to the study of Internet addiction. The article describes the factors that influence the formation of addiction in adolescence, describes the features of the "dependent" personality type.

Keywords: addiction, factors, adolescence.

Именно подростковые аддикции вызывают большой интерес, так как зависимое поведение в любом случае и в любом возрасте может привести к серьезным проблемам, разрушающим жизнь не только зависимого, но и его

окружения, а также, как известно, лучше предупредить болезнь, чем долго ее лечить. А предупредить ее можно уже в подростковом возрасте, если вовремя выявлять у лиц, склонности к аддиктивному поведению.

Цель нашего исследования - выявить особенности склонности к зависимому поведению в подростковом возрасте (на примере интернет-зависимости). Мы предполагали, что интернет-зависимости патологически подвержено все молодое поколение, но среди учащихся существуют определенные группы риска. Учеными доказано, что именно подростки, в большей степени подверженные интернет-зависимости, так как предпочитают виртуальную жизнь реальной.

Подростковый возраст принято считать переломным моментом в жизни каждого человека. Масштабы происходящих перестроек значительны и касаются организма, самосознания, способов социального взаимодействия, интересов, познавательной и учебной деятельности, нравственных позиций. Основным фактором развития личности подростка является его собственная социальная активность, направленная на вхождение в мир взрослых. В этом возрасте основной психологической потребностью подростка является общение со сверстниками, а также желание стать независимым и самостоятельным, школьник начинает требовать признания своих прав от взрослых, хочет, чтобы все признавали его значимость и взрослость.

Понятие «аддикция» в психологической литературе рассматривается как зависимость от каких-либо средств, деятельности или других людей, которые помогают зависимому человеку изменить состояние сознания и уйти от реальности, которая его не устраивает. Суть аддиктивного поведения заключается в изменении своего психического состояния, что дает иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Аддикцию можно рассматривать как болезнь, патологическое влечение, которое разрушает личность зависимого, является причиной психических и соматических заболеваний, социальной дезадаптации [3].

Выделяют следующие факторы формирования аддиктивного поведения:

Социальные - нестабильность общества, доступность психоактивных веществ, отсутствие позитивных социальных и культурных традиций, контрастность уровней жизни, интенсивность и плотность миграции и др.

Социально-психологические - высокий уровень коллективной и массовой тревоги, «разрыхлённость» поддерживающих связей с семьей и другими позитивно-значимыми группами, романтизация и героизация девиантного поведения в массовом сознании, отсутствие привлекательных для детей и подростков досуговых центров, ослабление межпоколенных связей поколений.

Психологические - незрелость личностной идентификации, слабость или недостаточность способности к внутреннему диалогу, низкая

переносимость психологических стрессов и ограниченность совладающего поведения, высокая потребность в изменении состояний сознания, как средстве разрешения внутренних конфликтов, конституционально акцентуированные особенности личности [2].

Термин «Интернет-зависимость» еще в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете. Общими чертами компьютерной зависимости, является характерный ряд физических и психологических симптомов, тесно связанных между собой. К психологическим симптомам относят:

1) невозможность остановиться;

ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

2) проблемы с учебой;

3) чувство эйфории за компьютером;

4) ложь членам семьи о своей деятельности;

5) увеличение количества времени, проводимого за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями.

Физические симптомы:

1) головные боли по типу мигрени;

2) сухость в глазах;

3) расстройства сна, изменение режима сна;

4) боли в спине;

5) синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);

6) пренебрежение личной гигиеной;

7) нерегулярное питание, пропуск приемов пищи [3].

Интернет удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности пользователей, потому что он содержит все, чем может быть увлечен пользователь. И это основная причина, объясняющая пристрастие к Интернету. Согласно данным последних исследований уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий поведения современной молодежи в трудных жизненных ситуациях.

В процессе исследования выявления особенностей склонности к зависимому поведению в подростковом возрасте (на примере интернет-зависимости) использовались: теоретический анализ, опрос качественный и количественный анализ данных. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №83 г. Краснодара, в котором приняли участие 62 подростка, из них 31 девочка и 31 мальчик. Возраст респондентов 14-15 лет.

В качестве основного диагностического материала мы использовали методику «Шкала Интернет-зависимости» (CIAS) С. Чена.

В результате проведенного исследования нами было выделено 3 группы подростков:

1) подростки с минимальным риском возникновения Интернет-зависимости. Данную группу составили 18 человек, что составило 29,03% от общей выборки (из них 11мальчиков-подростков (35,5%) и 7 девочек (22,6%)).

2) подростки со склонностью к Интернет-зависимости. Данную группу составили 35 подростков, что составило 56,45% от общей выборки (из них 20 мальчиков (64,5%) и 15 девочек (48,38%)).

3) подростки, у которых Интернет-зависимость выражена и устойчива. Данную группу составили 9 девочек-подростков, в данной выборке у мальчиков склонность к интерне-зависимости не была выражена и устойчива. Данная группа подростков испытывает навязчивое желание подключиться к Интернету и не представляет своей жизни без доступа в интернет.

Проведенное исследование позволило выявить, что у подростков преобладает средний уровень Интернет-зависимости. Так же мы выяснили, что у девочек склонность к Интернет - зависимости выражена больше, чем у мальчиков. Таким образом, выдвинутую нами гипотезу можно считать доказанной, а цель достигнутой.

Интернет-зависимость является общесоциальной проблемой современного общества, ведь от данной зависимости страдают не только молодые люди, но их близкие, да и общество в целом. Поэтому, важной задачей всех социальных институтов, а именно образовательных учреждений, является профилактика Интернет-зависимости.

Использованные источники:

1. Егоров А.Ю. Социально приемлемые формы нехимических аддикций. Интернет-зависимость // В кн. «Руководство по аддиктологии» под ред. проф. В.Д. Менделевича. Речь. 2014. С. 508 - 515.

2. Малыгин В.Л. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: Учебное пособие. М.: МГМСУ. 2011. 312 с.

3. Юрьева Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. Днепропетровск: Пороги. 2006. 196 с.

4. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1991. № 1. С. 8 - 15.

5. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Академия. 2010. 367 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.