Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ РОССИЯН'

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ РОССИЯН Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет / компьютерная зависимость / компьютерные игры / интернет-зависимость / Internet / computer addiction / computer games / Internet addiction

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Е.Г. Корнильцева

Представлены результаты социологических исследований, посвящённых проблемам цифрового общества. Показано отношение респондентов, принадлежащих к разным социально-демографическим группам, к компьютерным играм. В частности, соотнесены между собой такие переменные как время, затраченное на игру, и пол опрашиваемого. Обозначены аспекты анализа игровых практик и тенденции, складывающиеся в данной сфере. Выявлены субъективные причины формирования компьютерной зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Е.Г. Корнильцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET ADDICTION OF RUSSIANS

The results of sociological research on the problems of digital society are presented. The attitude of respondents belonging to different socio-demographic groups to computer games is shown. In particular, variables such as the time spent on the game and the gender of the interviewee are correlated. Aspects of the analysis of gaming practices and trends emerging in this area are outlined. The subjective reasons for the formation of computer addiction are revealed.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ РОССИЯН»

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ РОССИЯН

Е.Г. Корнильцева, канд. филос. наук, доцент Уральский государственный экономический университет (Россия, г. Екатеринбург)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-6-144-146

Аннотация. Представлены результаты социологических исследований, посвящённых проблемам цифрового общества. Показано отношение респондентов, принадлежащих к разным социально-демографическим группам, к компьютерным играм. В частности, соотнесены между собой такие переменные как время, затраченное на игру, и пол опрашиваемого. Обозначены аспекты анализа игровых практик и тенденции, складывающиеся в данной сфере. Выявлены субъективные причины формирования компьютерной зависимости.

Ключевые слова: интернет, компьютерная зависимость, компьютерные игры, интернет-зависимость.

Феномен компьютерной зависимости начал изучаться в науке более 30 лет назад. Эксперты трактуют его в качестве психологического расстройства, при котором индивид проводит большую часть свободного времени в социальных сетях [1]. Российские ученые начали заниматься данной проблемой сравнительно недавно. Можно выделить работы А.В. Худякова, А.В. Урсу,

А.М. Старченковой, В.Л. Малыгина,

Н.С. Хомерики, Е.А. Смирновой,

М.Э. Елютиной, А.А. Неруш и других.

В социологической науке игровые практики анализируются в самых разных аспектах: воссоздание прошлого опыта, мотивация, содержание сюжета, специфический набор действий, субкультурная среда, ролевые модели поведения, социальный профиль геймеров и пр. [2]. Определенный интерес представляет вопрос о связи гендерных предпочтений и компьютерных игр. Эта тематика стала достаточно популярна: по ней публикуются статьи, проводятся научные исследования и конференции. Разработчики игр не скрывают, что ориентируются исключительно на мужское население. Однако, некоторые

социологические опросы демонстрируют противоположные результаты [3].

Сотрудники кафедры экономической теории и прикладной социологии Уральского государственного экономического университета в июне - октябре 2022 г. под руководством проф. Заборовой Е.Н. провели анкетный опрос «Цифровое общество» (n=730). Группу опрошенных составляли жители Свердловской области, относящиеся к разным социально-демографическим слоям.

С целью выявления степени вовлеченности респондентов в компьютерные игры, были соотнесены между собой такие переменные как время, затраченное на игру (зависимая) и пол опрашиваемого (независимая).

На вопрос: «Как часто Вы играете в компьютерные игры?» - были получены следующие ответы. Вариант «вообще не играю» выбрали 31,8% мужчин и 71,5% женщин. Позицию «2 часа в сутки» отметили 30% лиц мужского пола и только 8% лиц женского пола. Более 3-х часов в сутки проводят за компьютерной игрой 18,7% представителей сильного пола и 4,1% -слабого пола (табл. 1).

Таблица 1. Как часто Вы играете в компьютерные игры?

Пол Как часто Вы играете в компьютерные игры?

Вообще не играю 1-2 часа в сутки До 1 часа в сутки Более 3 часов в сутки ИТОГО

0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Мужской 31,8 30,0 19,5 18,7 100,0

Женский 71,5 8,0 16,4 4,1 100,0

ИТОГО: 57,0 16,0 17,5 9,5 100,0

У ряда представителей мужского пола возникновение игровой зависимости обусловлено комплексом субъективных причин, среди которых можно отметить низкую стрессоустойчивость, слабый самоконтроль, нереализованные замыслы, неразвитые коммуникативные навыки. Уход в виртуальное пространство предоставляет подобным личностям защиту от депрессивного состояния, ощущение временного спокойствия от воздействия окружающей среды, чувство свободы.

На вопрос анкеты: «Если Вы играете в компьютерные игры, то считаете ли Вы себя зависимым (от компьютерных игр) человеком?» - выбраны следующие варианты ответов. 79% респондентов из лиц мужского пола не считают себя зависимыми от компьютерных игр. Среди женщин таковых в полтора раза меньше. Небольшое количество опрошенных затруднились с ответом: соответственно 3,7% и 7,3 % в каждой гендерной группе.

Эксперт по интернет-зависимому поведению - доктор К. Янг в результате измерений высказала мнение о возможной перспективе перехода в группу интернет-зависимых личностей многих интернет-пользователей. Проведенные наблюдения выявили весьма многочисленный тип пользователей, обозначенный как «испытывающие потребность в общении и психологической поддержке» (91%). Остальными оказались «любители новостей» (9%). Привлекательными сторонами интернета опрашиваемые назвали анонимность, доступность, безопасность, что со временем обусловило рост интереса к нему как игровой системе и отход от его восприятия только лишь в качестве средства коммуникации [1].

Рост популярности киберспорта среди молодежи кардинальным образом трансформировал индустрию развлечений. Со-

держание сюжетов виртуальной игры иногда пересекается с событиями реального мира настолько, что некоторые геймеры начали включать их в свою житейскую практику.

Исследователи высказывают прямо противоположные мнения по отношению к компьютерным играм: некоторые видят в этой деятельности только отрицательный аспект, другие - исключительно положительный. В отечественной литературе внимание сфокусировано преимущественно на первом аспекте. Хотя игровые методы способны оказывать существенное влияние на развитие личности: с их помощью выстраивается иерархия жизненных ориентиров, легче воспринимается новый материал, появляется возможность реализовать себя в непривычных социальных ролях, увеличить количество контактов в социальных сетях, возникает мотивация по освоению сложных компьютерных программ, что со временем приводит к формированию новой структуры досуга.

Геймификацию можно рассматривать как очередную стадию в развитии социума, которое все больше переходит в виртуальное пространство, что отражается на разных сферах человеческой деятельности, особенно на коммуникационной и информационной [2].

Поскольку подобное увлечение подразумевает покупку оборудования для игровых компьютеров, то большая часть геймеров среди респондентов - это финансово обеспеченные люди [4]. Социологи высказывают предположение, что склонность к интернет-зависимости может быть связана с некоторыми личностными особенностями, которые зависят от включенности в ту или иную социальную группу. А сегмент участников компьютерных игр постепенно будет приобретать тенденцию к феминизации, опровергая стереотипы о

мужском предназначении игровых прак- из них имеют гаджеты и могут ежедневно тик [3]. Опросы демонстрируют серьезную пользоваться интернетом [4; 5]. вовлеченность россиян, принадлежащих к Таким образом, интернет-зависимость

разным социально-демографическим может считаться характерной приметой

группам, в цифровую среду: большинство современного общества, участвующей в

определении его перспектив.

Библиографический список

1. Янг К.С. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. - 2000. - № 2. - С. 24-29.

2. Клейменов М.В. Фейк как инструмент гибридной атаки в эпоху цифровой трансформации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2023. - № 102 (85). - С. 23-25.

3. Елютина М.Э., Неруш А.А. Гендерные аспекты игровых практик у молодежного сегмента российской аудитории компьютерных игр // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. - 2023. - Т. 23, Вып. 1. - С. 4-13.

4. История возникновения «Интернет-зависимости». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfile.net (дата обращения: 08.05.2024).

5. Мобильные игры в России. Аналитический отчет по данным Mediascope. Май 2022. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mediascope.net/library/presentations/Mobile%20games%20audience%20in%20Russia_M ediascope (дата обращения: 08.05.2024).

INTERNET ADDICTION OF RUSSIANS

E.G. Korniltseva, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor Ural State University of Economics (Russia, Yekaterinburg)

Abstract. The results of sociological research on the problems of digital society are presented. The attitude of respondents belonging to different socio-demographic groups to computer games is shown. In particular, variables such as the time spent on the game and the gender of the interviewee are correlated. Aspects of the analysis of gaming practices and trends emerging in this area are outlined. The subjective reasons for the formation of computer addiction are revealed.

Keywords: Internet, computer addiction, computer games, Internet addiction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.