Научная статья на тему 'Исследование игровой зависимости у подростков с задержкой психического развития'

Исследование игровой зависимости у подростков с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
42
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
игровая зависимость / компьютерная зависимость / агрессия / подростки / задержка психического развития / gaming addiction / computer addiction / aggression / adolescents / mental retardation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Токарская Людмила Валерьевна, Хлыстова Елена Викторовна, Похалуев Андрей Александрович, Токарева Наталья Геннадьевна

Введение. В статье рассматриваются особенности проявления игровой зависимости у подростков с задержкой психического развития (ЗПР). Цель статьи заключается определении уровня и проявлений игровой зависимости у подростков с задержкой психического развития в сравнении с подростками с нормативным развитием. Материалы и методы. Выборку исследования составили подростки в возрасте 13–14 лет, которые были разделены на две группы. В первую вошли обучающиеся 7-х классов Государственного казенного образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа № 9», которым рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития (20 чел.); вторую группу составили обучающиеся 7 класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 107», не имеющие особенностей развития (20 чел.). В работе использованы тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми А. В. Гришиной; скрининговая диагностика компьютерной зависимости (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот); методика «Агрессивное поведение» Е. П. Ильин, П. А. Ковалев); тест Г. В. Лозовой на наличие зависимости к 13 видам аддикций. Статистические различия рассчитаны с помощью U-критерия Манна – Уитни, корреляционный анализ проведен с помощью коэффициента корреляции Спирмена. Результаты исследования. Проведен сравнительный и корреляционный анализ, в результате которого не выявлено достоверных различий по показателям игровой зависимости в выделенных группах. При этом у подростков без особенностей развития выше показатели компьютерной зависимости уровня агрессии и склонности к прямой физической агрессии. Обнаружена взаимосвязь агрессии и игровой зависимости. Обсуждение и заключение. У подростков с ЗПР обоих полов прослеживается взаимосвязь между склонностью к прямой физической агрессией и шкалой предпочтения виртуального общения реальному. У подростков женского пола без особенностей развития прослеживается взаимосвязь склонности к косвенной вербальной агрессии со шкалой эмоционального отношения к компьютерным играм, шкалой самоконтроля в компьютерных играх и индексом степени интереса к компьютерным играм. Также наблюдается взаимосвязь уровня агрессии и склонности к прямой вербальной агрессии со шкалой предпочтения виртуального общения реальному. Выявлена взаимосвязь склонности к косвенной вербальной агрессии и шкалой целевой направленности в компьютерных играх. У подростков мужского пола без особенностей развития прослеживается взаимосвязь склонности к косвенной физической агрессии со шкалой эмоционального отношения к компьютерным играм, шкалой самоконтроля в компьютерных играх, шкалой предпочтения виртуального общения реальному и индексом степени интереса к компьютерным играм. По результатам корреляционного анализа прослеживается взаимосвязь агрессии и игровой зависимости. При этом у подростков без особенностей развития этих связей намного больше. У них выше показатель компьютерной зависимости, т. е. они могут быть сильнее увлечены общением в интернете и в целом больше времени проводить за компьютером.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Токарская Людмила Валерьевна, Хлыстова Елена Викторовна, Похалуев Андрей Александрович, Токарева Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of Gambling Addiction in Adolescents with Mental Retardation

Introduction. The article discusses the features of the manifestation of gambling addiction in adolescents with mental retardation (AMR). The purpose of the article is to determine the level and manifestations of gambling addiction in adolescents with mental retardation in comparison with adolescents with normative development. Materials and Methods. The study sample consisted of adolescents aged 13–14 years, who were divided into two groups. The first included students of the 7th grade of the State Educational Institution of the Sverdlovsk Region “Ekaterinburg School No. 9”, who were recommended training in an adapted educational program for children with mental retardation (20 people); the second group consisted of students of the 7th grade of the Municipal Budgetary Educational Institution of Secondary School No. 107, who did not have developmental features (20 people). The paper uses: a test questionnaire of the degree of enthusiasm of younger adolescents for computer games by A. V. Grishina; screening diagnostics of computer addiction (L. N. Yurieva, T. Y. Bolbot); the technique of “Aggressive behavior” (E. P. Ilyin, P. A. Kovalev); G. V. Lozova’s test for the presence of dependence on 13 types of addictions in the sample of the two groups of adolescents aged 13–14 years (20 people with PSD and 20 people without developmental characteristics). Statistical differences were calculated using the Mann-Whitney U test, correlation analysis was carried out using the Spearman correlation coefficient. Results. A comparative and correlation analysis was carried out, as a result of which no significant differences in the indicators of gambling addiction in the selected groups were revealed. At the same time, adolescents without developmental characteristics have higher indicators of computer dependence on the level of aggression and a tendency to direct physical aggression. The relationship between aggression and gambling addiction was found. Discussion and Conclusion. In adolescents with mental retardation of both sexes, there is a relationship between a tendency to direct physical aggression and a scale of preference for virtual communication to real one. In female adolescents without developmental features, there is a relationship between a tendency to indirect verbal aggression with a scale of emotional attitude to computer games, a scale of self-control in computer games and index of interest in computer games. There is also a relationship between the level of aggression and the tendency to direct verbal aggression with the scale of preference for virtual communication over real. The relationship between the tendency to indirect verbal aggression and the scale of target orientation in computer games was revealed. In male adolescents without developmental features, there is a relationship between the tendency to indirect physical aggression with the scale of emotional attitude to computer games, the scale of self-control in computer games, the scale of preference for virtual communication to real and the index degree of interest in computer games. According to the results of the correlation analysis, the relationship between aggression and gambling addiction is traced. At the same time, adolescents without developmental features have much more of these connections. They have a higher index of computer addiction, meaning they may be more engaged in online communication and generally spend more time on the computer.

Текст научной работы на тему «Исследование игровой зависимости у подростков с задержкой психического развития»

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.064.023.202304.484-498

УДК.159.96

Л. В. Токарская1, Е. В. Хлыстова2, А. А. Похалуев3, Н. Г. Токарева4

12 Уральский федеральный университет (Екатеринбург, Россия) 3 Федеральная пассажирская компания (Екатеринбург, Россия) 4 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия) 1 e-mail: liydmil@mail.ru 2 e-mail: duslem6704@mail.ru 3 e-mail: рaа19989@gmail.com 4e-mail: tokareva-1@mail.ru

Исследование игровой зависимости у подростков с задержкой психического развития

Aннотация

Введение. В статье рассматриваются особенности проявления игровой зависимости у подростков с задержкой психического развития (ЗПР). Цель статьи заключается определении уровня и проявлений игровой зависимости у подростков с задержкой психического развития в сравнении с подростками с нормативным развитием.

Материалы и методы. Выборку исследования составили подростки в возрасте 13-14 лет, которые были разделены на две группы. В первую вошли обучающиеся 7-х классов Государственного казенного образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа № 9», которым рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития (20 чел.); вторую группу составили обучающиеся 7 класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 107», не имеющие особенностей развития (20 чел.). В работе использованы тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми А. В. Гришиной; скрининговая диагностика компьютерной зависимости (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот); методика «Агрессивное поведение» Е. П. Ильин, П. А. Ковалев); тест Г. В. Лозовой на наличие зависимости к 13 видам аддик-ций. Статистические различия рассчитаны с помощью U-критерия Манна - Уитни, корреляционный анализ проведен с помощью коэффициента корреляции Спирмена. Результаты исследования. Проведен сравнительный и корреляционный анализ, в результате которого не выявлено достоверных различий по показателям игровой зависимости в выделенных группах. При этом у подростков без особенностей развития выше показатели компьютерной зависимости уровня агрессии и склонности к прямой физической агрессии. Обнаружена взаимосвязь агрессии и игровой зависимости.

Обсуждение и заключение. У подростков с ЗПР обоих полов прослеживается взаимосвязь между склонностью к прямой физической агрессией и шкалой предпочтения виртуального общения реальному. У подростков женского пола без особенностей развития прослеживается взаимосвязь склонности к косвенной вербальной агрессии со шкалой эмоционального отношения к компьютерным играм, шкалой самоконтроля в компьютерных играх и индексом степени интереса к компьютерным играм. Также наблюдается взаимосвязь уровня агрессии и склонности к прямой вербальной агрессии со шкалой предпочтения виртуального общения реальному. Выявлена взаимосвязь склонности к косвенной вербальной

© Токарская Л. В., Хлыстова Е. В., Похалуев А. А., Токарева Н. Г., 2023

ЛОЛ гуманитарии : актуальные проблемы ^ „„ , „„„„

484 „ , р том 23, № 4, 2023

■ ■ гуманитарной науки и образования ' '

агрессии и шкалой целевой направленности в компьютерных играх. У подростков мужского пола без особенностей развития прослеживается взаимосвязь склонности к косвенной физической агрессии со шкалой эмоционального отношения к компьютерным играм, шкалой самоконтроля в компьютерных играх, шкалой предпочтения виртуального общения реальному и индексом степени интереса к компьютерным играм. По результатам корреляционного анализа прослеживается взаимосвязь агрессии и игровой зависимости. При этом у подростков без особенностей развития этих связей намного больше. У них выше показатель компьютерной зависимости, т. е. они могут быть сильнее увлечены общением в интернете и в целом больше времени проводить за компьютером.

Ключевые слова: игровая зависимость, компьютерная зависимость, агрессия, подростки, задержка психического развития.

Для цитирования: Токарская Л. В., Хлыстова Е. В., Похалуев А. А., Токарева Н. Г. Исследование игровой зависимости у подростков с задержкой психического развития // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2023. Т. 23, № 4. С. 484-498. DOI: 10.15507/20789823.064.023.202304.484-498.

Ludmila V. Tokarskaya1, Elena V. Khlystova2, Andrey A. Pokhaluev3, Natalya G. Tokareva4

1 2 Ural Federal University (Ekaterinburg, Russia) 3 Federal Passenger Company (Ekaterinburg, Russia) 4National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia)

1 e-mail: liydmil@mail.ru 2e-mail: duslem6704@mail.ru 3 e-mail: рaа19989@gmail.com 4 e-mail: tokareva-1@mail.ru

Study of Gambling Addiction in Adolescents with Mental Retardation

Abstract

Introduction. The article discusses the features of the manifestation of gambling addiction in adolescents with mental retardation (AMR). The purpose of the article is to determine the level and manifestations of gambling addiction in adolescents with mental retardation in comparison with adolescents with normative development.

Materials and Methods. The study sample consisted of adolescents aged 13-14 years, who were divided into two groups. The first included students of the 7th grade of the State Educational Institution of the Sverdlovsk Region "Ekaterinburg School No. 9", who were recommended training in an adapted educational program for children with mental retardation (20 people); the second group consisted of students of the 7th grade of the Municipal Budgetary Educational Institution of Secondary School No. 107, who did not have developmental features (20 people). The paper uses: a test questionnaire of the degree of enthusiasm of younger adolescents for computer games by A. V. Grishina; screening diagnostics of computer addiction (L. N. Yurieva, T. Y. Bolbot); the technique of "Aggressive behavior" (E. P. Ilyin, P. A. Kovalev); G. V. Lozova's test for the presence of dependence on 13 types of addictions in the sample of the two groups of adolescents aged 13-14 years (20 people with PSD and 20 people without developmental characteristics). Statistical differences were calculated using the Mann-Whitney U test, correlation analysis was carried out using the Spearman correlation coefficient.

Results. A comparative and correlation analysis was carried out, as a result of which no significant differences in the indicators of gambling addiction in the selected groups were revealed. At the same time, adolescents without developmental characteristics have higher indicators of computer dependence on the level of aggression and a tendency to direct physical aggression. The relationship between aggression and gambling addiction was found.

Discussion and Conclusion. In adolescents with mental retardation of both sexes, there is a relationship between a tendency to direct physical aggression and a scale of preference for virtual communication to real one. In female adolescents without developmental features, there is a relationship between a tendency to indirect verbal aggression with a scale of emotional attitude to computer games, a scale of self-control in computer games and index of interest in computer games. There is also a relationship between the level of aggression and the tendency to direct verbal aggression with the scale of preference for virtual communication over real. The relationship between the tendency to indirect verbal aggression and the scale of target orientation in computer games was revealed. In male adolescents without developmental features, there is a relationship between the tendency to indirect physical aggression with the scale of emotional attitude to computer games, the scale of self-control in computer games, the scale of preference for virtual communication to real and the index degree of interest in computer games. According to the results of the correlation analysis, the relationship between aggression and gambling addiction is traced. At the same time, adolescents without developmental features have much more of these connections. They have a higher index of computer addiction, meaning they may be more engaged in online communication and generally spend more time on the computer. Keywords: gaming addiction, computer addiction, aggression, adolescents, mental retardation For citation: Tokarskaya L. V, Khlystova E. V., Pokhaluev A. A., Tokareva N. G. Study of Gambling Addiction in Adolescents with Mental Retardation. Gumanitarian: aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2023; 23(4): 484-498. (In Russ.). DOI: 10.15507/20789823.064.023.202304.484-498.

Введение

Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом детей и подростков к использованию гаджетов, прежде всего для игр. Этому способствует и бурный рост в сфере проектирования компьютерных игр, а появление каждой новой игры или версии существующей игры сопровождается ростом числа геймеров. Как указывает Н. В. Богачева, в различных странах в компьютерные игры «играют (или играли в недавнем прошлом) от 30 до 70 и более процентов всего населения, среди детей и подростков - едва ли не все (до 92 % в США)» [2]. Сходные данные приводит J. B. Funk [23], который выявил, что 2/3 девушек играют в компьютерные игры и заняты этим минимум 2 ч в сутки; а подростки мужского пола тратят на игровой процесс в среднем в 2 раза больше времени. А. Г. Шмелев считает, что число «заядлых игроков» составляет 10-14 %, а доктор Orzack приводит большую цифру - 40-80 % [22].

Многих подростков альтернативная реальность затягивает своей вседозволенно-

стью и анонимностью, позволяет им уйти от существующих проблем в более привлекательный мир киберпространства, что может приводить к отторжению реального мира, усилению дезадаптации, формированию игровой зависимости.

Под игровой зависимостью понимается форма психологической зависимости, которая проявляется в навязчивом увлечении видео- и компьютерными играми. Она занимает одно из самых заметных мест среди поведенческих нехимических зависимостей [7]. При этом игровая зависимость способствует нарушению эмоционально-волевой сферы [17]. Эмоциональный окрас усиливается в отношении компьютерных героев и сюжетов игр. У игровых аддиктов отмечается повышенный уровень агрессии. Это проявляется в виде неповиновения взрослым, физической или вербальной агрессии. Подростки, увлекающиеся играми с агрессивным сюжетом, могут формировать группу риска по развитию агрессивного поведения. Эти подростки могут быть склонны к самоагрессии [12]. Л. И. Шакирова считает, что

/ю/1 гуманитарии : актуальные проблемы ^ „„ , „„„„ 486 „ , 1 том 23, № 4, 2023

гуманитарной науки и образования ' '

агрессия подростков реализуется в виртуальном мире игры, а уровень агрессии может быть показателем вытеснения агрессивных тенденций личности путем проективного вымещения [21].

Американская психиатрическая ассоциация (APA), хотя и не считает зависимость от компьютерных игр заболеванием, в 2013 г. включила «интернет-игровое расстройство» в пятое издание диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам. Было отмечено, что данное расстройство нуждается в дальнейшем изучении, и при этом выделено девять основных критериев для диагностики аддикции от компьютерных игр [24].

В 2018 г. понятие игрового расстройства было включено в Международную классификацию болезней 11-го пересмотра (МКБ-11). Развитие аддитиктивных подростковых наклонностей и формирование психологической зависимости может происходить за счет нескольких факторов: биологические - обусловленные особенностями организма; социальные - личные особенности и средовые психотравмиру-ющие факторы; психологические - сниженная самооценка, неуверенность либо, напротив, поведенческая демонстративность.

М. С. Иванов выделяет четыре стадии формирования игровой зависимости, каждая из которых имеет определенные специфические особенности.

1. Стадия легкой увлеченности, когда человек только начинает играть, ему нравятся звуковое оформление, графика, сюжетные линии и имитация реальной жизни или сюжетов фантастического характера. Человек играет в игру в определенных ситуациях, не систематически, но при этом начинает формироваться неосознанная потребность в принятии роли, возникают положительные эмоции от игрового процесса.

2. Стадия увлеченности, когда у человека формируется новая потребность - играть

в компьютерные игры, он начинает это делать систематически. В случаях фрустрации потребности в игре могут возникать активные попытки устранить фрустриру-ющие обстоятельства.

3. Стадия зависимости, на которой у человека потребность в игре является основной. Происходят изменения в ценностно-смысловой сфере личности. Зависимость от игры может формироваться в двух формах: социализированной и индивидуализированной. При социализированной форме поддерживаются социальные контакты с людьми, но в основном с такими же игровыми фанатами, им нравится играть вместе, они замотивированы на соревнования. При индивидуализированной форме человек теряет привычные особенности мировоззрения, нарушается взаимодействие с окружающим миром. Эта стадия является крайней формой зависимости. Психика перестает отражать воздействие объективного мира и начинает отражать виртуальную реальность. Потребность в игре выходит на один уровень с базовыми физиологическими потребностями.

4. Стадия привязанности, на которой игровая активность снижается и происходит сдвиг психологического содержания личности в сторону нормы. Привязанность угасает, однако автор предполагает, что полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм человек вряд ли сможет [9].

Необходимо отметить, что наличие у подростка ограниченных возможностей здоровья, в частности задержки психического развития (ЗПР), может обусловливать повышенный риск возникновения игровой зависимости. При этом к проявлению различных форм аддикции больше склонны лица мужского пола, чем женского [10]. При ЗПР отмечается значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности. Так, при относительно высоких показателях мышления и

памяти наиболее нарушенными оказываются общие характеристики деятельности и эмоционально-личностная сфера [15].

По мнению Г. Е. Сухаревой, для подростков с ЗПР характерна главным образом недостаточная зрелость аффективно-волевой сферы. Они могут быть импульсивными и внушаемыми, им сложно преодолевать трудности, они подвержены отрицательному внешнему влиянию, им трудно адекватно оценивать ситуацию, у них наблюдается низкий уровень критичности, они неустойчивы в поведении [18]. Подростки мужского пола часто склонны к раздражительности, а подростки женского пола - к слезам. Эмпатические способности играют большую роль в становлении личности [13; 19].

Для подростков с ЗПР могут быть характерны поведенческие срывы. Когда они утомляются, одни могут стать возбудимыми и беспокойными; другие - наоборот, пассивными и не желающими работать [16]. Подростки с ЗПР могут демонстрировать агрессивность, которая характеризуется вспыльчивостью, враждебностью, конфликтным поведением, негативизмом. Такие особенности поведения являются привычным способом реагирования на неблагоприятные факторы внешней среды. В конфликтной ситуации они не владеют необходимыми адекватными способами сотрудничества в процессе взаимоотношений в группе сверстников. У них не сформированы навыки кооперации, социальная компетентность, что может приводить к развитию неблагоприятных межличностных отношений в классе, а также закреплению негативных личностных и поведенческих тенденций [11]. Подростки с ЗПР могут являться группой повышенного риска по формированию аддиктивного поведения. При стрессовых и напряженных ситуациях у них может проявиться склонность к уходу от реальности [1]. В связи с этим важно

488

изучение психосоциальных взаимодействий в процессе психического развития [20].

По данным И. П. Волковой, О. С. Булгаковой, А. В. Машковой, для 40 % испытуемых из числа подростков с ЗПР характерна сформированная компьютерная зависимость, тогда как у подростков без особенностей развития эта цифра составляет всего 23 %. Авторы считают, что у подростков с ЗПР более выражены навязчивые размышления об интернете, нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Сети, обретение ощущения эмоционального подъема и эйфории при нахождении на сайтах, досада и раздражение, возникающие при невозможности виртуального общения [5].

Л. А. Захарова выделяет индивидуально-психологические особенности подростков с ЗПР с аддиктивным поведением: ситуационно-личностные неверные поведенческие реакции; отклонения в психическом развитии; слабая способность к внутреннему диалогу; личностная предрасположенность к аддик-тивному поведению; незрелость личностного самоопределения и саморефлексии. У таких подростков высока потребность в изменении состояния сознания для разрешения своих внутренних противоречий и конфликтов.

В целом у подростков с ЗПР выявляются характерные психологические особенности, которые могут обусловливать их рискованное поведение за компьютером и в интернете:

1. Недостаточный уровень развития социального интеллекта, при котором низкая поведенческая гибкость сочетается с недостаточной способностью к прогнозированию взаимодействия с другим человеком, трудностями в эмпатии.

2. Слабо развитые регуляторные механизмы: высокая утомляемость, низкий уровень и высокая истощаемость внимания, дефицит целевой регуляции поведения.

3. Особенности развития когнитивной сферы: низкий уровень критичности, вы-

ГумАнитАрий : актуальные проблемы ^ „ „ „

~ й том 23, № 4, 2023

гуманитарной науки и образования ' '

сокая внушаемость, трудности обобщения и идентификации и, как следствие, плохая способность к пониманию и прогнозированию поведения другого человека.

4. Особенности мотивационно-потреб-ностной сферы: низкий уровень инициативности, бедность мотивационно-по-требностной сферы, недостаточность в произвольности когнитивных процессов, склонность к полевому поведению.

5. Особенности эмоционально-волевой саморегуляции: низкий уровень осознанности своих потребностей и эмоциональных состояний, низкий уровень способности регулировать аффективные состояния, недостаточность значимых позитивных отношений с близкими и сверстниками, депрессивные состояния, склонность к необоснованному риску [8].

Таким образом, компьютерная игровая зависимость относится к одной из наиболее молодых и наименее изученных форм патологических зависимостей. При этом подростки в большей степени подвержены риску формирования аддиктивного поведения из-за психофизиологических особенностей возраста, обострения процессов социализации, сохраняющейся потребности в игровой деятельности, что может оказывать крайне негативное влияние на дальнейшее становление их личности. При задержке психического развития риск формирования игровой зависимости усиливается в связи со снижением критичности, способности к волевому усилию и т. д.

Цель исследования: определение уровня и проявлений игровой зависимости у подростков с ЗПР в сравнении с подростками с нормативным развитием.

Исходя из теоретических оснований исследования были сформулированы следующие гипотезы:

- подростки с ЗПР в большей степени склонны к игровой зависимости, чем подростки без особенностей развития;

- игровая зависимость сильнее проявляется у лиц мужского пола;

- степень вовлеченности подростков в компьютерные игры связана с уровнем их агрессии.

Материалы и методы Выборку исследования составили две группы подростков в возрасте 13-14 лет. В первую вошли обучающиеся 7-х классов Государственного казенного образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа № 9», которым рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития (20 чел.); вторую группу составили обучающиеся 7 класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 107», не имеющие особенностей развития (20 чел.).

Использовались тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми (А. В. Гришина) [6]; скрининговая диагностика компьютерной зависимости (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот) [3]; методика «Агрессивное поведение» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев); тест Г. В. Лозовой на наличие зависимости к 13 видам аддикций [14]. Статистические различия рассчитаны с помощью и-критерия Манна - Уитни, корреляционный анализ проведен с помощью коэффициента корреляции Спирмена. Результаты исследования Описывая особенности заполнения тестов испытуемыми, можно отметить, что все подростки заполняли тесты спокойно и были вовлечены в процесс. При этом подростки с ЗПР охотно отвечали на вопросы, уточняли, если что-то было непонятно. Подростки без особенностей развития отвечали на вопросы менее охотно, отвлекались, задавали много вопросов, не относящихся к процедуре обследования, и выражали недовольство необходимостью его проходить.

80%

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

40% (8 чел.)

50% (10 чел.

70% (14 чел.)

10% (2 чел.)

25% (5 чел.)

естественный уровень

средний уровень

зависимость

J

5% (1 чел.)

Подростки с ЗПР

Подростки без особенностей развития

Рис. 1. Уровни вовлеченности в компьютерные игры у подростков с ЗПР и подростков без особенностей развития, % Fig. 1. Levels of involvement in computer games in adolescents with AMR and adolescents without developmental disabilities, %

По результатам диагностики, направленной на выявление игровой зависимости у подростков с ЗПР и подростков без особенностей развития, получены показатели, свидетельствующие об уровне вовлеченности в компьютерные игры, стадии игровой зависимости и общей склонности к зависимости.

На рис. 1 показаны уровни вовлеченности в компьютерные игры.

Анализируя данные рис. 1, можно сделать вывод, что 50 % опрошенных подростков с ЗПР и 70 % подростков без особенностей развития имеют средний уровень вовлеченности в компьютерные игры. Для них компьютерные игры являются важной частью жизни, их внимание сфокусировано на определенных видах игр, но при этом они не теряют контроля над частотой игровых сеансов и временными затратами на игру. Компьютерные игры скорее выполняют компенсаторные функции. Эти данные в целом совпадают с результатами исследований И. П. Волковой [5], согласно которым в обеих группах подростков выявлен средний уровень вовлеченности в компьютерные

игры. Для этих подростков компьютерные игры носят характер развлечения, не имеющего негативных последствий. Оставшиеся 10 % подростков с ЗПР и 5 % подростков без особенностей развития имеют зависимость от компьютерных игр, которые занимают все свободное время. Подростки думают о них, о достигнутых результатах, стремятся повысить уровень этих результатов.

Данные на рис. 2 показывают стадии развития компьютерной зависимости согласно скрининговой диагностике. Так, для 70 % опрошенных подростков с ЗПР и 45 % подростков без особенностей развития характерна стадия увлечения. Нулевой риск развития зависимости характерен для 15 % подростков с ЗПР и 10 % подростков без особенностей развития. 45 % опрошенных подростков без особенностей развития и только 15 % подростков с ЗПР находятся на первой стадии зависимости от компьютерных игр. Интересно отметить, что такие результаты вступают в противоречие с данными И. П. Волковой и др., согласно которым 40 % обучающихся с ЗПР и 23 % обучающихся без

490

ГумАнитАрий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования

том 23, № 4, 2023

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

70%

45%

15%

15%

10%

45%

Стадия увлечения

I Риск развития зависимости - 0

□ Первая стадия зависимости

Подростки с ЗПР

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подростки без особенностей развития

Рис. 2. Стадии развития компьютерной зависимости у подростков с ЗПР и подростков без особенностей развития Fig. 2. Stages of development of computer addiction in adolescents with AMR and adolescents without developmental features

особенностей развития находятся на стадии сформированной компьютерной зависимости, что, возможно, обусловлено меньшим возрастом испытуемых, принявших участие в нашем исследовании [4].

На рис. 3 наглядно представлена общая склонность к зависимости согласно тесту Г. В. Лозовой.

Для большинства подростков с ЗПР (60 %) и подростков без особенностей развития (70 %) характерна средняя степень склонности к зависимости. 15 % подростков с ЗПР и 20 % подростков без особенностей развития имеют низкую степень склонности к зависимости. Высокая степень характерна для 25 % подростков с ЗПР и 10 % подростков без особенностей развития.

Результаты диагностики показали, что 45 % подростков с ЗПР и 70 % подростков без особенностей развития демонстрируют средний уровень агрессии, что обычно выражается в спонтанности высказываний и слабой способности к торможению действий, направленных на физическую агрессию. Высокий уровень агрессии у 5 % испытуе-

мых с ЗПР и 10 % испытуемых без особенностей развития выражается в отсутствии торможения реакций вербальной агрессии, высокой степени физической агрессии как черты личности. Эти подростки во многих трудных ситуациях склонны к проявлению различных форм агрессии и срыву, а также к строгости и несдержанности в адрес окружающих. Низкий уровень агрессии выявлен у значительного количества испытуемых с ЗПР (50 %) и у 20 % подростков без особенностей развития. Такие подростки демонстрируют вербальную и физическую агрессию только в эмоционально окрашенных ситуациях, что случается довольно редко.

Для изучения различий в изучаемых показателях между подростками с задержкой психического развития и подростками без особенностей развития был проведен сравнительный анализ отдельно по каждой из используемых методик.

Результаты сравнения показателей игровой зависимости по каждой шкале методики «Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными игра-

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

15%

60%

25%

20%

70%

I Низкая степень склонности к зависимости

I Средняя степень склонности к зависимости

□ Высокая степень склонности к зависимости

10%

Общая склонность к зависимости у Общая склонность к зависимости у подростков с ЗПР подростков без особенностей

развития

Рис. 3. Общая склонность к зависимости у подростков с ЗПР и подростков без особенностей развития Fig. 3. The general tendency to addiction in adolescents with AMR and adolescents without developmental characteristics

ми» А. В. Гришиной показал отсутствие достоверных различий между результатами в двух группах подростков. Такие данные не совпадают с результатами исследования И. П. Волковой [5], согласно которому подростки с ЗПР продемонстрировали значимо большую степень увлеченности компьютерными играми, что, возможно, связано с их большим возрастом (14,5 года) или иными факторами, возможно, социального характера.

В ходе дальнейшего анализа диагностических показателей исследовалось различие проявлений игровой зависимости у испытуемых разного пола. Наиболее значимые результаты распределения показателей игровой зависимости по полу представлены в табл. 1.

У подростков мужского пола с ЗПР показатель целевой направленности в компьютерных играх выше, что может говорить об их азартной вовлеченности в компьютерные игры, более сильном стремлении к достиже-

нию результатов, чем у подростков женского пола. У подростков мужского пола без особенностей развития выше показатель родительского отношения к компьютерным играм, что проявляется в более негативном отношении к играм у родителей, что, возможно, вызвано тем, что эти подростки чаще выбирают более жестокий жанр игр, который в меньшей степени одобряется родителями.

Рассмотрим результаты сравнения показателей компьютерной зависимости по методике «Скрининговая диагностика компьютерной зависимости» (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот) (табл. 2). Приведены только наиболее значимые данные.

Как видно из табл. 2, средние значения указывают на то, что подростки без особенностей развития больше склонны к компьютерной зависимости, они чаще проводят время за компьютером и в интернете. При этом отличий в зависимости от пола испытуемых не выявлено.

ГумАнитАрий : актуальные проблемы

том 23, № 4, 2023

гуманитарной науки и образования ' '

Таблица 1

Сравнение показателей игровой зависимости у подростков с ЗПР

и подростков без особенностей развития /

Table 1

Comparison of indicators of gambling addiction in adolescents with AMR and adolescents without developmental characteristics

Респонденты / Respondents M(SD) U p-уровень / p-level

Иц - шкала целевой направленности в компьютерных играх / Ic - the scale of the target orientation in computer games

Подростки с ЗПР / Teenagers with AMR Муж. / Male 9,1(3,11) 25,00 0,054

Жен. / Female 6,6(2,63)

Подростки без особенностей развития / Teenagers without developmental characteristics Муж. / Male 10,55(5,11) 39,00 0,398

Жен. / Female 16,0(28,27)

Ир - шкала родительского отношения в компьютерных играх / Ir - scale of parental attitude in computer games

Подростки с ЗПР / Teenagers with AMR Муж. / Male 3,5(1,72) 54,50 0,726

Жен. / Female 4,0(2,49)

Подростки без особенностей развития / Teenagers without developmental characteristics Муж. / Male 4,27(1,56) 23,00 0,035

Жен. / Female 2,78(1,30)

При сравнении показателей общей склонности к зависимости по методике Г. В. Лозовой в двух группах подростков не было выявлено достоверных различий, т. е. обе группы подростков в равной степени склонны к ней.

В табл. 3 и 4 представлены наиболее значимые результаты сравнения показателей агрессивного поведения по шкалам методики «Агрессивное поведение» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев).

У подростков без особенностей развития были выявлены более высокие показатели склонности к прямой физической агрессии и уровень агрессии, а у подростков женского пола - более высокий показатель склонности к косвенной вербальной агрессии.

Для выявления статистически подтверждаемых тенденций был проведен корреляционный анализ, в ходе которого устанавливалась взаимосвязь показателей игровой зависимости и агрессивного поведения отдельно у лиц женского пола с ЗПР (10 чел.) и у лиц женского пола без особенностей

развития (10 чел.), а также у лиц мужского пола с ЗПР (10 чел.) и лиц мужского пола без особенностей развития (10 чел.). Обсуждение и заключение У подростков с ЗПР обоих полов прослеживается взаимосвязь между склонностью к прямой физической агрессии и шкалой предпочтения виртуального общения реальному.

У подростков женского пола без особенностей развития прослеживается взаимосвязь склонности к косвенной вербальной агрессии со шкалой эмоционального отношения к компьютерным играм, шкалой самоконтроля в компьютерных играх и индексом степени интереса к компьютерным играм. Также наблюдается взаимосвязь уровня агрессии и склонности к прямой вербальной агрессии со шкалой предпочтения виртуального общения реальному. Выявлена взаимосвязь склонности к косвенной вербальной агрессии и шкалой целевой направленности в компьютерных играх.

У подростков мужского пола без особенностей развития прослеживается взаи-

Таблица 2

Сравнение показателей компьютерной зависимости у подростков с ЗПР

и подростков без особенностей развития /

Table 2

Comparison of indicators of computer addiction in adolescents with AMR and adolescents without developmental characteristics

Респонденты / Respondents M(SD) U р-уровень / p-level

Общий показатель компьютерной зависимости / General indicator of computer addiction

Подростки с ЗПР / Teenagers with AMR 18,4(4,30) 297,00 0,008

Подростки без особенностей развития / Teenagers without developmental characteristics 22,6(6,04)

мосвязь склонности к косвенной физической агрессии со шкалой эмоционального отношения к компьютерным играм, шкалой самоконтроля в компьютерных играх, шкалой предпочтения виртуального общения реальному и индексом степени интереса к компьютерным играм.

Таким образом, в ходе сравнительного анализа у подростков с ЗПР и подростков без особенностей развития выявлено отсутствие достоверных различий по показателям игровой зависимости, что говорит об одинаковом уровне вовлеченности обеих групп подростков в компьютерные игры и показывает, что выдвинутая нами гипотеза не подтвердилась.

Частично подтвердилась другая гипотеза. Так, у подростков мужского пола с ЗПР

показатель целевой направленности в компьютерных играх выше, т. е. они больше вовлечены в игры, сильнее стремятся к достижению результатов, чем подростки женского пола. У подростков мужского пола без особенностей развития выше показатель родительского отношения к компьютерным играм, чем у лиц женского пола. Это проявляется в более негативном отношении родителей к играм, что, возможно, связано с выбором жанра игр.

По результатам корреляционного анализа прослеживается взаимосвязь агрессии и игровой зависимости, при этом у подростков без особенностей развития этих связей намного больше. У них выше показатель

компьютерной зависимости, т. е. они могут быть сильнее увлечены общением в интерТаблица 3

Сравнение показателей уровня агрессии у подростков с ЗПР и подростков без особенностей развития /

Table 3

Comparison of indicators of the level of aggression in adolescents with AMR and adolescents without developmental characteristics

Показатель / Indicator Группы / Groups U p-уровень / p-level

Подростки с ЗПР M(SD) / Teenagers with AMR M(SD) Подростки без особенностей развития M(SD) / Teenagers without developmental features M(SD)

Склонность к прямой физической агрессии / Propensity to direct physical aggression 3,4(1,70) 4,95(1,57) 302,50 0,005

Уровень агрессии / The level of aggression 10,35(4,60) 13,15(4,06) 277,00 0,036

Гуманитарий : актуальные проблемы ^ „ „ „

~ й том 23, № 4, 2023

гуманитарной науки и образования

Таблица 4

Сравнение показателей агрессивного поведения по полу по каждой шкале методики

«Агрессивное поведение» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев) /

Table 4

Comparison of indicators of aggressive behavior by gender on each scale of the methodology "Aggressive behavior" (E. P. Ilyin, P. A. Kovalev)

Респонденты / Respondents M(SD) U р-уровень / p-level

Склонность к косвенной вербальной агрессии / Propensity for indirect verbal aggression

Подростки с ЗПР / Teenagers with AMR Муж. / Male 2,8(1,93) 66,50 0,203

Жен. / Female 3,7(1,25)

Подростки без особенностей развития / Teenagers without developmental characteristics Муж. / Male 3(1,94) 79,50 0,024

Жен. / Female 5,5(2,22)

нете и в целом больше времени проводить за компьютером.

На наш взгляд, исследование игровой зависимости у подростков с ЗПР является значимым и перспективным. Необходимо продолжение работы по теме, в первую

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

очередь в связи с тем, что рынок видеоигр стремительно развивается с каждым годом. Кроме того, нужны динамические исследования для уточнения влияния возраста на уровень игровой зависимости при ЗПР.

Список источников

1. Белова Л. А., Сафонова А. Н. Работа с подростками, склонными к аддиктивному поведению: метод. пособие для педагогов-психологов. Майкоп, 2009. 48 с.

2. БогачеваН. В. Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр): дис. ... канд. психол. наук. М., 2015. 199 с.

3. Больбот Т., Юрьева Л. Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, лечение и профилактика: моногр. Днепропетровск: Пороги, 2006. 196 с.

4. Волкова И. П., Булгакова О. С., Машкова А. В. К вопросу о риске формирования интернет-зависимости старших школьников с ограниченными возможностями здоровья: теоретические и практические аспекты // Вестник психофизиологии. 2018. № 4. С. 54-64.

5. Волкова И. П., Машкова А. В. Взаимосвязь виктимного поведения и зависимости от интернета подростков с ограниченными возможностями здоровья // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2022. № 204. С. 150-163.

6. Гришина А. В. Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми // Вестник Московского университета. 2014. № 4. С. 131-141.

7. Егоров А. Ю. Нехимические зависимости. М.: Речь, 2007. 190 с.

8. Захарова Л. А. Актуальность исследования аддиктивного поведения подростков с задержкой психического развития // Вестник магистратуры. 2019. № 2-1. С. 38-39.

9. Иванов М. С. Особенности самореализации личности в компьютерной игровой деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Барнаул, 2005. 22 с.

10. Карпушкина Н. В., Конева И. А. Психологические особенности самосознания подростков с задержкой психического развития, склонных к аддиктивному поведению // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=13674 (дата обращения: 12.05.2023).

11. Кудрявцева Л. А. Типология агрессии у детей и подростков // Народное образование. 2007. № 9. С. 193-195.

12. Кузнецова О. Д. Исследование агрессии у интернет-зависимых подростков // Скиф. 2021. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-agressii-u-internet-zavisimyh-podrostkov (дата обращения: 19.05.2023).

13. Колосунин И. А., Савочкина М. Г., Родин О. В., Токарева Н. Г. Роль эмпатических способностей в профессиональном становлении личности // Здоровье и образование в XXI веке: эл. науч.-образ. вестн. 2017. Т. 19, № 12. С. 141-143.

14. Лoзoвaя Г. В. Tecr та зaвиcимocть (аддикцию). Мeтoдикa диaгнocтики cклoннocти к 13 видaм зaвиcимocтeй. URL: http://psycabi.net/testy/485-test-na-zavisimostaddiktsiyu-metodika-diagnostiki-sklonnosti-k-13-vidam-zavisimostej-lozovaya-gv (дата обращения: 25.05.2023).

15. Лебединская К. С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков. М.: Педагогика, 1988. 168 с.

16. Лебединский В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990.

17. Никитина Л. Н. Последствия чрезмерного увлечения компьютерными играми у несовершеннолетних // АНИ: педагогика и психология. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/posledstviya-chrezmernogo-uvlecheniya-kompyuternymi-igrami-u-nesovershennoletnih (дата обращения: 20.05.2023).

18. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении). М.: Медицина, 1965. 337 с.

19. Токарева Н. Г. Преподавание психологии студентам медицинского вуза // Традиции и инновации преподавания психиатрии и психологии на различных этапах медицинского образования: материалы науч.-метод. конф. Чебоксары, 2009. С. 102-103.

20. Токарева Н. Г. Методика изучения медико-социальной работы с населением // Интеграция образования. 2001. № 3. С. 92-94.

21. Шакирова Л. И. Исследование мотивационной, эмоционально-волевой сферы и психофизиологических особенностей подростков с позиции влияния на них компьютерных игр агрессивного содержания: дис. канд. ... психол. наук. Казань, 2006. 150 с.

22. Шмелев А. Г. Мир поправимых ошибок // Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры. 1988. № 3. С. 16-84.

23. Funk J. B. Reevaluating the impact of video games // Clin. Pediatrics. 1993. Vol. 32, no. 2. P. 86-90.

24. Petry N. et al. An international consensus for assessing internet gaming disorder using the new DSM-5 approach. 2014. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1111/add.12457 (дата обращения: 20.05.2023).

References

1. Belova L. A., Safonova A. N. Work with adolescents prone to addictive behavior. Methodical manual for teachers-psychologists. Maykop, 2009, 48 p. (In Russ.)

2. Bogacheva N. V. Individual style features of adult players (based on the material of computer games): Cand. Sci. (Psych.) Dissertation. Moscow, 2015, 199 p. (In Russ.)

3. Bolbot T. Y, Yuryeva L. N. Computer addiction: formation, diagnosis, treatment and prevention. Monograph. Dnepropetrovsk, 2006, 196 p. (In Russ.)

4. Volkova I. P., Bulgakova O. S., Mashkova A. V. On the issue of the risk of forming Internet addiction of senior schoolchildren with disabilities: theoretical and practical aspects. Vestnik psikhofiziologii = Bulletin of Psychophysiology. 2018; 4: 54-64. (In Russ.)

5. Volkova I. P., Mashkova A. V. The relationship of victim behavior and Internet addiction of adolescents with disabilities. Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena = Izvestiya RSPU named after A. I. Herzen. 2022; 204: 150-163. (In Russ.)

6. Grishina A.V. Test questionnaire of the degree of enthusiasm of younger teenagers for computer games. Vestnik Moskovskogo universiteta = Bulletin of the Moscow University / Ed. by T. A. Nezhnova. 2014; 4: 131-141. (In Russ.)

7. EgorovA. Y. Non-chemical dependencies. Moscow, 2007, 190 p. (In Russ.)

8. Zakharova L. A. Relevance of the study of addictive behavior of adolescents with mental retardation. Vestnik magistratury = Bulletin of the Magistracy. 2019; 2 (89): 38-39. (In Russ.)

/1п/ гуманитарий : актуальные проблемы ^ „„ , „„„„ 490 - я том 23, № 4, 2023

гуманитарной науки и образования

9. Ivanov M. S. Features of self-realization of personality in computer gaming activity: Abstract of Cand. Sci. (Psych.) Dissertation. Barnaul, 2005, 22 p. (In Russ.)

10. Karpushkina N. V., Koneva I. A. Psychological features of self-consciousness of adolescents with mental retardation, prone to addictive behavior. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education. 2014; 3. Available at: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=13674 (accessed 12.05.2023). (In Russ.)

11. Kudryavtseva L.A. Typology of aggression in children and adolescents. Narodnoye obrazovaniye = National education. 2007; 9: 193-195. (In Russ.)

12. Kuznetsova O. D. The study of aggression in Internet-dependent adolescents. Skif = Scythian. 2021; 8 (60). Available at: https://cyberleninka.m/article/n/issledovanie-agressii-u-internet-zavisimyh-podrostkov (accessed 10.05.2023). (In Russ.)

13. Kolosunin I. A., Savochkina M. G., Rodin O. V., Tokareva N. G. The role of empathic abilities in the professional development of the individual. Zdorov'ye i obrazovaniye vXXIveke: el. nauch.-obraz. vestnik = Health and education in the XXI century: el. scientific-image. messenger. 2017; 19(12): 141-143. (In Russ.)

14. Lozovaya G. V. Addiction test. Methodology of diagnostics of propensity to 13 types of addictions. Available at: http://psycabi.net/testy/485-test-na-zavisimostaddiktsiyu-metodika-diagnostiki-sklonnosti-k-13-vidam-zavisimostej-lozovaya-gv. (accessed 12.05.2023). (In Russ.)

15. Lebedinskaya K. S., Raiskaya M. M., Gribanova G. V. Adolescents with affective disorders: Clinical and psychological characteristics of "difficult" adolescents. Moscow, 1988, 168 p. (In Russ.)

16. Lebedinsky V. V. Emotional disorders in childhood and their correction. Moscow, 1990. (In Russ.)

17. Nikitina L. N. The consequences of excessive enthusiasm for computer games among minors. ANI: pedagogika i psikhologiya = ANI: pedagogy and psychology. 2016; 2 (15). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/posledstviya-chrezmernogo-uvlecheniya-kompyuternymi-igrami-u-nesovershennoletnih (accessed 11.05.2023). (In Russ.)

18. Sukhareva G. E. Clinical lectures on child psychiatry (clinic of oligophrenia). Moscow, 1965, 337 p. (In Russ.)

19. Tokareva N. G. Teaching psychology to students of a medical university. Traditsii i innovatsii prepodavaniya psikhiatrii i psikhologii na razlichnykh etapakh meditsinskogo obrazovaniya: materialy nauch.-metod. konf. = Traditions and innovations in teaching psychiatry and psychology at various stages of medical education: materials of the scientific method. conf. Cheboksary. 2009: 102-103. (In Russ.)

20. Tokareva N. G. Methods of studying medical and social work with the population. Integratsiya obrazovaniya = Integration of education. 2001; 3: 92-94. (In Russ.)

21. Shakirova L. I. The study of motivational, emotional-volitional sphere and psychophysiological characteristics of adolescents from the position of the influence of aggressive computer games on them: Cand. Sci. (Psych.) Dissertation. Kazan, 2006, 150 p. (In Russ.)

22. Shmelev A. G. The world of correctable errors. Vychislitel'naya tekhnika i yeye primeneniye. Komp'yuternyye igry = Computer technology and its application. Computer games. 1988; 3: 1684. (In Russ.)

23. Funk J. B. Revaluation of the influence of video games. Klin. Pediatrics. 1993; 32 (2): 86-90 (In Eng.).

24. Petri N. et al. International Consensus on the Assessment of Internet Gaming Disorder using the New DSM-5 Approach. 2014. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1111/add.12457 (дата обращения: 20.05.2023).

Поступила 28.06.2023.

Сведения об авторах

Токарская Людмила Валерьевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии образования, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия). Сфера научных интересов: специ-

альная психология, психокоррекционная работа, цифровые технологии в диагностике и реабилитации. Автор более 150 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https:// orcid.org/0000-0002-2385-9227. E-mail: liydmil@mail.ru

хлыстова Елена Викторовна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра клинической психологии и психофизиологии, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия). Сфера научных интересов: специальная психология, гештальт-терапия, проблема психологической безопасности. Автор более 60 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2500-3614.

E-mail: duslem6704@mail.ru

Похалуев Андрей Александрович - психолог первой категории, Федеральная пассажирская компания (Екатеринбург, Россия). Сфера научных интересов: особенности возрастного развития людей, личностные особенности людей в аспекте возраста, психология зависимого поведения, специальная психология.

E-mail: paa19989@gmail.com

Токарева Наталья геннадьевна - кандидат медицинских наук, доцент, кафедра психиатрии, наркологии и неврологии, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия). Сфера научных интересов: медицинская психология, патопсихология. Автор более 200 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2974-8149.

E-mail: tokareva-1@mail.ru

Submitted 28.06.2023.

About the authors

Ludmila V. Tokarskaya - Cand. Sci. (Psychology), Associate Professor, Psychological Department Ural Federal University (Ekaterinburg, Russia). Research interests: special psychology, psycho-correctional work, digital technologies in diagnostics and rehabilitation. The author has more than 150 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2385-9227. E-mail: liydmil@mail.ru

Elena V. Khlystova - Cand. Sci. (Psychology), Associate Professor, Psychological Department Ural Federal University, (Ekaterinburg, Russia). Research interests: special psychology, gestalt therapy, the problem of psychological safety. The author has more than 60 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2500-3614. E-mail: duslem6704@mail.ru

Andrey A. Pokhaluev - psychologist, Federal Passengers Company (Ekaterinburg, Russia). Research interests: features of age development of people, personal characteristics of people in terms of age, psychology of dependent behavior, special psychology. E-mail: paa19989@gmail.com

Natalya G. Tokareva - Cand. Sci. (Medical Sciences), Associate Professor, Department of Psychiatry, Narcology and Neurology, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests: medical psychology, pathopsychology. The author has more than 200 scientific and educational publications ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2974-8149. E-mail: tokareva-1@mail.ru

498

гуманитарий : актуальные проблемы ^ „ „ „

том 23, № 4, 2023

гуманитарной науки и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.