УДК 681.3.07
Л. И. Гатина
ИНТЕРНЕТ-СТРАТЕГИИ МИРОВЫХ КОМПАНИЙ ПО ДОБЫЧЕ И ПЕРЕРАБОТКЕ
УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ
Ключевые слова: интернет-технологии, интернет-стратегия, предприятия промышленности по переработке
углеводородного сырья.
В данной статье рассматривается необходимость интернет-технологий в деятельности компаний и промышленных предприятий, анализируются интернет-стратегии и присутствие промышленных предприятий нефтехимической промышленности в интернет-пространстве.
Keywords: internet-technology, internet-strategy, enterprises of processing of hydrocarbonic raw materials industry.
In this article necessity of Internet technologies for activity of the companies and the industrial enterprises is considered, Internet strategy and presence of the industrial enterprises of the petrochemical industry at Internet space are analyzed.
Предприятия по добыче, переработке и химии углеводородов относятся к числу стратегически важных для любого государства, но существенным для данной работы является учет того, что продукция предприятий нефти и химии является специфической в части технологий производства, продвижения и потребления. Поскольку в последние годы для поддержания конкурентоспособности на передний план вышла необходимость постоянного предложения инновационной продукции и использования передовых технологий, позволяющие развиваться и отвечать на вызовы современной экономики, экономические субъекты не могут позволить себе игнорировать пространство Интернет-сети, в которое также переместилась конкуренция производителей.
Современные экономические условия деятельности экономических субъектов диктуют необходимость использования информационно-коммуникационных и интернет-технологий для решения различных задач развития. Информация и знание прочно вошли в состав факторов производства, а в структуре расходов компаний и предприятий увеличивается доля на информационно-коммуникационные технологии -процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации.
Представленность компании или предприятия в виртуальном пространстве сети Интернет осознается важной всеми участниками экономических отношений. Преимущества интернет-технологий используются компаниями в зависимости от их профиля, сферы деятельности и стратегических ориентиров развития, что накладывает требования на разработку и реализацию интернет-стратегий, поскольку в электронную среду сети Интернет переносятся некоторые социально-экономические процессы деятельности организаций. Информационные технологии становятся инструментом маркетинга, а точнее электронного маркетинга, роль которого зарубежными компаниями уже оценена, а в России не всеми предприятиями и организациями
оценивается на должном уровне. Маркетинг для современной организации - связующий узел, через который проходят все потоки информации и который координирует работы всех подразделений компании. А средствами для осуществления маркетинга все чаще выбираются информационно -коммуникационные и интернет-технологии, особенно, если компания имеет филиалы или представительства на территории различных государств, поскольку это позволяет снизить издержки на использования каналов передачи информации, распределение и продвижение продукции, услуг, технологий.
Интернет-технологии для компании или предприятия позволяют реализоваться
маркетинговой деятельности по таким направлениям: маркетинговые исследования, реклама и продвижение продукции, услуг, организация торговли через Интернет.
Интернет представляет собой интерактивную среду и предоставляет возможности для организации рекламных мероприятий, брендинга, взаимодействия с потребителями, поставщиками и другими группами, вовлеченными в деятельность компании, формирования и поддержания имиджа организации. Эффективны интернет-технологии и в качестве медиа-каналов, которые позволяют снизить затраты на рекламу и эффективно представить рекламируемые товары и услуги, наиболее полно рассказать об организации. Мультимедийная среда сети Интернет позволяет использовать текст, графику, изображения, анимацию, звук и видео для предоставления исчерпывающей информации о продукции, услугах, направлениях деятельности компании.
Суммируя положительные качества интернет-технологий, можно отметить следующее:
- открытость и доступность информации в сети интернет,
- дешевизна и оперативность доставки информации потребителю,
- свобода выбора информации,
- огромный объем структурированной информации,
- оперативное обновление информации в сети Интернет,
- широкие возможности индивидуализации процесса доставки информации конечному потребителю,
- расширение границ рынка за пределы географических регионов, в которых функционирует компания,
- возможность поиска партнеров и поставщиков для взаимовыгодного сотрудничества (снижения издержек) и др. [1]
Но есть и не благоприятные последствия использования интернет-технологий, среди которых можно назвать усиление конкуренции между производителями похожих продуктов из разных географических регионов; возможность сравнения продуктов разных производителей, в том числе по цене; требование к ускорению деятельности компании в быстроменяющихся условиях внешней среды и др.
Указанные положительные преимущества и неблагоприятные последствия интернет-технологий побуждают компании и предприятия заниматься внедрением и развитием электронных информационно-коммуникационных технологий, разрабатывать свои стратегии их эффективного использования, поскольку игнорирование интернет-технологий несет опасность для их будущего.
Основой для реализации интернет-стратегии организации является ее корпоративный сайт -набор информационных блоков и инструментов для взаимодействия с целевой аудиторией, которая может быть представлена реальными и потенциальными клиентами и партнерами, а также представителями средств массовой информации. Поэтому то, какая информация и как будет представлена на сайте, а также техническое оформление сайта находится в сильной зависимости от того, на какие целевые аудитории ориентирован сайт и что он должен до них донести, какие возможности предоставить [2]. И это непростая задача для компании, создание и наполнение сайта недопустимо тщательно продумывать, чтобы он не стал разочарованием для его посетителей.
Электронный сайт представляет по сути виртуальный офис, который выполняет ряд маркетинговых функций: продвижение продукции, услуг, технологий и торговой марки в виртуальном пространстве; проведение текущих маркетинговых исследований; обеспечение обратной связи с потребителями; сервисное обслуживание и информационная поддержка клиентов; работа сайта в качестве электронного магазина; привлечение посредников и поддержание деловых связей с партнерами. Виртуальный офис доступен любому пользователю Интернета в любое время суток в любом месте, он носит информационный характер, содержит разнообразные сведения о компании и ориентируется на разную аудиторию. Возможности интернет-сайта позволяют разместить информацию любого объема, удобно ее структурировать, насыщать и изменять по необходимости [3].
Каждая компания или предприятие сами решают, какие преимущества информационных технологий использовать, но существуют ряд требований и предпочтительных моделей присутствия организаций в виртуальной среде, которые диктуются теорией интернет-маркетинга.
Выделяют две основные группы стратегий ведения деятельности в Интернет-сети. Но каждая из этих стратегий в первую очередь ориентирована на потребителя, на более качественную организацию индивидуального обслуживания покупателей, партнеров, клиентов. Первая группа включает стратегии, которые ставят своею целью усилить и/или расширить традиционный бизнес (производство или создание какого-либо продукта, услуги), придав ему динамику электронного ведения бизнеса или какие-то особенности и преимущества электронной коммерции [4].
Вторая группа стратегий обусловлена проектами или деятельностью именно в электронном пространстве, они существуют в Интернете и благодаря Интернету и не зависят от реального бизнеса.
Для предприятий, действующих в сфере добычи, переработки нефти и химии, характерно первое направление использования интернет-технологий, поскольку они имеют
производственные процессы в реальном пространстве, а в пространство сети Интернет переносят некоторые направления деятельности, в основном маркетинговые - представление, продвижение продукции, услуг, технологий, поддержание бренда, формирование имиджа, информирование о деятельности, социальной значимости и экологической политике предприятия.
Чтобы установить, какие сервисы для продвижения продукции и технологий на своих сайтах используют ведущие мировые нефтегазохимические компании, были выбраны двадцать компаний которые на сегодня входят в число крупных и успешных и носят характер транснациональных [5, б, 7], поскольку ведут бизнес по всему миру:
1. «BASF», Германия (www.basf.com),
2. «BP Global», Великобритания (www.bp.com),
3. «Shell», Великобритания (www.shell.com),
4. «Du Pont», США (www2.dupont.com),
5. «DOW Chemical», Великобритания (www.dow.com),
6. «Bayer», Германия (www.bayer.com),
7. «LyondellBasell», США, Нидерланды (www.lyondellbasell.com),
S. «Akzo Nobel», Нидерланды (www.akzonobel.com),
9. «Huntsman», Германия (www.huntsman.com),
10. «PPG Industries», США (www.ppg.com),
11. «INEOS», Великобритания (www.ineos.com),
12. «Conoco Phillips», США (www.conocophillips.com),
13. «Exxon», США (www.exxon.com),
14. «Chevron Phillips», США (www.cpchem.com),
15. «Total», Франция (www.total.com),
16. «Clariant», Швейцария (www.clariant.com),
17. «Solvay», Бельгия (www.solvay.com),
18. «Sunoco», США (www.sunocoinc.com),
19. «Chemical company», США (www.thechemco.com),
20. «Eastman», США (www.eastman.com).
Перечисленные компании ведут деятельность
в сфере добычи нефти и газа, по комплексной переработке углеводородов, производству дифференцированной продукции химии.
Для исследования продвижения продуктов и технологий через интернет-технологии были выбраны следующие ключевые категории (единицы) для анализа интернет-сайтов отобранных компаний:
1) раздел с описанием характеристик продукции, ознакомление с ассортиментом;
2) раздел или сервис с описанием инновационных и прочих технологий производства;
3) материал (в т.ч. видео, аудиопрезентаций) о значении деятельности компании для общества, направлениях деятельности компании;
4) материал (в т.ч. видео, аудиопрезентаций) о влиянии деятельности компании на экологию, здоровье людей, сохранение ресурсов (через новые технологии, новые продукты);
5) статичные элементов на сайте для продвижения продукции и технологий;
6) интерактивные, мультимедийные элементы на сайте для продвижения продукции и технологий;
7) рекламные баннеры для продвижения инновационной продукции и технологий;
8) раздел общеотраслевых новостей (нефть, газ, химия) и новостей о жизни компании, (с акцентом на новых видах продукции и инновационных технологиях);
9) материал о новых методах кадровой политики, образовательных проектах.
По итогам анализа интернет-сайтов получены следующие результаты:
1. Все сайты компаний имеют отдельные разделы с описанием характеристик продукции, в т. ч. инновационной, ознакомлением с ассортиментом. Вполне оправданный инструмент для продвижения собственной продукции, торговых марок. Примечательно, что стоимость продуктов на сайтах нефтегазохимических компаний не представлена в силу специфичности потребителей, но любой человек имеет возможность узнать, какой товар выпускается такими производителями.
2. На всех анализируемых сайтах были представлены материалы об инновационных и прочих технологиях производства, но без детализации и открытия особых секретов. Такой информации вполне достаточно, чтобы сделать прозрачной деятельность компании и поддерживать имидж инновационной организации.
3. Наличие материала (в т.ч. аудио-, видеопрезентаций) о значении деятельности компании для общества, страны, мира, социальной
ответственности наблюдается на 18 сайтах компаний. Без этой информации невозможно просто развиваться, поскольку кроме извлечения выгоды современные промышленные предприятия в развитых странах должны отвечать требованию полезности деятельности для общества, чтобы оправдывать их существование.
4. Наличие материала (в т.ч. аудио-, видеопрезентаций) о влиянии деятельности компании на экологию, здоровье людей, сохранение ресурсов (в т.ч. через новые продукты и технологии) также наблюдаются на 18 исследованных сайтах. Сохранение экологии и здоровья людей является необходимым условием деятельности современных промышленных предприятий (особенно в отраслях, загрязняющих окружающей среды) в развитых странах, поскольку нарушение норм экологического законодательства влечет масштабные санкции, поэтому для компаний проще и дешевле проводить политику и мероприятия экологической направленности, которые также освещаются на их сайтах для широкой аудитории.
5. Интернет-технологии используются для продвижения производимой продукции, поэтому статичные элементы (текст, рисунки) на всех исследуемых сайтах компаний способствуют этому. Особенно привлекательны красочные оформления каталогов продукции.
6. Использование интерактивных, мультимедийных инструментов для продвижения продукции наблюдается на сайтах 9 компаний. Остальные, как выяснилось, имеют отдельные сайты для своих торговых марок продукции, выкладывают видеоматериалы в социальных сетях (twitter, facebook), на видеопорталах (YouTube.com). Во-первых, это позволяет не загружать сайт излишней информацией, не тормозить его работу, а во-вторых, приближает компанию и ее продукцию к обычным людям, помогая формировать позитивный имидж фирмы.
7. Еще одним инструментом для продвижения продукции в виртуальном пространстве являются рекламные баннеры, которые используют 7 компаний на своих сайтах. Баннеры сразу же отсылают посетителя сайта к рекламируемому продукту, что позволяет быстро знакомиться с предлагаемым продуктом, его особенными характеристиками.
8. На всех исследуемых сайтах нефтегазовых компаний обязательно присутствуют общеотраслевые новости, результаты исследовательской активности в отрасли, новости в жизни компании, часто в этом разделе публикуются анонсы о запуске производства новых продуктов, новых проектах, значимых событиях. Информационное наполнение раздела новостей, и раздела каталога позволяет компаниям организовывать основу для сотрудничества с потенциальными клиентами, покупателями, поставщиками и партнерами.
9. Освещение кадровой политики, образовательных проектов, публикация вакансий также происходит на сайтах компаний, подобных
оказалось 15 из общего числа исследуемых. Раскрытие подобной информации позволяет повышать прозрачность деятельности, а с другой стороны облегчает и расширяет круг поиска кандидатов на должности сотрудников.
10. Возможность вести бизнес, осуществлять сделки через интернет используют 3 компании (BASF, BP Global, Solvay), которые на своих сайтах имеют соответствующий сервис и, следовательно, расширяют возможности и повышают скорость ведения бизнеса.
11. Стоит отметить, что любая компания должна иметь на сайте инструмент обратной связи с его посетителями, заказчиками и поставщиками, не стали исключением и исследуемые сайты нефтегазохимических компаний. Контактная информация и должностные лица для связи являются обязательными элементами всех сайтов.
Для предприятий по добыче нефти и нефтехимии характерно такое использование интернет-технологий, которое помогает усилить или расширить бизнес, в пространство сети Интернет переносятся некоторые направления деятельности, в основном маркетинговые - представление, продвижение продукции, услуг, технологий, поддержание бренда, формирование и поддержание имиджа организации, обеспечение прозрачности деятельности предприятия. Недостаточно используются нефтехимическими компаниями возможности электронной коммерции. Поэтому дальнейшее направление стратегии использования интернет-технологий нефтехимическими
© Л. И. Гатина - канд.соц.наук, доцент КНИТУ, [email protected].
компаниями заключается в расширении ведения
деятельности через интернет (e-business).
Литература
1. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. -С.237-257.
2. Гаева Д.Д. Интернет-технологии как маркетинговый инструмент в деятельности зарубежных компаний/ Д.Д. Гаева. Автореф.дисс.на соискание степени канд.экон.н. МГУ, 2007. - С.18.
3. Плотников Р.В. Актуальность использования Интернет-технологий в маркетинговой политике строительных организаций/ Р.В. Плотников // http://www.obrazstroy.ru/useful/actual/ (Сводный режим доступа).
4. Интернет-стратегии каждый выбирает по себе// http://i2r.ru/static/220/out_5786.shtml (Сводный режим доступа).
5. Сергеева З.Х. Государство-петростейт («Нефтегосударство»): проблема идентификации и оценка показателей развития/ З.Х.Сергеева // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2012. Т. 15, №5. - С.145-151.
6. Гатина Л.И. Натапова Н.В. Трансфер технологий в промышленности по переработке углеводородного сырья (опыт Германии) // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2012. Т. 15, №5. - С.215-219.
7. Кургаева Ж.Ю., Халилова Т.В. Реализация инновационной политики на предприятиях по добыче и переработке углеводородного сырья (на примере ОАО «Газпром») // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2012. Т. 15, №8. - С.396-402.