ЭКОНОМИКА СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ
УДК 621.396.67
ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕС В РОССИИ. ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Комаров Николай Михайлович, доктор экономических наук, профессор,
Борзов Максим Александрович, аспирант, [email protected],
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The authors define the Internet business and explain its features. The article describes the basic and additional services in this industry. In addition, the authors outline the classification of Internet business models; examine the challenges and opportunities for the internet services in Russia.
Дается определение интернет-бизнеса, формулируются его особенности, определяются основная и дополнительные услуги в этом виде бизнеса, анализируется классификация моделей интернет-бизнеса, рассматриваются проблемы и перспективы его развития в России.
Key Words: internet business, internet companies,
Ключевые слова: интернет-бизнес, интернет бизнеса
Интернет-технологии в бизнесе активно развиваются. Идею применения электрической информационной связи для целей бизнеса упоминал в 1908 году Никола Тесла: «Когда проект будет завершен, бизнесмен в Нью-Йорке сможет диктовать указания, и они будут немедленно появляться в его офисе в Лондоне или любом другом месте. Он сможет со своего рабочего места позвонить любому абоненту на планете, не меняя существующего оборудования. Дешевое устройство, по размерам не больше чем часы, позволит его обладателю слушать на воде и суше музыку, песни, речи политиков, ученых, проповеди священников, доставляемые на большие расстояния. Таким же образом любое изображение, символ, рисунок, текст могут быть переданы из одного места в другое. Миллионы таких устройств могут контролироваться единственной станцией. И самое главное, что все это будет передаваться без проводов...» [1]. Технологии, подобные описанным Н. Тесла, появились в 80-х годах ХХ века и сейчас они распространены по всему миру.
C начала 90-х годов интернет активно развивается в России. В первой половине деся-
internet services, internet business model -компании, интернет-услуги, интернет, модели
тилетия его основная функция — создание компьютерной сети для целей науки и образования. Это было ответом на резко обострившуюся проблему информационного голода российской фундаментальной и прикладной науки.
Внедрение интернет-технологий в жизнь современного российского общества сейчас активно обсуждается в средствах массовой информации, ссылки на интернет-представительства фигурируют в рекламных сообщениях многих компаний, выходят специальные телевизионные и радио программы, обсуждающие современные цифровые информационные технологиии. Это существенно расширяет сферу влияния интернета, делает актуальными вопросы: в какой мере российское общество знакомо с интернетом и его возможностями, и в какой мере российское общество уже использует информационные технологии интернета?
Всемирное информационное пространство, имеющее свою специфику, интересно обществу с разных точек зрения, одной из наиболее значимых является бизнес-вектор [2]. Огромный потенциал интернета позволя-
ет использовать его как средство для продвижения и реализации товаров и услуг.
Под электронным бизнесом (интернет-бизнесом) понимается бизнес, основанный на новых информационных технологиях, обеспечивающих продвижение товара (услуги), связи с партнерами и клиентами, организацию финансового учета и операций (в т.ч. прием платежей), организацию доставки товара (услуги).
Электронная коммерция предполагает: открытие сайта (виртуального магазина) в интернете; наличие системы управления компанией; использование электронной рекламы и приемов маркетинга; использование моделей бизнес для бизнеса и/или бизнес для потребителя [3]. Электронный бизнес подразделяется на следующие направления: В2В (бизнес — бизнесу), B2G (бизнес — государству), В2С (бизнес — клиенту), С2С (клиент — клиенту), G2B (государство — бизнесу). При этом существуют еще разновидности: В2А (бизнес — администрации), А2В (администрация — бизнесу).
Важным является вопрос отнесения результатов деятельности в сети интернет к продуктам или услугам, который играет ключевое значение для понимания специфики данного вида бизнеса. Отличием «продукта» от «услуги» является материальная составляющая первого, т.е. «продукт» — это предмет, вещество, иное материальное, возникшие в результате человеческого труда, в то время как «услуга» является неким действием, приносящим пользу, работой для удовлетворения чьих-то нужд.
Анализ, проведенный И.В. Христофоровой [8], позволяет внести некоторые уточнения в определения и развести понятия «услуги» и «сервис» применительно к интернет-бизнесу.
Ключевым звеном в сфере интернет-бизнеса является технология, реализующая коммуникационную и программнотехническую среду — интернет, который можно определить как основную услугу. Вебсайт компании (проекта), электронная почта, 1Р-телефония для голосовой связи, 1М-
программы1 для мгновенного обмена сообщениями и быстрой передачи небольших файлов и т.д. — это возможности интернета, которые являются дополнительными сервисами.
Глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов (ее также называют «Всемирная сеть», «Глобальная сеть» и в обиходе «Интернет»), осуществляющая передачу и обработку информации, является основной услугой. Указанная технология предоставляет возможность использования следующих различных сервисов (дополнительных услуг): поисковые системы, веб-форумы, блоги, интернет-магазины, интернет-аукционы, социальные сети, файлообменные сети, электронные платежные системы, интернет-радио, интернет-телевидение, электронная почта и списки рассылки, группы новостей, 1Р-телефония, мессенджеры, КГР-серверы, ЖС, Вики-проекты (и, в частности, Википедия), интернет-реклама, удаленные терминалы, удаленное управление и WEB 2.0. Перечисленные сервисы в настоящее время являются инструментами бизнеса с той или иной степенью эффективности. Перечень не является исчерпывающим, новые элементы появляются в результате информационнотехнологических бумов. Так, ЖС считается отмирающей технологией, а WEB 2.0 обрел популярность примерно два года назад и продолжает развиваться.
Анализ состава и структуры товаров, реализуемых в пределах глобальной сети или с ее помощью, позволяет говорить о том, что четкого их отнесения к «продуктам» или «услугам» нет. С одной стороны, интернет-ресурсы могут выступать в качестве рекламы и средства заказа услуги вне виртуальной сети, с другой, в интернете могут оказываться услуги исключительно виртуального характера (табл. 1, с. 37).
Степень интернетизации, т.е. зависимости услуги от интернета, может существенно разниться и определяется в каждом конкретном случае. Реализация «товаров» с использованием возможностей глобальной сети происходит по более простой схеме: на определенных интернет-ресурсах размещается информация
^Программа мгновенного обмена сообщениями (англ. Instant messenger, IM) — программа для обмена сообщениями через интернет в реальном времени через службы мгновенных сообщений (Instant Messaging Service, IMS). Передаваться могут текстовые сообщения, звуковые сигналы, изображения, видео, а также производиться такие действия как совместное рисование или игры.
Таблица 1
Примеры виртуальных, частично виртуальных и не виртуальных услуг
Услуга Кем оказывается Специфика оказания услуги
Парикмахерские услуги Парикмахерский салон, частный мастер Реальная услуга, требует физического контакта
Медицинские услуги Клиника, врач Реальная услуга, требует физического контакта в большинстве случаев, но есть определенные случаи, которые можно диагностировать и лечить удаленно
Разработка дизайна Дизайн-студия, творческий коллектив, дизайнер Услуги дизайна интерьера, дизайн интернет-сайта
Разработка сайта Веб-студия, веб-мастер Исключительно виртуальная услуга создания персонального информационного пространства в интернете
Продвижение в интернете SEO-компания, SEO-специалист Исключительно виртуальная услуга повышения посещаемости сайта или узнаваемости
о наличии товара (или возможности его получения), покупатель может ознакомиться с характеристиками товара, далее формирует заказ и получает его по установленной цене, в установленные сроки, в оговоренном месте. Примером такого подхода может служить интернет-подразделение сети «М-Видео» (бытовая, аудио- и видеотехника), компания «Утконос» (продукты и бытовые товары), реализующая товары исключительно через свой сайт.
Важной проблемой является неоднозначность точного отнесения к «продукции» или «услугам» отдельных видов интернет-товаров. Например, разработка интернет-сайта является услугой, т.к. на первый взгляд полностью попадает под описание парадигмы «4 не»: сайт нематериален (виртуален), несохраняем (не лежит на складе или товарной полке), неотделим от исполнителя услуги и клиента (сделать сайт может только исполнитель по заказу клиента), непостоянен в качестве (зависит от специфики заказа). Более того, многие авторы стараются избегать термина «продукт», используя более определяющие «товар» и «услуга». Так, например, Д. Джоббер пишет: «Товаром называют все, что способно удовлетворить нужды потребителя. В повседневной жизни мы часто разграничиваем понятия товара и услуги: товар, как правило, представляет собой нечто материальное (например, автомобиль), в то время как услуги в основном носят нематериальный характер (например, медицинское обследование)» [5].
Однако при детальном и более техничном рассмотрении процесса разработки сайта выявляется обоснованное опровержение по каждому из элементов. Сайт создается с применением определенных инструментов труда и навыков специалиста, результатом такого воздействия является набор файлов, представляющих собой программное решение. Эти файлы сохраняются на жестких дисках серверов, которые становятся носителями результатов обработки исходного материала (шаблонов и других исходных данных) орудиями труда (компьютер и установленное на нем специализированное программное обеспечение). Жесткий диск с информацией на нем так же осязаем, как, например, банковская сейфовая ячейка. Таким образом, однозначно применять ярлыки «нематериальность» и «несохра-няемость» к данному виду товара нельзя.
Неотделимость от исполнителя услуги и клиента не является обязательной характеристикой, потому что в определенных случаях клиент может приобретать готовые решения в виртуальном магазине и самостоятельно настраивать под свои нужды, если в этом есть необходимость. Процедура аналогична покупке телевизора и настройке любимых каналов. Приобретение однотипных товаров, имеющих серийный характер производства, не может влиять на качество отдельно взятого товара из этой группы: все телевизоры определенной модели имеют одинаковые характеристики, они созданы из деталей одной элементной базы с использованием единых технологий за равное количество времени.
Условно разобравшись в категориях товаров в интернете, следует определить виды бизнеса в виртуальной сети, под которыми понимают наиболее популярные и в большей степени подходящие для компаний способы извлечения прибыли посредством их использования и глобальной сети. Виды бизнеса в интернете условно можно разделить на две категории: 1) создание нового бизнеса «с чистого листа»; 2) консолидация с уже существующей системой ведения бизнеса.
Многие специалисты считают интернет-бизнес простым и связанным исключительно
с разработкой программных продуктов и рекламой. Чтобы рассеять это заблуждение, рассмотрим основные бизнес-модели (табл. 2). Большая исследовательская работа в этом направлении была проведена американским ученым М. Раппа [6], который сформулировал основные группы моделей. Список моделей не претендует на абсолютную полноту, сетевые бизнес-модели постоянно эволюционируют, их перечень расширяется.
Перечислим основные виды бизнес-моделей: посредническая (Brokerage), ре-
кламная (Advertising), информационная
Таблица2
Основные виды бизнес-моделей
Модель Описание, характеристика
Посредническая Участники рынка, которые сводят продавца и покупателя вместе и содействуют сделкам: биржи, торговые посредники, системы сбора заявок, аукционный посредник, платежный посредник, дистрибьютор, агенты по поиску, виртуальный рынок
Рекламная Основана на реализации рекламы, наиболее эффективна в случаях с высоким трафиком, включает: портал, доски объявлений, регистрация пользователей, платное размещение, основанное на запросе, контекстная и поведенческая реклама, контентно-таргетированная реклама, анимированная полноэкранная реклама, интерактивная онлайновая реклама
Информационная Подразумевает аккумуляцию данных о пользователях с целью проведения таргетинго-вых рекламных кампаний, включает: рекламные сети, службы оценки аудитории, стимулирующий маркетинг, метапосредники2
Торговая Осуществляются розничные или оптовые продажи посредством интернет-сайтов, включает: виртуальных продавцов, продавцов по каталогам, реальные крупные компании, продавцов битов3
Производствен- ная Модель, позволяющая производителю работать непосредственно с покупателями, сокращая дистрибьюторские каналы, включает: приобретение, аренду, лицензирование, разработку программного обеспечения
Партнерская Обеспечивает возможность осуществления покупки в любом месте, где могут бывать люди, включает: баннерный обмен, оплата за клики, разделение доходов
Комьюнити Жизнеспособность комьюнити-модели основана на лояльности своих участников и включает: Open Source4, публичную трансляцию, сайты по интересам
Подписная Участники (подписчики) вносят оплату на регулярной основе (раз в неделю, месяц, полгода, год), включает: контент-сервисы, индивидуальные сетевые сервисы, платные клубы5, интернет-провайдеры
По потреблению Основана на измерении потребления и последующего формирования суммы оплаты, либо предоставления товаров на определенную сумму: измеряемое потребление, измеряемая подписка
2 Способствуют сделкам между продавцами и покупателями, предоставляя всеобъемлющую информацию и дополнительные услуги, исключая натуральный бартер товаров и услуг между сторонами
^Продавец, который работает только с цифровыми продуктами и услугами и, в своей полной форме, совмещает и продажи и доставку через веб (например, продажа mp3, программных решений и т.п.)
4Открытое программное обеспечение — программное обеспечение, развиваемое добровольно, сообща программистами, публично выкладывающих исходный код программных решений.
5Форма членства в объединении, члены которого придерживаются определенного кодекса поведения и вносят плату за членство.
(Infomediary), торговая (Merchant), производственная (Manufacturer), партнерская (Affiliate), комьюнити (Community), подписная (Subscription), по потреблению (Utility). Модели реализуются различными способами, что продемонстрировано в примерах ниже. Компания в своей общей стратегии может сочетать несколько различных моделей интернет-бизнеса, например, рекламную и подписную модели.
Реализация любой из представленных выше бизнес-моделей требует определенных навыков работы с интернет-технологиями для топ-менеджеров. Во многих случаях, например, «партнерской» или «комьюнити» моделей, необходимо хорошее понимание технических аспектов функционирования ресурсов в сети, использование знания психологии интернет-пользователей, способность прогнозировать развитие направления. Что характерно, в сетевом бизнесе много примеров успешных компаний, во главе которых стоит руководитель, некогда занимавший пост рядового технического специалиста. Примерами могут быть Microsoft и Apple — компании с мировым именем, среди Российских компаний это Яндекс, Нигма, Лаборатория Касперского и множество других крупных компаний.
Процесс участия на рынке интернет невозможен без высокотехнологичных средств, основным из которых является сама сеть интернет. Материалы, приведенные в [12], позволяют обосновать отнесение техники и технологий, используемых интернетом, к высокотехнологичным.
В соответствии со стандартной международной торговой классификацией (SITC) в число наиболее приоритетных технологий были включены телекоммуникационное оборудование и оборудование для автоматизированной обработки информации. В группу технологий высокого уровня включен 41 наукоемкий продукт, в том числе кабели и оптоволокно. Существует также классификация 245 высокотехнологичных продуктов, разработанная для международной торговли в странах ЕЭС. Она включает системы обработки информации и телекоммуникационные системы, электронные компоненты. Бюро цензов США выделяет наиболее передовые технологии: оптоэлектроника, компьютеры и телекоммуникации, электроника, компьютеризованные производства.
Соответственно услуги интернета также относятся к высокотехнологичному уровню.
На рост наукоемкого сектора экономики влияют продажи высокотехнологичной продукции и услуг при увеличении доли их потребителей. В настоящее время наукоемкими рынками являются рынки пятого технологического уклада, опирающиеся на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологий, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоение космической техники и т.д.
Понимая под «высокими технологиями» наиболее новые и прогрессивные продукты и технологии современности, являющимися важнейшим звеном научно-технической революции на современном этапе, справедливо можно отнести к ним информационные технологии и телекоммуникации: вычислительную технику, системы хранения данных, программирование, искусственный интеллект, интернет-технологии, беспроводные технологии.
По пониманию характера сервисного действия интернет предоставляет информационные услуги, которые относятся к неосязаемым [11]. Однако в силу своей высокотехнологич-ности, использование возможностей интернета (например, для консультирования высококвалифицированных специалистов в области здравоохранения и их дистанционного участия в уникальных клинических операциях в режиме реального времени) обеспечивают осязаемые действия в услугах для человеческого тела. При этом очевидным является, что границы осязаемых и неосязаемых признаков сервисной деятельности интернета стираются.
Если раньше создание электронного бизнеса требовало существенных инвестиций в коммуникационную инфраструктуру, что было доступным только для крупных компаний, то благодаря активному развитию 1Т-технологий сегодня вступить в ряды «электронных торговцев» имеют возможность представители малого и среднего бизнеса, а также физические лица. Глобальная сеть интернет позволила электронной коммерции стать доступной для фирм любого масштаба. Однако как и любой другой вид бизнеса, коммерческая деятельность в этой сфере имеет свои сложности, проблемы и «подводные камни».
«Москва « С.-Петербург
«»Миллионники Другие города
Рис. 1. Географическое распределение пользователей интернета в Iкв. 2009 года (по данным Monthly reach)
Согласно результатам различных опросов специалистов в области информационных технологий, к числу проблем, стоящих на пути развития интернет-бизнеса в России, относятся:
•низкий жизненный уровень значительной части населения;
•недостаточное развитие телекоммуникационных сетей;
•несовершенство законодательства; •высокий уровень преступности; •недоверие населения;
•практическое отсутствие венчурного и проектного финансирования.
Рассмотрим проблемы конкретнее. Относительно низкий уровень жизни и недостаточное развитие телекоммуникационных технологий имеют общие корни и локационные признаки: эти проблемы в большей степени касаются регионов страны, где уровень зарплаты гораздо ниже, телекоммуникационная инфраструктура развита хуже, а цены компаний-монополистов на услуги доступа в интернет могут быть более чем в 5 раз выше по сравнению со среднестатистическими в Московском регионе (рис. 1).
Несовершенство законодательства выражается в отсутствии законодательных норм, регулирующих распространение ворованных продуктов (программных, мультимедийных, информационных) и других видов нарушений. Открытость и общедоступность интернета не могут исключить большое количество «лазеек» для нарушения законных интересов организаций и физических лиц. Все это как следствие является причиной высокого уровня киберпреступности.
Недоверие потребителей имеет, вероятнее всего, историко-психологические предпосылки. Веками торговля товарами и услугами осуществлялась при непосредственном личном взаимодействии сторон или через надежного, реального посредника. Технология интернет внесла серьезные коррективы в устоявшиеся традиции: дистанционное осуществление сделок купли-продажи стало настолько реальным, что любой пользователь в сети интернет может продать или купить что-либо из любой точки мира в любую другую точку мира, оставшись при желании анонимным.
Откровенно скептические настроения, преобладавшие на российском рынке в 1998— 1999 годах, начинают замещаться осторожным оптимизмом в условиях роста деловой и инвестиционной активности. Специалисты отмечают, что острота некоторых упомянутых выше проблем постепенно снижается:
•жизненный уровень населения до начала мирового финансового кризиса медленно и стабильно рос и приближался к докризисному по отношению к 1998 году уровню, уровень оплаты труда специалистов в ведущих промышленных центрах по многим позициям уже достиг такого уровня;
•телекоммуникационная отрасль показывает устойчивый рост, правительство стало уделять большое внимание отрасли;
•иностранные обозреватели [7] отмечают, что с избранием Д.А. Медведева президентом РФ, он многократно подчеркивал в интервью и на конференциях свой интерес к социальным сетям и новостным ресурсам и относится к интернету как к стратегически важному оружию, которое надо развивать, контролировать и охранять от недоброжелателей [8], считает интернет не только важным инструментом бизнеса, коммуникаций и пропаганды, но также понимает его социально-культурную значимость, о чем свидетельствует открытие электронной Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина (www.prlib.ru);
•вклады населения в банках устойчиво росли, увеличивались объемы безналичных трансакций, проводимых населением;
•повышался и повышается уровень доверия торговле в интернете, например, согласно исследованиям Фонда «Общественное мнение» каждый пятый российский интернет-пользователь за последний год хотя бы раз прибегал к услугам интернет-магазинов.
Прямым подтверждением роста интереса к возможностям инвестирования в интернет-технологии в России является проведение ежегодных конференций «Инвестиции в развивающийся рынок интернет-технологий России», «Интернет и бизнес» (КИБ), а также ряда других специализированных конференций и семинаров, посвященных бизнесу в интернете.
Российская интернет-индустрия является сейчас сформированным, регулируемым сегментом рынка. На этом рынке действуют крупные компании: Mail.ru, Rambler, РБК и Яндекс. Важным показателем сформированного рынка стало заявление крупнейших отечественных интернет-компаний о создании профессиональных отраслевых ассоциаций. Крупнейшей на сегодняшний день является компания РАЭК, в состав которой входят такие компании как Google, Mail.ru, WebMoney, АИБ и др.
Влияние мирового финансового кризиса не поменяло вектор прибыльности российских интернет-компаний. Более того, российский интернет стал в 2008 году единственным растущим сегментом рекламного рынка, объем которого в рублях вырос на 2—15% (по данным агентства ZenithOptimedia и медийного подразделения рекламного холдинга WPP Group).
Наибольший рост сейчас переживает интернет-реклама. По расчетам экспертов, в 2008 году она увеличилась вдвое по сравнению с показателями 2006 года: объем рынка составил $210 млн. В соответствии с неофициальными и пока предварительными данными,
рост в 2009 году составил не менее 26%. Важным критерием роста этого направления является высокая эффективность по сравнению с традиционными площадками трансляции рекламы (рис. 2).
Другим перспективным направлением год являются платежные интернет-системы. Электронная коммерция в Рунете охватила практически все сегменты рынка: от оплаты коммунальных услуг до приобретения недвижимости, что привело к бурному развитию электронных платежных систем. Наибольшее распространение получили кредитные платежные системы, позволяющие осуществлять переводы денежных средств с использованием банковских пластиковых карт. Однако с конца 1997 года в сегменте электронных платежей наметились серьезные изменения, обусловленные появлением сразу нескольких крупных компаний, начавших оказывать услуги по осуществлению электронных платежей.
Началом отсчета развития платежных систем России можно считать начало 1998 года, ознаменованное появлением PayCash. Спустя год появилась самая известная и распространенная на данный момент система платежей WebMoney. В середине 2002 года компанией PayCash было заключено соглашение с самой крупной поисковой системой Рунета Яндекс о запуске проекта Яндекс.Деньги — универсальной платежной системы.
Не менее популярным и высокотехнологичным интернет направлением является интернет-магазины. Сейчас в России действует более 2 тыс. работающих интернет-магазинов и подразделений розничных ком-
■ Нравится ■ Не обращаю внимание ■ Раздражает
Интернет Уличная реклама Пресса Радио Телевидение
28 53 19
28 59 13
18 69 13
10 46 44
10
25
65
Рис. 2. Отношение к рекламе интернет-пользователей в 2008году (по данным Web-rating)
паний с оборотом более $1 млн в год каждый. Перечень трех самых успешных магазинов точно отражает потребности пользователей — это книги, CD/DVD (магазин Ozon), запчасти для автомобилей (Exist.ru), а также компьютерное оборудование (Nix.ru) [9].
В российском интернете сейчас наиболее распространено несколько бизнес-подходов, однако их структура, их массовая доля в общей бизнес-статистике динамична. Рассмотрим наиболее популярные бизнес-модели.
Стратегия модели «стартап» предполагает создание и раскрутку ресурса с последующей его продажей. Источником прибыли разработчика в этой стратегии является реализованная в коде и интерфейсе идея, интерактивный пользовательский сервис и проч. Жизненный цикл стартап-проекта можно разделить на 4 этапа:
1) появление идеи, ее формализация, поиск финансирования;
2) разработка проекта, формирование команды;
3) формирование рынка для продукта, привлечение целевой аудитории;
4) продажа проекта и/или монетизация.
Указанная стратегия приобрела огромную
популярность на отечественном рынке после успешных реализаций инновационных проектов за границей (Facebook.com, Twitter.com и др.). Примерами стартапов в России могут быть Одноклассники.ру, Вконтакте.ру, МирТесен. ру и другие. Часто инвестиционные фонды готовы приобретать стартапы для того, чтобы провести их успешную монетизацию.
Вторая стратегия — стратегия оператора — ориентирована на увеличение количества посетителей ресурса, внедрение платных сервисов, монетизацию трафика тем или иным способом. Каждая из стратегий имеет шанс быть успешной. Обе ориентированы на привлечение как можно большего количества посетителей и оказание возможно большего объема услуг.
Третья стратегия, реализующая производственную бизнес-модель, заключается в создании компании-разработчика программных решений, преимущественно адаптированных для интернета. За последние 5—7 лет появилось огромное количество средних и малых веб-студий, основным видом деятельности которых является полный комплекс услуг по разработке интернет-сайтов различных уров-
ней сложности. Основными конкурентными преимуществами на этом насыщенном рынке являются уровень потребительского доверия к компании, технологии, используемые для разработки ресурсов и гибкость ценовой политики.
Влияние крупных интернет-компаний стали настолько значительны, что многие совершенно справедливо сопоставляют их с телевидением. Одним из наиболее значимых событий стало открытое противостояние компании Google политике правительства Китая.
Позиция России выражается в осознании перспективности интернет-отрасли, ее возрастающем влиянии на бизнес и социальные процессы в обществе, ее интеграции в современные технологии. Так, президент РФ Д.А Медведев лично посетил Российский интернет-форум (РИФ-2008) и заверил интернет-общественность в поддержке отрасли государством. Президент активно пользуется интернетом, у него есть свой блог, где он публикует видео-обращения.
Активное развитие указанных направлений интернет-компаний влечет за собой определенные проблемы, среди которых выделяется расходная часть. Расходы интернет-компаний на развитие информационных технологий растут, а производительность предприятий в значительной степени зависит от их оснащенности создаваемыми вновь технологиями. Управленцы постепенно пришли к пониманию того, что электронный бизнес тесно связан с традиционным бизнесом и является формой его развития, а не альтернативой. Ведение электронного бизнеса сопровождается не меньшими рисками, чем в традиционных сферах коммерции.
Таким образом, несмотря на проблемы, стоящие на пути развития интернет-бизнеса в России (низкий жизненный уровень населения, недостаточное развитие телекоммуникационных сетей, несовершенство законодательства, высокий уровень преступности, недоверие населения, отсутствие венчурного и проектного финансирования), ведущие специалисты в области информационных технологий и инвестиционные банкиры считают российский рынок интернет-технологий перспективным и принципиально интересным для реализации инвестиционных проектов. Более того, практикой доказано, что применение передовых информационных техноло-
гий в текущей работе российских компаний создает важнейшее условие для улучшения их
финансовых показателей.
Литература
1. Walter W. Massie, Charles R. Underhill. The Future of the Wireless Art. Wireless Telegraphy and Telephony (1908).
2. Годин А. А., Комаров В. М. Интернет-реклама. Москва : Дашков и Ко, 2009.
3. Оборот онлайн-торговли стабильно растет. Национальная Ассоциация Участников Электронной Торговли. [В Интернете] 3 Июль 2008 r. http://www.nauet.ru/news.php?sub=1&news=30&p=1.
4. Стенографический отчет о встрече с руководством Всероссийской политической партии «Единая Россия». Сайт Президента России. [В Интернете] 8 Апрель 2009 r. http://kremlin.ru/transcripts/3700.
5. Nizza, Mike. Russia’s New Leader: Fan of the Internet. The New York Times. [В Интернете] 14 Апрель 2008 r. http://thelede.blogs.nytimes.com/2008/04/14/russias-new-leader-fan-of-the-internet/?hp.
6. Rappa, Michael. Business models on the WEB. Institute for Advanced Analytics. [В Интернете] http://digitalenterprise. org/models/models.html.
7. Джоббер, Д. Принципы и практика маркетинга: Учебное пособие. Москва : Вильямс, 2000.
8. Христофорова, И.В. Современные подходы к маркетингу услуг. // Науч. журнал «Сервис plus». 2000. № 1.
9. Соловьев Н.В., Казеннова С.Ю. Служба тематических толковых словарей «Глоссарий.ру». [В Интернете]
10. Библиотечка российской газеты. Проблемы современного информационного общества: предпосылки, достижения, перспективы. М. : Российская газета, 2006.
11. Платонова Н.А., Комаров Н.М. Развитие сервисного менеджмента высокотехнологичной техники в России. Вестник МГУС. 2007. № 1(1).
12. Варшавский А.Е. Наукоемкие отрасли и высокие технологии: определения, показатели.../ Экономическая наука современной России. 2000. № 2.
УДК 338.3 330.33.01
концептуальные основы анализа циклических колебаний социального кластера
Ларионова Нина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой
ГОУВПО «Марийский государственный технический университет», г. Йошкар-Ола
The article defines the conceptual framework for the analysis of cyclical fluctuations of the social cluster. A new technique for the analysis of cyclical fluctuations in the social cluster is based on common principles of the economic analysis. The application of theoretical foundations of economic cycles and the systematic approach explain the social aspect of the cluster, using the cycle and system perspective. The results lead to better understanding of cyclical fluctuations in the development of the social cluster.
Определены концептуальные основы анализа циклических колебаний социального кластера, предложена методика названного анализа. Применение теоретических основ экономических циклов и системного подхода позволило исследовать социальный кластер в аспекте цикла и системы, это позволило расширить представление о циклических колебаниях в развитии социального кластера.
Key Words: business cycle, cyclical fluctuations in the social cluster, analysis of cyclical fluctuations
Ключевые слова: экономический цикл, циклические колебания социального кластера, анализ циклических колебаний.
Глобальный экономический кризис, охва- экономических циклов на уровне макроэконо-
тивший мир, показал, что одной из важнейших мики, однако проблемы цикличности развития
проблем современности является проблема хозяйствующих субъектов на уровне кластеров
циклических колебаний экономики. Ученые- не выделены в самостоятельное направление
экономисты (А. Бернс, У. Митчелл, П. Саму- и с теоретической точки зрения недостаточно
эльсон, Й. Шумпетер и др.) создали теорию проработаны.