Научная статья на тему 'Коммерческая деятельность в сети Интернет после кризиса'

Коммерческая деятельность в сети Интернет после кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА / ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ / ВЕБ-САЙТ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / THE INTERNET / INTERNET-ADVERTISING / INTERNET-MARKETING / WEBSITE / INFORMATION PRODUCT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутенко Екатерина Дмитриевна

Одним из последствий экономического кризиса является то, что Интернет-маркетинг становится более экономным и прагматичным. Растёт капитализация Интернет-компаний, на первый план выходят услуги, которые помогут повысить коммерческую эффективность проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the economic crisis consequences is the fact that Internet-marketing becomes more economical and pragmatic. The capitalization of Internet-companies increases, services that can improve the commercial activity of projects come to foreground.

Текст научной работы на тему «Коммерческая деятельность в сети Интернет после кризиса»

КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ ПОСЛЕ КРИЗИСА

Е. Д. Бутенко

COMMERCIAL ACTIVITY

IN THE INTERNET AFTER THE CRISIS

Butenko E. D.

One of the economic crisis consequences is the fact that Internet-marketing becomes more economical and pragmatic. The capitalization of Internet-companies increases, services that can improve the commercial activity of projects come to foreground.

Key words: the Internet, Internet-advertising, Internet-marketing, website, information product.

Одним из последствий экономического кризиса является то, что Интернет-маркетинг становится более экономным и прагматичным. Растёт капитализация Интернет-компаний, на первый план выходят услуги, которые помогут повысить коммерческую эффективность проекта.

Ключевые слова: Интернет, Интернет-реклама, Интернет-маркетинг, веб-сайт, информационный продукт.

УДК 33:004.77

В докладе президенту РФ министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Щёголев И. О. отметил что, несмотря на кризис, Интернет остается той сферой, в которой продолжается рост, объём Интернет-торговли в России составил 150 млрд. рублей, общее количество пользователей Интернета в России составляет сегодня около 43 миллионов человек, а ежемесячная аудитория сети почти 25 млн человек. Такие сведения были получены в ходе проведения Российского Интернет-форума «РИФ+КИБ-2010», в котором приняло участие более 5 тысяч человек, в том числе более 150 иностранных граждан, как из стран ближнего, так и дальнего зарубежья, таких как США, Германия и т. далее. В свою очередь, Медведев Д. А., высказал мнение, что во всем мире единственная сфера, которая ощутимо прибавила в прошлом году - это высокотехнологичная сфера, в частности, выросла капитализация Интернет-компаний и социальных сетей (5).

Несомненно влияние финансового кризиса на все сферы жизни населения нашей страны. Необходимо отметить, что виртуальную сферу он затронул меньше всего. Нельзя говорить о полном иммунитете Рунета, но по сравнению с другими социальными сферами положение на рынке виртуальной компоненты превалирует.

Оценить успешность деятельности в сети Интернет можно с помощью оценки одного из секторов Интернет-маркетинга -Интернет-рекламы. По оценкам специали-

Е. Д. Бутенко

Коммерческая деятельность в сети Интернет после кризиса

стов кризисные явления в мировой экономике, в том числе затронули рынок рекламы, что существенно снизило спрос на рекламную продукцию практически во всех регионах мира. Отмечен показатель 22,3 % увеличения объёмов рекламного продукта, по сравнению с ожидаемыми 25 %, реальные цифры составляют только 19,3 %. Так же наблюдается процесс насыщения рынка, что в последствии приведет к дальнейшему сни-

жению показателей объёмов рекламного продукта. Тем не менее ситуация на рынке Интернет-рекламы складывается более позитивно, темпы роста прибыли в этой индустрии будут и дальше увеличиваться. Индустрия Интернет-рекламы, по оценкам специалистов, не только не находится в состоянии упадка, но и наблюдается существенный рост показателей.

Рис. 1. Объём и динамика российского рынка Интернет-рекламы

во

годы

Рис. 2. Объём и динамика мирового рынка Интернет-рекламы

По оценке компании І^оп&Райпеге, показатели несколько ниже, но основная роль отводится Интернет-рекламе. Согласно их данным, темпы роста Интернет-рекламы в 2009 году возросли на 44,3 %, в то время как доля телевизионной рекламы, наиболее популярной на сегодняшний день, только на 21,4 %, в других рекламных направлениях также отмечается постепенное падение спроса: наружная реклама - 11,8 %, СМИ - 15,8 % (табл. 1).

Аналитики компании «І^оп&РаПпеге» прогнозируют, что уже через несколько лет объемы Интернет-рекламы увеличатся более

чем в десять раз. Интернет-агентство «С№ш8» подтверждает эти данные результатами опросов непосредственных пользователей Интернет-рекламы (7).

Говоря о мировых тенденциях, следует отметить, что за последние несколько лет Интернет превратился в один из наиболее стабильных и быстроразвивающихся источников информации. Таким образом, в ближайшее время приоритеты с телерекламы и радиорекламы постепенно сместятся в сторону Интернет-рекламы.

Таблица 1

Темпы прироста по отношению к предыдущему году (%)

2006 2007 2008 2009 2010

Телевидение 30.0 % 31.0 % 27.0 % 22.8 % 19.5 %

Печатные СМИ 13.0 % 16.4 % 13.7 % 10.8 % 10.2 %

Радио 47.1 % 25.6 % 14.6 % 12.2 % 10.9 %

Наружная реклама 25.0 % 22.1 % 15.1 % 12.9 % 9.5 %

Интернет 60.0 % 100.0 % 75.0 % 58.6 % 56.5 %

Прочие носители 44.0 % 33.3 % 29.2 % 24.2 % 23.4 %

ИТОГО 27.1 % 26.5 % 22.3 % 19.3 % 17.4 %

Рис. 3. Перспективы российского рынка Интернет-рекламы

Агентство Интернет-маркетинга

«Майк», чей основной вид деятельности -продвижение и развитие бизнеса клиентов с помощью веб-инструментов, предлагает

собственный прогноз тенденций развития в

Интернет-бизнесе и Интернет-маркетинге после кризиса. Основные выводом прогноза можно считать то, что самой заметной тенденцией, которая проявляется уже сейчас, станет распространение небольших фирм,

Е. Д. Бутенко

Коммерческая деятельность в сети Интернет после кризиса

грядёт бум мини- и микрокомпаний с количеством сотрудников 1-10 человек, а наиболее востребованным направлением в маркетинге станет повышение коммерческой эффективности сайта. Причем, владельцами таких фирм будут ровно как независимые предприниматели, так и совмещающие работу в нескольких организациях. Вторая категория предпринимателей в послекризисное время, преследуют две основные цели:

1) создание дополнительных источников дохода, которые сделают их менее зависимыми от основной работы;

2) построение собственного бизнеса, с возможностью контроля над всеми делами фирмы. (6)

Основой новой экономики в сети станет малый Интернет-бизнес: специализированные магазины, консалтинговые компании, курсы, мелкие производства на заказ, создание и продажа информационных продуктов, в отличие от докризисного времени, когда превалировали крупные веб-организации: социальные сети, веб-сервисы. Такие виды рекламы как: баннерная реклама, вирусные ролики и промо-сайты станут менее востребованными, так как являются дорогостоящими направлениями.

Существует несколько преимуществ создания минибизнеса в сети:

— инвестиции на создание одной мини-компании начинаются от 500 рублей, не считая расходов на регистрацию бизнеса;

— создание бизнеса в Интернете обойдется дешевле: офис может быть виртуальным с базой дома;

— более слабое внимание контролирующих органов;

— бюджетный или бесплатный вариант создания сайта.

Рассчитаны прогностические оценки финансовых перспектив мирового рынка Интернет-рекламы. Для получения прогностических оценок развития использовался регрессионный анализ (полином 6-й степени), позволивший оценить динамику. Построен прогноз (рис. 4) развития мирового рынка Интернет-рекламы, в котором использованы данные за последние 13 лет отчетного периода, горизонт прогноза составляет 3 года. Идентично построен прогноз (рис. 3) развития российского рынка Интернет-рекламы, в котором отчетный период составляет 11 лет.

Рис. 4. Перспективы мирового рынка Интернет-рекламы

Рассчитаны прогностические оценки финансовых перспектив мирового рынка Интернет-рекламы. Для получения прогностических оценок развития использовался регрессионный анализ (полином 6-й степени), позволивший оценить динамику. Построен прогноз (рис. 4) дальнейшего развития мирового рынка Интернет-рекламы, в котором использованы данные за последние 13 лет отчетного периода, горизонт прогноза составляет 3 года.

Исходными данными для построения прогнозного графика послужили данные аналитических агентств от 1998 года до 2010 года. Анализируя динамику развития рынка Интернет-рекламы, отмечен активный рост, что представлено регрессией. Расчёт параметров модели осуществлён с помощью инструментального аппарата Microsoft Excel коэффициент детерминированности R2 = 0,998. Коэффициент R2 приближен к 1, различия между фактическим и оценочным значениями малы, имеет место почти полная корреляция с моделью, что свидетельствует о наибольшей точности рассмотренного

ЛИТЕРАТУРА

1. Ромат Е. Реклама в системе маркетинга. — М.: Студцентр НВФ, 2008.

2. Ткаченко Н. В., Ткаченко О. Н. Креативная реклама. — М.: Юнити-Дана, 2009.

3. Шарков Ф. И. Реклама в коммуникационном процессе. — М.: Дашков и К, 2007.

4. www.government.ru — Официальный сайт Правительства РФ.

5. www.kremlin.ru (президент.рф) — Официальный сайт Президента РФ.

6. www.matik.ru — Официальный сайт агентства Интернет-маркетинга «Матик».

7. www.webmedium.ru — Компания по аудиту сайтов и 8ЕО-консультациям.

прогноза и говорит о несомненном росте рынка Интернет-рекламе в России и в мире.

Подводя итог необходимо отметить, что Интернет-маркетинг станет более экономным и прагматичным. На первый план выйдут услуги, которые помогут повысить коммерческую эффективность сайта, а именно:

— поисковая оптимизация, комплекс мер для поднятия позиций своего сайта в результатах выдачи поисковых систем по определенным запросам пользователей;

— маркетинговый аудит;

— юзабилити-тестирование, как метод оценки удобства продукта в использовании, основанный на привлечении пользователей;

— веб-аналитика, мониторинг работы веб-сайтов, на основании которого определяется веб-аудитория;

— написание и оптимизация текстов;

— Интернет-РЯ, как новый вид деятельности в сети, в том числе использования социальных сервисов для продвижения товаров и услуг, а также контекстной рекламы.

Об авторе

Бутенко Екатерина Дмитриевна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», кандидат экономических наук, доцент кафедры «Мировые информационные ресурсы и электронный бизнес». Сфера научных интересов - Интернет-маркетинг, Интернет-проектирование, Интернет-трейдинг, финансовая деятельность в сети.

Ека1еппа1аш1еуа@ yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.