Научная статья на тему 'Интернет-сообщества: особенности, современные направления'

Интернет-сообщества: особенности, современные направления Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
550
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ / БЛОГИ / ВЕБ-ФОРУМЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Барайщук Н.В.

В статье дается социологический анализ интернета как специфического сообщества людей. Утверждается, что сети интернет в современном обществе сформировали новую социальную среду с свойственными ей особенностями коммуникативных процессов. Современные человек проводя много времени за компьютером, общается с друзьями и родственниками, приобретает новых знакомых, участвует в конференциях и мониторингах. Большая часть данного вида общения проходит посредством включения пользователей в многочисленные интерне-сообщества, рассчитанные на большую аудиторию и как правило преследующие какую то либо конкретную тему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-сообщества: особенности, современные направления»

Интернет-сообщества: особенности, современные направления

Барайщук Н.В.

В статье дается социологический анализ интернета как специфического сообщества людей. Утверждается, что сети интернет в современном обществе сформировали новую социальную среду с свойственными ей особенностями коммуникативных процессов. Современные человек проводя много времени за компьютером, общается с друзьями и родственниками, приобретает новых знакомых, участвует в конференциях и мониторингах. Большая часть данного вида общения проходит посредством включения пользователей в многочисленные интерне-сообщества, рассчитанные на большую аудиторию и как правило преследующие какую то либо конкретную тему. Ключевые слова: интернет, интернет-сообщества, интернет-зависимость, виртуальная среда, информационно-коммуникативное общение, блоги, веб-форумы.

Barayshuk N.V.

Internet communities: features, modern directions The article provides a sociological analysis of the Internet as a specific community of people. It is argued that with the advent of the Internet in society was to form a new social environment with its inherent characteristics of the communicative processes. Today, sitting at a computer monitor, you can communicate with friends and family, make new friends, participate in conferences and monitoring. However, such communication is not only positive meaning, in connection with the excessive enthusiasm of the virtual world in humans, there are certain social problems.

Keywords: Internet, Internet community, Internet addiction, virtual environment, information and communication communication, blogs, web forums.

Условия современной жизни и развития общества создают условия для значительных изменений в области информационно-коммуникативных технологий. Неотъемлемым условием становления сегодняшнего общества является широкое распространение во всём мире глобальной компьютерной сети Интернет, как средства для расширения и распространения информационно-коммуникативных технологий. В связи с этим считаем, что изучение сети Интернета и интернет-сообществ, стало весьма актуально в последние годы.

Самобытные черты новой социальной реальности появившейся за сравнительно короткий промежуток времени характеризуют сегодняшнее интернет-пространство, его особенности и направления. Одним из таких направлений является появление крупных интернет-со-обществ(блогов, форумов), сосредоточенных в рамках какой либо определённой территории. Большинство исследователей занимающихся изучением Интернет как специфического сообщества людей со своими ценностными и культурными чертами, своей историей развития, с одной стороны, как бы вписывается в концепцию постиндустриального общества, но с другой стороны, является «интересным нонконформистским направлением мышления, связанным»1 с разнообразными социальными движениями современного общества. Интернет, как новейшая технология, может оказать влияние на успешность или провал коммерческой операции, на плодотворное социальное взаимодействие, на формирование «социальных и культурных приоритетов и предпочтений, политику, т.е. на всю повседневную жизнь»2.

Интернет за счет применения коммуникационных технологий таких, как телевидение и Интернет, а так же использовании электронной почты и иных инструментов способен содействовать «активному участию населения в по-

литическом процессе»3 и «включать общество в процесс принятия административных решений4». С точки зрения П. Бурдье: «Интернет предоставляет безграничное количество возможностей населению осуществлять межличностные коммуникации»5.

Общественные предпочтения населения на сегодняшний день глобально изменились и превратили Интернет в средства поиска необходимой информации, что в свою очередь многократно увеличило число российских пользователей Интернет-ресурсов. Закономерно, что при столь большой аудитории, организаторы интернет-сообществ имеют возможность донести свои мысли и идеи до пользователей или членов этих сообществ. Поэтому не случайно представленные в сети информационные события значительным образом способны оказать влияние на общественное мнение, являясь тем самым эффективным общественно-политическим инструментом. Таким образом мы можем констатировать, что на сегодня интернет, как технология, способна повлиять на информационный фон человека и общества, сформировать новые общественные и политические знания, изменить поведение индивида, повлиять на внутренний мир и культуру человека.

По статистическим данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, «доступ в сеть Интернет используют 70 % населения, при этом число пользователей, ежедневно посещающих виртуальное пространство, увеличилось более чем в десять раз - с 5 % в 2006 г. до 53 % в 2016 г»6.

Изучая средний возраст потребителя Интернет-ресурсов, мы нашли данные о том, что это молодое население нашей страны в возрасте от 35 лет. Но так же было отмечено, что активно увеличивается количество пользователей предпенсионного и пенсионного возраста. Но самой активной и энергичной частью Интернет-пользователей это, конечно же, подростки от 12 до 17 лет (90 %). В связи с этим, хочется отметить, что для подрастающего поколения «виртуальное пространство является такой же средой обитания и способом жизни, прочно укрепившимся в сознании»7.

Итак, отметим следующее, что на сегодня интернет является средством международной коммуникации, способной оказывать влияние на развитие и воспитание личности современ-

ного человека. Это говорит о том, что если раньше интернет был средством передачи разнообразной информации, то сейчас это больше похоже на социальную технологию способную объединить огромное количество людей в группу со своими социокультурными принципами, способную перевоплотиться в интернет-сообществ.

Факт того, что сегодня существует огромное количество специфических интернет-сообществ людей, связанных одними увлечениями и интересами, уже давно признан. И поэтому если человек находится в виртуальном мире достаточно долго, то это становится образом жизни, или иначе одним из условий существования современного общества. Характерно то, что интернет-пространство открыто для всех желающих, не имеет границ и барьеров, передаёт любую информацию, в режиме реального времени, способно стать привлекательным для пользователей всех возрастов, динамично и оперативно по своему характеру.

Все перечисленные условия создают предпосылки для появления и развития всевозможных разнообразных сообществ. С нашей точки зрения сетевые интернет-сообщества это особенная форма социальной взаимосвязи людей обладающая общим дискурсом сформированным в результате длительной и экспрессивной коммуникации.

На основе изученной литературы по теме исследования мы выделили пять основных типов интернет-сообществ:

- финансовые - цель данных сообществ извлечение прибыли из какого либо вида деятельности;

- профессиональные - цель данных сообществ совершенствование полученных профессиональных навыком и умений

- обучающие - цель данных сообществ научить пользователей каким либо новым навыкам и умениям;

- социальные сети - цель которых состоит в совершенствовании коммуникативных практик, помогающих пользователям решать повседневные задачи, совершать сбор информации профессиональной и игровой направленности, участие в разнообразном общении с членами какого-либо интернет-сообщества;

- блоги - цель которых вести записи временного значения, в обратном хронологичес-

ком порядке, необходимые для получения информации предметного содержания, или своеобразное чтение-развлечение, отслеживание реакции публики на те или иные действия, чтение ради социализации, ощущение себя причастным к жизни известных людей.

- веб-форумы - это тип веб-приложений цель которых, организация общение пользователей определённого сайта. Так же веб-форумы могут быть независимыми и вести общение по какой либо определённой теме. Их цель организация обсуждений с дальнейшим их развитием в форме «постов» и комментариев по выданным высказываниям.

Так же нами было отмечено, что для интернет-сообществ характерны следующие принципиальные особенности:

1. Большая часть участников интернет-сообщества как правило живёт в пределах какой либо одной территории(область, город, село).

2. Интернет-сообщество локализованное в пределах указанной территории как правило имеет одинаковые цели и один предмет коммуникации. Это могут разнообразные сообщества объединённые одним видом деятельности, или одной профессией или схожим образом жизни, например сообщество мастеров ручного труда «Ярмарка мастеров», сообщество любителей шитья и вязания «Клубок» или садоводства «Сад, огород» и тд.

Самыми распространенными из типов интернет-сообществ с нашей точки зрения являются: веб-форумы, блоги и социальная сеть.

В отношении таких типов интернет-сообществ как блоги и социальные сети, хотелось бы добавить следующее.

Появление блогов и создание блогосферы стали фактором для появления

разговоров о фактическом копировании функции СМИ. Большинство событий быстрее и чаще, с минимальным количеством времени и затрат распространяется по всей сети интернет чем в СМИ. Большая часть блогеров завоевали такую большую популярность, что фактически сравнялись по читаемости и цитируемости с известными передачами телевидения. В топ-десятке лидирующих блоггеров Рунета входят: Рустем Ада-гамов, Артемий Лебедев, Антон Носик.

Что касается соцсетей, отметим следующее. Все они объединят членов сообществ на очень простой и удобной платформе, соединив вое-

дино почти все существовавшие способы ком-муникации(письма, виообращения, видео чаты и др.). При их создании преследовалась одна задача, отразить в рамках одной веб-платформы все виды взаимоотношений в обществе. По мнению Киселёва Н.А.:«Социальные связи, образуемые социальной сетью, теоретически могут образовать некий единый виртуальный социум, в который будут включены все без исключения пользователи интернета»8.

Это подтверждают тот факт, что в качестве информационных источников граждане выделили также новостные платформы как Интернет-ресурсы (60 %) и форумы, блоги, социальные сети (18 %). Суммировав отмеченные показателей, получаем, что «78 % россиян используют Интернет так же, как и телевидение. Вместе с тем, традиционные средства массовой информации, такие как радио и печатная пресса (газеты, журналы), значительно им уступают - 12 и 10 % соответственно»9.

На сегодняшний день трудно найти человека, который бы не был зарегистрирован в соц-сетях «Одноклассники», «ВКонтакте» или «Вай-берр», «Телеграмм».

К сожалению, усиливающийся интерес к информационно-коммуникационной сфере интернет-обществ, многие аспекты, лежащие в основе обществ являются мало исследованными. Приходится отмечать, что ежедневное, в течение многих часов «сидение» в чате, использование компьютерного сленга, а также стремительно увеличивающееся количество молодых людей с интернет зависимым поведением с трудом разделяющих виртуальный мир и реальный уже становится неотъемлемой характеристикой образа жизни, современной молодежи. Случается, что молодые люди, будучи хорошо образованными, не всегда могут понять специфику виртуальной реальности, неспособны расшифровать отрицательное воздействие информационных потоков и как следствие не могут регулировать своё поведение в интернет-сообществах. Не случайно в последнее время мы всё чаще слышим что кто из молодых людей стал жертвой какой либо враждебной группировки. Всё это говорит о возрастании нового социального риска для молодежи, как следствие социального отчуждения личности, посредством вовлечения в электронную виртуальную реальность.

Приходится отмечать, что Интернет все чаще «замещает семью и друзей в качестве сферы реализации личности в социальной среде, что в перспективе будет иметь негативное влияние на ее поведение и чувства в реальной жизни»10. Не случайно сегодня перед всеми интернет службами призванными охранять интернет пространство, остро стоит задача определения специфики информационно-коммуникативного поведения молодежи.

По мнению А.В. Гордилова, «активные пользователи интернета утрачивают такие атрибуты личности, как стабильная самоидентификация, индивидуальный стиль исполнения социальных ролей («творческая индивидуальность») 11».

Таким образом, личность из под влиянием интернет технологий может быть подвергнута внутренним социально-психологическим изме-ниям. Анонимность, доступность, невидимость, безопасность, простота использования интернет-среды делает её «легкодоступной» для огромного количества молодых пользователей и даёт возможность уйти от действительности.

А. Гордилов в своих исследованиях к социальным результатам неконтролируемого информационно-коммуникативного поведения в интернете относит «аддиктивное (зависимое) поведение, превращение участников интернет-сообществ в объект манипуляции, деформацию ценностных ориентаций, безответственность, утрату контактов в реальной жизни, в конечном счете - десоциализацию личности»12.

Таким образом, быстрые темпы развития новых информационно-коммуникационных технологий ведут к их проникновению во все сферы жизнедеятельности человека, что не может не отразиться на процессах, происходящих в обществе. При этом следует согласиться с очевидными позитивными сторонами интернета, которые связаны с его огромными технологическими возможностями. Однако эти же технологии, обусловившие отсутствие цензуры, свободу слова и информации, одновременно сделали возможным проникновение в частную жизнь миллионов людей порнографии, участились призывы к расовой дискриминации, агрессии к иноверцам и просто жестокости к человеку. Все это, безусловно, негативно влияет на формирование мировоззренческих ориентиров молодежи, ведет к их дезодаптации в обществе.

Решению этих проблем поможет создание условий, при которых молодежь могла бы строить социальные и коммуникативные взаимосвязи в реальном мире, создавать реальные молодежные сообщества. А в целях саморегуляции информационного поведения молодежи в интернет-сообществах следует наполнять интернет культурным контентом, содействовать созданию молодежных служб психологической помощи, обучающих навыкам безопасного пользования интернетом и взаимодействия с интернет-сообществами.

Итак, современные интернет технологии позволили увеличить объем создаваемой и распространяемой информации, что в свою очередь повлияло на развитие современного российского общества, значительно ускорило процессы коммуникации как в рамках какой либо определённой территории так и в мировых масштабах. В просторах интернет появилось бесчисленно количество всевозможных интернет-сообществ, так или иначе влияющих на процессы развития и формирования личности.

На наш взгляд, Интернет-сообщества стали одновременно и источником и получения информации для индивида и общества в целом и инструментом влияющим на внутреннее сознание личности. На сегодня виртуальное пространство являясь коммуникационной платформой всё чаще выступает в качестве средства выражения позиции как личности индивида так и всего гражданского общества.

Таким образом, мы можем сказать, что интернет-сообщество это группа людей, сплочённых одной общей задачей или идеей, проблемой или кругом профессиональных интересов, обсуждающих всевозможные вопросы в форуме, чате, постоянно посещающих Интернет, предлагающих свои интернет-услуги.

Современные интернет-сообщества представлены в большом многообразии как коммерческих так и некоммерческих проектов, что делает их чрезвычайно актуальными и создаёт условия для изучение процессов формирования, развития и влияния нового вида образований в формирующейся информационно-технологической среде Глобальной сети Интернет.

В условиях становления информационного общества актуализируется проблема нового миропонимания и нового мировосприятия, которые могут стать основой мировоззрения но-

вой цивилизации, информационной картины мироздания.

Литература

1. Бойко Н. Л. Молодежь эпохи Интернет на пороге взрослой жизни: социологический анализ / Н. Л. Бойко // Социологический альманах.

- 2014. - № 5. - С. 358-366. с. 360.

2. Бурдьё П. О телевидении и журналистике / П. Бурдьё. - Москва : Прагматика культуры, 2002. - 160 с. с. 133.

3. Гордилов А.В. Информационно-коммуникативное поведение молодых людей-участников интернет-сообществ как социальная проблема // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - № 2. - С. 79-87.

4. Интернет и подростки. Безопасность детей в Интернете - Режим доступа: http:// www.bizhit.ru/index/internet_i_podrostki/0-342.

5. Киселева Н.А. К вопросу о трансформации понятия «социальная сфера» // Современное знание: проблемы и пути решения: материалы IV Всероссийской научно- практической конференции. - Орел: Изд-во ОГИЭТ, 2015 г. -С. 12-15.

6. Киселева Н.А. Феномен социальных сетей как особого вида массовой коммуникации / Современное знание: проблемы и пути решения: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Орел: Изд-во ОГИЭТ, 2015. - С.39-46.

7. Новое о цифровой грамотности, или россияне осваиваются в сети - Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115657.

8. Новости в Интернете. - Режим доступа: http://fom.ru/SMI-i-internet/12491.

9. Тишков В. Интернет как историческая проблема // Родина. - 2011. - № 6. - С.56-58.

10. Grossman L. K. The Electronic Republic: Reshaping Democracy in the Information Age / L. K. Grossman. - New York : Viking Penguin, 1995.

- 290 p. с. 147.

Ссылки:

1 Киселева Н.А. Феномен социальных сетей как особого вида массовой коммуникации /

Современное знание: проблемы и пути решения: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Орел: Изд-во ОГИЭТ, 2015. - С.39-46.

2 Бойко Н. Л. Молодежь эпохи Интернет на пороге взрослой жизни: социологический анализ / Н. Л. Бойко // Социологический альманах.

- 2014. - № 5. - С. 358-366. с. 360.

3 Grossman L. K. The Electronic Republic: Reshaping Democracy in the Information Age / L. K. Grossman. - New York : Viking Penguin, 1995.

- 290 p. с. 147.

4 Колпаков В.Формирование новой политической культуры посредством интернет-технологий. // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2017. № 2 (51). С. 82-88.

5 Бурдьё П. О телевидении и журналистике / П. Бурдьё. - Москва : Прагматика культуры, 2002. - 160 с. с. 133.

6 Новое о цифровой грамотности, или россияне осваиваются в сети - Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115657.

7 Интернет и подростки. Безопасность детей в Интернете - Режим доступа: http:// www.bizhit.ru/index/internet_i_podrostki/0-342.

8 Киселева Н.А. К вопросу о трансформации понятия «социальная сфера» // Современное знание: проблемы и пути решения: материалы IV Всероссийской научно- практической конференции. - Орел: Изд-во ОГИЭТ, 2015 г. -С. 12-15.

9 Новости в Интернете. - Режим доступа: http://fom.ru/SMI-i-internet/12491.

10 Тишков В. Интернет как историческая проблема // Родина. - 2011. - № 6. - С.56-58.

11 Гордилов А.В. Информационно-коммуникативное поведение молодых людей-участников интернет-сообществ как социальная проблема // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - № 2. - С. 79-87.

12 Гордилов А.В. Информационно-коммуникативное поведение молодых людей-участников интернет-сообществ как социальная проблема // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - № 2. - С. 79-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.