Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ СООБЩЕСТВА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И УСТАНОВОК В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ИНТЕРНЕТ СООБЩЕСТВА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И УСТАНОВОК В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
161
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / TEENAGERS / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ZENITH ORIENTATION / УСТАНОВКИ / INSTALLATION / ИНТЕРНЕТ СООБЩЕСТВА / ONLINE COMMUNITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Егорова Т.В.

В статье анализируются особенности взаимодействия старших подростков в интернет сообществах, являющихся в современном мире значимыми факторами социализации и формирования ценностных ориентаций и установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ СООБЩЕСТВА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И УСТАНОВОК В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

ИНТЕРНЕТ СООБЩЕСТВА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ

ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И УСТАНОВОК В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Егорова Т. В.

Магистрант, кафедра «Возрастной психологии имени профессора

Л. Ф. Обуховой»,

ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогической

университет»

Аннотация

В статье анализируются особенности взаимодействия старших подростков в интернет сообществах, являющихся в современном мире значимыми факторами социализации и формирования ценностных ориентаций и установок.

Ключевые слова: подростки, социализация, ценностные ориентации, установки, интернет сообщества.

Keywords: teenagers, socialization, zenith orientation, installation, online community.

За последние десятилетия информационно-коммуникационные технологии вышли за пределы узкоспециализированной среды научно-технического процесса и стали неотъемлемой частью повседневной жизни. С одной стороны, они способствуют расширению возможностей получения различных знаний и сведений, с другой, пополняют многообразие рисков взаимодействия человека и окружающего мира. И в первую очередь это относится к старшим подросткам, т. к. интернет посредством определенной направленности информационных потоков, которые зачастую не так бесконтрольны, как это представляется, может определять вектор их социализации.

Специалисты указывают, что сегодня следует говорить о «киберсоциализации» подростков, т. к. интернет и интернет сообщества

выступают значимой средой коммуникации, фактором формирования ценностных ориентаций и установок, отодвигая на второй план семью, школу, реальных друзей [2].

Следует отметить, что участие в различных объединениях и сообществах в старшем подростковом возрасте - естественная особенность развития. Это обусловлено стремлением подростков к: субъектному воплощению, самореализации; активному самопознанию и самовоплощению, выражению себя в музыкальных и художественных пристрастиях, моде, жаргоне, фольклоре и т. п.; реализации различных индивидуальных притязаний и чувств; осуществлению обновления, свершению приключений, испытаний себя; поиску собственной сферы общения и новой информации; объединению для передачи собственных социальных ценностей и достижения неосознанных или сознательных результатов.

При этом интернет сообщества, в которых участвуют старшие подростки имеют существенные отличия от обычных (неформальных) подростковых сообществ.

Обычные (неформальные) подростковые сообщества (объединения), создаются добровольно в результате свободной инициативы подростков и благодаря их определенной групповой активности. Подростки объединяются по интересам как для совместного времяпрепровождения, так и для достижения конкретных общих целей. Эти сообщества выполняют ряд социальных функций: предложение системы ориентиров и отношений; помощь в процессах формирования независимости; развитие уверенности в поведении и статусе; самоидентификация; становление «своего Я» [3].

Отличительными особенностями объединения, сообщества, образованного с использованием интернет-ресурсов, являются: анонимность участников, зачастую кажущаяся; сетевая, а не иерархическая форма

коммуникации (от многих ко многим); доступность вхождения для участников, согласных с правилами сообщества; очень гибкий (по возрасту, полу, образованию, социальному статусу и т. п.) состав участников; отсутствие видимой иерархии.

Тем не менее, для того чтобы интернет сообщество функционировало, необходимо, чтобы были люди выдвигающие идеи, проверяющие и оформляющие их, собирающие доступную информацию, отбирающие значимую информацию и обобщающие ее, воплощающие замыслы, снабжающие проведение действия и согласующие регулирование действий.

Таким образом, в любом интернет сообществе всегда есть ролевые типы участников коммуникации, выполняющие функции: «идеологов», «мыслителей», «информаторов», «модераторов», «аналитиков», «реализаторов: бойцов, тыловиков, администраторов».

Другими словами, иерархия в интернет сообществе присутствует. Однако, зачастую, она анонимна и не доступна для взаимодействия.

В результате интернет сообщество помимо выполнения функций поддержки общения, обмена мнениями, получения информации их участниками, организации и ведения различных дел выступает в качестве средства внешнего информационно-психологического управления [1].

«Интернет с администраторами, модераторами, владельцами сайтов, интернет-сообществами, интернет-объединениями и отдельными пользователями управляет параметрами социальной реальности за счет рефлексии, переосмысления этой реальности и модификации существующих социальных норм, образцов поведения, правил, которые сначала транслируются от одного участника к другому по горизонтальной виртуальной коммуникации, а затем, будучи интериоризированными, переходят в повседневные практики» [5, 41].

К тому же следует подчеркнуть, что интернет сообщество - это виртуальное объединение, которое, с одной стороны, способствует социальным коммуникациям (множество доступных социальных объектов: индивидов, групп, общностей, организаций и т. п.) и реализации взаимоотношений (знакомство, дружба, учёба, работа, сотрудничество и т. д.). С другой стороны, при выстраивании взаимодействия в интернет сообществе его участники зачастую перестают учитывать виртуальный характер действия, не развивая или утрачивая за отсутствием необходимости навыки обычного человеческого взаимодействия.

Исходя из этого, рассматривая интернет как значимый фактор социализации, формирования ценностных ориентаций и установок в старшем подростковом возрасте можно говорить о двух типах социализационных траекторий: конструктивной и деструктивной.

В основе конструктивной - представление об интернете и интернет сообществах как универсальных ресурсах со своими достоинствами и недостатками, имеющими большое значение, но не влияющих на всю жизнь. При таком понимании присутствует эпизодическое включение в интернет сообщество в соответствии с конкретной задачей.

Деструктивная социализационная траектория основана на отношении к интернету и интернет сообществам как к незаменимым помощникам, единственным каналам достоверной информации, уникальным сферам самореализации. Для такого подхода характерны: некритическое отношение к информации из интернета, режим постоянного пребывания в интернете, зачастую в ущерб другим видам активности [6].

Д. Шикула дает следующее определение интернет сообщества «это стихийно или целенаправленно сложившаяся система постоянных пользователей-соавторов интернет-ресурса, которые в рамках политики данного

ресурса осуществляют информационный обмен на установленную тематику, ведущийся на основе ранее принятых правил, запретов и с санкциям к нарушителям, служащий целям поддержания и развития ресурса» [7].

Мотивацией для создания (формирования) интернет сообщества могут являться:

1) цели: активизации в Интернете обсуждений каких-либо проблем, считающихся создателями значимыми; влияния посредством сформированного в виртуальной среде общественного мнения на какую-либо ситуацию;

2) стремление: сконцентрировать на одном веб-ресурсе некоторую специфическую информацию, интересную определенному кругу лиц; к обмену информацией или проведению различных, втом чсиле и профессиональных консультаций и т. д.

Рост интернет сообществ различных направлений обусловлен следующими предоставляемыми возможностями: общение с участниками практически в режиме реального времени, в том числе с использованием видеоряда; получение информации от других членов сообщества; верификация идей через участие во взаимодействиях в сообществе; удовлетворение потребностей в сопричастности, самоидентификации, социальном отождествлении, принятии и т. п.; рекреация (отдых, времяпрепровождение).

Интернет сообщества также позволяют пользователям участвовать в создании информации (контента), поддерживая или отвергая таким образом различные идеи, способствуя или препятствуя их продвижению в социальную реальность. Так зачастую происходит принятие и закрепление различных модификаций как социальных норм, так и девиаций. Такая апробация идей в виртуальном пространстве, наряду с их апробированием на практике, а иногда и при отсутствии такой апробации становится для подростка важным фактором

освоения ценностных ориентаций и установок, влияя в результате на его социальное поведение в реальном мире.

Сегодня существует огромное количество интернет сообществ различных тематических направлений. Тематику, направление интернет сообщества определяют те, кто обладают в данном сообществе властными полномочиями (администраторы, модераторы и т.д.). Именно властные полномочия, которые отсутствую у обычных участников позволяют: определять характер информационной наполненности сообщества (веб-ресурса); решать вопросы допуска пользователей к информации; определять функциональные обязанности других участников и т. д.

Для обычных пользователей, не обладающими властными полномочиями, разработаны права, обязанности, правила. Их деятельность в сообществе контролируется представителями вышестоящих инстанций. Эти правила позволяют сообществу оптимально функционировать. В случае нарушения установленных правил, в отношении пользователя применяются различного вида санкции: от просто предупреждения до «банна» (принудительного исключения участника из интернет сообщества).

Для интернет сообщества характерно формирование определенной организационной культуры, которая выражается в системе ценностей, установок, норм и правил поведения, которые принимает каждый участник сообщества. Пользователи в рамках интернет сообщества в процессе коммуникации развивают «неуправляемую» культуру, основу которой составляют стереотипы поведения, традиции, специфичность лексики [4].

Считается, что данная «неуправляемая» культура свидетельствует о степени устойчивости интернет сообщества и характере взаимодействия между участниками. Изучение структуры интернет сообщества, особенностей его

внутренней культуры позволит понять специфику его деятельности, его истинное направление, в рамках которого действуют пользователи сообщества.

В виду описанных выше возможностей интернет сообществ, они помимо выполнения функций поддержки общения, обмена мнениями, получения информации участниками, организации и ведения различных дел в зависимости от направления могут оказывать влияние на ценностные ориентации и установки старших подростков, участников интернет сообществ различных направлений.

Список используемой литературы:

- статьи из журналов и сборников:

1. Анненков, В. И. Безопасность и противоборство в информационной сфере: аспекты национальной безопасности: Учебное пособие / В. И. Анненков.

- М.: Русавиа, 2010. - 417 с.;

2. Вараскин, А. В. Влияние социальных сетей на формирование ценностных ориентиров современной молодежи // Преподаватель XXI век. Том 1, № 2. Издательство: Московский педагогический государственный университет, 2016. - С. 205-212;

3. Егорова, Т. В. Формирование социально-профессиональной компетентности как фактор профилактики деструктивных проявлений личности: коллективная монография. [Текст] / Т. В. Егорова, А. В. Беспалова, Н. Е. Гаричева - Ковров, ФГБОУ ВПО «КГТА им. В. А. Дегтярева», 2013 - 249 с.;

4. Костина, А. В. Интернет-сообщества: что обсуждается в Интернете? От думера - до фурри. От игнора - до троллинга. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011 - 176 с.;

5. Крамаренко, Н. С. Интернет как социокультурное пространство жизни и развития человека [Текст] / Н. С. Крамаренко // Педагогика. 2016. № 3.

- С. 39-47;

6. Кузнецова, Ю. М. Психология жителей Интернета [Текст] / Ю. М. Кузнецова, Н. В. Чудова // Педагогика. 2008. № 1. - 224 с.;

- электронные ресурсы:

7. Шикула, Д. Интернет-сообщества как субъекты, формирующие глобальную информационную среду: понятие, происхождение, типы: сайт научно-культурологического журнала «RELGA» - 2006 - [Электронный ресурс]. URL:http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww.woa/wa/Main?textid=1055& leveП=mam&level2=artides.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.