Научная статья на тему 'Интернет-СМИ и особенности их функционирования'

Интернет-СМИ и особенности их функционирования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
45216
3500
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / INTERNET / СМИ (СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ) / MEDIA / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / SOCIAL NETWORK / ЖУРНАЛИСТИКА / JOURNALISM / ИЗДАНИЕ / PUBLICATION / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ПОТРЕБИТЕЛЬ / CONSUMER / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALISATION / СООБЩЕНИЕ / MESSAGE / АНОНИМНОСТЬ / ANONYMITY / ВЕБ-САЙТ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / INTERACTIVITY / WEB-SITE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сюндюков Никита Кириллович

Влияние СМИ на мир в целом и на наше сознание в частности невозможно отрицать. Известное словосочетание «четвертая власть», отнесенное к могуществу мира журналистики, говорит само за себя. Интернет стал, возможно, одним из главных достижений человечества. Возникло совершенно новое пространство, вне нашей психической и физической реальности, разрушающее все возможные границы. Интернет сам по себе является СМИ, в этой связи в статье рассмотрено развитие журналистики в Интернете в современных реалиях. Цель статьи подробный анализ функционирования интернет-СМИ. Рассмотрены возможности, открытые для журналистики веб-пространством, такие как интерактивность, мультимедийность, влияние социальных сетей на повседневные потоки информации. Разобран юридический статус веб-СМИ в законодательстве РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet Mass-media and Features of Their Functioning

Influence of mass-media on people’s life and minds cannot be denied. “The Forth Estate”, metaphorical name given to media, speaks for itself. Internet is possibly one of the greatest achievements of a mankind. We are looking at the born of the new, very special realm, neither connected to physical, nor mind space. Internet is a big media itself, roughly. That’s why it is so interesting to observe evolution of journalism in the modern time. The goal of this work is to analyze functioning of internet mass-media. Especially I wanted to focus on the new possibilities, which global web is able to give to media, such as interactivity, multimedia and etc. It was important to show this topic in the up-to-date view; therefore, the reader will be able to find below several thoughts on how social networks create our day-to-day news feed. Legal status of internet-media is described. Also the text includes thoughts about the role of web-journalism in the realms of modern Russian journalism; statistics includes as an illustration.

Текст научной работы на тему «Интернет-СМИ и особенности их функционирования»

<

Сюндюков Н. К.

ш

21 _

Интернет-СМИ и особенности их функционирования

<

Сюндюков Никита Кириллович

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет социологии

Кафедра экономической социологии

Студент

[email protected]

Влияние СМИ на мир в целом и на наше сознание в частности невозможно отрицать. Известное словосочетание «четвертая власть», отнесенное к могуществу мира журналистики, говорит само за себя. Интернет стал, возможно, одним из главных достижений человечества. Возникло совершенно новое пространство, вне нашей психической и физической реальности, разрушающее все возможные границы. Интернет сам по себе является СМИ, в этой связи в статье рассмотрено развитие журналистики в Интернете в современных реалиях.

Цель статьи — подробный анализ функционирования интернет-СМИ. Рассмотрены возможности, открытые для журналистики веб-пространством, такие как интерактивность, мультимедийность, влияние социальных сетей на повседневные потоки информации. Разобран юридический статус веб-СМИ в законодательстве РФ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Интернет, СМИ (средства массовой информации), социальная сеть, журналистика, издание, информация, потребитель, коммуникация, глобализация, сообщение, анонимность, веб-сайт, интерактивность

Internet Mass-media and Features of Their Functioning Syundyukov Nikita Kirillovich

Saint-Petersburg State university (Saint-Petersburg, Russian Federation)

Faculty of Sociology

Chair of Economic Sociology

Student

[email protected] ABSTRACT

Influence of mass-media on people's life and minds cannot be denied. "The Forth Estate", metaphorical name given to media, speaks for itself.

Internet is possibly one of the greatest achievements of a mankind. We are looking at the born of the new, very special realm, neither connected to physical, nor mind space. Internet is a big media itself, roughly. That's why it is so interesting to observe evolution of journalism in the modern time.

The goal of this work is to analyze functioning of internet mass-media. Especially I wanted to focus on the new possibilities, which global web is able to give to media, such as interactivity, multimedia and etc. It was important to show this topic in the up-to-date view; therefore, the reader will be able to find below several thoughts on how social networks create our day-to-day news feed. Legal status of internet-media is described. Also the text includes thoughts about the role of web-journalism in the realms of modern Russian journalism; statistics includes as an illustration.

KEYWORDS

Internet, media, social network, message, journalism, publication, information, consumer, communication, globalisation, anonymity, web-site, interactivity

РЕФЕРАТ

Syundyukov N. K.

Интернет существует в условиях высокой скорости движения, являясь своеобразной метафорой, зеркалом темпа жизни современного городского человека. Вокруг нас ежесекундно происходят тысячи мелких и крупных событий: сообщение от старого друга в социальной сети или неожиданная встреча на улице, новости о растущем экономическом кризисе и сокращение на работе, назойливая реклама в виде онлайн баннеров и маленьких афишек, раздаваемых у метро — виртуальные сферы жизни сопрягаются с реальными. Прогресс развивается неумолимо — сегодня для продвинутого человека наличие сетей Wi-Fi в номерах отеля кажется естественной необходимостью, такой, как горячая вода и чистое постельное белье. Виртуальная реальность тесно вплелась в нашу жизнь: мы потребляем ее с невероятным рвением, пытаясь утолить свой нескончаемый информационный голод.

Раньше одной из главной проблем «информационного потребления» был доступ к информации. Те, кто четко знали, чего они хотят, сталкивались с невозможностью это получить. Интернет более или менее стер это ограничение (конечно, не абсолютно, но более чем заметно — например, в связи с этим активно обсуждается вопрос о необходимости высшего образования как такого). Но возникает новый вопрос — о фильтрации информации: в онлайн-океане довольно легко затеряться, пытаясь понять, какую именно информацию нам нужно потребить, а какую можно пропустить мимо глаз.

Актуальность настоящей статьи обусловливается тем, что популярнейший новостной сайт Lenta.ru вошел в пятерку самых цитируемых СМИ, оставив за собой столпы российской журналистики в разных формах: Первый канал, «Комсомольская правда», «Эхо Москвы» и т. д. Данная статистика говорит о том, что рейтинг доверия интернет-изданиям неустанно растет, им доверяют, на них ссылаются. Таким образом, в первую очередь стоит обратить внимание на механизм работы интернет-СМИ. Для начала хотелось бы рассмотреть особенности глобальной сети как канала коммуникации в целом.

Краткая история развития СМИ в целом и интернет-СМИ в частности

Одной из важнейших, если не сказать — основополагающих черт последних двух столетий является резкий скачок в развитии способов средств массовой коммуникации. Ведь наше современное общество, если следовать одной из обществоведческих теорий, носит название информационного, и здесь есть свои основания — информация с помощью многочисленных факторов (в первую очередь, конечно, политических и экономических) пережила превращение из средства борьбы в ее цель. За нее борются лидеры стран и главы компаний, и именно она становится решающим моментом во многих конфликтах. Информация стала социальным ресурсом, обладающим фактической ценностью. «В обыденной речи слово „информация" означает сведения о разнообразных явлениях и процессах, происходящих в природе и обществе. В этом контексте информация неотделима от деятельности людей, способных устно, письменно или каким-либо иным способом обмениваться друг с другом необходимыми сведениями» [4].

Главная характеристика СМИ заключена в его названии — это информация, направленная на массовое распространение, чем больше людей в потенциале способно узнать о ней, тем лучше. На протяжении долгого времени информация могла распространяться и храниться лишь в одной форме — в форме устной речи. Появление и развитие письменности не дало должного толчка — ни для кого не секрет, что широчайшая неграмотность населения сохранялась вплоть до XX в., и возможность читать оставалась привилегий элиты, а потому в возникавших в XV-XVI вв. рукописных газетах в основном представлялась информация для опреде-

ленного узкого круга лиц. С появлением печатного станка, а затем типографической машины информация становилась все более доступной. Но прогресс являлся и является палкой о двух концах — осознавая широчайшие возможности печатного слова, власти использовали его в своих целях, пытаясь направить мнение народа в нужное им русло. Так, первое российское печатное издание, «Ведомости», возникшее по указу Петра I в 1702 г., носило открыто пропагандистский характер, разъясняя суть проводимой политики и служа ее проводником. Однако уже в середине XVIII в. появляются газеты, издающиеся на условиях частного предпринимательства, способствовавшие культурному развитию страны [5].

XX век стал веком невероятных технических открытий, в том числе открытий коммуникационных — изобретение радио и телевидения создало широчайшее поле для создания новых форм и методов массовой коммуникации. К концу столетия количество радиоприемников и телевизоров перешло за отметку в несколько миллиардов. Появился термин «медиакратия» — власть СМИ, не просто отражающих действительность, но формирующих ее в нашем представлении. «Термин "медиакратия", насколько мы можем проследить его происхождение, впервые был использован в зоне атлантической политической теории — в книге К. Филипса "Ме-диократия: американские партии и политика в эпоху коммуникации" ("Mediacracy: American parties and politics in the communications age" (Phillips, 1975); впоследствии термин пришел и в Европу (De Virieu 1992)» [7, с. 7].

Невероятными темпами проходит глобализация, и основы нашего коммуникативного сознания не только дополняются, но и полностью трансформируются. «Глобализация массовой коммуникации, предсказанная М. Мак-Люэном, в конце XXI века выразилась в развитии всемирной компьютерной сети Интернет», который становится новым этапом, новой вехой развития коммуникаций [6, с. 229].

В СССР фактической датой возникновения глобальной компьютерной сети стало 1 августа 1990 г. В этот день компания «Релком» объединила несколько своих сетей в одну. 19 сентября 1990 г. для советских пользователей системы UNIX был зарегистрирован домен .su, российский же домен .ru регистрируется международным информационным центром InterNIC 7 апреля 1994 г. Стоит отметить, что юридически Интернет возникает 17 мая 1991 г., когда стандарт WWW (world wide web) был утвержден консорциумом разработчиков. Интернет поражал научное сообщество своей невероятной скоростью передачи сообщений — письмо в США, отправленное по электронной почте, доходило всего за час. Это был огромный скачок в способах коммуникации.

1 марта 1999 г. силами известного дизайнера Артема Лебедева и общественного деятеля Антона Носика (одного из «отцов-основателей» рунета) создается первое ежедневное интернет-издание «Газета.ру». Она демонстрирует преимущества интернет-журналистики — в первую очередь, конечно, оперативность донесения информации. Спустя полгода «Газета.ру» была продана группе компаний «Юкос» и превратилась в средство политического влияния, но вслед за ней незамедлительно возникают все новые и новые интернет-ресурсы: литературное сообщество «Стихи. ру», оппозиционная газета «Грани.ру», интернет-портал информационного агентства «Риа-Новости», ставшего первым, кто открыл полный и бесплатный доступ к своей новостной ленте при помощи Интернета. Не стоит забывать о рождении и развитии российской блогосферы, представляющей бесчисленное количество независимых авторских взглядов на российские и мировые события.

12 февраля 2003 г. вышло Постановление Правительства РФ № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти», обязующее все федеральные органы власти создать свои сайты с целью регулярного размещения информации о своей работе. Все эти события говорят о том, что Интернет в целом и интернет-СМИ в частности с экономической и по-

литической точки зрения превратились в крайне важные части общественной жизни. Интернет, безусловно, является совершенно особой площадкой для коммуни-цирования. Причиной тому — множество моментов, часть которых, касающихся особенностей функционирования интернет-СМИ, будет рассмотрена позже. Но бессмысленно просто перечислить отличия глобальной сети от других форм коммуникации — разумнее будет рассмотреть ее как часть некой классификационной схемы, найти ее место в ней.

Если придерживаться традиционных представлений, то всю суть коммуникации как таковой можно выразить в простой схеме «адресант-передача информации-адресат», где адресант — тот, кто информацию передает, а адресат — тот, кто ее получает. Конечно же, это самая элементарная зарисовка смысла коммуникации. В приложении к той или иной форме коммуницирования (журналистика, общение между друзьями и т. п.) она меняется, обрастая новыми обязательными для упоминания подробностями.

Не исключением, но ярким примером этого является киберпространство. Коммуникации в Интернете способны принимать самые разные формы — от небольших тематических форумов, где пользователи общаются наравне между собой, до мощных информационных сайтов. Более того, происходит синтез, когда на форумах появляется своя собственная новостная лента, а к «большим» сайтам, соответственно, добавляют форум, где сотрудники РЯ-отдела и другие люди, трудящиеся на благо компании, могут прочитать мнения простых пользователей. Если вспомнить о приведенной выше схеме, то источником сообщения, адресантом, может быть не один, а несколько человек. Само сообщение может быть традиционной статьей, а может быть своеобразной «историей», десятками страницами сообщений от разных пользователей на информационном форуме. С таким многообразием способов общения довольно трудно как-то классифицировать Интернет сам по себе в общей схеме коммуникаций.

Приведем еще одно доказательство того, что Интернет — не просто один из способов коммуникации, но скорее площадка, на которой возможны все эти способы, все три формы коммуникации: вербальная, невербальная и «слушание». Задействованы также и все уровни коммуникации (по Литтлджону), такие как: внутриличностная коммуникация, межличностный (интерперсональный) процесс, групповая коммуникация, организационная коммуникация, публичная коммуникация и массовая. Таким образом, Интернет есть средство массовой коммуникации, способной принимать разные формы и уровни. Он являет собой вторую реальность, дублирующую и дополняющую первую.

Особенности Интернета как канала коммуникации

Для того чтобы разобраться с особенностями функционирования интернет-СМИ, для начала мы должны рассмотреть саму глобальную сеть как канал коммуникации. Интернет скорее является второй реальностью, площадкой для возникновения коммуникаций, нежели просто одной из ее форм/уровней. Более того, глобальная сеть постепенно замещает привычные для нас предметы — почту, домашний телефон, факс. Интернет-коммуникации — это такие методы общения, при которых передача информации происходит по каналам Интернет с использованием стандартных протоколов обмена и представления информации. Важная особенность — информация может передаваться в различной форме: голос, видео, документы, мгновенные сообщения, файлы.

Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. выделяют следующие основные виды общения в сети: общение в режиме реального времени (чат) и общение, при котором сообщения к адресату приходят с отсрочкой [2, с. 11-39]. Кроме

того, основанием для классификации видов общения в Интернете могут служить такие параметры, как:

• открытость сообщества для всех желающих вступить в общение или закрытость его для посторонних;

• наличие или отсутствие контроля за деятельностью участников, причем частными случаями контроля могут быть модерирование, негласное проникновение в закрытый для посторонних канал общения, подслушивание (lurking);

• ограничение вербальными текстами или мультимедийность.

Также стоит привести здесь классификацию М. Морриса, делящую коммуници-рование в Интернете на четыре категории:

• асинхронная коммуникация «один на один» (электронные письма, сообщения в социальных сетях);

• асинхронная коммуникация «многих с многими» (спамовая рассылка);

• синхронная коммуникация «один и один», «один с несколькими», «несколько с несколькими» (общение строится вокруг конкретной тематики, например тематическая «беседа» в социальной сети «Вконтакте», в которой может участвовать неограниченное число человек, адресуя свои сообщения не кому-то конкретному, а всем участникам сразу);

• асинхронная коммуникация (пользователь пытается найти некий конкретный сайт, но в процессе поиска натыкается на множество другого «информационного мусора»: гороскопы, назойливая реклама и т. п.).

По приведенным выше двум классификациям мы видим, что распределение коммуникаций в Интернете в них идет по способам общения: переписка двух друзей, чат или спамовая рассылка. Многообразие форм коммуницирования — одна из главнейших особенностей Интернета. Другая важная особенность — возможность анонимности. «Вследствие отсутствия прямого контакта возникает эффект „психологической анонимности" — личностной защищенности от внешнего контроля» [1, с. 17].

Для многих пользователей именно она является основополагающей чертой общений в Интернете. Скрывается настоящее имя, возраст, социальный статус, реальные факты дополняются вымышленными или замещаются ими вообще. С другой стороны, сама глобальная сеть способствует своеобразной анонимности пользователей — любая опубликованная информация разлетается за считанные секунды, часто — без источника информации либо имени автора, его личность размывается, информация становится общественным достоянием. Именно поэтому в интернете «гуляет» столько неподтвержденных данных. Такая особенность анонимности многим идет на руку: активно распространяются так называемые «вирусные видео», созданные в рекламных целях, часты случаи утечки информации разных масштабов важности. Это затрагивает и онлайн-СМИ: в целях большей оперативности доставки информации все чаще выбирается непроверенный, анонимный источник.

Интернет делает коммуникацию трансграничной. То, что происходит на одном конце света, доходит до другого за считанные секунды. Важно также то, что такая подача информации происходит методом снежного кома: короткий твит (140-символьные сообщения, публикуемые в популярной социальной сети «Твиттер») рядового пользователя с места происшествия (взрыва, аварии) запускает целую волну аналогичных сообщений от официальных СМИ. Утверждается гетерархический (равноправный, горизонтальный) способ распространения информации вместо иерархического.

функционирование интернет-СМИ

Для того чтобы разобраться в принципах работы онлайн-изданий, хотелось бы рассмотреть их юридический статус — какие именно типы производителей информации стоит причислять к ним и какие полномочия они имеют.

Первые регистрационные свидетельства СМИ в Минпечати интернет-издания начали получать в 1996 г., причем с пометкой «иное» в графе «тип издания», т. е. — не газета, не радиостанция и не телеканал. Это не мешало правительству оставлять за собой неопределенную позицию относительно того, какие сайты в Интернете стоит считать за СМИ, а какие — нет. В 2000 г. председатель Центризбиркома А. А. Вешняков заявлял: «В ходе предстоящей кампании по выборам президента РФ Интернет будет рассматриваться Центризбиркомом как средство массовой информации». По прошествии нескольких месяцев, 23 марта 2000 г., Центризбирком обозначает свою официальную позицию в ответе ЦИК на запрос от Фонда эффективной политики: существование «сайтов, размещенных в глобальной компьютерной сети Интернет, которые не являются средствами массовой информации в смысле Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" подтверждается».

На парламентских слушаниях «О правовом регулировании использования сети Интернет в Российской Федерации» в Москве, однако, в ситуацию с определением статуса СМИ в Интернете снова вносится неясность. Замминистра печати А. Ро-манченко усомнился в существовании в русском сегменте Интернета сайтов, которые могли бы не рассматриваться как СМИ с точки зрения государственного лицензирования. Его выступление было воспринято как заявление о будущем направлении политики государства по этому вопросу, однако дальше никаких действий не предпринималось. «Нельзя, разумеется, исключить, что такие попытки будут сделаны в будущем, однако на сегодняшний день официальные российские власти никак не сформулировали своей позиции по вопросу: что считать СМИ в Интернете, и каковы тут могли бы быть возможные критерии оценки», — рассуждал на эту тему А. Носик в 2002 г. [8].

С развитием практики получения онлайн-СМИ регистрационных свидетельств упомянутое выше обозначение «иное» заменяется на «электронная газета». «По общему правилу, интернет-сайт не является средством массовой информации, но в тоже время закон не запрещает и не ограничивает возможность добровольной регистрации интернет-сайта как средства массовой информации по заявлению его владельца. Такой вывод можно сделать на основании юридического заключения, данного Кафедрой ЮНЕСКО», — говорится в статье «Российской газеты» от 25 августа 2008 г.

В июне 2011 г. в третьем чтении Государственная Дума РФ приняла ряд поправок в закон «О средствах массовой информации», касающихся регистрации сайтов в качестве СМИ. Термин «сетевое издание», т. е. то самое многострадальное понятие интернет-СМИ, следуя поправкам, стоит определять как «сайт в сети Интернет, зарегистрированный в качестве средства массовой информации». Кроме того, появился дополнительный признак сайта как СМИ: «периодичность обновления». Онлайн-издание может быть зарегистрировано как СМИ только в том случае, если владельцы сами подали заявление. Изданный документ также предусматривает создание «государственной информационной системы в области СМИ», которая должна предоставлять актуальную информацию обо всех зарегистрированных изданиях.

Невероятно мощное влияние Интернета на современную коммуникацию невозможно отрицать: глобальная сеть частично, а в некоторых случаях практически полностью заменила собой многие коммуникативные институты. Традиционные СМИ, существующие в виде печатных изданий и телевизионных передач, постепенно вытесняются различными новостными сайтами и интернет-телеканалами: в их пользу играет способность мгновенно реагировать на события, позволяющая всегда, 24 ч в сутки, держать пользователя в курсе событий. Иначе говоря, раньше о результатах рассмотрения нового закона мы узнавали из утренней газеты, теперь же — из своей ночной новостной ленты. Интернет позволяет, дает возможность

(или создает иллюзию этой возможности) выстроить свое собственное, идеальное «окно», через которое мы смотрим на происходящие в мире события. Если человек интересуется автомобилями и, скажем, юмором, то ему будет предоставлена самая полная информация об этих двух сферах, а все остальное останется за полем его зрения: никаких гороскопов, новостей мировой экономики и пр. Интернет является идеальной площадкой для узкопрофильных СМИ — та тематика, которую в печатном издании иначе как «рискованной» назвать нельзя, в формате интернет-газеты может получить прочный и стабильный круг читателей, широкое поле для реализации новых идей, а главное — минимизировать вложения. Неудивительно, что многие издания в один момент решаются полностью перейти в режим «онлайн».

Первая особенность, которую стоит отметить, — это скорость передачи информации. С возникновением и развитием глобальной сети скорость передачи информации перешла на новый этап. На наш взгляд, сам формат онлайн-издания менее скован, возможно, даже консервативен, чем ее оффлайн-вариант. Процесс появления новости в традиционном СМИ занимает много времени из-за способа реализации: газета, прежде чем попасть в руки читателя, проходит длинный путь: необходимо составить макет будущего номера, верстку, отправить в печать. Публикуемая информация проходит относительно жесткую редактуру, причиной чему является несколько факторов: экономических (окупаемость напечатанного материала), политических, отчасти социальных. В пространстве Интернета многие из этих ограничений стираются. Сайт наполняется информацией постоянно, 24 ч в сутки. До недавнего времени в глобальной сети не было цензуры: публиковались статьи самого разного толка. Не стоит забывать о независимых СМИ, возникновение и функционирование которых в Интернете сильно облегчено в сравнении с оффлайн-пространством. В многочисленных авторских блогах пишется о чем угодно и когда угодно: нет тем, которые могут быть запрещены, а если материал с оттенком сенсации, то он способен облететь Интернет в мгновение ока.

Немаловажной особенностью интернет-СМИ является объем. В традиционных печатных изданиях объем определяется толщиной и массой издания, которая редко превышает килограмм. Сайты не измеряются в подобных физических единицах и обладают огромным количеством виртуальной памяти. Вследствие этого для интернет-СМИ не существует понятий «номер» или «выпуск»: на протяжении времени из статей издания формируется архив, к которому при грамотной разработке и функционировании сайта (упорядоченность материалов по датам и темам, система хэштегов (тематические метки в социальных сетях и аналогичных системах, содержащие слово или фразу, о которой идет речь в записи), рядовой пользователь имеет свободный доступ посредством поисковой системы. Работа журналистов становится более прозрачной: читатель может проследить, о чем писало издание месяц или год назад. Не стоит забывать и о задействовании функции гиперссылок, при упоминании о какой-либо более ранней статье, в материал обязательно вставляется ссылка на него, что, опять же, упрощает процесс доведения информации до пользователя.

Стоит отметить, что именно интерактивность является базисом для преимуществ интернет-СМИ перед их аналогами. Интерактивность — это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы. Элементами интерактивности являются все элементы взаимодействующей системы, при помощи которых происходит взаимодействие с другой системой/ человеком. Принцип интерактивности в СМИ при ближайшем рассмотрении довольно прост: читатели присылают письма/оставляют комментарии, редакторы прислушиваются к их мнению и немного корректируют свою работу. В интернет-пространстве интерактивность играет другую роль.

В традиционных СМИ происходит процесс перехода информации от «фирмы» (редакции) к «потребителю» (читателю) (рис. 1). В массовых коммуникациях мы

<

ш

Информация Средство

передачи информации

<

Рис. 1. Процесс передачи информации в традиционных СМИ

имеем дело с так называемым «опосредованным» опытом, когда информацию мы получаем не из собственной практики, а через какие-то каналы, «средства информации». Этим опытом может быть любая информация: новости, произведения искусства, научные теории и т. п.

В случае с традиционными СМИ опосредованный опыт формируется для нас относительно узким кругом подготовленных профессионалов — журналистов. Они сами придумывают темы и сами находят для них материал, облекая его затем в форму статьи. Статья публикуется в газете (средстве информации) и уже оттуда доходит до потребителя. Коренным отличием данного процесса от процесса формирования статей в интернет-СМИ является то, что передача информации происходит линейно, а интеракция потребителя не просто не требуется, она невозможна.

Рассмотрим более сложный процесс передачи информации в случае с интернет-СМИ (рис. 2). «Потребитель» и «фирма» становятся равноправными участниками в процедуре генерирования контента, а средством информации здесь является не какое-либо издание, а пространство Интернета; на его основе рождается система обмена информацией, где ни один из элементов не может существовать без другого. Однако СМИ, являющиеся предметом нашего исследования, работают именно на основе обмена информацией между потребителем и фирмой. Это и есть принцип интерактивности. На практике это происходит следующим образом: некий рядовой потребитель оказывается в центре важного события. Он сообщает о нем (пишет твит (запись, публикуемая пользователем в его твиттере), добавляет фото в Инстаграмм). Если событие действительно важное (недавний пример — взрыв в Бостоне), то этот твит/фото тут же облетает сеть, доходя непосредственно до СМИ; на основе сообщения потребителя публикуется свежий материал на официальном сайте.

Этот пример не придуман: все чаще фотографии с места событий представлены не в виде профессиональных снимков, но в форме любительских квадратных изображений — фирменного стиля Инстаграмма. Круг людей, способных сформировать опосредованный опыт и донести его, стал неизмеримо шире. Социальные сети, где пользователями являются обычные люди и где каждый день генерируются миллионы единиц контента, сами по себе стали СМИ. Также существуют другие способы интеракции пользователей со СМИ: комментарии, онлайн-опросы, видеоконференции и т. п.: потребительские голоса становятся все более ценными, внося весомый вклад в содержание интернет-изданий.

Мультимедиа — совокупность всех видов информации (графической, звуковой, видео). Интернет-сайты позволяют использовать в статьях не только текст, но и аудио- и видеофайлы, «кликабельные» фотографии (подразумевается возможность нажать на фотографию и рассмотреть ее в увеличенном размере), анимацию. Такая возможность значительно расширяет опыт, получаемый пользователем. Более того, в отличие от телевидения, он сам властен над тем, что будет смотреть и по сколько раз: свобода потребителя во взаимодействии с информацией — другая

Рис. 2. Процесс передачи информации в интернет-СМИ

важная особенность не только онлайн-СМИ, но и Интернета вообще. Мультимедий-ность делает материал интересней и привлекательней: никто не отменял детскую любовь потребителя ко всему яркому и блестящему. Возможность смотреть видеорепортаж прямо со страницы текстового материала, возможность в любой момент прослушать записанное на диктофон интервью и сыграло эту роль.

Глобальная сеть основывается на многопотоковом принципе потребления информации. Пользователь сам формирует тот контент, который он потребляет. В Интернете у него больше свободы, чем где бы то ни было. Выбрав несколько понравившихся материалов, потребитель может переключаться между ними в любое время за долю секунды. Это не линейный поток, но связанная сеть.

На примере телевидения рассмотрим преимущества и недостатки нелинейной конструкции потребления. При просмотре телепередачи контент, передаваемый нам, имеет четкую форму, созданную работниками телеканала: сейчас идет сводка конкретных новостей, затем — прогноз погоды, после — вести о спорте. Эфирную сетку зрителю изменить не под силу, единственная власть, которой он обладает, — переключить канал. Это ситуация линейного потребления.

На рис. 3 отображен процесс линейного потребления: в традиционных СМИ между потребителем и информацией стоит условный «журналист» (это может быть как редакция телеканала, так и отдельный работник) — профессионал, в чьей власти решать, какая информация доходит до читателя/зрителя, в каком количестве и в какое время. Журналист становится посредником получаемого опыта. У потребителя не остается другого выбора, кроме как поверить в качество информации. Конечно, эту веру нельзя назвать «слепой» — в конце концов, журналисты учатся для того, чтобы работать с информацией. Они отбирают и редактируют контент, проводят фильтрацию по принципу качества, придают ему наиболее удобную для потребителя форму.

В Интернете линейное потребление встречается довольно редко: возможно, при просмотре какого-либо онлайн-телеканала, и то — в этом случае всегда можно перейти к архиву видеозаписей и выбрать материал на понравившуюся тему. В глобальной сети происходит активное взаимодействие пользователя напрямую с информационным потоком. Это показано на рис. 4. Принципиальное отличие в том, что в интернете как средстве массовой коммуникации потребителя от информации не отделяет журналист — они связаны напрямую. С помощью Интернета у каждого человека формируется собственное, индивидуальное окно потребления, через которое он смотрит на информационный мир. В любой удобный момент это окно способно расшириться или сузиться.

Здесь, конечно, очевидно преимущество именно в индивидуальности формирования потока информации: мы потребляем то, что действительно хотим потреблять. Однако известен такой феномен, как «информационный голод»: начав изучать конкретную информацию, пользователь не может остановиться, уходя все дальше и дальше от первоначальной темы. Фильтрация информации начинает сильно ос-

Рис. 3. Схема линейного потребления

лабевать, пользователь сталкивается со все более и более сомнительными источниками, информационным мусором. Таким образом, потребитель получает недостоверный, некачественный контент. Это — главный минус нелинейной конструкции потребления: система фильтрации, отбора информации лежит полностью на плечах самого потребителя, и он не всегда способен справиться с обработкой такого большого массива.

Это затратная по времени работа, и тут преимущество онлайн-изданий перед индивидуумом, конечно, очевидно. Из побочной функции СМИ фильтрация, отбор материалов становятся одной из основ работы интернет-изданий. Потребителю легко потеряться в море доступной информации, и онлайн-СМИ становятся для них не столько источником новостей (как это было в случае с традиционными СМИ), сколько путеводной нитью. Они способны и обязаны тщательно продумывать предлагаемый контент; имея несколько разрозненных фрагментов информации, составить цельный, насыщенный материал. Именно качественная подача удерживает аудиторию сайта и заставляет ее возвращаться вновь и вновь [3].

Не секрет, что абсолютное большинство онлайн-изданий по-прежнему остается бесплатным. Ресурс «The Drum», ссылаясь на консалтинговую компанию Simon-Kucher & Partners, прогнозирует рост платной модели интернет-СМИ в ближайшие три года, причем до 90%. Это связано с появлением такой функции, как «paywall» — доступ к самому актуальному контенту ограничивается и становится платным. «Paywall» широко применяется в американских изданиях — к началу апреля 2013 г. 12 из 20 крупнейших газет из Соединенных Штатов стали требовать плату за доступ к своим материалам. Такая практика актуальна не только для онлайн-газет — к примеру, крупнейший видеохостинг «YouTube», работающий под началом «Google», в скором времени введет подписку на ограниченное число каналов (около 50).

Попыталась увеличить экономическую эффективность своей интернет-активности и российская газета «Ведомости». С 18 июля 2011 г. получить доступ к свежему номеру, а также к онлайн-архиву издания могут только читатели, оформившие платную подписку. Другие популярные интернет-СМИ, такие как «Лента.ру» или «Риа Новости», пока остаются бесплатными, но не исключено, что мировая тенденция дойдет и до России, и заработает в ней в полной мере. Однако виртуальные издания продолжают успешно окупаться на основе рекламы.

Доходы Интернета от рекламы в первом квартале этого года росли в два раза быстрее рынка и почти догнали печатные СМИ — такие данные в своем отчете приводит Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). «Специалисты по рекламе утверждают, что в последнее время наблюдается тенденция к снижению доли рекламы в печатных СМИ и перераспределение рекламных бюджетов в пользу более дешевых или бесплатных интернет-ресурсов, — пишет Л. Буркова на информационном портале "Курьер печати", — они считают, что реклама в Интернете работает намного эффективнее, чем в печатных СМИ, а объясняют это тем, что в онлайне существует множество бизнес-связей, позволяющих обмениваться информацией и трафиком интернет-сайтов».

Преимущество рекламы в Интернете, а значит и в онлайн-СМИ — в ее мультиме-дийности и интерактивности: зачастую она может быть более заметна. Это и ее минус — все мы знаем о назойливых баннерах, выскакивающих из ниоткуда и закрывающих собой половину экрана. Такая реклама скорее неэффективна, мало кто

Информация Потребитель

Рис. 4. Схема нелинейной конструкции потребления

рискнет перейти на предлагаемый ресурс. Существует еще одно преимущество — целевая аудитория. В виртуальных СМИ ее определить гораздо легче, чем в традиционных — возраст, пол и местоположение пользователя можно узнать, всего лишь предложив ему зарегистрироваться. Это очень ценно для рекламодателей — они знают, что их контент увидят именно те, на кого он нацелен. Более того, по истории взаимодействия отдельного пользователя с Интернетом (чаще всего — с поисковыми сервисами) формируется некий портрет потребителя. Например, если человек недавно искал информацию по запросу «небольшие катера», на некоторых сайтах вероятно появление баннера магазина, торгующего всеми видами плавательных средств. Таким образом, реклама в Интернете и в СМИ в частности имеет очень гибкую форму, способную подстроиться под каждого конкретного потребителя.

В заключение стоит отметить, что глобальную сеть не стоит рассматривать как лишь одну из форм или уровней коммуникации, отдельную от остальных — это скорее некая вторая реальность, пласт, на основе которого могут появиться другие типы коммуницирования, но уже с приставкой «интернет». Виртуальная реальность — это действительно особая, вторая реальность, имеющая свою структуру и схему работы. Она дублирует первую «физическую» реальность и во многом способна ее дополнить. Нелинейная конструкция потребления является неким пластом, на котором основываются все особенности и отличия интернет-изданий от их аналогов. Чтобы продиктовать человеку, что он должен потреблять, приходится искать все более изощренные способы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Именно в эпоху Интернета потребитель становится во главу угла: он имеет практически неограниченные способности в выборе. Другой отмеченный момент — интерактивность — также крайне интересен, если рассматривать его возможности расширения свободы потребителя. Грани между производителем контента и его потребителем стерты — отныне они коммуницируют наравне. Информация превратилась в важнейший равноценный и общеполезный ресурс.

Литература

1. Арестов О. Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник Моск. ун-та. 1996. № 4.

2. Бабаева Ю., Войскунский А., Смыслова О. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А. Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000.

3. Батманова С. Особенности журналистского процесса в сети Интернет (на опыте США) // научно-культорологический журнал. 2009 г. № 7.

4. Информационное общество и международные отношения / Р. В. Болгов [и др.]. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2014. 384 с.

5. История русской журналистики XVIII-XIX веков : учебник / под ред. Л. П. Громовой. СПб., 2005.

6. Кашкин В. Б. Основы теории коммуникации. Москва : Восток — Запад, 2007.

7. Медиакратия: современные теории и практики / под ред. А. С. Пую, С. С. Бордуновой. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2013. 352 с.

8. Носик А. СМИ русского Интернета: теория и практика // Мир Internet. 2002, апр. № 67.

References

1. Arestov O. N., Babanin L. N., Voyskunsky A. E. Communication in computer networks: psychological determinants and consequences [Kommunikatsiya v komp'yuternykh setyakh: psikho-

logicheskie determinanty i posledstviya] / /Bulletin of the Moscow State University [Vestnik < Mosk. gos. un-ta]. 1996. N 4. z

2. Babayeva Yu., Voyskunsky A., Smyslova O. Internet: impact on the personality [Internet: vozde-istvie na lichnost'] // Humanitarian researches in the Internet [Gumanitarnye issledovaniya v Internete] / Under edition of A. E. Voyskunsky. Moscow: Mozhaisk Terra, 2000.

3. Batmanova S. Features of journalistic process in the Internet (on experience of the USA) [Osobennosti zhurnalistskogo protsessa v seti Internet (na opyte SShA)] // Scientific culturol-ogy journal [Nauchno-kul'torologicheskii zhurnal]. 2009. N 7.

4. Information society and international relations [Informatsionnoe obshchestvo i mezhdunarodnye otnosheniya] / R. V. Bolgov [et all.]. SPb. : Publishing house of St. Petersburg State University [Izd-vo SPbGU], 2014. 384 p.

5. History of the Russian journalism of the XVIII-XIXcenturies [Istoriya russkoi zhurnalistiki XVIII-XIX vekov] : Tutorial / Under the editorship of L. P. Gromova. SPb., 2005.

6. Kashkin V. B. Bases of the theory of communication [Osnovy teorii kommunikatsii]. Moscow : Publishing house East — West [Vostok — Zapad], 2007.

7. Mediacraty: modern theories and practices [Mediakratiya: sovremennye teorii i praktiki] / under the editorship of uyu, S. S. Bordunova. SPb. : Publishing house of St. Petersburg State University [Izd-vo SPbGU], 2013. 352 p.

8. Nosik A. Mass media of the Russian Internet: theory and practice [SMI russkogo Interneta: teoriya i praktika ] // Journal World of Internet [Mir Internet]. (67) April, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.