Научная статья на тему 'Интернет-реклама как элемент налоговой системы инновационной экономики'

Интернет-реклама как элемент налоговой системы инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / INTERNET ADVERTISING / TAXATION / INNOVATIVE ECONOMIC / TAX SYSTEM / TAX ADMINISTRATION / TAX SUPERVISION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпова Кристина Юрьевна

В статье делается попытка выделения Интернет-рекламы в самостоятельную экономическую единицу и предлагается модернизация системы налогообложения с целью осуществления налогового контроля над отраслью. Предлагается инновационный для Российской налоговой системы способ налогообложения, который предполагает эффективное решение сложившейся проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET ADVERTISING AS AN ELEMENT OF THE TAX SYSTEM OF INNOVATION ECONOMY

The article attempts to highlight Internet advertising as an independent economic unit and the proposed modernization of the tax system to tax control over the industry. Proposed an innovation to the Russian tax system method of taxation, which implies an effective solution of such problems.

Текст научной работы на тему «Интернет-реклама как элемент налоговой системы инновационной экономики»

ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА КАК ЭЛЕМЕНТ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

УДК 659.1, 336.2

Кристина Юрьевна Карпова

аспирант кафедры Налогов и налогообложения МЭСИ Тел.: +7 (926) 239-45-42, E-mail: kristishe4ka@amail.com

В статье делается попытка выделения Интернет-рекламы в самостоятельную экономическую единицу и предлагается модернизация системы налогообложения с целью осуществления налогового контроля над отраслью. Предлагается инновационный для Российской налоговой системы способ налогообложения, который предполагает эффективное решение сложившейся проблемы.

Ключевые слова: Интернет-реклама, налогообложение, инновационная экономика, налоговая система, налоговое регулирование, налоговый контроль.

Kristina Yurievna Karpova

Postgraduate student of Tax and taxation (Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics) Tel.: +7 (926) 239-45-42, E-mail: kristishe4ka@amail.com

INTERNET ADVERTISING AS AN ELEMENT OF THE TAX SYSTEM OF INNOVATION ECONOMY

The article attempts to highlight Internet advertising as an independent economic unit and the proposed modernization of the tax system to tax control over the industry. Proposed an innovation to the Russian tax system method of taxation, which implies an effective solution of such problems.

Keywords: Internet advertising, taxation, innovative economic, tax system, tax administration, tax supervision.

1. Введение

Последние десятилетия для всего мира оказались временем радикальных перемен. Изменения затрагивали все сферы общественной жизни: экономику и политику, науку и технику, культуру и искусство. Одной из основных перемен последнего времени, является широкое распространение сети Интернет. К сожалению, до недавнего времени, РФ довольствовалась лишь ролью догоняющего в гонке по достижению инновационной экономики, предпочитая роль сырьевого придатка[1]. Однако, несмотря на это, и в нашей стране информационное пространство достаточно быстро осваивало территорию, располагающую огромной аудиторией. В настоящее время, на правительственном уровне выдвинута стратегия инновационной модернизации, что, несомненно, дало толчок к более интенсивному и направленному развитию информационных технологий в России. Разумеется, в условиях современной России наиболее важным элементом модернизации является развитие телекоммуникационных сетей и средств передачи данных, доступных широкому кругу потребителей информационных услуг [2]. Наиболее совершенным, доступным и перспективным в этом смысле является развитие сети Интернет.

2. Интернет как инструмент инновационной экономики

Интернет занимает все большее место в жизни общества. Являя собой мощнейший инструмент передачи и представления информации, Интернет дает широчайшие возможности для обмена информацией, покупки и продажи товаров, оказания услуг [3]. Таким образом, развивается отрасль электронной коммерции, электронного денежного оборота и информационных систем, ориентированных на широкий круг потребителей, носящих, тем не менее, коммерческую природу.Благодаря развитию информационных ресурсов, организации и индивидуальные предприниматели, продающие товары или оказывающие услуги получают гибкий и эффективный инструмент, помогающий развитию бизнеса [4]. Наряду с обычными видами торговли успешно развивается электронная, которая дает новые возможности для всех участников этих отношений.Поскольку эффективность, скорость развития и общедоступность коммерческой деятельности Интернет очень высока, сложившая ситуация не могла не повлечь за собой необходимость совершенствования законодательства, которые регулирует отношения в данной среде [5]. С точки зрения налогообложения извлечение доходов при помощи мирового информационного пространства на территории РФ регулируется налоговым кодексом только в части налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц в зависимости от объекта налогообложения [6]. Действующие законодательство позволяет регулировать товарно-денежные отношения. Однако в настоящие время приобретает популярность такой инновационный с точки зрения экономики вид деятельности как Интернет-реклама [7].

3. Интернет-реклама как экономическая и правовая единица инновационной экономики

Высокая экономическая эффективность рекламного бизнеса является очевидным фактом. Известные гиганты информационной среды - поисковые системы Яндекс, Google, социальные сети и блоги, множество развлекательных интернет-ресурсов используют Интернет-рекламу как основной источник дохода [8]. С законодательной точки зрения, этот аспект давно контролируется. Такой вид деятельности понимается с точки зрения как доход или прибыль от коммерческой деятельности и облагается налогом в соответствие с нормами действующего законодательства. Тем не менее, инновационная политика государства, направленная на развития Интернет, дает возможность доступа к возможностям сети для широкого круга лиц.

Сейчас любой пользователь Интернет может создать свой собственный проект в сети. Это может быть как небольшой электронный дневник, так и свой собственный сайт любого масштаба и функциональности. Создатель информационного ресурса может свободно размещать на нем материал, не противоречащий действующим нормам законодательства, к числу которых относятся материалы, нарушающие конституционные и морально-этические нормы, нормы административного и уголовного законодательства. Как правило, организация размещает на сайте материалы, касающиеся собственной продукции, услуг или просто информацию о сво-

№6, 2010

68

ей деятельности [9]. Однако владелец сайта может размещать на нем материалы рекламного характера стороннего поставщика товаров или услуг. Доходы от такой деятельности не регулируются на правовом уровне. Тем не менее, существует целый ряд предпосылок, которые способствуют увеличению популярности данного вида рекламы [10].Ис-пользование Интернет-рекламы обусловлено следующими причинами:

- относительно низкой себестоимостью;

- возможностью быстрой замены содержания рекламного обращения;

- ориентацией на четко определенную целевую группу;

- возможностью совмещения оптической и акустической форм представления информации;

- возможностью двусторонней связи между рекламодателем и потребителем;

- высокой экономической эффективностью.

Стоит отметить, что существует множество форм Интернет-рекламы, что делает эту часть инновационной экономики фактически самостоятельной отраслью нового экономического пространства.

Медийная реклама - размещение текстово-графических рекламных материалов на сайтах, представляющих собой рекламную площадку. По многим признакам аналогична рекламе в печатных СМИ. Однако, техническое возможности информационных систем позволяют значительно упростить процесс обращения потенциального потребителя к рекламируемому источнику.

Контекстная реклама - размещение текстово-графических рекламных материалов рядом с результатами поиска на сайтах, предлагающих пользователю функцию поиска. Демонстрация тех или иных рекламных сообщений зависит от поискового запроса пользователя. Как правило, поисковая реклама имеет форму текстовой рекламы. Данный вид- это совершенно новый вид рекламы, поскольку рекламный продукт сам находит своего потребителя исходя из действий, которые последний осуществляет в сети Интернет.

Другие виды рекламы в Интернете как правило совмещают признаки предыдущих видов рекламы или же переносят эти признаки в смежные с размещением на страницах Интернет области: так, видами Интернет-рекламы считаются размещение рекламы в электронных

почтовых рассылках по подписке на информационные материалы и размещение рекламы в оболочке программных продуктов программ, установленных на рабочей станции пользователя.

Одним из новых и быстро растущих сегментов рынка Интернет-рекламы является Продакт-плейсмент в сетевых играх, которые размещаются на сайтах в интернете, таким образом, что пользователь может получить доступ к игре, обратившись на сайт. Этот вид подразумевает под собой интеграцию рекламируемого продукта или бренда в игровой процесс. Многие бренды поняли перспективность и эффективность такого вида коммуникаций с потенциальными покупателями, учитывая стремительный рост аудитории многопользовательских сетевых игр и высокую глубину контакта с встроенным в игровой процесс брендом. Примером такого рода игр могут выступать как очень простые игры, так и большие глобальные проекты.

Рассылки подписчикам (mailing lists, «opt-in» E-mail marketing) - вид рекламы, когда посетитель выбирает на сайте интересную ему регулярную информационную рассылку, осуществляемую посредством электронной почты, в текст которой интегрируются рекламные блоки.

В Интернете существует множество списков рассылки, которые посвящены различным тематикам. Существуют открытые рассылки (для всех желающих), закрытые (для людей определенного круга), бесплатные (существующие за счет энтузиазма создателей, спонсорской поддержки, платных рекламодателей), платные. Так как список рассылки обычно представляет собой средство вещания для определенной целевой группы и часто имеет тысячи подписчиков, он является эффективным инструментом маркетинга. Ряд компаний на своих официальных сайтах предлагает посетителям подписаться на рассылку, информирующую о новостях компании и обновлениях сайта. Данная рассылка напоминает подписчикам о сайте и бизнесе его владельца, информируя и стимулируя повторные визиты.

Размещение рекламы в новостных рассылках - значительное число рассы-лок подписчикам имеет новостной характер и функционирует аналогично СМИ, получая доход в том числе от размещения рекламы. Реклама в рассылках как правило аналогична баннерной рекламе в Интернете, с отличием по способу ограничения целевой аудитории: со-

циально-демографические параметры и интересы аудитории могут зависеть не только от тематики рассылок, но и от данных анкеты подписчика.

Индивидуальные письма: рассылка индивидуальных писем по электронной почте - инструмент направленного маркетинга, требующий времени и персо-нализации сообщений. Ему предшествует работа по сбору адресов. С другой стороны, письмо попадает именно тем представителям аудитории, в чьем внимании инициатор рассылки в наибольшей степени заинтересован.

Электронная доска объявлений.

Сайт, по содержанию, вполне аналогичный обычным бытовым доскам объявлений или рекламным газетам. Качественно отличается от них высокой оперативностью обновления содержимого и глобальной доступностью. Особым видом интернет рекламы совмещающий электронные доски объявлений и электронные карты является способ описанный в статье реклама на карте

Регистрация в каталогах.

Этот вид рекламы также не очень специфичен для Интернета - в обычной жизни так же существуют каталоги и справочники, внесение в которые даёт свою долю клиентов. Интернет-каталоги отличаются от своих бумажных аналогов количеством и удобством использования.

Участие в рейтингах.

Для некоторых сайтов этот метод приносит существенную часть клиентов. Для большинства - незначительную часть. Таким образом, видно, что данный вид рекламы формирует свой определенный сегмент рынка, который приобретает широкое распространение в виду своей эффективности.

4. Проблемы налогового регулирования Интернет-рекламы

Действующие правовые нормы о рекламе не могут эффективно регулировать Интернет-рекламу в виду того, что:

- эти нормы не учитывают технические особенности сети Интернет;

- не существует законодательных норм, отдельно регулирующих

- информационной пространство сети Интернет;

- отсутствие возможности контроля и привлечения к ответственности [11].

Последние годы в законодательстве разных стран появляются специализированные нормы, регулирующие рекламу в Интернете. Так в Российском законодательстве в 2006 году внесены поправ-

ки в российский закон «О рекламе», касательно «особенностей рекламы в сетях электросвязи». Однако, эти нормы не рассматривают Интернет-рекламу в качестве экономической единицы, а следовательно не могут применяться для определения правового поля для целей налогового регулирования данной отрасли.

Тем не менее, этот сегмент, который остается в «правовой тени» стремительно расширяется и приобретает все большую популярность [12].К числу прочих преимуществ Интернет-рекламы следует отнести ее доступность. Эта черта позволяет сделать этот вид деятельности действительно массовым. Учитывая государственную поддержку развития информационных технологий и активного внедрения этих технологий в массы, можно наблюдать прирост грамотности населения в области 1Т-технологий. Это явление порождает собой следующую особенность. Получение дохода от Интернет-рекламы находится вне законодательного регулирования. Таким образом, можно констатировать полное отсутствие возможностей контроля получения дохода от этого вида деятельности [13].

Для простоты понимания вопроса можно привести несложную схему, в которой сравниваются два участника рынка Интернет-рекламы. В первом случае - это фирма, основным доходом которой является доход, полученный от рекламодателей за размещения рекламы. Структурно это можно представить в виде следующей схемы:

- регистрация юридического лица или ИП в установленном порядке;

- постановка на учет в налоговом органе;

- открытие банковского счета;

- создание сайта;

- регистрация доменного имени;

- покупка места для размещения сайта;

- наполнения сайта материалом;

- привлечение посетителей на сайт;

- размещение оферты на сайте;

- заключение договора с рекламодателем;

- размещение рекламных продуктов на сайте;

- получения вознаграждения от рекламодателя по договору;

- уплата налогов в установленном порядке.

Из примера видно, что используемая схема позволяет налоговым органам осуществлять налоговый контроль, так

как организация была зарегистрирована в установленном порядке, в установленном порядке оказываются услуги и выплачивается вознаграждение [14].

Рассмотрим другой пример. Частное лицо, создает сайт и размещает на нем Интернет-рекламу. Схема упростится до следующего вида:

- создание сайта;

- регистрация доменного имени;

- покупка места для размещения сайта;

- наполнения сайта материалом;

- привлечение посетителей на сайт;

- размещение оферты на сайте;

- размещение рекламных продуктов на сайте;

- получения вознаграждения от рекламодателя.

Для наглядности примера отметим, что договор был заключен в устной форме, а оплачен был наличными денежными средствами [15].

Из примеров видно, что во втором случае налоговый орган лишен возможности каким-либо образом контролировать получение дохода. Таким образом, образуется существенный пробел в законодательстве, который дает возможность оказывать услуги и получать от них доход без уплаты налогов.

5. Инновационный метод налогообложения для целей совершенствования налоговой системы в части Интернет-рекламы

К настоящему времени, практически все Интернет-ресурсы имеют коммерческую основу [16]. То есть каждый сайт создается либо как элемент развития существующей деятельности, осуществляемой фирмой, либо непосредственно для осуществления деятельности в среде Интернет-технологий. Это подразумевает, что создание сайта непосредственно связано с получением дохода. Только в одном случае, Интернет-сайты ориентированы на продажу товаров либо оказания услуг [17]. А в другом случае сайт являет собой рекламную площадку, следственно, будет использоваться для получения дохода. Возникает необходимость разработать такую систему налогообложения деятельности, связанной с Интернет-рекламой, чтобы иметь возможность контролировать доход от данного вида деятельности [18]. Опираясь на действующее законодательство, осуществлять контроль за получением такого дохода не представляется возможным в виду ряда обстоятельств: контроль такого уровня требует огромных системных ресурсов, как следствие

повлечет увеличение штата сотрудников контролирующего органа [19]. То есть возрастают затраты на осуществление такого контроля, что ставит под вопрос эффективность такой системы налогообложения, поскольку процедура налогового администрирования по данному налогу будет убыточной для государственного бюджета. Эффективным в данном случае является инновационный для Российской налоговой системы метод, частично заимствованный из законодательства США [20]. Метод заключается в признании Интернет-сайта инструментом для получения дохода и взимания налога за размещение сайта в сети Интернет [21].

Данное решение имеет ряд преимуществ. Прежде всего, государство получает контроль над данной сферой деятельности. Взимание налога по факту создания сайта обеспечит поступление значительного количества денежных средств в бюджет при низких затратах на осуществление фискальной функции [22]. Данный метод налогообложения будет способствовать повышению качества информационных ресурсов, так как собственнику необходимо, чтобы рекламная площадка была привлекательна для рекламодателя [23]. Кроме того, уплата налога на начальном этапе побуждает собственника ресурса к развитию проекта в частности и рынка Интернет-рекламы в общем. Таким образом, реализуется стимулирующая функция налогов [24].6. 6. Заключение

В условиях нестабильной экономической обстановки, сильной конкуренции со стороны запада, и учитывая начальный уровень развития системы информационного пространства, необходимы эффективные решения, которые способны в короткие сроки показать высокую эффективность применения. Новые решения должны охватывать необходимый круг задач, обладать легкостью внедрения. Так же следует отметить, что налоговая система в условия системы информационного пространства как составляющая часть инновационной экономики должна иметь высокий уровень автоматизации, снижая воздействия человеческого фактора.

Данное решение позволяет малыми средствами получить контроль на государственном уровне над перспективным и быстро развивающимся сектором экономики. В то же время, поддержать развитие данного сектора на качественном уровне, что, несомненно, позволит подняться на новую ступень в эволюции

№6, 2010

70

информационной модернизации. Разработав систему налогообложения такого рода, так же, создается модель, которая, может быть применена в других инновационных отраслях экономики, увеличивая тем самым гибкость налоговой системы. Технические возможности Интернет позволяют использовать этот инструмент [25] для целей налогообложения, развивая тем самым налоговую систему России в целом, модернизируя в соответствие с развитием электронного экономического пространства.

Литература

1. Цыганков Э.М. Проблемы соотношения налогового законодательства со смежными отраслями законодательства. М. : Финансы и статистика, 2003.

2. Электронное ведение бизнеса в России - пути к открытому глобальному рынку. Материалы конференции. М.: Ассоциация документально электросвязи, 2010.

3. Николаева Т.П. Информационная экономика: тенденции развития за рубежом и в России. СПб.: ИНФРА-М, 2008.

4. Общая теория права и государства: Учебник. / Под ред.В .В .Лазарева. М.: Юристь, 2009.

5. Петровский С. Правовое регулирование оказания интернет-услуг // Российская юстиция. 2008. № 5Конституция Российской Федерации. М.: Известия, 1993.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации: ч. 1 и 2 : (с изм. и доп. : с учетом поправок, действующих в 2009 и 2010 гг.). М.: Ось-89. 2010.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. // ИНФРА-М, 2010.

8. Тедеев А.А. Электронная коммерция (электронная экономическая деятельность): правовое регулирование и налогообложение. М. : Приор-издат, 2009.

9. Балакина А.П., Бобоев М.Р., Мам-беталиев Н.Т., Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы государств - членов евразийского экономического сообщества: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., профессора А.З. Дадашева. М.: Налоговый вестник, 2009.

10. Тедеев А.А. Электронная экономическая деятельность в сети «Интернет» // Законодательство и экономика. 2009. № 11.

11. Palant, Wladimir An approach to fair ad blocking - Feedback summary. Электронный ресурс «Adblock Plus and (a

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

little) more»/2009.

12. Федотов М.А. Проблемы правового регулирования в контексте информационной революции // Юрист. 2008. № 4.

13. Федотов М.А. Авторское право и Интернет // Юрист. 2009, № 5

14. Бапхаева Ф.Х. Сравнительный анализ налоговых систем и его значение для совершенствования и реформирования налогового законодательства / /Налоговый вестник. 2008. № 2.

15. Шпагина М. Виртуальная суть налогов // Эксперт. 2010. М 47/

16. Терещенко Л.В. Глобальная сеть: пробелы в праве // Российская юстиция. 2009. № 2.

17. Тедеев А.А. Правовые проблемы налогообложения субъектов электронной экономической деятельности // Современное право. 2008 №10.

18. Потапов В.И. Объекты налогообложения в некоторых зарубежных странах // Налоговый вестник. 2008. № 8.

19. Осипов С. Анализ некоторых параметров налоговой системы: реалии и преувеличения // Налоги. №1. 2007.

20. Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. С.Г.Пепеляев. М. : ИД ФБК-ПРЕСС, 2008.

21. Козье Д. Электронная коммерция. М. : ИТД «Русская редакция», 2007.

22. Евстегнеев Е.П. Основы налогообложения и налогового права. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2009.

23. Дернберг Д. Международное налогообложение. М.: ЮПИТИ, 2008.

24. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие. М.: ИНФРА - М., 2008.

25. Герцева Е.Н. Проблемы квалификации недобросовестного использования доменных имен в Интернете // Законодательство. 2010. №11.

References

1. Tsygankov E.M. Problems with the ratio of tax legislation related industries legislation.Moscow: Finance and Statistics, 2003.

2. E-business in Russia - the path to an open global market. Proceedings. MM: Association of Networks, 2010.

3. Nikolaeva T.P. Information economy: development trends abroad and in Russia.Petersburg.: INFRA-M, 2008.

4. General Theory of Law and the State: A Textbook. Ed red.V In. Lazareva. MS: Lawyers, 2009.

5. Peter C. Legal regulation of the provision of Internet services / / Russian justice. 2008.

6. Konstitutsiya Russian Federation. M.: Proceedings, 1993.Tax Code of the Russian Federation: Part 1 and 2: (amended. And added. : As amended, in force in2009 and 2010).. M.: Axis-89. 2010.

7. Russian Federation Civil Code (Part Four) of 18 December 2006 / / INFRA-M, 2010.

8. Tedeev A.A. Electronic commerce (e-business activities): regulation and taxation. M.: Prior dat, 2009.

9. Balakina A.P., Bobo M.R., Mambe-taliev N.T., Tyutyuryukov N.N. Tax system states - members of the Eurasian Economic Community: Textbook, Ed. Ph.D., professor A.Z.Dadashov. AM: Tax Bulletin, 2009.

10. Tedeev A.A. E-business activities in the Internet "/ / The law and economics. 2009. № 11.

11. Palant, Wladimir An approach to fair ad blocking - Feedback summary. Electronic resource «Adblock Plus and (a little) more» / 2009.

12. M.A. Fedotov Problems of legal regulation in the context of the information revolution / lawyer. 2008. № 4.

13. M.A. Fedotov Copyright and the Internet / / lawyer. 2009, № 1

14. Baphaeva F.H. Comparative analysis of tax systems and its importance for improving and reforming the tax law / tax bulletin. 2008. № 2.

15. Shpagina M. Virtual essence of taxes / / Expert. 2010. M 47 /

16. Tereshchenko L.V. Global Network: gaps in the law / / Russian justice. 2009. № 2.

17. Tedeev A.A. Legal challenges taxation of electronic economic activity / / Modern law.2008 № 10.

18. Potapov VI. Objects of taxation in some foreign countries / / Tax Bulletin. 2008. № 8.

19. Osipov S.V. The analysis of some parameters of tax system: reality and exaggeration / Taxes. № 1. 2007.

20. Tax law: textbook Ed. S G Pepelyaev. Moscow: ID FBK-PRESS, 2008.

21. Goat D. E-commerce. MM: ITD "Russian edition, 2007.

22. Evstegneev E.P. Fundamentals of taxation and tax law. Textbook. M.: IN-FRA-M, 2009.

23. Dörnberg D. International Taxation. M. : YUPITI, 2008.

24. Dadashev A.Z., Chernik D.G. The financial system of Russia: Textbook. M.: INFRA - M., 2008.

25. Gertsev E.N. Challenges skills misuse of domain names in the Internet / Leg-islation.2010. № 11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.