Научная статья на тему 'Интернет-реклама как эффективное средство продвижения товаров и услуг в условиях кризиса'

Интернет-реклама как эффективное средство продвижения товаров и услуг в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1456
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ADVERTISING / INTERNET ADVERTISING / RUSSIA / ADVERTISERS / CONTEXTUAL ADVERTISING / BANNER ADVERTISING / COMPANIES / ADVERTISING BUDGET / ADVERTISING MARKET TRENDS / РЕКЛАМА / ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА / РОССИЯ / РЕКЛАМОДАТЕЛИ / КОНТЕКСТНАЯ РЕКЛАМА / БАННЕРНАЯ РЕКЛАМА / КОМПАНИИ / РЕКЛАМНЫЙ БЮДЖЕТ / ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА РЕКЛАМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихонова Анастасия Павловна, Федосеева Алиса Игоревна

Данная статья посвящена анализу роли интернет-рекламы в рекламной кампании, проводимой крупнейшими предприятиями. В связи с непростой экономической ситуацией, сложившейся на мировом рынке, компании по всему миру вынуждены искать способы продвижения своих товаров и услуг в условиях дефицитного бюджета. Поэтому преимущество получают эффективные, но недорогостоящие методы, одним из которых является интернет-маркетинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet Advertising as an Effective Means of Products and Services Promotion during Crisis

This article analyzes the role of Internet advertising in the advertising campaign conducted by the largest enterprises. In a difficult economic situation on the global market, companies around the world are forced to look for ways to promote their products and services with scarce budget. Therefore, the advantage is given to effective but affordable methods, one of which is internet marketing.

Текст научной работы на тему «Интернет-реклама как эффективное средство продвижения товаров и услуг в условиях кризиса»

Тихонова, А.П., Федосеева, А.И. (2016). Интернет-реклама как эффективное средство продвижения товаров и услуг в условиях кризиса. Торгово-экономический журнал, 3(1), 113-120. doi: 10.18334/tezh.3.1.35076

Язык публикации: русский

Russian Journal of Retail Management, 2016, Volume 3, Issue 1

Internet Advertising as an Effective Means of Products and Services Promotion during Crisis

Anastasia Tikhonova1, Alisa Fedoseeva1

1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

ABSTRACT_

This article analyzes the role of Internet advertising in the advertising campaign conducted by the largest enterprises. In a difficult economic situation on the global market, companies around the world are forced to look for ways to promote their products and services with scarce budget. Therefore, the advantage is given to effective but affordable methods, one of which is internet marketing.

KEYWORDS_

advertising, Internet advertising, Russia, advertisers, contextual advertising, banner advertising, companies, advertising budget, advertising market trends

CITATION_

Tikhonova, A.P., Fedoseeva, A.I. (2016). Internet Advertising as an Effective Means of Products and Services Promotion during Crisis. Russian Journal of Retail Management, 3(1), 113-120. doi: 10.18334/tezh.3.1.35076

JEL: L21, L86, M31, M37 Original Research Language: Russian

Received: 11 Mar 2016, Published: 30 Mar 2016

© Tikhonova A.P., Fedoseeva A.I. / Publication: Creative Economy Publishers This work is licensed under a Creative Commons BY-NC-ND 3.0

H For correspondence: [email protected]

HIGHLIGHTS

► the possibility to make an effective advertising campaign with small expenditure attracts shoe-string organizations, and the global business giants value its efficacy and opportunities

► the share of television advertising is dominant - 80% of the total companies advertising budget

► during crisis, companies' advertising expenses are decreasing, but in some industries, advertising expenses may not change or even increase, due to positive dynamics of demand for certain goods during the crisis

► Internet advertising is the second among different types of advertisements, used by companies to promote their products

Торгово-экономический журнал, 2016, Том 3, Выпуск 1

Интернет-реклама как эффективное средство продвижения товаров и услуг в условиях кризиса

Анастасия Тихонова1®, Алиса Федосеева1

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия

АННОТАЦИЯ_

Данная статья посвящена анализу роли интернет-рекламы в рекламной кампании, проводимой крупнейшими предприятиями. В связи с непростой экономической ситуацией, сложившейся на мировом рынке, компании по всему миру вынуждены искать способы продвижения своих товаров и услуг в условиях дефицитного бюджета. Поэтому преимущество получают эффективные, но недорогостоящие методы, одним из которых является интернет-маркетинг.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА_

реклама, интернет-реклама, Россия, рекламодатели, контекстная реклама, баннерная реклама, компании, рекламный бюджет, тенденции рынка рекламы

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:_

Тихонова, А.П., Федосеева, А.И. (2016). Интернет-реклама как эффективное средство продвижения товаров и услуг в условиях кризиса. Торгово-экономический журнал, 3(1), 113-120. doi: 10.18334^.3.1.35076

JEL: L21, L86, M31, M37 Язык публикации: русский

© Тихонова А.П., Федосеева А.И. / Публикация: Издательство «Креативная экономика» Статья распространяется по лицензии Creative Commons BY-NC-ND 3.0

н Для связи: [email protected]

ТЕЗИСЫ

► малобюджетные организации привлекает возможность осуществления эффективной рекламной компании при малых финансовых затратах, гигантов мирового бизнеса — ее действенность и открывающиеся перспективы

► доля телевизионной рекламы является доминирующей - 80% от совокупного бюджета на рекламу компаний

► в период кризиса, затраты компаний на рекламу снижаются, однако в некоторых отраслях, затраты на рекламу могут не измениться или даже возрасти, что объясняется положительной динамикой спроса на определенные товары в период кризиса

► интернет-реклама занимает второе место среди различных типов реклам, которые используют компании для продвижения своих товаров

Об авторах:

Тихонова Анастасия Павловна, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации ([email protected])

Федосеева Алиса Игоревна, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

В настоящее время реклама - важное звено в процессе реализации продуктов и услуг современного бизнеса. Среди наиболее активно и стремительно развивающихся её видов можно выделить интернет-рекламу, которая является относительно новым способом продвижения, обращающего на себя пристальное внимание всё большего количества рекламодателей.

Интернет - самый популярный в истории человечества носитель любого рода информации. За последние несколько лет количество пользователей сети выросло в сотни раз и достигает уровня примерно 33 миллиона человек в России и 1 миллиард в мире1. Благодаря существенному росту потенциальной аудитории, реклама посредством сети интернет набирает все большую популярность.

Обратимся к определению и узнаем, что же такое интернет-реклама. Интернет-реклама - оповещение потребителей различными средствами, представленными в сети интернет о деятельности предприятия, направленное на достижение конечной цели - продажи товаров и услуг (Комаров, 2003).

Интернет-реклама в последнее время пользуется повышенным спросом со стороны всех типов компаний. Малобюджетные организации привлекает возможность осуществления эффективной рекламной компании при малых финансовых затратах, гигантов мирового бизнеса -ее действенность и открывающиеся перспективы.

Повышенный спрос на продвижение в сети со стороны компаний обусловлен следующими факторами:

— возможность широкого охвата потенциальной аудитории и точной фокусировки рекламного обращения;

— относительно низкая стоимость рекламы;

— высокая скорость обновления данных;

— прозрачность результата (с помощью систем онлайн-статистики можно легко установить прямую взаимосвязь «размещение конкретной рекламы на конкретной площадке - повышение продаж»)2;

— интерактивность (компания может наладить диалог с потенциальной аудиторией, получить обратную связь и узнать мнение о своих товарах и услугах).

1 Карпова, С.В. (2013). Рекламное дело (2-е изд., перераб. и доп.). М.: Юрайт.

2 Алиева, В., и др. (2011). Контекстная реклама: От ведущих экспертов компании «Бегун» (2-е изд.). М.: Питер.

Для того чтобы определить роль интернет-рекламы в России, рассмотрим тенденции рекламного маркетинга за 2012-2014 года. Проанализируем бюджеты крупнейших российских рекламодателей и выявим существующие тенденции. Анализ приведен в таблице 1. Данные для анализа были взяты с сайта, созданного международной консалтинговой группой Agency Assessements International3.

Таблица 1

Расходы крупнейших рекламодателей России

со 2 1 0 Изменение бюджета 2014 к 2013,% Изменение бюджета 2014 к2012,%

Место в рейтинге 2014 Рекламодатель £ ! Lß £ ! Lß 2 £ 1 Lß

1 PROCTER & GAMBLE 6363 8079 7351 -21 -13

2 PEPSI CO 5797 7073 5806 -18 -0,1

3 MARS-RUSSIA 5077 6966 6034 -27 -16

4 МТС 4096 4440 4473 -8 -8

5 NOVARTIS 4384 3984 3565 10 23

6 VOLKSWAGEN 3394 3490 2951 -3 15

7 UNILEVER 4198 6132 6146 -32 -32

8 L'OREAL 3949 5034 4515 -22 -13

9 БИЛАИН 3679 3494 2610 5 41

10 МЕГАФОН 3689 3073 3698 20 -0,2

11 NISSAN 2711 2676 2081 1 30

12 DANONE 3591 3414 3730 5 -4

13 NESTLE 3461 4558 4161 -24 -17

14 JOHNSON & JOHNSON 3513 3077 2244 14 57

15 HENKEL GROUP 3409 4135 4108 -18 -17

Из таблицы расходов крупнейших рекламодателей России видно, что существует явная тенденция по сокращению бюджетов на рекламу компаний. Однако в отраслях телекоммуникаций и фармацевтики наблюдаются значительный рост. Это можно объяснить тем, что в момент наступления кризиса, а, следовательно, сокращения доходов, потребители сокращают свои расходы на товары, которые не являются предметом первой необходимости. Соответственно, из-за падения спроса и выручки самих компаний, они будут сокращать расходы на рекламу. Если же продукция является необходимой для ежедневного применения, то такие компании чувствуют незначительное падение спроса или его

3 Сайт Adindex.ru.

неизменность. Соответственно бюджет рекламы может остаться на прежнем уровне, слегка сократиться или возрасти.

Далее проанализируем, какую долю рекламного бюджета компании в среднем тратят на интернет рекламу. Для этого обратимся к рисунку 1.

Рисунок 1. Доли различных видов рекламы в общем рекламном бюджете

Можно заметить, что доля телевизионной рекламы является доминирующей - 80% от совокупного бюджета на рекламу компаний. Следующее место занимает интернет-реклама, что подтверждает тенденцию роста популярности данного типа рекламы.

Далее рассмотрим статистику расходов на различные виды интернет-рекламы, приведенную в таблице 2 и их относительные доли по затратам компаний на рисунке 2.

Доли затрат на различные виды Интернет-рекламы за 2014 г.

10% 9%^ Ч 8% Г 28% JБаннерная реклама U Контекстная реклама JSEO

14%\ /j 31% _1 Лидогенерация U Programmatic Buying UCRM/eCRM

Рисунок 2. Доли затрат на различные виды интернет-рекламы за 2014 г.

Анализ данных показал, что контекстная и баннерная реклама пользуются наибольшим спросом со стороны рекламодателей. Свои лидирующие позиции на рынке они занимают уже давно (Романенкова, 2014). Упомянутые виды рекламы совмещают в себе относительную дешевизну и высокую эффективность рекламной кампании.

Таблица 2

Доли затрат на различные виды интернет-рекламы за 2014г.

Рекламодатель Суммарный бюджет 2014 Интернет £ Пресса Радио ООН

PROCTER & GAMBLE 6671 395 5446 799 5 26

PEPSI CO 5807 18 5628 18 2 142

MARS-RUSSIA 5307 340 4894 1 - 72

МТС 4862 1099 2805 55 127 776

NOVARTIS 4400 26 4253 66 48 7

VOLKSWAGEN 4250 1156 1740 411 372 571

UNILEVER 4234 53 3999 83 9 91

L'OREAL 4026 90 3242 669 - 24

БИЛАИН 3937 383 2768 15 127 645

МЕГАФОН 3900 308 2786 22 88 696

NISSAN 3807 1481 1278 130 506 412

DANONE 3714 218 3441 8 1 46

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

NESTLE 3544 115 3317 22 - 90

JOHNSON & JOHNSON 3516 6 3452 19 25 14

HENKELGROUP 3442 42 3303 47 - 50

Сумма 65417 5730 52352 2365 1310 3662

Исследование показало, что в период кризиса, затраты компаний на рекламу снижаются. Однако, в некоторых отраслях, затраты на рекламу могут не измениться или даже возрасти, что объясняется положительной динамикой спроса на определенные товары в период кризиса. Далее было обнаружено, что интернет-реклама занимает второе место среди различных типов реклам, которые используют компании для продвижения своих товаров. После этого, было проведено исследование различных видов интернет-рекламы, и выделены наиболее популярные.

ИСТОЧНИКИ:

Комаров, В.М. (2003). Совершенствование интернет-рекламы в системе маркетинговых коммуникаций (Дис. ... к.э.н.: 08.00.05). Москва.

Романенкова, О.Н. (2014). Основные направления интернет-рекламы на рынке

электронной коммерции. Управленческие науки в современной России, 2(2), 47-49.

Алиева, В., и др. (2011). Контекстная реклама: От ведущих экспертов компании «Бегун» (2-е изд.). М.: Питер.

Карпова, С.В. (2013). Рекламное дело (2-е изд., перераб. и доп.). М.: Юрайт.

Сайт Adindex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.