Научная статья на тему 'Интернет-пространство как средство формирования поликультурной компетентности молодежи'

Интернет-пространство как средство формирования поликультурной компетентности молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
538
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебно-воспитательный процесс / поликультурная компетентность / интернетпространство / организационно-педагогические условия / educational process / multicultural competence / internet space / organizational and pedagogical conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левина Е. Ю., Белашова Е. С.

Развитие тенденций глобализации и интеграции в условиях информационного общества способствует стиранию границ, доступности информации любого характера для пользователя Интернет-пространства. Цель статьи – разработка организационно-педагогических условий использования Интернет-пространства в качестве средства формирования поликультурной компетентности молодежи. В статье приведены позитивные и критические факторы использования Интернет– пространства, как базы коммуникаций в учебно-воспитательном процессе образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левина Е. Ю., Белашова Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET-SPACE AS MEANS OF YOUTH MULTICULTURAL COMPETENCE FORMATION

Development trends of globalization and integration in the information society blur the boundary, the availability of information of any kind to the user of the Internet space. The purpose of the article the development of organizational and pedagogical conditions of using the Internet space as a means of forming a multicultural competence of youth. The paper presents the positive and critical factors of using the Internet space, as a basis of communication in the educational process of educational organization.

Текст научной работы на тему «Интернет-пространство как средство формирования поликультурной компетентности молодежи»

УДК 37.7

ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Е.Ю. Левина, Е.С. Белашова

Аннотация. Развитие тенденций глобализации и интеграции в условиях информационного общества способствует стиранию границ, доступности информации любого характера для пользователя Интернет-пространства. Цель статьи - разработка организационно-педагогических условий использования Интернет-пространства в качестве средства формирования поликультурной компетентности молодежи. В статье приведены позитивные и критические факторы использования Интернетпространства, как базы коммуникаций в учебно-воспитательном процессе образовательной организации.

Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, поликультурная компетентность, интернетпространство, организационно-педагогические условия.

INTERNET-SPACE AS MEANS OF YOUTH MULTICULTURAL

COMPETENCE FORMATION

E.Y. Levina, E.S. Belashova

Abstract. Development trends of globalization and integration in the information society blur the boundary, the availability of information of any kind to the user of the Internet space. The purpose of the article -the development of organizational and pedagogical conditions of using the Internet - space as a means of forming a multicultural competence of youth. The paper presents the positive and critical factors of using the Internet space, as a basis of communication in the educational process of educational organization.

Keywords: educational process, multicultural competence, internet space, organizational and pedagogical conditions.

Значимость образовательной системы в целом обусловлена ее универсальность и распространенностью практически на всех членов общества, наличием глобальных и интегративных функций, имеющих, в том числе, и воспитательную направленность и обеспечивающую «производство»

будущих специалистов разного уровня. В рамках образовательной системы воспитательное воздействие может быть научно обосновано и системно организованно и способствовать формированию приоритетных духовнонравственных качеств личности.

Современное состояние общества, определяемое с одной стороны, взаимопроникновением культур разных народов и стиранием границ, и сложностью достижения равновесия менталитетов разных народов с другой стороны, требует наличия таких нравственных качеств личности, как

толерантность, владение культурными ценностями, уважение к другим религиям и национальным традициям при сохранении самоидентичности. Таким образом, поликультурный

компонент образования становится одной из составляющей его содержания и обуславливает направленность учебновоспитательного процесса на его формирование.

Вопрос о поликультурной

направленности обучения и воспитания достаточно давно и интенсивно обсуждается в педагогических

исследованиях, смена общественнополитического строя, политического режима, выводят вопросы

взаимодействия в социокультурных

ситуациях на первый план, обостряет актуальность и необходимость

непрерывного развития системы

культурных ценностей подрастающего поколения. В научных статьях,

диссертационных исследованиях

разрабатываются подходы, модели и принципы, служащие цели развития поликультурного общества, как единственно возможного состояния взаимодействия социума, сохранения культуры и цивилизации

Поликультурная составляющая личности современного человека, принятие культурного разнообразия других этносов, формирование готовности мирно сосуществовать в

многонациональном государстве и в мире приводят нас к необходимости определения поликультурной

компетентности молодежи.

Определение поликультурной

компетентности как интегративного качества личности включает в себя знания, потребности, ценности, нормы и правила поведения, реализующиеся в процессе эмоционально-положительного взаимодействия с представителями иных культур.

Однако, на наш взгляд, понятие поликультурной компетентности,

включает не только знаниевую и внешнеповеденческую составляющую, но и действительное внутреннее принятие этих позиций. Согласно предлагаемой общей структуре компетентности, основанной на необходимых функциональных

действиях, предлагается следующая структура поликультурной

компетентности:

• когнитивный компонент,

включающий знания различных культур, этнических особенностей, духовных традиций;

• деятельностный компонент,

обуславливающий проявление таких качеств, как уважение к этническим группам, преодоление предубеждений, толерантность, диалогичность;

• аксиологический компонент,

означающий действительное принятие этнического многообразия,

гуманистических идеалов, свободы вероисповедания и др., предполагающий

переход от непротивления этническому многообразию (пассивного состояния) к потребности освоения культурных ценностей и взаимодействия в поликультурном пространстве.

Немаловажным в аспекте

формирования поликультурной

компетентности представляется и осознание личности как носителя определенной культуры [4],

проявляющейся в поэтапном осмыслении «собственного Я» как представителя народа определенной национальности, гражданина своей страны, гражданина мира.

В целом поликультурная

компетентность проявляется как взаимопонимание и бесконфликтное сосуществование носителей различных культур. Данная позиция обуславливает использование идей теории диалога Л. Фейрбаха, формируемых отношений в ходе общения (Я и Ты) и необходимости определения условий ее развития в образовательных системах [3]. Развитие культуры в ходе диалога и коммуникаций позволяет освоить новую информацию, значимые положительные действия, личное познание и принятие других ценностных ориентаций.

В аспекте организации

многообразных коммуникаций как средства формирования поликультурной компетентности нам видится

перспективной реализация следующих организационно-педагогических условий:

• определение целей и задач учебновоспитательного процесса, имеющих поликультурную направленность;

• определение поликультурного

пространства для организации межкультурного взаимодействия;

• формирование системы

поликультурных знаний и опыта действий в поликультурном

пространстве.

Формирование поликультурной

компетентности молодого человека в контексте теории диалога

(диалогичности) предполагает наличие такого поликультурного пространства, где бы осуществлялось личностное, групповое взаимодействие,

распространяющее культуру своего сообщества.

Для современной молодежи таким «местом» может быть Интернет-

пространство как особая сфера человеческих отношений,

информационно-коммуникативное поле новой многообразной культуры, объединяющее мировое сообщество.

Исследование Интернет-пространства как виртуальной реальности его

двунаправленного взаимовоздействия с обществом (институализация Интернетпространства, с одной стороны, и его действие на социум - с другой) проводится с различных позиций: социологии, информационной

безопасности, политологии, педагогики и др. Однако все исследователи сходятся в понимании Интернет-пространства как технократического и социального

института, способствующего

глобальным коммуникациям и

распространению информации [1].

Наиболее полным нам видится представление Интернет-пространства в авторской трактовке Д.А. Иванченко:

«открытое целостное образование, не имеющее четких границ, создаваемое взаимодействующими индивидами,

акторами, социальными группами и организациями, объединенными

опосредованными социальными

взаимосвязями и отношениями при помощи компьютерных и аналогичных им коммуникационных технологий и соответствующих средств поддержки» [2]. По примерным оценкам, Интернетом сегодня пользуется значительная часть россиян (69%), причем большая часть ежедневно (52%), для молодежи процент использования значительно выше - более 90% (от 12 до 28 лет) [2].

Неоднородность и многообразие Интернет-пространства имеет широкое поле для исследователей, определения

плоскостей и классификаций с различных позиций. Наиболее часто в качестве явно разных типов перечисляют межличностную, групповую и массовую коммуникацию, однако не указывается исчерпывающие ли это характеристики для разделения типов [5].

Нами Интернет-пространство

рассматривается как аспект социального поликультурного общения молодежи, средство формирования поликультурной компетентности. Различные социальные сети, программные приложения для гаджетов используются не только в личных целях, но являются механизмом распределения, управления,

упорядочивания информации и взаимодействия участников большого количества социальных институтов, таких как образовательные заведения, государственные структуры (система документооборота), отдельные фирмы и организации. Несмотря на все увеличивающуюся аудиторию

пользователей социальных сетей и приложений, вопрос поликультурного взаимодействия в данной области не изучен.

Рассматривая категории «социальных сетей» и «приложений» можно классифицировать их по

принадлежности к определенным социальным слоям, возрасту,

национальности или конфессии, музыкальной культуре и др.

В рамках формирования

поликультурной компетентности в процессе пользования социальными сетями и приложениями, передачи и распространения медиа-контента, можно выделить как положительные, так и отрицательные тенденции.

К положительным относятся, например, межэтническое

взаимодействие и проявление

толерантности в процессе общения в «группах» (в социальных сетях), которые созданы для организации совместных мероприятий, конференций, круглых столов, праздников и соревнований.

К отрицательным следует отнести сайты умышленного психологического воздействия, провокация нетерпимости в различных «группах», где агрессивно пропагандируются религиозные,

этнические, национальные и др. принципы за счет обесценивания иных взглядов и позиций.

Таким образом, Интернет-

пространство может быть рассмотрено как неоднозначное явление и таким же

Литература:

1. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособ. для студ. высш. уч. завед. М: ИЦ «Академия». 2006. 288 с.

2. Иванченко Д.А. Интерпретация Интернетпространства в дискурсе социологии. URL: http://webscience.ru (дата обращения: 15.02.2015).

3. Фейербах Л. Сочинения: в 2-х т. М.: Наука. 1995. Т. 2.

4. Храпаль Л.Р. Развитие социокультурной и этнокультурной компетентностей специалистов как сложный социокультурный процесс интеграции // Вестник Башкирского университета. 2010. № 1. С. 221-224.

5. Человек как субъект и объект медиапсихологии. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова.

неоднозначным является его влияние на подрастающее поколение, что требует широкого исследования с позиций формирования поликультурной

компетентности, использования его положительного потенциала в учебновоспитательном процессе, профилактики агрессивности контента, возможных конфликтов и угроз личной и общественной безопасности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2011. 824 с.

References:

1. Borytko N.M. Diagnosticheskaya deyatel'nost' pedagoga: ucheb. posob. dlya stud. vyssh. uch. zaved. M: ITs «Akademiya». 2006. 288 s.

2. Ivanchenko D.A. Interpretatsiya Internet-prostranstva v diskurse sotsiologii. URL: http://webscience.ru (data obrashcheniya: 15.02.2015).

3. Feyerbakh L. Sochineniya: v 2-kh t. M.: Nauka. 1995. T. 2.

4. Khrapal' L.R. Razvitie sotsiokul'turnoy i etno-kul'turnoy kompetentnostey spetsialistov kak slozhnyy sotsiokul'turnyy protsess integratsii // Vestnik Bash-kirskogo universiteta. 2010. № 1. S. 221-224.

5. Chelovek kak sub"ekt i ob"ekt mediapsikholo-gii. M.: MGU im. M.V. Lomonosova. 2011. 824 s.

Левина Е.Ю. (г. Казань), кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО.

Белашова Е.С. (г. Казань), кандидат физико-математических наук, доцент кафедры компьютерных систем, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева (КАИ).

Levina Е.Уи. (Kazan), candidate of pedagogical sciences, senior researcher, Institute of pedagogy and psychology of professional education RAE.

Belashova E.S. (Kazan), candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, department of computer systems, Kazan national research technical universitete name of A.N. Tupolev (KAI).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.