Интернет-продвижение образовательных услуг Internet-promotion of educational services
1,f МОСКОВСКИЙ ЩЩ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 338.46:378:004.738.5 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-19004 Муратова Елена Андреевна,
к.э.н., доцент, зав. кафедрой информационных технологий и программной инженерии, Факультет экономики и информационных технологий, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, 614990, Пермь, ул. Петропавловская, 23.
Muratova Elena Andreevna, CSc, Information Technology and Software Engineering Department, Faculty of Economics and Information Technologies, Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov. 614990. Perm, st. Petropavlovskaya, 23, [email protected] Аннотация: В статье рассмотрены мнения различных исследователей касательно представления учебных заведений в интернете. Подтверждается его эффективность, как рекламного канала, а также даются правила и критерии, которые помогут использовать интернет-маркетинг на максимум. Кроме того, рассматривается дополнительная возможность, пришедшая с интернетом - выход на международный рынок. Summary: The article considers the opinions of various researchers regarding the presentation of educational institutions on the Internet. It confirms its effectiveness as an advertising channel, and provides rules and criteria that will help to use Internet marketing to the maximum. In addition, an additional opportunity is considered that has come with the Internet - access to the international market.
Ключевые слова: интернет-маркетинг, интернет-продвижение, образовательная услуга, интернет-реклама, продвижение образовательных услуг.
Keywords: internet marketing, online promotion, educational service, online advertising, promotion of educational services.
Анализируя практический опыт вузов, мы можем прийти к выводу, что качественный и обновляемый сайт учебного заведения способен успешно решать многие задачи по продвижению образовательных услуг. По мнению Ванчиковой А. Б. и Кокшаровой А. С. [1], с помощью сайта вуз может поддерживать имидж, развивать коммуникацию с научным сообществом, улучшать удобство и качество образовательного процесса и многое другое.
Сегодня целевая аудитория таких сайтов - это люди, которые вовлечены в цифровые технологии максимально глубоко. Исходя из этого, исследователи приходят к выводу: образовательный сайт не будет эффективным при неудовлетворительной работе отдела по коммуникации. Поэтому предлагается ввести поддержку мессенджеров, адаптировать ресурс для телефонов и располагать информацию в максимальной доступности для «поколения Z», потому что оно отличается нетерпимостью. Важно понимать, если на сайт когда-то были потрачены огромные деньги, это не значит, что сегодня он будет выполнять свою работу. Исследователи также отмечают, что ресурс не всегда будет выполнять свои функции даже при стоимости 250 тыс. р. и выше.
Как отмечает Соболева Т. Н. [2], современный образовательный сайт не может существовать без интернет-маркетинга. Конечно, исследователь признает, что сайт или портал - это уже часть интернет-маркетинга, но ресурс необходимо продвигать. Сайт вуза - это не просто «галочка для солидности», это полноценный и главный источник информации о заведении. Поэтому нельзя продвигать в интернете учебное заведение, у которого нет сайта, но и нельзя останавливаться на одном лишь сайте. Вопросы в области применения интернет-маркетинга рассматриваются в работах В.П. Черданцева [3] [4]. Он определил набор внутренних факторов для ранжирования web-страниц.
Инструментами интернет-маркетинга можно назвать любой аспект, затрагивающий основополагающие элементы классического маркетинга. Так, в интернете тоже существует цена, продукт, место продаж и реклама. Главная задача интернет-маркетинга - получить от сайта максимальный эффект. Иными словами, интернет-маркетинг - это теория и методология маркетинга в среде информационных технологий.
Развитие сайтов, которое затрагивали Ванчикова А. Ю. и Кошкарова А. С. - это неизбежный процесс, что подтверждает история. К примеру, 10-15 лет назад «классический» сайт был визиткой с информацией рекламного характера. Потом появились многостраничные сайты, а сегодня мы видим огромные информационные порталы, в которых есть информация для родителей, государства, абитуриентов.
Необходимость интеграции с интернетом подтверждают исследователи Олехова И. П., Лузикова С. Н. и Нефедьева В. С. [5] По их мнению, интернет - это самый востребованный
ресурс для получения информации. Поэтому продвижение образовательных продуктов в интернете - залог успеха любого вуза. Интернет практически не накладывает ограничений, поэтому реклама внутри него показывает высокую результативность.
Одними из популярнейших рекламных инструментов сегодня являются различные баннеры, тизеры и объявления, которые размещаются в местах скопления целевой аудитории. Они берут на себя функцию первого знакомства: зритель узнает или вспоминает о существовании такого-то образовательного учреждения, затем переходит по ссылке на его сайт.
Исследователи отмечают, что наращивание присутствия в интернете - это общемировая практика для любого рынка, а не только для образования. Это обусловлено высокой эффективной рекламных инструментов интернет-маркетинга. Это один из самых привлекательных каналов с точки зрения соотношения полученных клиентов к их стоимости.
Неретина Е. А. и Макарец А. Б. [6] рассматривают необходимость продвижения образовательных учреждений под другим углом. По их мнению, спектр таких заведений, их видов и форм слишком широк, поэтому целевая аудитория может выбирать наиболее подходящие своим потребностям вузы. Поэтому на рынке образовательных услуг ведется огромная борьба за клиентов, а побеждает тот, кто использовал все доступные возможности для продвижения.
Рыночная ситуация буквально вынуждает вузы направлять как можно больше усилий на изучение конкурентной среды и соответствие потребностям клиентов, а также на формирование стратегии продвижения и программ лояльности.
При этом важно понимать, что такая адаптация к условиям рынка невозможна без глубокого анализа. Необходимо досконально изучить макросреду, в которой находится вуз, а также ряд других факторов: технологии, законодательство, социально-экономическая ситуация и т. д. Кроме того, важно учитывать влияние государственной и региональной власти, а также общества, представляемого СМИ и лидерами мнений.
Исследователи приходят к выводу, что создание и развитие долгосрочных конкурентных преимуществ невозможно без оглядки на потребителя. Учебное заведение должно анализировать и оценивать рынок глазами потребителя, создавая при этом уникальное предложение.
Обратимся к исследованию Панковой Е. В. [7] Она размышляет о «минимальной комплектации» сайта современного учебного заведения. Так, организация сайта необязательно должна быть сложной, а в регулярных обновлениях нет нужды. Важно
понимать, что речь идет о размещении информации о проведенных мероприятиях, новостях и т. д. Изначально заложенную на сайт информацию все же необходимо изменять по мере ее устаревания.
Так, минимальная цель малого сайта - предоставление вуза. Визитка поможет сформировать общее мнение о вузе и расскажет аудитории об услугах. Отмечается, что при нацеленности сайта на студентов, специалистов и научное сообщество, к нему выдвигаются требования:
1. Наличие учебных программ методических материалов.
2. Размещение контактных данных, по которым можно связаться «здесь и сейчас».
3. Высокий уровень актуализации: читатель должен иметь представление о том, насколько информация соответствует действительности.
4. Наличие доступа к библиотеке.
5. Информация о перспективах абитуриентов: налаженные связи с работодателями, успешные выпускники и т. д.
Биденко Е. Ю. и Соколова Е. Л. [8] решили углубиться в тему предоставляемой сайтом вуза информации. Они разработали ряд критериев, которым должна удовлетворять информация на современном сайте:
1. Соответствие цели разработки ресурса.
2. Упор на особенности целевой аудитории.
3. Уникальность на уровне смысла: интернет переполнен сайтами образовательных учреждений с примерно одинаковой информацией. Важно преподносить ее так, чтобы посетители обратили на это внимание.
4. Оперативность. Чтобы интерес к сайту не пропадал, важно регулярно улучшать и дополнять его. К примеру, если информация обновляется раз в месяц, то повторные посещения будут происходить в течение нескольких месяцев. При ежедневном обновлении аудитория будет помещать сайт несколько раз в неделю. В этом поможет указание даты и времени каждого обновления и создания новой страницы.
5. Объективность и достоверность. Если читатель заметит, что информация о вузе носит исключительно рекламный и не всегда правдивый характер, то быстро покинет сайт и вряд ли вернется на него. Кроме того, важно исключить публикацию ошибочных или неточных данных.
Помочь в продвижении может и единый образовательный портал. Тарасова Е. Е. и Шеин Е. А. [9] в своем исследовании рассматривают важность наличия в регионах таких
ресурсов. Их присутствие эффективная работа помогут участникам рынка использовать возможности информационных технологий на максимум.
Поскольку единый образовательный портал помогает участникам рынка общаться между собой, рост популярности интернета значительно укрепляет роль порталов. Кроме этого, исследователи рассмотрели принципы продвижения и работы регионального портала:
1. Использование современных инструментов продвижения, а также их комбинирование.
2. Адаптация внешнего вида сайта для корректного отображения на любых устройствах, в частности, мобильных.
3. Возможность масштабирования программного комплекса для полного соответствия маркетинговым задачам.
4. Отсутствие ограничений на доступ к информации ресурса: она должна быть доступна любому посетителю.
5. Обеспечение равноправия образовательных организаций. Они должны иметь одинаковое влияние на разработку портала и продвижения образования в регионе.
6. Наполнение портала полезной информацией и методическими мероприятиями.
Интернет - это транснациональная сеть, поэтому он открывает университетам возможность выйти на международный рынок. Как отмечают Окольнишникова И. Ю. и Дьяченко О. М. [10], для крупнейших вузов России это не просто возможность, а важная задача. Ее решение - это сложная и многогранная проблема, которая решается только системно.
Необходимо задействовать все возможности маркетинга, но среди его различных концепций авторы выделяют маркетинг взаимодействия. Его идея в том, продвижение должно строиться не на совокупном решении, а на общении с клиентами. Концепция становится все более актуальной, потому что рынок переполнен одинаковыми продуктами и унифицированными услугами, что выливается в круговорот одинаковых маркетинговых решений.
Поэтому исследователи предлагают рассмотреть индивидуализацию отношений с потребителем, как основной вектор продвижения вуза. Это приведет к повышению значимости личности и обмена контактами, а также к росту эффективности коммуникации. Кроме того, при таком подходе ответственность лежит на всем персонале, потому что он требует участия не только маркетологов, но и других работников, включая управляющих.
Барышева (Кибякова) П. И. [11] рассматривает важность выхода на зарубежный рынок на примере Томского политехнического университета. ТПУ известен как вуз, оказывающий
довольно качественные образовательные услуги внутри России. Но в Сибири немало мощных университетов, поэтому ТПУ находится в состоянии непрерывной конкуренции. Чтобы университет был конкурентоспособным, услуги оказываются не только национальному рынку, но и Китайскому.
Обмен студентами позволяет ТПУ подготавливать специалистов международного класса при помощи ведущих университетов Китая. Кроме того, ТПУ ориентируется на опыт более развитых партнеров, совершенствуя свой менеджмент и образовательный процесс. Когда студентов отправляют в Китай, они не только закрепляют и развивают полученные знания, но и испытывают на себе все преимущества и недостатки иностранного менеджмента. По приезду они не только рассказывают о своих успехах, но и дают субъективную оценку. Такая информация собирается и обрабатывается, чтобы улучшать качество образовательных услуг ТПУ. Таким образом, отправка студентов в иностранные вузы не только поднимает имидж и качество образования заведения, но и дает возможность перенять чужой опыт.
Выводы
1. Важно понимать, что современный сайт образовательного учреждения должен соответствовать требованиям поколения, которое наиболее глубоко связано с интернетом.
2. Создание сайта - это лишь часть интернет-маркетинга. Для достижения максимального эффекта необходимо продвижение, которое в интернете работает по схожим принципам.
3. Работа над увеличением присутствия в интернете - это тенденция всего мира, действующая для любой ниши. Руководителям вузов необходимо понять, что интернет -это привлекательный рекламный канал.
4. Продвижение не может быть эффективным, если сайт не соответствует запросам посетителей. Поэтому важно наполнять его актуальной и важной информацией.
5. Интернет дает возможность выйти на зарубежный рынок. Это потребует больших усилий, но принесет вузу престиж, поток абитуриентов и возможность получить опыт партнеров.
Список литературы
1. Ванчикова А.Б., Кокшарова А.С. Место интернет-маркетинга образовательных услуг в маркетинговой деятельности университета // Вестник ЗабГУ. 2016. №11. - с. 102-108.
2. Соболева Т. Н. Интернет маркетинг образовательных услуг // Междисциплинарный диалог: современные тенденции в общественных, гуманитарных, естественных и технических науках. 2014. №1. - с. 148-155.
3. Плотников А.В., Черданцев В.П. Анализ сайтов сельскохозяйственных академий Приволжского федерального округа // В сборнике: Агротехнологии XXI века. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова". 2017. С. 56-58.
4. Плотников А.В., Черникова С.А., Черданцев В.П. Анализ внутренних факторов сайтов аграрных вузов в ПФО // В сборнике: Информационные технологии в стратегии реиндустриализации АПК региона. материалы. Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова. 2018. С. 187-192.
5. Олехова И.П., Лузикова С.Н., Нефедьева В.С. Современные возможности рекламы образовательных услуг // Economics. 2016. №12 (21). - с. 7-9.
6. Неретина Е. А., Макарец А. Б. Рыночная ориентация процессов формирования и продвижения образовательных услуг высшего учебного заведения // ИТС. 2008. №2. - с. 1824.
7. Панкова Е.В. Использование web-сайта учебного заведения в продвижении образовательных услуг: анализ современного состояния // ТРУДЫ СПБГИК. 2008. №. - с. 29-34.
8. Биденко Е.Ю., Соколова Е.Л. Сайт университета как один из основных каналов продвижения образовательных услуг // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2011. №7. - с. 66-67.
9. Тарасова Е.Е., Шеин Е.А. Принципы и инструменты продвижения образовательных услуг на образовательном портале региона // Управленческое консультирование. 2017. №12 (108). - с. 147-156.
10. Окольнишникова И.Ю., Дьяченко О.М. К вопросу о внедрении маркетингового подхода к продвижению научно-образовательных услуг вузов России на международных рынках // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2013. №1. - с. 144-148.
11. Барышева (Кибякова) Полина Игоревна Особенности продвижения образовательных услуг ТПУ на китайском рынке // Вестник науки Сибири. 2014. №1 (11). - с.147-153