Научная статья на тему 'Интернет-портал трудоустройства вуза как составной элемент и индикатор состояния рынка труда молодых специалистов высшего профессионального образования'

Интернет-портал трудоустройства вуза как составной элемент и индикатор состояния рынка труда молодых специалистов высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАКАНСИЯ / РАБОТОДАТЕЛЬ / СОИСКАТЕЛЬ / РЕЗЮМЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ЗАНЯТОСТЬ / РЫНОК ТРУДА / ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ / WEB-САЙТ / ВЫПУСКНИК / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / БЕЗРАБОТИЦА / VACANCY / EMPLOYER / JOB SEEKER / RESUME / JOB PLACEMENT / EMPLOYMENT / LABOURMARKET / INTERNET-PORTAL / WEB-SITE / GRADUATE / YOUNG PROFESSIONAL / UNEMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпукова Анна Леонидовна

В статье представлены результаты исследования роли интернет-портала трудоустройства ИГУ как составного элемента и одновременно как индикатора состояния рынка труда г. Иркутска в сегменте вакансий для студентов и выпускников высшего профессионального образования, приведены статистические показатели контента и посещаемости web-сайта, проанализирована динамика информационного наполнения ресурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карпукова Анна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

University Internet-portal Portal for Employment Assistance to the University Graduates as a Component and Status Indicator of Labour Market of Young Specialists of Higher Professional Education

The article presents the results of research on the role of the ISU employment Internetportal as a component and, at the same, as status indicator of the Irkutsk labour market in the segment of vacancies for students and graduates of higher professional education. The statistical characteristics of the web-site content and attendance are displayed. The dynamic of resource informational filling is analyzed

Текст научной работы на тему «Интернет-портал трудоустройства вуза как составной элемент и индикатор состояния рынка труда молодых специалистов высшего профессионального образования»

Серия «Политология. Религиоведение»

2012. № 2 (9), ч. 2. С. 103-112 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

И З В Е С Т И Я

Иркутского

государственного

университета

УДК 331:31

Интернет-портал трудоустройства вуза как составной элемент и индикатор состояния рынка труда молодых специалистов

*

высшего профессионального образования

А. Л. Карпукова

Центр содействия занятости и трудоустройству выпускников Иркутского государственного университета, г. Иркутск

В статье представлены результаты исследования роли интернет-портала трудоустройства ИГУ как составного элемента и одновременно как индикатора состояния рынка труда г. Иркутска в сегменте вакансий для студентов и выпускников высшего профессионального образования, приведены статистические показатели контента и посещаемости web-сайта, проанализирована динамика информационного наполнения ресурса.

Ключевые слова: вакансия, работодатель, соискатель, резюме, трудоустройство, занятость, рынок труда, интернет-портал, web-сайт, выпускник, молодой специалист, безработица.

Проблема трудоустройства наиболее остро встает перед молодыми спе-циалистами-выпускниками вузов. Рынок труда - это комплексная система, участниками которой являются не только работодатели и соискатели вакансий, но и организации-посредники: государственные службы занятости, кадровые агентства, специализированные web-сайты. Интернет-ресурсы трудоустройства стали активно развиваться в России сравнительно недавно, но их значение как средства взаимодействия работодателя и соискателя стремительно растет. По данным социологического исследования, выполненного компанией GRP Expert в 2009 г. [3], 21 % граждан находит работу с помощью интернета.

В данной статье рассматривается роль интернет-портала трудоустройства вуза как участника рынка труда и одновременно как индикатора состояния рынка труда в сегменте специалистов высшего профессионального образования на основе статистических данных, обобщенных автором за время администрирования web-сайта трудоустройства ИГУ [5] - с 2010 по 2012 гг.

Портал трудоустройства Иркутского государственного университета был открыт в декабре 2009 г. как вспомогательный инструмент в содействии поиску работы студентами и выпускниками ИГУ. Он является специализированным программным комплексом представления информации в интернете. Система обеспечивает возможность самостоятельной регистрации пользова-

* Статья подготовлена в рамках реализации программы стратегического развития ИГУ на 2012-2016 гг.

телей в категориях «работодатель» или «соискатель», размещения вакансий и резюме, общения работодателя и соискателя. Портал имеет отдельное доменное имя job.isu.ru, предусматривает функцию модерации вакансий и резюме, а также возможность публикации новостных, информационных и методических материалов и баннеров. Все услуги сайта являются бесплатными.

Обобщенные данные статистической системы ресурса на 1.10.2012 представлены в табл. 1.

География вакансий портала представлена девятью регионами России и одним регионом КНР и отражена в табл. 2.

По данным статистической системы Оре^а! [4], география посещений web-сайта в период с 1 августа по 1 октября 2012 г. распределена между 20 государствами Европы, Азии и Северной Америки; первые 10 стран представлены в табл. 3.

Посещаемость сайта жителями городов России в августе и сентябре 2012 г., по данным Оре^а! [4], демонстрирует табл. 4.

Анализ географии и статистики вакансий и посещений ресурса job.isu.ru [5] позволяет сделать следующие выводы:

■ портал трудоустройства ИГУ является составным элементом рынка труда г. Иркутска;

■ за пределами Иркутской области сайт представляет наибольший интерес для работодателей Сибири, Дальнего Востока и Москвы;

Таблица 1

Статистика контента job.isu.ru [5] на 1.10.2012 г.

Контент Количество

Зарегистрированные соискатели 208

Зарегистрированные работодатели 113

Размещенные вакансии 148

Опубликованные резюме 32

Новостные материалы 84

Информационно-методические материалы 14

Активные баннеры 9

Всего баннеров 33

Таблица 2

География вакансий job.isu.ru [5]

Страна, регион Количество вакансий % к общему числу вакансий

РФ, Амурская область 2 1,4

РФ, Иркутская область 129 87,2

РФ, Красноярский край 2 1,4

РФ, Курская область 1 0,7

РФ, Москва 3 2,0

РФ, Пензенская область 1 0,7

РФ, Приморский край 7 4,7

РФ, Республика Карелия 1 0,7

РФ, Челябинская область 1 0,7

КНР, Гуанчжоу 1 0,7

■ сайт актуален в первую очередь для соискателей из городов Иркутской области, региональных центров Сибири, Урала, Дальнего Востока, в меньшей степени - для жителей европейской части России;

■ на международном рынке труда сайт наиболее интересен соискателям из КНР и стран СНГ, а также представителям стран, университеты которых являются партнерами ИГУ в рамках международной программы «Erasmus Mundus: окно внешнего сотрудничества» (Бельгия, Финляндия, Латвия и др.). Посещаемость портала с территории США обусловлена технической поддержкой сайта как программного продукта, разработчиком которого является компания Job Soft Pro, зарегистрированная на территории США.

Таблица 3

География посещаемости job.isu.ru [5] в разрезе государств мира

Страна Вся аудитория, посетители, % Вся аудитория, визиты, сумма

Россия 94,87 1883

США 1,98 37

Украина 0,96 18

Китай 0,53 13

Казахстан 0,50 9

Бельгия 0,17 3

Азербайджан 0,10 2

Беларусь 0,10 2

Финляндия 0,10 2

Латвия 0,10 2

Таблица 4

География посещаемости job.isu.ru [5] жителями городов России

Город России Вся аудитория, посетители, %, среднее Вся аудитория, визиты, сумма

Иркутск 54,37 1051

Москва 9,34 169

Хабаровск 3,38 64

Владивосток 2,96 55

Самара 1,92 34

Тольятти 1,85 33

Новосибирск 1,64 29

Санкт-Петербург 1,53 27

Екатеринбург 1,46 26

Красноярск 1,36 24

Челябинск 1,01 19

Улан-Удэ 1,01 18

Братск 0,84 16

Нижний Новгород 0,84 15

Томск 0,73 16

Пермь 0,66 12

Краснодар 0,66 12

Усть-Илимск 0,63 11

Чита 0,63 14

Ангарск 0,63 12

Примечание: в период с 1.08.2012 г. по 1.10.2012 г. зафиксированы посещения сайта жителями 61 региона России; в табл. 3 представлены 20 городов России с наибольшими показателями количества визитов в порядке убывания процента посещаемости.

Динамику роста популярности и развития информационного наполнения ресурса отражает ряд графиков, представленных на рис. 1 и рис. 2.

На основе анализа изменения информационного наполнения ресурса в динамике можно заключить, что интерес пользователей различных категорий к интернет-порталу трудоустройства ИГУ стабильно растет; количество посетителей за последние 2 года работы сайта увеличилось в 3 раза несмотря на отсутствие активной рекламной кампании. Увеличение количества публикаций вакансий и новостных материалов соответствует снижению количества

Вся аудитория, Посетители, Количество

1000 S00 600 400 200

О Н-------1-------1------1-------1------1-------1------1-------1------1-------г

Рис. 1. Количество посетителей job.isu.ru [5] помесячно, по данным Ореш1а1 [4], в период 1 января 2011 по 1 октября 2012 гг.

Динамик» развития контента портала

30

-----Количество вакансии

-----Количество соискателей

.....Количество новостных материалов, баннеров

Рис. 2. Количество размещенных вакансий, зарегистрированных соискателей и опубликованных информационно-новостных материалов на job.isu.ru [5] помесячно с 1 января 2011 по 1 октября 2012 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

регистраций соискателей и одновременно увеличению посещаемости портала, что говорит о большом количестве актуальной для трудоустройства информации, доступной без регистрации. Администрацией сайта проводится политика максимальной доступности контента портала всем заинтересованным участникам рынка труда; все контактные данные вакансий, согласие на публикацию которых выражает работодатель, доступны посетителю портала в открытом режиме. Доступ к персональным данным, самостоятельно опубликованным соискателями (фамилия, имя, факультет, специальность, дополнительная информация), работодатель получает после регистрации и размещения вакансии; все вакансии и резюме модерирует администратор портала с целью исключения недостоверной и неактуальной информации.

Наиболее активное информационное наполнение сайта происходит весной и в начале лета (март-июнь), период спада соответствует летним месяцам (июль-август) и новогодним каникулам (декабрь-январь), что отражает динамику регионального рынка труда. Аналогичные по временным характеристикам периоды подъема и спада активности участников рынка труда наблюдаются не только в Иркутской области, но и в странах Евросоюза. Подобное совпадение периодов подъема и спада активности участников рынка труда в Евросоюзе и Иркутской области было отмечено нами во время прохождения стажировки в Центре карьеры Университета Латвии весной 2012 г. в рамках программы «Erasmus Mundus: окно внешнего сотрудничества». Соответствие динамики развития контента портала сезонным колебаниям рынка труда говорит о востребованности ресурса экономикой области.

Сравнение аналогичных периодов повышенной пользовательской активности при размещении вакансий в 2010, 2011 и 2012 гг. позволяет говорить о росте рынка труда в г. Иркутске и преодолении экономикой региона последствий глобального экономического кризиса 2008 г.

Структуру спроса и предложения вакансий, представленных на портале, иллюстрируют табл. 5, рис. 3 и рис. 4.

Для формирования более точного статистического портрета соискателя портала трудоустройства ИГУ представляется целесообразным привести ряд дополнительных статистических показателей:

■ 35 % зарегистрированных соискателей составляют мужчины, 65 % -женщины;

■ 80 % соискателей в момент регистрации являются студентами ИГУ, 18 % - выпускниками ИГУ, 2 % составляют студенты и выпускники других учебных заведений г. Иркутска;

■ 15 % соискателей публикуют свои резюме (при обязательной публикации запроса на вакансию).

Обобщение статистической информации позволяет утверждать, что наиболее востребованы на рынке труда Иркутской области в настоящее время менеджеры продаж; высокий спрос сохраняется на специалистов в области информационных технологий, инженеров, учителей и преподавателей, выпускников экономического профиля, а также работников сферы обслуживания. При этом можно говорить о балансе спроса и предложения для вакансий «инженер», «офис-менеджер» и «маркетолог».

Таблица 5

Структура спроса и предложения вакансий job.isu.ru [5] в разрезе вида деятельности (%)

Наименование должности Процент вакансий Процент запросов на вакансию

Менеджер продаж 18,2 0,4

1Т-специалист 11,9 13,3

Бухгалтер / экономист 7,4 4,0

Учитель / преподаватель 6,8 5,3

Инженер 6,3 6,2

Продавец 6,3 3,1

Менеджер по работе с клиентами (офис-менеджер) 5,1 5,3

Администратор 4,5 3,5

Официант / бармен / повар 4,0 0,9

Промоутер 4,0 1,3

Логист 3,4 1,8

Специалист по снабжению (товаровед) 3,4 1,3

Менеджер 3,4 12,8

Маркетолог 2,8 2,7

Журналист / редактор / переводчик 2,8 7,1

Юрист 2,3 4,9

Специалист по рекламе и РЯ 2,3 1,3

Научные исследования 1,1 1,8

Психолог 0,6 2,2

Аналитик 0,0 3,1

Сотрудник / коммерсант / представитель 0,0 3,1

Работа для студентов (помощник, ассистент, оператор) 0,0 12,8

Прочие 3,4 1,8

Анализ запросов на вакансии, опубликованные на job.isu.ru [5], выявляет отсутствие у значительной части соискателей навыка четкой формулировки названия искомой должности, а также неумение или нежелание составлять резюме. Общее количество размещенных на портале вакансий составляет 3/4 от общего количества зарегистрированных соискателей, что говорит, с одной стороны, о некотором дефиците кадров на рынке труда Иркутска и, с другой стороны, учитывая среднестатистический портрет соискателя, о пассивности студентов и выпускников в самостоятельной организации собственной занятости.

Подобная характеристика соискателя соответствует общей картине поведения гражданина в поисках работы и была отмечена сотрудниками Центра занятости населения г. Иркутска в работе круглого стола «Университет и работодатель. Практики эффективного взаимодействия» 24 сентября 2012 г. [2]. В частности, лишь 32 выпускника ИГУ 2010-2011 гг. (0,5 % от общего выпуска [1]) приняли участие в программе стажировок Центра занятости г. Иркутска, несмотря на активное распространение информации о программе в

Рис. 3. Структура спроса и предложения вакансий job.isu.ru [5] в разрезе вида деятельности

Рис. 4. Структура спроса и предложения вакансий job.isu.ru [5] в разрезе размера заработной платы

учебных подразделениях и электронных СМИ (письмо директора ЦЗН г. Иркутска В. Н. Татарниковой № 2838 от 15.11.2011, письмо директора ЦЗН г. Иркутска В. Н. Татарниковой № 932 от 8.04.2011). В среднем девушки в 2 раза чаще юношей обращаются за помощью в поисках работы в различные структуры содействия трудоустройству (вузовский центр, служба занятости, специализированный сайт и т. п.).

Рассматривая соотношение спроса и предложения вакансий в аспекте заработной платы, можно отметить, что для сайта трудоустройства вуза запросы соискателей ниже предложения работодателей, но, учитывая студенческий контингент посетителей ресурса, значительная часть запросов ориентирована на вакансии частичной занятости или свободного графика работы, в том числе и удаленной. Максимальный разрыв спроса и предложения на job.isu.ru [5] наблюдается именно в сегменте неполной занятости: всего 18 % вакансий допускают подобный вид трудоустройства.

Наибольший интерес портал трудоустройства вызывает у выпускников гуманитарных, экономических и физико-математических специальностей (рис. 5.), что соответствует статистике обращения выпускников ИГУ в службу занятости населения Иркутской области, представленной на рис. 6.

На учете по безработице в органах по труду и занятости региона состоит 151 выпускник ИГУ 2010-2011 гг. (письмо руководителя СЗНИО В. В. Макарова № 74-37-4056/11 от 19.10.2011 г., письмо руководителя СЗНИО

В. В. Макарова № 74-37-5243/10 от 9.12.2010), что составляет 2,5 % от всего выпуска ИГУ в указанные годы [1].

□ Гуманитарные науки (1)

□ Экономика и управление (2)

□ Физико-математические науки (3)

□ Естественные науки (4)

■ Сфера обслуживания (5)

И Социальные науки (б)

□ Прочие специальносги (7)

Выпуск ИГУ в разрезе групп специальностей

(6) (7) (5) 2% 2%

(б) (7)

Рис. 5. Соискатели job.isu.ru [5] и выпускники ИГУ [1] в разрезе укрупненных групп специальностей ИГУ

Безработные выпускники ИГУ 2010-2011 гг. в разрезе групп специальностей

, . (6) (?)

(5) 2% 2%

Вы пуск ИГ У в разрезе групп специальностей

(6) (7)

2% 1%

□ Экономика, и управление (2)

□ Физико-математические науки (3)

П Естественные иауки (4)

■ Сфера обслуживания (5)

И Социальные науки (6)

□ Прочие специальности (7)

Рис. 6. Структура безработицы среди выпускников ИГУ в разрезе укрупненных групп специальностей ИГУ

Сравнение двух диаграмм - структуры соискателей портала трудоустройства ИГУ и структуры безработицы выпускников ИГУ - позволяет увидеть высокий уровень безработицы среди специалистов с гуманитарным образованием, а также их сравнительно низкую активность в применении информационных технологий в поиске работы. И наоборот, высокая активность специалистов экономического профиля в использовании специализированного сайта соответствует их наиболее низкому (ниже процента выпуска [1]) уровню безработицы. Для прочих групп специальностей ИГУ (физикоматематические, естественные, социальные, сфера услуг) процент безработицы соответствует проценту выпускников в общей структуре выпуска [1], что говорит об устойчивости спроса и предложения рынка труда в данных сферах.

Количество студентов, зарегистрированных на портале трудоустройства ИГУ в качестве соискателей в 2010-2011 гг., сравнимо с количеством выпускников, обратившихся в службу занятости населения Иркутской области в аналогичный период, что свидетельствует о значимости web-сайта при поиске работы среди молодых специалистов высшего профессионального образования. Одновременно с этим открытость и доступность информации, представленной на сайте, позволяет ему выполнять роль индикатора состояния рынка труда г. Иркутска. Анализ обобщенных статистических данных по итогам двух лет работы job.isu.ru [5] позволяет предположить, что интернет-портал трудоустройства является одним из самых эффективных средств взаимодействия вуза и рынка труда.

1. Координационно-аналитический центр содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования [Электронный ресурс]. - URL: http://kcst.bmstu. ru

2. Круглый стол «Университет и работодатель: практики эффективного взаимодействия» [Электронный ресурс]. - URL: http://mion.isu.ru/ru/news/newsitem.html? action=show&id= 1194

3. Предпочтения студентов и работодателей в сфере эффективных каналов трудоустройства [Электронный ресурс]. - URL: http://info-e.com.ua/useful_information/52

4. Центр содействия занятости и трудоустройству выпускников ИГУ. Рейтинг сайтов по данным Openstat [Электронный ресурс]. - URL: http://rating.openstat.ru /site/2137765

5. Центр трудоустройства ИГУ [Электронный ресурс]. - URL: http://job.isu.ru

University Internet-portal Portal for Employment Assistance to the University Graduates as a Component and Status Indicator of Labour Market of Young Specialists of Higher Professional Education

A. L. Karpukova

Center of employment assistance and job placement for graduates of Irkutsk State University, Irkutsk

The article presents the results of research on the role of the ISU employment Internetportal as a component and, at the same, as status indicator of the Irkutsk labour market in the segment of vacancies for students and graduates of higher professional education. The statistical characteristics of the web-site content and attendance are displayed. The dynamic of resource informational filling is analyzed.

Key words: vacancy, employer, job seeker, resume, job placement, employment, labour-market, Internet-portal, web-site, graduate, young professional, unemployment.

Карпукова Анна Леонидовна - директор Karpukova Anna Leonidovna - Director of

Центра содействия занятости и трудо- the Center of employment assistance and

устройству выпускников Иркутского job placement for graduates of the Irkutsk

государственного университета, 664003, State University, 664003, Irkutsk, K. Marks

Иркутск, ул. К. Маркса, 1, оф 312, St., 1, of. 312, phone 8(914)9276253,

тел. 8(914)9276253, e-mail: anna@baikal.ru

e-mail: anna@baikal.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.