Научная статья на тему 'Интернет-платформы как способ интенсификации обучения иноязычной монологической речи'

Интернет-платформы как способ интенсификации обучения иноязычной монологической речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
554
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ГОВОРЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМЫ / МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ФОНЕТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ / FOREIGN LANGUAGE / INTENSIFICATION OF TRAINING / SPEAKING / INTERNET PLATFORMS / MONOLOGUE / PHONETIC ABILITIES / PHONEMIC HEARING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Померанцева Надежда Геннадиевна, Сырина Татьяна Александровна

В статье рассматривается важная лингводидактическая проблема совершенствования обучения устной монологической речи студентов, изучающих иностранный язык в высшей школе на основе интеграции интернет-платформ в образовательный процесс. Особое внимание уделяется такому аспекту говорения, как фонетические способности, а также роли подготовительных упражнений. Подчеркивается важность использования интернет-ресурсов для совершенствования умения говорить на иностранном языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Померанцева Надежда Геннадиевна, Сырина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNET PLATFORMS AS A WAY TO INTENSIFY THE TEACHING OF FOREIGN-LANGUAGE MONOLOGUE

The article discusses an important linguo-didactic problem of improving the training of monologue of students studying a foreign language in higher school based on the integration of Internet platforms in the educational process. Special attention is paid to such aspect of speaking as phonetic skills and the role of preparatory exercises. The paper stresses the importance of using Internet resources to improve the ability to speak a foreign language.

Текст научной работы на тему «Интернет-платформы как способ интенсификации обучения иноязычной монологической речи»

Померанцева Надежда Геннадиевна, Сырина Татьяна Александровна ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМЫ КАК СПОСОБ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

В статье рассматривается важная лингводидактическая проблема совершенствования обучения устной монологической речи студентов, изучающих иностранный язык в высшей школе на основе интеграции интернет-платформ в образовательный процесс. Особое внимание уделяется такому аспекту говорения, как фонетические способности, а также роли подготовительных упражнений. Подчеркивается важность использования интернет-ресурсов для совершенствования умения говорить на иностранном языке. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/12-3757.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 12(66): в 4-х ч. Ч. 3. C. 207-209. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2016/12-З/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

УДК 37.02

В статье рассматривается важная лингводидактическая проблема совершенствования обучения устной монологической речи студентов, изучающих иностранный язык в высшей школе на основе интеграции интернет-платформ в образовательный процесс. Особое внимание уделяется такому аспекту говорения, как фонетические способности, а также роли подготовительных упражнений. Подчеркивается важность использования интернет-ресурсов для совершенствования умения говорить на иностранном языке.

Ключевые слова и фразы: иностранный язык; интенсификация обучения; говорение; интернет-платформы; монологическая речь; фонетические способности; фонематический слух.

Померанцева Надежда Геннадиевна, к. пед. н., доцент Сырина Татьяна Александровна

Московский государственный областной университет [email protected]; [email protected]

ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМЫ КАК СПОСОБ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Цель высшего образования, заключающаяся в подготовке студентов к интеграции в профессиональную жизнь, нашла отражение в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (далее - ФГОС ВО), в которых кардинальным образом изменён вектор образовательного процесса в сторону практико-ориентированного подхода к результатам обучения и реализована компетентностная модель.

Существенные изменения в системе образования привели к пересмотру методологической базы для отбора содержания обучения иностранному языку, использованию активных и интерактивных методов и форм обучения, интеграции информационных технологий в учебный процесс. На сегодняшний день в языковой педагогике сложилась определённая матрица подходов, а именно: личностно ориентированного, компетентностного, коммуникативно-деятельностного и социокультурного. По справедливому замечанию О. Г. Полякова и Т. Ю. Тормышовой, магистральной целью обучения иностранному языку является говорение: «коммуникативный подход предписывает обучать иноязычному говорению таким образом, чтобы оно приближалось к речи носителя языка и не вызывало проблем в общении, воспринималось естественным, т.е. было беглым» [4, с. 166]. В рамках изучения дисциплины «Иностранный язык», согласно ФГОС ВО бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование», запланировано овладение такой общекультурной компетенцией, как «способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» [8]. Несмотря на декларирование в качестве цели формирования коммуникативной компетенции и развития иноязычной речи, в практике преподавания иностранных языков в некоторых отечественных вузах ещё остались пережитки когда-то повсеместно бытовавшего грамматико-переводного метода. Поэтому проблема обучения устному монологическому высказыванию остаётся актуальной и требующей серьезной разработки.

В данной статье мы рассматриваем вопрос формирования речевой компетенции, в частности, обучения монологической речи с помощью информационных технологий.

Перейдём к рассмотрению понятия устной речи. Как известно, устная речь имеет две разновидности: диалогическую и монологическую. Наиболее простой считается диалог, а «монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог» [7, с. 297]. Монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его, может быть представлен в форме рассказа преподавателя, развернутого ответа обучающегося, доклада, речи на защите презентации и т.п.

Основными характеристиками монологической речи являются следующие:

- более точное отражение нормы языка;

- целенаправленность сообщения;

- законченность;

- непрерывность и развернутость;

- отсутствие полемичности и дискуссионности;

- меньшая аффективность [1, с. 205].

В рамках изучения дисциплины «Иностранный язык» в качестве формы промежуточного контроля используется защита проекта. Презентация работы подразумевает демонстрацию визуального ряда (видео, фотографические изображения) и устное комментирование слайдов. Таким образом, качество монологической речи можно рассматривать как показатель результативности обучения иностранному языку. Однако зачастую мы сталкиваемся с несформированностью умения монологической речи, что выражается в ошибках логического, фонетического, интонационного характера, а также сопровождается психологическим барьером, возникающим у студента после неудачной презентации.

208

ISSN 1997-2911. № 12 (66) 2016. Ч. 3

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обучения иноязычной монологической речи стали отправной точкой нашего исследования, задача которого состояла в установлении степени сформированное™ навыков монологической речи студентов неязыковых факультетов, анализе способов интенсификации обучения устной иноязычной речи и создании практических рекомендаций по применению интернет-платформ для презентации проектов.

В исследовании приняли участие 164 студента I и II курсов, обучающихся на физико-математическом факультете, факультете русской филологии и факультете истории, политологии и права Московского государственного областного университета. Основными методами исследования были анкетирование и наблюдение за деятельностью студентов. Полученные данные позволили нам прийти к выводу, что основными трудностями по овладению устной монологической речью являются:

- временные границы монологической речи. Требуется большее количество времени на подготовку подобного вида высказывания. Монологическое высказывание характеризуется как более длительное по сравнению с другими видами устной речи;

- лексические затруднения: недостаточный словарный запас, неверное использование слова в контексте;

- фонетические сложности: отсутствие сформированного фонематического слуха, трудности различения звуков, тональности.

На основе анализа учебной и учебно-методической литературы можно констатировать, что современные отечественные учебники и учебные пособия практически не содержат упражнений на развитие монологической речи, поэтому преподавателю приходится самостоятельно разрабатывать соответствующий материал для занятий.

Интеграция информационных технологий в обучение языкам имеет огромные перспективы. Использование ресурсов Интернета на занятиях и в самостоятельной работе делает процесс обучения иностранному языку более привлекательным для студентов. Таким образом, они получают доступ к интересным профессионально значимым аутентичным материалам, возможность использовать различные средства коммуникации: электронную почту, форумы, чаты и пр. Все это не только создает сильную мотивацию к изучению иностранного языка, но и предоставляет неограниченные возможности.

Интернет-платформа Present.me и сайт Vocaroo пока не нашли широкого использования в отечественном образовании. Для обучения иностранному языку в России их возможности представил профессор из университета Уорика (Великобритания) Рассел Стэннард на форуме для преподавателей английского языка E-merging forum 3 в 2013 году. Учёный заявляет, что, учитывая ограниченный доступ к общению с носителями языка, обучающиеся должны записывать самостоятельно озвученный текст или видео, повторять записи, пока звучащий текст не будет соответствовать фонетическим и интонационным нормам. Автор поделился опытом применения вышеупомянутых платформ в своей практике, упомянув, что рекомендует использовать данные задания в качестве самостоятельной работы, так как аудиторное время ограниченно. В предпринятых нами ранее исследованиях [5] мы пришли к аналогичному выводу, что интеграция информационных технологий в процесс обучения более эффективна при организации внеаудиторной работы.

Из двух рекомендуемых ресурсов мы предлагаем начать работу с Vocaroo. Это бесплатный ресурс, не требующий регистрации и легкий в использовании. Основная функция ресурса - запись голоса или видео длительностью до 10 минут с возможностью импорта записи по электронной почте или в социальные сети. Платформа Present.me позволяет загрузить презентацию PowerPoint и озвучить её с помощью функции аудиозаписи или снять видео, где говорящий комментирует каждый слайд.

Использование данных ресурсов следует только после этапа подготовительных упражнений, направленных на устранение возможных лексико-грамматических и фонетических ошибок. В качестве коммуникативных упражнений для обучения монологической речи исследователь В. Н. Рослякова предлагает использовать следующие: составление плана прочитанного текста; выделение смысловых частей текста; пересказ текста по ключевым словам, по плану; составление аннотации к прочитанному тексту; объяснение на иностранном языке заголовка, отдельных слов, понятий, реалий; изложение диалога в монологической форме и др. [6, с. 205].

Интерес представляет проблема развития фонематического слуха как одна из наименее исследованных в лин-гводидактике. Известно, что эталон монологической речи достигается при наличии фонетических способностей обучающихся, то есть «уровня функционирования психофизиологических перцептивных и моторных механизмов, при котором оптимально осуществляется опознавание и различение единиц фонетической системы (звуков, акцентно-ритмических моделей, интонационных структур) и их артикуляционная реализация» [2, с. 146].

С. С. Пашковская, изучая способы тестирования фонетических способностей, предложила систему заданий, включающую:

- задания, выявляющие фонематический слух (фонетическое кодирование, слуховой анализ, звуко-знаковое соответствие, корреляция фонетического письма с имитативными способностями);

- задания на выявление индивидуально-психологических особенностей личности, качеств высших познавательных процессов (памяти, мышления), т.к. учеба как умственная работа требует систематического напряжения, последовательности, достаточной силы воли, концентрации внимания, определенного уровня умственного развития;

- задания на имитацию [3, с. 102].

Для реализации данной системы заданий предлагается использовать учебный комплекс Ship or Sheep издательства Кембриджского университета, включающий аудиозаписи, а также подкасты и интернет-ресурсы с аутентичным материалом для аудирования. Только после подготовительного этапа возможна работа с ранее указанными платформами.

Защита проектов в рамках промежуточного контроля и повторное анкетирование показали, что использование предложенной методики с опорой на интернет-платформы способствует развитию монологической речи студентов, совершенствованию их произносительных навыков, позволяет тренировать фонематический слух, а также значительно повысить мотивацию к изучению иностранного языка.

Список литературы

1. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2007. 336 с.

2. Пашковская С. С. Значение фонетических способностей на начальном этапе обучения иностранному языку // Известия вузов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2009. № 3. С. 146-155.

3. Пашковская С. С. Тест фонетических способностей в дифференцирующей модели обучения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. № 4. С. 102-106.

4. Поляков О. Г., Тормышова Т. Ю. Беглость говорения на иностранном языке как лингвометодическая проблема // Язык и культура. 2014. № 4 (28). С. 166-174.

5. Померанцева Н. Г. Использование ИКТ при организации самостоятельной работы студентов // Вопросы иноязычного профессионального образования. М.: МГОУ, 2013. С. 61-77.

6. Рослякова В. Н. К вопросу о формировании коммуникативных навыков монологической и диалогической речи на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе // Наука и практика. 2015. № 2 (63). С. 203-205.

7. Сумцова О. В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технических вузов при использовании активных методов обучения иностранному языку // Молодой ученый. 2012. № 2. С. 297-298.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. № 1426. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (дата обращения: 02.11.2016).

THE INTERNET PLATFORMS AS A WAY TO INTENSIFY THE TEACHING OF FOREIGN-LANGUAGE MONOLOGUE

Pomerantseva Nadezhda Gennadievna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Syrina Tat'yana Aleksandrovna

Moscow Region State University [email protected]; [email protected]

The article discusses an important linguo-didactic problem of improving the training of monologue of students studying a foreign language in higher school based on the integration of Internet platforms in the educational process. Special attention is paid to such aspect of speaking as phonetic skills and the role of preparatory exercises. The paper stresses the importance of using Internet resources to improve the ability to speak a foreign language.

Key words and phrases: foreign language; intensification of training; speaking; Internet platforms; monologue; phonetic abilities; phonemic hearing.

УДК 37.378

В данной статье рассмотрен вопрос о профессиональной подготовке бакалавров по направлению подготовки «Социальная работа» к работе с подростками, склонными к девиантному поведению. На основе анализа уровня готовности будущих бакалавров социальной работы к работе с данной категорией детей выявлена и обоснована необходимость внедрения дисциплины специализации, способствующей формированию профессиональной готовности бакалавров социальной работы к работе с подростками девиантного поведения.

Ключевые слова и фразы: девиантное поведение; бакалавр социальной работы; профессиональная готовность; высшая школа; профессиональная компетенция.

Умархаджиева Седа Руслановна

Чеченский государственный университет, г. Грозный seda. umarkhadzhieva@mail. ru

ГОТОВНОСТЬ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ, ПРОЯВЛЯЮЩИМИ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Нестабильное состояние современного социума увеличивает трудности взросления подростков, подобная ситуация неопределенности оказывает противоречивое влияние на социализацию подростков. Подростковый возраст относится к группе повышенного риска и, соответственно, является наиболее уязвимым для возникновения девиантного поведения, а осознанная возможность противостоять негативным влияниям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.