Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ ОТ ПАЛЕОЛИТА ДО НАШИХ ДНЕЙ'

ИНТЕРНЕТ ОТ ПАЛЕОЛИТА ДО НАШИХ ДНЕЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Банников Константин Леонардович

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Банников Константин Леонардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNET FROM THE PALEOLITHIC TO THE PRESENT DAY

The author declares no conflicts of interests.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ ОТ ПАЛЕОЛИТА ДО НАШИХ ДНЕЙ»

Сибирские исторические исследования. 2022. № 3. С. 241-245 Siberian Historical Research. 2022. 3. рр. 241-245

РЕЦЕНЗИИ

Рецензия

УДК 316.77:004.7

аог 10.17223/2312461Х/37/13

ИНТЕРНЕТ ОТ ПАЛЕОЛИТА ДО НАШИХ ДНЕЙ

Конрадова Н. А. Археология русского интернета. Телепатия, телемосты и другие тех-ноутопии холодной войны. М.: АСТ-CORPUS, 2022. - 288 с. -ISBN 978-5-136499-1

Для цитирования: Банников К. Л. Интернет от палеолита до наших дней // Сибирские исторические исследования. 2022. № 3. С. 241-245. doi: 10.17223/2312461X/37/13

For citation: Bannikov, K.L. (2022) The Internet from the Paleolithic to the Present Day (Review of Konradova N.A. Arkheologiia russkogo interneta. Telepatiia, telemosty i drugie tekhnoutopii kholodnoi voiny [Archeology of Russian Internet. Telepathy, Teleconferences and Other Techno-Utopias of the Cold War|. Moscow: AST-CORPUS, 2022. 288 p. ISBN 978-5-136499-1). Sibirskie Istoricheskie Issledo-vaniia - Siberian Historical Research. 3. pp. 241-245 (in Russian). doi: 10.17223/2312461X/37/13

Уже в названии представляемой книги определены параметры и качество исследования. Археология - наука историческая, требующая

© Банников К.Л., 2022

мастерского владения кисточкой и ювелирного подхода к материалу. Поставив себе задачей извлечение из-под завалов и напластований идей и времен «нервную систему» эпохи, Н.А. Конрадова блестяще справляется с задачей, не повредив узора паутины коммуникаций. Задача автора усложнялась самим ускорением истории, измеряющимся количеством изменений в единицу времени. В отличие от палеолитических раскопов, где артефакты на протяжении тысячелетий не претерпевают качественных изменений и сохраняются в культурных слоях изрядной толщины, современность меняется стремительно, и количество изменений в единицу времени таково, что не оставляет наблюдателю времени на осмысление. Тем более ценно это исследование, что оно, рассматривая интернет в качестве явления исторического, анализирует в деталях его доисторический период.

«Археология» в названии книги не просто метафора. Ценность археологии - исследование информации культурных пластов. Конрадова их и исследует, эти слои, составившие стратиграфию XX в. Их она описала в подзаголовке: «Телепатия, телемосты и другие техноутопии холодной войны».

Книга об археологии русского интернета построена по хронологическому принципу и затрагивает несколько периодов развития телекоммуникаций и связанных с ними идей в СССР и постсоветской России, а также в США - 1920, 1960, 1980, 1990-е гг.

Хронология исследуемого явления, по словам автора, совпадает с XX в. «почти с астрономической точностью». Соответствует его периодам и структура исследования. Каждая из шести глав своим названием отражает ту или иную фазу эпохи, так или иначе описывающей сегмент Всемирной паутины.

Начинается книга, как и страна, «Советской властью плюс дигитали-зацией всей страны», историческим обзором техноутопий, и с цитаты академика Владимира Котельникова: «Все, наверное, читали в научно-фантастических романах описания крохотных приемо-передатчиков, с помощью которых жители мира будущего в любую минуту могут переговариваться друг с другом. Миллионы радиостанций, работающих одновременно!». Современный читатель, не понимающий, чего в этом высказывании такого утопичного, идентифицирует себя таким образом с жителями мира уже наступившего будущего. Это ощущение составляет канву первой главы, в которой рассматривается, как техноутопические фантазии вырастают из идей русской революции и в свою очередь становятся почвой для кибернетики, науки о рациональном управлении. Результатом развития этой науки стало подключение СССР к Арпанету (ARPANET), американской военной сети, и далее к интернету.

Следующая глава «Телепатия - технология будущего» для всякого, кто уже родился к началу 1990-х, ассоциируется с чем-то вроде

«камланий» Кашпировского, но автор обращается к роли кибернетики в формировании и институционализации советской парапсихологии, и мы открываем для себя много нового. Мы узнаем, что в 1920-х гг. советская наука оставалась частью европейской научной традиции, работавшей с электромагнитной гипотезой телепатии, которую изучали в Институте мозга и Институте биофизики в Ленинграде, в московском Центре зоопсихологии при Театре зверей «дедушки Дурова», и многих любительских организациях.

Телепатия представлялась советским ученым развитым направлением науки о телекоммуникациях, в котором предполагался новый научно-технический прорыв. То есть в советском обществе возникло ожидание технологии телепатии как биосвязи - похожей на интернет сети, но основанной на биоинформационных технологиях, тех самых, над которыми в наше время работают авторы современных стартапов Силиконовой долины.

От телепатии мы через телемост переходим к интернету. Автор рассказывает и показывает, как одну из ключевых ролей в подключении СССР к американскому интернету сыграли парапсихологи, начав свои 1970-е гг. с трансатлантических сеансов телепатии, а в 1980-е переключившись на телемосты.

Феномену киберсоциальности посвящена глава «Революция пользователей». История возникновения сетевых сообществ, заложивших основы субкультуры интернета, раскрывается начиная с предыстории электронных телекоммуникаций в движении радиолюбителей и малоизвестных в наши дни телефонных хакеров конца 1950-х, которые создавали виртуальные сообщества в телефонных сетях, имитируя тональные наборы при помощи детских свистков. В 1980-х гг. уже сложились социальные сети энтузиазмом университетских сотрудников, бывших хиппи и любителей психоделики, «увидевших в интернете продолжение своих идей о связности мира». Здесь же рассматривается процесс превращения романтиков в ГГ-предпринимателей, модераторов выгодных стартапов.

И вот, наконец, «Русские идут! СССР подключается к Юзнету». Хроники событий, приведших Советский Союз к подключению к глобальной сети, начинаются с первоапрельской шутки нидерландского программиста, написавшего в 1984 г. интернет-сообществу приветственное письмо от имени К.У. Черненко с адреса кгешуах, и продолжаются ее воплощением в реальности первого советского интернет-сервера, названного в честь своего мифологического прообраза, с которого велась в мир прямая трансляция событий августовского путча 1991 г. По образному, но точному выражению Конрадовой, Советский Союз завершал свою историю в прямом эфире.

Завершается и сама археология русского интернета Рунетом, его закономерным растворением в потоках единой глобальной сети. Послед-

няя глава книги «Русская колонизация американского интернета» посвящена процессу возникновения русскоязычного интернет-сообщества и отделения его от американского в самостоятельное информационно-коммуникативное пространство, но выводит на проблемы гораздо более фундаментальные. Автор исследует это пространство, отвечая на вопросы, которые она ставит перед собой: «что такое русский интернет?», «кто такие русскоязычные пользователи?» и приходит к следующему выводу. «Ощущение безграничного виртуального русскоязычного пространства, которое давала Сеть, породило последнюю итерацию Рунета: идею Русского мира как сетевого сообщества носителей русского языка, опоры будущей российской государственности и новой формы существования нации». А вот у идеи нации как формы информационного поля существует теория, разработанная в советской этнографии.

В том же самом 1989 г., когда в Женевском ЦЕРНе Тим Бернерс-Ли придумал интернет современного WWW-типа, в московском Институте этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Академии наук СССР вышла книга «Народы и культуры: развитие и взаимодействие» Сергея Александровича Арутюнова, в которой типы этносоциальных организмов -от племен до наций - выводились из соотношения информационных потоков. Арутюнов рассматривает народы мира как информационные сущности, рожденные в пересечении синхронных и диахронных каналов культурно значимой информации. Тогда эти идеи прозвучали слишком революционно и вызвали широкую дискуссию в профессиональном сообществе. Сегодня же, тридцать лет спустя, каждый из нас, настраивая каналы своих социальных сетей, собственноручно и ежечасно утверждает теорию Арутюнова на практике, конфигурируя собственные круги своей социальности посредством информационных технологий. Несмотря на то, что данное исследование и дискуссия вокруг него не получили отражения в книге Конрадовой, это не умаляет ее достоинств, но предопределяет ее место в русле традиций отечественной антропологии, работающей с информационными теориями социальных систем.

Еще одним важным для читателя качеством этого исследования является красота и легкость литературного языка, которым эта книга написана; Конрадова, помимо прочих своих добродетелей, является профессиональным журналистом. Отдельные сюжеты, представляя собой исторически научные выверенные факты, украсили бы и детективные романы.

Методы исследования традиционны для историка. Это опубликованные интервью, мемуары, статьи и книги, погружающие читателя в круг идей изобретателей и инженеров, а также писателей и философов, что позволяет оценить колоссальный объем интеллектуальной сферы, в

которой утопии выкристаллизовывались в технологии. Оригинальный круг источников вполне этнографичен. Автор вводит в научный оборот интервью с деятелями русского интернета, стоявшими у его истоков, а также онлайн-архивы, включая архив Юзнета (Usenet) - сети, которая в 1980-х - начале 1990-х была важным местом формирования виртуальных сообществ.

Автору удалось со всей наглядностью показать, как то, что станет интернетом, рождалось из стремления к общению простых людей, для которого не стала препятствием ни Атлантика, ни железный занавес, ни холодная война. Поэтому «Археология интернета» - исследование в высшей степени антропологическое.

В результате получилось цельное произведение, которое можно сравнить с панорамой города, снятой оптикой высокого разрешения, позволяющей увидеть общую картину, и увеличивать мельчайшие фрагменты без потери детализации. Так мы видим философию космизма, практики телепатии, утопии био-техно-бессмертия, противостояние сверхдержав, и живые портреты живых людей, мечтаний, исканий, идей - и тех, которые не реализовались, и тех, которыми мы пользуемся ежедневно, как библиотека Мошкова, возникшая из копии личной страницы Тима Бернерса-Ли, основателя интернета современного типа.

Исследование Конрадовой, отводящее процессу плетения Всемирной паутины целый век, показывает, насколько неверно считать днем ее рождения 13 марта 1989 г., день, когда Тим Бернерс-Ли создал протокол World Wide Web. На листе-наброске схемы начальник Тима начертал резолюцию, которая могла бы стать хоть эпиграфом, хоть эпитафией истории интернета, как, впрочем, и всемирной истории: «Мутно, но круто!».

Константин Леонардович Банников

Сведения об авторе:

БАННИКОВ Константин Леонардович - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, Институт этнологии и антропологии РАН (Москва, Россия). E-mail: bannikov@iea. ras.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Information about the author:

Konstantin L. Bannikov, Institute of Ethnology and Anthropology RAS (Moscow, Russian Federation). E-mail: bannikov@iea.ras.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 31 мая 2022 г.; принята к публикации 09 сентября 2022 г.

The article was submitted 31.05.2022; accepted for publication 09.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.