Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ-МЕМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ'

ИНТЕРНЕТ-МЕМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет-мем / информационная компетентность / психолого-педагогический класс / профильное обучение / информационное общество / Internet meme / information competence / psychological and pedagogical class / specialized training / information society

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прончатова Анна Сергеевна

В настоящее время общеобразовательная школа претерпевает серьезные изменения, связанные с социальными, политическими и экономическими изменениями. Прежде всего, это связано с модернизацией образования и введения профилирования обучения за счет включения в учебный план предметов, связанных с определенным профилем. Профильное обучение позволяет сделать процесс обучения индивидуализированным, направленным на формирование компетенций, связанным с их дальнейшим применением в профессиональной деятельности. Одна из актуальных задач, стоящих перед образованием, заключается в формировании познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в информационной деятельности, и в том, чтобы сформировать информационную компетентность обучающихся профильных классов, умеющих использовать современные технические средства в будущей профессиональной педагогической деятельности. В связи с чем среди ключевых компетентностей на первый план выступает информационная компетентность. Именно поэтому важно формировать ее у обучающихся уже в общеобразовательной школе как важнейшее условие дальнейшей успешной профессиональной деятельности в качестве педагогов, которые могут гибко и своевременно реагировать, анализировать, преобразовывать информацию. Формированию информационной компетентности способствуют различные национальные проекты Министерства просвещения Российской Федерации. Существуют различные инструменты формирования информационной компетентности. В статье автор рассматривает понятие интернет-мема и его роль при формировании информационной компетентности обучающихся психолого-педагогических классов. Предлагаются характеристики интернет-мемов, которые делают их полезными в формировании информационной компетентности. Приводятся примеры заданий, которые можно применять в учебном процессе с обучающимися психолого-педагогических классов при формировании информационной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прончатова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currently, the secondary school is undergoing major changes related to social, political and economic changes. First of all, this is due to the modernization of education and the introduction of training profiling by including subjects related to a certain profile in the curriculum. Profile training allows you to make the learning process individualized, aimed at the formation of competencies related to their further application in professional activities. One of the urgent tasks facing education is to form cognitive interests, intellectual and creative abilities in information activities, and to form the information competence of students of specialized classes who are able to use modern technical means in future professional pedagogical activity. In this connection, information competence comes to the fore among the key competencies. That is why it is important to form it among students already in secondary school as the most important condition for further successful professional activity as teachers who can flexibly and timely respond, analyze, transform information. Various national projects of the Ministry of Education of the Russian Federation contribute to the formation of information competence. There are various tools for the formation of information competence. In the article, the author examines the concept of an Internet meme and its role in the formation of information competence of students of psychological and pedagogical classes. The characteristics of Internet memes that make them useful in the formation of information competence are proposed. Examples of tasks that can be used in the educational process with students of psychological and pedagogical classes in the formation of information competence are given.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ-МЕМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ»

11. Oppenheim, С. Managers' use and handling of information / C. Oppenheim II International Journal of Information Management. - 1997. - №4. - Vol. 17. - P. 239-248. - URL: https://doi.org/10.1016/S0268-4012(97)00002-9 (дата обращения 24.09.2023)

Педагогика

УДК 373.5

аспирант Прончатова Анна Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ИНТЕРНЕТ-МЕМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ

Аннотация. В настоящее время общеобразовательная школа претерпевает серьезные изменения, связанные с социальными, политическими и экономическими изменениями. Прежде всего, это связано с модернизацией образования и введения профилирования обучения за счет включения в учебный план предметов, связанных с определенным профилем. Профильное обучение позволяет сделать процесс обучения индивидуализированным, направленным на формирование компетенций, связанным с их дальнейшим применением в профессиональной деятельности. Одна из актуальных задач, стоящих перед образованием, заключается в формировании познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в информационной деятельности, и в том, чтобы сформировать информационную компетентность обучающихся профильных классов, умеющих использовать современные технические средства в будущей профессиональной педагогической деятельности. В связи с чем среди ключевых компетентностей на первый план выступает информационная компетентность. Именно поэтому важно формировать ее у обучающихся уже в общеобразовательной школе как важнейшее условие дальнейшей успешной профессиональной деятельности в качестве педагогов, которые могут гибко и своевременно реагировать, анализировать, преобразовывать информацию. Формированию информационной компетентности способствуют различные национальные проекты Министерства просвещения Российской Федерации. Существуют различные инструменты формирования информационной компетентности. В статье автор рассматривает понятие интернет-мема и его роль при формировании информационной компетентности обучающихся психолого-педагогических классов. Предлагаются характеристики интернет-мемов, которые делают их полезными в формировании информационной компетентности. Приводятся примеры заданий, которые можно применять в учебном процессе с обучающимися психолого-педагогических классов при формировании информационной компетентности.

Ключевые слова: интернет-мем, информационная компетентность, психолого-педагогический класс, профильное обучение, информационное общество.

Annotation. Currently, the secondary school is undergoing major changes related to social, political and economic changes. First of all, this is due to the modernization of education and the introduction of training profiling by including subjects related to a certain profile in the curriculum. Profile training allows you to make the learning process individualized, aimed at the formation of competencies related to their further application in professional activities. One of the urgent tasks facing education is to form cognitive interests, intellectual and creative abilities in information activities, and to form the information competence of students of specialized classes who are able to use modern technical means in future professional pedagogical activity. In this connection, information competence comes to the fore among the key competencies. That is why it is important to form it among students already in secondary school as the most important condition for further successful professional activity as teachers who can flexibly and timely respond, analyze, transform information. Various national projects of the Ministry of Education of the Russian Federation contribute to the formation of information competence. There are various tools for the formation of information competence. In the article, the author examines the concept of an Internet meme and its role in the formation of information competence of students of psychological and pedagogical classes. The characteristics of Internet memes that make them useful in the formation of information competence are proposed. Examples of tasks that can be used in the educational process with students of psychological and pedagogical classes in the formation of information competence are given.

Key words: Internet meme, information competence, psychological and pedagogical class, specialized training, information society.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический

университет имени М.Е. Евсевьева»)

Введение. Процессы, происходящие в современной реальности, накладывают свой отпечаток на все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и на систему образования. В современном информационном обществе, где доступ к информации все более прост и широк, формирование информационной компетентности становится важной задачей образования. Информация, поступающая из различных медиа-источников, требует умения анализировать, обрабатывать, критически интерпретировать ее как педагогам, так и обучающимся. При этом формирование так называемой ключевой компетентности - информационной компетентности следует начинать еще в средней школе, при этом особое внимание уделить обучающимся, которые выбрали профильные психолого-педагогические классы.

Говоря об информационной компетентности обучающихся психолого-педагогических классов, в первую очередь, речь идет о подготовке обучающихся на новой концептуальной основе. Под информационной компетентностью обучающихся профильных классов психолого-педагогической направленности будем понимать способность и готовность обучающихся эффективно использовать информационно-коммуникационные и цифровые технологии в психолого-педагогическом направлении учебы, умение находить необходимую информацию, критически оценивать ее, обрабатывать и использовать для решения учебных задач, направленных на активное освоение и использование элементов педагогических технологий. Информационная компетентность необходима для успешного функционирования обучающихся в информационном обществе [3, С. 259]. При этом следует учитывать характеристики современного поколения, а именно клиповое мышление. Клиповое мышление - особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов. У поколений Z и Альфа продолжительность внимания сократилась до 8 секунд. Они не могут сосредоточиться ни на чем более длительное время [2, С. 92]. В связи с чем анализ образовательной практики показывает, что одним из

актуальных и своевременных инструментов, который позволит помочь сформировать информационную компетентность обучающихся психолого-педагогических классов - это интернет-мемы.

Изложение основного материала статьи. Слово «мем» произошло от английского тете, которое имеет в основе греческое слово, обозначающее «подобие». Исследованием мема как феномена занимались многие западные ученые с 1970-х годов. Ему посвящена научная дисциплина меметика. Современные исследователи в большей степени используют понятие интернет-мем и понимают под ним конкретный феномен интернет-культуры.

С начала XXI века, интернет-мем определяется как единица, которая передает культурную информацию от одного пользователя Интернета к другому. Интернет-мемы имеют множество форм и могут быть представлены смешными картинками, шутками, вирусными видеороликами и многом другом. Также интернет-мемы являются креолизованными единицами [4, С. 97], состоящими из вербального компонента (подпись) и визуального компонента (картинки, фотографии, рисунки ит.д.).

Исследователи закрепляют за интернет-мемом множество различных особенностей: вирусностъ - интернет-мем очень быстро может расходиться по интернету, передаваясь от одного пользователя к другому; серийность - возможность составить целые серии интернет-мемов; воспроизводимость - любой мем может быть воспроизведён в интернет-пространстве; эмоциональность - способность мема затрагивать различные эмоции интернет-пользователей; медийность, то есть существование мема исключительно в интернет-пространстве [1, С. 122].

Множество отечественных, и иностранных исследователей посвящают свои работы изучению интернет-мемов с лингвистической точки зрения, говоря о том, что интернет-мемы позволяют сформировать лингвистическую, социокультурную компетенции. На наш взгляд потенциал интернет-мемов гораздо выше и их можно применять при формировании информационной компетентности обучающихся профильных психолого-педагогических классов.

К характеристикам интернет-мемов, которые делают их полезными в формировании информационной компетентности обучающихся психолого-педагогических классов, относят:

1. Развитие критического мышления.

Разбор мемов может научить обучающихся критически оценивать информацию, различать факты от мнений, а также распознавать псевдонаучные или недостоверные утверждения в сфере образования. Интернет-мемы могут быть использованы для стимулирования обсуждений и дебатов между учениками. Они могут выступать в качестве смешных и провокационных иллюстраций для побуждения к критическому мышлению. Учащиеся могут размещать мемы на учебных форумах или использовать их при подготовке презентаций и проектов образовательного назначения.

2. Учет социокультурного контекста интернет-мемов.

Мемы часто включают в себя образы и сюжеты из культуры и истории. Для их понимания необходимы знания о социокультурном контексте. Это может мотивировать обучающихся изучать историю, искусство и культурные явления, что важно для их будущей педагогической деятельности, а также развития навыков поиска и обработки информации. Интернет-мемы могут содержать скрытую информацию и ссылки, которые могут быть использованы для дальнейшего исследования. Обучающиеся могут быть заинтересованы в изучении более подробной информации об объекте, изображенном в меме, или обсуждать источники информации, на которые он ссылается.

3. Развитие креативности и средство самовыражения.

Создание собственных интернет-мемов образовательного назначения может стать креативным способом для обучающихся выразить свои идеи и мнения. Это развивает креативное мышление и навыки передачи информации через образы и символику. Креативные и остроумные образы в интернет-мемах способны отразить суть концепций, теорий или даже исторических событий более ярко и наглядно, чем обычные учебные материалы.

4. Формирование социальной грамотности.

Анализ мемов может помочь обучающимся понимать разнообразные точки зрения и различные культурные контексты, что важно для их будущей профессиональной деятельности. Интернет-мемы создают ощущение принадлежности и солидарности, объединяя людей вокруг схожего юмора и интересов. Часто мемы используются для маркирования определенных групп или сообществ: например, фанаты определенной музыки или кино, кружок по физике, математике, истории и др. или политические активисты.

Представленные характеристики рассматриваются в контексте изучения предметов психолого-педагогической и гуманитарной направленности и на основе активного освоения и использования школьниками элементов педагогических технологий. Однако важно отметить, что использование мемов в образовательных целях требует соответствующего подхода и модерации. Учителя и педагоги должны быть активно вовлечены в процесс использования интернет-мемов в обучении и помогать обучающимся развивать навыки анализа, оценки и критического мышления. Они также должны учитывать возможность неправильной интерпретации или неправильного использования мемов. В связи с этим представим примеры заданий, которые можно применять в учебном процессе с обучающимися психолого-педагогических классов при формировании информационной компетентности.

1. Анализ мема: предложите обучающимся выбрать какой-либо обучающий интернет-мем из сферы образования и провести анализ его содержания, целевой аудитории, целей создателя мема и способа передачи информации. После этого предложите обучающимся сделать выводы о надежности и достоверности информации, содержащейся в меме.

Например:

Рисунок 1. Обучающий интернет-мем по математике

Пояснение:

Интернет-мем, представленный на рисунке 1, основан на частой ошибке в формулах сокращённого умножения. На картинке приведена изначальная формула, где нужно раскрыть скобки, правильный вариант раскрытия и неправильный.

Представленный мем предназначен для обучающихся, начиная с 7 класса. Так как формулы сокращенного умножения изучаются в 7 классе, именно на этом этапе ребята знакомятся с понятием многочлена и действиям с ними. Мем предназначен для наглядной демонстрации корректного использования формул сокращенного умножения. Интернет-мем состоит из вербального компонента (подпись) и визуального компонента (картинки). Его можно использовать для наилучшего усвоения учащимися темы «Формулы сокращенного умножения».

После анализа интернет-мема можно выполнить разработку презентации о популярных интернет-мемах. Обучающимся предлагается самостоятельно исследовать и отобрать несколько популярных интернет-мемов, а затем создать презентацию, объясняющую историю, контекст и значения выбранных мемов. При выполнении задания необходимо использовать разнообразные источники информации, проверять достоверность информации и включать аргументированные выводы. Здесь, помимо умения работать с информацией, раскрывается еще один аспект формирования информационной компетентности, а именно работа с информационными технологиями: для разработки интернет-мемов необходимо воспользоваться специализированными онлайн-сервисами, и для демонстрации презентации программой подготовки и просмотра презентации - MS PowerPoint. Возможна организация проектной работы.

2. Критическое мышление: предложите ученикам создать свой собственный педагогический мем, связанный с актуальным событием или темой (например, экологические проблемы, буллинг в школе и др.). Далее попросите их аргументировать свой выбор и объяснить, как они используют мем для передачи информации и формирования определенного мнения.

Например:

КАК УЧИЛИСЬ ШКОЛЬНИКИ И СТУДЕНТЫ В 2019 ГОДУ:

Рисунок 2. Интернет-мем про дистанционное обучение

Пояснение:

Мем, представленный на рисунке 2, связан с актуальной проблемой дистанционного обучения, которая была насущная и актуальна в период появления коронавирусной инфекции. Здесь представлена сравнительная характеристика обучения в

2019 году, когда обучение проходило в очном формате и в 2020 году, на примере к/ф «Звездные войны», когда обучение стало проходить в дистанционном формате с использованием систем дистанционного обучения. Проблема дистанционного обучения в сфере образования и сейчас не теряет своей актуальности. Мем может быть использован на этапе включения в обучение в дистанционной форме, а также мотивацией к изучению дистанционных технологий обучения. Здесь можно использовать краткую теоретическую информацию об истории становления дистанционного обучения в России. Весной

2020 года неспешный процесс внедрения электронной формы обучения в РФ пришлось срочно перевести на ускоренный режим: в условиях всеобщей изоляции обучать можно было только удаленно. Также здесь можно обсудить плюсы и минусы дистанционного обучения.

3. Культурные референции: попросите учеников найти интернет-мем, который содержит культурные или исторические референции. Затем попросите их объяснить эти референции и их значение в контексте мема. Обсудите, как такие референции могут помочь или затруднить понимание информации, содержащейся в мемах, и в чем заключается важность умения распознавать и истолковывать такие референции. Например:

Рисунок 3. Мем, содержащий историческую составляющую

Пояснение:

Интернет-мем, представленный на рисунке 3, связан с первым императором и самодержецем всероссийским, прорубателем окна в Европу, полководцем и реформатором Петром I. Даже спустя почти 350 лет со дня его рождения Петр

Великий остается значимым персонажем массовой культуры, в том числе героем мемов. Представленный интернет-мем связан с основанием Санкт-Петербурга, города, построенного на болоте. Представленный мем может способствовать мотивации к изучению деятельности Петра I и историю основания Санкт-Петербурга. В целом необходимо ориентироваться в истории и культуре для того, чтобы понимать исторический аспект и условия создания идеи интернет-мема.

4. Эмоциональное влияние: предложите обучающимся найти мемы, которые вызывают у них определенные эмоции (смех, грусть, возмущение и т. д.). Предложите обучающимся объяснить, почему они испытывают такие эмоции и как это связано с информацией, содержащейся в мемах. Затем обсудите с классом, как эмоции могут повлиять на восприятие и интерпретацию информации и каким образом ученики могут использовать это знание для развития своей информационной компетентности. Например:

Пояснение:

Представленный на рисунке 4 интернет-мем, описывает ситуацию, которая может случится в образовательном учреждении, когда обучающимся формируют одинаковое мышление, соответствующее мышлению учителя. Представленный мем может оказывать эмоциональное влияние и вызывать в большинстве случаев негативные эмоции, потому что необходимо учитывать индивидуальность каждого ученика. Представленный мем может способствовать мотивации к изучению основ психологии и педагогики, для того чтобы иметь представление об обучении учащихся в школе. Для этого необходимо изучать, анализировать, интерпретировать различные методы, средства, технологии обучения.

Также можно продумать задание, связанное с определением факта или фэйка, который заключается в подготовке набора интернет-мемов, в которых содержатся определенные сведения или утверждения из сферы образования. Обучающиеся проводят поиск информации, чтобы проверить достоверность этих утверждений, и выяснить, какие факты являются реальными, а какие - фэйковыми. После этого обсуждается с классом, как ученики могут обезопасить себя от распространения ложной информации.

Выводы. Таким образом, интернет-мемы представляют собой эффективный инструмент для формирования информационной компетентности обучающихся профильных психолого-педагогических классов. Они увлекательны, доступны и способствуют развитию различных навыков и качеств, включая анализ, оценку и критическое мышление. При правильном использовании интернет-мемы могут помочь обучающимся успешно адаптироваться к современным информационным требованиям и достичь успеха в будущей педагогической деятельности.

Литература:

1. Канашина, C.B. Интернет-мем и прецедентный феномен / C.B. Канашина// Вестник Томского государственного педагогического университета. -2018. - №4 (193). - С. 122-126

2. Перминова, Л.М. Трансформационные процессы в образовании: как помочь учащимся с клиповым мышлением успешно учиться (дидактический подход) / Л.М. Перминова // Гуманитарные науки и образование. - 2022. -№ 3. - С. 90-98

3. Прончатова, A.C. Этапы формирования информационной компетентности обучающихся психолого-педагогических классов / A.C. Прончатова // Актуальные проблемы общего и профессионального образования: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции - 59-е Евсевьевские чтения, посвященной Году педагога и наставника (г. Саранск, 20-21 апреля 2023 г.) / под общ. ред. Т.И. Шукшиной. - Саранск: РИЦ МГПУ, 2023.-С. 258-263

4. Шереметова, B.C. Интернет-мем как лингвистический феномен / B.C. Шереметова // Научное сообщество студентов. - 2015. - С. 97-101

Педагогика

УДК 37.012.2

доцент, кандидат педагогических наук Пчелинцева Евгения Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановская государственная медицинская академия» (г. Иваново)

РЕФЛЕКСИВНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ НАСИЛИЯ

НАД РЕБЕНКОМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В современных социально-экономических условиях приоритетным направлением социальной политики нашего государства является защита детей от всякого рода насилия, осуществляемого взрослыми. Жестокое обращение с детьми и отсутствие заботы пролонгируют травматизацию эмоциональной, когнитивной сфер личности, оказывая долгосрочное воздействие на ребенка, его семью и последующие поколения. Разрешение проблемы защиты прав детей, во многом инициирует поиск методов и средств, помогающих ребенку выйти из трудной жизненной ситуации. Анализ исследований, посвященных данной проблеме, во многом актуализирует обращение к образовательной технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.