Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / информационная компетентность / информационная грамотность / информационная культура / искусственный интеллект / information technology / information competence / information literacy / information culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокофьева Ольга Николаевна, Луговая Анна Валерьевна

За последние десятилетие умение быстро адаптироваться, использовать информационные технологии в профессиональной деятельности является показателем профессиональной компетентности выпускника вуза. Это актуально и для выпускников педагогических направлений. В статье рассматривается проблема формирования информационной компетентности будущих педагогов. Дается анализ понятий "информационная компетентность", "информационная грамотность", "информационная культура". Авторы описывают педагогические условия формирования информационной компетентности. Делается акцент на практической значимости проводимой работы. Описывается характер и содержание работы со студентами будущими педагогами в рамках курса "Информационно-коммуникационные технологии". Приводятся примеры информационных платформ, анализируемых и используемых в работе со студентами. Указывается на соблюдения ряда дидактических принципов и определенной этапности в проектировании учебной деятельности. Авторы статьи приходят к выводу о том, что сформированность информационной компетентности будущих педагогов, позволит им быстро адаптироваться к новым образовательным требованиям и развитию информационных технологий, экономить временной ресурс и делать образовательный процесс интересным для учеников и эффективным для достижения педагогических целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прокофьева Ольга Николаевна, Луговая Анна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Over the past decade, the ability to quickly adapt and use information technology in professional activities is an indicator of the professional competence of a university graduate. This is also true for graduates of pedagogical fields. The article discusses the problem of developing information competence of future teachers. An analysis of the concepts “information competence”, “information literacy”, “information culture” is given. The authors describe the pedagogical conditions for the formation of information competence. The authors describe the pedagogical conditions for the formation of information competence. Emphasis is placed on the practical significance of the work being carried out. The nature and content of work with students future teachers within the framework of the course "Information and Communication Technologies" is described. Examples of information platforms analyzed and used in working with students are given. It is indicated that a number of didactic principles and a certain stage in the design of educational activities are observed. The authors of the article come to the conclusion that the development of information competence of future teachers will allow them to quickly adapt to new educational requirements and the development of information technologies, save time resources and make the educational process interesting for students and effective in achieving pedagogical goals.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ»

достигается посредством взаимозаменяемости таких компонентов как модуль, диалог, метод, ориентир, проект, ситуация, программа.

В современном образовании необходимо не только ситуативное применение различных типов проблемного обучения к разным областям подготовки специалистов, но также конструирование сложных «синтетических» вариантов проблемного обучения, что опирается на творческое понимание теоретико-методологической природы проблемы, и понимание возможностей позитивной и диагностической компликологии.

В настоящее время концепт «коммуникативные практики», в том числе и система научных интернет-коммуникаций является предметом активной междисциплинарной рефлексии [4, С. 64]. Внимание к исследованиям коммуникативных практик обусловлено спецификой научной и педагогической деятельности, связанной с изучением и популяризации отечественной истории.

Выводы. Потенциал современных коммуникативных практик состоит в возможности объединения рефлексивного, компликологического и средоориентированного подходов. Основой рефлексивной образовательной среды, базовым инструментом ее создания, развития и функционирования является проблемно-ориентированный диалог. Синтез названных подходов может стать одной из методических основ преподавания учебного курса «Основы российской государственности».

Литература:

1. Гайкина, М.Ю. Особенности компликологии в контексте проблемного обучения / М.Ю. Гайкина // Общество: социология, психология, педагогика. -2022. -№ 10. - С. 170-177

2. Гревцева, Г.Я. Роль рефлексивной деятельности в развитии патриотизма профессионально ориентированной направленности у студентов / Г.Я. Гревцева // Инновационное развитие профессионального образования. - 2020. - № 4 (28). - С. 88-93

3. Зайцев, A.B. Кластерная дифференциация диалогических интеракций государства и гражданского общества в сфере публичной политики: теория и практика / A.B. Зайцев // Социодинамика. -2016. - № 12. - С. 68-75

4. Ламин, В.А. Современные подходы к изучению и популяризации отечественной истории: актуальные коммуникативные практики / В.А. Ламин, О.Н. Шелегина // Известия Иркутского государственного университета. Серия «История». - 2020. - Т. 33. - С. 63-69

5. Молодин, В.И. Приоритетные направления развития гуманитарной науки как стратегической составляющей фундаментальной науки в России и роль Объединенного ученого совета СО РАН по гуманитарным наукам / В.И. Молодин // Гуманитарные науки в Сибири. - 2019. - Т. 26, № 4. - С. 5.

6. Основы российской государственности: учебно-методический комплекс по дисциплине для образовательных организаций высшего образования / В.Э. Багдасарян, Ю.Ю. Иерусалимский, С.А. Кудрина [и др.]. - РАНХиГС: Издательский Дом Дело, 2023 - 272 с.

7. Основы российской государственности. Проект концепции УМК [сайт], 2023 - URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/method/Ps_MON_MN_ll_1516_PK_21042023.pdf (дата обращения 28.09.2023)

8. Поддьяков, А.Н. Компликология - изучение субъектов и управление ими путём создания трудностей: от биологических механизмов к нравственной рефлексии / А.Н. Поддьяков // Психологические исследования духовно-нравственных проблем / отв. ред. А.Л. Журавлев, A.B. Юревич. - М. - 2011. - С. 435-479

9. Подлевских, Т.С. Проблемное обучение в медицинском вузе - эффективный способ формирования гражданственности и патриотизма / Т.С. Подлевских // Совершенствование воспитательной работы в вузе: патриотическое воспитание - приоритетное направление воспитательной работы в вузах: сб. ст. IV Межвуз. науч.-практ. конф. / под ред. Л.А. Копысовой, М.С. Пояркова. - Киров, 2018. - С. 195-200

10. Саенко, Л.Н. Условия формирования профессионального патриотизма у обучающейся молодежи / Л.Н. Саенко, Ж.Г. Химич // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 5 (72). - С. 203-205

11. Тамразова, ИГ. Нормы речевого поведения и релевантность высказывания / И.Г.Тамразова // Общественные науки.-2017. -№2-1. - С. 362-366

12. Тузинек, А. Две концепции проблемного обучения: В. Оконь и М.И. Махмутов / Тузинек А. // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2020. -№3 (836). -С. 128-138

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Прокофьева Ольга Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студентка Луговая Анна Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ

Аннотация. За последние десятилетие умение быстро адаптироваться, использовать информационные технологии в профессиональной деятельности - является показателем профессиональной компетентности выпускника вуза. Это актуально и для выпускников педагогических направлений. В статье рассматривается проблема формирования информационной компетентности будущих педагогов. Дается анализ понятий "информационная компетентность", "информационная грамотность", "информационная культура". Авторы описывают педагогические условия формирования информационной компетентности. Делается акцент на практической значимости проводимой работы. Описывается характер и содержание работы со студентами - будущими педагогами в рамках курса "Информационно-коммуникационные технологии". Приводятся примеры информационных платформ, анализируемых и используемых в работе со студентами. Указывается на соблюдения ряда дидактических принципов и определенной этапности в проектировании учебной деятельности. Авторы статьи приходят к выводу о том, что сформированность информационной компетентности будущих педагогов, позволит им быстро адаптироваться к новым образовательным требованиям и развитию информационных технологий, экономить временной ресурс и делать образовательный процесс интересным для учеников и эффективным для достижения педагогических целей.

Ключевые слова: информационные технологии, информационная компетентность, информационная грамотность, информационная культура, искусственный интеллект.

Annotation. Over the past decade, the ability to quickly adapt and use information technology in professional activities is an indicator of the professional competence of a university graduate. This is also true for graduates of pedagogical fields. The article discusses the problem of developing information competence of future teachers. An analysis of the concepts "information competence", "information literacy", "information culture" is given. The authors describe the pedagogical conditions for the formation of information competence. The authors describe the pedagogical conditions for the formation of information competence. Emphasis is placed on the practical significance of the work being carried out. The nature and content of work with students - future teachers within the framework of the course "Information and Communication Technologies" is described. Examples of information platforms analyzed and used in working with students are given. It is indicated that a number of didactic principles and a certain stage in the design of educational activities are observed. The authors of the article come to the conclusion that the development of information competence of future teachers will allow them to quickly adapt to new educational requirements and the development of information technologies, save time resources and make the educational process interesting for students and effective in achieving pedagogical goals.

Key words: information technology, information competence, information literacy, information culture.

Введение. Быстрые изменения в информационной образовательной среде, появление новых информационных технологий, сервисов и ресурсов, необходимость формирования информационной компетентности у будущих педагогов в соответствии с ФГОС ВО, готовых к самообразованию и развитию в данном направлении - определяет актуальность нашего исследования.

Портрет современно учителя преимущественно женский, а средний возраст - 30-50 лет [2]. Некоторые педагоги склонны к педагогическому консерватизму - свойству личности сохранять устоявшиеся правила, оставаться психологически невосприимчивым к новому, стереотипным в выборе путей решения профессиональных задач [5]. Что не может не влиять на осторожное отношение и не частое использование в работе информационных технологий.

Государственная программа РФ «Развитие образования» определяет среди основных задач государственного управления, задачи, связанные с использованием цифровых технологий, инструментов и сервисов в образовании, повышение квалификации педагогов в соответствующем направлении. Сочетание традиционного обучения и обучения с использованием информационных, цифровых ресурсов, что сделает образование доступным для каждого гражданина РФ [3].

Формирование способности понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности, - образовательная цель, которая задает векторы для планирования и организации профессиональной деятельности [9].

Формирование информационной компетентности неразрывно связано с информатизацией образования, понимаемой как динамичный процесс, потому что образовательная система находится в состоянии непрерывного обновления [4].

Изложение основного материала статьи. Проблема формирования информационной компетентности студентов освещается в трудах ученых, среди которых труды: Беспалько В.П., Гнатышиной Е.В., Галимова A.M., Зайцевой С.А., Иванова Ю.С., Казакова И.С., Насс О.В., Овчарова А.В., Рагулиной М.И., Смоляниновой О.Г., Темербековой А.А., Фадеевой В.В. идр.

Понятие «информационная компетентность» имеет тесную связь с понятиями «информационная культура» и «информационная грамотность».

Информационная компетентность рассматривается как результат сформированной способности к использованию информационных технологий и определяемой компонентами информационной культуры (информационным мировоззрением, информационной и цифровой грамотностью). Информационная и цифровая грамотность отражает практико-ориентированный деятельностный компонент информационной компетентности, и выражается во владении человеком способами и приемами работы с информацией. На основе сформированной грамотности формируется информационная культура [1].

Сформированность «информационной компетентности» будущего педагога создает необходимые условия для формирования профессиональной компетентность педагога в целом, которая выражается в возможности эффективно решать педагогические задачи.

Информационная компетентность предполагает степень готовности к деятельности по поиску информации, применению знаний информационных ресурсов, актуальных для соответствующей профессиональной области, анализу и синтезу информации, по использованию знаний алгоритмов создания информационных продуктов [1].

Успешное проявление различных видов способностей (предметно-дидактических, коммуникативных, организационных) и ряда умений педагогом (анализа, прогнозирования, проектирования, рефлексии) находится в прямой зависимости от сформированности информационной компетентности. Например, эффективность использования педагогического опыта и самообразования, дидактически правильная организация образовательного процесса невозможна без применения современных информационных технологий.

В рамках курса «Информационно-коммуникационные технологии» проводимого на первом и втором курсах подготовки студентов по направлению «Педагогическое образование» в КГУ им. К.Э. Циолковского, будущие педагоги знакомятся с возможностями:

• использования разнообразных информационно-поисковых и справочных источников в Интернете;

• создания интерактивного контента, инфографики (интерактивных рабочих листов, квестов, игр);

• создания интерактивного видео;

• обработки видео и аудио изображений;

• использования сервисов для совместной работы;

• создания презентаций;

• использования конструкторов упражнений, тестов, тренажеров;

• использования возможностей искусственного интеллекта и др.

Так, например, занятия, раскрывающие возможности искусственного интеллекта, предоставляют будущим педагогам возможность работать эффективно и экономить время на подготовку к учебным занятиям [10]. Искусственный интеллект помогает педагогу автоматизировать ряд рутинных задач, состоящих в: проверке тестовых ответов, подборе средств наглядности для урока, разработке упражнений для закрепления материала, решении учебных задач, поиске необходимой информации и др. В условиях переизбытка информации, когда пользователи «не получают необходимые им сведения, но в то же время остаются перегруженными данными», такая функция весьма актуальна [11].

Данные факторы определяют важность использования возможностей нейросетей в работе педагога. Интуитивно понятный интерфейс, поддержка русского языка, бесплатный доступ и отсутствие необходимости в регистрации, краткость, содержательность (соответствие запроса полученным данным), полнота, глубина ответа, наличие ссылок на источники и универсальность, - являются важными критериями оценки нейросетей.

Например, будущие педагоги знакомятся с возможностями использования ELI5. Платформа позволяет генерировать: темы дебатов, вопросы к обсуждению, темы проектов, решения проблем, темы викторин, карьерные идеи, интеллект-карты и др. Кроме этого платформа позволяет включить/выключить функцию сарказма в ответах, которая делает текст более эмоциональным, а значит, запоминающимся, а также включать примеры, которые упрощают понимание материала, при ответе на вопросы предметного характера. Основным недостатком сервиса, является возможность отправить всего лишь три бесплатных запроса в день.

Среди преимуществ искусственного интеллекта Aomni студенты выделяют структурированные ответы на вопросы, с выделением ключевых моментов и дополнительных деталей; самые полные и подробный ответы из анализируемых нейросетей. Искусственный интеллект не поддерживает русский язык и позволяет ответить лишь на три вопроса бесплатно.

Нейросеть Kagilabs-FastGPT дает самые краткие ответы с указанием на источники. Платформа ChatGPTDuo дает краткую информацию с ссылками на источники. Искусственный интеллект Andi предоставляет много ссылок на сторонние ресурсы. Результаты поиска GPTGO.ai оказываются развернутыми и полными.

Обучение студентов происходит в соответствии с основными дидактическими принципами и рядом специфических, характерных для компьютеризированного обучения, таких как: принципом алгоритмизации и формализации (обучение с использованием специальных программ), принципом иерархичности (обучение предполагает определенную иерархичную структуру учебных задач, выполнение которых с большой вероятностью приведет к требуемому результату), принцип модельного обеспечения постановки и решения дидактических задач [6].

В рамках проектирования изучения темы (модуля) мы придерживаемся этапности, выделенной М.В. Клариным:

1. описание организационных элементов (темы, компетенций, знаний, умений, навыков, характеристики аудитории, плана);

2. формулировка образовательной цели;

3. определение содержания темы (модуля), учебных заданий, последовательности их решения;

4. разработка учебных заданий;

5. выбор способа представления результата [7].

Среди педагогических условий, способствующих повышению эффективности формирования информационной компетентности будущих педагогов мы выделили следующие:

• тематика и содержание курса «Информационно-коммуникационные технологии» носят профессионально-ориентированную направленность;

• характер и содержание учебных заданий, выполняемых студентами, имеет индивидуальную и групповую направленность, позволяет им использовать информационные сервисы, ресурсы, платформы, для решения задач профессиональной деятельности;

• процесс формирования информационной компетентности будущих педагогов осуществляется в тесном сотрудничестве с общеобразовательными организациями и организациями дополнительного образования. Сформированность информационной компетентности студентов в рамках аудиторных занятий позволяет апробировать знания и умения на производственной практике на базе школ, организаций дополнительной образования г. Калуги и области.

Выводы. В настоящее время требования, предъявляемые государством, обществом, родителями к педагогу высоки. Постоянные изменения, происходящие в системе образования, требуют от педагога высокого уровня сформированности информационной компетентности, позволяющей быстро адаптироваться к новым образовательным требованиям и быстрому развитию информационных технологий, экономить временной ресурс и делать образовательный процесс интересным для учеников и эффективным для достижения педагогических целей. Поэтому проблема формирования информационной компетентности будущих педагогов актуальна и своевременна в реалиях вузовской подготовки.

Литература:

1. Вдовина, И.А. Информационная культура, информационная грамотность и информационная компетентность в подготовке учителя / И.А. Власова // Вестник Института образования человека - 2017. - №2. - С. 14. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35287451 (дата обращения 21.09.2023)

2. Гаспаришвили, А.Т. Учитель в эпоху перемен / А.Т. Гаспаришвили, A.A. Ионов, В.В. Рязанцев, А.Ю. Смоленцева. -М.: Логос, 2006. - 176 с.

3. Государственная программа российской федерации «Развитие образования» Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" до 2030 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2021 № 1701). - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/cf742885e783e08d9387d7364e34f26fB7ecl38f/ (дата обращения: 25.09.2023)

4. Грибан, О.Н. Формирование информационной компетентности студентов педагогического вуза: монография / О.Н. Грибан: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2015. - 162 с.

5. Ибатуллина, Е.Ю. Готовность педагога к инновационной деятельности как фактор коррекции профессионального консерватизма: дисс... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ибатуллина Елена Юрьевна. - Волгоград, 2013. - 182 с.

6. Иванов, Ю.С. Принципы компьютеризованного обучения / Ю.С. Иванов // Казанский педагогический журнал. -2003. - №3. - С. 3-8

7. Ившина, Г.В. О проектировании обучения: технологический подход / Г.В. Ившина / Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - №8. - Том 15. - С. 439-444

8. Садыкова, В.А. Психолого-педагогические особенности использования информационных технологий в подготовке специалистов в высшей школе: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Садыкова Венера Акдясовна. -Казань, 2005. - 189 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) стандарт. - URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 27.06.2023)

10. Exploring Teachers' Perceptions of Artificial Intelligence as a Tool to Support their Practice in Estonian K-12 Education / Chounta I., Bardone E., Raudsep A., Pedaste M. H International Journal of Artificial Intelligence in Education. - 2021. - №32. -P. 725-755. - URL: https://doi.org/10.1007/S40593-021-00243-5 (дата обращения 24.09.2023)

11. Oppenheim, С. Managers' use and handling of information / C. Oppenheim II International Journal of Information Management. - 1997. - №4. - Vol. 17. - P. 239-248. - URL: https://doi.org/10.1016/S0268-4012(97)00002-9 (дата обращения 24.09.2023)

Педагогика

УДК 373.5

аспирант Прончатова Анна Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ИНТЕРНЕТ-МЕМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ

Аннотация. В настоящее время общеобразовательная школа претерпевает серьезные изменения, связанные с социальными, политическими и экономическими изменениями. Прежде всего, это связано с модернизацией образования и введения профилирования обучения за счет включения в учебный план предметов, связанных с определенным профилем. Профильное обучение позволяет сделать процесс обучения индивидуализированным, направленным на формирование компетенций, связанным с их дальнейшим применением в профессиональной деятельности. Одна из актуальных задач, стоящих перед образованием, заключается в формировании познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в информационной деятельности, и в том, чтобы сформировать информационную компетентность обучающихся профильных классов, умеющих использовать современные технические средства в будущей профессиональной педагогической деятельности. В связи с чем среди ключевых компетентностей на первый план выступает информационная компетентность. Именно поэтому важно формировать ее у обучающихся уже в общеобразовательной школе как важнейшее условие дальнейшей успешной профессиональной деятельности в качестве педагогов, которые могут гибко и своевременно реагировать, анализировать, преобразовывать информацию. Формированию информационной компетентности способствуют различные национальные проекты Министерства просвещения Российской Федерации. Существуют различные инструменты формирования информационной компетентности. В статье автор рассматривает понятие интернет-мема и его роль при формировании информационной компетентности обучающихся психолого-педагогических классов. Предлагаются характеристики интернет-мемов, которые делают их полезными в формировании информационной компетентности. Приводятся примеры заданий, которые можно применять в учебном процессе с обучающимися психолого-педагогических классов при формировании информационной компетентности.

Ключевые слова: интернет-мем, информационная компетентность, психолого-педагогический класс, профильное обучение, информационное общество.

Annotation. Currently, the secondary school is undergoing major changes related to social, political and economic changes. First of all, this is due to the modernization of education and the introduction of training profiling by including subjects related to a certain profile in the curriculum. Profile training allows you to make the learning process individualized, aimed at the formation of competencies related to their further application in professional activities. One of the urgent tasks facing education is to form cognitive interests, intellectual and creative abilities in information activities, and to form the information competence of students of specialized classes who are able to use modern technical means in future professional pedagogical activity. In this connection, information competence comes to the fore among the key competencies. That is why it is important to form it among students already in secondary school as the most important condition for further successful professional activity as teachers who can flexibly and timely respond, analyze, transform information. Various national projects of the Ministry of Education of the Russian Federation contribute to the formation of information competence. There are various tools for the formation of information competence. In the article, the author examines the concept of an Internet meme and its role in the formation of information competence of students of psychological and pedagogical classes. The characteristics of Internet memes that make them useful in the formation of information competence are proposed. Examples of tasks that can be used in the educational process with students of psychological and pedagogical classes in the formation of information competence are given.

Key words: Internet meme, information competence, psychological and pedagogical class, specialized training, information society.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический

университет имени М.Е. Евсевьева»)

Введение. Процессы, происходящие в современной реальности, накладывают свой отпечаток на все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и на систему образования. В современном информационном обществе, где доступ к информации все более прост и широк, формирование информационной компетентности становится важной задачей образования. Информация, поступающая из различных медиа-источников, требует умения анализировать, обрабатывать, критически интерпретировать ее как педагогам, так и обучающимся. При этом формирование так называемой ключевой компетентности - информационной компетентности следует начинать еще в средней школе, при этом особое внимание уделить обучающимся, которые выбрали профильные психолого-педагогические классы.

Говоря об информационной компетентности обучающихся психолого-педагогических классов, в первую очередь, речь идет о подготовке обучающихся на новой концептуальной основе. Под информационной компетентностью обучающихся профильных классов психолого-педагогической направленности будем понимать способность и готовность обучающихся эффективно использовать информационно-коммуникационные и цифровые технологии в психолого-педагогическом направлении учебы, умение находить необходимую информацию, критически оценивать ее, обрабатывать и использовать для решения учебных задач, направленных на активное освоение и использование элементов педагогических технологий. Информационная компетентность необходима для успешного функционирования обучающихся в информационном обществе [3, С. 259]. При этом следует учитывать характеристики современного поколения, а именно клиповое мышление. Клиповое мышление - особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов. У поколений Z и Альфа продолжительность внимания сократилась до 8 секунд. Они не могут сосредоточиться ни на чем более длительное время [2, С. 92]. В связи с чем анализ образовательной практики показывает, что одним из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.