Научная статья на тему 'Актуализация вопросов формирования информационной компетентности обучающихся 10-11 классов в процессе их цифровой социализации'

Актуализация вопросов формирования информационной компетентности обучающихся 10-11 классов в процессе их цифровой социализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INFORMATION COMPETENCE / STUDENTS 10-11 GRADES / DIGITALIZATION OF SOCIETY / FEATURES / FORMATION / POTENTIAL / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ 10-11 КЛАССОВ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ОСОБЕННОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьяков Андрей Леонидович

В статье предпринята попытка актуализировать вопросы формирования информационной компетентности обучающихся 10-11 классов общеобразовательных организаций в процессе цифровизации общества. Отмечены психолого-педагогические условия формирования информационной компетентности обучающихся 10-11 классов. Отражена специфика информационной компетентности как социокультурного и образовательного феномена. Особое внимание уделено роли Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в формировании информационной компетентности современных обучающихся старшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Третьяков Андрей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF THE ISSUES OF FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS OF 10-11 GRADES IN THE PROCESS OF THEIR DIGITAL SOCIALIZATION

The article makes an attempt to actualize the issues of formation of information competence of students of the 10th11th grades of general education organizations in the process of digitalization of society and including them. Psychological and pedagogical conditions of formation of informational competence of students of 10-11 classes are noted. Reflected specificity of information competence as a socio-cultural and educational phenomenon. Particular attention is paid to the role of the program «Digital Economy of the Russian Federation» in the formation of the information competence of modern high school students.

Текст научной работы на тему «Актуализация вопросов формирования информационной компетентности обучающихся 10-11 классов в процессе их цифровой социализации»

4. Челышева И.В. Развитие творческого потенциала в профессиональной подготовке организаторов работы с молодежью в сфере культуры и массовых коммуникаций: монография / И.В. Челышева, С. Ю. Шалова; под ред. И. В. Челышевой. М.; Берлин, 2017. 184 с.

References

1. Baranov O.A. (2005). Films in the pastoral work with students: study guide / О.А. Baranov, S.N. Penzin. Tver': Tver State University, 188 p. (in Russian)

2. Kogaj, Е.А. (2000). Ecological paradigm of culture and education / Е.А. Kogaj // Social-humanitarian knowledge. 2000. N 4. p. 114-129. (in Russian)

3. Fedorov, A.V. (2003). Ecological subject in Russian fiction film art of the sound period: problems and tendencies / A.V. Fedorov. Taganrog, 2003. p. 48. (in Russian)

4. Chelysheva, I.V. (2017) Razvitie tvorcheskogo potenciala v professional'noj podgotovke organizatorov raboty s molodezh'ju v sfere kul'tury i massovyh kommunikacij: monografija / I.V. Chelysheva, S.J.Shalova; edited by I.V. Chelysheva. Moscow: Berlin. p. 184. (in Russian)

УДК 373.2 ББК 74.100 Т666

Третьяков Андрей Леонидович

Старший преподаватель кафедры дошкольного образования Московского государственного областного университета. Москва, Россия.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ВОПРОСОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

В статье предпринята попытка актуализировать вопросы формирования информационной компетентности обучающихся 10-11 классов общеобразовательных организаций в процессе цифровизации общества. Отмечены психолого-педагогические условия формирования информационной компетентности обучающихся 10-11 классов. Отражена специфика ин-

формационной компетентности как социокультурного и образовательного феномена. Особое внимание уделено роли Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в формировании информационной компетентности современных обучающихся старшей школы.

Ключевые слова: информационная компетентность, обучающиеся 10-11 классов, циф-ровизация общества, особенности, формирование, потенциал.

A. L. Tretyakov

Moscow, Russia

ACTUALIZATION OF THE ISSUES OF FORMATION OF INFORMATION

COMPETENCE OF STUDENTS OF 10-11 GRADES IN THE PROCESS OF THEIR

DIGITAL SOCIALIZATION

The article makes an attempt to actualize the issues of formation of information competence of students of the 10th-11th grades of general education organizations in the process of digitalization of society and including them. Psychological and pedagogical conditions of formation of informational competence of students of 10-11 classes are noted. Reflected specificity of information competence as a socio-cultural and educational phenomenon. Particular attention is paid to the role of the program «Digital Economy of the Russian Federation» in the formation of the information competence of modern high school students.

Keywords: information competence, students 10-11 grades, digitalization of society, features, formation, potential.

В условиях процесса глобализации во всем мире система образования находится в стадии масштабных преобразований. Глобализация, образование культурного сообщества, технологический и социально-экономический прогресс, а также цифровизация общества не только

предъявляют новые требования к системному воспитанию и образованию молодёжи, но и порождают новые проблемы в системе общего и дополнительного образования.

В этой связи целью данной статьи является актуализация вопросов формирования информационной компетентности обучающихся 10-11 классов современных общеобразовательных организаций в условиях строительства цифрового общества и реализации Программы «Цифровая экономика Российской Федерации», которая представляет собой уникальный программный документ, характеризующий современное состояние социально-экономического роста, в том числе и в области образования.

Информационная революция и происходящие в мире процессы глобализации усиливают динамичность мира, оказывают огромное влияние на различные стороны человеческой жизнедеятельности. Многие социальные структуры, которые определяют поведенческие ориентиры для человека, утратили свое влияние, подверглись существенным изменениям и устойчивые ранее типы отношений между родителями и детьми, семьей и обществом, учителем и обучающимся. Большая часть человеческой активности переместилась в новые общности людей, так как социальные сети. Кроме того, расширилась информационная деятельности людей во всех сферах практической деятельности. Все это способствует свободному доступу к информации, повышению образовательного уровня молодежи, формированию профессионального самоопределения, но требует и информационной, и правовой компетентности, а также гражданской активности, навыков здорового образа жизни, высоких ценностных ориентиров у подрастающего поколения. В этой связи, проблема формирования информационной компетентности личности, культуры информационного взаимодействия, что является в настоящее время частью социальной политики государства, представляется весьма актуальной.

Кроме того, глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Создание воспитательного идеала россиянина является важнейшей проблемой сохранения единства образовательного пространства страны.

На наш взгляд, главную стратегическую линию своей профессиональной деятельности педагогический работник видит в поддержке личностного роста своих обучающихся, пробуждении их внутренней энергии для жизни, стремлении к счастью на основе их упорного образования и собственного труда.

Информационные компетенции представителя современного общества должны не только обеспечить успешную социализацию личности, но и гарантировать овладение эффективными методами и средствами сбора, накопления, передачи и переработки информации в течение всей социально активной жизни человека.

Стоит сказать, что формированием информационной компетентности необходимо заниматься системно с раннего возраста и на протяжении всей жизни. Особую роль в этом процессе играет образование. В процессе обучения в школе должны формироваться не только навыки работы с компьютером, информацией, но и понимание важности такой деятельности для самого человека, получения им личностно-значимой информации. При этом не следует забывать о воспитательном аспекте, соблюдении правил и этических норм при получении и создании информации. Это имеет особое значение при использовании информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», нахождении в социальных сетях и др. В них имеются специфические ресурсы и формы социальных взаимодействий, что не должно исключать свойств общего социального пространства, а значит, и общепринятых норм, и правил поведения.

Можно сказать, что виртуальная реальность все более проникает в реальную жизнь людей и последствия такого проникновения не всегда положительны. Сгладить отрицательное влияние на людей, в первую очередь на молодежь, такого воздействия информационного пространства может помочь формированию информационной компетентности.

Информационная деятельность человека, связанная с социальной природой, является системно-преобразующим ядром информационной компетентности. Эта деятельность связана с разнообразными способностями человека, которые проявляются:

• в умениях и навыках по использованию современной компьютерной и телекоммуникационной техники;

• в способности использовать в своей деятельности информационные технологии;

• в умении получать значимую для себя информацию из различных источников и уметь перерабатывать ее;

• в умении аналитически обрабатывать информацию;

• в знании особенностей информационных потоков в своей сфере деятельности и др.

Информационная деятельность обеспечивает функционирование и дальнейшее развитие

информационного потенциала общества.

Информация в современном мире быстро устаревает из-за оперативного хода общественной жизни, развития науки, техники и способов общения людей друг с другом. Информация, имеющая большую ценность сегодня, завтра может быть бесполезной. Своевременная выдача информации повышает ее актуальность и практическую значимость.

За последнее десятилетие человечеству открылся новый мир - информационное пространство, связанное сетью телекоммуникаций, что позволило актуализировать глобальные проблемы. Это пространство для многих его обитателей стало не только гигантской библиотекой, сколько деятельной средой, жизненным миром. Не с помощью сети Интернет, а в Интернет-среде осуществляется сегодня деятельность многих людей. Человечеству открылось пространство, которое необходимо освоить.

Можно сказать, что информационное пространство имеет собственную структуру. По мере овладения человеком определенного слоя информационного пространства повышается его качественный уровень приобщения к информационной культуре. Информационное пространство может характеризоваться такими понятиями как информационная плотность, информационный поток, информационное поле и проч.

Развитие информационной компетентности происходит под влиянием двух факторов: количеством полученного знания и степенью «продвинутости» поставленных проблем. Преобладает охват вопросов, связанных с первым фактором и недостаточностью исследованности второго. Можно говорить лишь о наличии предпосылок для построения обобщения на теоретическом уровне. Информационную компетентность можно представить объектом, пере-

ходящим на новый уровень своей организации с приобретением дополнительных структурных характеристик, человеческое воздействие на который не является чем-то внешним, а включается в систему.

Теоретическая разработка проблем, связанных с формированием информационной компетентности, имеет практическое значение для совершенствования и углубления содержания преподаваемых информационных дисциплин в образовательных организациях разных уровней.

Поскольку объем знаний в настоящее время растет экспоненциально, а время обучения ограничено, то это вынуждает сохранять тенденцию совершенствования процесса обучения, его методов, структурных форм, а также вспомогательных аудиовизуальных и технических средств.

Формирование информационной компетентности - непрерывный процесс и должен осуществляться как можно раньше. Этого мнения придерживаются такие исследователи, как В. П. Голованов, Е. Я. Коган, И. И. Комарова, Т. С. Комарова, Е. М. Машбиц, Ю. А. Первин, В. А. Плешаков, Н. Д. Угринович и др. Они считают, что «уровень развития современного молодого человека во многом характеризует понятие информационной компетентности, которая в силу фундаментальности ее понятий должна формироваться, начиная с первых школьных, а иногда и дошкольных уроков и занятий» [Сергеева, 2006].

Современный человек живет в глобальном мире. Он вовлечен в сложные социальные, общественные, политические и экономические отношения. Кроме того, ему доступно широчайшее информационное пространство со всеми его возможностями и соблазнами.

Стоит отметить, что в возрасте 11-14 лет у обучающихся складывается определенный тип и стиль мышления, заметно усиливается сознательное отношение к учебной деятельности, происходит постепенный переход на более высокий уровень, связанный с новым отношением к глубокому усвоению знаний, которые приобретают личностный смысл.

В старшем школьном возрасте (10-11 кл.) особое значение приобретает развитие личности, а учебная деятельность старшеклассников предъявляет более высокие требования к их активности и самостоятельности.

Анализ преподавания курса информатики в современной общеобразовательной организации в Москве позволяет выделить несколько этапов в формировании информационной компетентности в процессе обучения.

На первом этапе - пропедевтическом - происходит первоначальное знакомство обучающихся с компьютером, формируются первые элементы информационной компетентности в процессе использования учебных программ.

На втором этапе - базовом - обеспечивается обязательный общеобразовательный минимум подготовки обучающихся по информатике. Он направлен на овладение обучающимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной деятельности.

Третий этап - профильное обучение - предпрофессиональная подготовка обучающихся, дифференцированная по объему и содержанию, с учетом их интересов и в зависимости от профиля класса.

Четвертый этап - обучение в организациях дополнительного образования на любых дополнительных общеобразовательных программах, связанных с информационно-телекоммуникационными технологиями.

Пятый этап - самообразование в течение всей жизни.

Стоит сказать, что знания, умения, навыки и компетенции, связанные с аналитико-син-тетической переработкой информации, приобретают все большую ценность для современного человека, а объединяющая и обобщающая их информационная компетентность становится одной из главных целей современного образования.

Эффективность процессов воспитания и формирования информационной компетентности обучающихся обуславливается реализацией следующих ведущих дидактических принципов: научность, связь теории с практикой, систематичность, последовательность, наглядность, доступность, персонифицированный и дифференцированный подходы и проч. Активную роль играют формы обучения, среди которых можно выделить виды учебных занятий,

направленных на теоретическую и практическую подготовку выпускников современных общеобразовательных организаций.

Современные технологии, инновационные средства коммуникации, обработки информации обусловили появление беспрецедентных возможностей управления процессом обучения человека на разных уровнях образования и самообразования и повышения информационной компетентности, в том числе и в организациях дополнительного образования. Акцентируя внимание на моделировании данного феномена, необходимо выделить исходные методологические предпосылки. В основу информационно-культурного потенциала человека закладываются знания, способность к их передаче, совокупность духовно-интеллектуальных, аксиологических качеств. Во-вторых, это системное образование, включающее в себя структурно-функциональные компоненты, взаимодействующие с группами внешней среды. В-третьих, индивидуально-творческие, личностно-ориентированные ценности. В-четвертых, технико-технологические, информационно-технологические составляющие. Часть из этих компонентов реализуются в образовательной сфере, часть выходит за ее рамки - в информационное пространство [Третьяков, 2018].

Таким образом, можно сказать, что информационная компетентность - это многоплановое понятие, включающее в себя информационные компоненты, культурные нормы, психолого-педагогические методики взаимодействия с источниками информации, психологические, аксиологические понятия и проч. Особую значимость в рассматриваемой проблематике приобретает методологический аспект - рассмотрение методов информационной деятельности, имеющих фундаментальное значение в любой интеллектуальной деятельности.

Итак, проведенный анализ показывает, что для современного человека является ориентиром и помощником в выборе направлений - информационная компетентность личности. Многие исследователи отмечают ее культурологическую основу, другие - информационную. Мы предлагаем рассмотреть ситуационный принцип, то есть возможность и способность человека адекватно реагировать на происходящие в информационном пространстве события.

Междисциплинарный подход к анализу информационной компетентности показывает, что эта характеристика не возникает и не развивается без целенаправленного воспитательного воздействия, каковым является образование. Таким образом, в основе исследования генезиса информационной компетентности обучающихся лежит формирование условий будущего развития личности.

Методология взаимодействия информационной компетентности, воспитания и образования позволяет экстраполировать развитие системы в будущем. Тем самым мы приходим к созданию модели «управляемого будущего», в которой в тот или иной уровень образования человека, достигаемым в ходе целостного воспитательно-образовательного процесса, определяется реализованным уровнем ситуационного принципа развития информационной компетентности индивидуума [Кольева, Мурзалинова, 2012].

Руководствуясь целью данной статьи, нам необходимо рассмотреть концептуальные положения Программы «Цифровая экономика Российской Федерации», которая утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. за №2 1632-р [Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», Режим доступа: http:// static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf], одной из целей которой является создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан. Иными словами, на уровне государства актуализируется вопрос обращения к научно-образовательному сообществу с целью формирования компетенций, в том числе информационных, у обучающихся для нужд цифровой экономики.

Надо сказать, что именно данная Программа характеризует новый экономический уклад, который необходим в условиях перехода на качественно новый уровень использования информационно-телекоммуникационных технологий во всех сферах социально-экономической деятельности.

Важнейшим компонентом Программы является раздел «Кадры и образование», целями которого являются:

1) система трудовых отношений, нормативная и правовая база, в том числе, описания системы компетенций отражают цифровую реальность деятельности граждан;

2) система аттестации компетенций цифровой экономики вариативна и согласована с профессиональными и образовательными стандартами, национальной системой квалификаций;

3) система основных образовательных программ обеспечивает цифровую грамотность населения, подготовки кадров для цифровой экономики и использует ее инструменты и среды;

4) реализованы стратегия образования в течение всей жизни, механизмы переподготовки, повышения квалификации и вовлечения в цифровую экономику государственных служащих, старше 50 лет, пенсионеров и инвалидов;

5) Российская Федерация является привлекательным местом для работы специалистов, в том числе иностранных, в области проектирования, производства и коммерциализации цифровых технологий.

Кроме того, планируется обеспечить эффективное персонифицированое использование для каждого обучающегося всех образовательных ресурсов, в частности, будут разработаны методически и технологически, с применением данных персональных траекторий развития, способы прогнозирования и формирования персонифицированных образовательных маршрутов, обеспечивающих освоение ключевых компетенций с учетом различных систем аттестации. Обучающиеся могут выбрать персонифицированные образовательные маршруты, обеспечивающие освоение компетенций цифровой экономики. Реализована возможность, с использованием цифровой инфраструктуры, освоения обучающимся образовательной программы из различных источников, в том числе из массовых онлайн-курсов при образовательном сопровождении (содействии) различных организаций, аттестации результатов освоения модулей программы и компонентов государственной итоговой аттестации различными организациями.

Таким образом, обозначенные выше аспекты позволяют еще более актуализировать концепт формирования информационной компетентности обучающихся для нужд цифровой экономики.

Рассмотрение вопросов формирования информационной компетентности современных обучающихся требует акцентировать внимание на особенностях детей XXI века, среди которых можно выделить следующие:

1. Дети более мотивированы что-либо делать, если могут сами погрузиться в изучаемую тему и увидеть своими глазами, как там всё устроено. Через понимание процесса изнутри придёт и понимание того, насколько эта тема близка ребёнку.

2. Детям нужна свобода выбора. Научно-образовательное сообщество должно давать возможность им самим отвечать на вопросы зачем что-то делать или зачем это нужно.

3. За счёт технологичного процесса образования появилась возможность показать, как и что устроено в очень многих областях и увидев их, ребёнок сам поймёт, интересно ему это или нет. Однако технологии не делают процесс обучения проще, они дают возможность сделать его другим.

4. Цель образования в современном мире - do what you want to do and be able to do it, то есть человек, вне зависимости от возраста, должен понимать, что он хочет делать, и иметь все интеллектуальные возможности - это делать.

Таким образом, обозначенные выше детерминанты позволяют с высокой степенью уверенности утверждать, что в настоящее время проблема формирования информационной компетентности как социокультурного и образовательного феномена у обучающихся представляется актуальной и нуждается в более детальной проработке. Нормативно-правовым основанием для ориентированности на новые образовательные результаты обучающихся, в том числе и в вопросах информационной компетентности, отмечена в Программе «Цифровая экономика Российской Федерации», проекте национального проекта «Цифровая школа» (речь о котором пойдет в других работах исследователя) и проч.

Итак, формирование информационной компетентности обучающихся 10-11 классов представляет собой важнейший вектор цифровизации общества и является необходимым условием их социально-профессиональных проб. Библиографический список

1. Кольева Н. С. Формирование информационной компетентности школьника как характеристики конкурентоспособности личности / Н. С. Кольева, А. Ж. Мурзалинова // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6270 (дата обращения: 13.03.2018).

2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/

9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 13.03.2018).

3. Сергеева С. Г. Интегративный подход к формированию информационной компетентности // Человек и образование. 2006. № 8-9. С. 76-79.

4. Третьяков А. Л. Информационная компетентность как образовательный феномен // Язык и актуальные проблемы образования: матер. Междунар. науч.-практ. конф. 31 января 2018 г., Москва / под ред. Е. И. Артамоновой, О. С. Ушаковой. Москва, 2018. С. 389-392.

References

1. Kolyeva N. S., Murzalinova A. Zh. (2012). Formation of the information competence of a schoolboy as a characteristic of the competitiveness of an individual, in: Current Problems of Science and Education. 2012. № 3. Access mode: https://www.science-education.ru/en/article/view?id=6270. Date of circulation: 13.03.2018. (in Russian)

2. Sergeeva S. G. (2006). Integral approach to the formation of information competence // Man and education. 2006. № 8-9. Pp. 76-79. (in Russian)

3. The program «Digital Economy of the Russian Federation» [Electronic resource]. Access mode: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf. Date of circulation: 13.03.2018. (in Russian)

4. Tretyakov A. L. (2018). Information competence as an educational phenomenon // Language and actual problems of education: mater. Intern. scientific-practical. conf., January 31, 2018, Moscow / ed. E. I. Artamonova, O. S. Ushakova. Moscow, 2018. S. 389-392. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.