EDN: WYZZSF
Д.О. Аджиев - студент факультета финансы и кредит, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
D.O. Adzhiev - student of the faculty of finance and credit, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
Научный руководитель - Питерская Л.Ю., профессор, заведующий кафедрой денежного обращения и кредита, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия,
Scientific supervisor - Piterskaya L.Yu., professor, head of the department of monetary circulation and credit, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.
ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ АПК INTERNET-MARKETING TECHNOLOGIES IN THE FIELD OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX
Аннотация. Сельскохозяйственный бизнес очень важная сфера экономической деятельности. При этом в условиях цифровизации и интернет-маркетинга, сельхозпроизводители не достаточно используют инновационные технологии продаж и привлечения инвестиций по средствам внедрения интернет маркетинговых технологий. Это отставание существенно снижает доходность и инвестиционную привлекательность АПК. Интернет уже давно является приоритетной рекламной площадкой для любого вида бизнеса. Правильно выстроенная стратегия развития бизнеса в интернет-пространстве может в разы увеличить текущие бизнес-показатели. Стратегия позволяет определять направления развития и прогнозировать эффективность маркетинговых коммуникаций. Без стратегии бизнес двигается в слепую и полагается на профессионализм рекламистов. Стратегия снижает неопределенность и дает полноценный план развития для предприятий АПК.
Будущее любого бизнеса, в том числе и сельскохозяйственного, неотделимо от интернета, чем раньше придет это понимание, тем большее преимущество будет перед конкурентами. Понимание необходимости интенсивного внедрения цифровых технологий в сферу АПК открывает новые возможности для привлечения финансового капитала в эту сферу экономического развития. В условиях санкций наиболее привлекательными с точки зрения отечественного инвестирования являются предприятия АПК, позиционирование которых необходимо проводить в первую очередь по средствам интернет-маркетинга. В целях популяризации цифровых инноваций Digital-маркетинга, целесообразно создание интернет - платформ маркетинговых услуг для сферы АПК.
Abstract. Agricultural business is a very important area of economic activity. At the same time, in the context of digitaliza-tion and Internet marketing, agricultural producers do not sufficiently use innovative technologies for sales and attraction of investments through the introduction of Internet marketing technologies. This lag significantly reduces the profitability and investment attractiveness of the agro-industrial complex. The Internet has long been a priority advertising platform for any type of business. A properly built business development strategy in the Internet space can significantly increase current business indicators. The strategy allows you to determine the direction of development and predict the effectiveness of marketing communications. Without a strategy, a business moves blindly and relies on the luck and professionalism of advertisers. The strategy reduces uncertainty and provides a full-fledged development plan for agro-industrial enterprises.
The future of any business, including agricultural, is inseparable from the Internet, the sooner this understanding comes, the greater the advantage over competitors. Understanding the need for intensive introduction of digital technologies in the agro-industrial complex opens up new opportunities for attracting financial capital to this area of economic development. Under the conditions of sanctions, the most attractive from the point of view of domestic investment are agro-industrial enterprises, the positioning of which must be carried out primarily through Internet marketing. In order to popularize digital innovations in digital marketing, it is advisable to create Internet platforms for marketing services for the agro-industrial complex.
Ключевые слова: интернет маркетинг, стратегия, АПК, цифровизация, цифровая платформа, e-com каналы продаж.
Keywords: internet marketing, strategy, agribusiness, digitalization, digital platform, e-com sales channels.
Агропромышленный комплекс по уровню цифровизации процессов относится к отстающим отраслям экономики. Это связано с недостаточностью финансовых ресурсов, слабостью IT- инфраструктуры, консерватизмом мышления в сфере интернет - маркетинга, недостатком квалифицированных кадров, отсутствием собственных патентов и разработок.
По данным Digital Agro, в 2021 году Россия занимала 15 место по уровню цифровой трансформации АПК. Индекс цифровизации животноводства равен - 24, а растениеводства не превышает - 21, при среднероссийском показателе - 32. Индекс цифровизации сельского хозяйства в 2020 году составлял: рыболовство - 22, животноводство - 24, лесоводство - 27, растениеводство - 21, всего по АПК 23.
В разрезе цифровых технологий наибольшее значение приходится на широкополосный интернет -74,3 %, облачные сервисы - 20,9%, электронные продажи - 8,3 %, ERP-системы 5,5 %, RFID-технологии -5,5 %. Анализ затрат на использование и распространение цифровых технологий в разрезе отраслей указывает на существенное отставание сельского хозяйства по исследуемому направлению (рисунок 1).
Внутренние затраты организаций на создание, распространение и использование цифровых технологий в АПК в 2019 году составили 14,0 млрд руб., процент к валовой добавленной стоимости отрасли сельского хозяйства равен только 0,4 %. Для сравнения, затраты в области финансов составляют 380,2 млрд руб., а процент к совокупной валовой добавленной стоимости финансовой отрасли равен 8,9 %, т.е. финансовая сфера по уровню цифровизации превосходит АПК в 8 раз.
По степени внедрения цифровых технологий, отечественное сельское хозяйство существенно отстает от Европейских стран и США, в частности, отставание России от Германии превышает 4 раза, Франции - 3 раза. Показатель внедрения цифровых технологий в США составляет 60 % в год, в то же время в России он не превышает 12 %.
В России потери растениеводства в условиях отсутствия цифровых технологий соответствуют 40 % совокупного урожая. Цифровыми инновациями охвачено только 10 % посевных площадей.
СТРУКТУРА ВНУТРЕННИХ ЗАТРАТ ОРГАНИЗАЦИЙ НА создании, распространишь: и использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов И УСЛУГ ПО СЕКТОРАМ: 2020 ГОД .-,.&,6
14,3
15,5 ^Н^^В
, 1
■ предпринимательский сектор ■ финансы ■ социальная сфере
■ государственное управление ■ сельское хозяйство
Рисунок 1 - Структура внутренних затрат организаций на создание, распространение и использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг по секторам: 2019, %
Для преодоления отставания отечественного АПК в цифровом сегменте принимаются государственные программы финансирования и поддержки. Был разработан ведомственный проект [1] «Цифровое сельское хозяйство» срок реализации которого 2024 год. Его основная цель - цифровая трансформация агросектора посредством внедрения digital-технологий и платформенных решений для обеспечения технологического прорыва в АПК и достижения роста производительности на «цифровых» сельскохозяйственных предприятиях. Первым этапом проекта стало создание национальной платформы «Цифровое сельское хозяйство».
Концептуальные основы системы предусматривают разработку шести подплатформ, охватывающих области цифровизации сектора: сбор отраслевых данных АПК, цифровое землепользование и землеустройство, агрометеопрогнозирование, обеспечение информационной поддержки и предоставления услуг, хранение и распространение информационных материалов, а также прослеживаемость продукции сельского хозяйства.
Правительство в рамках реализации проекта Платформа «Цифровое сельское хозяйство» планирует выделить в 2024 году 18,8 млрд руб., на модуль «Агрорешения» - 2,27 млрд руб. (рисунок 2) [2]. Эти меры позволяют создать существенный задел для развития цифровой трансформации сельского хозяйства.
0 -I- -,-1-1-1-1-
2019 2020 2021 2022 2023 2024
—*— платформа Цифровое сельское хозя йст&о
Рисунок 2 - Плановое финансирование ведомственного проекта цифровизации АПК, млрд руб.
(источник: Министерство сельского хозяйства РФ)
Инновации в цифровых технологиях АПК зависят от качества подготовки ^^-специалистов узкопрофильных агронаправлений. Правительство выделяет существенные средства на эти цели (рисунок 3).
1,92
\ у = 0,1398* \ R1 = -1,047
—" "
2019 2020 2021 202 2 2023 2024 # Финансирование подготовки digital-специалистов -Линейная (Финансирование подготовки digital-специалиетой)
Рисунок 3 - Прогноз финансирование подготовки digital-специалистов для АПК, млрд руб.
(источник: Министерство сельского хозяйства РФ)
С учетом существенной дифференциации процессов цифровой трансформации АПК, целесообразно выделить кластеры применения технологий и направления результативного воздействия (таблица 1).
Таблица 1 - Электронные продажи в организациях по видам используемых технологий (в процентах от общего числа организаций) по данным 2021 года, %
Отрасль Всего Из них с использованием
специальных форм, размещенных на веб-сайте или в экстранете EDI-систем
Сельское хозяйство - всего 8,3 5,8 5,8
Растениеводство 7,0 4,2 5,2
Животноводство 10,6 7,0 8,2
В целом общая динамика цифровизации АПК положительная, но темпы внедрения могли бы быть выше, особенно со стороны компаний малого и среднего бизнеса, потому что пока инвестиции в технологии в абсолютных цифрах невелики.
В условиях санкционной политики ресурсодобывающие отрасли стали малопривлекательными для отечественных инвесторов [3]. Следовательно, АПК на сегодняшний день наиболее актуален для привлечения капитала. Для решения поставленной задачи мы предлагает расширить e-com каналы: выстраивание онлайн-маркетинга, таргетированная реклама, использование элементов контекстной рекламы на платформах Яндекс, ВК.
Сегодня наблюдается ажиотажный прирост фермеров-покупателей интернет-платформ. По данным исследования, среднестатистическую интернет-площадку, где представлено почти 1,5 млн товаров, посещают более 100 тыс. активных клиентов.
Наиболее известны три интернет-платформы для АПК, что конечно не достаточно для эффективного функционирования отрасли.
Insales - отечественная платформа создания готовых сайтов, обладающая всем необходимым функционалом для фермера: множество готовых дизайнов, интеграция с самыми популярными платежными сервисами, логистическими операторами и складскими системами.
Преимущества:
- большая функциональность, позволяющая путем больших временных затрат, получить практически профессиональное решение, ориентированное на специфику бизнеса АПК;
- множество интеграций с платежными сервисами, программами складского учета, картографическими сервисами и службами доставки;
- возможность автоматических оповещений для клиентов о статусе заказа и доставке;
- оперативная техподдержка 24/7, которая поможет с настройкой;
- встроенная CRM: система управления заказами, позволяющая не забывать о клиентах, оперативно обрабатывать их заказы и многое другое;
- возможность объединить все коммуникации (звонки, сообщения с сайта и мессенджеров) в одном окне;
- внутренняя система аналитики для оценки показателей;
- возможность выгрузки каталога в популярные соцсети и управления им через один интерфейс;
- встроенные инструменты SEO-оптимизации;
- низкая стоимость в сравнении с аналогичными системами;
- удобная система внутреннего каталога (лучшая среди аналогов).
Недостатки:
- очень сложная настройка не требующая от вас специальных знаний, но очень времязатратное, для того чтобы просто запустить сайт;
- не самая интуитивная система управления: многие вещи нелогичны и дойти до них иначе, кроме как, через техподдежку или чтение объемных инструкций невозможно;
- сложность и дороговизна индивидуальных доработок в сравнении с аналогами;
- сложная настройка интеграций с любыми другими системами, от связей с социальными сетями до интеграций с платежными сервисами;
- ограниченные возможности для всего напрямую не связанного с продажей, от отсутствия полноценной возможности рассказать о себе, так и просто добавить больше информации о товарах или вариантах доставки.
Экосистема Своё - это готовый канал продаж «под ключ», начиная от загрузки товаров, заканчивая интернет-рекламой и продвижением [4].
Ecwid - это больше чем простой конструктор интернет-площадки, скорее это полноценная система для создания каталога товаров АПК, которую можно развернуть не только как сайт, но и в социальных сетях или мобильном приложении.
Преимущества:
- простота - собственный сайт на домене (веб-адресе) от ecwid;
- не требуется компьютер - все с самого начала можно сделать через смартфон;
- множество интеграций с популярными платёжными сервисами и сервисами доставки;
- возможность выгрузки каталога в популярные соцсети и управления через один интерфейс;
- внутренняя (но достаточно простая) система аналитики.
Недостатки:
- очень ограниченная функциональность даже как каталога товаров;
- плохо работает с товарами рассчитываемыми по весу или объему;
- невозможность масштабировать внутренний сайт больше чем на функционал витрины.
Ecwid будет удобен, если иметь автообновляемый каталог для выгрузок в социальные сети, которым удобно управлять в режиме «одного окна». Для больших целей однозначно нужно другое решение.
Tilda - самое универсальное решение для фермера [5]. Простой и удобный блочный конструктор сайтов, имеющий огромное количество блоков, из которых можно быстро и просто собрать эффективный сайт, которые не только будет отлично выглядеть, но и главное, хорошо продавать товары. Преимущества:
- огромная функциональность, совмещенная с интуитивно простым управлением, позволяет получить интернет-магазин идеально соответствующий бизнесу;
- простота и удобство работы: наглядная система обучения;
- встроенный каталог позволит быстро завести товары, выбрать самое красивое отображение и настроить систему фильтров и поиска;
- возможно выстраивать страницы: ни один из аналогов не позволит добавить на страницу каталога баннер в произвольном месте или кнопку «написать в WHATSAPP» прямо в карточке товара;
- множество интеграций с популярными платёжными сервисами, складскими системами и сервисами доставки;
- встроенная CRM: система управления заказами, позволяющая не забывать о клиентах, оперативно обрабатывать их заказы;
- встроенные инструменты SEO-оптимизации;
- имеет внутреннюю биржу фрилансеров, готовых помочь с дизайном и наполнением контентом;
Недостатки:
- плохо работает с товарами рассчитываемыми по весу или объему;
- потребует больше креатива и выдумки чем аналоги;
- не очень оперативная поддержка (среднее время ответа 24 часа)
Для создания действительно уникального сайта, эффективно продающего товары АПК не только за счет удобного каталога, но и репрезентации преимуществ товаров для фермера, Tilda - это самое удачное решение. Дальше идут профессиональные сайты созданные с привлечением программистов и существенно более дорогостоящих платформ.
Глубокая цифровизация процессов АПК поможет хозяйствам снизить риски и увеличить потенциальную урожайность при подготовке к сезону, снизить себестоимость работ за счет снижения непроизводственных и производственных потерь. Применение сервисов и решений Digital Agro помогут повысить эффективность и снизить издержки до 20 % за счет консолидации данных о хозяйстве и управления ими в реальном времени, а технологии Cognitive Agro Pilot позволит сократить потери урожая на 3 % и повысить скорости уборки на 25 %. Кумулятивный эффект от внедрения всех технологий агроэкосистемы дополнительно поможет сократить прямые и косвенные издержки в среднем еще на 13 %.
Источники:
1. Абазова Л.Х. Особенности маркетинга и его становления в аграрном секторе экономики России // Актуальные вопросы экономических наук. 2016. №55-1. С. 91-95.
2. Беляева А.А. Особенности маркетинговой деятельности предприятий сельскохозяйственной отрасли // Вестник молодежной науки. 2020. №3 (25). С. 6.
3. Брянская О.Л. Особенности маркетинга сельскохозяйственной продукции // Наука без границ. 2018. №1 (18). С. 15-20.
4. Векленко В.И., Пугач С.П. Использование инструментов маркетинга как способ совершенствования экономического механизма устойчивого развития АПК // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. №6. С. 7-9.
5. Гедиев К.Т., Клинцевич Р.И. Повышение эффективности отдельных продуктовых подкомплексов АПК региона на основе маркетинга взаимодействия // Региональная экономика: теория и практика. 2014. .№13. С. 42-48.
6. Власова Н. Ю. Анализ влияния поведенческих факторов в цифровом маркетинге / Н. Ю. Власова, Е. С. Куликова // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 51(4). - С. 76-80.
7. Лашманова Ю. Ю. Оценка эффективности маркетинга на предприятии: основные направления и учетное обеспечение / Ю. Ю. Лаш-манова // Естественно-гуманитарные исследования. - 2022. - № 43(5). - С. 387-395.
8. Мирошниченко М. А. Методика совершенствования деятельности компании с применением контроллинга маркетинга / М. А. Мирошниченко, С. С. Грубка, А. В. Петрова // Естественно-гуманитарные исследования. - 2022. - № 40(2). - С. 176-185.
9. Мугаева Е. В. Влияние маркетинговых коммуникаций на конкурентоспособность предприятия / Е. В. Мугаева // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 36(4). - С. 198-201.