Научная статья на тему 'Интернет-конференция «СЕТЕВЫЕ ФОРМЫ МЕЖФИРМЕННОЙ КООПЕРАЦИИ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ И КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ XXI ВЕКА»'

Интернет-конференция «СЕТЕВЫЕ ФОРМЫ МЕЖФИРМЕННОЙ КООПЕРАЦИИ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ И КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ XXI ВЕКА» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-конференция «СЕТЕВЫЕ ФОРМЫ МЕЖФИРМЕННОЙ КООПЕРАЦИИ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ И КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ XXI ВЕКА»»

Российский журнал менеджмента №3, 2004. С. 165-168

Интернет-конференция «СЕТЕВЫЕ ФОРМЫ МЕЖФИРМЕННОЙ КООПЕРАЦИИ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ И КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ XXI ВЕКА»

С 10 марта по 29 апреля 2004 г. на федеральном образовательном портале «Экономика, социология, менеджмент» (http:// www.ecsocman.edu.ru) под научным руководством профессора О. А. Третьяк проходила интернет-конференция «Сетевые формы межфирменной кооперации: стратегические вызовы и конкурентные преимущества новых организаций XXI века». Целью конференции стала попытка сформировать организованное междисциплинарное сообщество исследователей феномена межфирменной кооперации. Интернет-конференция объединила специалистов из различных отраслей науки: экономики, социологии, менеджмента. Всего для участия в конференции зарегистрировалось 42 человека, активное участие в работе приняло 25 из них — представители как научного сообщества, так и широкого круга практиков. Доклады и сообщения сделали специалисты МГУ им. М. В. Ломоносова, ГУ-ВШЭ, факультета менеджмента СПбГУ, Университета Сент-Галлена (Швейцария), Российского государственного гуманитарного университета, а также сотрудники Института экономики РАН, Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, Института социологии РАН и Рабочего центра экономических реформ при Правительстве РФ.

Конференция стала своего рода дискуссионным клубом, в рамках которого был обсужден широкий спектр точек зрения на фе-

номен сетевой кооперации. Помимо этого, участники конференции получили возможность ознакомиться с рядом размещенных на портале в рубрике «Полезные материалы» работ известных зарубежных экономистов, таких как У. Пауэлл и Д. Старк.

Междисциплинарный характер мероприятия предопределил широкий круг вопросов, затронутых участниками. Конференция включала 3 сессии. Первая из них, проходившая с 10 по 21 марта 2004 г., была посвящена идентификации феномена сетевых форм межфирменной кооперации как объекта исследования. Сессию открыл программный доклад О. А. Третьяк (экономический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова) и М. Н. Румянцевой (Университет Сент-Галле-на) «Сетевые формы межфирменной кооперации: подходы к объяснению феномена», в котором была предпринята попытка создать фундамент для дальнейшего исследования такого многопланового феномена, каковым являются сетевые формы межфирменной кооперации. Цель представленного в докладе обзора теоретических взглядов на межфирменные сети — дать как можно более широкий спектр представлений о сетевом взаимодействии, определяя вклад различных теорий в толкование этого феномена выделяя наиболее важные характеристики, объясняющие его сущность. В докладе также сформулированы перспективные направления исследований в этой области, что

может помочь молодым ученым в выборе актуальной тематики. Эта работа была опубликована во втором номере «Российского журнала менеджмента» за 2003 г.

Развитие данной темы в различных направлениях нашло отражение в других докладах и комментариях, представленных на сессии. Так, работа В. С. Катькало (факультет менеджмента СПбГУ) «Межфирменные сети: проблематика исследований новой организационной стратегии в 19801990-е гг.» показывает взаимоувязанное развитие управленческих подходов к трактовке сетевой структуры как новой организационной формы управления компаниями, выделяет этапы концептуализации сетевой межфирменной организации. Вместе с тем автор и в анализе этого пласта исследований отмечает значительную разрозненность усилий представителей различных наук — общего менеджмента, сетевого маркетинга, теории организаций и стратегического управления. Автором также признается необходимость создания единого фундамента, способного консолидировать междисциплинарные исследования.

В докладе С. Б. Авдашевой (Институт анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ) «Российские бизнес-группы: стимулы создания и источники конкурентоспособности (по материалам углубленных интервью 2003 г.)» анализируются стимулы создания бизнес-групп, распределение полномочий и ответственности между бизнес-группой и предприятиями, влияние бизнес-групп на развитие предприятий и конкуренцию.

Следующий доклад, представленный на сессии, продолжает обсуждение специфики российского кооперирования и анализирует маркетинговые аспекты развития межфирменных сетей в России: С. П. Кущ и А. А. Афанасьев (факультет менеджмента СПбГУ) в работе «Маркетинговые подходы компании на разных уровнях управления межфирменной сетью» приводят классификацию уровней управления маркетинговыми взаимоотношениями фирмы в рамках межфирменной сети, рассмотренную с позиции центральной фирмы, и прослеживают

особенности возникновения и тенденции развития межфирменных сетей в России. Авторы обосновывают возможность использования многоуровневого подхода в исследовании межфирменных сетей, впервые предложенного К. Мёллером и А. Халине-ном. Этот подход, по мнению авторов, дает возможность всесторонне изучить взаимоотношения и межфирменные сети с точки зрения управленческих решений.

Представленные сообщения дали начало живейшей дискуссии участников конференции. Наибольший интерес вызвал центральный доклад сессии. В своих комментариях участники дискуссии предпринимали попытки дополнить обзор, сделанный О. А. Третьяк и М. Н. Румянцевой (комментарий М. М. Смирновой), оспорить некоторые его положения (О. Ойнер) и детализировать объект исследования (Н. В. Мирошниченко). Кроме того, в рамках первой сессии конференции был поднят вопрос о способах координации и механизмах регулирования в сетях (О. В. Лазарева).

В целом первая сессия интернет-конференции показала многообразие аспектов изучения сетевых форм координации и высокую степень заинтересованности участников в ведении дискуссии.

Вторая сессия конференции (22 марта— 4 апреля) «Подходы к оценке межфирменных взаимодействий» была призвана опе-рационализировать теоретический базис, представленный на первой сессии. Открывал вторую сессию доклад А. А. Яковлева (Институт анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ) «Интеллектуальный потенциал России и экономический рост». Проблема межфирменной кооперации и ее форм представлена в нем в более широком контексте — как неотъемлемый элемент «другой» экономики, отличной от традиционной. Одной из отличительных черт этой экономики становится узкая специализация фирм, взаимодействующих в рамках усложняющихся технологических цепочек, или «цепочек добавленной стоимости», которые могут состоять из десятков и сотен компаний, не связанных между собой отношениями собственности,

но могут достаточно эффективно управляться на основе долгосрочных контрактов.

Доклад О. В. Лазаревой (Центр экономических и финансовых исследований и разработок) «Экономические факторы изменения границ российских предприятий в переходный период» на основе эмпирического исследования промышленных предприятий (выборка из 497 крупных и средних предприятий охватывает основные отрасли промышленности и различные регионы страны) затрагивает проблемы встраивания российских промышленных комплексов в гибкую систему взаимоотношений и выделяет основные этапы этого процесса.

Образ новой промышленной организации России представлен в докладе П. В. Кузнецова, Г. Г. Горобец и А. К. Фоминых (Рабочий центр экономических реформ при Правительстве РФ) «Бартер и неплатежи как отражение новой формы организации промышленности в России в 1990-е гг.». Для оценки межфирменных взаимодействий наибольший интерес представляют воспроизведенные в докладе реальные структуры сложившихся групп и анализ взаимодействия между экономическими агентами группы. В ходе дискуссии по теме доклада авторы отметили, что специфика межфирменных отношений, описанная в докладе, характерна в большей степени для российской экономики 1990-х гг. и тенденции, выявленные в работе, имеют склонность к ослаблению.

Расширяя спектр анализа межфирменных взаимодействий, доклад С. П. Куща и А. А. Афанасьева «Анализ факторов успешности развития межфирменных сетей в России» акцентирует внимание на факторах, влияющих на эффективность управления фирмой маркетинговыми взаимоотношениями и межфирменной сетью. Основные задачи исследования, проведенного в 20022003 гг. на базе анализа деятельности 56 фирм Северо-Западного региона России, состояли в том, чтобы определить уровень развития маркетинговых взаимоотношений и межфирменных сетей в России; выявить основные факторы, влияющие на их эффективность, и оценить степень развития каж-

дого из факторов; а также определить зависимости между факторами.

В докладе Г. В. Градосельской (Институт социологии РАН) «Современные подходы к измерению сетевых взаимодействий» выделены различные уровни анализа сетевых взаимодействий. В качестве показателей свойств сети в работе используются сила связи, размер сети, сетевая плотность, ранг, центральность и централизация, эквивалентность. Автор показывает возможности применения теории графов к проведению сетевых измерений.

Дискуссия, проведенная в рамках второй сессии конференции, показала, что эволюция сетей в России пока не достигло уровня, характерного для развитых экономик. Современное предприятие в российских условиях представляет собой, как правило, лишь подразделение в составе неформальной бизнес-группы либо централизованного холдинга. Это обстоятельство предопределило тот факт, что на третьей сессии, посвященной стратегическим аспектам деятельности сетей, участники обращались главным образом к зарубежному опыту.

Третья сессия конференции «Стратегии развития и конкурентные преимущества в деловых сетях» проходила с 5 по 25 апреля. Открывал эту сессию доклад Я. В. Сергиенко (Институт экономики РАН) «Современные стратегии развития нефинансового сектора в рыночных экономиках». Отталкиваясь от современных приоритетов и детерминант в развитии компаний, автор выделил два направления оптимизации их деятельности. Первое из них связано преимущественно с созданием оригинальных способов уменьшения трансакционных издержек. Второе же ориентируется в основном на эффект экономии на масштабе. В контексте этих двух собирательных стратегий, которые конкретизируются автором, раскрываются те конкурентные преимущества, которыми обладают сетевые формы организации бизнеса.

Расширяя рамки сетевых взаимодействий, Г. В. Градосельская в докладе «Сете-визация в бизнесе: внутри- и внефирменные взаимодействия» использует сетевой подход

для изучения структуры отношений менеджера с руководством и менеджерами из других отделов внутри предприятия, вне предприятия, с властными структурами, социальной инфраструктурой региона и т. д.

В ходе дискуссии на третьей сессии был затронут ряд вопросов, посвященных реализации сетевых организационных принципов на современных рынках. Так, доклады А. К. Ляско (факультет экономики ГУ-ВШЭ) и Я. В. Сергиенко рассматривают тему сетеви-зации в высокотехнологичных отраслях и в реализации венчурных проектов. Это направление, получившее в зарубежной литературе наименование «сети знаний», на данный момент недостаточно развито в российской экономике и вызывает большой интерес.

Наконец, еще одна тема, представленная на третьей сессии конференции, — формирование кластеров как одной из форм реализации сетевого принципа межфирменного взаимодействия. Интерес исследователей, принявших участие в конференции, к этой проблеме во многом обусловлен тем, что в настоящее время термин «кластер» зачастую употребляется и трактуется неверно. Подробные комментарии по данному вопросу представили М. Ю. Шерешева и В. П. Третьяк (экономический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова).

В целом третья сессия продемонстрировала широкий спектр возможностей для реализации сетевого принципа межфирменной кооперации. Вместе с тем было высказано мнение, что большинство из них пока не полностью реализуются в современной российской экономике.

Логическим завершением интернет-конференции стал круглый стол, где участники дискуссии получили возможность подве-

сти итоги, обменяться мнениями относительно хода конференции и наметить направления для дальнейших исследований. На этой встрече, которая состоялась 29 апреля в ГУ-ВШЭ, участники форума обсудили перспективы становления сетевых форм межфирменного взаимодействия в российской экономике. Основной вывод, сформулированный в ходе дискуссии и озвученный С. Б. Авдашевой и О. А. Третьяк, заключался в том, что на данный момент в российской экономике сетевые межоргани-зационные образования существуют в зародышевой форме. Большинство российских компаний тяготеет к интеграционной форме взаимодействия и образованию бизнес-групп. Вместе с тем ряд элементов этого взаимодействия позволяет говорить о наличии признаков, характерных для сетей.

Участники круглого стола также обсудили первый опыт создания междисциплинарного сообщества исследователей сетей. Было высказано единое мнение, что такого рода междисциплинарные конференции способствуют более полному пониманию феномена сетевой кооперации и подобные обсуждения необходимо проводить и в дальнейшем. Была дана высокая оценка возможностям, предоставляемым такой коммуникационной формой, как интернет-конференция, и поддержано предложение В. В. Радаева (ГУ-ВШЭ) о создании постоянно действующей интернет-конференции, посвященной проблематике сетевых организационных форм, в рамках которой могли бы затрагиваться более частные вопросы, не освещенные в прошедшей дискуссии. Кроме того, такого рода форум призван способствовать привлечению к сообществу новых исследователей, в том числе — из числа аспирантов и студентов.

Н. В. Мирошниченко

Экономический факультет

МГУ им. М. В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.