Научная статья на тему 'Третья Международная научная конференция «Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования»'

Третья Международная научная конференция «Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Третья Международная научная конференция «Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования»»

Российский журнал менеджмента Том 8, № 4, 2010. С. 125-130

ТРЕТЬЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ПРОБЛЕМЫ, ГИПОТЕЗЫ, ИССЛЕДОВАНИЯ»

С 23 по 25 ноября 2010 г. в Москве прошла Третья Международная научная конференция «Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования».1 Конференция была организована факультетом менеджмента Государственного университета — Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) совместно с одним из самых авторитетных журналов в области менеджмента — «Harvard Business Review — Россия».

23 ноября работали 8 молодежных сессий конференции, которыми руководили ведущие профессора и преподаватели факультета менеджмента. Были представлены 97 докладов аспирантов и студентов из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Перми, Екатеринбурга, Казани, Самары, Томска, Уфы и других городов. Авторы лучшего доклада каждой сессии были награждены годовой подпиской на журнал «Harvard Business Review — Россия» (при поддержке компании Unilever).

В рамках молодежной конференции прошел также мастер-класс «Современные исследования по стратегическому управлению». Под руководством профессора И. Филаточева (I. Filatochev, Cass Business School, University of London, UK) студенты смогли ознакомиться с исследованиями международного уровня. Особенный интерес вызвал взгляд на слияния и поглощения на российском рынке с точки зрения иностранных исследователей — преподавателей факультета менеджмента А. Сеттл-за (A. Settles) и М.-А. Бечингер (M.-A. Betchin-

1 http://manconf.hse.ru/

ger). Завершила молодежную конференцию встреча с представителями журналов «Российский журнал менеджмента» и «Менеджмент инноваций».

Основные события конференции проходили 24-25 ноября 2010 г. Рабочими языками конференции были русский и английский, что значительно расширило и круг ее участников, и возможности обсуждения представленных докладов. Открывая пленарное заседание, декан факультета менеджмента ГУ-ВШЭ Н. Б. Филинов отметил рост интереса к проблематике менеджмента, расширение обсуждаемой тематики и географического пространства конференции, ставшей международной площадкой для обмена новыми знаниями в сфере менеджмента: 127 докладчиков форума представляли 13 городов России и более 10 зарубежных государств, включая Австрию, Болгарию, Великобританию, Германию, Македонию, США, Финляндию. Главный редактор журнала «Harvard Business Review — Россия» Е. А. Евграфова в своем выступлении подчеркнула значимость создания ежегодной площадки для диалога российских и зарубежных исследователей в области менеджмента и призвала участников конференции к сотрудничеству, обмену идеями и поддержанию постоянного взаимодействия с журналом.

Профессор И. Филаточев (I. Filatochev, Cass Business School, University of London, UK) выступил с докладом «Корпоративное управление и институциональная теория: интеграция и будущие исследования». Он указал на

проблемы в существующих исследованиях, в частности, на недостаточное внимание к институциональным, культурным и нормативным различиям между странами, к национальным особенностям, а также на тот факт, что исследования фокусируются прежде всего на крупных и зрелых компаниях. В то же время наука не стоит на месте: уже получены первые результаты исследований в таких областях, как «право и экономика» (различия между режимами корпоративного управления в странах общего и гражданского права), «национальные модели капитализма» (различия в национальных системах ведения бизнеса), «сравнительное корпоративное управление», «институциональный анализ корпоративного управления» (акцент на роли национальных институтов при анализе эффективности управления). По мнению И. Филаточева, именно здесь открываются широкие перспективы для новых исследований. Докладчик назвал ряд интересных примеров, а также подчеркнул, что необходимо разработать более целостное представление о системе корпоративного управления фирмы, включив в рассмотрение наряду с традиционными исследовательскими подходами (экономика, финансы, институциональная теория) новые проблемные области, например, это может быть взгляд с позиций социологии или поведенческих наук.

Следующий докладчик, профессор Н. Де-ленер (N. Delener, School of Business, State University of New York at Old Westbury, USA), в своем выступлении коснулся важнейших вызовов, стоящих перед современными предпринимателями. Отвечая на вопрос, почему далеко не каждый бизнес оказывается успешным, он указал на комплекс причин, которые могут вести к краху создаваемого бизнеса, в том числе на ряд факторов, которые редко принимаются во внимание: приверженность к анализу «бумажных» показателей, склонность абсолютизировать значение проектов и установленных сроков, принятие стратегических решений «с оглядкой на бухгалтерию». Ключ к успеху предпринимателя, по мнению профессора Н. Деленера, состоит в грамотном сочетании позитивного мышления, нацеленности на успех, готовности идти на риск и умения четко планировать действия.

Профессор У. Джонстон (W. J. Johnston, J. Mack Robinson College of Business, Georgia State University, USA) в своем выступлении акцентировал внимание на серьезных изменениях концепции маркетинга, проследив эволюцию научных подходов от трансакцион-ного маркетинга, преобладавшего насколько десятилетий назад, к маркетингу партнерских отношений. Подтверждая свой тезис о возникновении новой парадигмы и ее связи с реальной практикой, докладчик представил результаты сравнительного анализа современных практик маркетинга в США, Китае и ряде других стран. В то же время он подчеркнул, что степень распространенности разных типов практик на продуктовых рынках зависит от размера фирмы, особенностей рынка и других факторов. В различных странах, на различных рынках целесообразно использование разных моделей, и одна из важных задач, стоящих перед исследователями, — создание теории, объясняющей, при каких условиях целесообразно использовать тот или иной подход.

Завершил пленарное заседание доклад профессора П. Суирса (P. M. Swiercz, School of Business, George Washington University, USA). В нем речь шла о растущей востребованности когнитивной, творческой работы и необходимости создания новой классификации должностей. Методы, которые сегодня используются для оценки человеческих ресурсов, во многом устарели и остро нуждаются в пересмотре, подчеркнул П. Суирс. Необходимо подвергнуть тщательному анализу и переосмыслению новые профессии и категории должностей на современном рынке труда, изменить критерии найма и управления персоналом. В частности, целесообразно выделять три категории работников, к которым должны предъявляться принципиально различные требования: работники невысокой квалификации, чей труд чаще всего связан с физическими усилиями и не предполагает длительного обучения; специалисты, использующие знание теории и свои аналитические способности в стандартных, рутинных ситуациях; работники, которым необходим высокий интеллект и мыслительные способности «экстра-класса» для принятия решений в нестандартных ситуациях, требующих креативных решений.

Большой интерес участников конференции вызвала встреча с редакторами и членами редколлегий четырех зарубежных научных журналов по менеджменту, состоявшаяся сразу после пленарного заседания, а также два мероприятия с участием известных зарубежных ученых Р. Гарайса (R. Gareis, Vienna University of Economies and Business Administration, Austria) и Б. Обела (B. Obel, School of Economies and Management, Aarhus University, Denmark), прошедшие в заключительный день конференции.

Мастер-класс Р. Гарайса, признанного авторитета в области управления проектами, дал присутствующим уникальную возможность ознакомиться с авторской концепцией управления проектно-ориентированными компаниями, разобраться, что представляет собой управление с помощью проектов (Management by Projects). Р. Гарайс рассказал о своем видении роли и места проектного подхода в управлении компанией, о перспективах использования проектной методологии для развития компании, повышения ее конкурентоспособности, об опыте австрийских компаний и крупных проектов, реализованных в Австрии, а также о результатах многолетних исследований в области межстранового анализа зрелости управления проектами и ведущегося в настоящее время исследования «Устойчивость и проекты» (Sustainability and Projects).

В этот же день состоялся открытый диспут профессора ГУ-ВШЭ И. Б. Гуркова с профессором Б. Обелом, создателем программы Organizational Consultant и соавтором бестселлера «Организационный диагноз стратегических изменений» («Organizational Diagnosis for Strategic Change»). Диспут был посвящен месту организационных несоответствий в процессах стратегического развития фирмы. Б. Обел кратко представил исходную модель, в которой организация одного из четырех стратегических типов («реактор», «защитник», «анализатор», «проспектор») должна приводить в соответствие со стратегией тип лидерства, организационный климат и системы вознаграждения и т. д. И. Б. Гурков обратил внимание на то, что при смене фирмой стратегического типа объем организационных «нестыковок» сначала значительно увеличи-

вается, но это не должно стать препятствием к проведению необходимых изменений.

Не менее интересной оказалась работа тематических сессий конференции.

Доклады, посвященные вопросам общего, стратегического и операционного менеджмента, были объединены в тематические заседания сессий: 1.1 «Стратегический менеджмент: теоретические и прикладные аспекты»; 1.2 «Эффективность бизнес-моделей: проблемы измерения и оптимизации»; 1.3 «Концептуальные и информационные основания менеджмента». На сессии 1.1 наиболее интересными были доклад А. В. Савина (Государственный университет управления) «Стратегия обеспечения экономической безопасности ОАО „Новатэк" в 1994-2010 гг.», выполненный в формате кейса, и доклад Л. В. Татар-ченко (ГУ-ВШЭ) «Использование модели жизненных циклов организации для выбора типа корпоративного центра», вызвавший дискуссию о возможных направлениях дальнейшего исследования в этой области. Темы, вызвавшие наибольшее количество вопросов на сессии 1.2, были заявлены Д. В. Исаевым (ГУ-ВШЭ), выступившим с докладом о классификации подходов к трактовке понятия «система управления эффективностью», а также И. В. Поповкиным и В. И. Карихом (Высшая школа менеджмента ГУ-ВШЭ), чей доклад «Модель оптимизации бизнес-процессов производственной компании» был посвящен описанию опыта консультации бизнес-организации с особым акцентом на проблемной стороне процессной ориентации организации. На заседании сессии 1.3 завязалась наиболее глубокая научная дискуссия. Н. Н. Шляго (Санкт-Петербургский филиал ГУ-ВШЭ) представила результаты исследования «Эволюция функциональных технологий контроллинга», В. Л. Уланов (ГУ-ВШЭ) — результаты концептуального исследования «Формирование управленческой отчетности для высшего руководства», А. А. Мицкевич (АНХ при Правительстве РФ) посвятил свое выступление методическим аспектам, касающимся калькуляции денежных потоков. Результаты эмпирического исследования современных тенденций менеджмента российских компаний, представленные Н. И. Гусевой (ГУ-ВШЭ),

также стали предметом заинтересованного обсуждения.

По традиции на конференции была широко представлена маркетинговая проблематика. В сессии «Межфирменные взаимоотношения и координация в цепочках создания ценности» были заслушаны 7 докладов. Доклад О. А. Третьяк (ГУ-ВШЭ), посвященный маркетинговым эффектам в цепочке создания ценности, задал ориентиры обсуждения проблематики долгосрочных эффектов маркетинговой деятельности, возможностей их оценивания и контроля. В докладе В. А. Ребязиной и С. П. Куща (Высшая школа менеджмента СПбГУ) «Формирование портфеля взаимоотношений компании с партнерами на промышленных рынках: анализ существующих моделей» рассматривались результаты этапа исследования, начатого с целью выявить особенности российской практики промышленного маркетинга в области отношений с деловыми партнерами. Доклад Ю. Ф. Поповой (Сыктывкарский государственный университет) «Процесс управления межфирменными отношениями в цепочке создания ценности» сфокусировал внимание аудитории на направлениях формирования управленческих подходов и возможностях применения нового инструментария в практике маркетингового управления. Е. Н. Горлачева (МВТУ) предложила вниманию слушателей ряд методов повышения эффективности межфирменного взаимодействия при разработке наукоемких изделий. Присутствующие также особо отметили доклад М. А. Бека и Н. Н. Бек (ГУ-ВШЭ) «Анализ проблем развития инновационно-активных кластеров в России».

Сессия «Маркетинг: новые вызовы и перспективы» началась с докладов В. И. Черен-кова (Высшая школа менеджмента СПбГУ) «Теоретические и прикладные аспекты общей теории маркетинга» и И. В. Липсица (ГУ-ВШЭ) «Экономическая среда российского бизнеса и его возможные маркетинговые стратегии». О новых вызовах шла речь и в докладах О. Е. Клепикова (inFOLIO Research Group) и М. А. Черновой (ГУ-ВШЭ) «Нейро-исследования в экономике и маркетинге — современный вызов российской экономической среде», А. В. Заздравных (ГУ-ВШЭ)

«Проблемы государственного регулирования маркетинговой деятельности в России».

На сессии «Маркетинговые коммуникации» большой интерес вызвали доклады С. В. Ве-селова (Аналитический центр «Видео Интернешнл», ГУ-ВШЭ) о проблемах измерения и прогнозирования динамики рекламной активности в странах с различным уровнем развития рекламных рынков, А. В. Ольхов-нико ва (ГУУ, ГУ-ВШЭ) о методологических и методических аспектах изучения влияния рекламы на потребителей, Ю. К. Пироговой (ГУ-ВШЭ) на тему «Типология противопоставлений в маркетинговых коммуникациях», а также доклады И. Петровской (University American College Skopje, Macedonia) и М. М. Назарова (Аналитический центр «Видео Интернешнл», ГУ-ВШЭ), посвященные месту и роли маркетинговых коммуникаций в периоды кризисов. Ряд докладчиков (М. С. Очковская (МГУ), А. А. Лебедев (IMS Health), А. Н. Тимохович (ГУУ, ГУ-ВШЭ)) охарактеризовали особенности маркетинговых коммуникаций в отдельных отраслях.

Работа сессии «Управление результативностью маркетинга» началась с доклада профессора Й. Фюллера (J. Fuller, Innsbruck University, Austria) «Когда потребители создают собственные бренды». Ведущие специалисты Фонда «Общественное мнение» — Е. Б. Галиц-кий, Е. Г. Галицкая и Е. С. Петренко — в докладе «Потребительские стратегии российских граждан: инновационная исследовательская технология ФОМ» охарактеризовали 10 ключевых потребительских стратегий в современной России.

Во второй день работы сессии своим исследовательским и практическим опытом поделились С. П. Казаков (ГУ-ВШЭ), Д. М. Зверев (ЗАО «Центрпродукт»), Д. В. Тюрин (ГУ-ВШЭ), И. Н. Шафранская (Пермский филиал ГУ-ВШЭ), И. В. Алешина (ГУУ). В завершающий день конференции наиболее интересным мероприятием в рамках данной сессии стал круглый стол по теме «Результативность маркетинговых программ: теоретические подходы в практике российских компаний». Руководители сессии предложили оригинальный формат мероприятия, состоявший из «парных» докладов, первая часть которого делалась

преподавателями Департамента маркетинга ГУ-ВШЭ (О. К. Ойнер, Н. А. Поротникова, Е. К. Пантелеева) и затрагивала теоретические и исследовательские аспекты рассматриваемой тематики. Далее приглашенные представители реального бизнеса (Т. Ананьева — директор по маркетингу «Ти Ай Системс», Д. Лепетиков — директор центра маркетинговых исследований банка ВТБ24, Н. Соус-тин — директор по маркетингу ЗАО «Мико-яновский мясокомбинат») делились опытом практического применения представленного инструментария. После каждого выступления участникам круглого стола предлагалось обсудить определенный перечень вопросов по соответствующей тематике. Участники секции активно делились своим опытом, проблемами, давали интересные рекомендации.

С докладами на сессии «Межфирменные взаимоотношения и координация в цепочках создания ценности» выступили В. А. Гани (Новая Зеландия), В. Белая (IAMO, Германия), рассказавшая о результатах двух проектов международной исследовательской команды, а также российские участники, среди которых особенно интересный доклад — о роли ожиданий и доверии в межфирменных взаимодействиях компаний разных стран — представила М. М. Смирнова (Высшая школа менеджмента СПбГУ).

На сессии «Менеджмент инноваций» с докладами выступили зарубежные гости конференции Т. Миттила (T. Mittila, University of Turku, Finland) и М. Хлодницки (M. Chlodnic-ki, Poznan University of Economics, Poland). Их доклады были посвящены вопросам развития теории и практики инноваций в сфере услуг. На следующий день на сессии были особо отмечены два доклада: А. Н. Барыкина и И. М. Никонова (оба — ГУ-ВШЭ), представивших результаты исследования уровня компетенций инновационно-активных компаний РФ в области управления инновациями и доказавших гипотезу о зависимости опыта ведения инновационной деятельности и капитализации компании, а также доклад А. И. Ярыгина (Санкт-Петербургский филиал ГУ-ВШЭ) «Оценка инновационных проектов с помощью модели средневзвешенной полиномиальной стоимости опциона».

На конференции состоялись две сессии, посвященные вопросам управления человеческими ресурсами в российских компаниях. В одной из них — «Инновационные процессы в управлении человеческими ресурсами» — были представлены 5 докладов. В частности, В. И. Кабалина (ГУ-ВШЭ) изложила свой взгляд на разработку и внедрение инноваций в сфере работы с человеческими ресурсами в компании, Л. М. Чеглакова (ГУ-ВШЭ) осветила широкий спектр вопросов по организации наставничества на российских промышленных предприятиях. М. Р. Салария (M. R. Salaria, Shaheed Zulfikar Ali Bhutto Institute of Science and Technology, Pakistan) представил результаты опроса работников банковского сектора в докладе «Профессиональные ценности в организационной культуре и их влияние на удовлетворенность работой». Еще одна сессия — «Социальные отношения и управление человеческими ресурсами в российских бизнес-организациях» — проходила в течение всего второго дня конференции и началась с выступления Е. С. Балабановой (ГУ-ВШЭ) «Почему они уходят? Факторы, влияющие на намерения российских работников сменить место работы», в котором был представлен анализ результатов эмпирического исследования российских бизнес-организаций. Вопросы реализации практик управления человеческими ресурсами и их эффективности в российских компаниях были освещены в выступлении А. Г. Эфендиева (ГУ-ВШЭ) «Управление человеческими ресурсами как профессиональная деятельность: опыт эмпирического исследования». Продолжением обсуждения вопросов удовлетворенности стал доклад Л. И. Смирных (ГУ-ВШЭ) «Удовлетворенность работой на российских предприятиях и ее влияние на трудовую мобильность». Два выступления польских участников конференции, Й. Каз-мирчека и В. Ярмоловича (J. Kazmierczyk, W. Jarmoiowicz, Poznan University of Economics, Poland), с докладом «Труд в польском банковском секторе в условиях финансового кризиса», а также Л. Сроковски (L. Srokow-ski, University of Business Wroclaw, Poland) с докладом об изменениях в организационной культуре польских компаний вызвали большой интерес всех участников секции

и обсуждение вопросов сравнения российской и польской практик работы с персоналом. В заключительной части работы секции были представлены доклады А. Л. Темницкого (МГИМО (У) МИД РФ), Г. П. Бессокирной, Г. Г. Татаровой (обе — Институт социологии РАН), Н. Ф. Апариной (Кемеровский государственный университет), Е. Г. Калабиной (ГУ-ВШЭ) и др.

На сессии «Управление проектами: современные вызовы и перспективы» было заслушано 15 докладов, все они отличались достаточно высоким уровнем и вызывали большой интерес и оживленные дискуссии. Стоит особо отметить доклад Е. А. Ермаковой и Н. Г. Шуб-ня ковой (обе — Нижегородский филиал ГУ-ВШЭ) «Формирование проектного офиса для мультипроектной организации в сфере образования», в котором авторы рассказали о своем опыте внедрения офиса управления проектами на кафедре венчурного менеджмента. Можно сказать, что это одна из первых попыток внедрения в нашей стране современной проектной методологии в учебных заведениях.

В рамках сессии «Управление организациями сферы услуг и некоммерческими организациями» состоялось четыре доклада. Доклад Е. Л. Шековой (Высшая школа менеджмента СПбГУ) был посвящен анализу положения и развития благотворительных организаций в Северо-Западном регионе, которому присуща относительно благоприятная социально-экономическая ситуация. Автор приходит к выводу о том, что по сравнению с развитыми странами развитие таких организаций у нас явно замедлено. Значительный интерес вызвало выступление И. М. Артемовой (Российский государственный университет им. И. Канта, Калининград) «Использование методологии моделирования бизнес-процессов для совершенствования деятельности гостиничного предприятия». Особое место в работе сессии сыграл доклад Г. А. Мктрчана (Нижегородский филиал ГУ-ВШЭ) «Управление человеческими ресурсами в инновационном университете», посвященный проблемам инновационного развития университетов, ко-

торые вызваны психологическими аспектами, в частности отсутствием внутренних стимулов для радикального изменения квалификации и начала научно-исследовательской деятельности у профессорско-преподавательского состава. В совместном докладе Н. Л. Титовой и О. Р. Козырева «Формирование многоуровневой стратегии в территориально распределенных и иерархических организациях (на примере университетов)» были выявлены проблемы использования глобальной стратегии в крупных организациях без формирования стратегий для ее составных частей, сформулированы гипотезы относительно способов гармонизации развития организации в целом и ее подразделений, а также выделены направления дальнейших исследований данной проблематики. В завершение работы сессии состоялась незапланированная дискуссия на тему «Процесс формирования стратегии в университетах».

Впервые была проведена сессия «Предпринимательство: ответ на глобальные вызовы XXI века», на которой, помимо российских участников (В. В. Воронов (ООО Группа компаний «Бизнес-консалт холдинг»), Т. Д. Коломиец (Московская финансово-промышленная академия) и др.), с интересным докладом о развитии предпринимательства в арабских странах выступила К. Чиу (Chiu C., AL HOSN University, UAE).

Как отмечали участники конференции, работа прошла в атмосфере открытости и заинтересованности, что позволило не только получить новую информацию о направлениях исследований в области менеджмента, но и наладить полезные контакты, стимулирующие межвузовское сотрудничество и исследования.

По итогам работы конференции будет издан, как это делается традиционно, сборник ее трудов. Кроме того, международный программный комитет принял решение о проведении в ноябре 2011 г. на базе факультета менеджмента ГУ-ВШЭ Четвертой международной научной конференции «Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования».

М. Ю. Шерешева, Н. Б. Филинов

Факультет менеджмента ГУ—ВШЭ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.